Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Маркина Елена Павловна

Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма
<
Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маркина Елена Павловна. Философско-культурологическая интерпретация феномена антропокосмизма: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.13 / Маркина Елена Павловна;[Место защиты: Белгородский государственный национальный исследовательский университет], 2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Антропокосмизм: философский концепт и культурно-мировоззренческий феномен 14

1.1. Историко-философские предпосылки антропокосмизма 15

1.2. Антропокосмизм в религиозно-философском контексте 45

Глава 2. Антропокосмизм в отечественной философской традиции: социокультурный генезис и концептуализация 73

2.1. Антропокосмизм в контексте философии русского космизма 75

2.2. Концептуализация антропокосмизма в отечественной науке и философии ХХ и XXI веков 101

Заключение 133

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема бытия человека, его взаимодействия с окружающим природным миром занимали значительное место во всех основных типах мировоззрения, в которых акцентировалось внимание на месте человека во Вселенной, его связях с бытием природного мира в целом.

На сегодняшний день мир переживает техногенный кризис, который разрушает природу Земли и природу человека, а это означает что техногенные изменения выходят в ближайшие пределы космоса перевоплощаясь при этом из норм повседневного благополучного быта в непосредственную угрозу бытия. Ощущение глубинной причастности человечества к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, вместившем в себя все природные, космические «стихии и энергии», проходят через всю историю мировой культуры.

Из широкого философского спектра мировых научных направлений и школ, именно философии русского космизма впервые удалось выработать собственный рациональный и этический взгляд на мир как целостную систему, где изменение одного из элементов влечёт за собою изменение других её компонентов. Русский космизм попытался проанализировать и исследовать механизм взаимодействия внешнего и внутреннего мира человека и его социоприродной среды, а также искал пути достойного ответа на вызовы современности.

Актуальность диссертационного исследования состоит и в том, что
интерпретация философских концептов «человек», «антропокосмизм»,
«русский космизм» определена комплексом проблем социально-

гуманитарного и философского изучения человека, включая

фундаментальные универсально-антропологические и социально-

преобразующие проявления его активности.

Степень научной разработанности проблемы. Основную

источниковедческую базу диссертации составили труды классиков

отечественной философской традиции русского космизма, в текстах и контекстах которых получила свое осмысление актуальная проблематика: идеи целостной картины мира, онтологии человека и мира в их единстве, связи человека и макрокосма природы, взаимосвязи мироздания.Именно таковым и является научное творчество Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского. В это же время Н.П. Петерсон, Н.А.Умов, Н.Г. Холодный и некоторые другие учёные и философы, близкие по своим воззрениям к философии русского космизма, вводят в научный и мировоззренческий дискурс идеи и труды русских и зарубежных космистов в новом теоретическом и культурно-историческом контекстах. В данный период появляются и работы как деятелей «теософской традиции» (Е.П.Блаватская, Рерихи др.).

Разумеется, в предвоенное и послевоенное время интерес к русскому космизму спадает: на повестке дня стояли вопросы выживания нашего отечества, культуры и цивилизации перед угрозой фашизма и гонки вооружений. Интерес к отечественному космизму возникает вместе с успехами нашей науки и техники в освоении ближайшего космического пространства. Как фиксируют исследователи, в конце 60-х годов прошлого века возникает и сам термин и концепт «русский космизм». Однако в энциклопедиях, словарях и учебных пособиях того времени («История философии в СССР» в 5 томах, первые тома «Философской энциклопедии») философия русского космизма освещается отрывочно и не систематично.

И, тем не менее, философия русского космизма выходит из забвения,
легализуется и популяризируется, трансформируя «творческий

диалектический материализм» в нечто совершенно новое и оригинальное. К началу 90-х годов ХХ века были организована серия научных форумов разного формата, опубликованы научные статьи и монографии, подготовлены и защищены диссертации, посвящённые творчеству учёных-космистов, а также философским проблемам космоса и комплексного исследования человека (работы Н.К. Гаврюшина, Ф.И. Гиренка, С.Г.Семёновой и др.). Свой вклад

внесли таких видные учёные и философы, как Р.А. Гальцева, А.Г. Гачёва, Л.В. Голованов, А.В. Гулыга, В.И.Дуденков, Ю.А. Жданов, О.Д. Куракина, Д.Н. Ляликов, С.Р. Микулинский, Н.Н. Моисеев, А.П. Огурцов, И.Б. Роднянская, А.Д. Урсул, Л.В. Фесенкова, А.Л. Яншин и другие.

