Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен гения в культурном наследии Запада Шалаева Марина Владиславовна

Феномен гения в культурном наследии Запада
<
Феномен гения в культурном наследии Запада Феномен гения в культурном наследии Запада Феномен гения в культурном наследии Запада Феномен гения в культурном наследии Запада Феномен гения в культурном наследии Запада
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шалаева Марина Владиславовна. Феномен гения в культурном наследии Запада : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Шалаева Марина Владиславовна; [Место защиты: Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т].- Нижневартовск, 2008.- 136 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/258

Введение к работе

Актуальность исследования. Феномен гения с древности привлекает к себе внимание С одной стороны, гении интересен как культурный герои, основоположник чего-то нового, уникального в культуре, с другой - как личность, наделенная экстраординарными качествами В отношении творчества для гения характерны чрезвычайная продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и, вместе с тем, решительное преодоление устаревших норм и традиции Высот гения за всю историю цивилизации достигло не так уж много іюдеи В шгературе разтичного рода, равно как и в представлении ботьшииства людей, за личностью гения закрепился ряд качеств, выделяющих его из остальной массы подей Часто указывается на то, что он отличается ботьшои, и даже болезненной, восприимчивостью, самоуверенностью, способствующей особой настойчивости в реализации задуманного, независимостью, ведущей к уединению, а также склонностью к частым депрессиям

Связанная с феноменом гения проблематика актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане Сегодня, когда в широком научном кругу (начиная с генетиков и заканчивая педагогами) размышляют о модели четовека и пытаются ее сконструировать, создать, воплотив в ней высшие качества, гений, как одно из воплощений таких моделей, становится объектом пристального внимания (ведь именно гении выводят культуру и цивилизацию на новый виток развития) Но, несмотря на это, вопросы, связанные с периодичностью рождения великих творцов, с предпосылками гениальности, с творческим потенциалом и личностной характеристикой гения до сегодняшнего дня остаются в науке открытыми Для того, чтобы хоть в какой-то мере ответить на них, необходимо проанализировать и обобщить имеющиеся на сегодняшний день данные философии, искусствознания, психологии и естествознания, устранив тем самым

существующий между этими областями знания разрыв в понимании феномена гения Этому и посвящено данное диссертационное исследование

Проявление повышенного интереса к гениальным личностям характерно именно дія Запада В западной культурной традиции в качестве мировоззренческой установки выступает нацеленность на познание внешнего мира и активное воздействие на него с целью преобразования Соответственно деятельная, творческая, выделяющаяся своими неординарными способностями личность выходит на первый план и становится в центре внимания широкой общественности Для восточного же человека характерно пассивное подчинение жизненным силам природы, основанное на вере в совершенство и гармонию Вселенной Поэтому люди, наделенные способностями высшей степени, па Востоке воспринимаются иначе они в глазах остальных гармонично вписаны в общий план неизбежных событий

В отечественной научной мысли прошлого столетия понятия «гениальность» и «гений» трактовались весьма своеобразно К примеру, в психологии это своеобразие проявилось в теориях творчества, в которых «на первый план выходят не вопросы интеллекта и креативности, но связь творчества с нравственным обликом личности и с искусством»' В философии же, отражающей идеологические установки, искусство, напрямую связанное с идей гения, понималось как средство неравенства и эксплуатации Поэтому оно могло быть «допущено только как вид производства, т е как производство чего-нибудь нужного и полезного »"

Таким образом, именно в западной традиции феномен гения нашел свое наиболее полное отражение

Цель данной работы состоит в выявлении сущностных характеристик творчества и личности гения посредством анализа и систематизации

1 Колесникова Е Л Творчество как предмет исследования в р>сскои психологической
науке (конец 19 - начало 20 века) Лвтореф дис канд психол наук-М , 1997 С 5

2 Лосев Л Ф Диалектика мифа // Лосев А Ф Миф - Число - Сущность - М , 1994 С 105-
106

теоретических концепции, а также биографических данных, представленных в западной культ>ре

Реализация этой цепи обусловила постановку и решение следующих задач

- опираясь на широкий круг источников, раскрыть особенности
интерпретации понятия «гении» от античности до наших дней,

- дать анализ выде іяемьіх философами и психологами специфических
черт личности гения,

- рассмотреть основные варианты решения проблемы предпосылок
гениальности,

выявить общее и особенное в художественном и научном творчестве,

обозначить характерные особенности творчества існия,

- проанализировать и систематизировать существующие концепции
связи гениальности с психическими расстройствами

Объектом исследования является культурное наследие Запада биографии видных деятелей культуры, а также опыт интерпретации их неординарных творческих способностей и специфических черт личности

Предметом исследования выступает феномен гения, своеобразие его творчества и личности

Степень научной разработанности проблемы. Появпенис первых научно обоснованных теории, касающихся вопросов гения и гениальности, напрямую связано с ростом веры в человека и его возможности, основы которой были заложены эпохой Возрождения Новый статус гения-художника, как изобретателя, имеющего свою, индивидуальную творческую манеру, представтен в сочинениях Леонардо да Винчи, А Дюрера, Д Вазари

