Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации Прилуцкий Александр Михайлович

Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации
<
Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Прилуцкий Александр Михайлович. Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Санкт-Петербург, 2004 151 c. РГБ ОД, 61:04-9/353

Содержание к диссертации

Введение

Глава. І Историко-филсоэфские предпосылки экзегетики Мартина. Лютера 17

1.1 Социальные предпосылки Реформации 18

1.2. Церковно-исторические предпосылки становления экзегетического метода М.Лютера 32

1.3. Философский генезис экзегетики М.Лютера 51

Глава II Экзегетическая парадигма М.Лютера 63

2.1 Раскрытие духовного и литерального значения Библии в трудах раннего М.Лютера 66

2.2. Экзегетическая концепция М.Лютера - вопросы классификации 76

2.3. Принципы цитирования Лютером патриотических и средневековых экзегетов 89

Глава III Итоги концепции М.Лютера 103

3.1 Социально-философская концепция призвания и сословий 104

3.2. Вопрос о качестве воли и социально-философская концепция «Земного» и «Небесного» Царства 120

3.3.Проблема конфессионализации и создание протестантской церкви 130

Заключение 135

Библиография 139

Введение к работе

Актуальность исследования

Виттенбергская Реформация, начатая М. Лютером, не только оказала влияние на развитие религиозной ситуации в Германии и странах Скандинавии, но и, безусловно, является событием, повлиявшим на развитие христианства как такового. Формирование национальных церквей, самостоятельно действующих на территории отдельных государств, переоценка социально-этических норм, приведшая к формированию своеобразной протестантской трудовой этики, конфессионализация и ее последствия - все эти события европейской истории находятся в тесном переплетении с историей Реформации.

Вместе с тем значение Реформации не ограничивается религиозной сферой. Она оказала влияние на становление общественно-культурной парадигмы Нового времени, повлияв, в том числе на многочисленные аспекты и направления философских исследований в Германии и других странах.

Жизнь и деятельность М.Лютера на протяжении нескольких столетий привлекает пристальное внимание многочисленных исследователей. Широко отмечавшееся в 1983 году в Европе и Америке пятисотлетие со дня рождения М.Лютера, которое сопровождалось проведением ряда научных конференций, изданием многочисленных монографий, посвященных М.Лютеру и Реформации, имело международный резонанс. По обстоятельствам времени, Россия оказалась в стороне от юбилейных мероприятий, и только в 1995 году был выполнен перевод на русский язык пер-

вой (и до сих пор единственной) научной биографии М.Лютера, подготовленной немецким исследователем Г.Фауселем. В 1996 году вышло в свет научное издание знаменитых «95 тезисов» М.Лютера, содержащее латинский текст и русский перевод.1 Новый перевод «95 тезисов», выполненный И.Фокиным, был опубликован в 2002 году в составе хрестоматийного издания, посвященного М.Лютеру, и содержащего также тест Аугсбургско-го исповедания, трактат М.Лютера «О свободе христианина» и другие тексты. 2

В дореволюционной России лютеранство было вторым после православия по численности христианским исповеданием империи,3 а в Финляндии, Эстонии и Латвии - церковью большинства населения. Первые лютеранские общины появились в России уже в конце XVI в.- первая лютеранская кирха была построена в Москве в 1575 году для общины, состоявшей из пленных шведов и ливонцев, а первое знакомство россиян с Кратким катехизисом М.Лютера состоялось уже в 1552 году. 4 На дальнейшее развитие лютеранских традиций в России повлияли такие исторические события и процессы, как войны Петра І, в результате которых к империи были присоединены северные территории, исторически населенные лютеранами, а так же политика Екатерины II, пригласившей переселенцев из юго-западной Германии для освоения земель, отвоеванных у Турции.5

1 Лютер Мартин. Диспут о прояснении действенности индульгенций — 95 тезисов. СПб.,
1996.

2 Лютер Мартин. 95 тезисов. СПб., 2002.

3 См.: Курило О.В. Очерки по истории лютеран в России ( XVI - XX вв.) М., 1996. С.60-51.

4 См.: Князева Е.Е., Соколова Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII-XX вв.
СПб., 2001. С.8.

5 См.: Кречмар Г., Ратке Г. Евангелическо-лгатеранская Церковь в России, на Украине, в
Казахстане и Средней Азии. Der Bote, 1996. Сб.

А так же - Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. 1., М., 2003. С. 16-20.

В настоящее время лютеранство продолжает оставаться господствующим исповеданием Финляндии, Эстонии, Латвии Швеции, Норвегии, Дании, а так же занимает доминирующее положение во многих землях объединенной Германии. Существовали лютеранские церкви в СССР,б действуют они и в современной России.7

Без учета религиозного фактора, в значительной степени повлиявшего на формирование менталитета скандинавов и немцев, невозможно понять особенности национальных культур, свойственной этим странам уклад трудовой этики, без чего затруднительно развитие добрососедских отношений с ними. Поскольку в основе Реформации в Германии и скандинавских странах было развитие идей преобразования средневекового католицизма, так или иначе сформулированных М.Лютером и его последователями, без изучения наследия М.Лютера невозможно увидеть внутреннюю логику Реформации.

