Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция японской национальной архитектуры в современное зодчество : на примере творчества Курокава Кисё Бадлуева Вероника Михайловна

Интеграция японской национальной архитектуры в современное зодчество : на примере творчества Курокава Кисё
<
Интеграция японской национальной архитектуры в современное зодчество : на примере творчества Курокава Кисё Интеграция японской национальной архитектуры в современное зодчество : на примере творчества Курокава Кисё Интеграция японской национальной архитектуры в современное зодчество : на примере творчества Курокава Кисё Интеграция японской национальной архитектуры в современное зодчество : на примере творчества Курокава Кисё Интеграция японской национальной архитектуры в современное зодчество : на примере творчества Курокава Кисё
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бадлуева Вероника Михайловна. Интеграция японской национальной архитектуры в современное зодчество : на примере творчества Курокава Кисё : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Бадлуева Вероника Михайловна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/541

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные типы и принципы традиционной архитектуры Японии 14

1.1. Архитектура древней Японии 14

1.2. Жилая архитектура Японии на примере императорских дворцов 24

1.2.1. Характеристика стиля синдэн 24

1.2.2. Характеристика стиля сё:ин 33

1.3. Культовая архитектура Японии 50

1.3.1. Синтоистская архитектура 50

1.3.2. Буддийская архитектура Японии 57

1.4. Архитектура японских замков 76

1.4.1. Особенности строения замковой архитектуры 80

1.4.2. Краткий обзор известных замков 86

1.5. Современная архитектура Японии 91

Глава 2. Архитектурное творчество Курокава Кисё 106

2.1. Философия симбиоза Курокава Кисё 108

2.1.1. Буддийские основы в философии симбиоза Курокава Кисё 110

2.1.2. Традиции японской культуры в философии симбиоза Курокава Кисё 112

2.1.3. Промежуточное пространство 114

2.1.4. Японский город 116

2.1.5. Промежуточное пространство улицы 118

2.1.6. Понятие «серый цвет рикю» 121

2.1.7. Культуры барокко, кэмпа - неоднозначность и двойное значение на Западе 122

2.1.8. Постмодернистская составляющая философии симбиоза Курокава Кисё 127

2.1.9. Воскрешение значения. Переход от эпистемологии к онтологии 133

2.1.10. Архитектура информационного общества 142

2.2. Архитектурные проекты Курокава Кисё. Процесс интеграции традиционной японской архитектуры в современное зодчество 150

Заключение 181

Словарь использованных терминов 187

Библиография 192

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Архитектурное творчество - особая форма постижения действительности Оно одновременно является продуктом действительности и изменяет ее, создавая вещественный объект определенного назначения Вследствие этого художественная форма такого объекта двойственна она служит и отражением реальности, и обогащает ее

Архитектурные сооружения дают представление о социальном строе и культуре народа в различные времена истории Эволюция жилища с древнейших времен и вплоть до наших дней предоставляет картину быта, уклада семьи, общественных отношений. Поскольку произведения архитектуры материальны и имеют определенную практическую ценность и утилитарное назначение, постольку на них распространяется эстетическая оценка человеком внешней формы произведения и соответствия этой формы задуманному творцом назначению Значительные архитектурные памятники являются результатом долгого процесса совершенствования и отбора черт, наиболее точно воплощающих реальную действительность и подходящих к ней Архитектура всегда считалась зримым воплощением перемен общества, многие исследователи называют ее философией в камне Так, С Б Веселова утверждает, «движение архитектуры является не простой сменой строительных стилей и инженерных конструкций, но «воплощением духа», отражением мировоззрения эпохи, зримой философией своего времени » Это оправдано тем, что с помощью зодчества можно выразить идеи и теории об обществе и мире, а также изменить этот мир Например, японский архитектор Курокава Кисе соединяет зодчество и философскую теорию симбиоза, главные идеи которой - симбиоз истории и настоящего, традиций и современности, разных культур, а также техники и природы В зданиях он стремится выразить свое видение решения проблем современного общества, предлагает человечеству находить выходы в ситуациях симбиоза, в компромиссах.

Для человека искусство архитектуры никогда не теряло своей актуальности, оно создаст облик городов, в которых живут люди, дома, где они обитают, создает атмосферу жизни в них. Архитекторы понимают свою задачу и осознают масштабы своих возможностей В их силах изменить к лучшему не только место, где живет человек, но и его образ существования в этом месте. Мы можем перенимать успешные идеи у других народов и культур, приспосабливая их для себя Накопленный опыт прошлых поколений позюляет решить вопросы, возникающие в настоящее время.

Актуальность темы диссертационной работы определяется значительным интересом к культуре Японии среди широких кругов исследователей. В современной культуре нередко обращение к экзотическим мотивам, к

Веселова С Б Город - Архитектура - Философия [Электронный ресурс] URL http //anthropology ru/ru/texts/veselova/city html

восточному искусству. Интерес к Востоку растет, и японское искусство уже обладает мировым признанием. Особое значение приобретает теория японского искусства Важность исследования также определяется недостаточной теоретической и практической разработанностью проблем отдельных культурных областей, в частности определения специфических черт национальной традиции и специфики понимания японским народом таких понятий, как пространство, природа

В практическом плане актуальность вопроса связана со строительством сооружений в японском стиле, которое предполагает знание теории архитектуры, основных стилей и принципов, понимание же культурологических и философских основ японского зодчества даст более полное и глубокое восприятие архитектуры Японии в целом К тому же, принципы некоторых современных стилей по существу сходятся с принципами японской архитектуры, так, направление минимализма в оформлении интерьеров здания тесно соприкасается с методами традиционной жилой архитектуры Японии, что позволяет заимствовать и переосмыслять достижения одной культуры другими

Научное осмысление чужого опыта, учет достижений японской архитектуры представляются необходимыми для мировой культуры в целом, тем более что многие памятники японского искусства обладают действительно мировым значением Выявление сущностных признаков архитектуры Японии позволит проводить типологические сопоставления на уровне мировой архитектуры

Современная архитектура поражает зрителя нестандартностью своих форм Массовому неискушенному человеку бывает трудно понять современную архитектуру, культурную ценность ее гротескных форм, необычный дизайн Чтобы ввести в архитектуру привычное значение и смягчить восприятие новых зданий, которые обладают непривычным футуристичным дизайном, основанном на использовании современных материалов и новейших технологий, архитекторы используют традиционные приемы строительства и внедряют в свои сооружения привычные смыслы и знаки

Современная японская архитектура мало изучена в российской науке, поэтому данное исследование будет весьма актуальным По японской архитектуре, как традиционной, так и современной в российской науке мало работ ввиду сложности изучения японского языка и отличного от европейского мировоззрения В данной работе мы попытаемся осветить культурную и философскую составляющие японской архитектуры, традиции строительства зданий в Японии, провести сравнение черт японского и европейского зодчества.

В наше время люди стремятся открыть для себя духовные аспекты существования, найти личную философию, которая будет учить и помогать существовать в сложном противоречивом мире Философия симбиоза Курокава Кисе отвечает на актуальные вопросы «Куда движется наше общество?», «Как

жить счастливо и спокойно в мире9», «Какая архитектура должна развиваться в обществе9». Философия симбиоза и архитектура симбиоза появились в 1980-х гг, но и в XXI веке они не теряют своей актуальности Они учат нас не забывать свое прошлое, свои традиции, не противостоять другим культурам, отличным от нашей, а существовать с ними в симбиозе Японская архитектура очень близка природе, японцы стремятся к гармонии с ней, японская традиция сближения с природной средой актуальна для современного человека, который уже не стремится жить в каменных коробках, быть окруженным машинами, а желает обрести гармонию с природой.

Степень разработанности проблемы

При написании данной работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов

В отечественной литературе различные области японской архитектуры подвергались анализу в трудах Н.С Николаевой, Н А Виноградовой, Л Д. Гришелевой Этими авторами создана важная историко-теоретическая база, позволяющая обосновать различные модели архитектурных композиций Архитектура и философия современного зодчего Курокава Кксе исследовалась И А Добрицыной, А. В Рябушиным, О В. Орельской Данными авторами рассматривались принципы архитектуры Курокава Кисе, были даны характеристики основным строительным проектам и изучены основные аспекты философии симбиоза Подробное описание положений учения симбиоза было проделано японским архитектором в своих книгах и статьях на английском и русском языках Также при анализе философии симбиоза использовались научные статьи Н Ф. Гуляницкого и А Я Зенкевича

Архитектуру постмодернизма подробно исследовал английский критик архитектуры Ч Дженкс, по философии постмодернизма в связи с ее влиянием на философию симбиоза были рассмотрены труды Р Барта, Ж Делеза и Ф Гваттари, М Бубера,Ж Бодрийяра

К основным источникам работы по традиционной японской архитектуре можно отнести исследования на английском языке Эти источники создали определенный базис аналитической работы, позволили сформировать представление об архитектуре Японии на протяжении всей истории страны Изучение истории различных форм японской архитектуры осуществлялось на основе трудов Роберта Пейна и Александра Сопера, Герберта Платшоу, японских авторов Кадзуо Нити и Кадзуо Ходзуми

Труды по данной проблематике можно сгруппировать по следующим основным направлениям - историческому и теоретическому

В исторических работах «История японского искусства» Н. Ито, «Культура древней Японии» Н А Иофан, «Древняя Япония» М В Воробьева, «Япония» Б Денике представлены этапы становления национальных традиционных особенностей японской архитектуры.

В теоретической литературе освещены философские и мировоззренческие предпосылки культуры Работы Кавадзоэ Нобору и Тангэ Кэндзо,

рассматривающие такие понятия, как принцип горизонтальности в японской архитектуре, моделирование пространства, послужили источником для анализа философских оснований японского зодчества

При использовании данных источников наблюдается разрозненность материала, как исторического, так и теоретического Это связано с недостаточной широтой исследований на русском языке по теме японской архитектуры, имеются затруднения с полным анализом всех сторон проблемы Однако четко разделить исторический и теоретический материал довольно сложно Нашими исследователями проделана немалая работа в изучении различных этапов истории японской архитектуры

Статьи по конкретным тематикам были привлечены в качестве источников дополнительных сведений о деталях японской традиционной архитектуры и архитектурного творчества Курокава Кисе Для составления более полной картины исследования привлекались исторические материалы и архитектурные альбомы

Объектом исследования является японская архитектура

Предметом исследования является интеграция японской национальной архитектуры в современное зодчество на примере творчества Курокава Кисе

Целью диссертационной работы является исследование процесса интеграции японской национальной архитектуры в современное зодчество (на примере творчества Курокава Кисе)

Для достижения указанной цели выделяется следующий ряд основных задач:

- анализ исторических, религиозных, философских предпосылок
становления основных форм в японской архитектуре,

рассмотрение истории архитектуры в Японии;

обзор принципов строительства в архитектуре древности, религиозном и жилом зодчестве, в современной архитектуре,

- анализ архитектурной деятельности Курокава Кисе, изучение его
теоретической концепции «Философия симбиоза» и ее воздействия на
творчество мастера,

- выявление принципов традиционной японской архитектуры в
творчестве Курокава Кисе, анализ их влияния на современное зодчество

Методологическая основа исследования

В ходе написания диссертационной работы использован комплексный подход, в соответствии с которым применены следующие методы.

конкретно-исторический метод, обеспечивающий подход к традиционной и современной японской архитектуре, как к явлениям, существующим и развивающимся в определенном культурном контексте;

сравнительный метод, позволяющий сравнивать традиционное японское зодчество и современную архитектуру Курокава Кисе, а также японское и европейское зодчества,

системно-структурный метод, благодаря которому возможно рассмотреть типы японской архитектуры, а также особенности философии симбиоза Курокава Кисе но отдельности, не нарушая при этом их внутреннего системного единства.

Научная новизна исследования обусловлена следующими положениями

- проведен комплексный анализ становления и развития японской
архитектуры с древнейших времен до современного периода (XX-XXI вв),

- раскрыты основные принципы и особенности культовой архитектуры,
замкового зодчества, архитектуры жилых домов и императорских дворцов,
современной архитектуры Японии в связи с культурными, религиозными и
историческими событиями японского общества;

проанализирована «философия симбиоза» современного японского архитектора Курокава Кисе, ее буддийская составляющая, связь с постмодернистской философией, понимание промежуточного пространства, пространства улицы, понятие «серый цвет рикю», традиции японской культуры Эдо,

изучен процесс интеграции традиций японской и европейской архитектур в современное зодчество на примере работ Курокава Кисе, выявлены традиционные архитектурные элементы в экстерьере и интерьере зданий, построенных мастером

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Все типы японской архитектуры являются взаимосвязанными. В их развитии наблюдается преемственность, они заимствовали друг у друга технику и способ строительства, эстетические идеи Постройка на сваях характерна для древнего зодчества, для традиционных синтоистских храмов, данный способ стал использоваться при возведении жилых домов, а также императорских дворцов.

  1. Японская архитектура не развивалась изолированно, она постоянно заимствовала у других культур лучшие достижения, перерабатывая их согласно своим климатическим, историческим, культурным особенностям Начиная с ранних периодов своей истории, японское зодчество перенимает технику строительства буддийских храмов у Китая, в эпоху модернизации (XIX в ) в стране широко распространяются принципы западной архитектуры Однако, японские мастера смогли сохранить уникальность японской культуры в своих зданиях, и современные японские постройки обладают национальным характером и колоритом

  2. Традиционная японская архитектура обладает многими принципами, присущими современной архитектуре- асимметричностью, строгостью и простотой линий, минимальным количеством предметов в комнате Это значит, что ее ценности являются актуальными на сегодняшний день, японское зодчество обогатит мировую архитектуру и привнесет в нее новые смыслы

Таким образом, культурная традиция, включаемая в современное зодчество, одухотворяет его

4 Философия симбиоза Курокава Кисе находится в русле
постмодернистской философии Многие понятия философов-постмодернистов
находят свое отражение в теории симбиоза, и автор этой теории развивает идеи
Ж Деррида, Ж Бодрийяра, Ю Кристевой, Ж Делеза, Р. Барта и других
Философия симбиоза, в особенности буддийское учение, которое лежит в ее
основании, являются важными и востребованными концепциями в
современном мире Их основоположения призывают человека жить в гармонии
с собой, другими людьми и их культурами, с окружающим миром и природой
В наше время духовный кризис подталкивает человека искать выход, и
философия симбиоза помогает ему найти его

5 Архитектура Курокава Кисе, благодаря лежащей в ее основе
философии симбиоза, является живой и многозначной Современные
материалы и новейшие технологии придают ей актуальный вид, а традиция и
сочетание элементов из разных культур позволяют создавать разнообразные
значения, придавая зданию своеобразную поэтику Такие принципы
традиционной японской архитектуры, как пустое и промежуточное
пространства, большие свесы кровли, решетчатые элементы, а также
асимметричность, единение с природой и окружающим ландшафтом, широко
используются мастером при возведении сооружений.

Научно-практическая значимость исследования

Результаты диссертационного исследования позволяют глубже понять процессы, протекавшие в японской культуре и архитектуре, а также направления развития современного общества и его зодчества, и могут быть положены в основу общих и специальных курсов по японской культуре, истории и теории японской архитектуры, философии культуры и архитектуры Также некоторые принципы традиционного и современного зодчества Японии, рассмотренные в данной работе, могут быть использованы в архитектуре и дизайне современных сооружений

Апробация работы

Основные положения исследования нашли отражение в трех публикациях автора Отдельные проблемы и фрагменты работы докладывались на международной конференции Варшавского университета в 2009 г и на научно-практической конференции МАРХИ в 2009 г Автором был прочитан курс лекций «Культура Востока» на отделении культурологии философского факультета МГУ, на котором были озвучены некоторые аспекты диссертации.

Структура диссертации

Текст работы состоит из введения, двух глав, заключения, словаря использованных терминов и библиографического списка

Характеристика стиля синдэн

Архитектурные стили феодальной Японии отражали эстетические идеалы и соответствовали образу жизни господствовавших классов. Они трансформировались со сменой эпох и фиксировали ход развития художественной традиции. Период Хэйан (794-1192), отмеченный высоким уровнем развития светской культуры, стал временем первого расцвета собственно светского художественного творчества. В период господства придворной аристократии самым распространённым стилем дворцовой архитектуры был синдэн-дзукури, сложившийся в IX-X вв. и получивший название по главному сооружению дворцового ансамбля -синдэн (спальный дворец). Синдэн представлял собой прямоугольное помещение, приподнятое на столбах и покрытое древесной корой. Его внутреннее пространство не имело постоянных перегородок, места для отдыха и занятий выделялись ширмами и занавесями. Позади него размещались постройки для слуг и семьи хозяина. Впереди, охваченная с двух сторон галереями, простиралась открытая площадка, засыпанная песком и непременно завершённая пейзажным садом.

При строительстве новой столицы - города Хэйан — в основу был положен принцип планировки с центральной осевой дорогой, которая вела к императорскому дворцу. Дворец олицетворял центр государственной, социальной и культурной жизни.

Императорский дворец эпохи Хэйан

Единственный дошедший до нашего времени образец этого типа построек — Госё — императорский дворец в г. Киото, служивший домом для многих поколений императоров. Он был построен для императора Камму в 795 г. Оригинал назывался Дайдайри - Большой императорский дворец - и находился на северной окраине города. Обнесённый стенами, он включал в себя здания государственных учреждений, выстроенных в китайских традициях, и комплекс императорских жилых покоев, выстроенный в чисто японском стиле.

Дворец имеет 12 внешних ворот, главные из которых ведут к внутренним воротам. Внутри располагаются различные правительственные постройки. В восточной части находится дайри — высочайшая резиденция императора, главным зданием которой является Сисиндэн («Тронный зал»). Здание обращено к югу, 18 ступенек с южной стороны ведут в пейзажный сад, слева от ступенек высажена сакура, справа - мандариновое дерево. Северная галерея ведёт к личным покоям императора (Сэйрёдэн), ещё севернее находится дворец императрицы и покои других жён императора. Госё стал официальной императорской резиденцией при императоре Когон в 1331 г. И 28 поколений японских императоров жили в Госё, пока 26 ноября 1868 г. император Мэйдзи не переехал в город Эдо, который был переименован в Токио, став столицей Японии.

Основной постройкой дворца является Сисиндэн - здесь в торжественной обстановке возводили на престол императоров. Сисиндэн построен из неокрашенного дерева, крыша крыта кипарисовой корой. Здание Сисиндэн - прямоугольное в плане, оно высоко поднято на прямоугольных столбах, как старинные синтоистские святилища, и окружено верандой с двумя небольшими лестницами, спускающимися в сад. Сооружение имеет высокую крышу с плавными очертаниями, галерею под карнизом крыши, окружённую верандой. Перед верандой располагается большой церемониальный двор. Внутреннее пространство Сисиндэн разделено столбами на основное помещение (моя) и окружающие его по периметру галереи (хисаси) и веранды (суноки). Стационарных перегородок внутри помещения нет. От внешнего мира его отделяют решётчатые двойные съёмные панели (ситомидо), а функции внутренних стен выполняют занавеси (судара), шестистворчатые ширмы (бёбу) и переносные занавеси (ситё) . Интерьер Сисиндэн прост и величествен. В гладких отполированных досках, покрывающих пол, отражаются массивные круглые столбы, они представляют собой неокрашенные одинаковые отполированные стволы деревьев. Явные украшения избегались, сохранялась чёрная лакировка ставень и ярко-красный лак на металлических деталях. Простота Сисиндэн видна в сравнении с другими японскими зданиями, например, с известным дворцом Ниномару замка Нидзё, резиденцией сегунов Токугава в Киото. Дворец Ниномару знаменит изощрённо вырезанными перекладинами (рамма), позолоченными стенами и расписными перегородками, цветными сложными деталями даже на кессонах потолка. Возможно, что причиной такой простоты императорского дворца являлось то, что японский император во всём периоде Хэйан был более или менее символической фигурой и не имел ни необходимости для архитектурного выражения своей власти, ни возможности для эксплуатации большого количества ресурсов, в противоположность абсолютной власти некоторых европейских монархов. Также существенно то, что император был верховным жрецом и соблюдал особую обрядовую чистоту, а «чистыми» материалами считались, прежде всего, неокрашенное дерево и бумага.

Сад дворца покрыт белым песком и выровнен граблями строго по геометрическим линиям, направленным к фасаду здания.

Основное здание соединялось крытыми переходами (ватадоно) с дополнительными флигелями (тай-но-я), а они - длинными крытыми коридорами (тюмонро) с павильонами Цуридоно («Павильон для рыбной ловли») и Идзумидоно («Павильон над источником») .

К северо-западу от Сисиндэна располагается Сэйрёдэн — личные покои императора. Фасад этого здания обращен на восток, к другому песчаному саду. Символика дворцового сада типа Сисиндэн с водоёмами, островами, скалами, мостами и беседками была тесно связана с буддийскими представлениями о райских мирах. Исполненный с учётом перемен в природе во все времена года, изысканный по очертаниям холмов и дорожек, наполненный благоуханием весенних цветов и поражающий щемящей картиной угасания природы поздней осенью, сад был и картиной для любования, и местом развлечений, он органично включался в пространственную концепцию дворца и соответствовал укладу жизни его обитателей.

В Сэйрёдэн было много комнат разного предназначения. В одной из них император ежедневно молился, воздавая должное богине Аматэрасу, из рук которой, согласно государственной мифологии, японские императоры получили власть. В этом же здании находилась опочивальня императора, комнаты его жён, трапезная. В одной из комнат находился императорский архив. В этом здании были «поющие полы» - «наруита», своего рода система безопасности: даже при самом осторожном шаге они издавали своеобразный тонкий скрип15.

Краткий обзор известных замков

Замки стали интенсивно развиваться в период Момояма, это время считается золотым веком японской архитектуры феодальных замков.

Адзути - первый замок, имевший каменные стены, был построен Ода Нобунага в 1576 г., в провинции Оми. Он стал образцом для всех последующих феодальных замков. Ода Нобунага был одним из первых объединителей страны, поэтому его замок должен был стать центром нового города, представлять установившуюся власть и контролировать прилегающую местность. Однако дворец не сохранился до наших дней, его уничтожили враги.

Следующим феодальным правителем Тоётоми Хидэёси было построено множество великолепных замков. Одним из них был Осака, который создавался в 1585 г. Туда правитель хотел перенести столицу, создать новый символ существующей власти. Впервые в таком объёме использовался камень. В качестве скрепляющего каменную кладку материала применялся свинец. В замке находилось несколько башен во главе с основной девятиэтажной башней. На верхнем ярусе башни размещалась веранда с перилами. Замок был окружён земляными насыпями и рвами.

Дворец Дзюракудай был воздвигнут Тоётоми в Киото в 1587 г. Он являлся прекрасным примером замков типа хира-дзиро (равнинных). Главная башня с выступающими окнами и перилами на выступах была окружена лабиринтами орудийных башен, каменными стенами и многоэтажными жилыми строениями. Весь комплекс защищался рвом. Замок был разрушен в 1595 г.

Последней резиденцией, построенной Тоётоми Хидэёси, был замок Фусими в Киото в 1594 г. . История этого замка замечательна тем, что по холму, на котором он находился, была названа великолепная эпоха Момояма («персиковый холм»).

У Н.С. Николаевой рассматривается замок Мацумото, который был построен в 1594-1597 гг. в строгом стиле сооружений такого рода. Он считается переходным типом от дворца с одной башней к более развитым системам башенных фортификаций .

Замок Инуяма располагался на левом берегу реки Кисо, которая протекает по равнине Ноби. Строительство было начато в 1601 г. и постепенно добавлялись некоторые части. Данный замок - очень ценный экземпляр раннего стиля яма-дзиро, построенный на маленьком холме. Замковая башня обладала тремя крышами. Третья крыша служит прекрасным примером ранней башенной архитектуры: неокрашенные деревянные части, обычные глиняные стены; есть веранда с перилами вокруг верхнего этажа. Первый этаж в форме трапеции, тогда как верхние - прямоугольные. Комнаты представляют тип сё:ин-дзукури.

Расцвет замковой культуры периода Момояма характеризуется великолепным замком Химэдзи, сохранившимся до наших дней. Основные его постройки были возведены Тоётоми Хидэёси в 1580 г., а свой современный вид он приобрёл в 1609 г., став резиденцией даймё Икэда Тэрумаса. Общее строго функциональное решение замкового ансамбля сочетается с яркой декоративной пластичностью. Очень эффектны его главная пятиярусная башня и примыкающие к ней три башни меньшего размера. Ритмическая лёгкость сооружения в сочетании с белизной оштукатуренных стен принесла ему поэтическое название «Замок белой цапли» (Сирасагидзё). Замок стал соединением всех лучших достижений эпохи. Он был обнесён мощными стенами, а путь к башне представлял собой лабиринт с множеством разветвлений, узких мест, тупиков и ловушек, специально приспособленных для неожиданных ударов. Также комплекс защищался естественной преградой в виде рек Ити и Юмэсаки и водами внутреннего моря. Защитники могли прятаться в специальных потайных камерах. Главная башня выглядела как настоящий внутренний замок, находящийся на высокой платформе. Она состояла из пяти ярусов и шести крыш и была наиболее укреплённой структурой замка. На ней стояло четыре башни, которые соединялись коридорами и составляли единую оборонительную систему. Из бойниц этих башен простреливалась территория всего замка, а в стенах были проделаны специальные желоба для скатывания на врагов тяжёлых камней и поливания штурмующих кипящей смолой. В подвале внутреннего замка были выкопаны глубокие колодцы, там же хранились запасы оружия, снаряжения и продовольствия, рассчитанные на длительную осаду.

Центральная цитадель хоммару окружалась лабиринтами стен, ворот и коридоров с орудийными башнями. Весь комплекс защищался тремя рвами. Но роль замка заключалась не только в обороне, но и эстетическом выражении красоты. Слуховые окна (тидори хафу), выступающие фронтоны (кара хафу), орнаменты отдельных деталей на малых башнях свидетельствуют о заинтересованности строителей в зрительной красоте.

Примерно в это же время был завершён замок Хиконэ (1606 г.). Он имел маленькую, но изящную башню со светящимся золотым шпилем, выступающими окнами и фронтонами.

В 1610 г. Токугава Иэясу перестроил замок Нагоя, первоначальные укрепления которого относятся к 1525 г. Замок был отличным примером типа хира-дзиро и включал все технические достижения замковой архитектуры позднего периода Момояма. Наличие хоммару, ниномару, рвов, двойных ворот делало его типичным примером большого замка, сформировавшегося в течение раннего периода Эдо. Величественная башня обладала пятью ярусами и пятью крышами, которые были украшены различными видами фронтонов. Главная башня была соединена мостом с маленькой башенкой, которая имела два яруса, две крыши и подземное помещение.

Культуры барокко, кэмпа - неоднозначность и двойное значение на Западе

Особое внимание Курокава Кисё уделяет стилям барокко и кэмпу, как примерам неоднозначного искусства на Западе, сравнимого с японской культурой и философией симбиоза. Неоднозначность, сочетание противоположных элементов, присутствующие в барокко и кэмпе, связываются Курокава с его концепцией.

Уже в маньеризме художник «стремится к возможно более субъективному видению: если монокулярная перспектива мастеров Возрождения была нацелена на воспроизведение сцены так, словно взгляд на воображаемое математически объективен, у художника-маньериста структура классического пространства уступает место хаотичным, не имеющим единого центра композициям Брейгеля, искажённым, «астигматичным» фигурам Эль Греко и беспокойным, ирреалистически стилизованным абрисам Пармиджанино» .

В ещё большей степени эти свойства проявляются в культуре барокко, становятся интересными темы, далёкие от классической эстетики, например, тема безобразной женщины. Данное отклонение от нормы классики, рационализма, логоцентризма послужило основой для придания Курокава искусству барокко большого значения в контексте философии симбиоза.

Выделение барокко из других стилей европейской культуры Курокава также происходит вследствие его сходства с понятием «серый цвет рикю» в терминах многополярности и непрерывности, того, что вечно женственно и желает одновременно утверждения и отказа. Эпоха барокко была научно и технически более продвинутой, чем эпоха Ренессанса. Это был период в европейской истории, когда рациональность и иррациональность сосуществовали и создавали недуальный духовный мир .

Примерами культуры барокко, обладающими, по мнению Курокава Кисё, двойственными значениями, являются полотно Николя Пуссена «Вдохновение поэта» (лучший пример движения в неподвижности), «Экстаз святой Терезы» Бернини, «Поклонение пастухов» Эль Греко, «Саграда Фамилия» Гауди - все эти художественные произведения демонстрируют баланс между рациональным и иррациональным, между импульсом к полёту и силой гравитации100. Каждое произведение содержит качества нечувственности и двусмысленности, исключительные для культуры барокко. Курокава Кисё считает, что барокко олицетворяется одновременным желанием утверждения и отказа; это попытка лететь, в то же время притягиваясь к земле силами гравитации.

Изобилие украшений в архитектуре барокко, сложные формы, «цитирование» античной архитектуры, двойное кодирование позволяют её сравнивать с постмодернистской архитектурой и зодчеством Курокава Кисё. Пространство в барокко предстаёт извилистым, богато наполненным, замысловатым, что роднит его с пространством архитектуры постмодернизма и японского зодчества.

Однако в искусстве барокко есть черты, которые противоположны философии симбиоза и архитектуре Курокава. Например, в барокко становится распространённым регулярный стиль садово-паркового искусства, характерной чертой которого является симметрия, в противоположность асимметрии традиционных японских садов. Барокко распространяется в эпоху абсолютной власти монарха, эта культура служила утверждению идей абсолютизма, тогда как философия симбиоза отрицает центризм.

Кэмп - это современная эстетика, которая возвращается к обычному эстетическому суждению, основанному на оценке хорошей и плохой архитектуры, и предлагает всецело новый стандарт для оценки искусства. Кэмп считается не столько стилем, сколько способностью воспринимать другие стили101. Кэмп также - это стиль, который пренебрегает содержанием.

Наиболее точно понятие кэмпа было проанализировано Сьюзен Зонтаг в её «Записках о кэмпе». Она пишет, что история кэмпа может быть прослежена вплоть от художников маньеризма - Понтормо, Россо и Караваджо, или театральных работ Жоржа де Латура. В области литературы движение кэмпа зародилось в эвфуизме " (романы Дж. Лили), в музыке — в произведениях Моцарта, в художественной критике — в работах последователей барокко (Рёскин, Теннисон), в ар нуво. Традиция этого течения также включает целый ряд работ от мистически красивой «Саграда Фамилия» Гауди до фильма Штернберга с Марлен Дитрих «Дьявол - это женщина». «Саграда Фамилия» включается в этот список, т. к. в соборе обнаруживаются «претензии со стороны одного человека сделать то, что делается целым поколением, культуру полного совершенства» . В кэмповские произведения включаются и светильники от Тиффани, рисунки Обри Бердслея «Лебединое озеро», оперы Беллини, женские наряды 1920-х гг., картины Карло Кривелли. «Кэмп — это любовь к эксцентрике, к вещам-которые-суть-то-чем-они-не-являются, и наилучший пример - это ар нуво, поскольку стиль этот превращает светильники в цветущие растения, гостиную в грот и наоборот, а стебель орхидеи делает из чугуна, как в случае входов в парижское метро Гимара»104.

