Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Китайские этнорелигиозные сообщества в Западной Европе Кухаренко Сергей Владимирович

Китайские этнорелигиозные сообщества в Западной Европе
<
Китайские этнорелигиозные сообщества в Западной Европе Китайские этнорелигиозные сообщества в Западной Европе Китайские этнорелигиозные сообщества в Западной Европе Китайские этнорелигиозные сообщества в Западной Европе Китайские этнорелигиозные сообщества в Западной Европе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кухаренко Сергей Владимирович. Китайские этнорелигиозные сообщества в Западной Европе : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Благовещенск, 2006 159 с. РГБ ОД, 61:07-9/174

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Генезис китайской общины в Западной Европе 15

1.1. Период ранней миграции китайцев в Западную Европу до Второй мировой войны 15

1.2. Китайская миграция в период после Второй мировой войны 33

1.3. Современная миграционная ситуация 47

Глава II. Религиозность китайских общин в Западной Европе 68

2.1. Исторические трансформации религиозности китайских мигрантов 68

2.2. Традиционные китайские религии в среде китайских мигрантов в Западной Европе 78

2.3. Христианство и религиозность китайских мигрантов в Западной Европе 90

Глава III. Новые религиозные образования в среде китайских мигрантов в Западной Европе 108

2.1. Синкретизм китайской религии 108

2.2. Распространение религиозного движения Фалуньгун в Западной Европе 117

Заключение 136

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Китайская миграция в страны западного мира представляет собой уникальный феномен, позволяющий проследить адаптацию культурных традиций, обычаев и мировоззрения представителей цивилизации, которая на протяжении столетий формировалась при весьма ограниченном внешнем воздействии, в совершенно иной по сравнению с западной социокультурной среде.

В свете современных процессов этнорелигиозного взаимодействия, вызванных интенсивным процессом глобализации, тема исследования представляет научно-практический интерес и является весьма актуальной.

На сегодняшний день китайские общины существуют практически во всех регионах земного шара. Самые крупные общины китайских мигрантов находятся в странах Юго-Восточной Азии, Северной Америке и Европе. Представляется очевидным, что, ввиду территориальной и культурной близости России с Европой, анализ опыта взаимодействия китайских мигрантов с принимающим сообществом европейских стран является наиболее ценным для комплексного понимания ситуации с китайскими мигрантами, складывающейся в России.

Степень научной разработанности проблемы

Тема нашего исследования является малоизученной как для российского, так и для западного религиоведения.

Изучением китайских религий отечественная гуманитарная наука занималась на протяжении почти двухсот лет. Здесь следует отметить следующих исследователей: АЛ. Леонтьев, И.К. Россохин, О.И. Бичурин, П.И. Каменский, З.Ф. Леонтьевский, В.М. Алексеев, О.О. Розенберг, В.П. Васильев, И.Г. Баранов, А.И.Кобзев, Е.А. Торчинов, К.М. Тертицкий, Е.В. Завадская, В.В. Малявин, М. Е. Ермаков, М.В. Крюков, СВ. Филонов и др.

В отечественной литературе имеется достаточное количество работ, посвященных исследованию китайского религиозного синкретизма. В своих работах тему китайского синкретизма затрагивают В.М. Алексеев, К.М. Тертицкий, Г.Я. Смолин, Е.Б. Поршнева, Э.С. Стулова, В.В. Малявин, А.С. Мартынов, К.Ю. Солонин, М. Е. Кравцова, Е.А. Торчинов. Наиболее полно данная тема исследована в работах К.М. Тертицкого и А.Д. Зельницкого.

Вопросу же распространения китайской религии в иной этнокультурной среде в российской литературе посвящено лишь небольшое количество работ. В данной области научная работа велась по нескольким отдельным направлениям.

Первое направление - изучение китайской миграции и китайских общин в странах Юго-Восточной Азии, Северной Америке и России. Этому направлению посвящено достаточно большое количество исследований, среди них можно отметить работы В.Г. Гельбраса1, А.П. Забияко2, В, Л. Ларина3, Е. Л. Мотрич4, В.А. Ламина, В.И. Дятлова5, С.Э Аниховского6, Н.В. Кухаренко7 и др.

Второе направление — изучение китайских общин в Западной Европе. На сегодняшний день нам не известно о существовании каких-либо крупных

1 Гельбрас В.Г. Миграция, преобразующая Китай // Азия и Африка сегодня. 2005. № 9. С. 48-55.; Гельбрас В. Г. Миграция, преобразующая Китай // Азия и Африка сегодня. 2005. № 10. С. 17-22.; Гельбрас В. Г. Миграция, имеющая историческое значение для Китая и всего мира // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып 7. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. С. 204-217.

- Забияко А. П. Диаспоризация: Китайский опыт // Россия и Китай на дальневосточных рубежах.-Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. С. 239-258.; Забияко А.П. Категория «свой — чужой» в этническом сознании. // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып. 5. - Благовещенск: АмГУ, 2003. С. 224-228.

3 Ларин В.Л. Китайский фактор в общественном сознании российского приграничья: срез 2.003 года //
Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 4. С. 66-84.; Ларин В.Л. Китайская миграция на Дальнем Востоке //
«Мост через Амур». Внешние мигранты в Сибири и на Дальнем Востоке. - М.-Иркутск, 2004. С. 108-122.;
Ларин В.Л. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального
взаимодействия. Владивосток: Дальнаука, 1998.,-283 с.

4 Мотрич Е.Л. Миграционные процессы в Хабаровском крае // Пограничная политика: практика и
особенности ее реализации в регионах Дальнего Востока. Хабаровск, 1998. С. 34-40.; Мотрич Е.Л.
Демографический потенциал как фактор устойчивого развития Дальнего Востока // Устойчивое развитие
Востока России: проблемы и поиск решения. - Хабаровск, 1999. С. 133-139.; Мотрич ЕЛ. Китайская
миграция: реальность и проблемы // Россия и АТР. -1999, № 3. С. 51-56.

5 Дятлов В.И., Дятлова Е.В. Китаец в дореволюционной и современной России: реинкарнация образа? //
Восточные регионы России: стратегии и практики освоения. - Новосибирск, 2006. С. 94-114.

* Аниховский С.Э, Китайские религии на территории Дальнего Востока России (сер. XIX - начало XX вв.) // Религиоведение - 2004. № 4. С. 122-126.; Аниховский С.Э. Этносоциологический портрет и религиозные верования «зазейских маньчжуров» Амурской области «Россия и Китай на дальневосточных рубежах». -Благовещенск: АмГУ, 2003. С. 384-391.

7 См., например: Кухаренко Н.В. О формировании религиозного менталитета китайской диаспоры в США // Вестник АмГУ. 2001. № 14. С. 19-20.

исследований по этой теме в отечественной гуманитарной науке. Здесь следует упомянуть прежде всего статьи Е.Г. Водичева и Н.Н. Албажей .

В западной науке проблема становления китайской диаспоры в Западной Европе получила гораздо более широкое освещение. Однако и в западной науке до конца XX в. европейские исследователи практически не затрагивали в своих работах роль китайских иммигрантов и их культуры в Западной Европе.

После Второй мировой войны китайские общины в Юго-Восточной Азии и Америке стали предметом тщательного рассмотрения со стороны историков, антропологов и социологов. Китайские же общины в Европе исследовались в очень малой степени. Исключение составили лишь труды Фредерика Ван Хика (Frederic Van Heek), работа Чарльза Аркаиболта (Charles Archaimbault) «Реконструкция социальной истории китайцев в Париже» (Evocative social history of Chinese in Paris) и некоторые другие.

Первый сборник, полностью посвященный китайским иммигрантам в Европе, «Китайцы в Европе» (The Chinese in Europe),10 вышел только в 1998 г.

Знаковым событием в изучении китайских мигрантов в разных странах мира и в Западной Европе в частности стал выход в 1999 г. «Энциклопедии китайских иммигрантов» (The Encyclopedia of Chinese Overseas). " Энциклопедия была составлена и опубликована при поддержке центра китайского наследия (Chinese Heritage Centre). В энциклопедии описаны различные аспекты жизни китайских иммигрантов, а также функционирование китайских общин в различных странах мира. Достаточно подробно в книге описываются китайские общины в Западной Европе.

В начале XXI века вышло несколько книг, посвященных исследованию китайских общин в Западной в Европе, среди них - «Китайские кварталы в

8 Водичев Е. Г. «Китайский след» на миграционной карте Европы // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. - Выл 7. С. 204-217.

Албажей H.H., Водичев ЕЛ'.. Китайская эмиграция в контексте миграционных процессов в Европе // Восточные регионы России: стратегии и практики освоения. Новосибирск, 2006. С. 115 — 130. 10 The Chinese in Europe. Macmillan Press ltd, 2000. " The Encyclopedia of the Chinese Overseas. Harvard University Press. 1999.

Западной Европе» (Chinatown. Europe)12, вышедшая в 2003г. В основу этой книги лег углубленный опрос представителей китайской общины в различных европейских странах. В 2004 г. вышла книга «Транснациональные китайцы. Мигранты из провинции Фуцзянь в Европе» (Transnational Chinese. Fujianese Migrants in Europe)13.

Практически все публикации, посвященные изучению китайской общины в Западной Европе, написаны весьма ограниченным кругом исследователей. Среди них Фрэнк Н. Пик (Frank. N. Pieke), Лив Юй-Сион (Live Yu-Sion), Грегор Бентон (Gregor Benton), Мете Тхуно (Mette Thuno), Дэвид Паркер (David Parker), Эрик Гутингер (Erich Gutitiger).

Однако детальным исследованием роли религии в жизни китайских иммигрантов в Западной Европе никто из них не занимался.

Третье — религиоведческое - направление нам представляется целесообразным разделить на несколько исследовательских аспектов:

а) Миграционные процессы и китайские религии на Дальнем Востоке России. Здесь мы считаем необходимым упомянуть работы АЛО. Назарова и В.К. Арсеньева14, которые занимались исследованием культуры маньчжур, дауров и китайцев на Дальнем Востоке. Сейчас изучением проблем этнического самосознания русских и китайцев на Дальнем Востоке занимается группа исследователей Амурского государственного университета в составе А.П. Забияко, Р.А. Кобызова и С.Э. Аниховского15. Их исследования направлены на изучение этноконфессионального взаимодействия на Дальнем Востоке, степени открытости русской культуры влиянию китайских религий, а также этнорелигиозных моделей поведения китайской диаспоры.

12 Christiansen, Hemming. Chinatown. Europe. Routledge, 2003.

13 Pieke, Fiank; Nyri, Pal, Thuno, Mette; Ceccagno, Antonella. Transnational Chinese. Fujianese Migrants in
Europe. Stant'oid University Press, 2004.

14 Арсеньев В.К. Китайцы в Уссурийском крае // Записки Приамурского отдела ИРГО. - Хабаровск, 1914.
ТЛО. Вып.I.C. 75.

15 Забияко Л.П., Кобызов Р.А., Волегов СВ. Этнорелигиозные контакты в приграничных районах
Приамурья (по материалам полевых исследований) // Россия и Китай на дальневосточных рубежах» Вып. 5.
Благовещенск: АмГУ, 2003.. С. 392-399.; Аииховский CO., Болотин Д.П., Забияко А.П., Пан Т.А.
«Маньчжурский клин»: история, народы, религии / Под общ. ред А.П. Забияко. Благовещенск: Амурский
гос. ун-т, 2005.

б) Китайские религии в странах Запада. Среди отечественных исследований особо следует отметить диссертационную работу Н.В. Кухаренко «Китайские этнорелигиозные сообщества в США», а также ряд его статей, посвященных данной проблеме. Среди западных исследователей можно выделить работу М. Уэллса «Китайские храмы в Калифорнии»16, в которой содержится описание всех действовавших на тот момент в Калифорнии китайских храмов. Существует также большое количество публикаций и научных исследований, посвященных распространению буддизма на Западе. Здесь стоит упомянуть работы Бхику Бодхи «Распространение буддизма в Европе»п, в которой дается исторический обзор распространения буддизма в странах Европы. Также появляются работы, имеющие своей целью изучение психологических аспектов восточных религиозных практик. Например, книга «Буддистская практика на Западе» (Buddhist Practice on Western Ground) l8 , написанная Харви Лромсоном, психотерапевтом частной практики, дающим также уроки буддистской медитации. В своей книге автор затрагивает вопрос взаимодействия буддистской традиции с западным мировоззрением.

Однако в большинстве этих работ речь идет не о китайском буддизме, который, как будет показано в нашем исследовании, имеет в Западной Европе весьма небольшое распространение, а вообще о буддистской традиции, или же в них уделяется внимание распространению школ некитайского буддизма на Западе, в особенности распространению тибетского буддизма19-.

Изучению распространения непосредственно китайской религии в Европе посвящено весьма ограниченное количество работ. И все же такие исследования существуют. Например, исследование Стюарта Чандлера из

16 Wells, Marianne Кауе. Chinese Temples in California. — Berkeley: University of California Press, 1962.

17 Bodhi, Bhikkhu. Promoting Buddhism in Europe //

18 Aronson, Harvey. Buddhist Practice on Western Ground. Shambala Publications. Inc., 2004.

19 Аюшева Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе. - Улан-Уде: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003., - 124
с; Нидал Оле. Верхом на Тигре. СПб., Издательство «Алмазный путь», 1994., - 494 с; Нидал Оле. Открытие
Алмазного пути. Тибетский буддизм встречается с Западом. СПб., Издательство «Алмазный путь», 2000., -
296 с.

Индианского университета Пенсильвании " о роли школы китайского буддизма Фогуаншань в жизни китайской общины в Европе, а также работа Эноха Вана, христианского миссионера, анализирующего опыт христианской миссионерской деятельности в китайских общинах в Европе21.

Ввиду весьма ограниченного числа специальных исследований, посвященных роли религии в китайских общинах в Западной Европе, и их практически полного отсутствия в отечественной литературе, автор данной работы предпринимает попытку частичного восполнения этого пробела.

Объектом исследования является китайская диаспора в Западной Европе в ее этнорелигиозном измерении.

Предметом исследовании выступают процессы становления и развития китайских этнорелигиозных сообществ в Западной Европе, а также взаимодействие китайских религиозных традиций с западноевропейскими.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с конца XIX века по настоящее время.

Целью работы является системная реконструкция истории формирования и развития китайских этнорелигиозных сообществ в Западной Европе.

Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

Определение исторических этапов и тенденций миграции китайцев в Западную Европу;

Выявление закономерностей и особенностей развития китайской диаспоры в Западной Европе, стратегий диаспоризации и аккультурации китайцев в новой этнокультурной среде;

Раскрытие специфики развития традиционных китайских религиозных верований в Западной Европе;

20 Chandler, Stuart. Globalizing Chinese Culture. Localizing Buddhist Teachings: the Internationalization of Foguangshan hUp:,'/\v\v\v,alobalbuddhi;,m.org,.'3/cliandler0201.hti'n

"' Wan, Enoch. Mission among the Chinese Diadpora - a Case Study of Migration and Mission. icliina/niissiohchina.him

Раскрытие специфики формирования и деятельности

нетрадиционных китайских религий и новых китайских религиозных образований в странах Западной Европы.

Методология исследования

Методологической основой диссертационного исследования служат принципы историзма и научной объективности. В данном диссертационном исследовании при анализе особенностей китайской миграции в Западную Европу и роли религии в жизни китайских общин в Западной Европе широко использовался каузальный метод. При осмыслении процессов взаимовлияний разных культур применялись компаративные подходы и метод кросс-культурного ананиза. При обработке различных статистических данных, отражающих изменение числа китайских мигрантов в Западной Европе и геоірафии их расселения, применялись количественные и математические методы исследования.

Кроме того, были использованы социологические методы. Так, для воссоздания картины религиозной жизни в китайских общинах Западной Европы нами был проведен социологический опрос китайских мигрантов, проживающих в таких западноевропейских странах, как Великобритания, Франция и Германия.

Названные методологические приемы и принципы позволили приблизиться к решению поставленных в работе задач.

Достижение цели диссертационного исследования определялось работой с обширной источниковой базой, представленной в основном европейскими источниками.

Для написания диссертационного исследования были использованы официальные отчеты, выполненные для Международной организации по вопросам миграции", рабочие доклады Центра сравнительного изучения

22 Pieke, Frank. Recent Trends in Chinese Migration to Europe: Fnjianese Migration in Perspective, University of Oxfoid, UK. IOM Migration Research Series No. 6. '2002 Intrmational Organization for Migration. II , 2002.pdf

миграции", отчеты германского совета по международным делам*''1, доклады Совета Европы25, конституция КНР26, принятая в 1982 г. (в частости, статья 22, в которой говорится о необходимости сохранения культурных ценностей; статья 36, касающаяся свободы вероисповедания; статья 50, в которой говорится о том, что КНР защищает законные права и интересы этнических китайцев, живущих за границей), ряд указов КПК (в частности, указ Госсовета КНР № 144 «Правила религиозной деятельности иностранных іраждан в Китае» и указ № 145 «Правила, касающиеся месі религиозных собраний»), заявления МИД КНР27.

Кроме того, были использованы тексты Ли Хунчжи, лидера религиозного движения Фалуньгун28, листовки и буклеты движения, сайты движения в сети Интернет (, и др.), сайты школ Шаолинь в Берлине () и Лондоне (). сайты школы Фогуаншань ( и др.) в различных странах Западной Европы, сайты христианских миссионерских организаций () и др.

Материалы личного архива автора включают переписку с членами буддистской общины в Западной Европе.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: 1. Представлена периодизация этапов китайской миграции в Западную

Европу, определены особенности каждого этапа.

23 Pieke, Frank. Chinese Globalization and Migration to Europe, The Center for Comparative Migration Studies.
Working Paper No. 94. March 2004. University of California-San Diego La Jolta, California. //

24 Angenent, Stephen and Edward, Orren. Asian migration to Europe and European Migration and Refugee Policies.
German Council on Foreign Relations. II

Od4df243/0cdn6752a895bb7ab9321daae56663d/asian_migr ation.pdf

Salt, John. Current trends in international migration to Europe. The 13th annual report foY Council of Europe. II

26 Конституция КНР. II

27 Об истинной сути еретического движения Фалуньгун. МИД КНР в Узбекистане. //

28 Хунчжи Ли. Китайский Фалуньгун // ; Хунчжи Ли. Метол полного
совершенства по закону Будды Фалунь. // littp:// Га . hi ml

  1. Выявлено, что традиционные китайские религии в странах Западной Европы не имеют в общинах китайских мигрантов такого значения, как в других странах, где существуют китайские диаспоры.

  2. Установлено, что христианство среди китайских мигрантов получило широкое распространение; определены причины влияния христианства на религиозные предпочтения китайских мигрантов.

  3. Реконструированы стратегии диаспоризации и аккультурации китайцев в западноевропейской культурной среде; определена роль религиозных факторов в этих стратегиях.

5. Установлены причины роста популярности новых религиозных
образований китайского типа в среде китайских мигрантов в Западной
Европе, в частности движения Фалуньгун.

Положения, выносимые на защиту

По результатам проведенного диссертационного исследования автором выносятся на защиту следующие теоретические положения:

  1. Образование китайских кварталов и защитных организаций в Северной Америке и Юго-Восточной Азии в большой- степени являлось результатом сегрегации китайского населения, этнического разделения труда и расизма. В странах Юго-Восточной Азии и США китайские кварталы являлись центрами религиозной и культурной жизни. В странах Западной Европы чайнатауны не играли такой значительной роли как в США и Юго-Восточной Азии.

  2. Следуя традиционной для китайцев миграционной стратегии, переселявшиеся в Западную Европу выходцы из Китая создавали этнокультурные общества. Однако китайский поток в Западную Европу стал массовым лишь в последние десятилетия XX века, это была уже .совершенно другая эпоха, чем та, при которой формировались китайские общины в Юго-Восточной Азии и США. В послевоенной Европе китайцы практически не подвергались дискриминации и имели широкие возможности для интеграции в принимающее сообщество, поэтому у

них не было большой необходимости сплачиваться и создавать закрытые этнические структуры, в частности религиозные.

  1. Социапьный состав китайских иммигрантов в Западной Европе также способствовал тому, что здесь не образовалось китайских кварталов, подобных китайским кварталам в Юго-Восточной Азии и США, — многие китайские мигранты, начавшие прибывать в Европу в конце XX века, были горожанами, им было легче интегрироваться в западное урбанистическое общество, у них не было необходимости создавать китайские кварталы — своего рода деревенские анклавы. В китайской общине в Западной Европе все большую долю начинают занимать представители второго поколения китайских мигрантов, многие из которых получают западное секулярное образование и принимают западные культурные ценности, что способствует их интеграции в европейское общество. В подобного рода обстоятельствах у китайских мигрантов не было необходимости в образовании религиозных организаций, усиливающих внутриобщинные связи и выполняющих защитную функцию.

  2. С образованием в 1949г. КНР в Китае начали происходить изменения, затронувшие практически все сферы жизнедеятельности. Следствием установления атеистической идеологии, повышения уровня образования и интеграции Китая в западное культурное пространство явилось снижение уровня религиозности населения Китая и китайских мигрантов, проживающих в Западной Европе.

5. Укрепление позиций христианства в КНР предопределяет рост
численности христиан в составе китайских мигрантов. Переориентация
религиозности многих выходцев из Китая в сторону христианских
конфессий (прежде всего протестантских) является выражением
стремления интеграции в систему ценностей западноевропейской
цивилизации.

6. В среде тех мигрантов, которые ориентированы на сохранение

традиционной китайской религиозной идентичности, преобладающее

значение имеют школы буддизма. В то же время довольно широкое

распространение в современных условиях получают новые китайские

религиозные образования, в частности движение Фалуньгун.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть

использованы при подготовке диссертационных и монографических трудов

по истории, политике и религиозной ситуации в Западной Европе, для

разработки спецкурсов по истории стран Западной Европы, религиозной

ситуации в данном регионе.

Собранный и обобщенный материал может оказать помощь студентам исторических, религиоведческих и регионоведческих специальностей в подготовке курсовых и дипломных проектов. Апробация работы

С материалами по теме данного диссертационного исследования в 2005 — 2006 годах автор неоднократно выступал на научных конференциях различного уровня, в том числе международных.

Текст диссертации был представлен и обсужден на расширенном заседании кафедры религиоведения отделения религиоведения факультета социальных наук АмГУ ( 29 июня 2006 г.) и рекомендован к защите. Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав (восьми параграфов), заключения и библиографии. Текст исследования изложен на 139 страницах.

Китайская миграция в период после Второй мировой войны

В 1851 г. в Британии, как мы уже упоминали, насчитывалось лишь 78 китайцев. К 1931 г. их количество постепенно достигло двух тысяч. Поначалу большинство китайцев работало в продовольственных магазинах и забегаловках, их основными покупателями были другие китайцы. Впоследствии, с ростом популярности китайских прачечных, китайцы стали обслуживать и принимающее сообщество. К 1931 г. в Британии было уже около пятисот таких прачечных. Тем, кто оставался в Британии на длительное время, необходимо было найти жен, это также толкало их на контакт с британцами, так как китайских женщин не было50.

Во время Первой мировой войны около сотни тысяч китайцев с территории, арендуемой Британией в провинциях Вэйхайвэй и Шаньдун, были наняты на работу. Они были отправлены на кораблях в Европу, где из них были сформированы трудовые батальоны. По пути на континент китайцы останавливались в перевалочных лагерях, лишь несколько человек остались в Британии. После их репатриации с 1918 по 1920 гг. в Британии китайцев не осталось.

В Париже первые китайцы появились в начале XX в. Это были в основном торговцы из провинций Хэйбэй, Шаньдун и Чжэцзян, приехавшие транссибирской железной дорогой, чтобы торговать полудрагоценными камнями и искусственными цветами.

Примерно в это же время в Париже открылись первые китайские магазины. Одновременно с этим в Париж начали прибывать крупные торговцы из провинций Цзянсу, Чжэцзян и Хэбэй, они намеревались обосноваться в Париже и открыть там антикварные магазины. С началом Первой мировой войны ситуация изменилась51.

Ввиду острой нехватки рабочей силы, для того чтобы освободить французских рабочих и направить их на фронт, правительство Франции решило нанять иностранную рабочую силу52. Как только мигранты прибыли во Францию, они получили разного рода работу, включая строительство бараков, уборку дорог, разгрузку кораблей, производство боеприпасов, поиск раненых. По окончании войны большинство китайцев были репатриированы. Исключение составили около 3000 китайцев: 1850 квалифицированных китайских рабочих подписали новые контракты и продолжили работу в металлургической промышленности, другие нашли работу в машиностроении и авиационной промышленности53. Среди этих оставшихся китайцев были уроженцы уезда Цинтянь провинции Чжэцзян, которые на родине традиционно были заняты в сфере уличной торговли, во Франции они обосновались в качестве продавцов в палатках на ярмарочных площадях54.

Эта миграция во время Первой мировой войны, как уже отмечалось выше, привела к созданию первой китайской общины во Франции55.

Именно Первую мировую войну следует считать первым реальным контактом китайских мигрантов с Францией. Газеты восприняли это событие положительно, превознося такие качества кули, как трудоспособность, дисциплинированность и трезвый образ жизни. Однако что касается французских рабочих и профсоюзов, то они, как и рабочие в Британии, опасались, что приток иммигрантов из Китая вызовет снижение заработной платы. Рабочие также ожидали рост безработицы после окончания войны, когда демобилизованные солдаты отправятся работать на фабрики.

С 1919 по 1921 гг. во Францию по программе «Учись и работай» прибыло около 2000 китайцев. Некоторых из них привлекала западная наука и технология, других - идеалы французской революции 1789 г. Организаторы программы «Учись и работай» давали возможность молодым людям из Китая первые шесть месяцев года работать, чтобы заработать деньги, а остальные ел полгода обучаться во французских учебных заведениях. Многие студенты, особенно те, которые прибыли в начале программы, работали на фабриках. К сожалению, социально-экономические обстоятельства, возникшие во Франции после войны (забастовки, валютные кризисы, безработица, рост прожиточного минимума), закрыли двери для некоторых китайских студентов, которые ощутили острую финансовую нужду после своего прибытия во Францию. Вскоре организаторы решили закрыть эту программу.

До начала Второй мировой войны китайские иммигранты прибывали во Францию двумя основными путями - транссибирской железной дорогой и по морю. По морю, перед тем как прибыть в Марсель, китайцы пересекали Индийский океан и Средиземное море. Уже из Парижа некоторые из них направлялись в Италию, Германию, Бельгию, Нидерланды, а позже в Испанию и Португалию.

Прибыв во Францию, иммигранты столкнулись с высоким уровнем безработицы, характерной для Франции того времени. Многие из них превратились в странствующих торговцев, расположившись вокруг железнодорожной станции Лион. После 1945 г. они переехали в третий округ Парижа, чтобы заняться торговлей кожей и галантереей, которой они занимаются и по сей день56.

Китайские иммигранты во Франции не подвергались ощутимой дискриминации. У них не возникало каких-либо серьезных конфликтов с французским обществом. Тем не менее, китайская миграция во Францию в первой половине XX в. не носила массовый характер. Для этого не было как сильных выталкивающих, так и сильных притягивающих факторов.

Современная миграционная ситуация

Падение Берлинской стены и последующее за этим снятие многих требований для оформления визы жителям КНР спровоцировали огромный приток китайских иммигрантов, некоторые из которых осели в Центральной и Восточной Европе, другие, воспользовавшись лояльным режимом иммиграционного контроля, направились в иные регионы.

В Германии, по данным на 2001 г., насчитывалось 63 000 китайцев, что в 2 раза больше по сравнению с 1993 г. и в 10 раз больше по сравнению с 1988 г.114.

Одной из самых заметных черт последних тенденций в миграции китайцев в Европу является значительное увеличение студентов и квалифицированных специалистов (особенно медицинских работников), направляющихся в Северную Европу. В Великобритании, например, данные по 2001 г. показывают, что в высших учебных заведениях Британии обучаются около 18 000 китайских студентов. Таким образом, они являются самой большой группой иностранных студентов из общего числа 143 000. Увеличение количества китайских студентов по сравнению с 2000 г. составило 71%. В других странах Северной Европы в 2000-2001 гг. также зафиксировано резкое увеличение китайских студентов. В Нидерландах за период 2000-2001 гг. произошло увеличение китайских студентов на 50%. В Германии количество китайских студентов увеличилось с 6 526 в 1999 г. до 9 109 в 2000 г. Также увеличилось число китайских студентов и во Франции. Большинство китайских студентов изучают естественные науки, технические и прикладные науки, деловое администрирование115.

После окончания учебы за рубежом большинство китайских студентов не возвращаются на родину, а устраиваются на работу в стране, в которую они

прибыли, продолжают обучение или мигрируют в другую страну. По данным Организации Европейского сотрудничества и развития (OECD), число китайских студентов, возвратившихся обратно на родину по окончании обучения, в США за период с 1978 по 1999 гг. составило лишь 14,1 %. В Европе же около половины китайских студентов возвращаются на родину после окончания учебы. Во Франции это 46,7%, в Великобритании - 46,8%, в Германии ниже - 37, 4 %116.

Говоря о современных тенденциях миграции китайцев в Европу, следует отметить, что вступление Китая в ВТО увеличило приток иностранных инвестиций, вместе с тем китайские власти готовятся к увеличению уровня безработицы. Рост уровня безработицы может спровоцировать рост незаконной миграции из Китая, так как безработные начнут искать способы заработать за пределами Китая.

Членство во Всемирной Торговой Организации также может привести к увеличению числа китайских студентов, обучающихся за рубежом, так как в Китае увеличился спрос на высококвалифицированных специалистов и людей, компетентных в различных сферах. В то же время высокие темпы экономического развития в Китае привлекают многие иностранные учебные заведения, заинтересованные в наборе китайских студентов.

Выше мы указали причины, по которым китайцы покидают свою страну, что же касается того, почему они направляются именно в Европу, хотелось бы выделить следующие факторы.

В ряде европейских стран наблюдается рост спроса на квалифицированных специалистов и студентов из Китая.

В ближайшие годы ожидается увеличение роста числа китайских мигрантов в Европу. На сегодняшний день Китай имеет одну из самых быстро растущих экономик в мире. Однако большинство создаваемых рабочих мест сосредоточено в прибрежных районах. Борьба за эти рабочие места увеличивается. Согласно исследованиям Китайской Академии Социальных Наук, в ближайшие 5 лет китайские государственные предприятия ожидает увольнение около 40 миллионов рабочих.117

Характер китайской миграции за последнее столетие претерпел значительные изменения. В начале XX в. в Европу прибывало весьма ограниченное количество китайцев, за редким исключением не желавших ассимилироваться. В течение всего XX в. миграционный поток из Китая с некоторыми перерывами постепенно увеличивался. В последние же десятилетия, с развитием торговых и культурных связей между Европой и Китаем, китайская община в европейских странах становится все более заметной. В отличие от США, Австралии и Канады, проводящих политику мультикультурализма с середины XX в., европейские страны оставались государствами-нациями. Начиная с 1970-х гг. западноевропейские страны, после восстановления своей экономики, начали проводить политику вытеснения мигрантов, создавая для иностранных рабочих «условия маргинального статуса с соответствующим уровнем оплаты труда».118 Однако одновременно с этим, начиная с середины 70-х гг., в странах Западной Европы в связи с ростом благосостояния населения, а также в связи с ростом доли городского населения, начала заметно снижаться рождаемость, продолжительность же жизни продолжала увеличиваться. Низкий уровень рождаемости в сочетании с увеличением продолжительности жизни привел к росту доли населения старших возрастов, что, в свою очередь, усилило давление на пенсионную систему, для обеспечения которой необходимо трое работающих на одного пенсионера, также усилилось давление и на другие системы социального обеспечения. Жесткая политика в отношении мигрантов шла вразрез с требованиями развития экономики. В конце 90-х гг. начинается новый этап миграционной политики западноевропейских стран -отход от этнической модели государственного устройства к эмигрантской модели119. Немало китайских мигрантов также постепенно отходят от идеала хуацяо120, временного пребывания за границей и преданности своему государству. С другой стороны, многие китайские мигранты, наоборот, с ростом значения Китая на политической арене, начинают все больше гордиться тем, что они китайцы, подчеркивая свою китайскую идентичность.

Традиционные китайские религии в среде китайских мигрантов в Западной Европе

А.В. Ломанов считает, что «протестантизм и католицизм уже стали неотъемлемой частью жизни современного китайского общества. В наши дни уже нет оснований рассматривать христианство как чуждую китайцам веру»185. Крайне примечательно, что многие католики в современном Китае определяют свою принадлежность к церкви на простом факте того, что она передана им от родителей и прародителей.

На Национальном католическом конгрессе, проходившем с 15 июля по 2 августа 1957 г., была образована Ассоциация китайских католиков-патриотов. С 1957 по 1962 гг. без утверждения Ватиканом было избрано и рукоположено более 50 епископов.

На 1984 г. в Китае насчитывалось более 3 миллионов католиков, свыше 600 соборов и около 1000 часовен. По мнению В. С. Мясникова, институциональная и духовная самостоятельность, полученная китайскими католиками, наращивалась под бдительным оком властей, которые использовали сам факт существования этого феномена для наведения мостов с западным миром, привлечения иностранных инвестиций и другой реформаторской деятельности186.

К концу 90-х. годов число китайских протестантов увеличилось по сравнению с 1949 г. примерно в 15 раз. По данным Госсовета КНР (октябрь 1997 г.), у протестантов было более 10 млн. верующих, более 18 тыс. священников, более 12 тыс. церквей и около 25 тыс. молитвенных домов. К концу 1996 г. было издано 18 млн. Библий. 64% протестантских церквей были построены после 1980г., за период 1994-95 гг. к протестантам присоединилось 510 тыс. новых верующих, при этом только за 1996 г. было издано 3,3 млн. экземпляров Библии187.

Итак, христианская культура имеет достаточно большой опыт взаимодействия с китайской цивилизацией. На протяжении столетий христианские миссионеры совершенствовали свои методы обращения китайцев в христианство. Христианизация китайского населения зачастую встречала значительное противодействие, когда христианские миссионеры пытались принизить ценности традиционной китайской культуры. Результатом эволюции адаптации христианства к традиционной китайской культуре стало создание независимой китайской христианской церкви, появление этнических китайских христианских священнослужителей и миссионеров.

В последние годы наблюдается численный рост христианской общины Китая. По статистике Китайской ассоциации христиан, в настоящее время в Китае насчитывается свыше 16 000 000 христиан, и рост этого показателя все еще продолжается.

Статистические данные также показывают, что сейчас в Китае существует 55 000 христианских храмов и мест отправления религиозного культа китайскими последователями христианства. Там служат 37 000 священников и дьяконов, а также более 36 000 других священнослужителей и 100 000 с лишним добровольцев. Кроме того, в стране имеются 18 религиозных учебных заведений, где обучаются 1800 студентов188.

Высокий уровень распространения христианства среди китайцев также наблюдается и в китайских общинах за рубежом. Большую роль здесь играет активная миссионерская деятельность христианских церквей. Все большее участие в миссионерской деятельности принимают сами китайцы. С 1980 по 2000 гг. количество китайских христианских миссионеров по всему миру увеличилось со 100 до 1000 человек189.

Работой с китайскими церквями и объединениями в Западной Европе специально занимается Христианская ассоциация китайских мигрантов СОСМ (Chinese Overseas Christian Mission)190, организация китайских иммигрантов-христиан (Overseas Chinese Christian Foundation) и ряд других организаций.

Степень распространения христианства в среде китайских мигрантов наглядно демонстрируют следующие цифры. Так, в Великобритании 62 китайские христианские церкви (7 500 китайцев-христиан). В Нидерландах 14 китайских христианских церквей (750 китайцев-христиан). Во Франции также 14 китайских христианских церквей (1 500 китайцев-христиан). В Германии работают 4 китайские христианские церкви (700 китайцев-христиан). В Дании 30 китайцев-христиан (количество церквей не приводится). В Великобритании от общего числа китайцев 3% христиане, в Нидерландах - 15%, во Франции - 0,6%, в Дании - 0,6%, в Германии - 0,7 %т. То есть можно говорить о достаточно высокой степени распространенности христианства среди китайского населения Западной Европы.

Как уже было показано в исследовании, в Западной Европе не сформировалось китайских кварталов, подобных китайским кварталам в Юго-Восточной Азии и Северной Америке. В этих странах китайские кварталы играли роль центров религиозной и культурной жизни. В результате этого принимающее сообщество оказало достаточно большое влияние на китайских иммигрантов.

Распространение религиозного движения Фалуньгун в Западной Европе

Несмотря на практически однозначное признание как отечественными, так и западными экспертами движения Фалуньгун тоталитарной сектой, движение имеет большое распространение в странах Западной Европы и США и пользуется поддержкой неправительственных организаций. Для объяснения причин популярности движения обратимся к истории его распространения.

Фалуньгун происходит от цигун, однако в современном Китае последователи цигун позиционируют свою практику как исключительно секулярную, чтобы избежать ограничений на независимую религиозную деятельность со стороны китайских властей.

В конце XX в. появились новые мастера, которые начали делать больший акцент на религиозной составляющей цигун. Наибольшее влияние среди них получил Ли Хунчжи245.

В 1992 г. он представил Фалуньгун на Восточной Выставке Здоровья в Пекине. В 1993 г. Фалуньгун также принимал участие в этой выставке, где был удостоен трёх наивысших наград. Тогда же этот метод практики в Китае стали называть «Золотой Фалуньгун» — за его эффективность в плане оздоровления организма. Вскоре метод практики Фалуньгун стал популярным повсюду в Китае.

Первоначально Ли зарегистрировался при Китайской ассоциации по изучению цигуна, однако вскоре был вынужден покинуть ее ряды, поскольку религиозная концепция Фалуньгун не вписывалась в рамки материалистической идеологии официозной организации. Надо полагать, что к 1998 г., когда Ли Хунчжи переехал в Нью-Йорк, отношения между сектой и властями стали уже достаточно напряженными, а изобретатель Фалуньгуна накопил достаточно средств, чтобы продолжать руководить своими последователями из-за границы, не подвергаясь опасности репрессии .

После того, как у него появилось большое количество последователей (100 миллионов по данным Фалуньгун и 2-3 миллионов по данным китайских властей), Ли Хунчжи с середины 1990-х гг. стал распространять свое движение за рубежом248.

В 1996 г. Ли Хунчжи покинул Китай, чтобы выступить с лекциями Фалуньгун в Европе, Азии и Австралии.249

В 1998 г. он переехал на постоянное жительство в Ныо-Иорк. Через год представители медицины и китайское правительство запустили масштабную кампанию по осуждению деятельности Фалуньгун и признании его xiejiao («неверное учение» или «культ»)250. В связи с этим следует отметить, что государство в Китае требует от верующих соблюдения принципов «национального единства и патриотизма». Нарушение этих принципов понимается китайским правительством и партией как возможность государственной измены со стороны последователей той или иной религии в пользу мятежного Тайваня и стран западного мира. На основании указа Госсовета КНР № 144 «Правила религиозной деятельности иностранных граждан в Китае», а также № 145 «Правила, касающиеся мест религиозных собраний» китайские власти имеют возможность жестоко расправляться с любыми нежелательными проявлениями религиозности251.

22 июля 1999 г. движение было объявлено вне закона. Запрет на учение был введен именно после того, как Ли Хунчжи переехал в Нью-Йорк. В статье 36 конституции КНР четко сказано, что «религиозные организации и религиозные дела не должны управляться из-за рубежа»252. Правительство КНР обвинило Фалуньгун в распространении заблуждений, обмане людей, подстрекательстве, создании беспокойства и угрозе общественной стабильности. МИД КНР заявляет «особенно вопиющим фактом является осада более 10 тысячами человек резиденции ЦК и правительства в Чжуннаньхае и проведение незаконной демонстрации. Пренебрегая законом, они пытаются взять в клещи общественное мнение, хотят шантажировать общество, принуждают других людей и органы печати и издательства не задевать «Фалуньгун» ни словом, пытаются создать ситуацию, при которой Ли Хунчжи и его организация «Фалуньгун» находились бы вне критики. Все это убедительно доказывает, что «Общество по изучению великого закона «Фалунь» является антизаконной реакционной организацией со строгой организационной системой, с далеко идущими политическими целями и с антиобщественной, антиправительственной главной целевой установкой»253. «За целый ряд противозаконных преступных действий, которые совершил Ли Хунчжи, организуя и используя свое еретическое учение, ради защиты достоинства социалистической законности он подлежит судебному преследованию»254.