Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гендер в традиционной русской культуре Колесникова Наталия Николаевна

Гендер в традиционной русской культуре
<
Гендер в традиционной русской культуре Гендер в традиционной русской культуре Гендер в традиционной русской культуре Гендер в традиционной русской культуре Гендер в традиционной русской культуре Гендер в традиционной русской культуре Гендер в традиционной русской культуре Гендер в традиционной русской культуре Гендер в традиционной русской культуре Гендер в традиционной русской культуре Гендер в традиционной русской культуре Гендер в традиционной русской культуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колесникова Наталия Николаевна. Гендер в традиционной русской культуре : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Колесникова Наталия Николаевна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2007.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/851

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основания исследования феномена тендера 15

1. Понятие тендера в зарубежном и отечественном социогуманитарном знании 15

2. Норма и инаковость в русской традиционной культуре: тендерный аспект 34

3. Этнокультурное содержание тендера 59

Глава II. Тендерное измерение русской традиционной культуры 84

1. Тендерное своеобразие русской народной культуры 84

2. Тендерные репрезентации в духовной составляющей русской традиционной культуры 104

3. Социоцормативная составляющая традиционной русской культуры (тендерный аспект) 127

Заключение 150

Библиографический список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Характерной чертой мировой культуры в начале третьего тысячелетия являются кардинальные изменения во всех сферах бытия, знаменующие собой переход человеческого сообщества в качественно новое состояние. Современное общество вступает на качественно новый этап своего развития, что, безусловно, открывает перед ним новые перспективы, но также требует разрешения накопившихся за многовековую историю противоречий, обусловленных человеческой природой и вынесенных в социокультурную действительность. Эти противоречия сложны и многообразны, и разрешение их невозможно без теоретического анализа и философского осмысления.

Введение во второй половине XX века в научный дискурс категории ген-дера способствовало формированию новой научной парадигмы и стимулировало развитие уже сложившихся отраслей науки: философии, антропологии, пси-хологии, социологии, лингвистики и др. Первоначально воспринимавшийся как феномен, существующий на внутриличностном и личностном уровне, тендер на современном этапе позволяет исследовать масштабные и многомерные явления на уровне больших социальных групп. Одной из актуальных проблем подобного порядка является философское осмысление различных аспектов тендерной культуры социума. На сегодняшний день задача подобных исследований состоит в поиске оптимального варианта, модели взаимоотношений полов в обществе и культуре.

В условиях становления тендерной культуры современной России представляется актуальным и необходимым обращение к собственной традиционной культуре в поисках адекватных для русской ментальносте тендерных образцов, норм, стереотипов. Это детерминировано наличием двух культурофор-мирующих и противоречивых по своей сути тенденций. С одной стороны, вследствие многочисленных социальных и исторических скачков и потрясений, русская культура оказалась в конце XX века в ситуации цивилизационного раз-

4 лома: прервана связь поколений, выхолощен богатый опыт отечественных традиций, наблюдается массовый и зачастую необоснованный импорт зарубежных ценностей, образцов и норм поведения. Сегодня мы становимся свидетелями превращения традиции, в адекватных социокультурных условиях направленной на поддержание жизнеспособности социума путем культурной трансмиссии, в некий ритуал, не поддающийся рациональному объяснению и оторванный от жизненных реалий.

С другой стороны, налицо стремление многих сограждан к поиску оснований собственной этничности. Эта тенденция находит отражение, например, в обращении к православию или славянскому язычеству, в возрождении интереса к фольклору (в форме художественной самодеятельности), забытым ремеслам и т.д. В этих условиях возрастает значение традиции в современном социокультурном пространстве, поскольку она является одним из оснований культуры, механизмом формирования этнокультурной идентичности. Утрата традиции как основы этнической культуры грозит утратой национальной самобытности и ведет к этнической разобщенности.

В связи с этим исследование тендерного аспекта русской традиционной культуры приобретает особую важность, поскольку маскулинность и фемин-ность являются теми основаниями этнической культуры, философское осмысление которых позволяет увидеть ее специфику с учетом как мужского, так и женского опыта, понять детерминированность многих проблем современности, связанных с проблемами пола.

Следует отметить, что в отечественных тендерных исследованиях доминируют лингвистический, социологический и исторических подходы, рассматривающие тендерный аспект русской культуры в соответствующем узкоспециальном преломлении.

В связи с этим представляется особенно актуальным исследование тендерного аспекта русской традиционной культуры с позиций философии культуры. По нашему мнению, именно совмещение методологической базы философии и тендерной теории позволяет обеспечить комплексное осмысление способа со-

5 существования типично мужского и типично женского в отечественной культуре, выявить характерные черты тендера в русской традиционной культуре, определяющие ее тендерное своеобразие, а также, значительно актуализирует ее ценность для современной гуманитарной науки и расширяет сферу практического применения полученных выводов.

Степень научной разработанности проблемы.

Специфика темы представленной работы в том, что она носит междисциплинарный характер и находится на пересечении проблемных областей ряда наук о человеке и обществе. Так или иначе вопросы соотношения пола и культуры затрагиваются в различных философских построениях отечественных и зарубежных авторов. Однако, как правило, в них актуализируются отдельные аспекты указанной проблемы.

В исследованиях 3. Фрейда, Э. Фромма, К.-Г. Юнга1 были введены понятие архетипа, представления об архетипической феминности и архетипической маскулинности. Истоки постмодернистских тендерных теорий мы находим в произведениях Ж.-П. Сартра «Бытие и ничто» и С. де Бовуар «Второй пол»2. Здесь мужчина выступает как «Самость» и женщина как «Иное». Философия постмодерна ознаменовалась самоанализом Ж.-Ф. Лиотара3 и проблемами семантики пола, формирования, экспрессии, самоидентификации и цензурирования сексуальных отношений. Феноменология (Э. Гуссерль, К. Мерло-Понти4) привнесла новое понимание тела как источника смыслов, в частности, тело выступает как «выражение и смысл» у Э. Гуссерля и как «плоть междумирья» у К. Мерло-Понти. Властный аспект тендерных отношений получает осмысление в работах Р. Барта, П. Бурдье, Ж. Делеза, Н. Лумана, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, М. Фуко . Отчасти тот же аспект в виде борьбы мужского и женского

1 Фрейд 3. Женственность // Фрейд 3. Введение в психоанализ. — М: Наука, 1989; Фромм Э. Искусство лю
бить. Исследование природы любви. - М.: Педагогика, 1990; Юнг К.-Г. Архетип и символ. - М. 1990; Юнг К.-Г.
Пикассо // Психоанализ и искусство. - М., 1998.

2 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. - М.: Республика, 2004; Бовуар С. Второй пол. В 2-х т.т. — М., СПб. 1997.

3 Лиотар Ж. -Ф. Состояние постмодерна. - М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998.

4 Гуссерль Э. Парижские доклады //Логос. -1991. - № 2; Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том Ш (I). Логиче
ские исследования. TII (1). Исследования по феноменологии и теории познания. - М.: Дом интеллектуальной
книги, 2001; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб. 1999.

3 Барт Р. Мифологии. - М. 1996; Барт Р. Избранные работы. - M.: Прогресс, 1989; Бурдье П. Начала. — М. 1994;

6 начал обнаруживается в концепциях К. Маркса и 3. Фрейда6. Аспект, связанный с построением тендерной идентичности, представлен в классических трудах Дж. Батлер, Г. Гарфинкеля, И. Гофмана, М. Мид, Э. Фромма7 и т.д. Вариативность и динамичность тендера получили отражение в работах Д. Гилмора, М. Мид, К. Палья, Г.; Хофстеде, Е. Здравомысловой, И. Кона, С. Ушакина8 и др. Проблема инаковости в культуре, которой посвящен отдельный параграф нашей работы, в разное время осмыслялась Платоном, И. Кантом, Г. Гегелем, М. Фуко, Ж. Лаканом, Э. Левинасом, Ж-П. Сартром9 и др.

В мировую традицию философского осмысления пола значительный вклад внесли мыслители «серебряного века» Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский и др10.

Осмысление умопостигаемого образа России, русской культуры, русского характера представлено в работах отечественных мыслителей: П. Чаадаева, Н. Данилевского, Н. ;Лосского, И. Солоневича, О. Рябова11. Разработкой той же

Бурдье П. Практический смысл. - СПб., М. 2001; Делез Ж. Различие и повторение. — СПб.: Петрополис, 1998; Луман Н. Теория общества // Теория общества. Фундаментальные проблемы. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 1999; Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века. - М.: Искусство, 1995; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. - М.: Республика, 2004; Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. — M.: Магистериум—Касталь, 1996. Фуко М. Надзирать и наказывать. — М: Ad Marginem, 1999. Фуко М. Сексуальность в системе макрофизики власти // Современная философия. - 1991. - №1; Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. - СПб.: Академический проект, 2004.

6 Энгельс Ф. Происхождение семьи, честной собственности и государства. - М.: ЛКИ, 2007; Фрейд 3. Введение
в психоанализ - М.: Наука, 1989.

7 Батлер Дж. Тендерное беспокойство // Антология тендерной теории. - Минск: Пропилеи, 2000; Батлер Дж.
Чисто культурное // Введение в тендерные исследования. Часть 2. - Харьков, СПб., 2001; Гарфинкель Г. Иссле
дования по этнометодологии. - СПб.: Питер, 2006; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жиз
ни. - M.: Канон-Пресс-Ц, 2000; Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. — М.: Наука, 1988;
Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. - М.: Педагогика, 1990.

8 Гилмор Д. Становление мужественности: Культурные концепты маскулинности - М.: РОССПЭН, 2005; Мид
М. Культура и мир детства. Избранные произведения. — M.: Наука, 1988; Палья К. Личины сексуальности. -
Екатеринбург. 2006; Hofstede G. and Associates. Masculinity and Femininity. The Taboo Dimension of National Cul
tures. Sage Publications, 1998; Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире //
Введение в тендерные исследования. - Харьков, СПб., 2001; Здравомыслова Е., Темкина А. Создание тендер
ной идентичности // Тендерные исследования. -2000. -№ 5; Ушакин С. «Человек рода он»: футляры мужест
венности // Вопросы философии. - 2005. - №7; Ушакин С. Видимость мужественности // Знамя. — 1991. — № 2.

9 Платон. Пир // Сочинения: В 4-х т.т. - М., 1993. - Т.2.; Кант И. Наблюдение под чувством прекрасного и воз
вышенного // Мир и Эрос, М.: 1991; Гегель Г. Кто мыслит абстрактно / «Мир философии» (хрестоматия) - М ,
1981 Т 1; Фуко М. Герменевтика субъекта. - М. 1991; Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судь
ба разума после Фрейда. — М. 1997; Лакан Ж. Я в теории Фрейда и технике психоанализа / Ж. Лакан. Семина
ры. Кн. 2. - М., 1999; Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Левинас. - СПб.: Высшая
религиозно-философская школа, 1999; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. - М.: Республика, 2004.

10 Бердяев Н.А. Эрос и личность (Философия пола и любви). - М. 1989; Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созер
цания и умозрения. - М.: Республика, 1994; Розанов В.В. В темных религиозных лучах. - М. 1994; Русский Эрос
или философия любви в России. — М.: Прогресс, 1991.

11 Данилевский H. Я. Россия и Европа. - М. 1995; Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высш. шк.,
1991; Рябов О. Женщина и женственность в философии серебряного века. - Иваново: ИвГУ, 1997; Рябов О.

*

7 темы за рубежом занимались Г.Адамс, М. Брода, И. Гердер, С. Грэхем, А. де Кюстин, Б. Пэре, О. Шпенглер, В. Шубарт, Ю. Эвола и другие12. Проблемы оснований отечественной этнокультурной ментальности, сопряженных с темой пола, получили разработку в трудах Л. Дробижевой, Е. Здравомы-словой, И.Кона, М. Лотмана, В. Люсина, В. Проппа, Н. Пушкаревой, В. Рамих, Т. Щепанской, Дж. Хаббс и др.

Большое влияние на становление гендерной теории в современной философии оказали многочисленные работы феминистского толка. К ним мы относим труды Р. Брайдотти, Л. Иригарей, Ю. Кристевой, Т. де Лауретис, Дж. Лорбер, Г. Рубин, Дж. Скотт, Б. Фридан и многих других.14 Данные работы интересны тем, что большинство из них представляют собой концептуальные подходы к пониманию явления тендера.

Русская философия женственности. — Иваново: Юнона, 1999; Рябов О.В. «Mother Russia»: тендерный аспект образа России в западной историософии // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4; Рябов О.В. «Россия-Сфинкс»: тендерный аспект заданного образа «таинственной русской души» // Тендер как интрига познания. - М., 2000; Солоневич И.Л. Народная монархия. - М. 1991; Чаадаев П. Я. Статьи и письма. - М. 1989.

12 Адаме Г. Воспитание Генри Адамса. - М. 1988; Брода М. Понять Россию? - М. 1998; Гердер И.Г. Идеи о фи
лософии истории человечества // Избр. соч. - М.-Л. 1959; Кюстин А. де. Резюме путешествия // Вопр. филосо
фии. -1994. - № 2; Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т.т. - М. 1998; Шубарт В. Европа и душа Востока. - М. 1997;
Эвола Ю. Метафизика пола. - М. 1996. Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсо
лютного добра: Основы этики; Характер русского народа. - М. 1991; Pares В. Russia: Between Reform and Revo
lution.-N.Y. 1962.

13 Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия рефор
мирующаяся. М.: ИС РАН, 2002; Здравомыслова О.М. «Русская идея»: антиномия женственности и мужествен
ности в национальном образе России // Общественные науки и современность. - 2000. -№ 4; Кон И.С. Сексу
альная культура в России. Клубничка на березке. - М.: ОГИ, 1997; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М. 1992;
Люсин В.Н. особенность архетипов женского/девичьего успеха в русской сказке // Общественные науки и со
временность. - 2000. - № 4; Пропп В. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. М. 1998;
Пушкарева Н.Л. Мать и дитя в Древней Руси // Этнографическое обозрение. - 1996. - № 6; Пушкарева Н.Л. Чи
таем сказки сквозь тендерные очки // Тендерные проблемы в общественных науках. - М., 2001; Рамих В.А. Ма
теринство как социокультурный феномен: Автореф. дис.... д-ра филос. наук / Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону,
1995; Рамих В.А. Материнство и культура : филос.-культурол. анализ / В.А. Рамих. - Ростов н/Д : Изд. центр
ДГТУ, 1997; Щепанская Т.Б. Миф материнства и техники управления (женские символы и техники власти в
русской этнической традиции) // Астарта. Вып.2. - СПб., 1999; Hubbs J. Mother Russia. The Feminine Myth in
Russian Culture. - Indiana. 1988.

14 Брайдотти P. Женские исследования и политики различия // Тендерные исследования. - 2000. - № 5; Брайдот
ти Р. Путем номадизма // Тендерные исследования. - 2000. - № 4; Иригарэ Л. Пол, который не единичен // Вве
дение в тендерные исследования. Часть 2. — Харьков, СПб. - 2001; Кристева Ю. От одной идентичности к дру
гой // От Я к Другому // Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. —
Минск, 1997; Лауретис Т. де. Американский Фрейд / Т. де Лауретис // Введение в тендерные исследования. - Ч.
II.: Хрестоматия / Под ред. СВ. Жеребкиной - Харьков, СПб.; Алетейя, 2001; Лауретис Т. де. Риторика наси
лия. Рассмотрение репрезентаций и тендера // Антология гендерной теории. — Минск: Пропилеи, 2000; Лобер
Дж., Фаррел С. Принципы тендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. — СПб., 2000;
Лорбер Дж. Пол как социальная категория // Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований». - М.,
2000; Рубин Т. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола // Антология гендерной теории. — Минск,
2000; Скотт Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа // Введение в тендерные исследования. 4. 2.
— Харьков, СПб., 2001; Фридан Б. Загадка женственности. — М.: Прогресс, 1994.

В настоящее время наблюдается всплеск научного интереса к их разработкам среди отечественных гендерологов, что, по нашему мнению, обусловлено не только популярностью тендерной темы в отечественной научной парадигме, но актуальностью пересмотра оснований тендерного устройства общества и поиском приемлемых для современной социокультурной ситуации тендерных моделей. В данном контексте следует отметить группу отечественных исследователей, внесших значительный вклад в адаптацию зарубежных наработок в сфере тендерной теории, их интерпретацию и дальнейшую разработку: С. Ай-вазова, Н. Андреева, О. Воронина, И. Грошев, И. Жеребкина, Е. Здравомысло-ва, А.Кирилина, И. Кон, И. Костикова, Н. Пушкарева, М. Рабжаева, О. Рябов, Г. Силласте, В. Суковатая, А. Темкина, С. Ушакин, Е. Цимбаева, С. Шакирова и многие другие.15

Следует отметить, что заявленная в теме данного диссертационного проблема не получила в научной литературе комплексного рассмотрения и осмысления с точки зрения философии культуры. Причину сложившейся ситуации мы видим в том, что любое сложное социокультурное явление, каковым, безус-

15 Айвазова С. Идейные истоки женского движения в России// Общественные науки и современность. - 1991. -N4; Андреева Н.И. Социально-философский анализ тендерной проблемы. - Ставрополь. 2001; Андреева Н.И. Формирование тендерной культуры в современном обществе. - Ростов/н-Д. 2004; Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. -2000. - № 4; Воронина О. Женское предназначение: миф, идеология, практика // Искусство и кино. -1991. - № 6; Воронина О.А. Философия пола // Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. — М.: Русское слово, 1996; Грошев И. Образ женщины в рекламе // Женщина. Тендер. Культура. - М., 1999; Жеребкина И. Прочти мое желание. Постмодернизм, психоанализ, феминизм. - М.: Идея-Пресс, 2000; Жеребкина И.А. Введение в тендерные исследования / Уч. пособ. Часть 1- СПб.: Алетейя, 2001; Здраво-мыслова Б., Тёмкина А. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России // Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований». - М., 2000; Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера как феминистская теория // Женщина. Тендер. Культура. — М., 1999; Кирилина А.В. «Мужественность» и «женственность» с точки зрения лингвиста // Женщина в российском обществе. - М., 1998; Кон И. Проблемы и перспективы развития тендерных исследований в бывшем СССР // Тендерные исследования. -2000. - № 5; Пушкарева Н. Л. Гендерше исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина, тендер, культура. - М.: МЦТИ, 1999; Рабжаева M.B. Женская эмансипация в России: эксперименты по тендерному конструированию/ Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Т.А. Тишкин. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000; Рябов О.В. Национальная идентичность: тендерный аспект. Автореф. на дис. д-ра филос. наук. - Иваново, 2000; Силласте Г.Т. Тендерные исследования: размышления участника международного семинара // Социологические исследования, 1992, №6. С. 29-35; Силласте Т. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социологические исследования, 1994, № 3. С. 15-22; Суковатая В.А. Сатира как репрессия: тендерные политики в бытовом фольклоре // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4; Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. - 1999. - № 5; Хорошильцева Н.А. Тендерная метафора в современной культуре. Дис. канд. философских наук. - Ставрополь. 2003; Цимбаева Е.Н. Современное состояние тендерных исследований по материалам международных конференций. Информационно-аналитический обзор. Статья доступна на сайте: ; Шакирова С. Толкования тендера. Алма-Аты: Центр тендерных исследований, 2000.

9 ловно, является тендер, закономерно становится категорией активного философского анализа лишь после того, как проходит этапы социологической, психологической, политической и т.д. обработки. В связи с этим в силу актуальности темы представляется важным интегрировать и придать системность имеющимся наработкам в данной области.

Объектом исследования является тендер как феномен культуры.

Предметом исследования выступают черты, содержание и репрезентации тендера в русской традиционной культуре.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении тендерного своеобразия русской традиционной культуры.

Достижение названной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

эксплицировать понятие тендера применительно к исследованию этнокульту-ры;

определить специфику способа сосуществования типично мужского и типично женского в русской традиционной культуре;

на основании анализа этнокультурного содержания тендера определить социокультурные детерминанты тендерного своеобразия русской традиционной культуры;

выявить характерные черты тендера в русской традиционной культуре;

эксплицировать сценарии взаимоотношения маскулинного и феминного в русской традиционной культуре;

выявить тенденции, определяющие способ сосуществования маскулинного и феминного в традиционной русской культуре.

Методологическая и теоретическая база диссертационного исследования.

В основу теоретической базы диссертационного исследования положены произведения отечественных и зарубежных философов, историков, культурологов, социологов, антропологов, этнографов, таких как П. Бурдье, Г. Гарфин-кель, И. Гоффман, Ж. Лакан, Т. де Лауретис, Дж. Лорбер, Г. Рубин, Дж. Скотт,

10 К. Уэст, М. Фуко, вкупе составляющих фундаментальные основы современной гендерологии.

В качестве основного метода исследования был использован метод деконструкции Ж. Дерриды, позволяющий вскрывать и интерпретировать тендерные метафоры. Дополнительно использовались герменевтический подход Х.-Г. Гадамера и феноменологический подход Э. Гуссерля.

На отдельных этапах исследования были использованы социологический метод, демонстрирующий способы и смыслы отражения тендера в русской традиционной культуре, и системный подход, позволяющий рассматривать все явления, события, процессы в диалектическом единстве и дающий возможность представить предмет изучения во всей полноте. Помимо этого, учитывая междисциплинарный характер работы, представляется обоснованным использование таких методов, как сравнительно-исторический и метод междисциплинарного синтеза.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнено понятие тендера как этнокультурного конструкта, объединяющего все уровни тендерного бытия индивида от внутриличностного уровня до уровня взаимоотношения больших социальных групп;

определена специфика способа сосуществования типично мужского и типично женского в русской традиционной культуре, которая заключается в разделении сфер их доминирования;

- на основании анализа этнокультурного содержания тендера определены
социокультурные детерминанты, обусловившие тендерное своеобразие русской
традиционной культуры; наиболее значительными среди них являются общин-
ный характер бытования и смешение языческих и христианских верований;

- выделены характерные черты тендера в русской традиционной культу
ре: поглощение индивидуального тендера коллективным, связанность социаль
ного и тендерного статусов индивида, нелинейность тендера и его обусловлен
ность способностью индивида к выполнению трудовых обязанностей и репро
дукции;

эксплицированы сценарии взаимоотношений маскулинного и феминно-го, различающиеся типом доминирования одного из них; доказана поливариантность взаимоотношений маскулинного и феминного в исследуемом социокультурном пространстве;

выявлены тенденции способа сосуществования маскулинного и феминного в русской традиционной культуре, выражающиеся в их взаимном притяжении и взаимном отталкивании.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Применительно к исследованию различных этнических культур тендер понимается как этнокультурный конструкт, включающий в себя комплекс представлений о типично мужском и типично женском, характерных для конкретной культуры. Эти представления отражают адекватные тендерные модели самопрезентации и тендерные роли, в своей совокупности вырастающие в построение иерархичных тендерных отношений. Предложенный подход позволяет объединить все уровни тендерного бытия индивида в обществе: от осознания собственной тендерной идентичности путем самоотнесения к конкретной тендерной культуре, являющейся неотъемлемой частью этнокультуры, до уровня взаимоотношений'' больших социальных групп, представленных мужским и женским сообществами.

  2. Своеобразие способа сосуществования типично мужского и типично женского в исследуемом социокультурном пространстве заключается в разделении сфер их доминирования. Маскулинное начало мыслится нормой и признается легитимным и доминирующим в сфере общественных отношений и религии. Феминное ассоциируется с инаковым и обретает власть на уровне более архаичных культурных пластов, включающих в себя ментальное пространство, область верований и мифологии.

3. Социокультурными детерминантами, обусловившими своеобразие
тендера в русской традиционной культуре, являются следующие: общинный
характер бытования, сельский образ жизни, предполагающий значительную
удаленность от других очагов цивилизации, аграрный способ ведения хозяйства

12 с его цикличностью, климатические особенности, смешение языческих (культ матери) и христианских верований (культ отца), церковный контроль за общественной жизнью, а также почитание старших и принцип делегирования властных полномочий и ответственности.

4. Тендер в традиционной русской культуре обладает следующими харак
терными чертами, обусловливающими ее тендерное своеобразие:

индивидуальный тендер поглощается коллективным и носит обязательный для исполнения характер;

тендер определяет социальный статус индивида;

тендер имеет нелинейную форму;

тендер обусловлен способностью индивида к выполнению трудовых обязанностей и репродукции.

5. Анализ тендерных репрезентаций в духовной составляющей русской
традиционной культуры позволяет эксплицировать три типа сценария взаимо
отношения маскулинного и феминного:

доминирование маскулинного над феминным;

доминирование феминного над маскулинным;

взаимозависимость и взаимодополняемость обоих бытийных начал. Отсутствие фиксированной тендерной доминанты в сценариях взаимоотношения маскулинного и феминного свидетельствует о поливариантности их взаимоотношений в русской традиционной культуре.

6. Тендерный аспект русской традиционной культуры имеет в своем ос
новании две противоположные тенденции взаимоотношения маскулинного и
феминного. Первая представлена как стремление к соединению двух начал и
актуализируется в имеющей исключительное значение для традиционной куль
туры мифологеме плодородия. Вторая демонстрирует взаимное отталкивание
маскулинного и феминного, что прослеживается на уровне сказок, паремиоло-
гического наследия, верований и демонологии, а также актуализируется в деле
нии единого социокультурного пространства на мужскую и женскую субкуль
туры.

13 Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы данного диссертационного исследования могут быть использованы философами, культурологами, социологами, специалистами других областей гуманитарного знания в целях дальнейшей разработки и уточнения теоретических вопросов, связанных с концепцией тендера, его этнокультурного

содержания, а также для последующего углубленного изучения специфики тендерного аспекта традиционной русской культуры.

Кроме того, теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть применены для подготовки пособий, учебных спецкурсов по философии культуры, философской антропологии, социальной философии.

Понимание тендерных оснований русской этнокультуры дает возможность осмысления современной тендерной ситуации с точки зрения отечественной традиции, более близкой и менее конфликтной по сравнению зарубежными аналогами. Интерпретация основных понятий тендерной теории может способствовать формированию тендерной и культурной толерантности, пониманию и анализу тендерных отношений как отношений сотрудничества, взаимодействия.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные положения диссертационного исследования представлены в тезисах и докладах на следующих конференциях и семинарах: 50-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука - региону» (Ставрополь, апрель 2005 года); 51-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука - региону» (Ставрополь, апрель 2006 года); региональной научно-методической конференции «Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ» (Ставрополь, апрель 2006 года); 52-й научно-практической конференции преподавателей и сту-

14 дентов СГУ «Университетская наука - региону» (Ставрополь, апрель 2007 года); Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007» (Москва, апрель 2007).

По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 2 печатных листа.

Объем и структура работы.

Представленная диссертационная работа состоит из Введения, двух глав, включающих 6 параграфов, Заключения и Библиографического списка использованной литературы, включающего 308 источников. Содержание работы изложено на 179 страницах машинописного текста.

Понятие тендера в зарубежном и отечественном социогуманитарном знании

В XX веке философии и культуре произошли значительные перемены, выразившиеся в обостренном интересе к проблеме человека, в возрождении ан-тропоцентристских по своему характеру вариантов исследовательской парадигмы, выработке новых путей постижения человеческой сущности. Данная тенденция нашла свое воплощение во всех сферах общественной жизни, в смене мировоззренческих ориентации, в переосмыслении системы ценностей, изменении типа мышления.

Обращение философской и научной мысли к телесности человека приводит к появлению в 70-80-ые годы XX столетия тендерной теории. В сфере общественного бытия истоком для возникновения нового направления в гуманитарном знании послужил феминизм, который в свою очередь является естественным продуктом развития западного общества.

Мы считаем, появление подобного социального явления свидетельствует о глубинных трансформациях в общественном сознании, о преодолении немыслимого барьера «естественных отношений», вековых традиций и практик, предельных культурных оснований. Бесспорно, для того чтобы, живя в культуре, подвергать критике основания собственных практик, необходимы глобальные сдвиги пластов общественного сознания.

В современном научном дискурсе существует правомерная на наш взгляд точка зрения, согласно которой подобные революционные изменения социокультурного пространства (прежде всего, американского и западноевропейского) стали возможны лишь в эпоху модерна, точкой отсчета которого принято считать конец XVIII века. Своего пика востребованность тендерных исследований достигла в условиях социокультурной ситуации постмодернизма. Отличительной чертой современного общества является одержимость проблемой идентичности: на первый план для индивида выходит вопрос: «Кто я?», что приобретает особенную актуальность в условиях разрушения жесткой иерархической структуры средневекового феодального общества. После чего начинается переосмысление существующего порядка вещей, интеллектуальная ревизия традиционных норм и установок, повлекшая за собой значительные, если не сказать необратимые изменения в социальном устройстве.

В качестве социокультурных предпосылок феминизма мы выделяем следующие факторы: секуляризация общественной жизни, разрушение феодально-сословной организации западноевропейского общества, развитие индустриальной цивилизации, вовлечение женщин в работу по найму, получение ими в демократических странах избирательного и иных гражданских прав, в том числе права на получение высшего образования, что в свою очередь сыграло не последнюю роль в становлении академического феминизма XVII-XX в.в.

Однако нельзя не признать весомости вклада западных мыслителей нефеминистского толка, работы которых послужили теоретической и методологической базой феминизма. В данном контексте необходимо обозначить, во-первых, либеральную философию Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и Дж. С. Милля, в рамках которой развивались основы теории прав человека, во-вторых, это теории утопического социализма Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона и Р. Оуэна (последний, кстати, является автором термина «феминизм»). Кроме того, на феминизм оказали значительное влияние работы 3. Фрейда, В. Райха, Э. Хавелока, М. Мид, Г. Маркузе, а также некоторые работы М. Фуко, Ж. Дерриды и Ж.-Ф. Лиотара. Общим для них является то, что впервые сексуальность личности перестает рассматриваться только лишь как биологическое основание. Начинается актуализация проблемы пола в социальном и политическом контекстах.

Необходимо отметить, что интерес к проблемам женщин, лежащий в основе феминизма, не был чужд и русской культуре, хотя и имел свою специфику. Специфику отечественного варианта процесса эмансипации, мы считаем, обусловило принципиальное различие отечественной и западноевропейской культур.

Во-первых, исторически в России женщина обладала несравнимо большей экономической свободой, имела право на распоряжение своим имуществом, что способствовало ее социальной самостоятельности. Во-вторых, в России не столь остро, как на Западе стояла проблема получения женщинами политических прав, поскольку до 1917 г. монархический строй не предполагал их широкого спектра и возможности их реализации, в отличие от западных государств, основанных на демократии. Кроме того, Россия и без того знала немало женщин-государствениц, начиная от княгини Ольги и заканчивая плеядой императриц XVIII века. Наконец, русская культура изначально основывается на иных началах, нежели западноевропейская. Женское начало в отечественной культуре не менее, если не более сильно, чем мужское, тогда как европейская культура в целом характеризуется доминированием культа отца. В связи этим основной проблемой русского феминизма конца XIX - начала XX в.в. было получение женщинами права на образование.

Революция привнесла значительные изменения в положение женщин в России: в 1917 году равенство полов было закреплено конституционно. Однако, несмотря на это, равенство, провозглашенное автоматически, не привело к равенству действительному: в этот период женщины получили двойные роли «работа-дом» и двойную нагрузку, которых не было у мужчин.

Современный феминизм - это, прежде всего, альтернативная философская концепция социокультурного развития, направленная на утверждение идеологии равноправия женщин во всех сферах жизни общества.

Анализируя различные подходы и варианты феминизма (консервативный, эгалитарный и т.д.), можно заметить один концептуально уязвимый момент, а именно, будучи зеркальным отражением асимметричной мужской цивилизации, они в конечном итоге борются не столько за женщин, сколько против мужчин. В данной связи представляется уместным вспомнить прогноз А.И. Куприна: «Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. И все оттого, что мы целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. Это будет месть».16

Женская эмансипация послужила многим отечественным философам поводом к осмыслению роли мужчины и женщины в истории и культуре. Так, Н. Бердяев, говоря об истоках этого явления, указывает на его положительные и отрицательные стороны. К числу достижений он относит: желание женщин экономической независимости от мужчины, свободный доступ ко всем благам жизни, культуры, осознание женщиной своего статуса в обществе. Критика Н. Бердяева заключается в том, что женщины, стремящиеся к эмансипации, теряют свое женское начало. «Освобождение женственности понимают как отречение от женской индивидуальности женского назначения в мире. Но освобождение слишком дорого стоит, если оно уничтожает то, что должно быть освобождено, - в данном случае уничтожает женственность как особую в мире силу» .

Безусловно, опасения Н. Бердяева, не лишены обоснованности. В то же время стремление женщин обрести «самость» в истории и культуре через отказ от феминной сущности и приближение к маскулинному канону неизбежно вытекает из самой сути западноориентированной культуры, где феминное маркировано как негативное, не-достаточное, не-полноценное. Таким образом, онтологически феминизм вместо утверждения и обоснования значимости особости, «инаковости» женского начала, пошел по пути отрицания собственной сущности и стремления к маскулинному. По нашему мнению, именно это во многом дискредитировало идеологию феминизма в обществе.

Норма и инаковость в русской традиционной культуре: тендерный аспект

XX век в философском плане не только актуализировал проблему пола, но и привнес в ее осмысление, с одной стороны, разграничение духовного и телесного, с другой, придал человеческой сексуальности широкий социокультурный контекст.

В современной гуманитарной парадигме при социально-философском осмыслении культуры предпочтение отдается прочно укоренившейся модели западно-европейской цивилизации. В ней мир предстает как хозяйство, кото рым руководит экономический человек с целью самоутверждения на основе обогащения. Подобное мировоззрение характеризует мужскую модель цивилизации. Мужчина выступает главным субъектом исторического процесса, тогда как женщине отводится роль объекта. Обладание объектом превращается в установку культуры, формируемой мужчинами. При этом обладание не ограничивается сексуальной сферой и распространяется на все сферы жизни.

В данном контексте уместным будет вспомнить слова известного немецкого философа и социолога Г. Зиммеля: «Культура человечества не является по своему чистому объективному содержанию чем-то бесполым и вследствие своей объективности отнюдь не находится по ту сторону различия между мужчиной и женщиной. Напротив, наша культура является - за исключением очень немногих областей - только мужской».34

Потребность исследователей в обращении к тендерной проблематике выражает тенденцию современного знания о человеке. Тендерный анализ позволяет во многом по-новому представить различные аспекты бытия человека, общества, культуры в прошлом и настоящем. По выражению М. Фуко предметом научного изучения в XX веке являются три вещи: труд, пол, язык.

Обращение к теме нормы и инаковости в данном контексте продиктовано необходимостью учета не только мужского, но и женского опыта в рамках все-стороннего философского анализа тендерного аспекта русской традиционной культуры.

В предыдущем параграфе мы выяснили, что тендер как социокультурный феномен базируется на представлениях о маскулинном и феминном в их взаимосвязанности и взаимозависимости. Поскольку данные корреляты находятся в одной культурной плоскости, в единой системе ценностей (применительно к каждой этнокультуре), неизбежно возникает проблема доминирования одного из них.

Мы понимаем тендерные отношения как отношения, отличающиеся напряжением, потенциально переходящим в конфликт, поэтому мы считаем, что невозможно не признавать наличие властной компоненты в отношениях между полами. Однако в данной работе мы отдаем приоритет не обнаружению в рамках определенной тендерной системы подчиняющих и подчиняемых, более значимым в данном контексте представляется выявление схемы модификаций, техник доминирования и управления, заключенных в тендерных отношениях, характерных для русской традиционной культуры.

В данном стремлении мы исходим из того, что выявление культурных техник тендерного доминирования позволит нам увидеть и осмыслить тендерную культуру русского этноса в категориях субъектности/объектности. Кроме того, по нашему мнению, осмыслению и дальнейшей философской разработке подлежат основания отношений властвования и техники тендерного управления.

Известно, чіо проблема власти, доминирования всегда связана с проблемой субъекта. Субъект, в отличие от объекта отношений (в нашем случае - тендерных), обладает такими характеристиками, как активность и свобода воли, что предопределяет его доминантное положение в социокультурном пространстве. В противоположность ему существует нечто, не обладающее подобными качествами, и даже противоположное им. Это нечто мы называем инаковым, другим по отношению субъекту.

В данном параграфе мы намерены рассмотреть сложившиеся подходы к пониманию проблемы инаковости в культуре, поскольку убеждены, что философский анализ русской традиционной культуры может и должен быть осуществлен не только с позиций субъекта, но и с точки зрения объекта тендерных отношений.

Отметим, что всякая система мышления может обнаружить в мировом потоке лишь то, что в ней заложено, то, что не принадлежит системе, не обнаруживается принципиально. Таким образом, даже если нечто неизвестное попадает в поле зрения носителя некой системы мышления (в рассматриваемом контексте - традиционной), то неизвестное воспринимается и интерпретируется через существующую «призму цензуры», а в худшем случае - игнорируется.

Неприятие и отторжение неизвестного, ассоциируемого с неявным, опасным происходит через актуализацию категории инаковости. Данная категория может определяться как изначальная, сопровождающая человечество со времени его появления, она является одной из фундаментальных категорий человеческой мысли.

Проблема инаковости была поставлена уже в античной философии, например, в работах Платона («Тимеб», «Парменид»). Мыслитель полагал принципиальную возможность и радикальную достижимость определения чего-то «одного», уникального, в отличие от другого. У неоплатоников инаковость отражала дуализм уже познанного и еще познаваемого; у схоластов Божественное откровение выступало инаковым по отношению к посюстороннему миру; у Гегеля инаковой обозначалась категория противоречия как диалектического единства полярных начал и понятий35.

Деление на «своего» и «чужого» (другого) характерно для любого общества и является частью дихотомично организованного мышления. При этом важно, что традиционное сознание ставит знак равенства между понятиями «чужое» и «опасное», стремясь их игнорировать.

Мы считаем, что социокультурная функция данной категории заключается том, что она способствует идентификации индивида по отношению к социальной группе, призвана поднять престиж и легитимировать ценности определенной социальной группы, стабилизировать существующий порядок, при этом, не позволяя социокультурной системе замкнуться на себе.

Тендерное своеобразие русской народной культуры

Рассматривая тендер как социокультурный феномен, конституирующийся на высоких уровнях абстракции и ежечасно обнаруживающий себя в практиках повседневности, необходимо выявить механизм его ретрансляции в культурных практиках общества. С этой целью мы обратимся к понятию «традиция». В данном контексте следует отметить, что несмотря на широкое использование понятия «традиция» во многих областях общественной жизни, оно все еще не получило достаточной теоретической разработки.

В мировой научной парадигме под традицией понимается специфиче-ский вид социального наследования, ориентированный на точное воспроизведение прошлых образцов социальности, воспринимаемых как эталонные образцы. В зарубежных справочных изданиях «традиция» определяется как «нейтральный термин, который мы употребляем для обозначения «трансмиссии», обычно устной, через которую правила поведения, оценки и верования передаются из поколения в поколение и таким образом увековечиваются»105.

В отечественной науке традиция рассматривается как «способ передачи этнического опыта от одного поколения к другому в виде обычаев, порядков, правил поведения». 0б Таким образом, в семантическом поле данного термина актуализируется один из его аспектов, а именно - элемент преемственности, то есть готовность одного поколения передать, а другого воспринять некую социально важную информацию.

Существенный вклад в дальнейшую разработку понятия традиции внес Э.С. Маркарян, дополнивший определение традиции описанием способов фиксации социальной памяти, трансмиссии и воспроизводства культуры. Так, согласно Э. Маркаряну, культурная традиция - «это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах».107

При этом отмечается, что не всякий вид преемственности и не все явления общественной жизни, обладающие устойчивостью, могут быть отнесены к традиционным, а лишь те, трансмиссия которых является доменом общественного сознания. В контексте данного диссертационного исследования эта трактовка, по нашему мнению, приобретает особую важность, поскольку тендерный аспект культуры и есть один из доменов общественного сознания, влияющий на многие, если не все сферы общественной и культурной жизни общества.

Информационно-нормативный характер традиции актуализируется в следующем понимании традиции: традиция народа есть не что иное, как информационная сущность, закрепленная в подсознании, которая со временем материализуется в нормах поведения, законах и т.д.108 По нашему мнению, такой дискурс наделен ценностью не сиюминутного, но некоего ретроспективно-стабильного порядка. Оценочные импликации в понимании традиции варьируют весьма широко, но важно, что основным стимулом в этих самых вариациях выступает осознание неустойчивости, текучести, ненадежности социокультурного контекста повседневности.

Актуальность традиции для повседневности удачно, на наш взгляд, описала Л. Зязева, сравнивая традицию со «спасительной» для общества возможностью символизировать социальную действительность, конструировать «символическую вселенную» (symbolic universe) за счет материальных и ментальных образований культуры.

Ценность обращения к основаниям собственной этнической идентичности возрастает в условиях современной российской культурной ситуации, которая может быть охарактеризована как нестабильная, лишенная своих культурных оснований.

Причину подобной ситуации исследователи видят в том, что, начиная с 1930-х годов, целые поколения русских людей отчуждались от традиций народной культуры во всех ее проявлениях110. Это привело к тому, что социокультурное пространство современной России «расколото» на отдельные субкультуры, каждая из которых образует свой мир со своей иерархией ценностей, стилем и образом жизни, символикой и сленгом, правилами, запретами, ритуалами. В конечном итоге это влечет за собой распад единой структуры общества, провоцирует дестабилизирующие явления.

В подобных условиях интенсивных социокультурных изменений резко возрастает ценность традиции, поскольку механизм культурной трансмиссии, заключенный в ней, по выражению Л. Зязевой, потенциально может обеспечить состояние динамического равновесия и устойчивости между центробежными и центростремительными тенденциями, обеспечивая компенсаторную функцию в условиях новой формирующейся системы ценностей111.

Мы соглашаемся с Л. Зязевой и отмечаем, что тендерный подход позволяет осознать эту ситуацию в категориях стабильности и/или изменчивости «мужских» и «женских» стереотипов культурного опыта.

Понятие традиции служит отправной точкой для понимания сущности традиционной культуры. В научной и общественной мысли наряду с понятием «традиционная культура» используются такие определения культуры, как: народная, этническая, крестьянская, доиндустриальная, примитивная. Исходя из изученного материала, мы также будем считать указанные дефиниции синонимами.

Сегодня существуют различные подходы к трактовке понятия «традиционная культура». Например, О. Балдина предлагает рассматривать мир вещей традиционной культуры как одну из форм фольклора, а современную народную культуру как непрофессиональную культуру на основе свободного владения традицией и мастерством11 . Тогда как, по мнению Н.Г. Михайловой, народная культура определена как традиционная синергетическая культура, передающаяся в акте непосредственной коммуникации113.

Опираясь на изученный материал, мы будем понимать русскую традиционную культуру как часть русской этнической культуры, которая включает в себя совокупность культурных форм и явлений, норм поведения, обиходных понятий мировоззренческого комплекса, и противопоставляется тем элементам культуры, которые возникли относительно недавно, были привнесены извне или имеют элитарное происхождение.

В нашем понимании традиционная культура не является социокультурным рудиментом прошлого, она включена в современную жизнь, связана с производством материальных благ и с доминирующим в данном этносе хозяйственно-культурным типом. При этом важно, что именно традиционная культура наиболее тесно связана с ментальными конструктами этноса: все наиболее значимое в повседневности аккумулируется в традиционной культуре и ретранслируется в повседневность в форме стереотипов, правил, традиций и норм.

Тендерные репрезентации в духовной составляющей русской традиционной культуры

Залог длительного существования народной культуры, ее стабильности в поддержании незыблемости ее основы - традиции. Значительная их часть во площается в духовном наследии этноса. Трансмиссия социокультурных образ цов в этом случае происходит естественно, гармонично, является необходимой основой принятия родной культуры, становления этнической идентичности человека.

Тендерные образцы и модели поведения, заложенные в духовном наследии народа, отшлифованы временем, опытом предыдущих поколений, поэтому отражают саму суть тендерной системы, принятой в данном социокультурном пространстве. Трудность в данном случае представляет лишь то, что духовная составляющая традиционной культуры представляет собой продукт развития русского этноса в течение многих сотен лет, и не только «помнит» различные этапы становления тендерной культуры, но и подвергает смещению и смешение отражения ее элементов разных временных пластов и эпох.

В данном параграфе мы намерены рассмотреть репрезентации тендерной специфики исследуемого социокультурного пространства, используя эмпирический материал, включающий в себя систему полового символизма, фольклор, верования, народную демонологию и т.д., что вкупе образует духовную составляющую русской народной культуры. Также необходимо отметить, что, используя в данном контексте понятие репрезентации, мы понимаем его как представление одного посредством другого135.

Учитывая это, а также то, что методологически нам предстоит процесс разгадывания и деконструкции тендерных метафор, восходящих к дихотомии «маскулинное - феминное», представляется целесообразным рассмотреть критерии мужской и женской привлекательности. Поскольку именно они на уровне обыденного сознания являются воплощением канонов мужественности/женственности, а в дальнейшем актуализируются в явлении полового сим-волизма и тендерной метафоризации.

Как было отмечено в предыдущем параграфе, комплекс типично маскулинных, положительно оцениваемых черт, в русской народной культуре выглядит следующим образом: отцовство, сила, власть (лидерство), разумность, упорядоченность, самодостаточность, выносливость, долг, ответственность, справедливость, решительность, самоконтроль.

Что касается их внешнего проявления, то есть стандартов мужской красоты, то на первый план выходит физическая сила, храбрость («удаль молодецкая»), которые должны непременно и регулярно подтверждаться, физическая привлекательность (статность, густые кудрявые волосы, традиционно символизирующие жизненную силу человека, чистая кожа, румянец, также являющийся показателем здоровья его обладателя), нарядная одежда и т.д. Неизменным атрибутом мужественности в русской культуре является борода.

Таким образом, канон маскулинности в русской этнической культуре, по-нашему мнению, представляет собой мужской образ, убедительно демонстрирующий высокие репродуктивные качества. Однако важно отметить, данный образ не связан с «мачизмом», что характерно, к примеру, для представлений о мужественности, укорененных в средиземноморских этнокультурах136.

Другими словами, отечественный эталон маскулинности предполагает публичное подтверждение собственной мужественности наличием многочисленного потомства, но никак не количеством сексуальных контактов. Исходя из этого, можем констатировать, что, внешняя привлекательность в структуре идеального мужского образа служит лишь залогом, «обещанием» продолжения рода, и не может рассматриваться в качестве самостоятельной характеристики.

Концептуальное поле феминного, как уже отмечалось в предыдущих параграфах, в значительной степени заполнено символикой материнства и женственности, а также связанными с ними качествами: ласковость, понимание, верность традициям и нравственному закону, любовь и т.д. В данном контексте представляется важным отметить, что любовь в русской традиции представлена не как «любовь-желание», а как «любовь-жаление», любить по-русски - значит жалеть. Это также коннотируется с материнством, материнской любовью. При этом известно, что жалеть может только тот, кто сильнее, что опосредованно указывает на наличие значительной внутренней силы как неявной характеристики феминного.

Центральное место в проявлении феминных черт занимает женская красота. При этом в разном возрасте на первый план выходят различные ее ипостаси. Так, у девушек, прежде всего, ценилась красота телесная. Привлекательность замужней женщины связана с ее способностью к деторождению («Пока курочка несется - и гребень красный», «Женщина без живота, что печка без огня»). В старшем возрасте больше ценилась красота духовная, мудрость137.

Данная тенденция, по нашему мнению, актуализирует связанность тендерного статуса человека с пиком его репродуктивных способностей. Это подтверждает также следующая традиция полового символизма, отмеченная неко-торыми исследователями, в частности Е. Мадлевской, И.Денисовой : женская, и прежде всего, девичья красота, отождествляется в русской народной культуре с красным цветом («красна девица»). Известно, что применительно к исследуемому социокультурному пространству, красный символизирует кровь, жизнь и

Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. - потенцию к жизни, что в данном контексте получает однозначную тендерную интерпретацию.

Та же тенденция, сопряженная с такой особенностью тендера в русской культуре, как его нелинейность, находит отражение в фольклорных формулах отождествления половозрастного и социального статуса человека с явлениями природы. Например, со сменой времен года: девичество ассоциированб с весной, замужество - с летом, зрелость - с осенью, старость - с зимой. Очевидно, что данная цепь ассоциаций строится по принципу нарастания и угасания репродуктивной энергии, что в русской этнокультуре, естественно соотносится с природно-хозяйственным циклом. Как видим, детство оказывается не включенным в эту цепочку, а старость ассоциирована с полным покоем, имманентным отсутствию репродуктивной энергии в природе.

В данном контексте очевидно также, что наше предположение о нелинейности тендера в русской традиционной культуре, высказанное в параграфе 2.1., находит свое подтверждение не только в сфере общественных отношений, но и фольклорной практике.

Следующая характерная черта тендерной культуры русских, обозначенная нами как взаимное притяжение и отталкивание маскулинного и феминного обнаруживает свои репрезентации на всех уровнях духовного бытия.

О взаимном притяжении этих двух категории свидетельствует, например, любовная тематика, занимающая значительное место в фольклорных текстах, а также пословичный материал, демонстрирующий тесную их связанность и взаимодополняемость.

Похожие диссертации на Гендер в традиционной русской культуре