К концу XVIII - началу XIX веков гении в работах И Канта, И Гердера, И Гете, И Д'Израэли, Ф В Шеллинга начинает трактоваться, не выходя за рамки традиционных мифологических представлении, и как имманентная душе творческая способность

С середины XIX века начинается эпоха всестороннего изучения феномена гения С этого времени в западной культуре интерес к проблеме человека, наделенного творческим потенциалом наивысшей степени, занимает значительное место как в исследованиях философов, так и в работах психологов, психиатров, социологов и искусствоведов Ценные идеи, связанные с различными аспектами феномена гения содержатся в трудах А Шопенгауэра, Ф Ницше, Л Уорда, О Вейнингера

Яркой страницей в истории проблемы гения является предположение о связи гениальности с психическими расстройствами Основу для последующих исследований, ориентированных на решение проблемы соотношения гениальности с помешательством, а также на выявление предпосылок гениальности заложили психолог Ф Гальтон и психиатры Ч Ломброзо, М Нордау Продолжили научные поиски в этом направлении Э Кречмер, В Райх, Дж Селли, К Ясперс, А Кребер, Д К Саймонтон, Дж -М Аизенштадт, Дж Ландрам и др

Ряд особенностей, связанных с творческим процессом, в том числе творчество гениальных людей западной культуры, стали предметом анализа как западных ученых - 3 Фрейд, О Ранк, К Г Юнг, Т Адорно, А Маслоу, Р С Элберт и др , так и отечественных - И И Лапшин, С О Грузенбсрг, В Ф Асмус, А И Лук, Ы В Гончаренко, В Н Дружинин, А А Помогайбо, Р К Баландин и др О специфике художественного и научного творчества рассуждали также П Валери, А Пуанкаре, Г Селье

Личность гения стала предметом анализа современных американских психологов М А Воллаха, Н А Когана, отечественных культурологов, психологов-Л Я Дорфман, О А Кривцуна, Л В Стародубцевой

Исторические представления о понятии «гений» и о процессе творчества в целом отражены в работах зарубежных (Дж Диллон, К Э Гилберт, Г Кун, Э Панофски и др) и отечественных исследователей (О Б Дубова, Ф Ф Зелинский, А Ф Лосев, И С Сироткина, В Б Черниговский и др)

В отечественной психиатрии обширный патографическии материал представлен в работах Г П Журавтева, Г П Ко іунаева, В М Клюжева, И Д Лакосина, Г В Сегалина, Л В ШуваловаиВП Офроимсона

Исследование феномена гения в кутыуре Запада бьпо бы неполным без осмысления литературного наследия разных эпох Свое видение особенностей личности и творчества іения в художественной литературе представили Г Гессе, М Зощенко, С Моэм, К Унісон, У Око и др

Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе накоплен обширный материал в осмыслении и оценке особенностей творчества и личности гения с позиции философии, искусствознания, психологии и медицины Однако в имеющихся трудах, носвященпыч изучению феномена гения, в основном рассматриваются лишь отдетьные его стороны в рамках какого-либо одного подхода

Теоретическую базу диссертации составляют исследования феномена гения с позиции исгорико-фитософского (КО Гилберт, Г Кун, К Фишер, ВФ Лсмус, ФФ Зечинский, А В Гучыга, И И Лапшин, Л Ф Лосев, и др ), философского и культурологического (Г В Ф Гегель, И Д'Израэли, И Кант, Ст Цвейг, Л Шопенг ауэр, Н В Гончаренко, О Б Дубова, С М Иванов, В И Полищук, Л В Стародубцева, В Б Черниговский и др), а также психологического (О Вейнингер, ДК Саймонтон, РСОїберг, ЛЯ Дорфман, В Н Дружинин, О Л Кривцун, Л Н Лук, Л В Сироткина и др) и медико-психологическою (О Кречмер, К Ясперс, ЮЛ Александровский, В П Эфроимсон и др ) подходов

Методологическую основу исследования определили стожность и многоаспектность избранной темы Недостаточная ее разработанность потребовали междисциплинарного подхода с привлечением анализа историко-философских, философских, психологических, биографических и других источников

Ботьшое значение для исследования имели принципы объективности и всесторонности рассмотрения Метод единства исторического и логического,

а также метод восхождения от абстрактного к конкретному позволили раскрыть исторические представления о гении и показать па конкретных примерах обоснованность выделенных исследователями характерных черт личности и творчества гения

При анализе жизненного и творческого пути гения был использован синергетический подход к кризису как необходимому условию саморазвития

С помощью метода биографического анализа показано, что определяющим мотивом творчества гения выступает его личность и жизненный путь

Наряду с обозначенными методами использован системный анализ, а также описательный и сравнительно-исторический методы

Сочетание разнообразных подходов и методов позволило наиболее полно и обьективно рассмотреть феномен гения в культурном наследии Запада

Научная новизна исследования заключается в том, что

в нем представлена целостная картина развития взглядов на феномен гения в теоретической мысли Запада,

на основе систематизации различных подходов к феномену гения (философского, психологического, эстетического и др) определены сущностные характеристики личности и творчества гения,

- в рамках современных научных выводов раскрыта проблема
предпосылок гениальности, ее связи с психопатапогией,

- сформулирована новая в истории исследуемого феномена научная
проблема каким образом способность гения к саморегуляции влияет на его
творчество, психическое здоровье, а также обоснован возможный вариант ее
решения

Научно-практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы определяется гем, что изложенные в ней результаты углубляют имеющиеся представления о феномене гения, представленном в культурном наследии Запада При этом показана вся его сложность и неоднородность

Материалы и выводы диссертации могут быть испотьзованы и исследовательской работе, поскольку содействуют изучению истории философской и культурологической мысли, определению и анализу основных школ и направлений в границах заяіпспнои іемьі

Диссертационная работа вносит вклад в философию культуры обобщением позиций мыслитетей проппого и настоящего в понимании феномена гения, а также сущностных характеристик гения и гениальности

Исследования, проведенные в работе, способствуют решению актуальной теоретической проблемы, стоящей перед педагогами и психологами современности, - проблеме развития творческих способностей человека и условии их реализации

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы и в учебно-педагогической практике при подютовке общих и специальных курсов по философии кутьтуры, философии творчества, эстетике, теории культуры

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на научно-практической межвузовской очно-заочной конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникации» (Нижневартовск, 26 марта 2005г), на III и IV Международных научных конференциях «Деятелыюстное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 8-9 декабря 2005г, 2006г), на ежегодной научно-практической конференции «Пасхальные чтения» (Нижневартовск, 7 апреля 20О7г), на методологических семинарах кафедры культурологии и философии Нижневартовского государственного гуманитарного университета (ежегодно)

Положения, выносимые на защиту:

1 Проблема гения характерна именно для западной культуры в

связи с традиционной для нее установкой па индивидуализм Истоки понятия «гений» берут начало от мифологических представлений древних римлян,

которые заложили основы для дальнейшего понимания гения как личного божества, выступающего олицетворением воли своего носителя и требующего к себе почтительного отношения Вплоть до XIX века мыслители Запада хотя и говорили о гении как об имманентной душе творческой способности человека, который наравне с природой или Богом творит свой мир, все же трактовали его, во-первых, в рамках традиционной мифологемы вдохновляющего божества, во-вторых, как причастного только к эстетической области С сер XIX века начинается этап всестороннего изучения данного феномена

  1. Каких-то специфических черт в человеческом облике гениев нет, но есгь некоторые особенности личности, которые іению присущи обязательно Это необычайная чувствительность к внешнему миру, высокая самооценка, склонность к одиночеству Однако, комбинация данных особенностей личности гения всегда индивидуально-неповторима В качестве одной из существенных черт личности гения выступает способность к саморегуляции, от которой зачастую зависит его творчество, физическое и психическое здоровье Существует тип гения, у которого эта способность развита, в связи с чем творческая и физическая жизнь может быть долгой, у другого типа гения - она утрачена, что часто приводит к гибели его как творца и личности

  2. Говоря о степени влияния наследственности и среды на гениальность, следует различать интеллектуальную и творческую способности И если первая в большей степени зависит от наследственности, то для второй определяющим является воспитание и обучение Гении же возникает на скрещении генетической одаренности, бтагоприятных условий, времени и окружения, а также целенаправленного труда

  3. Как и художник, ученый вправе называться гением Выдающиеся представители науки и искусства, пускай разными методами, с разными по содержанию и по форме результатами, открывают глубинные смыслы, которые формируют общую картину мира Особое внимание заслуживают

гении-философы, которые выделяются своей способностью проникать в различные области знания

  1. При анализе творчества гения на первый план выступает его оригинальность, универсализм, бессознательность Все обозначенные характеристики тесно взаимосвязаны и являются главными отличительными особенностями гения от таланта Гении об іадает оригинальным видением и даст неповторимую интерпретацию тех или иных глубинных сторон бытия Универсализм гения может проявляться как в способности обнаруживать внутреннюю взаимосвязь различных с виду модификации единого принципа, так и в умении на единственном примере увидеть и передать универсальные связи Гений в большей мере творит на основе бессознательной активности он действует спонтанно и интуитивно

  2. Решая проблему соотношения гениальности и безумия, исследователи в итоге приходят к заключению либо об их тождественности и неразрывности, либо об их обособленности друг от друга Данные выводы в большей мере строятся на основе медико-психопогического анализа Объективная оценка интересуемого соотношения значительно расширяется при рассмотрении социальных и исторических предпосылок

Структура и объем диссертации определены целью и задачами исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, в каждой из которой содержится по три параграфа, заключения, списка используемой литературы, включающего 165 наименований Общий объем диссертационного исследования- 136 страниц печатного текста

Похожие диссертации на Феномен гения в культурном наследии Запада