Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании Туфанов Александр Олегович

Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании
<
Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Туфанов Александр Олегович. Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Санкт-Петербург, 2001.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/14-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-культурные основания космизма 12

1.1. Космические мотивы в восточной и западноевропейской философии 12

1.2. Специфика русского космизма и необходимость целостного подхода к изучению мира 27

Глава 2. Проблема человека в антропокосмоцентрических концепциях России 45

2.1. Русское народное и поэтическое творчество о месте человека в мире 45

2.2. Русская религиозная философия о „космическом предназначении человека 58

2.3. Космизм о нравственно- эстетическом взаимоотношении человека и космоса 72

2.4. Русские ученые о взаимоотношении человека как микрокосмоса с макрокосмосом , 81

Глава 3. Русский коемизм о новом измерении человека 94

3.1. Ноосферная идея в русском космизме 94

3.2. Место русского космизма в решении глобальных проблем современности 112

Заключение 128

Список литературы 132

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Начиная с древнейших мифологических, религиозных и философских представлений, человек уже активно осмысливал в различных, преимущественно чувственно-образных формах, связи между своим существованием и бытием Вселенной. Космические символы и образы так же являлись основной составной частью содержания народного бытового Л искусства и поэзии. Во всех этих духовных образований всегда, явно или скрыто, выражалось стремление человека воздействовать на мир в желательном для него направлении. Это стремление было наиболее систематично реализовано лишь в разработанном в России 19- 20 в. уникальном космическом направлейии философской мысли - космизме, интерес к которому постоянно возрастает. Это особенно заметно в последнее время.

Этот интерес объясняется несколькими причинами. Во-первых, замалчиванием в течение почти семидесяти лет основных отечественных направлений художественно - эстетической, философской и религиозно - богословской мысли вообще, 19 в. - в особенности. Во-вторых, стремлением на переходе веков (сравни с «серебряным» веком) успешно разрешить те актуальные проблемы, которые связаны с взаимоотношением человека, природы и космоса.

Русский космизм является уникальным научно-культурологическим феноменом, достижением многовековых усилий философов, естествоиспытателей, писателей, поэтов, религиозных деятелей и безвестных хранителей мифологических традиций народной памяти. Как отмечает исследователь русского кос-

мизма В.Н. Демин, космизм - это не просто знание, а особое прочувствование Вселенной: научно осмысленное, эмоционально-личностное мироощущение. Вследствие этого оно особенно созвучно целостным, интегративным тенденциям в развитии современной науки.

Однако следует отметить, ощущение глубинной причастности сознательного существа к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, вместившем в себя все природные, космические «стихии и энергии», проходят через всю мировую культуру - как восточную, так и западную. Но, только русский космизм, на наш взгляд, синтезировал эти два подхода, выработал особый взгляд на мир как на единую, целостную систему, где изменение одного из элементов может повлечь за собою необратимые негативные изменения других.

В связи с проблемами современного развития цивилизации и с успехами овладения человеком ближайшим космическим пространством становится все более очевидной проблема поиска адекватного места человека не только в обществе, но и во Вселенной. Это уже хорошо понимали представители русского космизма. Они достаточно определенно отмечали не только зависимость человека от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий его мир. Соразмерность человека и остального мира послужили основой для разработки русскими космистами целостного взгляда на мир. Параллельно этому шло формирование нового типа мышления, связанного с экологизацией и космизацией человеческой деятельности. Стало зарождаться новое экологическо-космическое мировоззрение, которое позволяет, на наш взгляд, отразить бытие мира и человека в их единстве, в неразрывной взаимосвязи челове-

ка - микрокосма и природы - макрокосма. Способствовать становлению этого мировоззрения является актуальной задачей не только науки, но и многих вненаучных форм.

