Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеллигентность как социально-духовное явление Димитричева Ольга Ивановна

Интеллигентность как социально-духовное явление
<
Интеллигентность как социально-духовное явление Интеллигентность как социально-духовное явление Интеллигентность как социально-духовное явление Интеллигентность как социально-духовное явление Интеллигентность как социально-духовное явление Интеллигентность как социально-духовное явление Интеллигентность как социально-духовное явление Интеллигентность как социально-духовное явление Интеллигентность как социально-духовное явление
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Димитричева Ольга Ивановна. Интеллигентность как социально-духовное явление : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Н. Новгород, 2004 143 c. РГБ ОД, 61:04-9/444

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Интеллигенция и интеллигентность 10

1. Интеллигенция как гносеологический и социальный феномен 10

2. Становление понятия интеллигенции в русской культуре 20

3. Социально-экономический и социально-этический подходы в понимании интеллигенции отечественной философией XIX — начала XX вв 31

Выводы по I главе 57

Глава II. Интеллигентность как феномен духовной культуры 59

1. Функциональный, ценностный и культурологический подходы к интеллигенции как социальной общности 59

2. Интеллигентность и духовное развитие человека 76

3. Образованность и интеллигентность 85

4. Интеллигентность: морально-психологические аспекты 98

5. Развитие интеллигентности

Выводы по 2 главе 123

Заключение 125

Список литературы 129

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Современный интерес к философскому исследованию проблемы феномена интеллигентности вызван сменой идеологии, необходимостью переосмысления старых и поиска новых идеалов, нового обоснования нравственности.

Какой путь развития избрать России? Следования западно-европейскому образу жизни, путь восприятия восточных традиций, или самобытному пути, вбирающему в себя достижения мировой цивилизации при сохранении специфических черт нашей страны? Вероятно, современное российское общество выберет путь самобытного развития с учетом положительных достижений стран европейской цивилизации.

Этот поиск нового идеала, на наш взгляд, был бы наиболее эффективным при наличии у личности интеллигентности - качества, характерного для человека в России с XIX века.

Интеллигентность — это и идеальное свойство человека, и качество реальное, действительное, воплотившееся в данной личности, развивающееся.

Исторически качество личности — интеллигентность — является чертой социальной группы — интеллигенции. К настоящему времени написано много работ об интеллигенции, ее роли в жизни нашего общества, ее задачах, ее ответственности перед людьми. Спорят о том, виновата ли интеллигенция в кризисе экономики, в проведении таких реформ, которые не способствуют улучшению жизни основной массы населения. При этом авторы таких работ часто не оговаривают, что они понимают под «интеллигенцией». В словарях существует определение интеллигенции как образованных людей, профессионально занимающихся умственным трудом. В обыденном представлении интеллигент - это не только образованный и творческий

4 человек, но личность, обладающая определенной внутренней и внешней культурой, определенными психологическими чертами.

В последнее время многие исследователи этого феномена отмечают, что господствующее в словарях определение интеллигенции слишком упрощенно трактует эту группу людей. Необходимо учитывать ее отношение к власти, духовные устремления или действия, направленные на улучшение жизни общества. Каждый автор выбирает то, что ему ближе. Но проблема понимания термина «интеллигенция» возникла не сейчас. Она существовала с конца XIX века и остается актуальной в наши дни. Как понимали этот термин? Существовало ли и существует ли сейчас единственное определение? Когда появляется социальное явление и понятие «интеллигентность»? Какие существуют подходы к пониманию интеллигенции и интеллигентности? Когда появился термин, и как его трактовали? Ответы на эти вопросы необходимы для осмысления места и роли человека в современном мире.

Источниковой базой диссертации явились исследования XIX и XX веков о сущности, роли интеллигенции и интеллигентности. Одним из компонентов эмпирического базиса исследования явились художественные произведения XIX и XX веков о жизни интеллигенции, духовных переживаниях, сомнениях, размышлениях о смысле жизни людей, не относящихся к социальному слою «интеллигенции», кроме того, рефлексия интеллигенции о себе, о собственных недостатках и достоинствах.

Степень научной разработанности проблемы

Исторически сложилось так, что под интеллигенцией первоначально понимали мышление или психические способности разума познавать себя и окружающий мир (Цицерон, Помпонацци, И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс) — гносеологический подход.

Понимание интеллигенции как социальной группы появилось в России в XIX веке. Слово употреблялось еще в 30-40-е годы XIX века (см., например,

5 дневниковые записи В.Л.Жуковского), а В.Даль в словаре 1880-1882 годов зафиксировал новое слово, вошедшее в употребление.

