Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К. Г. Юнга Фишбейн Наталья Валерьевна

Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К. Г. Юнга
<
Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К. Г. Юнга Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К. Г. Юнга Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К. Г. Юнга Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К. Г. Юнга Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К. Г. Юнга
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фишбейн Наталья Валерьевна. Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К. Г. Юнга : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Белгород, 2002.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/257-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философско-культурологические основания исследования аналитической психологии К.Г.Юнга с. У .

1.1. Психоаналитическая теория К. Г. Юнга в контексте фи лософско-культурологической мысли XX века с.9

1.2. Роль коллективного бессознательного и архетипов в процессе становления личности с. 36

1.3. Значение коллективного бессознательного и архетипов в механизме формирования культуры и цивилизации с. 60

Глава 2. Религия и мистика в контексте бессознательного с. 91

2.1. Архетипы коллективного бессознательного как культурно-историческая и психологическая основа образования религиозных идей и представлений с. 91

2.2. Иррационально-мистическое проявление коллективного бессознательного в структуре духовного опыта с.115

Заключение с. 13 5

Библиографический список использованной литературы

Роль коллективного бессознательного и архетипов в процессе становления личности

От первого предположения о наличии низшей формы душевной деятельности, выдвинутого Г. Лейбницем, до теории бессознательного лежал долгий путь гипотез, опровержений и теорий. В том числе учение 3. Фрейда возникло на вполне определенной культурной почве. Известно то влияние, которое оказала на 3. Фрейда немецкая философия и литература XIX века. Мысль о бессознательной, инстинктивной жизни, обнаруживающейся, главным образом, в сновидениях или при психической болезни, глубоко укоренились в умах немецких романтиков. Нельзя не заметить также сходства некоторых понятий 3. Фрейда с теориями Ф. Ницше и А. Шопенгауэра. Именно у Ф. Ницше, например, появляется термин "Оно" для обозначения бессознательных, инстинктивных влечений. В области психологии 3. Фрейду хорошо были известны взгляды И. Тебарта и Г. Лиднера. У них встречаются понятия "психического конфликта", "бессознательного подавления", хотя и в терминах очень далеких от будущей фрейдовской концепции.

Современные исследователи отводят психоанализу необычное место в культурном универсуме XX столетия. Его считают практической философией - попыткой создания метода совершенствования личности на основе интеграции сознательной и бессознательной частей ее психики.

Работы и идеи 3. Фрейда не только заложили основы научного метода исследования бессознательных явлений, но и сформировали саму предметную область глубинной психологии. Пансексуалистские тенденции фрейдовских теорий подвергались систематической критике с момента своего возникновения, что не помешало им стать одиозным предметом самого широкого обсуждения. Согласно предложенной 3. Фрейдом модели, в психике каждого человека существуют два качественно разнородных уровня: сознание и бессознательное. К первому относятся все психические акты, присутствующие в нашем сознании и воспринимаемые нами, ко второму - все, что не дано непосредственно в самосознании. Сознание аналогично вниманию, ибо психические акты сознательны лишь в том случае, если им удается привлечь к себе взоры сознания. Сознание представляет собой верхний слой психики, лежащий на границе внутреннего и внешнего мира. Здесь происходит переработка как внешних, так и внутренних импульсов, идущих из нижних отделов мозга и фиксирующих состояние организма.

Сфера бессознательного неоднородна. К ней относятся, с одной стороны, скрытые, временно бессознательные акты, которые в любой момент могут стать сознательными (например, - память), и которые Фрейд назвал "подсознательными". С другой - собственно бессознательные акты, которые, несмотря на свою интенсивность и действенность, остаются отрезанными от сознания. Последние складываются из унаследованных психических образований, аналогичных инстинкту животных, а также из всего того, что было вытеснено в течение жизни индивида как недопустимое по своей природе, а по сути, ничем не отличающееся от унаследованного. Локализованное в нижних, то есть подкорковых отделах головного мозга, бессознательное аккумулирует внутренние, соматические раздражения, поступающие от различных органов тела. Психическими проявлениями этих раздражений являются влечения. Влечение, по Фрейду, - природное биологическое начало в человеке, запрещенное в механизмах наследственности. Власть влечений над человеком, согласно психоанализу, огромна. Если внешние раздражения могут быть устранены, то внутренние - действуют как постоянная сила. Они настойчиво требуют удовлетворения, ибо, если сознание руководствуется "принципом реальности", то они подчиняются одному лишь "принципу наслаждения" Таким образом, бессознательное перестает быть у 3. Фрейда чем-то случайным, разрозненным, чужеродным; оно превращается в общие для всех комплексы переживаний, прямо или косвенно определяющие все многообразие их жизнедеятельности, как в прошлом, так и в настоящем.

Как известно, расхождение 3. Фрейда с его ближайшими учениками произошло по ряду пунктов психоаналитической теории. Поэтому наиболее важным представляется определение основного момента полемики, так как все последующее - производное от него. Ученики Фрейда, а вместе с ними и К. Юнг, отказались, прежде всего, от абсолютизации бессознательных психических процессов. Однако идеи К. Юнга приблизили исследование "глубинных процессов". Несмотря на ряд разногласий, оба теоретика сделали все возможное для утверждения собственно идеи бессознательного психического. На определенную связь между теорией бессознательного 3. Фрейда и К. Г. Юнга указывает и ряд отечественных исследователей. Отталкиваясь от утверждения Фрейда о том, что существуют идеи, чувства, эмоции, впечатления полностью сформированные бессознательным, Юнг разрабатывает идею "коллективного бессознательного", в основе которой лежали поиски фундамента, определяющего специфические черты людей, в том числе и их расовую принадлежность. Теория "коллективного бессознательного" явилась попыткой внести поправку и, тем самым, расширить идеи Фрейда, изучавшего бессознательное как компонент психики индивида. К. Юнг, хотя и принимает некоторые положения теории Фрейда, но со многим не соглашается, так, например, с тем, что касается значения инфантильных комплексов развития неврозов и пансексуализма Фрейда.

Значение коллективного бессознательного и архетипов в механизме формирования культуры и цивилизации

Негативными проявлениями Анимус в сознании женщины обычно бывают "коллективные мнения", которые являются в общем смысле правильными, однако подходят исключительно к данной конкретной ситуации и не отражают индивидуально сущности самой женщины.

Следует подчеркнуть, что Анима и Анимус - "проективные образы". Анима рождается в душе мужчины, но проецируется на женщину, а Анимус творится женщиной и проецируется на мужчину. Что же касается "самообразов" мужчины и женщины, то они лишены яркости, поверхностны.

Взаимопонимание и практическая коммуникация осуществляются, главным образом, на уровне проективных образов. Поэтому внимание к данным архетипам вполне оправдано. Собственно говоря, "проекция" это и есть основной способ выявления, осознания архетипов.

Важным автономным комплексом, выделенным Юнгом, является Тень. Так же как Анима и Анимус, он сочетает в себе коллективный и индивидуально-личностный аспекты. Архетипическую основу этого комплекса составляют животные тенденции и инстинкты в психике человека, которые вовсе не исчезли из нее в ходе эволюции, а были лишь вытеснены сознанием в более глубокие пласты. Эти качества вытесняются в бессознательное в силу их несовместимости с сознательной установкой индивида. Но Тень обладает способностью спонтанно возникать в сознании, вызывая поступки, носящие асоциальный или аморальный характер. Анима и Анимус, Тень носит двойственный характер и имеет позитивную сторону. Она содержит недостающие качества сознательной личности, но они представлены в ней в форме, трудно интегрируемой в жизненный процесс.

Если бы Тень была только злом, то не возникло бы особых проблем. Но Тень не есть то, что целиком скверно. Это нечто неприспособленное, то, что мы не смогли ввести в свой культурный обиход. В состав Тени входят, по Юнгу, и ценные качества, например, детскость, непосредственность, которые могли бы обновить и украсить жизнь.

Тень всегда пытается проявить себя, но ей не позволяет маска (Персона) - компенсаторный архетип, который, учитывая требования общества и, желая скрыть недостатки личности, создает защитные сооружения для борьбы с Тенью и всеми, кто хотел бы указать на нее. Персона имеет отношение к сознательной установке и ею представлены коллективные черты в сознании индивида. В самом общем смысле, это та часть коллективной психики, которую сознание может полностью отождествлять с собой. Персона - это индивидуальная маска коллективной психики, в которой «Я» обычно исполняет свою социальную роль. Она выполняет адаптационную функцию в жизни человека, позволяет ему достичь компромисса с социальной действительностью, но полное отождествление личности с Персоной ведет к утрате ею индивидуальности, растворению в коллективной психике.

Персона развивается в автономный образ в социальной роли - учителя, мужа, президента. Иногда, социальная роль поддерживается лучшими побуждениями личности, но и может расти автоматически, за счет внешних требований и ожиданий, распространяя профессиональные и рациональные установки на все сферы жизни.

На основании изложенного, мы можем прийти к выводу, что в Персоне присутствуют как личностные, так и безличные компоненты. Вырождение личности в маску, в роль, задаваемую обществом, происходит часто. Чем большим влиянием обладает человек, чем выше ранг, ответственнее должность, тем неотвратимее личность трансформируется в маску, которая лишь инсценирует индивидуальность. Ролевая маска есть образец профессионала или лидера. Она интегрирует социальные умения, ролевые позиции, фразеологию, жесты, мимику. Все это может вылиться в яркий, привлекательный образ и стать массовым идеалом. Маска особенно выражена у политических вождей, крупных профессионалов, любимцев публики.

Если Персона недоразвита, личность оказывается в уязвимом положении. Человек из одной публичной неловкости попадает в другую. Но, как бы ни была важна маска, человек не может безнаказанно отказаться от обратной стороны своей личности. Идентификация с ролью часто является причиной неврозов. Маска лишь публично эксплуатирует качества личности, не заменяя "Самости".

Если добавить к выше сказанному, что все эти психические структуры связаны друг с другом сложными отношениями взаимозависимости, которые в свою очередь влияют на сознательную личность, то человек во многих отношениях может показаться беспомощным перед силами бессознательного, раздираемым внутренними противоречиями. В случаях патологического развития это действительно так. Однако в нормальной психике существует координирующий, управляющий центр, ее ядро, которому Юнг дает название. "Самость". Самость представляет всю тотальность, целостность психики, и одной из основных ее функций является установление и поддержание психического баланса, объединение в себе противоположностей.

Архетипы коллективного бессознательного как культурно-историческая и психологическая основа образования религиозных идей и представлений

При искусственном слиянии личности с ролью, наступает "психическая инфляция". Она проявляется в том, что большинство людей нуждается в авторитете, руководстве. Люди идентифицируют себя с должностью, с исполняемым ими. Не только индивид желает отождествлять себя с ролью, но и масса, своими ожиданиями, стремится "растворить" личность в навязанном ей образе роли. В результате психической инфляции происходит профанация всего социального порядка, который представляется продуктом эгоистических интересов, а также атрофия личности, которая скрывается за ролью. Расширение сферы рациональности ролевых взаимодействий, обслуживающих экономику, технику и политику привело к психической инфляции. Пошатнулся авторитет церкви и возросло значение частного лица.

Понимание Юнгом психики, неизбежно ведет к поддержке определенных либеральных классических идеалов, особенно подчеркивающих достоинство личности, развитие ее уникальности и борьбу против социального принуждения. Он видел, что счастье, удовлетворенность, уравновешенность рассудка явились достижениями индивидуумов, а не коллектива, и, соответственно, мыслитель выступал против "интегрирования" личности в общество.

Проанализировав ход исторического процесса, Юнг приходит к выводу, что после периода Реформации, государство приняло на себя административные и покровительствующие функции церкви; благодаря влиянию эпохи Просвещения, оно усилило свой административный аппарат посредством централизованной бюрократии, и, стало единственным фактором, диктующим мораль и закон; позднее, в результате культурных и социальных достижений Индустриальной Революции, сформировался массовый человек, чьи социальные нужды привели к развитию общества благополучия или социали стическому государству, и чьи психологические потребности дали возможность проявиться абсолютной диктатуре.

Юнг утверждает в "Нераскрытой Самости" (Undiscovered Self),4TO абсолютистское государство, на которое обращает свои взоры индивидуум в целях спасения от возрастающего социального и психического истощения, в действительности, лишь продолжает разрушать индивидуальность. Разрушение начинается с интеллектуальной и материальной опеки: "на все поиски и размышления дается санкция сверху, и на все потребности предусмотрено необходимое обеспечение".53 Постепенно индивидуум лишается инициативы и чувства уверенности в себе. Он уже не принимает самостоятельных решений " ...его одевают, кормят, им управляют, обучают как социальную единицу, в соответствии со стандартами, которые удовлетворяют массы ",54

В таком обществе, вместо развития индивидуального менталитета, все внимание сконцентрировано на достижении общественного благополучия и повышении уровня жизни. По причине того, что индивидуальное развитие имеет второстепенное значение в политике государства, решения самого государства замещают собой моральную ответственность индивида: "его этические нормы замещаются знанием того, что запрещено, разрешено или приказано"55. Следуя коллективной природе государства, вся ответственность кол-лективированна. Со временем, индивид становится просто функцией общества, в то время как само общество превращается в одушевленную личность и узурпирует индивида.

По мнению Юнга, благополучное общество, состоящее из лишенных индивидуальности живых существ, с неразвитым чувством личной ответственности за собственную мораль, полностью зависимо от любого, кому удастся проникнуть в одно из учреждений, которое позволит ему манипулиро вать государственной политикой. Эта личность, единственная в государстве, кто может извлечь пользу из своей индивидуальности, при том условии, если она достаточно сильна для того, чтобы отделиться от официальной государственной идеологии. В этом случае она не становится объектом подчинения другой, более высокой власти. В коммунистическом государстве, тем не менее, человек, наделенный властью, обычно служит официальной идеологии, и также представляет собой социальную единицу.

История коммунистических стране поучительна в том отношении, что сильная личность, воля которой - закон и идеи которой становятся официальной идеологией, необходима в образовании подобных государств. Таким образом, утверждает Юнг, культурное, экономическое развитие последних веков, которое началось как движение за равенство и свободу, привело к разрушению индивидуальности. Коммунный идеал, подчеркивая коллективные и социальные качества личности, поощряет посредственность, и, таким образом, провозглашенные благородные цели социализма и коммунизма снижают уровень культуры, ограничивая и подавляя возможности индивидуального развития. Более того, чем больше и сплоченнее коллектив, тем больше сумма коллективных сил, вредных для индивидуального самовыражения и развития.

Современные общественные движения подчеркивают идеал равенства. Юнг соглашается с тем, что равенство перед законом - благородный принцип, но нельзя говорить о равенстве, когда речь идет о какой-либо другой сфере общественной жизни, в особенности о предположении, что равноправие "будет автоматически гарантировать единообразное распределение счастья".

Иррационально-мистическое проявление коллективного бессознательного в структуре духовного опыта

Современные методы медицины, преимущественно психотерапии, используют в своей практике ряд методик, приводящих пациента в состояние измененного сознания и, тем самым, прокладывают дорогу к бессознательным структурам психики. В свою очередь методы, прокладывающие доступ к бессознательным структурам, стремятся активизировать чувственные органы. В результате и бессознательное также стремится активизировать, прежде всего, чувственные органы. И, поэтому для многих людей анализ глубинных слоев психики, начинается с чувственных различных неспецифических переживаний, таких, как визуализация основных цветов и геометрических узоров, различения звенящих и гудящих звуков, тактильных ощущений в теле.

Трансперсональные практики имеют много общего с древней практикой буддийской медитации, которая предусматривала приобретение адептом мистического опыта. Все переживания человека во время медитации или просто релаксации идентичны тому, что составляет основу мистического опыта древних жрецов и шаманов.

Философский вызов, связанный с этой группой наблюдений, усугубляется еще и тем, что в необычных состояниях сознания трансперсональные переживания, соответственно отражая материальный мир, оказываются глубоко связанными с другими проявлениями, содержание которых, согласно мировоззрению западной культуры, не являются объективной реальностью.

В этой связи следует остановиться на архетипах К. Юнга - мире божеств, демонов, полубогов и сложных мифологических и сказочных проявлений. Уже эти переживания могут нести некзто новую информацию относительно религиозных символов, фольклорных и мифологических структур различных культур, о которых человеку, получившему такой опыт, ранее ничего не было известно. В автобиографической книге "Воспоминания, сновидения, размышления"105 К. Юнг выразил свой внутренний опыт, так, как ни в одном другом своем произведении. Прочитав эту работу, становится совершенно ясно, что юновский опыт был явно мистическим. Повсюду вокруг себя он ощущал противоборство сил добра и зла, но в конечном итоге, единственно значимым становится та степень, до которой индивидуализированная Самость может превосходить эти противоборствующие силы.

По мнению Юнга, изолированное Эго человека не может преуспеть в объединении этих противоположностей. Эти силы внутри личности поглотят Эго и, в результате получится хаос. Единственное, что спасает нас от подобной судьбы, замечает Юнг; - это осознание тот о факта, что в глубине психики каждого из нас заложен образ Бога, который и является психологическим основанием нашей души.

Образ Бога или архетип Бога присущ коллективному бессознательному как основной пласт или матрица, использование опыта данного архетипа обладает объединяющим эффектом для всей личности. Особенно это заметно в том случае, когда противоположности сталкиваются под влиянием архетипа Бога и воздействуют на индивидуальное Эго,

По мнению Юнга, мистицизм играет огромную роль во всем этом процессе объединения и уравнивания противоположных сил в человеческом опыте (в этом контексте термин "мистицизм" обозначает процесс идентификации с чем-то, что превосходит ограниченное Эго).

Мистический опыт, по Юнгу, может очень сильно воздействовать на человека. Силы, вовлеченные в этот процесс, поднимаются из глубин бессознательного и, во многом, превосходят ограниченное Эго, таким образом, что "человек не может ни преодолеть, ни понять их, ни свободно избавиться или избежать их; и в результате ощущает их" как подавляющие, угнетающие. Обнаружив, что они происходят не от его сознательной личности, он называет их "демон" или "Бог".10бХотя эти силы являются не чем иным, как аспектами бессознательного, называть их просто "бессознательным", хотя эмпирически и верно, но не совсем понятно для большинства людей.

Мифические термины "демон" или "Бог", даже являясь просто синонимами бессознательного, очень эффективны в произведении мистического опыта. Персонификация бессознательного в подобных концепциях дает возможность проявлению широкого спектра эмоций (например, ненависти и любви, страха и облегчения). В данном случае , как отмечает сам Юнг, личность является вовлеченной в этот процесс и испытывает некоторое благоговение. Только в этом случае человек становится целостным, и только в этом случае "рождается Бог".

Для Юнга, основные психические процессы, вовлеченные в мистический опыт, являются замещением сознательного Эго более сильными, нуминоз-ными силами бессознательного, в христианской традиции называемые - Богом. В едином Боге заключаются все противоположности, в том числе добра и зла. Только в этом случае, говорит Юнг, неизбежные внутренние противоречия, заключенные в самом образе Бога-творца, будут согласовываться с единством и целостностью Самости, так как в архетипе Самости не существует противопоставления "Бог" - "Человек", они совпадают, поскольку эти противоречия заключены в самом образе Бога.