Еще одним важным аспектом актуальности темы является ее нравственно-эстетическое значение. Речь идет об ответственности человека за Космос, ноосферу как особых, новых ступеней самоорганизации Вселенной. В диссертации обосновывается необходимость целенаправленности таких духовных ценностей, как Добро, Любовь и Красота на более совершенное устройство Вселенной. Понятно, решить эти проблемы невозможно без анализа образа жизни русского человека и тех достижений, Которые имеются в трудах русских космистов.

Степень разработанности проблемы. Необходимо отметить, что русский космизм явился выразителем философско-религиозных исканий русской нации XIX - XX в.в. На его формирование, оказали огромное влияние: 1. народное творчество; 2. русская классическая литература 19 века (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Сухово-Кабылин, Ф. М. Достоевский и др. ) ; 3. художники (Пет-ров-Водкин, Рерих); 4. философия славянофильства (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков); 5. религиозная философия (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др. ); 6. наука ( Ломоносов, Менделеев, Мечников, Сеченов, Докучаев и др.). Большое влияние оказали на формирования русского космизма и подобные заподноевропейские (Платон, Беме, Кузанский, Бруно, Шеллинг, Теяр-де-Шарден) и восточные (даосизм, буддизм) философские течения.

В результате русский космизм явился уникальным и довольно сложным образованием, основные идеи которого стали созвуч-

ны ведущим тенденциям духовного развития всей современной мировой цивилизации. Эта сложность связана с его неоднородностью; на наш взгляд, он включает в себя позтическо-художественное, религиозное, мистическое, естественнонаучное направления1.

Здесь следует отметить, что термин «русский космизм» впервые, по мнению Гиренка Ф.И. («Русский космизм»), вел советский философ Н.Г. Говрюшин. Начало формирования мировоззрения космизма Н.К. Говрюшин («Из истории русского космизма») относит к середине 18 в., когда идеи антропокосмизма и безграничности творческой возможности человека из Запада проникли в отечественную культуру. Что касается философии русского космизма, то акцент в этом понятии следует делать на слове «русский», ибо космизм, как уже говорилось, не есть новоизобритение русского ума.

В 1983 году в свет вышла книга Ю. А. Школенко под названием «Философия, экология, космонавтика», где рассматриваются философско-социологические концепции по проблемам взаимодействия общества и природы и где рассматриваются идеи космизма. Эти идеи анализируются через призму основных доктрин - от технических, игнорирующих законы общественного развития, до тех-нофобских и финалистских, предсказывающих деградацию и гибель общества. Однако в этой книге не учитываются духовно-нравственные аспекты проблемы, а так же дается негативная кри-

1 Следует заметить, в отечественной философской литературе мистическое направление отдельно не выделяется. В данной диссертации приводится обоснование необходимости такого выделения.

тика религиозно-идеалистических и западных концепций в решении проблем человека, природы, космоса.

Начиная с 1988г. (когда отмечалось 125 лет со дня рождения В.И. Вернадского), в отечественной философии заметно активизировалась разработка идей космизма. Так, в 1989 г. на Всесоюзной конференции «Русский космизм и ноосфера» (г. Москва) космизм трактуется как социокультурный феномен, где человеку отводиться центральное место и развиваются идеи антропоцентризма, что является недостаточным для выяснения сущности космической философии, ибо в космизме, как будет показано в диссертации, определяющим являются антропокосмоцентрические тенденции. В 1990 году выходит книга Н. Моисеева «Человек и ноосфера», где автор отстаивает идею целостного подхода к проблеме взаимоотношения человека и природы - центральную идею естественнонаучного космизма.

В 90-х годах XX столетия среди фундаментальных проблем, разрабатываемых в философской литературе, является идея активной эволюции, под которой понимается необходимость появление нового этапа преобразования окружающей среды, определяемого не только разумом, но и нравственным чувством. Сторонниками этого направления являются: С.Г. Семенова («Русский космизм»), А.Г. Маслеев («Человеческоек измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм»), Л.Э. Венсковский, Г.Е. Смирнов («Русский космизм и антропокосмизм. Проблема направленности космической эволюции» (В кн.: Человек, Космос, творчество: история и современность)). Эти авторы сделали попытку решать проблемы преобразования биосферы и Космоса в с вязи с разумными запросами конкретного человека. В дальнейшем эта тема разрабатыва-

лась в работах О.Д. Куракиной, опубликованных в следующих статьях и сборниках: («Русский космизм: вопросы жизни и смерти у Н.Ф. Федорова», «Русский космизм и современность», «Русский космизм: к проблеме синтеза науки, философии и религии», «Русский космизм как социоприродный феномен», «Русский космизм -истоки третьего тысячелетия», «Человек в естественно-научной картине мира русского космизма» (В сб. : Проблема гуманизации математического и естественнонаучного знания)), Пестеров П.Н. («Проблемы развития ноосферной цивилизации»), Гальцевой Р.А. («Очерки русской утопической мысли XX века»),Исмагидов Р.У. («Целостный мир человека и его эволюции»), Микулиский СР. («О понятии ноосферы»), Олейниковым Ю.В. («Ноосферный проект социоприродной эволюции»). Однако хотя в этих работах и уделяется определенное внимание роли человека в решении глобальных проблем современности, тем не менее в них недостаточно, на наш взгляд, делается акцент на роль духовных ценностей в отношениях человека и природы.

В 1995 вышла антология русского космизма -«Грезы о Земле и небе», где рассматриваются различные подходы к проблемам русского космизма. В ней развивается расширенная трактовка этого феномена, дается хронологическая картина разработки этого понятия, а так же на широком историко-философском материале анализируются философские основания русской религиозной философии и естественнонаучной мысли.

Обостренное внимание современных авторов к вопросу о месте человека во Вселенной объясняется также развитием антропного космологического принципа, который требует рассматривать будущее Вселенной и человечества не через призму биологической

эволюции, а через духовные потенциалы человечества. Эта идея находит отражение в работах Маслеева А.Г. (« Человеческое измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм»), Березиной Т.Н. («Антропный космологический принцип»), Александрова Й.А. («Космический феномен человека: человек в антропном мире»), Нестерука А.В. («Космологический антропный принцип, идея ноосферы и проблема жизни во вселенной в традиции русского космизма»), Корсунцева И. («Эволюция субъекта в технологическую эпоху»), Мердеева В. («Человек как всевысший триальный элемент»). Данной проблеме также посвящен ряд диссертационных работ: Мальцевой Н.И., Ждановой Н.Л., Зобовой М.Р.

Все больший интерес многие авторы проявляют к человеку, его месту и роли во Вселенной. Характерным является то, что речь идет не о человеке вообще, а о человеке, взятом со стороны его внутренней активности. В результате взаимодействия человека и космоса возможны два варианта: либо внутренняя деятельность человека вступает в противоречие с Космосом, либо совпадает с ним. Если она не совпадает с развивающимся Космосом, то происходит деградация человека и мира, приводящая к катастрофам. Если совпадает, то человек выступает движущей силой в системе «человек - природа». Эти взгляды нашли свое отражения в работах: Демина В.Н. («Тайна Вселенной»), Демина В.Н., Селезнева В.Л. (« К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра»),И.А. Сафронова («Русский космизм»), В.И.Дуденкова («Философия космизма В России рубежа 19-20 веков»), Чаркина А.С. («Проблема человека в философии русского космизма»), Р.А. Зобова, В.Л. Обухова, Л.И. Сугаковой («Основы человековедения: человек как микрокосм»).

Соглашаясь с разработанными концепциями вышеназванных авторов и учитывая в этой диссертации их основные идеи, автор считает, что в них недостаточно всесторонне анализируется проблемы целостности в понимании русского космизма.

Цель настоящего исследования - выявить целостный, синте-тически-интегративный подход в понимании русским космизмом взаимодействия человека с природой, показать место человека и его предназначение в мироздании.

Задачи исследования заключаются в следующем:

Определить синтетически-интегративный подход в разработке < проблемы взаимоотношений человека й природы (космоса).

Раскрыть значение гуманистических идей русского космизма ! для современной науки и культуры.

Показать, что взаимоотношение человека как микрокосмоса с макрокосмосом является одной из центральных в космизме.

Выявить основные пути и средства оптимизации взаимоотношений человека, общества, природы (космоса).

В качестве методологического основания в решении этих задач выступает принцип системности, диалектического единства, взаимодополняемости научного и вненаучного знания. Культурно-исторический метод является определяющим при систематизации фактологического материала.

Научная новизна работы:

- Обоснована необходимость принципа целостного подхода к изу
чению понимания мира и человека в философии русского кос
мизма.

Привлечены народные и литературно-художественные источники русского космизма и показано их влияние на определение места человека в мире.

Введено новое понимание ноосферы как одухотворенной разумом и чувствами человека оболочки космоса,

Выявлена необходимость выделения мистики как составной части русского космизма.

Показана необходимость анализа работ русских космистов для выработки нового эколого-космического мышления в решении глобальных проблем современности.

Вскрыта важность идеи гармонизации общественной жизни в контексте научно-позновательных и нравственно-эстетических отношений человека к окружающей его природе и космосу.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется возможностью использования полученных результатов для методологического анализа проблем современности, для философского и естественнонаучного осмысления взаимодействия природы и человека. Материал может быть использован такхйсе в лекционных курсах по истории и социальной философии, по экологии, по русской культуре двух последних эпох, а также в спецкурсах по методологии современных научных исследований человека и его возможностей.

Апробация работы. По материалам диссертации были сделаны доклады и сообщения на научных конференциях СПбГАУ (1998-2001). Основные положения диссертации отражены в семи научных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из ведения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Космические мотивы в восточной и западноевропейской философии

Русский космизм есть самобытный феномен культурной жизни России, связанный с общечеловеческим цоиском смысла и перспектив взаимосвязи Вселенной и человека, с развитием мировой культуры. Человек, являясь необходимым элементом структуры Вселенной, активно участвует в дальнейшей ее эволюции. Говоря словами (стихами) В. Блейка, русские космисты обладали способностью: В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность И неба - в чашечке цветка. Но тогда то же самое можно сказать о многих культурных деятелях всего мира, которым тоже присуще ощущение глубинной причастности космическому бытию. Мысль о человеке, вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходит через всю мировую культуру. История древней науки и культуры показывает, что космическое мироощущение было универсальным, общечеловеческим феноменом, распространенным на протяжении тысячелетий во всех высокоразвитых цивилизациях древности - Египте, Вавилоне, Китае, Индии, Древней Греции. Далее, вплоть до заподноевропей-ской научной революции XVI - XVII в., в его рамках накапливались и систематизировались знания людей о природе, обществе и человеке. Именно представления о встроенности в объемлющую и своеобразную конструкцию космоса отличают наших далеких предков от современных форм научного знания, основанных на иной - "некосмической" - парадигме мышления. Такое мироощущение наиболее явно выражено в даосизме, конфуцианстве и буддиском учении о дхарме ("одно во всем и все в одном"), где все элементы природного и человеческого бытия полагались равносильными и связанными между собой. Мир здесь не воспринимался разделенным на отдельные части (природный и человеческий), а рассматривался как единый организм, части которого находились во взаимосвязи. Эта мысль в даосизме является основной: "Все пронизывает единый путь - дао, все связано между собой. Жизнь едина и стремление каждой ее части должно совпадать со стремлением целого"2. Здесь утверждается, что человек, должен ощутить «мировой ритм», привести свой разум в соответствие с ним, стать высоконравственным и только тогда он сможет постичь природу вещей и услышать "музыку человечества". Размышляя о взаимодействии всех частей космоса, китайские мудрецы также считали, что «путь», «сила» в образе дао или неба регулирует поступками людей. В книге Лао-цзы «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ») говориться об определенных гармоничных отношениях человека, природы и дао: «Человек следует земле, земля - небу, небо - дао, а дао самому себе (цзыжань)» . Но небо «может и повернуться лицом к человеку и отвернуться от него», ибо оно «действует в зависимости от поступков людей»4, от их нравственности. Неслучайно, в Древнем Китае стихийные бедствия повсеместно воспринимались как свидетельства прежде всего неправильного правления, что являлось показателем безнравственного поведения властителей. Речь в первую очередь идет о действиях высших космических сил и нравственных, жизненных установок, от которых зависит судьба человека: «Дэ истинного человека (цзюньцзы) - ветер, дэ мелкого человека (сяожень) -трава. Когда ветер дует, трава склоняется»5. По буддийским представлениям, жизнь человека организуется самим человеком, его кармой («дело», «деяние»), в конечном счете моральным законом, когда всякое сознательно совершаемое действие (причина) имеет равный отклик (следствие). Признается единственная форма борьбы - с самим собой, с собственными заблуждениями, собственной несвободой. Само слово "космос", в его донаучном и дофилософском смысле, означало "порядок", "строй мира", гармонию, но при этом акцент делался на природное - материальное его начало. В тоже время оно применялось и в других смыслах: при обозначении воинского строя, государственного устройства и даже убранства, приведшей себя в "порядок" женщины (отсюда слово "косметика"). Применительно к "устройству мира" и его «огненной» силы этот термин начал применяться только Гераклитом. О музыкально - математической гармонии Космоса, о его разумной и прекрасной упорядоченности учил Пифагор. Проникновение в эту гармонию и приобщение к ней рассматривалось в пифагорийской школе (которая была одновременно и научным и мистическим, религиозно -нравственным образованием) как единственный путь организаций и обогощения человеческой души с целью ее спасения в круговороте рождений и смертей. С этого времени идея об определяющем влиянии космоса на человека стала одной из ключевых для античной культуры.

Специфика русского космизма и необходимость целостного подхода к изучению мира

Сегодня, в эпоху поиска путей цивилизационного развития и новых мировоззренческих ориентиров, создается ситуация, в которой реальному целостному человеку становиться все труднее находить себе место в мире. Эта ситуация с особой остротой поставила на повестку дня вопрос о целостном, синтетически-интегративном подходе к изучению мира и человека. И здесь особенно обращает на себя внимания философия русского космизма.

Как уже говорилось выше, целостное представление о человеке и мире, возникло и развивалось уже в Древней Восточной и античной философии. Однако, в традиционных восточных культурах, где ценность природы доминирует над ценностью человека, вектор человеческой активности ориентирован во внутрь - прежде всего на самовоспитание и самоограничение, которое обеспечивает адаптацию человека к природному целому. Человек не выделяется из природы как особый компонент, а включается в единый космический организм, он стремиться не столько к мощи и успеху (как на Западе), а к гармоничному и живому развитию, к истине и красоте.

Противоположное понимание человека как активного существа характерно для западной культуры. Здесь ценность человеческой личности доминирует над ценностью природы. Человек есть особая одухотворенная составляющая часть природы, «продолжающая акты божественного творения»24. Вектор человеческой активности направлен вовне, на преобразование окружающего мира и подчинение его человеку. Западная традиция в большей мере рассматривает не активную творческую эволюцию, а непосредственное подчинение и эксплуатацию природы человеком.

Философия русского космизма предприняла попытку синтезировать эти различные подходы, предложила идею взаимной корреляции двух различных пониманий человеческой деятельности, формирования целостного подхода к осмыслению мира и человека. Но прежде она подвергла критическому анализу односторонность этих подходов.

