Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве Николаенко Ирина Николаевна

Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве
<
Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаенко Ирина Николаевна. Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Николаенко Ирина Николаевна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Пятигорск, 2007.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/801

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы анализа культурных традиций

1.1. Деятельностная интерпретация культуры как способ исследования культурных традиций 14

1.2. Культурная традиция как объект исследования в гуманитарных науках 37

1.3. Роль традиций в формировании культурного своеобразия казачества ...59

ГЛАВА II. Особенности культурных традиций казачества поликультурного пространства северногокавказа 84

2.1. Взаимодействие культур как фактор формирования традиций казачества Северного Кавказа 84

2.2. Военно-патриотические традиции как основа традиционной культуры казачества Северного Кавказа 105

2.3. Место обрядов и музыкально- песенного фольклора в духовной культуре казачества 126

Заключение 146

Библиографический список использованной литературы 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная социокультурная ситуация имеет ярко выраженную тенденцию к унификации культур, что вызывает у многих этносов стремление сохранить свою культурную самобытность, собственные культурные традиции Возрождение культурных традиций как механизма самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры, связано с необходимостью восстановления исторической памяти народа Культурные традиции во всем многообразии обладают огромным творческим потенциалом, в лучших своих образцах объединяют традиционное и новационное, национальное и общечеловеческое В современной гуманитарной науке существует множество представлений о культурной традиции, в которых отражен весь спектр форм жизнедеятельности человека В связи с этим, возникает потребность в философском обобщении существующих интерпретаций феномена культурной традиции и выработке культурфи-лософской основы для рефлексии над процессами современности.

В последние годы большое внимание уделяется проблемам, связанным с изучением наследия традиционной культуры, мудрость и духовная красота которой сохранилась в памятниках древнего зодчества, старинных предметах быта, традиционных праздниках и обрядах. Это связано с тем, что современная культура с ее постоянными переоценками ценностей привела к разрушению преемственности между поколениями, уменьшению влияния традиций на формирование нравственных идеалов человека Таким образом, обращение к традиционной культуре продиктовано не только теоретическими интересами, но и потребностями социокультурной практики

В условиях растущего национального самосознания наблюдается живой интерес к этнонациональной культуре, составной частью которой является конкретная субкультура российской культуры - культура казачества В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков На современном этапе научного знания наибольший интерес представляет анализ военно-патриотических традиций казачества, наиболее ярко представленных в обрядовом творчестве и имеющих важное воспитательное значение

Таким образом, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с изучением истоков, места и роли культурных традиций казачества в диалоге культур и воспитании современной личности

Степень разработанности проблемы исследования. Научный интерес к исследованию традиционной культуры и традиций возрос в связи с процессами возрождения национального самосознания, поиском путей выхода из духовного кризиса В отечественной науке проблема традиций казачества рассматривается в контексте изучения феноменов «традиция», «казачество», «традиционная культура» Данный ракурс подчеркивает сложность и многоаспектность заявленной темы диссертации

Первые упоминания о традиции обнаружены в трудах Дж Вико, И Гердера, Ф Шеллинга, Ф. Шлегеля, исследования, которых оказали воздействие на формирование культурфилософской теории традиции

Детальный анализ феномена «традиция» в зарубежной науке представлен в работах М Вебера, ГГадамера, РГенона, М Гершензона, К Леви-Стросса, Дж Рисмена, Е Шацкого, Э Шилза, П Штомпки В отечественной научной мысли проблеме традиции уделено большое внимание в работах В. Астапова, М Захарченко, В Курбатова, А.Мендра, Б Малиновского, Э Маркаряна, Э Соколова, В Степина, Н Третьякова, Я Чесного, К Чистова, С Хоружего

Проблемы эволюции традиций затронуты в работах С Арутюнова, М Гершензона, С Ивашевского, В Каирова,Т. Лешкевича, Н Лапина и др В Аверьянов, С. Артановский, ШБалабанов, М Бахтин, П. Гуревич, А. Кравченко, А Межуев, А. Ракитов, С Франк, Э Юдин и др исследуют традиционную культуру в контексте анализа традиционного общества

Многоаспектный характер феномена казачества нашел отражение в работах таких ученых как К Абаза, Л Бентковский, А Берже, С Броневский, Б Городецкий, И Дебу, Н Дубровин, П Зубов, М Караулов, П Короленко, И Попко, В Потто, А Ригельман, Д Романовский, Е, Савельев, К Сталь, Е. Фелицин, Ф Щербина Некоторые факты истории казачества освещены в работах Н Карамзина и В Ключевского

Новые сведения об условиях жизнедеятельности казачества в полиэтничных регионах содержатся в работах А Авксентьева, В Авксентьева, М Астапенко, Н Бондаря, Н. Великой, А.Дубинина, Л Заседателевой,АМасалова,Т Невской, С Чекменева, В Шнюкова

Вопрос, касающийся традиционной культуры казачества, достаточно долгое время не поднимался и не освещался Лишь в начале 1990-х годов, в связи с самоидентификацией казачества в России и на отдельных ее территориях, данная проблема частично стала исследоваться в ряде научных работ Так, особый интерес для диссертационного исследования представляют работы В Реммлера, заслугой которого стало изучение праздников

и обрядов казачества. Однако следует отметить, что проблемы, касающиеся комплексного изучения духовной культуры казачества, рассматриваются лишь на уровне научных статей Так, обрядово-праздничная культура частично рассмотрена в работах М Жигуновой, Т Золотовой, М Плахотнюк

Большой вклад в исследование проблем казачества внесли несколько авторов Среди них необходимо отметить работу И Омельченко «Терское казачество», которая раздвигает рамки представлений о жизни казачества от раннего средневековья до сегодняшних дней В книге Г Астапенко «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVI-XX веков» на основе архивов и опросов старожилов рассматриваются аспекты воспитания детей и юношей в казачьих семьях, быт, обычаи, традиции и праздники Б Трехбратов в своей работе «История Кубани» на основе новых сведений по этой проблематике излагает историю Северо-Западного Кавказа, культурные традиции казачества В работах указанных авторов содержится анализ различных аспектов исследуемой проблемы, который создает солидную базу для теоретических обобщений

Вместе с тем, недостаточно освещены вопросы, связанные с исследованием гуманистических основ традиций казачества, их интегрирующего потенциала для развития современной культуры Это обусловило актуальность настоящего диссертационного исследования

Объект исследования - традиция как способ существования и передачи культурных ценностей

Предмет исследования - особенности культурных традиций казачества в поликультурном регионе

Цель диссертационного исследования — на основе культурфилософс-кого анализа выявить специфику традиций казачества Северного Кавказа и формы их проявления в культуре

Данная цель предполагает решение следующих задач:

проанализировать концептуальные подходы к исследованию культуры и показать значение деятельностной интерпритации культуры для объяснения сущности культурных традиций,

рассмотреть основные направления в исследовании концепта «культурная традиция» в гуманитарных науках,

выявить роль традиций для объяснения культурного своеобразия казачества,

охарактеризовать особенности формирования культурных традиций казачества,

раскрыть сущность и особенности военно-патриотических традиций как основы традиционной культуры казачества,

- рассмотреть место музыкального фольклора и обрядового творчества
в культуре казачества

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили произведения классиков мировой и отечественной философии, философии культуры, культурологии, а также труды современных ученых, занимающихся изучением традиционной культуры и ценностями культурных традиций казачества В основу исследования были положены философские и культурологические теории В Давыдова, Л Леви-Брюля, К Леви-Сгросса, Б Малиновского, Э Маркаряна,В Межуева,Ф Шеллинга, Ф. Шлегеля, Э Юдина, др

Теоретико-методологической основой исследования явился деятельно-стный подход, рассматривающий культурные традиции казачества как один из методов социализации человека, его приобщения к ценностно-смысловому жизненному миру. Анализ элементов традиционной культуры основывался на принципах системного анализа

Изучение феномена казачества и его генезиса базировалось на диалектике исторического и логического методов Применение сравнительно-исторического и структурно-функционального методов дало возможность эксплицировать специфические черты культурных традиций казачества.

Необходимыми научными процедурами в процессе исследования были анализ и синтез, наблюдение и сравнение

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем

обоснована эвристическая ценность деятельностной интерпретации культуры, согласно культура рассматривается как совокупность традиций, обеспечивающих преемственность в культуре и самоидентификацию социума,

проведена систематизация основных направлений в исследовании культурной традиции и выявлено, что методологической основой исследования культурных традиций выступает культурфилософское направление,

раскрыта роль культурных традиций в формировании культурного своеобразия казаков и обосновано, что культурные традиции являются способом канонизации основных форм жизнедеятельности казачества;

доказано, что особенностью культурных традиций северокавказского казачества является синтез русской, горской и украинской культур и что они репрезентируют патриархально-бытовой уклад и сословную замкнутость казаков,

раскрыта сущность военно-патриотических традиций как способа канонизации основных форм жизнедеятельности казачества и выявлено, что особенностями военно-патриотических традиций являются преемственность, всеобщность, устойчивость, эмоциональная окрашенность,

- показано, что фольклорное и обрядовое творчество занимают важное место в культуре северокавказского казачества и являются наиболее яркой формой выражения культурных традиций

Положения, выносимые на защиту:

  1. Полифункциональность культуры позволила выявить основные подходы к ее осмыслению технологический, аксиологический, адаптивный, деятельностный Эвристическую ценность для настоящего исследования представляет деятельностный подход, который основан на понимании культуры как особого способа жизнедеятельности человека, связанного с созданием, усвоением, хранением и передачей культурных ценностей, что обеспечивает преемственность в культуре и самоидентичность социума В данном контексте культура предстает в виде традиции, обеспечивающей связь прошлого, настоящего и будущего В рамках деятельностной интерпретации культуры формирование и функционирование казачества исследуется с точки зрения способов его жизнедеятельности

  2. Основными направлениями в понимании культурной традиции являются аксиологическое, антропологическое, социологическое, герменевтическое, культурфилософское. Методологической базой для исследования культурных традиций казачества является культурфилософское направление, согласно которому культурная традиция понимается как механизм функционирования культуры, способ сохранения духовного наследия и культурной самобытности Культурная традиция является универсальным механизмом, который, благодаря селекции жизненного и культурного опыта, его аккумуляции и пространственно-временной трансмиссии, позволяет достигать необходимой для существования социальных организмов стабильности Культурные традиции проявляются в разнообразных стереотипных ситуациях, соотносятся с такими близкими по значению явлениями, как обычай, обряд, ритуал, этикет и включают в себя деятельностный, эмоциональный и рациональный аспекты

  3. Казачество является сложной этносоциокультурной системой, вобравшей в себя этнические, социально-экономические, культурно-исторические и политические элементы Феномен казачества необходимо трактовать в двух значениях первое - основанное на общегражданской общности, второе — подчеркивающее его этнокультурное единство В формировании культурного своеобразия казаков большую роль играют культурные традиции, которые способствуют сохранению культурного наследия, являются способом канонизации определенных форм жизнедеятельности казачества, приобщению его к культурным ценностям и непосредственному

участию в творческой деятельности С позиций культурфилософского анализа казачество представляет собой субэтнос, идентификационную основу которого составляют культурные традиции и осознание общего исторического прошлого

4 Культурные традиции казачества Северного Кавказа, имеют следующие особенности а) в них нашли отражение этногенетические связи с древней культурой восточнославянского населения России и Украины, а также архаические элементы культуры русских старообрядцев, б) в них проявляются элементы культурного синкретизма, возникшего в результате сложного взаимодействия традиций и инноваций индустриальной культуры, в) культурные традиции казачества репрезентируют патриархально-бытовой уклад и сословную замкнутость казаков. Традиции казачества Северного Кавказа представляют собой синтез горской, русской и украинской культур, что нашло свое подтверждение в материальной (особенности бытового уклада, жилых и военных казачьих построек) и духовной культуре (праздники, обряды, язык, фольклор)

5. Основу традиционной культуры казачества на Северном Кавказе составляют военно-патриотические традиции, сущность которых проявляется в единстве традиций морально-политического характера (отношение казаков к Отечеству, родной земле, казакам), нравственно-психологического характера (отношение к старшим, женщинам, детям, власти), а также воинских боевых традиций (отношение к воинскому долгу) Особенностями военно-патриотических традиций являются их преемственность, всеобщность, устойчивость, эмоциональная окрашенность Они складывались под воздействием мировоззрения казачества, и представляют собой диалектическое единство идеологии, психологии, практических действий казаков, неразрывно связанных с их быгом и жизненным укладом

6 Обрядовое творчество и музыкально-песенный фольклор, жанры которого складывались в зависимости от социально-бытовых и культурных особенностей субэтноса, занимают важное место в культуре казачества Данные виды художественного творчества являются наиболее яркой формой выражения культурных традиций казаков Песенный фольклор как синтез трех культур (русской, украинской и горской) представляет собой эстетическое явление, в котором отразилась культура и жизненный мир казачества Основными темами песенного творчества являются военно-патриотическая и семейно-бытовая, в которых посредством образов-символов (справедливость, храбрость, почитание старших, любовь к земле и Отчизне, свобода и тд.) раскрывается особое восприятие реальности и

реализуются нравственные идеалы, способствующие формированию духовных ценностей

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы для расширения предметного поля и уточнения категориального аппарата философии культуры, а также в целях углубленного анализа традиций как социокультурного явления

Материалы диссертации могут быть полезны в научно-исследовательской и научно-практической деятельности, представляют интерес для философов, этнографов, культурологов, социологов, специалистов других областей, занимающихся проблемами традиционной культуры казачества. Теоретические обобщения могут использоваться в учебном процессе при чтении курсов культурологии, этнографии, философии культуры Отдельные положения диссертации могут применяться при анализе состояния современной отечественной культуры, для разработки программ, связанных с патриотическим воспитанием современной молодежи и возрождением национальных традиций

Апробация результатов исследования Диссертация была обсуждена на кафедре философии, культурологии и этнологии Пятигорского государственного лингвистического университета и была рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09 00 13 — Религиоведение, философская антропология, философия культуры

Наиболее значимые результаты диссертационного исследования были апробированы на ряде конференциях, в том числе на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (г.Пятигорск, 2004г), межрегиональной научно-практической конференции «Научно-творческое наследие Федора Андреевича Щербины и современность» (гКраснодар, 2004г), научно-практической конференции «Пятигорье и Юг России политические, социально-экономические и культурные связи XIX — XX вв » (г Пятигорск, 2005г), межвузовской конференции «Образование, здоровье и культура в XXI веке» (г Ставрополь, 2004г) и других научных конференциях и семинарах

Материалы диссертационного исследования включены в региональный компонент учебных программ Железноводского филиала Московского государственного гуманитарного университета им М А Шолохова

Опубликовано 13 научных работ общим объемом 3,4 п л , в том числе одна статья в журнале из перечня, утвержденного ВАК Министерства образования Российской Федерации «Научная мысль Кавказа».

Культурная традиция как объект исследования в гуманитарных науках

Интерес к культуре в наши дни определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В связи с этим культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс.

С. А. Артановский выделяет три важнейших аспекта рассмотрения культуры: историко-социологический, философско-антропологический и феноменологический. По его мнению, при социологическом подходе к культуре, акцент, прежде всего, делается на ее общественных функциях; структура отодвигается на второй план. При философско-антропологическом аспекте внимание исследователя обращается на связи культуры с созидательной деятельностью человека; она рассматривается как «ответ, который общество дает на вызов, бросаемый ему окружающей средой». При феноменологическом подходе культура рассматривается как достояние нашего повседневного жизненного опыта.

В повседневной жизни понятие культура употребляется как минимум в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом, средние специальные и высшие учебные заведения, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей). Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих социальной группе, общности, народу или нации. В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений (например: «культурный человек» в значении воспитанный).1 По мнению Е.Бабосова, современном языке термин «культура» употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях - «широком», куда относятся все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни -обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику, и «узком», когда - границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.2

Иными словами, в широком плане в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками, а также все, что человек делает как существо разумное (манеру одеваться, передвигаться, трудиться, отдыхать и т. д.).

Понятие «культура» в своем исконном содержании и значении возникает лишь в XVIII веке, предполагая обработку, возделывание, облагораживание. С тех пор человечество выработало огромное множество определений культуры.

По классификации американского культуролога Л. Уайта тезаурус культуры представлен следующими сферами: 1) сферой технологии (техника, сооружения, материалы, инструменты); 2) социальной сферой (образование, воспитание, отношения между людьми); 3) идеологической сферой (политика, право, этика); 4) семиотической сферой (ритуалы, естественные и искусственные языки). Культура, по выражению М. М. Бахтина, - есть единство духовного и материального. Она располагается на их границах. Погранич-ность культуры есть ее внутреннее определение, не имеющее замкнутой теории. Но, несмотря на то, что культура «разлита по всему социуму», она есть особый отдельный феномен, органично интегрированный в общество.

Первенствующее место в жизни общества занимают средства, которые сплачивают жизнь людей. По мнению немецкого философа И. Гердера, таким средством и является культура как продукт деятельности людей и, одновременно, ее стимул. Важнейшим элементом культуры следует считать общественные институты, которые И. Гердер назвал термином «управление», разделена на «естественное управление первой степени» (семья) и «естественное управление второй степени» (социальное управление посредством выборов должностных лиц».

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор.

Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В этом определении органично соединились оба значения культуры - широкое и узкое.

Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это не только образ жизни, но и его одежда, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор - все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этни ческии стиль, а также далеко не всегда соответствующие нормы выражают определенную культуру, точнее субкультуру.1

Культура включает в себя материальные и нематериальные элементы.

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (дом, храм и т. д.) и имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную, или духовную культуру, образуют нормы, правила, модели, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результаты деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. 2

В свою очередь, каждая из них выполняет определенные функции. Первой универсальной функцией принято считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений (орудий труда, лекарств, оружия и пр.) человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Вторая фундаментальная функция культуры - креативная. Третья функция - коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов и т. п. С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (в переводе с английского - знак), буквально - функция приписывания значений и ценностей. Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, манеры, нравы. Следующая функция культуры - релаксационная (от латинского - ослабление) - искусство физического и психического расслабления, разрядки (смех, плач, исповедь и т. д.).

Роль традиций в формировании культурного своеобразия казачества

Необходимо учитывать, что концепция традиции Г. Гадамера опирается на некоторые исходные допущения, восходящие к романтической парадигме, к Дильтею и, далее, к Шлейермахеру, Новалису, братьям Шлегелям. К числу таких допущений относится, прежде всего, представление о традиции, как о живом Духе или как об одухотворенной Жизни. Традиция живет в нас, а мы живем в традиции, постольку, поскольку мы в состоянии воспроизводить опыт наших предков. Обратим внимание, что Гадамер подчеркивает продуктивность дистанции между понимающим и понимаемым. Понимание для него предполагает не перемещение интерпретатора в горизонт автора, а «слияние горизонтов». Тем самым на первый план выходит не столько работа по реконструированию смысловой целостности текста, сколько по его произведению, т. е. в неизвестной мере - «конструированию» смысла заново. Смещение центра тяжести с репродуктивного момента в отношении к традиции на продуктивный момент - весьма серьезное отличие философской герменевтики от традиционной, и это смещение соответствует общему пафосу концепции традиции Э. Гуссерля. Вместе с тем, принципиально важным моментом герменевтической концепции традиции является представление о ее укорененности в языке, что связано с идеей онтологического статуса самого понимания, которое уже не рассматривается только как результат и условие интерпретации, то есть исключительно в эпистемологическом контексте, как это было ранее. Гадамер утверждает, что «... человеческое существование по своей структуре есть заброшенный проект, что человеческое существование сообразно своему бытийному исполнению есть понимание - все это должно иметь значение и для исполнения понимания в науках о духе. Всеобщая структура понимания конкретизируется историческим пониманием, когда в самом понимании начинают оказывать действие конкретные обязательства, налагаемые нравами и традицией, и соответствующие им возможности собственного будущего... данный факт есть соль герменевтики и ее противоположности трансцендентальному исследованию конституции в гуссерлевской феноменологии. Человеческому существованию непреодолимо предшествует то, что делает возможным и ограничивает все его проектирование. Эта экзистенциальная структура существования должна выразиться также в понимании исторической традиции».1 Традиция в герменевтике на деле выполняет те же самые обязанности, что и «жизненный мир», и действует, поэтому не только на того, кто сознательно следует определенной традиции, но и на того, кто эту традицию отрицает. Сам способ отрицания традиции остается в пределах «жизненного мира», а потому обусловлен действующей традицией. Принадлежность к традиции оказывается онтологической характеристикой субъекта, обеспечивающей ему предпонимание, то есть возможность войти в герменевтический круг и получить представление о целом до познания частей этого целого. Более того, подлинным субъектом понимания и оказывается сама традиция, по отношению к которой интерпретатор является лишь медиумом.

На наш взгляд, именно последнее обстоятельство подразумевает, что подлинный круг проблем герменевтики должен быть обнаружен не в усилиях интерпретатора проникнуть в континуум традиции, а в том, что происходит с самой традицией. Однако вопросы адаптации традиции, способы ее трансляции, возможность перерыва, иными словами, все, что связано с традицией как с субъектом, а не объектом, все, что обеспечивает возможность «тради рования» традиции можно справедливо отнести к еще нерешенным проблемам самой герменевтики.

В философии науки последних десятилетий понятие традиции также оказывается, чуть ли не в центре внимания, особенно тогда, когда на первый план выдвигаются идеи зависимости наблюдения от теории и конвенционального характера процедур подтверждения или отбрасывания гипотез. Т. Кун1 рассматривает историю науки не как кумулятивный процесс накопления знаний, а как дискретный процесс смены отдельных «парадигм» или «традиций». Традиция в науке, или «парадигма» является комплексом представлений, свойственных особому научному сообществу и определяющих специфическую для данного сообщества научную картину мира. Это также представления о принципиальных и второстепенных научных проблемах, о способах их решения; причем, далеко не все элементы «парадигмы» ясно всегда осознаны теми учеными, которые принимают данную «парадигму» и руководствуются ею в своей познавательной деятельности. Эти неосознанные элементы играют в научном познании ту же роль, что и предрассудки в традициях, и выявить данные элементы можно только при сопоставлении данной «парадигмы» с другими. Кун стремится показать, что разные парадигмы включают в свою основу такие понятия, которые не имеют логической связи друг с другом, и люди, принимающие разные парадигмы, живут как бы в разных мирах. Это в полной мере соответствует этимологии термина парадигма, который может быть переведен с греческого как «пример для подражания», «образец».

Военно-патриотические традиции как основа традиционной культуры казачества Северного Кавказа

Межэтнические браки в казачьей среде были не редкостью. Следы брачных союзов казаков с нерусскими народами и ранний период организации казачьих общин прослеживаются в антропологическом типе и донских, и терских, и кубанских казаков. Так, есть свидетельства браков казаков с на-хичеванскими армянками, а также в делах войсковой канцелярии «имеются прошения» о принятии того или иного армянина в казачье сословие.

Изучение культуры казачества показывает, что глубокое проникновение в другую культуру могло происходить не только в результате межэтнических браков, но и различных форм искусственного родства, дружественных отношений, в результате чего «чужая» культура воспринималась как «своя».

Важной предпосылкой для взаимопроникновения культур играли многочисленные переселения горцев и казаков, а также горские обычаи: гостеприимство, куначество, аталычество.

Гостеприимство включало в себя целый комплекс правил: гостю не только давали кров и пищу, но и помогали в его делах, а в случае необходимости защищали с оружием в руках. Гостеприимством у горцев мог воспользоваться человек любого вероисповедания, в том числе и казак.

Богатые чеченцы считали за честь отдавать на воспитание в казачьи семьи своих сыновей, такой обряд и у казаков, и у горцев назывался «аталы-чеством». И аталычество играло заметную роль во взаимовлиянии культур казаков и горцев: «Бывало, что в семье казака воспитывался какой-нибудь сирота-ногаец, калмык или горец. Повзрослев, такие лица получали все казачьи права, становились настоящими казаками и за них могли выйти замуж девушки-казачки». В этой связи можно привести следующий пример, так называемое «Дело Атарщикова». «Семен Атарщиков родился в 1807 году в станице Наурской. Ребенком он был отдан в кумыкский аул, где научился кумыкскому, чеченскому и «татарскому» языкам. Позднее сам Атарщиков писал: «Я невольно сроднился с бытом нравами и обычаями горцев». Приоб ретенные познания позволили ему уже в 16 лет, стать переводчиком в Моздокском казачьем полку. Во время военных действий 40-х годов XIX века С. Атарщиков дважды бежал в горы. Во второй раз он принял мусульманство, женился на дочери закубанского ногайского узденя и стал принимать участие в сражениях на стороне горцев».1

Общаясь с соседями-горцами, терские казаки переняли у них обряд куначества. Кунаком становился добрый гость, кунаком мог быть и хозяин дома. В доме кунак пользовался почтением всей семьи. «Русские, живущие в пограничных с Кавказским хребтом районах, и особенно казаки на Линии, имеют кунаков среди черкесов, чеченцев и других народностей, с которыми они поддерживают дружеские отношения в мирное время».2

Одним из основных инструментов общения является язык. Именно это условие является основной предпосылкой понимания людьми друг друга. Социальный по своей сути, он составляет часть человеческого поведения, которое включает в себя как вербальную, так и невербальную формы, и в определенной мере подчиняется тем же законам, что и человеческое поведение в целом. Большая часть человеческого поведения социально регламентирована, обусловлена этническими нормами, традициями, ценностями общества, т. е. основана на несовпадении социальных конвенций в разных языках, что и находит свое отражение в языке. Именно в языке находят свое отражение как менталитет, так и поведение говорящего на нем социума. Понимать культуру другого народа в значительной степени, хоть и не до конца, можно через переводчиков. В целях адекватного понимания проблемы общения носителей различных культур, необходимо осознать значение перевода и понимание его как средства общения носителей различных культур, взаимодействия представителей разных национальных сознаний.

Образы языкового сознания как компоненты языковой картины мира представителя этнокультуры варьируются от языка к языку, от культуры к культуре и не совпадают в полной мере со значением слов перевода, так же, как и картина мира одного этноса не подвергается простому перекодированию на язык другого народа.

Своеобразным был и язык казаков. Так, например, устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры. Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, а также заимствованные слова из языков горцев, сочный колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа. Население кубанских станиц, которое говорило на двух родственных славянских языках - русском и украинском, легко усваивало языковые особенности обоих языков. При необходимости многие кубанцы без труда переходили с одного языка на другой. В общении со станичниками, родственниками, соседями кубанцы «балакали», то есть, говорили на местном диалекте. Речь кубанских казаков изобиловала поговорками, пословицами, фразеологизмами. Фразеологизмы отражали национальную специфику языка, его самобытность, передавали богатый исторический опыт народов, связанный с трудовой деятельностью, бытом и культурой. Родственные языки на Кубани не просто механически перемешались, но и создали новую культурную реальность.

Место обрядов и музыкально- песенного фольклора в духовной культуре казачества

Может из нас каждый жизнь свою отдать». В целом же этот жанр несет на себе сильнейший отпечаток традиций, образа жизни, бытовых основ, социальных и семейных отношений казачества. Многие лирические песни исполняются от лица мужчин, но наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде. Женщины-казачки также являлись исполнительницами казачьих лирических песен, главной темой которых была любовь, ожидание мужа или любимого с войны или со службы.1

Ведущее место в казачьих песнях получает детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.

Особо следует упомянуть о свадебных песнях, которые отличались разнообразием. Еще до свадьбы, в процессе ее подготовки и выполнения различных обрядов, как-то: рукобитие, сговор и т. п., исполнялись песни: сначала богатырские, потом свадебные и плясовые: вот как это было у донцов: «У нас ныне незнакомый побывал, у столика три ножечки поломал. А кто нашу Грунечку целовал? Чужой парень Грунечку целовал, какой чужой - это Ванечка мой!». Следующий пример свадебной песни существовал у терских казаков - «Как во поле травка стелется, голубой цветок лилеется, эвайле, войлюле, люле, люле, голубой цветок лилеется...». И далее, опуская повторы: «Молодой Сережа женится, молодую себе Леночку берет. Молодую все хорошенькую. Белолицу, чернобровенькую. Набелилась, нарумянилась, чтоб Сережи понравилася», и т. п.

Были песни, которые исполнялись только на девичниках, при поездке молодых в церковь и обратно, а также непосредственно за свадебным столом. На свадьбах, как правило, исполнялись общерусские песни, такие как: «Вниз

по матушке, по Волге», «Ой, вы сени, мои сени», «Гуляет по Дону казак молодой», но не было исключением исполнения песен народов Северного Кавказа.

Содержание свадебных песен тесно связано с общественно-бытовыми функциями, которые проявляют себя полифункционально. Это, прежде всего, сохранение коллективной исторической памяти, а в целом это комплекс функций (гносеологическая, эстетическая, воспитательная), обеспечивающий стабильный уровень эстетических и нравственных критериев общественного и семейного поведения. Реализуются нравственно-эстетические идеалы в текстах свадебных песен через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. В мотивации сюжетов (тема любви, расставания, предугаданной разлуки с семьей, родителями, супружеской верности и неверности) свадебной песни прослеживаются общественно-бытовые функции.

Обрядовые песнопения, которые сопровождали народные праздники, широко известны - это рождественские пения «Торжествуйте, веселитесь, люди добрые, со мной! И восторгом облачитесь в ризу радости святой... Будем вечно Бога славить, и в такой день торжества честь имеем мы поздравить с днем Христова Рожества!», и колядки «У Данилы во дворе на Сиян-ской горе, да стояла древа, древа купарева. Да радуйтесь земли, веселитесь люди - сын Божий народился!», и щедровки: «Слушая от старших и самостоятельно распевая щедровки, казачья молодежь воспринимала с детства поэтический строй родного языка, учась щедрости на доброе слово, благодарности за милосердие, презрение к скупости».1

На Масленицу, Пасху и Троицу девушки водили хороводы, которые сопровождались песнопениями.

Таким образом, фольклор показывает общее и типичное в конкретных живых музыкальных образах и играет роль синтетического начала в этом искусстве. Фольклор помогает создать целостный нравственный образ, который отражает душу казачества. Любое фольклорное произведение казаков можно сравнить с философским сочинением, которое представляет собой «памятник» понимания жизни и понимания мира глубоко думающими личностями в разное время своего существования.

Можно утверждать, что песенно-музыкальное искусство казаков насыщено философско-культурологическим содержанием и играет значительную роль в понимании явлений и событий в жизни казачества. Народная музыка или фольклор служит аккумулятором и транслятором актуальных, социально значимых ценностей и при условии самовозобновления может соответствовать духу времени.1

Уникальный песенный сплав сложился в регионе Северного Кавказа естественным путем и, исследуя казачью музыкальную структуру, следует отметить, что это часть русской традиционной музыкальной культуры, которая пронизана музыкальной культурой украинского и горских народов.

Народное музыкальное искусство казачества Северного Кавказа является средством коммуникации в социокультурном пространстве региона, подтверждая, что фольклор казачества - есть феномен многоуровневый, многоэтапный и разноплановый.

Резюмируя, можно сделать следующие выводы:

1. Культурные традиции казачества Северного Кавказа, являющиеся результатом интеграционных процессов в культуре, имеют следующие особенности. В них нашли отражение: этногенетические связи с древней культурой восточнославянского населения южных и центральных областей России и Украины; специфика патриархально-бытового уклада казаков, явившаяся результатом их военизированного быта - сословной замкнутости; архаические элементы культуры русских старообрядцев; синкретические формы культуры, возникшие в результате сложного взаимодействия традиций и ин новаций индустриальной культуры. Традиции казачества Северного Кавказа представляют собой синтез горской, русской, украинской культур, что нашло подтверждение в материальной (особенности бытового уклада, жилых и военных казачьих построек) и духовной культуры (праздники, обряды, язык, фольклор).

2. Само представление казачества в народном творчестве последовательно передаёт установки обыденного сознания на сохранение и культивирование гуманистических казачьих традиций. Несомненно, это отражает защитную реакцию самосохранения и выживания казачества как социально-исторической общности, её общественного самоутверждения.

3. Основу традиционной культуры казачества составляют военно-патриотические традиции, которые представляют собой сложившиеся морально-политические и нравственно-психологические духовные ценности, а также правила, ставшие нормой поведения казаков в бою и в мирное время. Военно-патриотические традиции включают в себя традиции морально-политического характера (отношение казаков к Отечеству, родной земле, казакам); воинские боевые традиции (отношение к воинскому долгу); традиции нравственно-психологического характера (отношение к старшим, женщинам, детям, власти). Особенностями военно-патриотических традиций являются их преемственность, всеобщность, устойчивость, эмоциональная окрашенность. Они складывались под воздействием мировоззрения казачества, и представляют собой диалектическое единство идеологии, психологии практических действий казаков, неразрывно связанных с их бытом и жизненным укладом.

Похожие диссертации на Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве