Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские основания пространственно-числовых представлений в европейской средневековой культуре Клеева, Алиса Викторовна

Философские основания пространственно-числовых представлений в европейской средневековой культуре
<
Философские основания пространственно-числовых представлений в европейской средневековой культуре Философские основания пространственно-числовых представлений в европейской средневековой культуре Философские основания пространственно-числовых представлений в европейской средневековой культуре Философские основания пространственно-числовых представлений в европейской средневековой культуре Философские основания пространственно-числовых представлений в европейской средневековой культуре
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клеева, Алиса Викторовна. Философские основания пространственно-числовых представлений в европейской средневековой культуре : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Клеева Алиса Викторовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2011.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/46

Введение к работе

Актуальность исследования.

Тема философского обоснования абстрактных символических форм, прежде всего, геометрико-числовых структур, как наиболее общих и основополагающих, имеет существенное значение при анализе культурных традиций. Геометрико-числовая образность является неотъемлемой частью культурных практик и присуща как структурно-рационалистической, так и символической форме мышления. При этом существенным моментом являются концептуальные истоки данной «структурной» мысли.

Исследование мировоззренческих оснований геометрико-числовой образности в средневековой традиции представляет собой специфическую культур-философскую проблему. Актуальность ее обусловлена малоизученностью роли геометрико-числовых конструктов, прежде всего, в символическом аспекте, в контексте общих мировоззренческих тенденций эпохи. Структурные принципы мыслительных практик, их специфический образный строй обнаруживают прямую корреляцию с базисными концептуальными позициями эпохи - эстетическими, онтологическими, теологическими и другими. Данное положение позволяет выявить целостный характер средневековой культуры, а также продемонстрировать ее специфические особенности, в культурном плане прежде всего связанные с символическим мировидением.

Средневековые идеи о структуре мира, имеющего пространственно-числовые основания, позволяют определить значимость символико-математических представлений в европейской средневековой философии, а также в различных областях культурной деятельности, например, в архитектуре.

Исследования средневековой европейской традиции в XX веке обрели особый характер и большую популярность, что было обусловлено кризисом новоевропейской традиции и попыткой определить динамику новых тенденций в культуре. В этот период появляется концепция «нового Средневековья», которая остается актуальной до сих пор, находя отражения в работах таких авторов, как У. Эко, У. Бек и других.

Проблемное поле.

Наличие ярко выраженных структурных оснований образности в объектах культуры, например, архитектуре, зачастую обусловлено специфическими мировоззренческими тенденциями эпохи. Когда мы говорим о доминирующем принципе структуры в числовой образности, присущем античной математике, мы исходим из общего представления о ведущих концепциях пифагорейства с его манифестацией концепта числа-первоосновы сущего. Средневековая тенденция сведения реалий бытия к их умопостигаемым сущностям в предельно абстрагированных формах, каковыми полагались геометрические и числовые конструкты, не обнаруживает прямых, концептуально оформленных философских истоков, но усматривается в ряде теологических, онтологических и эстетических положений.

В анализе пространственно-числовых структур в объектах культуры немаловажной проблематикой видится привязанность числа к визуальным формам, к которым, прежде всего, относятся объекты геометрического типа с четко фиксированной структурой. Наличие тех или иных геометрических образов в объектах культуры зачастую обусловлено символическим значением имеющихся числовых порядков. Число в данном случае предстает как вполне конкретное пространственное распределение единиц. Основным истоком данного традиционного рассмотрения и установленных в культуре Запада интерпретативных позиций выступает, прежде всего, древне-пифагорейская математическая образность с ее так называемыми «фигурными числами».

Привязанность числа к пространственным формам наиболее четко можно усмотреть в архитектуре и, прежде всего, в готической, где вертикальный и горизонтальный планы, взаиморасположение элементов интерьера, орнаментика часто обуславливались сознательным обращением к традиционным символическим числовым системам.

Формирующаяся интерпретативная практика математического символизма при смене эпох от Античности к Средневековью обуславливалась существенным влиянием концептуальных порядков европейской культуры, определенных, например, в произведениях Бл. Августина, Климента Александрийского, Кассиодора, и, далее, Гуго Сен-Викторского, Тьерри Шартрского, Николая Кузанского и других.

Данные концептуальные порядки продолжают оказывать влияние и на современный гуманитарный дискурс, начиная с трудов Э. Кассирера и О. Шпенглера и кончая исследованиями Ф.В. Хоппера и Э. Панофского. Мы также встречаем влияние данных идей, прежде всего, в интерпретациях выдающихся русских философов XX в. П. Флоренского и А.Ф. Лосева, а также продолжение данных исследований в актуальных работах петербургской философской школы Ю.М. Романенко, О.А. Чулкова и других.

Степень разработанности проблемы.

Начиная с античной эпохи, тема символических аспектов числа, геометрико-числовой образности, геометрических пропорций и математических принципов в целом обращала на себя внимание. Так, пифагорейской школой разрабатывался вопрос о наглядном, «структурном» изображении целого числа и, соответственно, о дифференциации чисел натурального ряда; создана «математическая» мифология, в которой образ божества или природных стихий ассоциирован с той или иной геометрической образностью - геометрической фигурой или ее элементом. В поз дне античной традиции неоплатонической школой, прежде всего, в лице Ямвлиха был разработана концепция о структурно-числовом представлении разнородных качественностей, а Боэцием основательно развита античная теория пропорций, главным образом, в музыке, определившая дальнейшее развитие средневековых математических наук.

Раннесредневековые христианские авторы, изменяя интерпретативный порядок в рамках христианской идеологии, продолжают обращаться к символическим математическим порядкам, но уходят от онтологических позиций к буквальному переосмыслению сущностных божественных характеристик, «овнешвлненных» в геометрически-числовых образах. Данная тенденция обнаруживается в произведениях таких авторов, как Бл. Августин, Рабан Мавр, Кассиодор, Исидор Севильский. Особое место в исходном направлении занимала практика библейской экзегезы, наиболее последовательно представленная в трудах Бл. Агустина и Климента Александрийского.

С завершением раннего средневековья геометрико-числовые представления в качестве мощного инструментария схоластической мысли ассимилируют в трудах Шартрской и Сен-Викторской философских школ, в лице крупнейших их представителей - Тьерри и Бернарда Шартрских, Гуго Сен-Викторского, Алана Лилльского, Роберта Гроссетеста, а также в произведениях Фомы Аквинского. Представители

данных философских школ уточнили и актуализировали платоническую демиургиче-скую концепцию «бога-геометра и архитектора Вселенной».

Постепенно в новоевропейской традиции пространственно-числовая образность теряет сакраментальные смыслы, но обретает колоссальное значение в качестве основания методологии науки. И лишь позднее, что, в частности, характерно для русской культуры XX века, возвращается интерес к числовой образности, прежде всего, в аспекте «пространственности», «индивидуальности» числа в работах многих авторов, наиболее значимыми из которых являются П. Флоренский и А.Ф.Лосев. Они, по сути, наследуют античную интерпретативную практику, переосмысляя ее в порядках современной культуры.

Тема пространственно-числовых представлений находит свое конкретное выражение в вопросе соотношения формы (структуры) и числовых содержательных элементов в геометрической символике; теоретические основания данной проблематики изложены в трудах Э. Кассирера, Ф.В. Хоппера, М. Гика. Актуальность этой темы видится особенно существенной в отношении архитектурного проектирования. Вопросу о том, в какой степени традиционное символическое содержание геометрических «модулей пропорционирования» именно определяло практику строительства, а не являлось уже апостериорным явлением, рассмотрен в исследованиях отечественных и зарубежных ученых - К. Фрайганга, В.П. Зубова, В. Мортэ, Л.Г. Бергер, М. Дэ-виса, Д. Хэмбиджа.

В исторической науке XX века медиевистика обратилась к культур-философскому осмыслению символических оснований средневекового мировоззрения, проступавшего в различных практиках повседневности, что отмечали такие авторы, как Виоле Ле Дюк, И. Хейзинга и другие. В связи с появлением французской школы «Анналов» интерес к Средневековью принципиально возрастает. Авторы данной школы, обращались к формированию «цивилизации средневекового Запада», в том числе, и с точки зрения выявления и определения различных символических аспектов, среди которых пространственный символизм занимал существенное место, что становится очевидным, если обратиться к анализу структурных особенностей городской застройки, структуры захоронений, храмовой архитектуры, архитектонике символико-ритуальных действий и т. д., что, в частности, исследовали Ж. Ле Гофф, Ф. Арьес и другие.

Современные исследователи, как отечественные, так и зарубежные, так же обращаются к отдельным аспектам данной проблемы. В частности мы можем упомянуть таких исследователей, как В. Баркет, П.П. Гайденко, Д. Диллон, В.М. Жмудь, Х.Л. Иост-Гогье, А.В. Лебедев, Ю.М. Лотман, М. Мази, Б.А. Фролов, А.Н. Чанышев, и др., проанализировавших истоки числовой символизации в европейской культуре; В.В. Бычков, А.Я. Гуревич, Э. Жильсон, А.К. Иттер, Г. Кун, У. Эко и др., исследовавших формирование средневекового символического «языка», ставшего основанием традиции; Хр. Батлер, М. Мази, Р.А. Пекк, Ф.В. Хоппер, выявивших культур-философские основания формирования средневековой числовой символизации; О.Э. Душин, Р.В. Светлов и др., продемонстрировавших преемственность символических идей Средневековья в отечественной традиции; М. Гика, В.П. Зубов, К.М. Муратова, Н.Л. Павлов, Э. Панофский, П. Рьестра, Д. Хэмбидж, выявивших структурно-символические основания средневекового храмового зодчества.

