Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе Греков Максим Александрович

Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе
<
Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Греков Максим Александрович. Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Греков Максим Александрович; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т]. - Омск, 2008. - 131 с. РГБ ОД, 61:08-9/156

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Общая характеристика эскапизма 9

1.1. Определение понятия и сущности эскапизма 9

1.2. Человек убегающий. Антропологическое измерение эскапизма 36

1.3. Культурные предпосылки эскапизма 50

1.4. Отчужденный досуг 9

ГЛАВА 2. Медиаканалы и культурные катализаторы эскапизма в лисдианасыщенном обществе 76

2.1. Медиаканалы эскапизма 77

2.2. Культурные катализаторы эскапизма 92

Заключение 118

Библиографический список 121

Введение к работе

Актуальность исследования. Феномен человека не есть нечто неизменное. Процесс развития человеческого мира имманентно содержит в себе возникновение принципиально новых существенных характеристик культуры и самого человека. Миссия философии — осмысление не только инвариантных начал человеческого бытия, но и исторических новаций. Стремительное ускорение исторического процесса, характерное для информационного общества, порождает множество не просто новых явлений, а существенных фактов культуры, без философского осмысления которых невозможно адекватное понимание самого современного пространства культуры и бытия человека в нем. В реалиях культуры конца XX и начала XXI века обозначилось все более приковывающее к себе общественное внимание явление, устойчиво маркируемое термином «эскапизм» (от английского escape - бегство). Нарастающее количество публикаций по этой проблеме само по себе свидетельствует о его значимости. В то же время границы эскапизма определены весьма нечетко. Даже поверхностный анализ источников, в которых упоминается исследуемое понятие, позволяет увидеть, что термин «эскапизм» употребляется каждым автором по-своему и в своем контексте. Дело не просто в том, что отсутствует близкое к общепринятому определение эскапизма в философии. Многие, в том числе самые фундаментальные, философские понятия определяются существенно по-разному, но применительно к ним каждое определение лаконично выражает ту или иную глубоко проработанную философскую трактовку. По отношению к эскапизму - новому, хотя и важному феномену - такие проработки почти отсутствуют.

Актуальность исследования заключается в том, что существует острая необходимость своевременно отреагировать на проявления эскапизма, исследовать его генезис, механизмы распространения и действия в культурном пространстве. Философская рефлексия призвана выявить сущность эскапизма, более четко зафиксировать его, отграничив от поверхностно сходных, но иных культурных феноменов, проявить формы, контексты и среды сущест-

4 вования, выработать и обосновать отношение к нему как факту культуры.

Степень разработанности проблемы. Одним из первых феномен эскапизма целенаправленно рассматривает Дж.Р.Р.Толкиен в своем эссе «О волшебных сказках», который трактует его как оправданный акт «Побега» от «уродств современности» в мир приключенческой литературы. В качестве объекта исследования эскапизм выступает в двух крупных зарубежных работах: A. Evans. «This Virtual Life. Escapism and Simulation in Our Media World», где предпринимается попытка свести «под одной обложкой» разнообразные связанные, по мнению автора, с эскапизмом культурные и психологические явления, и Yi-Fu Тиап. «Escapism», где дается предельно широкое понимание эскапизма как атрибутивного компонента любой культуры, которая сама может характеризоваться как своего рода глобальный эскапизм, уход от естественного бытия.

В отечественной литературе можно отметить монографию Ю.А. За-мошкина «Кризис буржуазного индивидуализма и личность», написанную еще в 1966 году, в которой явление эскапизма рассматривается в контексте тотальной критики западной культуры, а также работы Д.А. Кутузовой, анализирующей эскапизм по преимуществу с психологической стороны, и Р.Я. Подоля, отождествляющего эскапизм с нравственным нигилизмом.

Хотя трудов, непосредственно посвященных эскапизму, не так много, можно отметить, что существует множество философских, социологических, социально-психологических и культурологических книг и статей, в которых исследуется связанная с эскапизмом проблематика.

