Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Добыкина Ася Алексеевна

Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства
<
Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Добыкина Ася Алексеевна. Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.13 / Добыкина Ася Алексеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет], 2017.- 218 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этническая самоидентификация личности: подходы к теоретическому осмыслению и практическому изучению феномена 13

1.1 Феномен этноса и этнической самоидентификации личности в дискурсе гуманистических дисциплин 13

1.2 Структура этнической идентичности 44

1.2.1 Фрейм «Я-Мы-Они» в структуре этнической идентичности 45

1.2.2 Представление о единстве происхождения и единстве исторического опыта 54

1.2.3 Лингвокультурологический компонент этнической идентичности 67

1.2.4 Конфессиональность: фактор этнической консолидации и дифференциации 84

1.3 Этничность в эпоху размытых границ 99

Глава 2. Город как со-бытие этносов 108

2.1 Столкновение этничностей в мегаполисе 108

2.2 Городская топология: феномен этнической сегрегации 123

2.3 Полилог этнических культур в Санкт-Петербурге 140

Глава 3. Социальные институты этнической идентификации 153

3. 1 Семья и диаспора как институты первичной этнической социализации личности 153

3.2 Опыт генерации этничности в образовательных и культурных учреждениях 162

3.3 Стратегии управления этнокультурными отношениями 175

Заключение 185

Библиография 190

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема самоидентификации

человека, группы, сообщества обусловлена тем, что она лежит в основе любых социальных, политических, религиозных, культурных движений. Обращаясь к вопросу этнической идентичности, мы приближаемся к попытке осмысления и описания одной из граней природы человека, к пониманию причин проявлений групповой солидарности и отвержения.

В то же время приходится признать неоднозначность роли такой самореференции, как этническая, в поведении и мотивации личности. Манифестируемые этнические, национальные, расовые различия становятся причинами социальных конфликтов. Возрастающие потоки миграций вызывают опасение за целостность национальных государств, за сохранность коренных народов. Наибольшую проблему для стран-реципиентов представляют мигранты, попадающие в страну незаконно, или же те, кто, формально находясь в рамках закона, указывает заведомо ложную причину приезда в страну или вынужден заниматься иной деятельностью помимо своей воли. Многие из современных конфликтов, протекающие в пределах одной страны, порождают ряд транснациональных проблем, таких как терроризм, неконтролируемые потоки беженцев. Последствия этих явлений ощущаются далеко за пределами зоны столкновения, представляют угрозу международному миру и безопасности.

Столкновения различных этнических, культурных, религиозных идентификаций из абстрактной проблемы превращаются в экзистенциальную реальность каждого человека. Самым тягостным обстоятельством, от которого приходится страдать отдельным членам этнической группы, является то, что к ним относятся как к субъектам реализации предзаданного этнического стереотипа, независимо от их персональных качеств.

Изучение проблем этнической идентичности, адаптации и интеграции иноэтнических групп в обществе является одним из базовых условий

процесса осмысления повседневности. Возрастает потребность в развитии таких направлений философской антропологии и философии культуры, которые изучают этнические характеристики жителей современных мегаполисов в контексте сложной социальной системы. Представляется важным рассмотреть динамику становления этнической идентичности в связи с миграцией населения и другими процессами, сопровождающими урбанизацию, проанализировать поведенческие характеристики развития этнических групп и индивидов в условиях городского пространства.

Степень разработанности проблемы. В контексте философского знания проблема гетерогенности человеческого существования и связанная с этим проблема идентификации имеют длительную историю. Тема «Другого» стала одной из ведущих в работах мыслителей XX века. Различные аспекты проблематики «Другого» получили разработку в философии Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, М. Бубера, М.М. Бахтина, И. Нойманна, Б.Ф. Поршнева. Разработка концепта «идентичность» велась З. Фрейдом, Э. Эриксоном, И. С. Коном.

Изучение этноса и этнической идентичности было представлено в работах зарубежных исследователей: Г. Гердера, Ф. Барта, У. Бека, П. Ван ден Берга, Р. Мертона и отечественных: Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова, П.Л. Белкова, А. К. Байбурина, М. Б. Ешича, Е. Суровой, С.В. Чешко. Культура и традиции отдельных этносов, населяющих российскую федерацию, особенности национального характера, этнических стереотипов, в том числе, поведенческих анализировались в книгах А. Каримуллина, А. В. Вихновича, А. Бугаец.

Исследование вопросов влияния географических, климатических условий проживания на становление этнического характера и на формирование региональной идентификации проводилось в работах Р. Мертона, Н. Гумилева, Э.Маркаряна, И. Гладкого. Роль исторического мифа в конструировании этноидентичности рассматривали В. А. Шнирельман, Ш.

Занд, П.М. Шорников. В лингвокультурологическом аспекте анализ категории этничности был осуществлен Н.И. Толстым, В.В. Барановой В.В., В.Е. Гусевым, К.В. Чистовым, Е.А. Пановой, К.С. Федоровой, С.Г. Тер-Минасовой. Значение религии в жизни современного общества, корреляция религиозного и этнического компонентов в идентификации личности рассматривались в работах М. Вебера, А.М. Пятигорского, В. Наумкина, М. Ю. Смирнова, С. Филатова, С. Абашина, Н.В. Жданова, А. Халида, А.А. Игнатенко.

Исследования психологических механизмов формирования этнической
идентичности на эмпирическом и экспериментальном материале

проводились Д. Мацумото, Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко. Проблемы миграций и столкновения культур, взаимосвязь между показателями демографической картины коренного населения и ростом миграций анализировали А. Танги, П. Сталкер, Н.М. Лебедева, Ж.А. Зайончковская.

Вопросы влияния городского образа жизни на изменение

традиционных моделей этнического поведения, формирования в городе национальных кварталов были предметом исследования Л. Вирта, Г. Зиммеля, М. Вебера. Город как место формирования новых социальных порядков и идентичностей рассматривался Р. Галлямовым, Е. Трубиной, О. Вендиной, Н. Булининой, Н.В. Мальковой. Специфика восприятия горожанами урбанистического ландшафта, городских символов и мифологем анализировалась в трудах Б. В. Маркова.

Становление Петербурга как многонационального мегаполиса является предметом многолетних исследований Н. Юхневой и Т.М. Смирновой. Процессы адаптации и аккультурации представителей этноминоритарных групп Санкт-Петербурга, их вклад в историю и культуру города изучались Г. Старовойтовой, С. Лутовой, Б. Янгфельдтом, Б. Винером, О. Карпенко, В.

Воронковым, И. Освальдом, К. Мейусе, О. Бредниковой, Е. Чикадзе, А. Тагиджановой, Л. Базылев, С. Эммрих, М. Бейзер.

Объект данного исследования - этническая самоидентификация личности.

Предмет исследования - процессы формирования и изменения этнической самоидентичности личности в условиях современного мегаполиса.

Цель исследование особенностей процессов формирования, развития, смены этнической идентичности личности в условиях мультикультурной городской среды.

В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:

показать, каким образом этническая идентичность сохраняется и проявляется в мегаполисах, характеризующихся разнообразием поведенческих моделей;

провести анализ основных теоретических подходов в изучении понятий этноса и этнической идентичности личности;

выявить ключевые параметры этничности;

проанализировать особенности становления и сохранения этнической идентичности личности в условиях мультикультурного городского пространства;

изучить стратегии горожан, представителей различных этнических групп, в пространстве мегаполиса;

рассмотреть проблему взаимодействия этнических идентичностей в контексте национальной государственной политики;

подвергнуть анализу деятельность социальных институтов (семьи, клана, диаспоры, а также образовательных, религиозных, общественно-культурных организаций), оказывающих влияние на формирование этнической самоидентичности личности.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили общенаучные методы анализа и синтеза, а также труды зарубежных и российских культурологов, этнологов, культур-антропологов. Структурная и содержательная специфика этнокультурной идентичности исследована с позиций философской антропологии, философии культуры и культурологии. Понятие этнической идентичности личности рассмотрено в контексте философской, культурологической и этнологической литературы и сопоставлено с полевыми исследованиями феномена.

Источниковедческую и эмпирическую базу исследования составили материалы этнологических исследований Г. Старовойтовой, Б. Винера, Т.М. Смирновой, Т. Лутовой, О. Карпенко, В. Воронкова, И. Освальд, О. Бредниковой, О. Чикадзе. В работе также использованы данные, полученные автором посредством включенного наблюдения и интервьюирования горожан - представителей различных национальностей, и контент-анализа периодических публикаций, информационных ресурсов сети интернет. Включенное наблюдение велось автором с 2012 по 2016 г. на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области и состояло из участия в культурных мероприятиях, национальных и религиозных праздниках, религиозных собраниях, посещения рабочих мест информантов, этнических выставок, музеев, библиотек, национальных культурных центров. Собранные сведения фиксировались в полевом дневнике. В ходе исследования автором было собрано 47 анкет, представляющих собой ответы информантов на тематические вопросы. Интерпретационный горизонт эмпирического материала задан положениями конструктивистских и инструменталистских концепций.

Результаты исследования:

определены актуальные теоретические модели этнической самоидентификации;

проведен анализ ключевых параметров этнической идентичности;

раскрыты причины процессов экономической и территориальной геттоизации этнических и религиозных меньшинств в мегаполисах;

показана специфика развития этнической идентичности у представителей этноминоритарных групп в Санкт-Петербурге;

проведен анализ различных моделей и социальных инструментов конструирования этнической идентичности и управления межэтническими отношениями.

Научная новизна проведенного исследования:

проведена дифференциация основных научных позиций, касающихся природы этничности, и намечены возможности их теоретического синтеза;

установлена связь особенностей этнических процессов и этнообразования с трансформационными процессами современности: глобализацией, депопуляцией, метисизацией культур и этносов, секуляризацией и ростом фундаменталистких движений;

показано, что этническая идентификация представляет собой один из инструментов социализации личности на основе этнодифференцирующих признаков и динамики изменений этносознания;

исследована динамика становления этнической идентичности в условиях тотальной урбанизации, являющейся фактором организации и детерминирования демографических и этнокультурных процессов;

раскрыты особенности формирования этничности индивидуума в мегаполисе, связанные с ситуативностью, топографией расселения, межкультурными взаимодействиями в городском пространстве;

проведен анализ актуального состояния межэтнических отношений в Санкт-Петербурге на фоне этнической истории города и динамики изменения его национального состава.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

глобализация, транснациональные миграции, доминирование массовой культуры приводит к эрозии ключевых параметров этнической идентификации, размыванию границ этносов;

интенсификация этничности, завоевание ею смыслообразующей позиции зависит как от динамики внутреннего развития личности, так и от условий существования, характера межэтнических взаимодействий;

актуальность категории этнической идентичности сохраняется благодаря феномену гетерогенности человеческого существования и социальным практикам различения.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе комплексного анализа процесса конституирования этнической идентичности с позиций различных отраслей научного знания: философской антропологии, этнолингвистики, философии культуры, этнопсихологии, - показаны механизмы формирования самоидентификации личности в условиях многонационального города. Проведенный анализ позволяет более глубоко понять взаимосвязанность этнической идентификации с социально-культурными, культурно-историческими, демографическими процессами, протекающими в современных мегаполисах.

Практическая значимость. Результаты и выводы исследования
позволяют систематизировать сведения об особенностях динамики
этнической идентичности в условиях урбанизации и на основании этих
данных составлять программы по социокультурной адаптации мигрантов и
снижению межэтнической напряженности. Материалы диссертации могут
быть использованы при составлении учебных пособий по таким
дисциплинам, как: «Философская антропология», «Межкультурная
коммуникация», «Этнология», «Этническая психология»,

«Лингвокультурология».

Апробация работы. Диссертационное исследование велось при поддержке гранта РГНФ 13-03-00429 «Концептуализация «Homo aestheticus» в современной эстетике», руководитель д.ф.н., проф. Соколов Б.Г.

Основные положения диссертации излагались на научно-практических конференциях: «Толерантность и интолерантность в современном обществе: осмысление новой реальности», 2012 г.; на межвузовских научных форумах «Актуальная эстетика- I, II» 2013 г., 2014 г.; на видеоконференциях «Homo aestheticus: осмысление феномена», 2014 г., 2015 г.; на курсах краткосрочного обучения в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по программе «Изучение русского языка как неродного», 2011 г.;, на семинаре «Аккаунт UntedPeopleSpb: молодежь против ксенофобии» в рамках программы Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность», 2012 г.

Основные положения диссертации отражены в 8 научных публикациях соискателя общим объемом около 4,2 а. л., включая 3 публикации в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Материалы диссертации использовались в педагогической

деятельности соискателя, в процессе преподавания русского языка детям иммигрантов в рамках общегородской волонтерской программы «Дети Петербурга».

Объем и структура исследования. Диссертационное исследование общим объемом 218 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 302 источника.

Фрейм «Я-Мы-Они» в структуре этнической идентичности

Конституирующим элементом философских представлений о человеке является взаимосвязанные и взаимно обусловленные концепты личности и (само)-сознания и/или идентичности. Учитывая значительный массив исследований, так или иначе посвященных феномену идентичности вообще и этнической идентичности в частности, мы обратимся к анализу тех источников, которые представляются нам наиболее релевантными для раскрытия нашей темы: это труды представителей ведущих психоаналитических школ, произведения мыслителей диалогического направления, теоретические работы современных отечественных и зарубежных этнологов и этнопсихологов.

Термин «идентичность» происходит от латинского «idem» - «тот же самый», означает тождественность, одинаковость, полное совпадение. А идентично самому себе, если оно при всех самых различных ситуациях и обстоятельствах всегда остается одним и тем же, так что оно может идентифицироваться как-то же самое. Идентичность, таким образом, выступает как категория связи, когда наблюдаемые вещи остаются равными себе во времени. Идентичность на личностном уровне означает ощущение тождественности самому себе.

Впервые вопрос об идентичности личности в неявном виде поставлен древнегреческой философией и разрабатывался в течение всей дальнейшей истории человеческой мысли. Настойчивый призыв Сократа «Познай самого себя», звучавший в платоновских диалогах, обозначил проблему самосознания как общефилософскую и первоочередную. У Аристотеля истоком проблемы идентичности можно полагать тезу философа о том, что все сущее тождественно самому себе и, следовательно, неизменно. Открытие феномена личности приписывается иудаизму и христианству, поскольку именно в дискурсе авраамических религий развертываются уникальные отношения человека с Богом, единым и обладающим свойствами личности.

Секуляризация мысли, начавшаяся с эпохи Возрождения, способствовала постепенной антропологизации философских и социальных наук. Проблема человека, личности, сознания и самосознания заняла центральное место в трудах многочисленных исследователей, способствовавших совершению в конечном итоге антропологического поворота. Важнейший вклад в понимание феномена идентичности внес, на наш взгляд, И.Г. Лейбниц, предложивший несколько универсальных принципов: принцип различия, принцип тождества и принцип непрерывности. Принцип всеобщего различия Лейбница гласит, что не существует двух абсолютно идентичных вещей. Принцип индивидуации означает всеобщую изменчивость и индивидуализацию всех вещей, отрицает полную повторяемость состояний одной и той же вещи в разное время, указывает на качественное многообразие мира. Отличие одного субъекта от другого является его сущностной характеристикой, имманентной индивиду.

Принцип тождества означает, что две вещи, все свойства которой присущи первой, а все свойства второй присущи первой, тождественны. Принцип тождественности неразличимых вещей – является отражением того факта, что свойства одной вещи могут быть присущи второй, а свойства второй присущи первой. Другими словами, между двумя вещами существует определенное тождество, то есть совпадение в ряде свойств. Этот принцип косвенно указывает на преемственность в существовании изменяющихся во времени вещей. У одной и той же вещи в разные моменты ее существования есть нечто общее. Первый и второй принципы находятся в единстве и, вместе взятые, свидетельствуют о тождестве в различии и о различиях в тождестве.

Принцип непрерывности гласит: различия между вещами возрастают постепенно, ближайшие друг другу явления отличаются минимально, а первые и последние в ряду – максимально. Поэтому в природе наблюдается шкала с градацией переходных изменений, изменение качеств совершается через промежуточные состояния2.

Принципы различия, тождества и непрерывности, сформулированные Лейбницем, предвосхищают основные положения, высказанные более поздними философами, психологами и социологами о природе идентичности. Каждый человек абсолютно уникален, в тоже время он способен обнаружить сходство с себе подобными и вступить с ними в отношения динамического единства. Отдельные составляющие идентичности (фреймы) образуют собой континуум в психическом-Я индивида, позволяя ему находиться в состоянии тождества самому себе и другим референтным личностям и группам на протяжении всей жизни.

Первая половина XX века ознаменовалась зарождением психоанализа, открывшим структуру личности и постулировавшим важность неосознанных процессов в мотивации поведения человека (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Ж. Лакан). «Поиск бессознательного, как утверждал Лакан, имеет своим центром вопрос об истине»3. Именно в теоретической рамке психоанализа началось предметное изучение феномена идентичности, постепенно приобретшего невероятную популярность во всех отраслях гуманистических наук и к XXI в. практически вытеснившим из отечественного лексикона понятие «самосознания». Понятие «идентификация» было впервые употреблено З. Фрейдом в 1921 г. в эссе «Психология масс и анализ Я». Фрейд представил собственное понимание процесса идентификации, которая, по его мнению, начинает развиваться в младенчестве, когда ребенок, контактируя с родителями, учится различать социально одобряемые и социально наказуемые поступки. Процесс идентификации у З. Фрейда тождественен образованию субъективности. Ребенок усваивает моральные предписания родителей как свои собственные, что и является основой идентификации. Решающую роль, по Фрейду, в формировании субъективности играют родители. Амбивалентность отношения к родителям, которые могут восприниматься и как объекты желания, и объекты соперничества, несущие угрозу, является, согласно З. Фрейду, неотъемлемым качеством идентификации.

Конфессиональность: фактор этнической консолидации и дифференциации

В основе нациостроительства лежит тенденция к свертыванию первичного религиозного плюрализма, переход от язычества к монотеистическим религиям. Религия служит средством ассимиляции, растворения различных этносов в государстве. Единство вероисповедания становится зримым выражением более растянутого во времени, а потому сложнее поддающегося наблюдению процесса развития гражданской идентичности. В результате принятия мировой религии может возникнуть и мегаэтноконфессиональная общность, где каждый народ, исповедуя общую религию, сохраняет историческую память о своем особенном происхождении. Для большинства мусульман Кавказа приверженность исламу является преобладающей групповой идентичностью, лишь отчасти сглаживающей их этнические различия. Принятие православия способствовало формированию мегаэтноконфессиональной общности народов Российской империи (православными в России являются - помимо славянских народов - большинство верующих карелов, коми, марийцев, мордвы, осетин и др.).

Помимо собственно политических целей, унификация верований, принятие религии «со стороны» имеет культуросозидающее значение и, как правило, способствует выходу этноса на новый, более высокий уровень самосознания. Так, уничтожение униатской греко-католической церкви на территории современной Белоруссии в 1839 г. можно расценивать как ущемление прав этнорелигиозного меньшинства. Однако именно насаждение православия способствовало выделению белорусского народа из польско-литовской общности, освобождению от польского доминирования, что привело к созданию белорусской письменности и оригинальной культуры, стимулировало зарождение литературных традиций, способствовало появлению белорусской интеллектуальной и творческой элиты.

Обращение и создание новых церквей обеспечивает канал влияния государства-миссионера в государстве-неофите. Часто от этого выигрывают и народы-реципиенты. Миссионеры создают для них письменность, открывают школы, врачебные пункты; происходит запись произведений национальной словесности, что способствует формированию этнического самосознания. Например, на Мадагаскар, где были сильны традиционные анимистские верования, христианство принесли миссионеры из Великобритании, Франции, Норвегии. Они создавали школы, где, наряду с общеобразовательными дисциплинами преподавались ремесла и рукоделие; строили типографии, издавали книги и учебники на малагасийском языке; занимались исследованием Мадагаскара, его обычаев и фольклора, начали подготавливать священство из местных, что способствовало формированию интеллигенции. Эти малагасийские интеллигенты сейчас являются учителями, пасторами и проповедниками, а также исследователями в одном лице. Пасторы-малагасийцы не только ведут службу и преподают, но и, в силу своей образованности и высокого авторитета, постоянно оказываются в центре социально-политических событий; в период свержения колониального режима они вместе с прихожанами участвовали в национально-освободительной войне82.

Принятие вероисповедования более развитого в техническом отношении народа может инициировать становление этноса как социально зрелой общности. Справедливо и обратное: не только религия формирует этнос, но и национальная культура воздействует на религию. Комплекс религиозных идей и обрядов, практикуемых определенной этнической группой, приобретает черты этнокультурного своеобразия. Предметы культа также получают этническую нагрузку: «Мусульманский молитвенный коврик может быть азербайджанским ворсовым ковром, балкарским войлоком с двусторонним валяным узором или адыгейской плетеной циновкой»83. При формировании этноконфессиональной общности особенности вероучения тесно переплетаются с этнической спецификой культуры народа: этнические свойства становятся составными элементами религиозного культа и, напротив, отдельные элементы последнего приобретают характер этнических признаков. Процесс национализации религии может сопровождаться сохранением части традиционных религиозных представлений (феномен двоеверия). Сплав культурно-этнографических и богословских аспектов способствует возникновению специфических форм духовности («народная религия»). Этнос натурализует религию; религия приобретает национальные черты, культ усваивает местные обряды. В результате страдает догматическая чистота религии. «Благодаря этнизации, увеличивается популярность религии среди данного народа, но одновременно увеличивается и возможность ее неортодоксальной трактовки»

Городская топология: феномен этнической сегрегации

Первейшим, важнейшим институтом этнической социализации личности является семья. Этнос как матрешка. Все начинается с семьи, потом все больше, больше. (Из интервью с пожилым кабардинцем. Санкт-Петербург, 2012 г.). Ядро этнической аутоидентичности формируется в процессе вхождения ребенка в культуру своего народа (инкультурации), усвоении им языка, правил поведения и ценностей, характерных для его окружения. Нормы воспитания специфичны для каждой этнической общности, именно они становятся «воротами» в национальную культуру. Развитие этнокультурного самосознания происходит благодаря организации семейного быта и всей совокупности практик повседневности, в том числе гастрономических предпочтений, традиций семейно-родственных угощений. Многие петербуржцы, представители финской, польской, армянской этнических сообществ, в беседах утверждали, что сохраняли этническую идентичность благодаря рассказам значимых взрослых, участию в семейных празднествах, общению с родственниками.

Взрослые обсуждали… именно тогда я услышала впервые слово «репрессированные». Кажется, спросила, что это значит. Дед рассказал мне, что братьев и других родственников его жены, моей бабушки расстреляли. Я спросила, почему. «Они были финнами, тогда война начиналась, думали, что они враги». Удивление и интерес. С тех пор всегда обращала внимание на слово «финны». Потом поход в «Дом природы» с мамой. «Здесь раньше была церковь. Может быть, здесь молились наши предки». Потом здание вернули. Поездки в Петрозаводск к уцелевшему финскому родственнику, разговоры до глубокой ночи о других родственниках, погибших в лагерях и на войне. Финское радио – слушала речь диктора как музыку. Потом отец купил самоучители, но выучить язык так и не удалось. Мыслей эмигрировать не было, потому что мы – «русские» финны. Предки жили в районе Ижоры. А тетка пыталась, экзамен по языку не сдала. Тем не менее, мы всегда знали, что мы финны, племянник с рождения. И внешность у него типичная, хотя он только наполовину. (Из интервью с петербурженкой средних лет. Ленинградская область, 2013 г.)

Процесс этнической самоидентификации, казалось бы, можно изобразить как линейный процесс. Ребенок в раннем детстве осознает, что он принадлежит к той или иной национальности; если этнокультурные различия имеют «природное», «врожденное» происхождение, они неустранимы и будут существовать всегда. Сохраняет ли подобная схема актуальность в условиях глобализации? Прежде всего, существенную трансформацию переживает институт семьи, следовательно, изменяются механизмы традирования этнических ценностей. Во-вторых, усиливается тенденция к метисизации национальностей и культур, что делает невозможным выделение ни «чистых» антропологических типов, ни каких-либо абсолютно уникальных национальных традиций. Поэтому при оценке влияния семьи на развитие этнической самоидентификации ребенка следует учитывать такие факторы, как: моно- или политэтническое происхождение родителей, вероисповедание, язык повседневного общения, характер межпоколенных отношений, социальный статус и материальные условия, место проживания, значение, придаваемое этническим традициям. Рассмотрим каждый из факторов этнической социализации ребенка более подробно.

В современном мегаполисе опыт воспитания этничности в семье во многом утрачен, поскольку семейные отношения приобретают формы, затрудняющие идентификации ролей супругов, родителей и детей; из социализации нового поколения исключаются люди старшего возраста, опыт бабушек и дедушек становится невостребованным. Жесткая регламентация сексуального поведения, четкая половозрастная регламентация прав и обязанностей в семье все более и более остаются в прошлом. Если традиционное общество ценило деятельность, направленную на благо рода и государства, то в мегаполисе важны другие качества: индивидуализм, предприимчивость, настойчивость, готовность «отложить» время вступление в брак ради получения образования и построения карьеры. В городской среде формируется человек нового типа – горожанин со специфическими мотивами поведения. Повышение уровня дохода в семье не гарантирует улучшение отношений или увеличения количества детей в ней. Состоятельные молодые люди ориентированы на материальные блага и личностные достижения и пытаются оградить себя от всего, что может ущемить их свободу, в том числе, от рождения ребенка. Женщины добились «равноправия», но стали менее защищенными, все чаще им приходится растить детей одним (40 % детей вырастает в семьях с одним родителем, в подавляющем большинстве случаев, это мать), растет число абортов, социальных сирот; снижается рождаемость. Возникли такие понятия, как: «пробные браки», «временные», «браки выходного дня», «серийная моногамия». Возраст потери невинности снизился, а вступление в законный брак, напротив, откладывается, уменьшился общий коэффициент брачности

Опыт генерации этничности в образовательных и культурных учреждениях

Индивид, осознающий свою этнокультурную принадлежность, одновременно и предопределен фактом своего рождения, и в ходе личностного развития, социализации становится тем, кто воспроизводит и трансформирует свою идентичность, тем самым генерируя социальные и культурные изменения. Человек не определяется одной позицией, но разные этнические идентичности предлагают разные (возможно, противоречивые) позиции, с которых человек может выступать. Все изменчиво (не обязательно, но возможно), где личность — движущая сила, постоянно пытающаяся «найти себя», через обращение к различным практикам межкультурной коммуникации.

Условия конкретной среды проживания народа, жизненные задачи, стоявшие перед поколениями, задают рамки для формирования идентичности и культуры. В эпоху индустриализации, урбанизации и глобализации происходит быстрое изменение этносов во всех отношениях (численность, местно жительства основного массива, тип поселения, жилища, хозяйственной деятельности). Преобразования затрагивают такие приватные сферы жизни личности, как гендерные и семейные отношения. Под воздействием «шока новизны» происходит перестройка в структурных связях этнической группы, приводящая к нарушению механизмов преемственности этнокультурных традиций. В условиях нестабильности диахронных (вертикальных) каналов обмен этнической информацией осуществляется, главным образом, благодаря синхронным (горизонтальным) связям.

Этническая идентичность перестает быть качеством, приобретенным по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде. Данная в потенциале, она может актуализироваться и иметь влияние на поведение человека только в результате его целенаправленных усилий. Вопреки распространенному убеждению, что основной категорией этничности является традиция, в начале XXI в. этничность стала трактоваться как то, что выбирают, а традицию реконструируют. Поэтому идентичность ассоциируется, прежде всего, с выбором – навязанным или добровольным. Кроме того, картине этнокультурной идентичности свойственна мозаичность, причем у каждого конкретного человека элемент общего видения может нести иную смысловую и эмоциональную нагрузку, чем у другого. Этническая идентичность наряду с конфессиональной, региональной, языковой включается в более обширный тип национальной (гражданской) идентичности и тем самым определяет политическое, социокультурное поведение личности, ее лояльность, отношение к реформам, к геополитическому курсу государства.

Мегаполис – не только место встречи этносов, но и особый организм по их переработке и трансформации. В городе функционирует ряд социальных институтов, воздействующих на образы этнической идентичности. Создание этничности во многом можно рассматривать как результат совокупных усилий семьи, диаспоры (если таковая образуется), образовательных учреждений, СМИ, государства (перепись, паспортная система, национальный политический дискурс), духовных организаций, этнокультурных движений и объединений. Для того, чтобы «погасить» сепаратистские тенденции, современные методы управления межэтническими отношениями должны стимулировать развитие образования, поскольку именно образовательные учреждения, в первую очередь школа, являются, на наш взгляд, самыми мощными социальными институтами по формированию лояльного субъекта, носителя патриотического сознания. Главной целью образования необходимо поставить формирование позитивной гражданской идентичности, лояльности государству в независимости от этнической принадлежности человека. В тоже время следует найти баланс между желанием представителей нетитульных этнических групп изучать родной язык и традиции и «государственным нарративом».

Одним из способов консолидации этнических групп являются общественные институты, в том числе, национально-культурные объединения, которые создаются ради сохранения и развития языка, обычаев и традиций своего народа, поддержания культурных связей мигрантов со своей исторической родиной. Эти организации также правовую, экономическую и социальную помощь соотечественникам. В условиях удаленного проживания от страны происхождения клановые и семейные связи начинают иметь большее значение, чем гражданские; мигрантам свойственно определенное направление социальной перцепции.

Противоречия между мигрантами и принимающим обществом имеют объективное происхождение. Для эффективной интеграции приезжих необходимы усилия с обеих сторон; прежде всего, признание права на равное положение в обществе людей с различной этнокультурной идентичностью, что «постепенно должно способствовать сведению конфликтов к переговорному процессу и диалогу»169. Для достижения этой цели необходима готовность иммигрантов разделить нормы и ценности принимающего сообщества, культурно-просветительская работа, направленная на формирование позитивного имиджа диаспор. Государство-реципиент, в свою очередь, должно создать условия для легализации трудовой деятельности и проживания иммигрантов, обеспечить им равный с другими гражданами доступ к образованию, здравоохранению, социальному обеспечению.