Несмотря на то, что М.Лютер не представил систематизированное изложение вероучения и церковной организации реформированной церкви, можно все же с уверенностью утверждать, что он не стремился к конструированию нового учения или новой ортопраксии8, но стремился к тому, что Г.В.Ф. Гегель охарактеризовал как «возвращение веры к первым векам христианского учения»9. В связи с этим следует отметить определение Реформации, предложенное О.Шпенглером. Со-

6 См.: История религии в России. Учебник. М., 2001. С.334-335.

7 Поданным Государственного регистра на 1 января 2001 года в Российской Федерации
было зарегистрировано 213 организаций лютеран, принадлежащих Евангелическо-
лютеранской церкви (1250), Единой Евангелическо-лютеранской церкви (4) , Церкви Ин-
грии (42), другим Евапгелическо-лютеранским церквям (17) . См.: Религиозные объедине
ния. Свобода совести и вероисповедания. Приложение N 1. М., 2001. С.407.

8 Ортопраксия (греч.) - правильное поведение, предписанное религиозными нормами.

9 Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М..1976.-Т.1. С.241.

гласно его видению, «Реформация означает во всех культурах одно и то же: возведение религии к чистоте ее изначальной идеи, как она выступила на свет в ходе первых великих столетий».10 Реформация в этом отношении представляет собой смену западной церковно-иерархической парадигмы и, соответственно, системы, или иерархии авторитетов, на основании которых церковь организует свою жизнь и служение. По глубокому замечанию Гегеля, «то, что теперь [т.е. после Реформации - А.П.] сама Библия стала основой христианской церкви, в высшей степени важно: теперь каждый должен сам учиться по ней; каждый должен иметь возможность, руководствуясь ею, определять свою совесть. Это огромная принципиальная перемена: вся традиция и вся церковная система становятся проблематическими, и принцип авторитета церкви отвергается... Благодаря отрицанию авторитета церкви разделение стало необходимым»11.

Как уже отмечалось выше, в основе Реформации М.Лютера следует видеть парадигматическое изменение всей западноевропейской средневековой церковной жизни; изменение, которое затронуло всю совокупность религиозных, социальных, культурных отношений, пронизывавших западное общество.

В связи с темой настоящего исследования, это парадигматическое изменение проявилось как зарождение научной герменевтики12, поскольку, по справедливому замечанию В.Дильтея, «только с возникновения протестантизма экзегеза или попытки рефлексии о герменевтике сменяются герменевтикой как наукой.

10 Шпенглер О. Закат Европы. М..-Т.2. 1998. С.308.

11 Гегель Г.В.Ф. Философия истории. М.,1935. С.390.

12 Согласно Westminster Dictionary of Theological Terms, (Westminster Dictionary of Theo
logical Terms. Westminster, 1996.) 'Герменевтика' - правила, используемые для определе
ния значений текстов, преимущественно библейских. Этот же словарь определяет

Ибо, как ни важны элементы герменевтики у Оригена и анти-охийцев, семь правил Тихония, даже то, что полностью разработали Августин в третьей книге своего христианского учения и Юнилий во второй книге его известной работы, как ни важно все это для истории канона и догматов, научным исследованием эти отдельные положения, нагроможденные без связующего принципа, назвать нельзя... До того момента, когда протестантизм взял на себя толкование источников, науки герменевтики не было». 13

Насколько это коренное изменение было подготовлено всем ходом предшествовавшего Реформации развития богословско-философской мысли и как оно отразилось на самой Реформации и ее многоаспектных последствиях? Ответ на эти концептуальные вопросы может быть получен на основе изучения экзегетической концепции Мартина Лютера, что и определяет актуальность выбранной для исследования темы.

Цели и задачи исследования

Если мы хотим приблизиться к осознанию религиозно-исторического значения Реформации и правильно понять ее внутренние причины, мы не можем обойти вниманием один из основополагающих тезисов Реформации - sola scriptura14 во всей взаимосвязи факторов, образующих это понятие. Автор считает оправданным рассмотрение не только вероучения М.

значение термина 'экзегетика' как объяснение значений, или интерпретация стихов Библии. Даже в специальной литературе эти термины часто используются как синонимичные. 15 Дильтсй В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.,2000. С.94.

14 Sola scriptura (лат. «только Писание»): основополагающий принцип протестантской теологии, утверждающий высший догматический авторитет Библии по отношению к различ-

Лютера, но и основы всей конфессиональной лютеранской Реформации через призму экзегетики, поскольку, как известно, вероучение лютеранской церкви строится главным образом на основании Библии, а символические книги лютеран обладают вторичным по отношению к Писанию авторитетом.15

Экзегетику Лютеранской церкви, равно как и экзегетику М.Лютера, вряд ли можно уподобить оазису среди песков бесконечной пустыни. На протяжении полутора тысяч лет истории христианской церкви, в патристический и средневековый периоды, неоднократно высказывались тезисы, которые, так или иначе, оказали влияние на экзегетическую методику М. Лютера. В данной работе произведена попытка изучения экзегетических воззрений Мартина Лютера на фоне истории экзегетики предшествовавших эпох и общественно-социальных процессов средневекового периода.

Согласно Шпенглеру, «Лютер, как и все реформаторы во всех культурах, был не первым, но последним в величественном ряду, начавшемся от пустынножительных аскетов и приведшем к городскому духовенству». *б

Изучая историю догмы в протестантизме, А.Гарнак пришел к выводу, что "Реформация, в том виде, как она воплощается в христианстве Лютера, представляется во многих отношениях старокатолическим, даже средневековым явлением... М.Лютер выбросил своих современников из рамок гуманистического, францисканского и политического христианства и принудил их заинтересоваться тем, что было им наиболее чуждо - Евангели-

ным формам церковных преданий - определениям Соборов, трудам авторитетных богословов и т.д.

15 См.: Прилуцкий A.M. Символические книги в лютеранской и православной церквах. // Богословие и богословское образование в современном обществе. Одесса, 2002.

ем и древней теологией"17.

В настоящей работе фундаментальный принцип Реформации sola scriptura18 и следующие из него методические принципы интерпретации Библии, трактуются в свете предшествовавшей Лютеру экзегетической традиции, заложенной в ранней и развивавшейся в средневековой церкви.

Задачей настоящей работы является попытка проанализировать философское значение экзегетики М.Лютера как методической основы церковной Реформации и проследить преемственность экзегетического развития западного христианства от эпохи неразделенной церкви до периода Реформации. Рассматривая Реформацию как событие, подготовленное всем ходом общественного развития (смена парадигмы), автор настоящей работы ставит перед собой следующие цели:

Определить социально-философские факторы, повлиявшие на становление экзегетической методики М.Лютера, оценить степень их влияния.

Предложить концепцию упомянутой методики как результата длительного развития принципов экзегетики, восходящих к периоду поздней античности.

Рассматривая систему лютеровской экзегетики, установить связь между принципами интерпретации Лютером Писания и его мировоззренческими выводами, определившими философско-культурные особенности, свойственные Реформации.

В связи с этим, задачами исследования являются:

16 Шпенглер О. Закат Европы. - М., - Т.2. 1998. С.308

17 Гарнак А. История догматов.// Раннее христианство. М., 2001.- Т.2. С.488-489.

18 Несмотря на то, что в таком виде данный тезис был сформулирован последующим после
Лютера поколением теологов Реформации, он четко и лаконично определяет направление
теологии Реформатора.

  1. Из всего письменного наследия ранней и средневековой церкви путем сравнительно-исторического изучения отобрать экзегетические школы и направления, исторически и концептуально могущие быть предшественниками лютеровской экзегезы.

  2. В соответствии с трудами М.Лютера и результатами исследований экзегетического наследия Реформатора представить систему методов, которыми руководствовался М.Лютер, изучая книги Библии в виде системы взаимообусловленных принципов.

  3. На материале равных по объему и теологическому значению экзегетических трудов Лютера, относящихся к различным периодам его жизни, проследить изменение списка упоминаемых им авторов и причин, побуждавших М.Лютера к такому упоминанию.

  4. Разработать классификацию типов упоминания М.Лютером в его лекциях и экзегетических комментариях трудов предшествовавших экзегетов, которая должна учитывать как текстовые, так и содержательные аспекты (связь с мировоззрением, лингвистические выводы и др.)

Методы исследования

Автором настоящей работы использованы методы как синхронического, так и диахронического анализа, обусловленные спецификой исследуемого материала. При сравнительном анализе экзегетических трудов М.Лютера при подборе сравниваемых текстов используются критерии репрезентативности и однородности анализируемого материала, которые предполагают идентичность жанровой соотнесенности текстов, их объем и значимость.

Степень разработанности темы

Религиозные взгляды М.Лютера на протяжении последних четырехсот лет были предметом внимательного изучения историков и теологов. По вполне понятным причинам, первенство в изучении Реформации принадлежит немецкой и американской школам. Существующая литература по этому вопросу настолько разнообразна и богата, что может стать предметом самостоятельного научного изучения. Вместе с тем, все многообразие трудов и публикаций, посвященных М.Лютеру (за исключением работ, носящих биографический характер) можно условно разделить на три группы

1. Полемические и апологетические издания, отражающие конфессиональную трактовку событий Реформации со стороны евангелической и римо-католической или иных христианских традиций. Данные работы отражают, прежде всего, историю ка-толическо-лютеранской полемики, на русский язык они практически не переводились, за исключением книги И.Гобри, в которой, например, есть такой пассаж «Лютер добился того, к чему стремился, внушив ненависть к папе пятнадцати или двадцати поколениям людей, навсегда отвратив их взор от монашества, уничтожив в их глазах таинство рукоположения и мессу. И все это он сделал потому, что папа отлучил его от Церкви, потому, что он чувствовал себя несчастным, приняв постриг, потому, что он испугался, принимая причастие. Ценой своей ужасной мести он действительно достиг величия в глазах тех, кто эту месть с ним разделил, и величие его выглядело тем внушительнее, что таковых оказалось немало19». Приведенная цитата вполне отражает концепцию и аргументацию посвященных Реформации трудов подобного направления. В рамках данной

19 Гобри И. Лютер. М., 2000. С.506

работы их ценность представляется весьма спорной.

2. Исторические и церковно-исторические исследования Реформации, в которых акцентируется вопросы места Реформации среди других событий религиозной и шире - социальной истории, представлены работами таких исследователей, как А.Гарнак20, Х.Л. Гонсалес21, Б.Хегглунд22, Л. Беркхов23, Б.Брендлер24, Л.О.Хольц25 и другими. Несмотря на существенные различия в методах исследования, степени аргументированности выводов, упомянутые исследователи ввели в научный оборот ряд фактографических данных, наблюдений и обобщений, что привело к существенному научному прогрессу в деле исследования Реформации. Однако представителей данного направления больше интересовали внешние причины Реформации, чем внутренние религиозные причины ее влияние на последующие события истории христианства, нежели внутренние религиозно-философские причины. Кроме того, перечисленные работы посвящены главным образом изучению церковной истории (истории христианской догматики), и соответственно Реформация в них трактуется в них достаточно обобщенно, наряду с прочими событиями и тенденциями развития христианства.

3. Результаты специальных исследований, посвященных М.Лютеру, представляют наиболее объемную часть библиографии. Особенно надлежит отметить ставшие классическими труды таких авторов, как O.Hof26, K.Froehlich27, F.W. Farrar28, G.Bray29,

20 Гарнак А. История догматов. II Раннее Христианство, т.2, М.,2001

21 Гонсалес Х.Л. История христианства от основания Церкви до Реформации. СПб.,2001.

22 Hagglund Bengt. History of Theology. CPH., S.Louis (no date).

23 Беркхов Л. История христианских доктрин. СПб., 2000.

24 Брендлер Герхард. Мартин Лютер. Теология и революция. М.-СПб., 2000.

25 ХольцЛ.О. История христианского монашества. СПб., 1993.

26 Hof Otto. Luther's Exegetical Principle of the Analogy of Faith. Concordia Th.Mont. vol. 38

27 Froehlich K. Biblical Interpretation in the early Church. Philadelphia, (no date)

H.Bornkamm30. Следует отметить и вклад в изучение экзегетики М. Лютера, внесенный работами G. Ebeling'a и других современных представителей немецкой школы.

В работах перечисленных авторов собран богатейший материал, в том числе и относящийся к изучению экзегетики М.Лютера, однако, поскольку экзегетика М.Лютера рассматривалась в них главным образом как часть его лекционной деятельности, систематизированной картины влияния экзегетики М.Лютера на развитие Реформации, а так же ее значения как явления религиозно-философской мысли, на их основе составить затруднительно. Все эти работы на русский язык не переведены и до сего времени нуждаются во введении в научное информационное пространство российского религиоведения.

Отдельно следует отметить посвященные Реформации исследования, выполненные в дореволюционной России. В 1910 г. было издано подробное исследование лютеранских символических книг, выполненное Н.Терентьевым.31 Данное исследование представляет собой достаточно подробный анализ содержания символических книг лютеранства, выполненное беспристрастно и на уровне научной мысли своего времени. К сожалению, значительная часть работы является пересказом содержания символических книг, однако причина этого становится понятной, если учесть, что в то время Книга Согласия на русский язык не была переведена, а ее состав и содержание были практически неизвестны среднеобразованному читателю. Данная работа, отчасти, не утратившая актуальности в наше время, не была

Farrar F.W. History of interpretation. London, 1886.

Bray Gerald. Biblical Interpretation. Past & Present, Illinois-Leicester, 1996.

Bornkamm H. Luther and the Old Testament. Sigler Press, 1997.

первым опытом изучения лютеранского исповедания в России. Еще в 1875 году был опубликован краткий очерк, посвященный разбору символических книг лютеран, подготовленный Н.Беляевым.32 Как по подробности изложения, так и по глубине анализа работа Н.Беляева является не столько научным исследованием, сколько популярным очерком, на основании которого можно составить только общее представление о затронутой проблематике . То же самое можно сказать и о разборе 95 тезисов М.Лютера, приведенном в брошюре С.П.Сингалевича.33 Следует отдельно отметить изданное в 1900 г. в С.Петербурге фундаментальное исследование «История Реформации в Германии» Фридриха фон Бецольда#, а также хрестоматию «Источники по истории Реформации» (в двух выпусках), изданную в Москве в 1906 г. Данные издания, не утратившие научного значения и сегодня, свидетельствуют о значительном интересе к изучению Реформации в предреволюционной России.