Детерменированность эскапизма информационными технологиями рассматривается в данной работе на основании трудов таких зарубежных и отечественных авторов как Д. Нейсбит, Э. Тоффлер, М. Маклюэн, Н. Кириллова, В. Кортунов, В. Кутырев.

Особое значение для понимания эскапизма имеет постмодернистская концепция симуляции и симулякров, во многом разработанная Ж. Бодрийя-ром.

Связанные с эскапизмом экзистенциальные проблемы подлинности бытия, выбора, жизненной реализации разработаны в произведениях Б.Паскаля, С.Кьеркегора, М.Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, Ортеги-и-Гассета, П.Тиллиха, А. Маслоу, Л. Бинсвангера, Э. Фромма, Э. ван Дорцен, Р.Мэя.

Рассмотрение эскапизма как явления, связанного с отчуждением, опирается на работы К.Маркса, Р. Мертона, Э. Дюркгейма, Э. Фромма, Ж. Бод-рийяра.

В характеристике взаимообусловленности порнографии и эскапизма использовались в основном работы Ж. Бодрийяра и С. Зонтаг.

Несмотря на то, что связанные с эскапизмом моменты в какой-то мере фиксируются в довольно широком спектре работ по философии и гуманитарным наукам, в современном состоянии исследованности проблемы имеет место фундаментальный недостаток. Он заключается в отсутствии комплексных, вскрывающих истоки и сущность эскапизма работ, в силу чего его проявления в различных формах культуры предстают как разрозненные, гетерогенные, не имеющие внутренней связи. Можно утверждать, что в настоящее время «эскапизм» - это термин, который у многих на устах, легко используется, однако обозначаемое им явление не осмыслено в достаточной мере на философском уровне глубины, о чем, в частности, свидетельствует игнорирование этого термина большинством философских словарей и энциклопедий.

Проблема исследования обусловлена малоразработанностью и неоднозначностью интерпретаций феномена эскапизма в философии и других гуманитарных науках и может быть сформулирована в виде вопросов: Что такое эскапизм? Чем обусловлено его появление и распространение: внутренними качествами индивида или действием определенных культурных факторов? Какова связь эскапизма и так называемых аддикций, или зависимостей?

Целью исследования является осмысление эскапизма как существенно значимого феномена человеческого бытия, актуализированного посредст-

вом ряда конституирующих компонентов культуры современного информационного общества.

Исходя из данной цели, в диссертации поставлены следующие задачи исследования:

проанализировать наметившиеся подходы к пониманию эскапизма, выявить его сущность и логически отграничить эскапизм от смежных культурных явлений;

рассмотреть основные антропологические и культурные предпосылки эскапизма;

рассмотреть особенности информационного общества, связанные с актуализацией и развитием эскапизма;

классифицировать и проанализировать феномены культуры медиана-сыщенного общества, связанные с проявлением эскапизма.

В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают, прежде всего, концепция отчуждения, исходно разработанная Л. Фейербахом и К.Марксом, развернутое в экзистенциализме противопоставление подлинного и неподлинного бытия человека, идея «бегства от свободы» Э. Фромма, концепция симуляции Ж. Бодрийяра, анализ происходящих и ожидаемых фундаментальных трансформаций культуры Э. Тоффлером, Д. Нейсбитом.

Научную новизну исследования составляют:

экспликация сущности и определение понятия эскапизма, его отграничение от смежных социокультурных феноменов; анализ антропологических и культурных предпосылок эскапизма, выявление и исследование его культурных катализаторов;

обнаружение и описание явления отчужденного досуга; рассмотрение его как условия, способствующего развитию эскапизма;

анализ ряда наиболее значимых проявлений эскапизма, включая такие как увлечение компьютерными играми и распространение порнографии, ранее почти не исследованных философией.