В космизме, например, можно найти резкую критику свойственного западной цивилизации способа деятельности, который нацелен на эксплуатацию природы, что неизбежно приводит к разрушению ее естественных связей. Русские философы настаивали на том, что чисто технологическое отношение к природе имеет свои границы. Они буквально пророчески предостерегали от безудержной технологической эксплуатации природы, предсказывая глобальные катастрофы на этом пути. Об этом говорят и современные восточные мыслители. «Запад, - пишет японский писатель Таока Рэйун, - систематически умерщвляет свою моральную природу в целях заложения прочного фундамента для своих гигантских абстракций производительности... Тот тип цивилизации, который приводит к порабощению одного другим, обречен на вымирание, все противоречащее... - всякое искусственное образование, не сообра-зуемое с мировым Путем» . Такую цивилизацию он называл бездуховной, механической.

Но вместе с тем, предлагаемые русскими космистами проекты будущего отнюдь не отбрасывали как восточную, так и западную культурные традиции, а, напротив, использовали их возможности и основные идеи. Это относится прежде всего к идеям единства космоса и человека и ценностям активной творческой личности.

Беспорно, русский космизм, учитывая основные тенденции мировой культуры, в процессе своего становления выработал свою специфику. Первой характерной его особенностью, на наш взгляд, является целостный, синтетически-интегративныи подход в его разработке, учитывающий самобытные ценности отечественной истории, культуры и науки. Как отмечает профессор В.Л. Обухов, русский космизм «является уникальным научно культурологическим феноменом, достижением многовековых усилий философов, естествоиспытателей, писателей, поэтов, художников, религиозных деятелей и безвестных хранителей народной памяти»26. В результате русский космизм предстает не просто как знание, а особое эмоционнально-личностное мироощущение, «вследствие чего он особенно созвучен целостным, синтетически-интегративным тенденциям в современной науке».

Вторая особенность заключается в том, что русский космизм свои истоки находит в глубинах народной жизни - соборности, означающей, прежде всего нравственно-духовное единение людей в их повседневной жизни. В дальнейшем развитие идеи соборности привело к концепциям Всеединства и, наконец, Космизма. Однако, на наш взгляд, в космизме человек выступает не как чистый продукт всеобщего единения, но и приобретает личностную свободу в выборе духовных ценностей, необходимых для установления гармоничных отношений с окружающим его мира. Именно эта идея является центральной в философии Н. А. Бердяева, Флоренского, В. Вернадского.

Исходным в мировоззрении русского космизма, как, впрочем, в любой философской системе, является рассмотрение отношения бытия и сознания. В космизме эта связка трансформируется в отношения Бога (как творца), космоса (как природа) и человека, что характерно для его религиозного и мистического направлений, или как отношения космоса (природы) и человека, что характерно для его естественнонаучного направления. И здесь можно заметить три аспекта рассмотрения этих отношений: онтологический, гносеологический и аксеЪлогический, анализ которых позволит, на наш взгляд, раскрыть основное содержания данного параграфа.

Онтологический аспект русского космизма составляют прежде всего представления 1) о космосе как живом организме, 2) о месте человека в мире, 3) о вечности жизни. Последние два аспекта будут раскрыты в последующих разделах данной диссертации. Здесь же мы более подробно остановимся на первом аспекте.

Как уже отмечалось, в западной философии живое начало мироздания не получило должной разработки. Со времен Ньютона в ней твердо утвердилась мысль, что мир эта «машина». В философии же русского космизма, наоборот, идея живого начала в космосе занимает одно из центральных мест. Причиной тому, на наш взгляд, являются те «глубинные» архаические традиции русского язычества, которые изначально органически были вплетены в мифы, народный фольклор, эпос, искусство, философию, своеобразно синтезируясь со славянской культурой в целом, образуя основное содержание духовности русского народа. Для этих духовных образований характерно признание раздвоенности единого мира на противоположности: Живое-Мертвое, Светлое-Темное, Вечное-Тленное, Доброе-Злое, Красивое-Безобразное и др.