Родоначальниками социально-экономического и социально-этического направлений в трактовке интеллигенции являются соответственно Д.И.Писарев и П.Л.Лавров. Представители социально-экономического направления: К.Каутский, П.Лафарг, Л.В.Луначарский, Н.И.Бухарин и др. Сторонники социально-этического рассмотрения интеллигенции - Р.В.Иванов-Разумник, И.И.Каблиц, Л.А.Николаев, А.В.Пешехонов, М.И.Тугаи-Барановский, Р.Виппер и др. В работах В.И.Ленина можно найти понимание интеллигенции и с позиции социально-экономической и с социально-этической.

В советский период отечественной истории в осмыслении интеллигенции преобладал функциональный подход, который произошел из социально-экономического. Его сторонники: В.И.Астахова, К.П.Буслов, С.Вольфсон, В.В.Воровский, В.Р.Лейкина-Свирская, М.А.Процько, М.Н.Руткевич, Л.Тандит, Е.Ярославский и др. Ценностный подход в 80-е годы XX века продолжает линию развития социально-этического. Этот подход представлен работами Л.П.Сверчковой, ЛЯ.Смолякова, В.И.Толстых и др.

В постперестроечный период функциональный подход представлен работами А.С.Ахиезера, В.А.Беляева, Е.Дегтярева, Н.Касьяновой, Ю.А.Левады, Л.Севастьянова, Н.Е.Покровского, И.Яковенко и др. Представители ценностного подхода в осмыслении интеллигенции: Л.Н.Коган, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, О.В.Омеличкина, Г.К.Чернявская и др.

Кроме того, в последние годы сложился новый подход в понимании» интеллигентности - культурологический или функционально-ценностный. Его сторонники: Е.Б.Рашковский, ОАкопян, В.ММежуев.

Художественное осмысление роли интеллигенции и качества интеллигентности можно найти в отечественной литературе XIX и XX вв. В частности, в дневниковых записях Ф.М.Достоевского, романах Л.Н.Толстого, рассказах Г.И.Успенского, публицистике В.Г.Короленко, Д.С.Мережковского,

Л.А.Тихомирова, прозе Е.Евтушенко, В.МЛНукшина. А также п европейской литературе - прошведеииях А.Камю, Ф.Саган, Ж.-П. Сартра, А.Швейцера и др.

При сопоставлении духовности и интеллигентности, іштеллигеїгпюсти и нравственности мы опирались на представления о духовности и нравственности как признанных классиков (В.С.Соловьев, А.Ф.Лоссв, Н.А.Бердяев, И.А.Илъин, П.А.Флоренский, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.Г.Белинский, Н.Ф.Федоров, Ан.Григорьев), так и современных исследователей (М.С.Каган, Л.Н.Коган, Л.А.Зеленов, В.М.Межуев, А.Н.Леонтьев и др.).

Предметом исследования является феномен интеллигентности: ее идеальный тип и реальная характеристика личности.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в выявлении сущности «интеллигентности» как социального и духовного явления. Эта цель достигается при решении следующих задач:

1) шучить интеллигенцию как гносеологический и социальный феномен;

2) выявить становление понятия шггеллигенции в русской культуре;

  1. рассмотреть социально-экономический и социально-этический подходы в понимании интеллигенции отечественной философией XIX - начала XX вв.;

  2. исследовагь функциональный, ценностный, культурологический подходы к интеллигенции как социальной общности; 5) проанализировать феномен духовности и интеллигентности; 6) провести сопоставительный анализ образованности и интеллигентности; 7) определить морально-психологические аспекты интеллигентности; 8) раскрыть путь развития интеллигентности.

Методология. Выявление сущности феномена интеллигентности осуществлялось на основе диалектических категорий общего и особсшюго. Для раскрытия способа развития тгтеллигентности применялись диалектические категории возможности и действительности. Рассмотрение нравственных качеств интеллигенции основано на функциональном и шпгсгративном подходах. Появление слоя шггеллигенции и качества интеллигентности.

7 рассмотрено на основе учения М.Вебера об «идеальных типах» и о рационализации общества. В работе применялись сравнительный (компаративный) подход, принципы историзма и объективности, индуктивный и дедуктивный методы, анализ, синтез.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые сделана попытка в целостном виде проанализировать феномен интеллигентности. Впервые прослежена история понятия «интеллигенция». Выявлены гносеологический и социологический, функциональный, ценностный и культурологический подходы в понимании этого понятия, осуществлена попытка их синтеза. Проведено исследование места интеллигентности в духовном міфе человека, ее соотношения с нравственностью и образованностью, выявлены психологические аспекты феномена интеллигентности.