7 Научная новизна работы может быть конкретизирована через следующие положения, выносимые на защиту:

  1. Эскапизм может быть определен как уход индивида от подлинного бытия через его симуляцию в развлечениях. Следует отличать эскапизм от различных аддикций, представляющих собой не просто «уход от...», а патологическую «тягу к...», причем к чему-то конкретному.

  2. Формирование и распространение эскапизма во многом связано с культурой постиндустриального общества, порождающей такие важнейшие предпосылки эскапизма как:

расширение культурного пространства свободы;

усиление потребительской составляющей в культуре;

возникновение медиасреды, комплексно интегрирующей информационные технологии в ткань культурного пространства.

  1. Реалии культуры XX — XXI века позволяют говорить об отчуждении досуга, в котором человек не утверждает себя, а отрицает, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы посредством уводящих от реальности развлечений.

  2. Адекватное описание эскапизма требует различения понятий медиа-каналов эскапизма, то есть феноменов культуры, обусловленных определенным способом передачи информации в медийном пространстве, и культурных катализаторов эскапизма. В работе к медиаканалам относятся, в первую очередь, телевидение и компьютерные коммуникации, к катализаторам -реклама, компьютерные игры, порнография.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Работа имеет, прежде всего, теоретическое значение в контексте развития философии культуры, философской антропологии и социальной философии. Ее результаты могут использоваться в преподавании общего курса философии, в преподавании названных философских дисциплин и различных спецкурсов. Кроме того, данная работа может послужить методологической

8 основой для изучения эскапизма средствами социологии. Она содержит в себе также и определенный потенциал для разработки и реализации профилактики эскапизма в педагогике и организации работы с молодежью.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре философии Курганского государственного университета и рекомендована к защите.

Основные положения исследования были представлены на международных конференциях «Машины. Люди. Ценности» (Курган, 2006г.), «Проблемы информатики: философия, науковедение, образование» (Санкт-Петербург, 2007г.), «Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России» (Курган, 2008г.), а также на кафедре философии Курганского госуниверситета. По теме диссертации сделано семь публикаций.

Структура и объем работы: Работа состоит из введения, двух глав (первая из четырех, вторая из двух параграфов) и заключения. К работе прилагается список литературы из 124 наименований. Общий объем диссертации составляет 131 страницу.

Определение понятия и сущности эскапизма

Слово «эскапизм», как правило, можно встретить в материалах различных средств массовой информации, посвященных виртуальной реальности, движению толкиенистов, алкоголизму и наркомании. Иногда при этом предпринимаются попытки осмыслить явление на достаточно высоком уровне общности. Так, в своем сообщении «Эскапизм как форма самоопределения в подростковом и юношеском возрасте» Д.А. Кутузова заключает: «В настоящее время среди подростков и юношей весьма распространены такие явления, как сообщества "ролевиков", секты различного толка, наркомания и «уход» в виртуальную реальность компьютерного мира, "Сети". Мы полагаем, что все вышеперечисленные явления, несмотря на существенные внешние различия, имеют под собой общий психологический фундамент, и что их можно объединить под названием "эскапизм", т.е. "бегство от действительности"»1. Тем не менее, даже поверхностный анализ источников, в которых упоминается исследуемое понятие, позволяет увидеть, что термин «эскапизм» употребляется каждым автором по-своему и в своем - самом разнообразном - контексте.

Можно заключить, что в настоящее время представления об эскапизме не зафиксированы в строгом научном или философском понятии. «Эскапизм» - это термин, который у многих на устах, легко используется, однако обозначаемое им явление теоретически недостаточно проработано. Об этом, в частности, свидетельствует то, что в справочных изданиях по философской проблематике понятие эскапизма обычно отсутствует.

Один из пишущих по проблеме эскапизма авторов, Р.Я. Подоль замечает: «В современном обществоведении нет однозначного научного определения понятию «эскапизм». Если обобщить различные его интерпретации, ко торые даются социальной психологией, конфликтологией, социальной философией, то можно принять следующий его смысл: под эскапизмом понимается бегство человека от общепризнанных стандартов и стереотипов общественной жизни»

Также Р.Я. Подоль считает, что «существует ... еще одна философская версия в толковании эскапизма. Речь идет о так называемом нравственном нигилизме, отрицании морали как надобщественного, надклассового феномена, обладающего абсолютной внеисторической ценностью. Если принять во внимание это толкование, то ясно, что людей, стремящихся уйти от общепризнанных моральных универсалий, регулирующих общественные отношения, в любую эпоху, было немало, и что любителей подражать знаменитому Диогену хватало на все времена» . Однако такое понимание в литературе, посвященной эскапизму, не имеет распространения. На наш взгляд такое представление не адекватно исследуемому в данной работе явлению. Поэтому мы лишь фиксируем его для констатации факта наличия существенно различных трактовок эскапизма.

В сети Интернет можно найти анонимное определение, в котором эскапизм характеризуется как «социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от реальной действительности общепринятых стандартов и норм общественной жизни в мир социальных иллюзий или в сферу псевдодеятельности»4. Забегая вперед, скажем, что только в этом определении (из всего, что нам удалось найти) понимание эскапизма совпадает по смыслу с тем, что предлагает Р.Я. Подоль в своем первом варианте трактовки исследуемого явления.

Заметим, что в основе представления об эскапизме как уходе от норм общественной жизни и как нравственном нигилизме, предложенном Р.Я. Подолем, лежит отождествление эскапизма и ретритизма. Последнее понятие ввел Р. Мертон, характеризуя общество в состояние аномии.

Ретритизм, «по мнению Мертона..., возникает, если индивид отвергает как установленные цели общества, так и легальные средства их достижения. 8 итоге такие люди становятся «отбросами общества», самовыражаясь в аль тернативном, маргинальном способе существования»5.

К ретретистам Р. Мертон относит «страдающих психозами, лиц, ушедших от реального мира в свой внутренний болезненный мир, отверженных, изгнанных, праздношатающихся бродяг, хронических алкоголиков и наркоманов»6.

На первый взгляд, отождествление эскапизма и ретритизма может казаться справедливым. Практически совпадает смысловое значение английских слов, от которых образованы оба понятия: «retreat» может переводиться на русский как «отступление», «отход», «убежище», «пристанище», «отступать», «отходить», «удаляться»;7 «escape» переводится как «бегство», «побег», «избавление», «спасение»; «бежать (из заключения)», «спастись», «отделаться».8 Чтобы различать понятия эскапизм и ретритизм, обратимся к другим существующим определениям эскапизма. Оксфордский словарь современного английского языка определяет эскапизм следующим образом: «обыкновение уходить от неприятной действительности в мир воображения».

Человек убегающий. Антропологическое измерение эскапизма

Мы рассмотрели понятие и сущность эскапизма. Но остается неясным ряд вопросов, связанных с этим явлением: почему человек убегает от реальности? Что толкает личность на уход от подлинности - общество или конкретная история развития индивида?

Следует заметить, что наше исследование направлено на изучение эскапизма как проблемы культуры. В то же время мы не отрицаем значимости антропологических предпосылок для формирования исследуемого явления и считаем их выделение необходимым. В этом параграфе мы рассмотрим наиболее важные с нашей точки зрения антропологические особенности индивида, внутренне связанные с эскапизмом и характерные для склонных к нему личностей.

Антропологические предпосылки эскапизма — это определенные субъективные составляющие, присущие индивиду, которые могут быть ответст венны за появление эскапизма. Можно рассмотреть различные типы характера, темперамента, различные мотивационные черты и волевые качества человека: целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, дисциплинированность и их противоположности. Может быть рассмотрена связь эскапизма и различных проявлений лени.

Общая характеристика эскаписта

Отметим, что следует отличать внутреннюю духовную жизнь индивида от компенсаторного переживания той или иной ситуации в воображении. В первом случае, мы имеем в виду саморазвитие и самоанализ, философскую рефлексию, состояние катарсиса, религиозные переживания и т.п. Во втором - ситуацию, когда конкретным необходимым действиям личность предпочитает «действие» в пространстве образов, в фантазии, как правило, переживаемой даже более ярко, чем это могло бы быть в действительности. Такого рода ситуацию удачно фиксирует известная поговорка «кулаками после драки не машут», давая ей негативную ценностную маркировку.

Э. Эванс говорит, что эскаписта можно определить как человека, который не в состоянии актуализировать собственную жизнь, которому остается компенсировать «паралич действия» в воображении. Он считает, что эскапист — это блокированная индивидуальность, которая боится использовать имеющиеся у нее талант и умения. Возникновение психического барьера к реализации может быть результатом активного воздействия родителей в период детства индивида или результатом давления работодателя или властного супруга в более зрелый период. Также такие причины могут быть обнаружены во влиянии репрессивного общества.

В литературе широко используется подход к типологизации индивидов, базирующийся на дихотомии «экстраверсия-интроверсия». Можно предположить, что интроверт более склонен к уходу от действительности в вооб ражаемый мир. Э. Эванс указывает, что экстраверт, в отличие от интроверта, более мотивирован, чтобы жить в реальном мире и взаимодействовать с людьми. Он больше говорит, ищет больше внешних активностей и тратит меньше времени на уединенные занятия, такие как чтение. Тем не менее, интроверт через созерцание и обдумывание может достигнуть более глубокого понимания действительности. Экстраверт может быть занят популярными, распространенными в обществе занятиями, уводящими от проблем, различ-ными играми и развлечениями . Таким образом, индивиды обоих типов могут быть в равной мере предрасположены к эскапизму.

Формирование эскапизма может быть связано с психическим инфантилизмом, для которого характерны: «крайняя неустойчивость настроения и внимания, склонность к фантазированию, лёгкая внушаемость, обидчивость, со робость перед всем новым. Суждения неглубоки и поспешны» . Заметим, что при инфантилизме в качестве основного компенсаторного механизма выделяют «попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (на пример, интернет-аддикция и т.п.)» .

Различные проявления лени (например, лень как понижение уровня мотивации, слабая волевая сфера, как инфантильная бездеятельность)60 могут быть связаны с эскапизмом или сопутствовать изучаемому нами явлению. Лень и эскапизм могут быть похожи внешне. Индивид, характеризуемый как подверженный лени, может вместо выполнения необходимой работы заниматься теми или иными развлечениями. Но мы выделяем лень и эскапизм как самостоятельные явления, которые необходимо различать.

Медиаканалы эскапизма

Слово «медиаканал» не ново. Однако его использование в профессиональной исследовательской литературе нам неизвестно. Между тем, в данном исследовании за этим термином стоит одно из ключевых, структурирующих понятий. Поэтому оно требует здесь своего достаточно четкого определения.

Словарь Ожегова выделяет несколько значений слова «канал». Одно из значений: «Линия связи, коммуникации; устройство для передачи информа ции, л. электросвязи. Каналы радиостанции для ведения прямых передач» . Также канал определяется как «Путь, средство для достижения чего-н.»

Понятие «медиаканал может быть близко к понятию «каналы коммуникаций». Последнее определяется как «пути и средства распространения информации от адресанта к адресату»125.

В первом приближении медиаканал может быть определен как способ трансляции и получения информации в медийном пространстве. Но под ме-диаканалом мы имеем в виду, прежде всего, не технический способ передачи информации, а обусловленный таким способом некий культурный феномен.

В этом смысле характерно использование понятия «телевизионный канал». Телеканалом обычно называют определенную частоту вещания. Но понятие телеканала не исчерпывается отличием одной частоты от другой, каналы отличаются, прежде всего, содержанием и оформлением. Каждый телеканал - это свой небольшой мир, особое информационное пространство.

Итак, определим медиаканал как целостное явление культуры, детерминированное определенным техническим способом передачи информации в медийном пространстве.

К медиаканалам эскапизма мы относим телевидение и компьютерные коммуникации, наиболее распространенные в современной сфере досуга. Соответственно, вид деятельности индивида, связанный с телевидением или компьютером, может быть различным. Если теледосуг связан в основном с просмотром выпусков новостей, спортивных состязаний, художественных фильмов и т.п., то есть просмотром определенных трансляций, то компьютерная коммуникация потенциально безгранична. Она может включать в себя просмотр художественных фильмов, прослушивание музыки и радио, всевозможные виды творческой активности, огромный ассортимент жанров и видов игр, использование ресурсов сети Интернет и т.д.

Телевидение

Телевидение остается одним из главных развлечений и наиболее предпочтительным способом организации досуга человека в современной цивилизации. Опираясь на данные социологических исследований, проведенных среди россиян в 2000 году, Н. Кириллова заключает: «Телевизор тесно связан с домом и бытом, домашней атмосферой, общим досугом семьи. Более того, можно сказать, что домашнее, семейное время («своя, личная жизнь») для преобладающей части россиян — это и есть телевизор, а телепросмотр равнозначен семье, дому, досугу («своей, личной жизни»). То есть российское общество на рубеже веков — это по преимущество общество смотрящих телевизор и символически обменивающихся мнениями о просмотренном. В 2000 году 60% опрошенных горожан обычно смотрели телевизор с кем-то из родных или близких. Само их время организовано вокруг телевизора». О до минировании теледосуга также говорит то факт, что среди 2001 опрошенных в исследовании ВЦИОМ 91% отметили, что смотрят телевизор ежедневно127.

Тотальная популярность телевидения и его относительная молодость позволяет сделать вывод о значительном вытеснении прежних, традиционных форм досуга из образа жизни индивидов. «Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, не способные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни флиртовать, ни любить, ни касаться или играть и разыгрывать друг друга - фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьем и жуем, жуем, жуем»

Связывая свой досуг с телевизором, индивиды привыкают дистанцироваться от собственного непосредственного переживания реальности, участия в ней. «Телепросмотр не только замещает активную, массовую политическую жизнь пассивным просмотром теленовостей. Телевидение «протезирует» и многие другие несостоявшиеся формы гражданского участия, социальной солидарности (клубы по интересам, ассоциации и союзы разного рода, формы самоорганизации потребительского или досугового поведения, наконец, реальные политические партии), создавая целые сферы чисто визуальной чужой жизни, виртуально-телевизионной реальности, которая завораживает зрителей своей как бы доступностью, иллюзией присутствия. Разыгрывая различные ситуации, инсценируя сюжетные коллизии, ТВ воспроизводит весь круг представлений и ценностей, значимых сегодня для сообщества россиян в целом, выступает своего рода "живым календарем" ритуалов социального единства и сопричастности»

Культурные катализаторы эскапизма

Маскируя свое суггестивное воздействие, реклама может создавать впечатление предоставления индивиду свободы выбора, продиктованного индивидуальностью. Парадоксальность и фальшивость таких концепций заключается в стремлении подчеркнуть индивидуальность серийными вещами. Например, реклама модели сотового телефона гласит: «Будь собой. Прочие роли уже заняты». Оскар Уайльд».

Приобретение той или иной вещи позволяет подчеркнуть определенную часть характера. Так, реклама многих сортов пива и сигарет нередко апеллирует к мужественности. Реклама помогает человеку в самоопределении, облегчая тягостный выбор самого себя, о котором твердят Кьеркегор, Сартр, Ортега-и-Гассет, Тиллих и другие философы. По замечанию Ж. Бод-рийяра, «широкой рекламой устраняется психическая неустойчивость. Ибо хуже всего, когда приходится самому придумывать мотивации для поступков, любви, покупок. Человек при этом сталкивается с тем, что он сам себя плохо знает, не существует как полноценный субъект, обманывает себя и испытывает страх. Если вещь не снимает это чувство вины от незнания, чего ты хочешь и кто ты такой, то она будет сочтена некачественной»156.