Русское народное и поэтическое творчество о месте человека в мире

С древности до конца прошлого века космическая в широком смысле тема развивалась прежде всего в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых - утопически-фантастических произведениях. Микро- и макрокосмические соответствия выражали идею связи человека и космоса, духа и природы, ощущение целостности мироздания. Каждый человек, опираясь на общечеловеческие ценности, творил как свой, так и общий образ мира. Одной из таких ценностей является единство человека, общества и природы. В народном творчестве это единство приобретает определенный ракурс. Природа и общество, среди которых человек вырастает, действует, совершает свою историю, есть первое и очевидное, что определяет этническую целостность, материальные и духовные ценности. Они факторы постоянно действующие однако в русском космизме акцент делается на природу, это проявляется в русском народном творчестве. Так, в мифах природа понимается как тело земли: лес, горы, моря, озера, реки, пустыни, степи, тундра, вечная мерзлота; климат умеренный или подверженный катастрофическим изломам; землетрясение, ураган, наводнение; животный мир, растительность - все это предопределяет и последующий род труда и быта (охота, скотоводство - кочевье, земледелие - оседлость, торговля - мореплавание и т.д.). Сам человек в понимании древнерусской мифологии приобретает следующие черты: тело - взято из земли, кости - от камня, кровь - от морской воды, .,., голова - от неба, дыхание - от ветра, говорения - от раската грома, блистание очей - от молний. Такое происхождения человека исходит из мифологического понимания единства «внешнего» и «внутреннего», космоса (природы) и человека. В соответствии с этим формировались и свойства человека: «молчаливый и угрюмый - от преобладания земли в составе тела, холодный - от обилия морской воды (крови), сердитый - от огня, скупой - от камня, смелый - от солнца, похотливый - от облака, легкомысленный - от ветра»48. Природа здесь это не только географическое понятие, "окружающая среда", но в тоже время мистическая субстанция соединяющей в себе материальное (Природу) и духовное (Родину, Мать). В то же время Природа по составу стихий предстает как "мать-сыра земля", "водо-земля", "воз(дух)-огонь"; она - "бесконечный простор", беспредельность. Такое отношение к природе русский народ переносит и на свое государство, которое предстает перед ним как «огромная белоснежная баба, расползающаяся вширь» (М. В. Ломоносов). И не случайно Россия выступает Матерью и в то же время Отцом для своего Народа. Недаром в народно-поэтическом космизме три главных агента истории: Россия - Сыра Земля, Россия-Мать, Народ-Государство (Кесарь). Между ними Психея - душа русской женщины. А русский народ; это - труд, песня, поэзия, блатной язык, свобода, бунт. Его душа - нараспашку, широка, легка на подъем в путь дорогу дальнюю.

Для русского народа Космос - это "путь-дорога", "русская тройка", космодром в однонаправленную бесконечность. Земля не есть граница человеческой деятельности, а всего лишь исходный пункт, целое мироздание - поприще нашей деятельности. Не зря человек древних руссов чувствовал неразрывное единство с природой. С этим чувством народ воспринимает Солнце, Свет, Землю и весь Космос, созидая собственный мир и утверждая себя частью Мира. Поэтому нравственные принципы не отделялись в народном сознании от космических начал, от непонятного, но интуитивно отражаемого мира. Космос человек приближал к себе различными образами - уподоблениями, строя свою жизнь в согласии с природными ритмами. Так, ощущая себя в единстве с природой и находя опору в планетарно - космических силах, человек и дом свой считал маленькой вселенной. В нем, как в космосе, царил высший порядок, направлявший повседневность, и вроде бы неподвластный времени.

Индивидуальное сознание не отделяло собственную жизнь от общей, а общую - от вселенской. Символом небесной колесницы в Космосе становился крестьянский дом, на крыше которого сажался деревянный конек - знак Солнца. Лишь народное мироощущение, воспринимавшее личную жизнь в аспекте вечного, смогло создать столь смелый образ, который можно сравнить с образом ковра -самолета или огненных крылатых коней, покоряющих пространство и время. Так, С.А. Есенин отмечал, конь в греческой, египетской, римской и русской мифологии есть знак устремления, но только русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним - небесной колеснице. Ни на Востоке, ни на Западе выдумать подобного не могли. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», - говорит наш мужик, запрокидывая конька в небо.