Положения, выносимые на защиту:

Историческая традиция (вплоть до 30-40 гг. XIX века) состоит в трактовке интеллигенции как мышления или психической способности разума познавать самого себя и окружающий мир. Появление в понятии «интеллигенция» социального смысла происходит в 30-40 годы XIX века. В отечественной философской традиции представлены два подхода в понимании феномена интеллигенции: социально-экономический и социально-этический.

Можно наблюдать следующую динамику в развитии интеллигентности: 1) до XIX века интеллигенция рассматривалась как мышление, свойственное любому человеку, т.е. как гносеологический феномен, 2) с 30-40-х годов XIX века до начала XX века интеллигенция понималась как социальное явление, 3) с середины XX века по смыслу происходит возвращение к первому этапу, но появляется новое понятие - интеллигентность как светский тип духовности, который имеет социальную почву.

Одна га причин появления интеллигентности как качества личности заключается в увеличивающейся рационалгаации общества и ее противоречивом бытии в духовной жизни общества.

Интеллигентность - это тип духовности в когнитивно-аксиологическом аспекте. Интеллигентность предполагает единство духовности личности и ее рациональности. Интеллигентность — это развитие когнитивных, эстетических, этических ценностных характеристик личности.

Человек, обладающий качеством интеллигентности, может не принадлежать к интеллигенции как социальному слою. Интеллигентность - это качество личности, которое формируется на основе ее моральной направленности, стремления к достижению высокого уровня образования, постоянного самосовершенствования и саморазвития, рефлексивности сознания.

Интеллигентность - это идеальное качество и действительное свойство личности. Интеллигентность - это путь развития личности, поэтому она имеет разные стадии осуществления в направлении достижения идеального состояния.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы определяется актуальностью анализа проблемы интеллигентности как феномена духовного развития личности. Обоснованные в диссертации положения в определенной степени способствуют осознанию и формированию духовно-нравственного идеала современной эпохи, формируют основу для дальнейших систематических исследований этой проблемы. Результаты диссертации могут быть использованы в качестве теоретико-

методологической основы для научной разработки проблемы духовного развития личности в русской и мировой культуре, для решения проблем воспитания личности в теории и практике образовательной деятельности.

Материалы диссертации могут быть привлечены для подготовки вузовских лекционных курсов и спецкурсов по философии, культурологии,

9 социологии, психологии, этике, а также при разработке семинарских занятий, в реферативной практике.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены в сборнике научных трудов «Проблемы духовной жизни: история и современность» (Нижний Новгород, 2002), а также в материалах научных конференций. Международные научно-методические конференции: «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Нижний Новгород, 2001, 2002); «Актуальные вопросы развития образования и производства» (2001). Международная научно-практическая конференция «Интеллигенция России на пороге XXI века (Нижний Новгород, 1999); Вторая региональная научная конференция НКИ (Нижний Новгород, 2001); Пятая и седьмая нижегородские сессии молодых ученых (Нижний Новгород, 2001, 2002); Третья всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов (Нижний Новгород, 2002); Вторая и третья региональные межвузовские конференции (Челябинск, 2003).

Диссертантом опубликовано 14 работ, из них 12 — по теме данного исследования, 1 находится в печати.

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, 2 глав, Заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 143 страницы. Список литературы включает 195 наименований.

Интеллигенция как гносеологический и социальный феномен

В настоящее время, как и в XIX веке, существуют различные мнения по поводу сущности и функций интеллигенции. Причины этого следует искать в период становления термина. Любое явление возникает, развивается. Значит, меняется отношение к нему. Это произошло и с интеллигенцией. Обратимся к истокам возникновения термина.

Немецкий филолог О.В.Мюллер проследил эволюцию семантики слова «интеллигенция» в различные исторические периоды и в разных языках1. По его мнению, это понятие существовало в античности. В латинский язык это слово введено Цицероном как литературный перевод греческого философского термина «dia-noesis». Этот термин употреблял Аристотель для характеристики познавательного процесса с помощью разума. Этому понятию противостоит «noesis», т.е. интуитивное познание. Познавательный процесс, по Аристотелю, направлен человеком не только на объективный мир природы, но и на самого себя. Высшее благо и счастье, доступное человеку, состоит в совершенствовании себя, как человека, т.е. в активности, отличающей его от других существ. В чем отличие человека? В своих трудах Аристотель вводит деление на «душу вегетативную», «душу чувственную» и «душу рациональную». Функция «души рациональной» интеллектуального характера — познание, установление, выбор — то, что присуще только человеку. Итак, активность разума - цель, достойная человека. Совершенствование рациональной души - добродетель дианозтическая или мыслительная (т.е. мудрость и рассудительность). Эта добродетель возникает и возрастает преимущественно благодаря обучению и именно поэтому нуждается в долгом упражнении. Рассудительность заключается в установлении того, что является благом или злом для человека, в правильном выборе. Мудрость состоит из ума и знания, ее задачей является познание объективной реальности (первоначал и последующих доказуемых вещей). Таким образом, интеллигенция в трактовке Цицерона - это мыслительная способность рациональной души человека, направленная на самосовершенствование и познание окружающего мира.

На исходе античности понятие «интеллигенішя» теологизировалось: смысл слова "intelligentia" стал пониматься, прежде всего, как Ум Божеский, как высший разум, творящий в самом себе многообразие мира. В средневековой перипатетической философии и космологии «интеллигенции» -вечные неподвижные духовные сущности, двигатели небесных сфер, передающие движение от Перводвигателя - бога через небесные тела вещам земного, подлунного мира (онтологизация интеллигенции). Богословское значение этого слова постепенно переосмысливается средневековыми мыслителями, в человеческом сознании начинают отыскиваться элементы сопричастности божественной «intelligentia». Так, П.Помпонацци, рассуждая о материальности души человека, отмечает, что «интеллигенция ... есть и интеллект, и душа...» . Обе эти трактовки (божественной и человеческой интеллигенции) сохранились в эпоху Реформации и Просвещения. Как синтез богословской и гуманистической -линий в содержании данного понятия стало его рассмотрение немецкой классической философией.

В трудах И.Канта можно найти несколько подходов к понятию «интеллигенция». Под интеллигенцией философ понимает божество, Бесконечное существо, как высшую интеллигенцию3 и интеллигенцию (рациональность) как способность субъекта, при помощи которой он в состоянии представить себе то, что недоступно чувствам4. Кроме того, по мысли И.Канта, человек нуждается в моральной интеллигенции5 - внутреннем голосе судьи, требующем отчета при нарушении нравственного долга человеком.

И.Г.Фихте указывал, что самополагание «я» неотделимо от его самопознания. Для мыслящего «я» характерная деятельность — это созидательная («практическая») и познавательная («теоретическая»). «Я» является теоретическим или интеллигенцией6. Интеллигенция — это способность к познанию - способ деятельности человеческого духа, сутью которого является сила воображения, представление, рефлексия. Воображение человека для И.Г.Фихте остается тайной, он надеется, что эта способность будет вскоре раскрыта, осознана. Высшее действие интеллигенции, по мысли И.Г.Фихте, - самополагание, но по времени это не первое действие. На первом этапе смутные чувства руководят человеком. Только через слепое хождение человеческий дух приходит к рассвету. Интеллигенция проходит путь к познанию от смутных чувств.

В «Системе трансцендентального идеализма» Ф.В.И.Шеллинг также употребляет термин «интеллигенция» По его мнению, интеллигенция противостоит природе, она есть сознательное в противоположность бессознательному. «Всякая философия должна исходить из того, что либо природа создается интеллигенцией, либо интеллигенция природой»7. Таким образом, поднимается вопрос, что первично: дух или материя. Интеллигенция соответствует духу не только в глобальном смысле, но и на субъективном уровне. Ф.В.И.Шеллинг выделяет несколько этапов самосознания Я. От первоначального ощущения до творческого созерцания, от созидающего созерцания до рефлексии, от рефлексии до абсолютного акта воли.

Наиболее детально разработано понятие «интеллигенция» в работе Г.В.Ф.Гегеля «Философия духа» в главе о субъективном теоретическом духе, разделе «психология». Интересно в этой связи лирическое отступление Гегеля: язык достаточно рассудителен, чтобы слово «сердце» употреблять для обозначения отваги, и слово «голова» для интеллигенции, а не так, чтобы словом «сердце» обозначать интеллигенцию.

Разум, по Гегелю, образует субстанциональную природу духа. Дух объемлет субъективность и объективность, субъективность духа и есть интеллигенция. Иными словами, интеллигенция - это деятельность субъективного духа. По мысли Г.В.Ф.Гегеля, «всякая деятельность духа есть только постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает себя» . Тогда действительность интеллигенции - познание. Интеллигенция - это «теоретический дух», деятельность которого была названа познаванием, но который также созерцает, вспоминает, представляет, воображает и т.д. Интеллигенция - форма духа, в которой сам он изменяет предмет и посредством его развития развивает и себя самого по направлению к истине.

Становление понятия интеллигенции в русской культуре

Традиционно появление слова «интеллигенция» в русском языке связывают с именем П.Д.Боборыкина. В статье «Русская интеллигенция» так описывается его возникновение: «Тут я позволю себе открыть маленькую скобку и публично повиниться в том, что, около сорока лет тому назад, в 1866 году, в одном из своих критических этюдов, я пустил в обращение в русский литературный язык или жаргон, как угодно, это самое слово «интеллигенция», придав ему то значение, какое оно из остальных европейских литератур и пресс приобрело только у немцев: интеллигенция, т.е. самый образованный, культурный и передовой слой общества известной страны. Тогда же я присоединил к нему одно прилагательное и одно существительное, которые получили точно такое же распространение... «интеллигент» и «интеллигентный»...»15.

Итак, П.Д.Боборыкин считает, что введение нового слова — исключительно его заслуга. Но, например, В.Л. Жуковский, обучавший будущего императора Александра IT, в своих дневниках употреблял этот термин, не задумываясь над его происхождением, как слово, давно вошедшее в литературный язык. Более того, В.Л.Жуковский впервые употребляет это понятие с этической нагрузкой. В конце XIX века появляется социально-этическое направление в понимании феномена «интеллигенции», в XX веке нравственность личности является одной из основных составляющих интеллигентности. В.Л.Жуковский впервые высказал мысль о том, что интеллигентный человек должен не только иметь хорошее образование, но и быть нравственной личностью. Это в идеале, а в реальной жизни совмещение этих двух черт бывает не всегда. Эту особенность интеллигенции он и отмечает в своих дневниках.

В.А.Жуковский описывает пожар, в результате которого сгорели 300 человек. Л рядом устроили бал. «Осветился великолепный Энгельгардтов дом... к нему потянулись кареты, все наполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию»16. В данном случае понятие "интеллигенция" употреблено в отрицательном смысле. Автор отмечает аморальность интеллигенции. Эти записи относятся к периоду между 1827 и 1840 годом. Следовательно, уже к этому времени слово вошло в употребление.

В дневниках этого времени даются наставления великому князю. По .чтению В.А.Жуковского, вера и вытекающая из нее нравственность поступков являются важнее образования. Автор наставлений говорит о том, каким должен быть правитель и просто человек: «Твой целитель - твоя душа и тот, кто ее создал... Если человек сбился с пути, то он сбился весь, и талант, и ум не спасут его от той грязи, в которую он должен упасть, потеряв достоинство при всем уме и таланте. Потому-то и нужно более всего у нас беречь свое нравственное достоинство: ибо оно наша единственная опора»17. Высказывается мнение о том, каким должен быть любой человек, что в человеке главное. По мнению В.А.Жуковского, просвещение важно и необходимо для дел государственных, для каждого человека в отдельности, в том числе и для государя, важно также для его души, ее «способности возвышаться». Это является для него смыслом жизни. Необходимо обратить внимание на представления В.А.Жуковского об идеальном человеке, поскольку при развитии термина «интеллигенция» в содержание этого слова вкладываются кроме образованности, моральные качества, и они, по мнению некоторых мыслителей, являются главной, определяющей чертой «интеллигентного человека».

Эти наставления формируют идеал личности, к которому должен стремиться каждый человек. В.Л.Жуковский, как внимательный учитель, уделяет большое внимание не только словам, но даже помыслам своего ученика, объясняет, чем может обернуться привычка не обращать внимания на кажущиеся мелочи, говорит о важности искоренения зависти, лицемерия и других отрицательных черт в человеке. Все дневниковые записи проникнуты мыслью о необходимости развития и совершенствования нравственных качеств личности, постоянной работы над своими помыслами.

Таким образом, В.А.Жуковский слово «интеллигенция» употребляет применительно к образованным людям, «лучшему петербургскому дворянству». Вера и нравственное развитие личности, по его мнению, должны быть свойственны любому человеку, независимо от образования или положения в обществе.

Хотя слово «интеллигенция» употребляли еще в 30-40-е годы XIX века, но в словарях оно еще не было зафиксировано. Появление термина в толковом словаре свидетельствует о его включении в русский литературный язык. Обратимся к исследованиям филологов.

Ю.С.Сорокин отмечает, что с 30-х годов XIX века до 1860-70-х включительно поток заимствований становится сильнее. Именно в эти годы определился широкий круг терминов западноевропейского происхождения, прочно усвоенных русским литературным языком и вошедших в его лексическую систему18. Несмотря на то, что В.Даль был противником заимствования слов, он включил в первое издание Толкового словаря (1863-1866) более 750 заимствованных слов, вошедших в употребление в 1820-50-х гг. Среди них было слово «интеллектуальный». Во втором гадании его словаря (1880-1882) было добавлено еще около 60 слов и среди mix появилось слово «интеллигенция». Сам факт введения этого понятия говорит о том что, несмотря на неприятие иностранных слов Далем, игнорировать его было уже невозможно.

Заимствование иностранных слов не является механическим переносом отдельных слов га одного языка в другой. Судьба таких слов зависит от того, насколько их введение оправдано потребностью выражения особых понятии, новых смысловых значений и оттенков. Значение слова «интеллигенция» можно передать только описательно, этому термину сложно предложить подходяигую замену. Поэтому сам термин продолжает существовать и сейчас. Толковый словарь В.Даля так определяет содержание этого слова: «интеллигенция (ж., лат. Intelligentia), в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». Но обратимся к толкованию этого понятия. В предлагаемом определении не говорится о нравственном развитии человека. На этой же странице словаря В.Даля дается определение слова «интеллектуальный» - духовный, умственный, разумный»19. Судя по толковому словарю В.Даля, сложно разделить эти два слова. Обратим внимание на то, что в понятие «интеллектуальный» входит представление о «духовности», а термин «интеллигенция» не подразумевает ее наличие. Это характерно для XIX века, когда духовность и религия были неразрывны. Толковый словарь отмечает эту особенность: интеллигенция не всегда связана с религией, религиозной духовностью.

Эта особенность интеллигенции отмечена не только в толковом словаре, но и в художественной литературе ХТХ века. Кроме-того, в художественных произведениях мы можем найти обстоятельное рассмотрение сущностных черт интеллигенции. Какой образ интеллигентного человека был сформирован литературой ХІХ и XX веков?

Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» не просто критикует ЇІЛИ превозносит интеллигенцию, он рассматривает само явление «интеллигенции», его сущность, а также сравнивает интеллигенцию с другими слоями общества. Наиболее ценно для настоящей работы то, что в размышлениях Ф.М.Достоевского по поводу интеллигенции присутствуют и функциональный, и ценностный подходы.

Ф.М.Достоевский говорит об интеллигенции, как высшем сословии. Это образованные люди, которые имеют свои достоинства и недостатки. Часть интеллигенции - сельские учителя, врачи - прекрасно знают нужды народа, а часть порвала с народом, отсюда и недостатки. Отсутствие религиозной веры и желание все познать разумом. «Безграмотный мужик вполне и незыблемо верует в божие единство, в то, что бог един и нет другого бога, такого, как он.

Функциональный, ценностный и культурологический подходы к интеллигенции как социальной общности

Современные представления об интеллигентности в отечественной традиции восходят к дискуссиям начала 20-х годов XX века. В 1920-х годах XX века перестали появляться работы, в которых рассматривали интеллигенцию с социально-этической позиции. Осталось лишь социально-экономическое направление, в его рамках и происходили дальнейшие дискуссии. Теоретически не была решена проблема интеллигенции, но необходимо было срочно решить этот вопрос на практике, поскольку новая социалистическая идеология нуждалась в-пересмотре этого вопроса. Практический выход состоял в том, что новая власть активно привлекала интеллигенцию для строительства нового государства. Часть интеллигенции, которая приняла революцию и поверила в социалистические идеи, активно участвовала в строительстве нового государства и привлекала на свою сторону интеллигенцию, не стоящую в оппозиции государству. Прігелекала своими знаниями, опытом, служением новому государству, как бы показывая, что такие образованные, талантливые люди верят в новую Россию-и стремятся ее восстановить после разрушений революций и гражданской войны. Но теоретически вопрос о сущности интеллигенции оставался дискуссионным.

В то же время, в рамках социально-экономического подхода к феномену ишеллигенции, как и прежде, не было единства мнений. В.И.Ленин говорил о том, что каждый класс формирует свою интеллигенцию. Н.И.Бухарин считал, что интеллигенция- это промежуточный класс. С.Я.Вольфсон (известный в то время исследователь феномена интеллигенции) был убежден, что интеллигенцию нельзя распылять между классами, она межклассова.

Бурные дискуссии о характере интеллигенции проходили в 20-е годы, но затем вплоть до 60-х годов интерес к теме интеллигенции заметно потускнел. В 30-е годы выходили отдельные публикации популярного характера, разъясняющие, что такое интеллигенция и как к ней относиться в условиях диктатуры пролетариата- и последующего времени . В этих работах под интеллигенцией подразумевались все работники нефизического труда.

Сочинения 40-50 годов ничего нового не добавили и не разрешили спорных вопросов по содержанию понятия «интеллигенция». Так, например, М.А.Процько считает, что «интеллигенция - это общественная группа людей, занимающаяся умственным трудом»88. Интеллигенция не является классом, это общественная прослойка, обслуживающая тот или иной класс, она берет своих членов среди всех классов общества89.

60-70-с годы характеризуются возрождением дискуссий по поводу содержания термина, места и роли интеллигенции в обществе. Необходимо отмстить, что именно в это время происходит попытка возродить социально-этический подход90. Продолжается полемика о содержании термина и границах его применения. Включать ли в понятие «интеллигенция» всех работников умственного труда или только тех, кто имеет высшее или среднее специальное образовать. Совпадают ли понятия «интеллигенция» и «работники умственного труда», «чиновники». Один исследователи делят интеллигентно на исполнителей и органіпаторов, причем, некоторых «практиков» он относит именно к интеллигенции. Это люди, не имеющие диплома, но в силу своего большого опыта и организаторских способностей, выполняющие функции интеллигенции91. Другие отмечают, что управление производством и обществом - область умственного труда, а исполнение - фтического92. Третьи кладут в основу классификации умственного труда принцип творчества . Четвертые убеждены, что принадлежность к интеллигенции определяется общественными функциями, требующими интеллектуальной работы. К таким функциям относят идеологическое обслуживание общества, медицинское обслуживание и обучение молодежи, профессиональное занятие искусством, наукой, обслуживание многообразных нужд государственной надстройки силами чиновников, военных, духовенства94.

Обсуждались и другие проблемы. Например, как разделить умственный и физический труд в современном міфе? Любое действие, совершаемое человеком, происходит в силу умственных способностей. Даже биологический вид назван «человек разумный»95.

В 80-е годы стали публиковаться работы, в которых интеллигенция рассматривалась не только в качестве профессиональных работников умственного труда. В 1982 году выходит статья В.И.Толстых, где автор рассматривает интеллигенцию в качестве носителя определенной совокупности морально-этических норм - интеллигентности96. Л.Я.Смоляков в работе 1988 года, не отказываясь от формальных признаков: профессии и образования, предлагал включить в понятие «интеллигенция» специфические черты ее образа жизни, мышления, социальной психологии, этические и психологические компоненты. В числе главных характеристик интеллигенции он назвал «тягу к бескорыстному служению истине», независимо от строя, при котором она живет97. Автор затрагивает вопрос об интеллигентности, как культурно-личностной стороне сущности интеллигенции. По его мнению, будущее интеллигенции. - это интеллигентность будущего . Таким образом, интеллигенция рассматривалась как носитель определенных социально-функциональных и культурно-личностных характеристик в их единстве. Но кроме подобных работ существовали и другие, в согласии с общепризнанным пониманием интеллигенции, закрепленном в справочных изданиях. Коллектив московских авторов, под руководством В.Ф.Сбытова базировался на социально-профессиональном подходе к интеллигенции.

Попытка примирить социально-профессиональный подход с социально-этическим прослеживается в работе Л.П.Сверчковой и И.Ш.Шмсрлинга. Авторы отмечают, что подход к интеллигенции, как к социальному слою людей, профессионально занимающихся умственным трудом, позволяет выявить границы этого слоя, но формирует техницистский тип." мышления. Ценностная концепция определяет интеллигенцию в этическом плане, но поскольку справедливость, честность и другие этические характеристики не являются" привилегией лишь интеллигенции, происходит размывание границ интеллигенции как социального слоя.

Интеллигентность и духовное развитие человека

При рассмотрении вопроса о сущности интеллигентности необходимо соотнести это понятие с понятиями «духовность», «образованность», «нравственность». Обратимся к представлениям о духовности. Это понятие на протяжении истории всегда находилось в сфере внимания философии. Особенный интерес к духовности возникал у человечества в кризисные, переходные эпохи. Что такое духовность? Исторически сложились два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное (светское).

Понятие «духовность» восходит к понятию «дух», которое генетически производно от понятия «душа». Но душа признается имманентным началом человеческой субъективности, а дух - трансцендентным. Понятие духа рождается вместе со становлением монотеистических религий, когда Бог мыслится запредельной реальностью, творящей мир «из ничего». Духовное отношение к жизни стало рождаться там, где человек начинал метафизически осмысливать свою жизнь из своего положения в мире. Из понимания духовного как духа рождается нравственность, добродетелями которой становятся созерцание запредельного, бесстрастие, отрешенность и т.д.

С точки зрения православия, человек являет собой триединство тела, души и духа. «Душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу... Жизнь телесная состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства... Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух. Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий, 2) совесть, 3) жажда Бога»130.

С точки зрения православия, духовным можно назвать только верующего человека. Причем духовной личность становится не сразу. «Духовная личность христианина — это не есть что-то данное ему сначала, нет - это есть нечто искомое, приобретаемое и вырабатываемое его личными трудами и усилиями»131.

Смысл жизни православного человека заключается в общении с Богом, а задача земной жизни, состоит в том, чтобы в течение этой жизни суметь создать, выработать свою духовную личность, свое истинное, живое, вечное «я». Работа над своей духовной личностью безгранична, поскольку идеал христианского совершенства недостижимо высок. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф, V, 48).

Итак, для становления духовной личности, с позиции веры, необходима, с одной стороны, благодать Божия, с другой — личная устремленность человека к Богу, к нравственному самосовершенствованию - основе духовной жизни. Духовность понимается как приобщение человека к Богу через веру, внугреннее преображение человека. Устремленность вверх, нравственное развитие — все это возможно благодаря Божественной- благодати: Человек испытывает воздействие трансцендентных сил, которое раскрывается через веру, мораль, искусство, научное творчество. Рациональное познание луховного опыта личности невозможно, поскольку его происхождение иррационально.

Проблема духовности получила основательную разработку в отечественной философской литературе. Особый характер русского философствования, связанный с православным мировосприятием, способствовал выделению таких признаков русского духа как религиозное чувство, разум, чувство долга, поиск истины, совесть, милосердие, стыд, справедливость, любовь, эмоциональность, раскаяние, творчество, зло и т. д.

С.Н.Булгаков полагал, что «человек есть одновременно тварь и не-тварь, абсолютное в относительном и относительное в абсолютном... Человеческий дух невыразим в каком бы то ни было что, истаивающем в его неизмеримости. Поэтому человеку присуще стремление к абсолютному творчеству, по образу Божию... Творчество. состоит в этом непрестанном самоиолагании духа, при сохранении, однако, его трансцендентности»132.

Восстановление целости духа возможно лишь через приобщение к Божественному миру, через связь с ним. «Своеобразие каждого «я» заключается не в его изолированном бытии, а в его индивидуальном целостном приятии всего мира с Богом во главе и призвании к своеобразному аспекту соборного творчества»133.

Мыслители отмечали религиозную настроенность и религиозную, устремленность духа, а также неискоренимую потребность человеческого духа в знании, логической оформленности и обоснованности предстоящего духовному взору бытия134.

В целом, «духовное бытие есть такое состояние, в котором душа любит божественные предметы, радуется им и творит их»135.

Но не только положительные качества человека составляют духовную основу, зло в человеке также имеет духовный смысл. «Чем дальше развивается история и богаче становится культура, тем более утонченные формы принимает зло, обнажая духовную свою природу, свой метафизический смысл...

Последний «корень» зла в человеке заключается именно в свободе человека, в том, что ему дана сила быть «сыном Божиим» или враждовать с Богом»136.

Одним из оснований для понимания духовной жизни человека являются религиозные искания Ф.М.Достоевского. По его мнению, аморализм человека — явление духовного порядка, не связан с природной, биологической частью. Как существо нравственное, человек всегда стоит перед выбором между добром и злом. Человеческий дух не зависит от природы. Дух человека имеет две составляющие - сознательное начало и бессознательное. Человек не только существо рассудочное и благоразумное, он совершает поступки, основываясь и на бессознательном начале, которое часто перевешивает сознательную сторону личности. В «Дневнике писателя» Ф.М.Достоевский отмечал: «зло таится в человеке глубже, чем предполагают обычно»137. Нравственное начало духа человека определяется свободой в выборе между добром и злом. Ф.М.Достоевский показывает силу нравственного начала в человеке и темноту человеческого сердца, из-за которой прямой путь к добру закрыт. Несмотря на греховную жизнь, сила добра живет в дугас человека, а через страдания человек освобождается от соблазнов зла и вновь обращается к Богу. По мысли Достоевского жизнь есть рай, только нужно увидеть проявления божественного вокруг нас.