Сегодня индивид выбирает, каким ему быть человеком, выбирая тот или иной бренд: кормить кошку «Вискасом» или «Китекетом», использовать для бритья вездесущий «Жилет», или купить другую бритву. Данную ситуацию самоидентификации индивида с рекламными кодами можно резюмировать цитатой из романа «Generation "П"» В. Пелевина: «Ответ на вопрос "Что есть я? " может звучать только так: "Я — тот, кто ездит на такой-то машине, живет в таком-то доме, носит такую-то одежду"157.

Бренд — торговая марка, которая обеспечивает и символизирует уверенность в том или ином продукте. Хорошему бренду потребители доверяют

на протяжении своей жизни, передают свою уверенность детям. «Для многих из их верных клиентов никакая цена за это фирменное добро не бывает слишком высокой; более того, просто покупать эти товары для установления нужных им отношений недостаточно. Одержимые брендами покупатели исповедуют едва ли не фетишистский подход к потреблению: бренд, логотип становится для них талисманом» .

Бренд превращается в тотем, родовой знак потребительской мифологии: «Если Intel - символ интеллектуального развития, то Nike — символ ценностей превосходства в чистом виде (во всех областях, кроме интеллектуальной деятельности). Спортом здесь дело не ограничивается. Бренд Nike — символ достижения поставленной цели и превосходства почти во всем... Некоторые потребители даже наносят татуировки с изображением логотипа брен-да...» "

Рекламная симуляция опирается на порочный круг - воздействуя на те или иные ценности, она одновременно утверждает их и транслирует. Над замкнутостью такого круга размышляет герой «Generation "П" Татарский: «И он, и другие участники изнурительного рекламного бизнеса вторгались в визуально-информационную среду и пытались так изменить ее, чтобы чужая душа рассталась с деньгами. Цель была проста — заработать крошечную часть этих денег. С другой стороны, деньги были нужны, чтобы попытаться приблизиться к объектам этой панорамы самому. В сущности, это было так же глупо, как пытаться убежать в картину, нарисованную на стене. Правда, богатый человек, как казалось Татарскому, мог выйти за пределы фальшивой реальности. Он мог покинуть пределы обязательной для нищих панорамы. Что представлял из себя мир богатых, Татарский на самом деле не очень знал. В его сознании крутились только смутные образы, штампы из рекламы, которые он сам ретранслировал уже долгое время, отчего и не мог им ве-рить»160.

Маркетинг вмешивается в ценностное поле индивида, рассеивая и трансформируя его. Сегодня реклама не только опирается на те или иные ценности, но и формирует их. Реклама — это потребительская мифология , призванная обеспечить спрос на множество товаров (в том числе ненужных), которые необходимо продать. Бренды, опутывающие индивида в повседневности, превращаются в модели поведения. Постоянное поддержание в себе необходимого уровня соответствия выбранному образу отчуждает индивида от своей подлинной личности, заменяя поиски смысла и собственного пути в реальности комбинаторикой массмедийных образов. Мотивированные на обладание вещами, индивиды становятся зависимы от них и отчуждены от себя.

Компьютерные игры

Компьютерная игра может чрезвычайно увлечь человека, доставлять ему чувство радости, вплоть до эйфории. Желание играть может быть очень сильным, как и получаемые в ходе игры впечатления и эмоции. Можно сказать о значительной эмоциональной привязанности играющего к игре. Но когда игрок проводит часы и дни в компьютерном виртуальном мире, что остается от его «я» в действительности? Не есть ли погружение в компьютерную виртуальную реальность отчуждение, отказ от себя, выход за пределы своего «я»? Ведь игрок может быть практически отключен от реальности. Компьютерная игра в определенной мере может быть сравнима с наркотиком.