Общеконцептуальное рассмотрение преемственности в европейской культуре от Античности до современных представлений изложены в трудах отечественных ученых - М.С. Кагана, Е.Э. Суровой, О.А. Чулкова и др., а также зарубежных - И. Адо, Ф. Броделя, Ж. Ле Гоффа, О. Шпенглера, У. Эко и др.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является исследование философских оснований пространственно-числовых представлений в европейской средневековой культуре от истоков их становления до оформления в важнейший принцип средневековой христианской традиции. В соответствии с целью работы и в ходе проведенного исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть статус пространственно-числовых представлений в контексте ведущей средневековой концепции «Бога-геометра».

  2. Выявить основополагающие средневековые мировоззренческие концепции, служащие основанием для геометрико-числовой образности в теологической и онтологической мысли.

  3. Проанализировать семантическое содержание геометрических и числовых образов в средневековой культурной традиции.

  4. Определить значение системы пространственно-числовой образности для структурных оснований средневековой западноевропейской культуры.

  1. Рассмотреть геометрико-числовую символику в средневековом архитектурном «модульном» проектировании, прежде всего, в отношении храмового зодчества.

  2. Проанализировать концептуальную роль пространственно-числовой символизации в формировании структуры мировоззренческих представлений.

Положения, выносимые на защиту.

мы полагаем, что принципы структуризации и геометризации являлись формообразующим началом для средневековой теологической и онтологической мысли, а также для всей средневековой культуры в целом, что наиболее ярко и последовательно отразилось в архитектурной практике;

пространственно-числовая образность охарактеризована нами как один из наиболее эффективных инструментов в построении символического дискурса в философской мысли данной эпохи;

важнейшей особенностью средневекового числового символизма явилась его гетерогенность, т.е. применимость в отношении различных аспектов бытия;

выявлены два типа семантизации числа в средневековой традиции: 1) практика «ассоциативной нумерологии», подразумевающая «симпатическую» связь элементов бытия, 2) «аритмологическая» практика, для которой характерна проективность арифметических свойств числа по отношению к содержательным элементам мира;

геометрический символизм в ряде случаев полагался в основе средневековой соборной архитектурной «модульности» - системы базовых элементов проектирования;

философские основания пространственно-числовых представлений в средневековой архитектонике выражены в концепциях Гуго Сен-Викторского, Тьерри Шартрского, Фомы Аквинского, Бонавентуры и других.

пространственно-числовая образность имела определяющее значение в практике «визуализации» теологических и онтологических смыслов;

таким образом, мы можем утверждать, что символический пространственно-числовой концепт отражает сущностные характеристики мировоззренческих оснований цивилизации средневекового Запада.

актуализация геометрико-числовой образности на рубеже XIX - XX вв. явилась рецепцией античной и средневековой традиции, а также сочетала в себе символическую и концептуальную трактовку числа.

Методологическую основу диссертации составляют:

феноменологический метод, используемый на первичной стадии изучения и описания предмета исследования;

герменевтический метод, являющийся, безусловно, необходимым в культур-философском исследовании вообще для интерпретации оснований существования текста в средневековой традиции и, в частности, при изучении пространственно-числовой символики;

культур-философские методы при исследовании основополагающих принципов культуры, в том числе европейской, на различных этапах ее становления;

историко-генетический философский метод, необходимость которого обусловлена глубокой укорененностью предмета исследования в истории культуры и философии.

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения могут быть использованы в философско-культурологических и антро-по-философских исследованиях. Так, например, это возможно при дальнейшем осмыслении проблем геометрической символизации и концептов «пространственности числа» в понимании оснований формирования западноевропейской традиции. Выводы исследования могут служить для более глубокого и целостного понимания неоплатонической и средневековой христианской философии и символики и их влияния на многочисленные исследования современности, а представления о пространственно-числовой структуре мира и ее отражение в архитектурном творчестве - на исследования в области истории архитектуры.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке общих и специальных лекционных курсов по философии культуры, философской антропологии и культурологии (например, «Числовой символизм в культуре», «Структурные основания культуры», «Антропологический символизм» и т. д.).

Апробация результатов исследования

Основные идеи и результаты исследования были изложены на научных конференциях и семинарах: «Стратегии этической и эстетической рефлексии» (ноябрь 2005 г., СПб), «Археология и история Литвы и Северо-Запада России в раннем и позднем Средневековье» (декабрь 2006 г., СПб), круглый стол «Философия архитектуры» (ноябрь 2008 г., СПб), конференция «Новые традиции» (апрель 2009 г., СПб), а также на

круглом столе «Символика числа в средневековой архитектуре» (март 2010 г., СПб). По материалам выступлений опубликован ряд статей.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы (около 200 на трех языках) и приложения.

Похожие диссертации на Философские основания пространственно-числовых представлений в европейской средневековой культуре