Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональные конфликты в Северной Ирландии Шуралев Алексей Васильевич

Этноконфессиональные конфликты в Северной Ирландии
<
Этноконфессиональные конфликты в Северной Ирландии Этноконфессиональные конфликты в Северной Ирландии Этноконфессиональные конфликты в Северной Ирландии Этноконфессиональные конфликты в Северной Ирландии Этноконфессиональные конфликты в Северной Ирландии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шуралев Алексей Васильевич. Этноконфессиональные конфликты в Северной Ирландии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Шуралев Алексей Васильевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 128 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/500

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность выбранной темы связана как с определенными социально-политическими процессами, так и состоянием разработки проблемы. В настоящее время наша страна столкнулась с массой национальных и религиозных противоречий, вызванных коренной ломкой сложившихся отношений в ходе реформ. Приоритетным направлением российской политики сегодня в области безопасности является, наряду с борьбой с международным терроризмом, также и урегулирование внутренних наряжённых этноконфессиональных ситуаций.

Исследование этноконфессионального конфликта является одним из самых сложных и интересных тем в современном религиоведении. Религиоведческое исследование конфликта осуществляется на «стыке» с решением соответствующих проблем в философии, в исторических науках, в социологии, политологии, юриспруденции, конфликтологии психологии.

В настоящее время в современном мире, несмотря на все стремления мировой общественности к урегулированию конфликтов, приведению мира в порядок, существует около 30 этноконфессиональных конфликтов, в том числе конфликты в Испании, на Балканах, арабо-израильский конфликт.

Одним из этноконфессиональных конфликтов является конфликт в Северной Ирландии. Это - один из самых старейших конфликтов, он имеет уже почти 900-летнюю историю. За время противостояния между католиками и протестантами в шести из девяти графств исторической провинции Ольстер погибла масса людей и со стороны католиков и со стороны протестантов.

Обострение конфликтов в Северной Ирландии в 1968 - 1969 годах часто преподносится средствами масс-медиа в качестве религиозной

з V

войны между католиками и протестантами, хотя в основе его долгий путь колонизации Ирландии Англией. Поскольку англичане - колонизаторы были протестантами (англиканами или пресвитерианами), а коренное ирландское население католиками, политические и социальные конфликты приняли в этой стране этноконфессиональные содержание. Острота современных ольстерских событий делает все более очевидным тот факт, что религиозные противоречия являются лишь внешним выражением глубокого социально - экономического и общественно -политического конфликта, пронизывающего всю историю "Зеленого острова", что под религиозной оболочкой скрывается множество проблем - и территориальных, и религиозных, и экономических, и этнических, и политических и др.

Степень научной разработанности проблемы. Данная тема разрабатывается сегодня специалистами в области философии, истории, социологии, политологии, юриспруденции, конфликтологии, психологии под углом зрения предмета соответствующей дисциплины.

В философии изучаются методологические проблемы этнических конфликтов; моральные конфликты в современном обществе -нравственные конфликты и их причины в педагогическом процессе, в трудовых коллективах, в воинских коллективах, а также профессионально-этические и эстетические конфликты.

В исторических науках2 изучение конфликта осуществляется по следующим направлениям - международные конфликты, региональные конфликты, конфликты на Ближнем Востоке, конфликты в развитых странах и в странах третьего мира, исторические аспекты конфликтных отношений царской России СССР с соседними государствами, роль

"См.: Максимов Л.В. Аналитическая этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1. М., 2000.; Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980; Горбунова Е. Н. Идеи. Конфликты. Характеры. - М., 1960.

Супрунов А.И, Начало новой Кавказской войны. Основные события накануне и в период боевых действий 1994-1996 и 1999 годов. - М.. 2008; Бард М. Д. Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту М., 2007.; Муратов С.А. ТВ - эволюция нетерпимости: (История и конфликты этических представлений). - M., 2000; Черняк Е.Б. Вековые Конфликты. М.: 1988.

ООН и других международных организаций в урегулировании международных конфликтов; этнические конфликты в разных странах и степень их влияния на политику государства и т. д.

В социологии1 рассматриваются: этнические конфликты; социологические аспекты международных конфликтов; управление конфликтами в организациях и на производстве; роль конфликта в семейно-брачных отношениях; конфликты и преступность в обществе и пр.

Политология исследует военно-политические аспекты

международных конфликтов; роль сверхдержав в конфликтах; пути урегулирования политических конфликтов; конфликты в межнациональных отношениях, их влияние на политическую стабильность в странах; изучение последствия социально-политических конфликтов различного уровня, их прогнозирование и технологии разрешения; связь религий и политики и др.

В юриспруденции3 проблема конфликта представлена следующими направлениями исследований: международно-правовые аспекты конфликтов, проблемы мирного разрешения международных споров; анализ конфликтных ситуаций в деятельности правоохранительных органов; правонарушения в ходе конфликтов - семейно-бытовых, конфликтах в молодежной среде и др.

В конфликтологии4 различают: социальный, политический, межэтнический, религиозный, этноконфессиональный конфликты. В 60-70 годы XX века происходит формирование самостоятельного

'См.: Алисова Л.Н., Голенкова 3.T. Политическая социология. Социально-политические конфликты. Понятие конфликт М.: 2000; Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 2000.

2См.: Лебедева M.M. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1997; Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике. М., 1997; Запрудский Ю.Г. Традиции российской конфликтности // Политические процессы в России: история и современность. - СПб, 1993; Международные конфликты современности / ВЛ.Аваков, Н.К.Арбатова, В.Я.Гантман и др. - М.: 1983. - с. 25.

См.: Данельян А.А. Корпорация и корпоративные конфликты. - М., 2007. Юридическая конфликтология Под ред. В.Н.Кудрявцева М., 1995. с. 5.

*См.: Степанов Е. И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов - М., 2008; Дмитриев А.В., Авксентьева В.А., Гриценко Г.Д. Региональная конфликтология: экспертное мнение. - М., 2007; Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология М.: 2004; Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. М., 2001.

направления в изучении теории и практики переговорного процесса, который выступает частью конфликта. Это направление ведет исследования по следующим проблемам: выявление совокупности условий, которые способствуют принятию участниками конфликта решения о начале переговоров; изучение самого процесса переговоров, в случае если участниками конфликта уже было принято решение о переговорах.

В психологии1 существует ряд подходов к сущности, эволюции, структуре, динамике и предупреждению конфликтов. Разрабатываются психологические теории конфликтов такие, как теория трансактного анализа Э.Берна. Э. Берн считает что, конфликт возникает в результате так называемых пересекающихся трансакций, которые появляются в ходе взаимодействия людей друг с другом. Берн выделяет три субъекта взаимодействия: «родитель», «ребенок», «взрослый», которые составляют основу личности и определяют поведение. В теоретико-игровом направлении, основатель которого М.Дойч, основной задачей является создание универсальной схемы взаимодействия в ситуации конфликта и успешное его разрешение. В рамках психологического подхода рассматриваются два основных стиля поведения кооперативное и конкурентное. Другая психологическая теория -организационных систем - предлагаемая Р. Блейком, Дж. Мутоном и К. Томасом, основана, на исследовании стилей конфликтного поведения людей в реальных жизненных условиях. Авторами определяются пять стратегий поведения, основанных на сочетании стереотипа отношения к сопернику и установки на достижение личных целей. Таким образом, возможными стратегиями поведения являются у них конкуренция,

]См: Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. - М., 2009; Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М., 2008; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное. - М., 2006.; Дойч М.. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы). // Конфликтология. Хрестоматия. - М., 2002.

приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. Эта теория

ориентирована в первую очередь на изучение поведения людей.

Роль религии в этнической структуре общества и ее влияние на образование различных конфессиональных форм рассматривали Ю. В. Бромлей1, С. И. Брук2, Г. Е. Глезерман3, А. Н. Ипатов4, А. Н.Красников5, А. Н. Мешков6, Я. В. Минкявичус7, В. С. Семенов8, М. М. Скибицкий9, С. А. Токарев10, Д. М. Угринович11, И. Н. Яблоков12 и др. Над проблемами проявления религиозной нетерпимости и религиозных конфликтов работали Г. М. Андреева13, А. В. Брушлинский14, А.О. Бухановский15, Ф. Е. Василюк16, П.А. Грязневич17, В.И. Гараджа18, Н.С. Гордиенко19, А.Я. Гуревич20, И.Р. Григулевич21 и др.

Для написания данной работы были привлечены материалы как отечественных, так и зарубежных историков и публицистов. В рассмотрении этноконфессионапьных конфликтов в Северной Ирландии можно выделить две тенденции. Одна точка зрения представлена отечественными (в большей степени советскими) историками, стоящими на позициях марксизма и рассматривающих эти конфликты через призму

'Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. M., 1973.; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. M., 1983.; Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии; Очерки теории и истории. M., 1981.; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. М.: Наука, 1987. 2Брук СИ. Население мира; Этнодемографический справочник. М.,1986. Тлезерман Г. Е. Классы и нации. М., 1974.

4Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М. Советская Россия 1985. 'Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007. ' Мешков А.Н.. Сибиров М.Н. Европейский Союз: религия и политика. Сергиев Посад. 2008. 'Минкявичус Я.В. Современный католицизм и его философия. Вильнюс. 1965.

'Семенов B.C. Уроки XX века и путь в XXI век: (Социально-философский анализ и прогноз). Монография 2003. 9Скибицхий М.М. О вере и неверии. Мысли о религии и атеизме. М., 1982. "Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 2005. "Угринович Д.М. Психология религии. М.: 1986.

,2Яблоков И.Н. Религия: сущность и явления. М., 1985.; его же Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979. 13Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: Аспект-Пресс, 1999. 14Брушлинский А.В. «Культурно-историческая теория мышления» М., 1968 г.

15Общая психопатология: Пособие для врачей /А. О. Бухановский, Ю. А. Кутявин, М. Е. Литвак.- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1998.

,6Василнж Ф. Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования.- М.: Смысл, 2005.; Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии (учебное пособие).- М.: МГППУ; Смысл, 2003. ,7Ислам. Религия, общество, государство. Сборник статей Отв. ред.: Грязневич П.А., Прозоров СМ. М.: Наука. 1984.

"Гараджа В.И. Протестантизм. -М.: 1971.; Гараджа В.И. Социология религии. -М.: 1996. 19 Гордиенко Н. С. Новые православные святые Из-во: Украина, 1991 г.

20Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: 1990.; Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М.: 2005. 2|Григулевич И. Р. История инквизиции. М.: 1970.

классового подхода. Это, прежде всего, Я.Я. Вейт1, Д.П. Зеркин2, Б.З. Ерасов3, С.Г. Лозинский4, М.П. Мчедлов5, Е.Ю. Полякова6, Т.К. Пожегин7, В.А. Попов8, Ю.М. Сапрыкин9, А.И. Чанышев10, B.C. Шанин11, О.Л. Шахназаров12, В.В. Штокмар13 и др.

Другая позиция присуща зарубежным авторам, таким как А. де'Любак14, А. Мортон15, А. Лейхарт16, Д. Гривз17, Л. де'Пеа18, Дж. М. Тревельян19, П. Кальвокоресси20, которые в рассмотрении ирландского вопроса отказываются от комплексного рассмотрения проблемы, объясняют предпосылки конфликта либо религиозными, либо этническими противоречиями. Особую позицию по данному вопросу занимают ирландские и английские историки и публицисты. Отметим, что до сих пор в среде зарубежных историков нет единства в оценке Ольстерской проблемы.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной диссертационной работы является изучение этноконфессиональных конфликтов в Северной Ирландии. Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

-охарактеризовать позиции христианских конфессий, которые существовали на Британских островах до начала Реформации;

'Вейт Я.Я. Религия и церковь в Англии. М., 1976.

23еркин. Д.П. Политический конфликт и оппозиция //Социально-политический журнал.-1998,- № 5.

3Ерасов Б.З. Одномерная логика российских модернизаторов // Общественные науки и

современность. -1995. - № 2. с. 68-78.

4Лозинский С. Г. История папства - М. 1986.

Мчедлов М.П. Политика и религия.- М., 1987.; Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. - М, 2005. 'Полякова Е. Ю. «Ольстер: истоки трагедии» М. 1982. 7Пожепш. Т. К. Ольстерский конфликт: противостояние ИРА и правительства Великобритании. М. 1996.

Попов В. Маргарет Тэтчер: человек и политик. Взгляд российского дипломата. - М. 2000. 9Сапрыкин Ю. М. Английское завоевание Ирландии XII-XVII вв. - М. 1982. ,0Чанышев А.И. Протестантизм. - М. 1969.

"Шанин B.C. Европа для веек. М. 2005.

,2Шахназаров О. Л. «Ирландия: нерешенные проблемы» М.: «Знание», 1986.

"Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.

иЛюбак, де А Католичество. Социальные аспекты догмата. Милан -1992.

І5Мортон А.А. История Англии. М. 1950.

Лейхарт А. Демократия в многосоставных обществах. - М. 1997.

1 Тривз Д. Ирландский кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.

|8Де Пеа Л. Расколотый Ольстер / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.

19Трсвельян Дж. М. Социальная история Англии. - М. 1959.

20Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. Т. 1. -М. 2000.

-показать особенности протекания Реформации в Англии и в Ирландии;

-выяснить особенности объединения Англии и Северной Ирландии;

-выявить этноконфессиональный состав населения Ирландской республики и особенности ее отношений с Англией и с Северной Ирландией;

- проанализировать развитие англо-ирландских противоречий в Новое время (17-20 века) и проблему Северной Ирландии в Новейшее время (после I Мировой Войны и до наших дней);

-рассмотреть историю североирландского этноконфессионального конфликта с его зарождения и раскрыть позиции основных участников конфликта на всех уровнях;

-показать направленность деятельности экстремистских организаций Северной Ирландии и Ирландской республики;

-раскрыть взаимосвязь конфликтов в мире с этноконфессиональными конфликтами.

Объектом диссертационного исследования являются современные отношения в Северной Ирландии между протестантским большинством и католическим меньшинством, принципы решения проблем властями Великобритании и Северной Ирландии как социально-экономическими, так политическими средствами.

Предметом диссертационного исследования являются этноконфессиональные конфликты в Северной Ирландии, которые мы посчитали целесообразным рассмотреть в диахроническом аспекте.

Методологическая основа и источники исследования. Исходными

методологическими установками данного диссертационного

исследования являются следующие принципы: диалектики, историзма,

единства исторического и логического, объективности, системности,

междисциплинарности. По мере развития темы исследования, акцент

переносится с историко-сравнительного анализа исследуемого

конкретного материала, на теоретическое осмысление и интерпретацию основных подходов к разрешению англо-ирландского конфликта и к современным региональным этноконфессиональным проблемам.

Автор опирался на источники на русском и английском языках в печатном и электронном виде. К их числу относятся:

статистические ежегодники «Британия»;

документы министерства по делам Северной Ирландии такие, как: Договоренности Страстной Пятницы ("Стормонтские соглашения") 1998 года; Акт о Северной Ирландии 2000 года;

программы политических партий Северной Ирландии: Демократической юнионистской партии; Шинн фейн; Юнионистской партии Ольстера; Социал-демократической и лейбористской партии; Партии Альянса;

материалы на интернет-сайтах партий: Демократической юнионистской партии (DUP) - .; Шинн фейн (SF) -.; Юнионистской партии Ольстера (UUP) .; Партии Альянса Северной Ирландии .;

- тексты межпартийных и межправительственных соглашений;

- доклад независимой комиссии по полиции в Северной Ирландии -(Ежегодная статистика безопасности и терроризма в Северной Ирландии - 2008/09 -Полицейской службы Северной Ирландии); -тексты дебатов в Палате Общин Великобритании. Научная новизна исследования состоит в следующем:

Раскрыты основные причины возникновения

этноконфессиональных конфликтов в Северной Ирландии в современных условиях: показано, что участников конфликта разделяют различные конфессиональные принадлежности (протестанты и католики), история заселения (переселенцы и местное население), различные политические пристрастия (юнионисты и националисты),

сложившаяся культура (британская и ирландская), система образования (государственные школы и католические школы);

Проанализированы позиции основных действующих сил этноконфессиональных конфликтов - католической партии «Шин Фейн» и протестантской Ольстерской Юнионистской партии; раскрыта социально-политическая природа ИРА (Ирландской Республиканской Армии), её практическая деятельность и место террористических актов, какое она отводит им в современных условиях;

- Обосновано положение о том, что социально-экономическая суть
конфликтов в Северной Ирландии до сих пор оттеснена на второй план
и завуалирована политическими и религиозными лозунгами;

- Показано, что марши ордена оранжистов - сторонников
британского правления в Северной Ирландии, традиционно
проходящие в июле и оскорбляющие религиозные чувства католиков,
являются главным фактором, стимулирующим дальнейшую эскалацию
этноконфессионнальньгх противоречий в Северной Ирландии;
выявлено, что противостояние постоянно "подогревается" террором с
обеих сторон;

- Установлено, что расклад политических сил в Ольстере, долгое
время дававший перевес именно радикально-экстремистскому течению в
обеих общинах, изменился в последнее время в пользу склонных к
компромиссу сил.

Положения выносимые на защиту. По результатам осуществленного диссертационного исследования на защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. В сложившейся этноконфессиональной ситуации в Северной Ирландии важно различать понятия «этнический конфликт» и «религиозный конфликт». Если под этническим конфликтом понимается социальное противостояние, обусловленное несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп и выражающееся в стремлении

изменить положение данной этнической группы в отношениях с другими этническими группами, то религиозный конфликт - это столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации. Религиозный конфликт в Северной Ирландии протекает в форме разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с религиозным фанатизмом и может выливаться в религиозные войны. Религиозный конфликт в этом регионе отмечен конфронтацией внутри объединения, конфессии, направления, религии и между различными конфессиями, направлениями, религиями. При определенных условиях он становится формой выражения классовых, сословных, межэтнических противоречий и противоборства государств. В этноконфессиональном конфликте этнический и религиозный конфликты теснейшим образом связаны.

2. Политические лидеры Великобритании в последние время предпринимают усилия для снятия напряженности. Но Стормонтское соглашение (1998 г.), как и предыдущие планы урегулирования, не содержат четких гарантий недопустимости дискриминации по отношению к католическому меньшинству. Социально-экономическая суть конфликта до сих пор оттеснена на второй план и завуалирована чисто политическими и религиозными лозунгами. Социально-экономические причины коренятся в доминировании протестантов-выходцев из Великобритании в экономике Северной Ирландии и проявляются в дискриминации католиков при проведении жилищной политики, трудоустройстве и т.д.

3. Важную роль в сохранении этноконфессионального конфликта играют интересы боевиков ИРА в бизнесе, приносящем большие доходы. В последнее время установление мира или хотя бы перемирия представляется все более и экономически выгодным ввиду роста

инвестиций, разработки специальных программ, создающих рабочие места, и других мер, способствующих некоторой разрядке экономической напряженности в Северной Ирландии, и осознание этого растет;

4. Расклад политических сил в Северной Ирландии, долгое время дававший перевес именно радикально-экстремистскому течению в обеих общинах, изменился в последнее время в пользу склонных к компромиссу сил. Даже при нерешенности всех спорных вопросов компромиссное урегулирование конфликта реально при условии предоставления гарантий гражданских, социальных и политических прав католическому меньшинству без ущерба для прав протестантского большинства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные результаты способствуют решению актуальных религиоведческих проблем: углублению понимания теорий, исследующих социально-политические феномены в контексте религиоведческого анализа. Материалы и обобщения, предложенные в диссертации, позволяют правильно оценивать и интерпретировать современные этнические конфликты, выступающие в религиозной форме; они могут быть использованы в преподавании различных спецкурсов по философии, социологии, политологии, конфликтологии, правоведению. Полученные результаты исследования современных этноконфессиональных конфликтов в Северной Ирландии могут быть востребованы при разработке конкретных программ для решения подобных конфликтов в мире.

Апробация работы. Автор данного исследования читал лекции по курсу религиоведения в ГОУ СПО КАИР № 27 ДО г. Москвы, где использовал основные выводы диссертационной работы; подготовил программу для преподавания религиоведения в средних профессиональных учебных заведениях. Основные положения

диссертации изложены в соответствующих научных публикациях автора. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.