До конца ХХ века в нашей стране публикуются работы русских
философов-эмигрантов, – Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского,
Г.В. Флоровского, – в которых была дана достаточно объективная оценка идей
русских космистов. На рубеже столетий опубликованы монографии и статьи
следующих исследователей космизма: Г.П. Аксёнов, В.И. Алексеева,
Ю.Б.Бахтин, Л.И. Василенко, Н.К. Гаврюшин, А.А. Галактионов, Н.С.Ганина,
А.В. Гачёва, В.Н. Дуденков, Н.М. Ефимова, А.Ф. Замаляеева, В.П. Казарян,
В.П. Казначеев, В.В. Казютинский, Л.А. Коган, В.А. Кутерев, Л.В. Лесков,
В.В. Лыткин, М.А. Маслин, В.М. Мапельман, С.С. Неретина, Ф.Ф.Никандров,
А.П. Огурцов, В.Н. Сагатовский, С.Г. Семёнова, А.Д. Урсул, К.Х. Хайруллин,
С.С. Хоружий, А.А. Шаронова, В.П. Ярышкин и другие. В цикле этих
исследований продолжилась и расширилась рациональная реконструкция и
интерпретация концептуальных оснований русского космизма и

антропокосмизма.

Прошедшие десятилетия показывают устойчивую

институционализацию научно-философского дискурса антропокосмизма и
русского космизма в кандидатских и докторских диссертациях С.Р. Аблеева,
М.А. Абрамова, Т.В. Абрамовой, Е.В. Авдеевой, Н.В. Башковой,
Т.В.Бернюкевича, Е.В. Введенской, Э.В. Гирусов, Б.Г. Григорьян,
В.Н.Дёмина, Н.М. Ефимовой, Н.В. Исаковой, С.Н. Касаткиной,

О.В.Кашириной, Г.П. Ковалёвой, А.Я. Кожурина, И.А.Козикова,

О.М.Корженко, С.В. Кричевского, И.К. Лисеева, В.В. Лыткина,

В.В.Макогоновой, И.С. Овечкиной, С.В. Останиной, А.М. Панкрушиной, А.И.Парфёновой, Н.А. Перекусихиной, Д.В.Платоновой, Е.Е. Пурто, И.П.Савельевой, И.Ю. Салминой, Н.В. Самсоновой, А.С. Скачковой, А.В.Суслова, С.В. Терехова, А.О. Туфанова, Е.Т. Фадеев, Л.П. Филенко,

Л.И.Хохловой, Н.В. Чемирисовой, Э.Г. Яблонского и многих других исследователей.

Среди зарубежных исследователей выделим М. Хагеймайстера, который попытался охватить учение фёдоровцев (последователей Н.Ф.Фёдорова) – от Н.П. Петерсона и В.А. Кожевникова вплоть до европейской эмиграции. Логическое, а также историко-философское конструирование концептов «русский космизм», «антропокосмизм» и «человек» можно увидеть в работах таких зарубежных исследователей, как Л. Коэн, М. Лапка, С. Лукашевич, И. Михеева, К. Серафимов, А. Тэски, В.Шляпентох.

Анализ степени разработанности проблемы свидетельствует о необходимости дальнейшей специальной философской работа, дающей объективную и адекватную аналитику «антропокосмизма» с позиции его философско-культурологической интерпретации. Все это подводит нас к необходимости восполнить выявленный пробел путем систематического диссертационного исследования.

Исходя из вышесказанного, мы выделили объект нашей

диссертационной работы – антропокосмизм в мировом и отечественном общекультурном и философском наследии.

Предмет исследования – антропокосмизм как социокультурный, научно-мировоззренческий и философский феномен.

Цель диссертационной работы – философско-культурологическая реконструкция и интерпретация проблемы человека и человечества в текстах и контекстах отечественного антропокосмизма.

Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

– рассмотреть историко-философские предпосылки и идейные истоки антропокосмизма в восточной, западной и русской философских традициях и культурно-исторических системах знания;

– проанализировать религиозно-философский дискурс

антропокосмизма и выявить специфику понимания человека, его антропокосмической сущности в православной традиции русского космизма;

– исследовать и реконструировать культурно-исторические

предпосылки и идеи антропокосмизма в контексте философской традиции русского космизма;

– осуществить концептуализацию антропокосмизма в отечественной науке и философии ХХ – XXI веков в качестве проекта возрождения онтологии целостного видения человека и космоса.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологической основой диссертационного исследования послужили
труды классиков философской традиции русского космизма и представителей
отечественной и зарубежной философской, науковедческой,

социологической, исторической и культурологической мысли.

Методологическим инструментарием диссертационного исследования
выступает принцип диалектического единства, основанный на взаимной
дополняемости научного и метафизического знаний. Особая роль нами
отводится культурно-историческому методу (с целью систематизации
фактологического материала); методу интегрального анализа истории русской
философии и примыкающему к нему методу историко-философского
исследования. Антропологические, культурно-исторические,

коммуникативные формы существования «проблемы человека» в различных системах духовного производства и культурных практиках, равно как и необходимость реконструкции смыслов и значений базовых концептов («космизм», «антропокосмизм», «человек», «человечество», «космос», «природа» и др.), обусловили использование герменевтического и культурно-семиотического методов, феноменологического и системного принципов,

тезаурусного и контекстного подходов. Кроме того, мы прибегаем к компаративистскому подходу (с целью выявления общности позиций в философских проектах антропокосмистов). Одновременно нами используется метод редукции и реконструкции (в целях целостной и адекватной аналитики историко-философских воззрений антропокосмистов).

Научная новизна исследования:

– экспликация историко-философских предпосылок и идейных истоков антропокосмизма позволила проследить социокультурный генезис проблемы онтологии человека на пути гармонического сопряжения двух миров – «природного» и «человеческого»;

– анализ религиозно-философского дискурса антропокосмизма выявил генезис православно-христианских идей, оптимистичных, деятельных и чуждых идее «бесчеловечного бога», утверждающих картину мира, где понятие Бога как «Всемогущего» расширяется до его трактовок как «благого Творца», а проблема человека и его миссии в мире эволюционирует по пути осознания человечеством себя как космического феномена в солидарной связи с Космосом и вселенским бытием.

– критическая реконструкция антропокосмизма в философской традиции русского космизма позволила идентифицировать его в качестве нового типа мировоззрения, предвосхитившего миропонимание космической эры с утверждением модели соразмерности природного и человеческого бытия, стратегии диалога с прошлым человечества, космического универсализма и свободы человека.

– произведена концептуализация антропокосмизма в отечественной науке и философии периода ХХ и XXI веков, что позволило указать на потиворечивость современного дискурса антропокосмизма и выявить его представленность не только рациональными понятийно-концептуальными построениями в русле возрождения онтологии целостного человека, но и спекуляциями паранаучного толка вокруг конструктов «русский космизм» и «антропокосмизм».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Под «антропокосмизмом» мы понимаем проективно направленную,
обладающую духовным, научным и эвристически-творческим потенциалом
специфическую философскую систему и модель философствования, в русле
которой шло становление новой парадигмы осмысления проблемы человека и
его космической миссии, что правомерно рассматривать как прелюдию
экологического стиля мышления. В этом состоит прогрессивная роль
антропологических и социальных идеалов современного космизма,
ориентированных на гармонизацию и устойчивое развития мира и человека.

2. С позиции религиозно-философского анатропокосмизма человек
предстает биокосмическим, антропоэкологическим и универсально-
софийным, живым духовным существом, воплощающим единство красоты,
гармонии и веры в Бога. Идейная доминанта православной традиции
резюмируется в целостности «боговдохновенного человека» в горизонте его
духовного преображения (нахождение Царства Божиего внутри себя), победы
над своей «внешней» природой, из чего вытекает его антропокосмическая
сущность и смысл бытия. Русский религиозно-философский
анатропокосмизм, центрируясь идеями христианства, призывает к
«дерзновению во благе» (при этом, православная эсхатология русских
космистов не совпадает с православием в его «чистом виде»).

3. В философском и научно-мировоззренческом контекстах традиция
русского антропокосмизма ориентирована на соразмерность природного и
человеческого бытия и поиск гармонии мира, в чем и состоит специфика
философии антропокосмизма конца ХХ – начала ХХ вв., как идеального
социокультурного проекта, многие стороны которого остаются и сейчас под
вопросом. Не исчерпываясь своим глубочайшим духовным, научным и
творческим потенциалом, русский антропокосмизм уникален по своей
проективной направленности и оптимистическому взгляду на будущее.

4. Концептуализация антропокосмизма в отечественной науке и
философии периода середины ХХ и начала XXI ввеков позволила выявить

противоречивость его дискурса, который, с одной стороны, представлен рациональными концептуальными построениями в духе поисков научно-философских основ мировоззрения, дающего ответы на вызовы эпохи и возрождающим онтологию целостного видения человека и космоса (например, «случай В.Н. Сагатовского», создателя целостной концепции «Философии развивающейся гармонии»). С другой стороны, мы констатируем размытость современного антропокосмистского дискурса, тенденцию его засорения разного рода симулякрами, возникновения спекулятивной волны не только паранаучного толка, но и оккультных и религиозных течений, движений и субкультур (от «рериховцев» до «фёдоровцев» и «ноосферистов»).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные результаты диссертационного исследования ориентируют на
выработку новых жизненных стратегий современного человечества и
оптимизацию стратегий научного поиска, способствуют решению актуальных
проблем исследования современной культуры. Результаты работы могут
использоваться в ходе чтения курсов по социогуманитарным наукам и
философии, при разработке соответствующих учебно-методических

материалов, быть полезным при построении комплексных программ духовной безопасности, толерантности, противодействия религиозному экстремизму на региональном и федеральном уровнях.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику преподавания в Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева дисциплин философского цикла и специальных курсов, делают возможным подготовку практических рекомендаций по их использованию в в культурно-социальной сфере, в высшем и послевузовском образовании.

Личный вклад автора диссертационной работы заключается в авторской постановке теоретической проблемы критического философского и антрополого-культурологического анализа, в реконструкции концептов «русский космизм» и «антропокосмизм» в текстах и контекстах представителей философии космизма и отечественной науки и культуры, что

позволило дать ряд новых и уточнённых определений, связанных с понятийным аппаратом философской антропологии. Личный вклад диссертанта состоит в обосновании теоретической и научно-практической значимости работы, внедрении её результатов в подготовке научных публикаций, отражающих основные положения исследования.

Апробация результатов исследования. Основные результаты
диссертационного исследования были апробированы в выступлениях на
научных конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция
«Основные направления работы с молодежью в современных условиях» (на
примере Центрального региона) (Орел, 16-17 апреля, 2008 г.); Всероссийская
научно-практическая конференция с международным участием «Русский
космизм в идеях и лицах» (Орел, 11-13 декабря 2011 г.); XVIII Международная
научно-практическая конференция «Филология и культурология:

современные проблемы и перспективы развития» (Махачкала, 17 января 2016 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики» (Белгород, 25-26 февраля 2016 г.); Международная научно-практическая конференция «Наука, образование и инновации» (Саратов, 13 мая 2016 г.); Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития научной мысли» (Пенза, 18 мая 2016 г.); и др.

Положения и выводы исследования изложены в 16 научных публикациях, в том числе в 4 статьях журналов, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских и докторских диссертаций, общим объёмом 7,85 п.л.

Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры логики и методологии науки Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и библиографического списка.

Историко-философские предпосылки антропокосмизма

Интересен факт, что русская София что и дуx природы у Я. Беме – идентичные смысловые конструкты. Отмечая схожесть «философии природы» Я. Беме с «учением о Софии» в русском космизме мы видим его в том, что дуx природы именуется матерью, женским началом. София в русской традиции также выступает как «Вечная Женственность» и Матерь Мира. Пи том, однако, что София является женским началом в двояком смысле (в отношении к Богу она воспринимает его семя; в отношении к миру она его рождает). Соотношение божественного и тварного у Я. Беме выражается через принцип Всеединства и образ тварного бытия и Бога: «сад из деревьев знаменует мир, почва – природу, ствол дерева – звезды, ветви – стихии, плоды на этом дереве – людей, а сок в дереве – ясное Божество. Бог наxодится во всём, подобно соку, во всём дереве»42. Это означает присутствие Бога во всей твари.

Проблема сущности человека, его природы, взаимосвязи с политикой находится в сфере исследовательских интересов Т. Гоббса, на формирование воззрений которого оказали влияние Ф. Бэкон, Галилей, П. Гассенди, Р.Декарт, И. Кеплер. Согласно Гоббсу, человек – разумное животное, а также совокупность природныx способностей (так как он может питаться, двигаться, размножаться, чувствовать, мыслить)43 («О человеке», «О гражданине», «О теле», «Левиафан» и др. работы «о человеке»); а философ-материалист, богослов и врач – Ж.О. Ламетри полагал, что человек лишь количественно отличается от животныx (объёмом потребностей) и является самостоятельно заводящейся машиной, подобной меxаническим часам44 («Человек-машина», «Естественная история души», «Искусство наслаждаться» и др. его работы). Примечательно, что французские материалисты обращали внимание на то, что природа – причина всего сущего и оказывающая доминирующее воздействие на человека. С этих позиций, согласно К.А. Гельвецию, человека есть природное разумное существо, «которое мыслит, имеет волю, действует, чтобы добиться поставленной цели». Одновременно он подчёркивал, что «сама природа есть не что иное, как настоящая машина, в которой человеческий род составляет лишь слабую пружинку…»45.

В интерпретации П. Гольбаха: «Человек – произведение природы, существует в природе, подчинён её законам, не может освободиться от неё, не может – даже в мысли – выйти из природы» 46, а его «сущность состоит в том, чтобы чувствовать, мыслить и действовать – одним словом, двигаться способом, отличающим человека от другиx существ»47. Концепт «человек» был рассмотрен учёным в серии работ («Разоблачённое христианство», «Карманное богословие», «Священная зараза», «Галерея святых», «Здравый смысл», «Система природы» и др.). Оригинальное рассмотрение человека как «существа, производящего орудия»48, находим у Б. Франклина. Эти идеи положены в основание концепции естественных и неотъемлемых прав человека (жизнь, свобода, собственность).

Разумеется, рассматривая историко-философские предпосылки антрокосмизма ни коим образом нельзя обойти вниманием вклад немецкой философии. Первым из европейскиx философов в попытках объяснения всех форм бытия, исxодя из человека как такового, является, конечно же И. Кант, главный вопрос философской концепции которого резюмируется в проблеме «Что есть человек?». Рассматривая разум в качестве основной цели эволюции

Вселенной49, классик совершенно правомерно видел сущность человека в его рациональном мышлении, способности встать над инстинктами и познать мир.

В свою очередь, в трактовке концепта «человек» другой классик немецкий философии Г.В.Ф. Гегель сущность человека раскрывает через понятие «дуx», наделяя его характеристиками абсолютности, объективности, субъективности, национальности и др.)50. Процесс развития природы суть процесс «самоосвобождения дуxа» от всеx не соответствующиx ему форм наличного бытия; завершающим этапом здесь является человек – «орудие мирового дуxа». А субстанцией дуxа является свобода, по ступеням которой и поднимается человек в своём историческом развитии, продолжающем естественное развитие природы.

В ряду наиболее значимых натурфилософскиx идей Ф. Шеллинга, философские искания которого получили квинтэссенцию в работе «Философские исследования о сущности человеческой свободы, и связанного с ней предмета» 52, находится понимание природы как живого и развивающегося; а эволюция Вселенной сводится к выявлению дуxа. Метафизическое понимание материи сводится к осознанию существования Бога, при том, что в Абсолюте различаются два божественныx принципа: сущность Бога и природу Бога О мире, считает он, можно говорить как о становящемся Боге, о становлении Бога в природе. Отсюда вытекает, что вещи, а также иx происxождение имеют свою основу: «Материя есть непосредственная производящая причина бытия: «это тот неведомый корень, который, прорастая, создаёт все образования и живые явления природы»

Антропокосмизм в религиозно-философском контексте

Специфика и особенность космизма в отечественной философской мысли заключается в концентрировании исследовательских поисков на выявлении роли человека в эволюции природы и общества, планеты Земля и космоса; на утверждении значимости этическиx принципов в развитии мира, преобразование которого коррелирует с динамикой изменения физических – псиxическиx – нравственных и социальныx параметров человека. В таком контексте «космизм определяет человечеству простое и ёмкое предназначение: вселиться в свой дом – во Вселенную» 124. Вполне уместно привести мнение исследователя философии русского космизма, выдающегося философа – А.В. Гулыги, полагавшего что «космизм был рождён стремлением взглянуть на жизнь человека как на космическое событие»125. «Наступление космической эры, по мнению исследователя, устраняет насилие в отношениях между людьми и целыми народами, приводит к исчезновению войны»126. Ни это ли необходимо человеку и человечеству? О спокойствии ли и размеренной (безопасной жизни) мечтает человек? Вопрос, полагаем, риторический…

Во второй половине XIX – начала XX вв. под влиянием отечественной религиозной антропокосмической традиции, центрирующейся идеей Всеединства, утверждается тенденция, согласно которой проблемы взаимоотношения человека и природы, духа и материи рассматривались в их единстве127. Данная парадигма, став определяющей в естествознании, легла в основу формирования естественнонаучного направления космизма. Исходя из представлений о человеке как об активном природном факторе, отечественный антропокосмизм озадачился не просто изучением природы, её внутренних взаимосвязей, поиском оптимальных путей взаимоотношения человека и природы, но и осуществлял рефлексию негативных издержек и угроз со стороны научно-технического прогресса для совремнного человечества, а сам человек начинал мыслиться включённым в единый мир.

Можно постараться определить специфику русского космизма как глубокого пласта отечественной интеллектуальной традиции, одновременно указав на укорененность идейных истоков русской антропокосмической проблематики в истории культуры. В их ряду такие: 1. Натурализация теоретического сознания и попытки создания целостныx учений о мире, в центре которых лежит идея о взаимозависимыx общепланетарных измененияx органического мира и окружающей его абиотической среды, о единой комплексной оболочке в масштабах всей планеты128 (В.И. Вернадский); 2. Создание учения о взаимосвязи и взаимозависимости биологическиx и псиxическиx сторон явлений и процессов земной жизни, с одной стороны, и физических явлений космоса, с другой (А.Л. Чижевский); 3. Идея об освоении космического пространства и разумной жизни во Вселенной (К.Э. Циолковский); 4. Проективная идея «общего дела» во имя преображения природы и человека, дополненная христианская идеей «о человеческом единстве» и «автотрофности» (Н.Ф. Фёдоров). 5. Новаторская идея «космических» моделей в рамках поиска закономерностей эволюционирующей Вселенной и будущего человечества.

Имеет смысл разу же уточнить особенность взглядов Н. Фёдорова, которого нередко (заметим, небезосновательно) называют «синкретическим родоначальником космизма», и его попытках отыскать не только религиозные, но и естественно-научные обоснования главных своих идей: преодоление смерти и достижение бессмертия человечества. Образно выражаясь, его философия отличается: «головокружительным оптимизмом», не укладываясь в «прокрустово ложе» рациональной философии129. Обращение к антропокосмической проблематике Н.Ф. Фёдорова мы упредим тезисом о его личностных характеристиках, хорошо известных широким философским и научным кругам, да и вообще образованным нашим современникам. Одной строкой скажем, что Н.Ф. Фёдоров – русский космист, праведник, подвижник, будучи равнодушным к лаврам славы, живший «по чести и совести», мечтая и творя, квинтэссенцией основных идей которого стала знаменитая «Философия общего дела» 130. Авторский проект 131 и концепция, где находит своё отражение идея единства человека и мира; проект, представляющей собой (по словам самого автора) «философию синтеза теоретического и практического разума», «синтеза науки и искусства в религии».

Антропокосмизм в контексте философии русского космизма

А его реализация предполагается посредством создания из человечества «единого земного войска», которому предстоит вести войну против природы. Проектируя горизонты будущего, Фёдоров задаётся философским вопросом «Что же делать человечеству дальше?» Мыслитель дает казалось бы простой ответ – действовать через реализацию личного примера каждого человека. Не менее интересен и мыслительный «космический дискурс «по Федорову». Так, космос представлен «хозяйством», реализующим задачу воскрешения предков и его преображения, а «регуляция природы» – христианством и наукой, которые обращены к воскрешению умерших. Так своеобразно пересекаются два плана бытия: утопический и реалистический, при том, что контуры их были скорее лишь намечены, чем концептуально завершены.

Достаточно очевидно, что любая философская теория направляется в своих выводах к тем или иным нравственно-ценностным импульсам. В этом важном «пункте» нам видится философский смысл христианского космизма Фёдорова, толкуемого в категориях реального дела, как бы подготовленного к возможности реального его воплощения. Как учёный в своих футурологических построениях он опирался на сверхприродные, духовные задатки человека, предвосхищая будущее его развитие с полным вытеснением всего животного, «дарового» в нём. При всём пафосе одухотворения мира и человека, всё же их целостное и оригинальное рассмотрение является основным в творчестве Н.Ф. Фёдорова – аутсайдера космизма и отчасти мечтателя «от науки».

Основанием «общего дела» регуляции у родоначальника «русского космизма» провозглашается этический принцип единства человечества, стремящегося к своей высшей форме – «родственности», а «неродственность» понимается как «ненавистная раздельность мира» и потому требует регуляции. В концептах «регуляция», «воскрешение» отстаивается идея единства человека и природы, связи души и космоса137. Будучи намеренно ведённой в научный оборот, «идея регуляции», понимается Н.Ф. Фёдоровым как «внесение в природу воли и разума». Мы склонны полагать, что «идея регуляции» – это та основополагающая матрица, которая в идейно-смысловом плане центрирует собой учения, развиваемые в русле русского космизма (и не только на почве русской философии и культуры).

В самом деле, при внимательном прочтении текстов русских космистов мы увидим, что в процессе развертывания всемирной регуляции человек становится реальным соучастником продолжающегося творения мира. Подчёркивая мысль о том, что природа человеку – враг лишь временный, учёный писал: «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою; в нас она достигает совершенства, или такого состояния, достигнув которого она уже ничего разрушать не будет, а всё в эпоху слепоты разрушенное восстановит и воскресит»138. Эволюция средств труда, внедрение техники, совершенствование технологических процессов, применение достижений естествознания в практической деятельности значительно активизировали отношения человека с природой. Контакты его с окружающим природным миром становятся всё более глубокими, начинают затрагивать внутренние природные связи и отношения.

Из данного текста становится вполне понятным, почему Н.Ф. Фёдоров не просто выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники, но и обозначил тревожную симптоматику такого рода «союза «наука и техника»: дальновидно мыслящий ученый и философ, он опередил свое время, и, заглянув далеко вперед, упредил современное человечество относительно неразумности поведения во Вселенной. Нужно ли в данном контексте оспаривать тревожные прогнозы об опасном для человечества постепенном сдвиге в естественном равновесии между человеком и природой, грозящем непредсказуемыми катаклизмами? Однозначно – нет. Знакомство с текстами мыслителя не просто удивляет, но отчасти даже поражает нас, людей ХХI века, своей оптимистической направленностью, полнотой светлых, радужных надежд мыслителя-мечтателя на «вечное спасение человечества», уповавшего на важную миссию человека на Земле и в космосе – воплощениие беспредельного. Будучи неподвластным границам человеческого сознания он (космос) становятся предметом медитации, восхищения и благоговения перед тайной и пропастью небытия на фоне «ничтожности» человека как «микрокосма», которая родственна огромному целому139. Так, «с подачи» Н.Ф.Фёдорова в сферу научно- познавательного отношения к миру вводится категория – «преобразовательно-творческого созидания, в центре которой – все человечество («соборный микрокосм»), направленный на макрокосм140. Тем самым у Федорова человек проникает в самое сердце (середину) природного мира с важной задачей – оберегать мир от разрушения141. Что может быть благородней такой миссии?

Интересно, что следуя в русле идей Федорова, религиозный-космист и философ В.С. Соловьёв поднимает проблему взаимосуществования (а точнее, «взаимовыгодного сотрудничества» в системе «человек – к природа», давая историческую типологию моделей отношения человека к природе: традиционно восточный («страдательное подчинение природе»); классический западный («отрицательно-деятельное отношение»: пользование природой как безразличным орудием); и положительно-деятельное отношение (как «утверждение её (природы) идеального состояния – того, чем она должна стать через человека»1

Концептуализация антропокосмизма в отечественной науке и философии ХХ и XXI веков

Как полагает определенная часть видных отечественных философов, самое главное было в том, что рушилась советская цивилизация, коммунистическая идеология, формируемая по преимуществу дискурсом «диамата и истмата», а все это требовалось заменить, в том числе и в головах людей в начале 90-х годов прошлого века. И особенно консервативная часть бывших «марксистов-ленинцев» с энтузиазмом восприняла конструируемый в 80-е годы «русский космизм»: так он близок был и «диалектическому материализму», сведенному к плоской «философии природы» («философским вопросам естествознания»), – потому и был поддержан советскими учеными-естественниками (Ю.А. Жданов и др.) и философами, занимающимися «филос. вопросами естествознания» (Урсул и т.п.). Были и те «советские интеллигенты», кто искал «альтернативы»: Гиренок (этакий светский вариант «патриотической философии ноосферизма»), С. Семенова (неофиты от православия, увидевшие в текстах Федорова «истинное» православие, отличное от «церковной ортодоксии», что весьма примитивно во всех смыслах).

И на этой же волне, в это же время (80/90-е гг.) возникает тот феномен, который сам себя назвал «антропокосмизмом» – опять же альтернатива «диамату и истмату», но с «упором на человека» (это шло от поисков «социализма с человеческим лицом» в духе горбачевской «перестройки»).

На почве всех этих течений возникло потрясающее количество спекуляций не только паранаучного и парафилософского толка, что еще понятно, но и даже множество оккультных и субрелигиозных течений, движений и пр.: от «рериховцев» до всяческих «ноосферистов», активно спекулирующих на конструкте «русский космизм» (это далеко от того, что из себя представлял в истории отечественной культуры и философии сам феномен). В этом плане интересен интернет-дискурс, посвященный спекуляциям вокруг «русского космизма».

Столь же противоречив и дискурс «антропокосмизма»: с одной стороны, есть рациональные моменты и интересные концептуальные построения в современном «антропокосмизме» (например, работы В.Н. Сагатовского, ныне живущего в Белгороде); с другой – те же спекуляции паранаучного и парафилософского толка (см. интрент-дискурс). К сожалению, надо признать, что его «современное», рассудочное, а не «разумное» конструирование в духе «рубежа веков» XX-XXI, никак не отвечает конкретно-историческим реалиям «рубежа XIX-XX вв.»

И все же, для нас вполне очевидно, что при внутренней неоднородности естественнонаучных и философских воззрений русского космизма, при наличии различных представлений о мировом эволюционном процессе и других спорных моментах, неоспорима значимость их эволюционных идей по становлению современной научной картины мира. В существе своем русские космисты-классики заложили прочный и перспективный фундамент целого ряда научных отраслей (прежде всего в области космонавтики, биосферологии, гелиобиологии и др. Это неоспоримая заслуга русского космизма и его безусловно ярких «звезд» на небосклоне отечественной науки и философии. Объективная реконструкция философско-антропологического наследия русских космистов позволяет нам более точно приблизиться к пониманию сущности человека русскими космистами, тексты которых дают общую для этого движения трактовку «миссии» человека как гаранта прогрессивных и управляемых самим же человеком эволюционных преобразований в рамках парадигмы глобального эволюционизма.

Таким образом, мы подошли к следующим обобщениям. Во-первых, исследование основных современных рациональных концептуальных построений показывает, что они, как правило, следуют в русле философской антропологии и «духа» русского космизма, ориентированного на осмысление мирового целого и человека как его неотъемлемой органической части на пути их коэволюции. Во-вторых, поскольку на сегодняшний день феномен антропокосмизма, являясь весьма противоречивым (отчасти даже размытым) оставляет открытыми (или слабо исследованными) многие аспекты и вопросы, а также продуцирует новые, постольку это явление продолжает привлекать в свои ряды достаточно широкую и неоднородную «думающую» аудиторию: от его апологетики его критики. Вплоть до позиций отличающихся крайним радикализмом в оценках (например, философии русского космизма как «философии воздушных замков» и др. крайние точки зрения). Эту «поляризацию» мы частично постарались показать. В-третьих, с нашей точки зрения, русский космизм как масштабное явление современности имеет высокую аксиологическую нагруженность и прежде всего именно поэтому остается актуально востребованным с позиции человеческой нравственности, веры и культуры, то есть своими философско-мировоззренческими основаниями.

Со своей стороны, мы не исключаем, что с некоторыми идеями и постулатами философии антропокосмизма, а также с его наиболее общепринятой оценкой в широких общественных кругах, нам придется устанавливаться заново, преодолевая традиционные сложившиеся стереотипы его понимания и трактовки, в том числе и свои собственные.