Произведение относится к кэмпу, если оно обладает некоторой преувеличенностью и некоторой маргинальностью, а также некоторой вульгарностью. «Действительно, сущность Кэмпа - это его любовь к неестественному: к искусственному и преувеличенному. К тому же Кэмп эзотеричен - что-то вроде частного кода, скорее даже знака отличия, среди маленьких городских замкнутых сообществ»105. Поэтому кэмп ещё называется современным дендизмом, элитарным, аристократичным искусством.

Курокава Кисё интересуется стилем кэмп, потому что кэмп порождает двойную интерпретацию с помощью своей изощрённости. За прямым, обычным смыслом, в котором что-либо может быть понято, находится частное шутовское восприятие вещи106. Другими словами, чувство кэмпа - это чувствительность к двойному значению, к ситуации, когда вещь можно интерпретировать двумя различными способами. «Таким образом, чувствительность Кэмпа есть нечто, что живо, двойным смыслом, в котором те или иные вещи только и могут быть осмыслены. Но это не простенькая двухступенчатая конструкция буквального значения, с одной стороны, и символического значения — с другой. Напротив, это разница между вещью, означающей что-то или означающей всё, что угодно, - и вещью как чистой искусственностью»107. Благодаря этим неоднозначным смыслам своих произведений кэмп близок к понятию «серый цвет рикю» и к японскому искусству вообще.

Кэмп - это другая форма чувствования, отличная от привычной модели разумного благородного искусства, то искусство, которое не укладывается в рамки установленного классического образца. Своим отклонением от признанной нормы кэмп близок идеям Курокава. Кэмп всегда серьёзен, но наивен в своём намерении быть серьёзным, потому что он всегда «слишком». В нём обязательно присутствует страсть. Этот порыв противопоставляет кэмп модернизму, в котором всё подчиняется разуму, логосу.

Курокава находит в кэмпе алогичность, противоположность разумному, качества, которые чужды классическому западному искусству. К произведениям высокой классической культуры относятся те работы, которые достигают серьёзных и благородных результатов, в которых удачно выполняется поставленная задача. К таким творениям относятся «Илиада» Гомера, живопись Рембрандта, Шартрский собор, музыка Баха, квартеты Бетховена. Таким образом, классическое высокое искусство отвечает требованиям истины, красоты и серьёзности. Однако, утверждает Сьюзен Зонтаг, существует другая чувствительность помимо серьёзности высокой культуры; и откликаться только на высокий стиль культуры, не учитывая все другие действия или чувства, значит обмануть себя как человеческое существо. В искусстве Босха, Сада, Рембо, Кафки, Арто мы находим не стремление к гармонии, а чрезмерное напряжение и введение неразрешимых тем .

Зонтаг пишет: «Для Кэмпа всякое искусство — искусство зачастую декоративное, выделенная текстура, чувственная поверхность и стиль для покрытия издержек содержания»109. Для Курокава, как для зодчего постмодернизма, украшения, орнамент, декоративные элементы здания также играют большую роль, способствуют созданию многозначного прочтения архитектурного произведения.

Архитектурные проекты Курокава Кисё. Процесс интеграции традиционной японской архитектуры в современное зодчество

В данной работе рассматриваются проекты Курокава Кисё, которые мы посчитали наиболее значимыми для анализа в контексте философии симбиоза и процесса включения японской национальной традиции в современное зодчество. Были исследованы здания, возведённые не только в Японии, но и в других странах мира, получившие широкую известность среди архитекторов, теоретиков архитектуры и населения.

Капсульная башня Накагин (Токио, Япония, 1970-1972 гг.) - это первое в мире капсульное архитектурное сооружение, предназначенное для использования; пример архитектуры метаболизма. Дизайн капсулы, её установка и включение в мегаструктуру разрабатывались одновременно со схожими проектами западной архитектуры второй половины 1960-х гг., в частности, с проектами английской группы Архигрэм, французских архитекторов Поля Меймона и Ионы Фридмана, также провозглашавших «идеи мобильной архитектуры», которая способна трансформироваться в зависимости от обстоятельств, изменять структуру отдельных сооружений и целых городов.

Ячейки-капсулы Накагин крепились на две разновысотные бетонные основы с помощью четырёх болтов; жилые единицы можно было заменять или перемещать по мере необходимости. «Сами капсулы представляют собой «мини-универсум» - целостную жилую среду, размеры которой не превышают 2,5 х 4 х 2,5 метра (это соответствует привычным для японцев размерам чайной комнаты в шесть татами)»144. Оснащённый всевозможными приборами и мебелью, от аудиосистемы до телефона, интерьер капсулы заранее собирался на фабрике. После сборки капсула устанавливалась подъёмным краном на бетонные стержни.

Капсульный дом Накагин олицетворяет собой мегаструктуру, Супер Домино. Дизайн башни ассоциируется с асимметричностью расположения клеток, где ячейки являются образами самих клеток. Башня Накагин реализует идеи метаболизма, обмена и является прототипом жизнеспособной архитектуры. Здание обладает незавершённостью образа, который намекает на эстетику Дзэн-буддизма. Благодаря мобильной природе модуля башня выглядит как живой организм, самодостаточный и способный к дальнейшему росту, обладает гибкостью, обратимостью, взаимоизменчивостью и эластичностью.

Главный офис банка Фукуока (Фукуока, Япония, 1975 г.) - это атриум городского масштаба. Выступ, сформированный девятым этажом банка, создаёт промежуточное полупубличное пространство, которое сохраняет хрупкое разграничение между внутренней и внешней зонами, в противоположность открытой площади европейского зодчества. Этот тип промежуточного пространства между экстерьером и интерьером, личным пространством и публичным, развивается из элемента традиционной японской архитектуры - веранды энгава, которая позволяет пространству дома плавно перетекать в пространство окружающей среды. Неопределённую промежуточную зону перед банком украшают современная японская скульптура и большое количество деревьев (около 200, включая крупное японское дерево хоруто1 5), создавая симбиоз природы и здания, архитектуры и скульптуры. Эта зона предназначена для отдыха и наслаждения посетителей банка и прохожих. Промежуточная зона смыкается со структурой здания, а находящиеся на её территории деревья и пруды создают ощущение движения и естественной природы. В этом смысле такие промежуточные пространства имеют внегравитационные качества картин Эль Греко, неуверенность и многогранность выражения женщины в «Экстазе Святой Терезы» Бернини.

Серый тон наружных стен постройки нейтрализует подавляющую массу здания, придавая ему более невесомую атмосферу. Здесь архитектор использует понятие «серый цвет рикю» для облегчения восприятия строения.

Если веранда и длинные карнизы традиционного японского дома создают пространства, где природа и здание достигают целостности, то промежуточные зоны банка Фукуока спроектированы так, чтобы создать пространства двойного значения, т.е. быть и частными, и публичными одновременно. В здании банка Фукуока открытое пространство под карнизами представляет собой нейтральную зону, это попытка создать относительное пространство - пограничную область, где общественные и частные значения взаимопроникают, а интерьер и экстерьер накладываются друг на друга.

Здание банка представляет собой единый материализованный знак надёжности и призыва, солидности. Здесь форма являет собой знак, «в связи с семантизацией, означиванием архитектуры символы и знаки не только накладываются на здание, но и само оно становится знаком» 146.

Башня Sony (Осака, Япония, 1976 г.) представляет собой необычный сплав из кубических композиций, лифтов, эскалаторов, капсул и открытых труб, которые составляют экстерьер здания. Такая проектировка обеспечивает свободный доступ к разным частям офиса и максимум внутреннего пространства под различные нужды. Передвижения людей хорошо видны снаружи. Башня, известная как «информационное дерево», делится на сегменты, соответствующие определённым функциям и являющиеся «ветвями и листьями дерева». В постройке органично сочетаются разнородные материалы такие, как аллюминиевые панели, литые алюминиевые панели, панели из обычной и нержавеющей стали, стекло и медные листы147. Здание представляет собой попытку продемонстрировать сдержанную экспрессию даже в разделённом на части пространстве, состоящем из соединения разных материалов, фигур.

Элементы внешнего дизайна здания, похожие на магнитофоны, напрямую связаны с деятельностью компании, которой принадлежит строение.

Музей искусств (Нагоя, Япония, 1983-1987 гг.) сооружён из армированного бетона и стали. Музей располагается в парке Сиракава в центре г. Нагоя. Независимая архитектурная структура, состоящая из балок, перекладин и стен, находящихся напротив здания, образует своеобразные символические ворота и может использоваться для организации уличных выставок. Атриум первого этажа, находящийся за плавно изгибающейся стеной, переходит в «затонувший» сад, который создаёт промежуточную зону, ни внешнюю, ни внутреннюю. Такое же неоднозначное отношение между наружным пространством и интерьером использовано в проектировании фасада, в своей архитектуре соединяющего и японскую традицию, и современную выразительность . Часть здания расположена под землёй, чтобы строение не превышало по высоте окружающие деревья и сливалось с природой.

В архитектуре музея использовано много промежуточных зон. Например, перед входом в музей образуется своеобразный коридор, который позволяет внешнему пространству плавно перейти во внутреннее. Такой переход издавна использовался в японской архитектуре с помощью традиционной веранды жилого дома - энгава. В современной архитектуре подобные пространства также необходимы, они постепенно вводят человека в противоположную среду, создают симбиоз строения и окружающей природы.

Здание имеет несимметричный образ, с плавно изгибающимися стенами, создающими пластичную нечёткую фигуру, которая обладает эстетикой японской традиционной культуры. Цвет постройки серый, это цвет неопределённости, двусмысленности, что помогает зданию вписаться в окружающий ландшафт.

Решётчатые зеркальные стены музея символически ссылаются на решётчатые традиционные двери сёдзи.

Похожие диссертации на Интеграция японской национальной архитектуры в современное зодчество : на примере творчества Курокава Кисё