Научная новизна

Научная новизна исследования состоит в том, что:

впервые в российском религиоведении экзегетика М.Лютера представлена как результат долгого церковно-исторического развития, восходящего к антиохийской школе поздней античности,

изучена и представлена в систематизированном виде экзегетическая парадигма М.Лютера, полученная на основании

Терентьев Н. Лютеранская вероисповедальная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910.

32 Беляев Н. Лютеранские символические книги и их значение для лютеранского общества.
Казань, 1875.

33 Сингалевич СП. 95 Тезисов Мартина Лютера. Казань, 1915.

изучения его экзегетических трудов различных периодов творчества - от «раннего Лютера» к «позднему Лютеру»,

впервые в российском и зарубежном религиоведении про
ведено исследование цитирования М.Лютером ранних и средневе
ковых авторов, которое позволило поставить под сомнение
традиционное представление о критическом отношении М.Лютера
и его последователей к ранней и средневековой церковным тра
дициям,

разработана оригинальная классификация типов цитирования М.Лютером ранних и средневековых авторов, на основе которой проведено исследование изменения интенсивности и типов цитирования от «раннего Лютера» к «позднему Лютеру»,

изучено влияние экзегетических методов М.Лютера на формирование конфессионального протестантского понимания призвания, разграничение мирской и светской сфер человеческого бытия, вопроса о качестве воли,

в информационное поле российского религиоведение вво
дятся достижения исследований Реформации зарубежных религио
ведческих школ.

Теоретическая и практическая значимость исследования

В теоретическом отношении результаты исследования создают возможность для совершенствования научной концепции Реформации как результата длительного процесса развития методов изучения Библии в античный и средневековый периоды. При этом в работе обосновывается необходимость включения в концепцию Реформации ряда событий и движений истории общественно-религиозной мысли, связь которых с Реформацией ранее не прослеживалась.

ний и скандинавских странах.

Апробация работы

Основные положения работы были представлены на международных и российских конференциях в С.Петербурге (2002 г.), Заокском (2002г.), Одессе(2002г.), Тронхайме (Норвегия, 2003 г.) и Виннипеге (Канада, 2003г.) и отражены в б научных публикациях.

Диссертация обсуждена на кафедре философии и
социологии Ленинградского государственного

университета имени А.С.Пушкина и рекомендована к защите.

Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения и библиографии.

Социальные предпосылки Реформации

По вполне понятным культурно-историческим причинам первенство в исследовании Реформации принадлежало и до сего времени принадлежит немецким историко-философским и богословским школам. В то же самое время на приоритетность исследовательских акцентов повлияли общественно-политические события новейшей немецкой истории. Исходя из общественно-политической ситуации, сложившейся в Германии в 30-е годы прошедшего столетия, понятны причины трактовки Реформации как событий «героического прошлого» немецкой нации, что неизбежно привело к искажению научной концепции Реформации как сложного общественно-религиозного процесса. Несмотря на то, что такой подход был заведомо односторонним, немецкой философской и теологической школам удалось освободиться от влияния подобного политически мотивированного упрощенчества едва ли не к концу 50-х годов прошедшего века, когда активно начался процесс возрождения немецкой общественно-гуманитарной школ после нацистского диктата. Естественно, и в 30-40-е годы делались попытки комплексного, свободного от идеологической ангажированности изучения Реформации. Эти немногочисленные работы легли в основу современной концепции Реформации, разработанной в послевоенной Европе.

Среди них, прежде всего, следует отметить немецкого исследователя Реформации Германа Зассе, который в своей монографии «Was heiJbt lutherisch»34, завершенной в 1937 году, убедительно раскрывает недостаточность «эпическо-героиче-ской», «культурно-исторической» и «национальной» концепций Реформации, утверждая, что для правильного понимания значения и специфики евангелической Реформации ее необходимо интерпретировать, прежде всего, как эпизод церковной истории.

Согласно Г.Зассе, «это великое событие истории церкви - Реформация - началась очень спокойно и рассудительно, с теологического открытия в области истолкования Библии (курсив мой. -А.П.) Это было то открытие, которое подразумевал Апостол Павел, используя фразу «правда Божия» в послании к Римлянам (1:17)».35

Таким образом, Реформация обретает свое истинное положение в ряду различных церковно-исторических событий как явление историко-конфессионального характера. Историко-конфессиональное понимание сущности Реформации находит подтверждение непосредственно в свидетельствах самого М.Лютера, который утверждал, что «Мы так же плохо жили, как римские католики. Но мы боремся не за [праведную] жизнь, а за учение».36

Принципиально соглашаясь с этим утверждением, мы считаем, что оно нуждается в следующем уточнении, а именно - для правильного понимания историко-философских причин Реформации необходимо учитывать, что в основе Реформации была произведенная М.Лютером ревизия господствовавших в Западной средневековой церкви методов интерпретации Библии, - то, что является концептуально более широким понятием, нежели сформулированное Г.Зассе «теологическое открытие в области истолкования Библии». Соответственно, для того, что бы стать причиной столь многогранного церковно-социального процесса, каковым стала Евангелическая Реформация, это «теологическое открытие» должно было иметь исключительное общественное значение.

Рассматривая далее историко-социальные предпосылки Реформации, из всего многообразия явлений и событий общественной истории мы ограничимся рассмотрением следующих факторов:

Рост народной религиозности и реакция на него средневековой католической церкви; Становление норм интеллектуального плюрализма, трактуемое в связи с кризисом схоластического мировосприятия;

Развитие книгопечатания в позднесредневековом обществе. Следует учитывать, что ни один из этих факторов, рассматриваемый в отдельности, не может быть признан основной социальной причиной Реформации, но рассматриваемые в совокупности, они помогают понять ее социальные предпосылки.

Фактически, как это будет доказываться далее, в основе Реформации лежала смена средневековой экзегетической пара дигмы, значение которой необходимо понимать в свете обусловленных ей выводов, а так же местом и ролью библейских текстов в жизни средневекового общества.

Влияние интерпретации Библии на развитие общественных процессов ранее неоднократно становилось предметом научного исследования. Например, исследователь Английской Реформации Кристофер Хилл, изучая, библейские корни революционных тече ний позднесредневековой Англии, приходит к выводу, что, не смотря на низкий образовательный уровень духовенства и мирян, «Библия была принята как главный авторитет во всех сферах интеллектуальной жизни; она была не просто "религи озной книгой" в нашем узком современном значении слова ре лигия»37 . Очевидно, что такое значение Библии для средневекового общества было обусловлено не только религиоз ными мотивами, но и широтой содержания Библии, поскольку «существует очень мало идей, в поддержку которых нельзя было бы подыскать соответствующего библейского текста».38 Вместе с тем, будучи текстом, Библия неизбежно становилась предметом экзегетического и семиотического осмысления, а для того, чтобы стать фиксированным кодексом религиозно-общественных норм, она нуждается в инструментарии, обеспечивающим ее идентичное прочтение, что в принципе достижимо только в стабильном обществе, способном обеспечить авторитетный, в т.ч. авторитарный контроль за ее пониманием и интерпретаци ей.

Церковно-исторические предпосылки становления экзегетического метода М.Лютера

Рассматривая Реформацию западной церкви как событие церковной истории, мы должны, прежде всего, обратиться к синхроническому анализу развития компонентов литерального (согласно другим терминологическим традициям - буквального, вербального) экзегетического метода интерпретации библейских текстов.

М.Лютер, равно как и первое поколение ученых-реформаторов, базировались в своих экзегетических исследованиях на хорошо известных в средневековых университетских кругах методах литеральной экзегетики, в социальном, церковно-историческом и философском плане восходящих к творчеству ранних церковных писателей. К началу XVI века традиции литеральной экзегетики, заложенные в позднеантичный период церковной истории, рецептировались и видоизменялись в трудах средневековых церковных авторов. Целью настоящего параграфа является попытка проследить историю последовательного развития этих методов, без чего анализ философского феномена экзегетики М.Лютера окажется вырванным из церковно-исторического контекста.

Литеральный метод библейского исследования, восходящий к трудам Антиохийской школы, в последствии оказал влияние на становление экзегезы Августина, Иеронима, и в средневековый период, разрабатывался Сэн-Викторинской школой. Для нас является принципиальным тот факт, что прежде чем стать одним из вероисповедных принципов Реформации, литеральная экзегетика прошла длительную историю развития, следовательно, она не воспринималась церковным сознанием периода начала Реформации как нечто ранее неизвестное, но в принципе укладывалась в рамки интеллектуального плюрализма позднего средневековья.

Согласно теологии реформированной церкви, Библия, при всей ее сакраментальности должна быть не только провозглашена, но и правильно истолкована. Правильная интерпретация Писания, согласно пониманию М.Лютера, должна основываться на литеральном значении анализируемого текста, на котором должен христианский читатель базироваться в большинстве своих выводов. Аллегорическое понимание в силу своей расплывчатости и ненадежности не может использоваться для защиты и утверждения веры.65

Руководствуясь этим принципом, М.Лютер отверг крайности экзегетических выводов общепризнанного основателя аллегори-стической александрийской экзегетики Оригена66 и его более умеренного по своим взглядам последователя Иеронима, так как понял, что их аллегорические способы истолкования Писания приводят к разрушению духовного значения Библии. Спор о границах допустимости аллегорической экзегетики не был разрешен в патриотический период церковной истории. Начавшийся, как противостояние антиохийской и александрийской экзегетических традиций, он имел продолжение в средневековой экзегетике, - в полемических высказываниях М.Лютера мы можем видеть его наиболее яркие, но одновременно и «вполне традиционные» проявления.

Лютер и первое реформационное поколение находились под сильным влиянием средневековой экзегетики, рецептировавшей основные модели патристических традиций, в частности это проявилось в стремлении истолковывать Писание преимуществен но в рамках традиционного Христологического метода, в чем некоторые исследователи видят развитие традиций Анти охийской школы.67 Выдающимися представителями антиохийского богословия были Феодор Мопсуэстийский, Диодор Тарский и наиболее авто ритетный среди них Иоанн Златоуст. Влияние богословской мысли Златоуста на развитие Западного богословия осуществ лялось посредством латинских переводов его поучений и других творении ; в период Реформации католические оппоненты М.Лютера использовали авторитет Златоуста для критики экзе go гетических взглядов М.Лютера , что так же свидетельствует об определенной авторитетности трудов этого христианского писателя на Западе.

Теоретические основы антиохийской экзегетики сформировались как оппозиция к крайним выводам александрийской школы. В то время как александрийский аллегоризм в принципе рассматривал текст Библии как материал для произвольных пред-положений, антиохийская интерпретация серьезно относилась к изучению исторического фона, и таким образом приближалась к раннехристианской типологии. Аллегоризм Александрийской школы превращал библейский текст в фундамент, на котором строились немотивированные предположения, в то время как антиохийская интерпретация принимала всерьез историчность и таким образом была ближе к ранней христианской типологии.71

Раскрытие духовного и литерального значения Библии в трудах раннего М.Лютера

Как было показано в первой главе, вопрос о соотношении способов аллегорической и литеральной экзегезы был основным вопросом как средневековой, так и патристической экзегетической полемики. Поэтому уже хронологически М.Лютер как религиозный деятель не мог быть исключен из этой полемики о методе.

Развитие религиозно-философской схоластической традиции в Средние века повлияло и на методику экзегетических исследований средневековых мыслителей. На основе методов и принципов экзегетики патристического периода были созданы более сложные «синтетические» модели, которые не только являли собой развитие ранней экзегетической мысли, но и синтез разнородного экзегетического материала.

Общепризнанным является мнение, согласно которому ранние экзегетические труды М.Лютера и, прежде всего, его лекции по книге Псалмов в целом укладываются в рамки традиционной экзегетической парадигмы средневековой церкви. Исследователи экзегетики М.Лютера выделяют два фундаментальных принципа, или две «экзегетические схемы», которыми руководствовался М.Лютер на раннем этапе своего теологического пути. Это - принцип разделения «буквы» и «духа» Писания и принцип истолкования Библии согласно «четырем значениям» текста (знаменитая Quadriga).128 Что представляли собой «четыре смысла» Писания в экзегетической парадигме средневековой Западной церкви?

В популярных латинских виршах приводится любопытное определение этого экзегетического метода интерпретации библейских текстов: Littera gesta docet Quid credas allegoria Moralis quid agas Quo tendas anagogia. Литеральный [смысл] повествует о фактах, Аллегорический - о том, чему [мы должны] верить, Моральный - о том, что [нам надлежит] делать, Анагогический - о том, чем [нам следует] руководствоваться в жизни.

Данный метод, возникший в результате попыток систематизации переносных смыслов Писания129 и синтеза экзегетических методов ранней церкви, является отличительной особенностью церкви средневековой.

Средневековая теология, рецептировав экзегетические принципы Августина и Иоанна Кассиана предприняла попытку объединить различные формы экзегетики ранней церкви в рамках одной системы. Таким образом возникло экзегетическое правило "четырех смыслов" Писания, в принципе представляющее собой модификацию более ранних и менее сложных форм.130

Классическое использование правила «четырех смыслов» в трудах «раннего Лютера» мы находим в Лекциях по книге Псалмов (1512 г.) Уже в предисловии к глоссам131 М.Лютер предлагает проанализировать значение двух важнейших библейских топонимов - Иерусалима и Вавилона по следующей схеме: Иерусалим Аллегорическое значение - благочестивые люди; Тропологическое значение - добродетельность; Анагогическое значение -- награда. Вавилон Аллегорическое значение - нечестивые люди Тропологическое значение - недостойность Анагогическое значение - наказание. В обоих случаях М.Лютер не рассматривает литеральное значение обеих лексем, вероятно в силу их общеизвестности. Более сложным примером использования Quadrig и является попытка М.Лютера рассмотреть «философскую идею о конце всеобщего существования и его причинах»132. Этими словами М.Лютер предваряет следующее экзегетическое построение. Особенностью данного примера является попытка М.Лютера дать по две параллельные трактовки каждого смысла - позитивную и негативную. Окончательное разрушение 133 Тропологическое значение А) Хорошо, когда это обозначает полное уничтожение греха, [и следовательно] чувства вины и голоса встревоженной совести Б) Плохо, когда это есть конец благодати и праведности, и т.д. Аллегорическое значение . А) Хорошо, когда это есть конец Закона, Ветхого Завета [synagog) и неверия. Б) Плохо, когда это обозначает конец веры и милосердия. Следовательно, пишет М.Лютер, это может обозначать как конец неверия, так и конец веры, и может относиться как к людям Завета, так и к язычникам. Анагогическое значение А) Хорошо, когда это обозначает конец всех грехов, включая грехи плоти. Б) Плохо, когда это обозначает конец всех добродетелей, включая бытовые добродетели.134 Столь же подробно М.Лютер рассматривает позитивный и негативный аспекты четырех смыслов окончательного завершения (consummation). Позднее, М.Лютер более чем негативно определил этот метод схоластической экзегезы и часть средневекового мировоззрения, противопоставив ему литеральный смысл Библии, в котором он видел «жизнь, утешение, силу, умение и искусство»135 . Как нами было показано выше, принцип противопоставления «буквы» и «духа» Писания, т.е. литерального и духовного (мистического) смысла проходит через всю историю патриотической и средневековой экзегетики.

Социально-философская концепция призвания и сословий

Одним из важнейших итогов протестантской Реформации стало богословское и философское переосмысление причин и целей трудовой деятельности человека. Как мы увидим дальше, в основе этого переосмысления была проведенная М.Лютером ревизия экзегетической методики изучения и истолкования Библии, поскольку все принципиальные выводы по данному вопросу М.Лютер обосновывал исключительно ссылками на авторитет Библии.

В основе концепции социальной деятельности, разработанной М.Лютером, находится учение о призвании, которое он противопоставил положениям, принятым в поздней схоластике.

Средневековая концепция устройства общества основывалась на понятийной базе позднего схоластического реализма, который предложил идеологическое обоснование сословного устройства империи.

Разработанная М.Лютером концепция общественного устройства основывалась на понятии о «призвании», которое не только способствовало преодолению схоластического реализма, но и создала идеологические и религиозные стимулы для прогрессивного развития общественной жизни протестантских государств.

Мир позднего средневековья представлял собой развитое сословное общество с четко определенными отношениями как между сословиями, так и внутри них, однако это не предотвращало развитие социальных конфликтов. Несмотря на то, что сословные преграды не были совершенно неприступными и в ряде случаев существовала возможность перехода из одного сословия в другое, как таковое общество состояло из достаточно замкнутых сословно-корпоративных групп, в каждой из которых со временем развилась корпоративная этика и мировосприятие. Существовавшие в Священной Римской Империи Германской Нации (т.е. средневековой Германии) централизованные властные институты, такие как многочисленные суды и советы, не могли преодолеть сословной разобщенности общества, так как в силу своей организации были неспособны к нормативному урегулированию конфликтов, затрагивающих интересы межсословных отношений привилегированной части общества.

А.Ю.Прокопьев, обобщая итоги современных исследований сословного устройства Германии XVI века, перечисляет следующие сословия: высшее и низшее дворянство, духовенство, бюргерство и крестьянство.176 Подобное сословное деление сложилось в Германии еще задолго до начала реформа-ционной деятельности М.Лютера и было постоянным и естественным социальным фоном Реформации.

Общеизвестно, что средневековое феодальное общество выработало иерархически упорядоченную картину правового положения человека, согласно которой каждый занимал свое определенное место, подчиняясь действию провиденциальной силы, установившей законы богоданного вечного социального устройства.177

Нам представляется, что такое средневековое представление о сословном устройстве общества концептуально близко философии схоластического реализма, потому что из него следует вьюод о наличии объективного провиденциального содержания у понятия «сословие». В таком случае, «сословие» будет выступать в качестве универсалии, а каждый конкретный «партикулярный» человек может актуализировать свое социальное бытие через принадлежность к универсалии «сословие».

Из такого понимания социальной организации в средневековом обществе были сделаны выводы о неизменности бытия сословий, их божественном установлении как способа достижения гармонии между человеческим устройством и трансцендентным провиденциальным замыслом.

Сословные границы в средневековом обществе затрагивали не только сугубо мирские институты и отношения, но и распространялись на Церковь. Не случайно в средневековом мире одним из основных вопросов общественной жизни стал вопрос об инвеституре - т.е. о праве определять кандидатов на замещение вакантных церковных должностей. В споре об инвеституре не только проявились концептуальные основы автономии духовного сословия, но и разграничение сословных полномочий.

По нашему мнению, критическое отношение М.Лютера к сложившемуся в средние века пониманию института сословий, обусловлено двумя причинами: - традициями оккамистского номинализма, которых придерживался ранний М.Лютер, и которые так или иначе продолжали влиять на его философские и богословские взгляды всю жизнь; - принципами экзегетики, которыми он методологически оправдывал свои выводы.