Ноосферная идея в русском космизме

Рассмотрев основные проблемы, связанные с взаимоотношением человека (микрокосма) с природой (макрокосмосом), для более полного раскрытия темы диссертации обратимся к следующим идеям космистов: об организованности и вечности жизни, о разумной жизни, встроенной в монолит живого вещества, о космической, «вселенской» судьбе человека, то есть к тем идеям, которые лежат по сути в основе нового целостного мировоззрения. Это хорошо выражено прежде всего в концепции В.И. Вернадского о ноосфере.

Вероятнее всего, первым произнес слово «ноосфера» французский философ и естествоиспытатель Э. Леруа в двадцатых годах XX века. В эти же годы В.И. Вернадский употребил этот термин на семинаре Бергсона. Позднее этот термин широко использовал П. Тейяр де Шарден и многие другие. Однако у этих авторов есть некоторые различия в понимании ноосферы. Так, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден под ноосферой понимали «современное состояние, геологически переживаемое биосферой». Кроме этого П. Тейяр де Шарден связывал это понятия со становлением «суперчеловека, по своим духовным качествам приближающегося к Богу» . В.И. Вернадский, в отличии от них, связывал это понятие с вполне реальными естественнонаучными и социальными факторами. По его мнению, под ноосферой необходимо понимать те области земли (литосферы, гидросферы и атмосферы), которые были подвержены и постоянно подвергаются активной преобразующей деятельностью живых организмов (биосферы) и деятельностью человека; эти области в принципе могут быть управляемы человеком. Основное содержание учения о ноосфере, часто называемое биосферно-ноосферной концепцией В.И. Вернадского, трактуется им как переход от биосферы к ноосфере, который должен неизбежно произойти, а может быть уже давно начал происходить с того времени, как человек стал активно вмешиваться в процессы, протекающие в окружающей среде. Изучая биосферу, механизмы ее эволюции, Вернадский не раз обращал внимание на то, что живое вещество - это не совокупность отдельных видов, а некоторая целостная гармоничная система. И хотя оно составляет ничтожную часть вещества нашей планеты, тем не менее, именно живое вещество определяет все основные особенности ее эволюции. Это -тонкая пленка на поверхности планеты, усваивающая и преобразующая космическую энергию, прежде всего энергию Солнца.

На протяжении всей научной деятельности В.И. Вернадского проблемы живого вещества были в центре его научных интересов. Он предполагал, что существует качественное отличие живого от неживого, хотя они и существуют в глубочайшей взаимосвязи: не только среда формирует особенности живого, но и живое органи-Там же.. зует свою среду обитания, и развитие живого меняет характер круговорота веществ. И вместе с тем барьер между живой и косной материей непроходим. Как и подобает русскому естествоиспытателю, выросшему в годы формирования русского космизма, феномен жизни В.И. Вернадский считал не просто природным явлением, а явлением космически-вечным. Это логично привело его к пере- смотру традиционных представлении о пространстве и времени .

Говоря о пространстве и времени, можно отметить, что со времени В.И. Вернадского следует говорить о трех концептуальных подходах: Ньютона, Эйнштейна и Вернадского. На наш взгляд, концепция Вернадского шире, она включает в себя две другие. В неоконченной работе "О жизненном (биологическом) времени" (1931) Вернадский писал: "Так же, как и для философии, время Эйнштейна явилось относительным, но относительным в мире физических явлений. Проблема времени поставлена как объект научного изучения в обстановке теории относительности, но не как ее следствие".94 В том же году Вернадский в докладе "Проблема времени в современной науке" на собрании Академии наук высказал главную формулу своей концепции: время - это жизнь. В последствии он заменит слова "жизнь" на более точный термин "живое вещество".

Похожие диссертации на Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании