Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Любовь как смысложизненная ценность Базарова Марина Владимировна

Любовь как смысложизненная ценность
<
Любовь как смысложизненная ценность Любовь как смысложизненная ценность Любовь как смысложизненная ценность Любовь как смысложизненная ценность Любовь как смысложизненная ценность
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Базарова Марина Владимировна. Любовь как смысложизненная ценность : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Базарова Марина Владимировна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2008.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/105

Введение к работе

Актуальность темы. Трансформация современного российского общества, связанная с развитием техногенной цивилизации, информационных технологий, с актуализацией либеральных ценностей, со строительством новых общественных отношений сопровождается изменениями в системе смысложизненных ценностей человека, в частности, любви. Данное обстоятельство указывает на необходимость изучения смысложизненных ценностей в современном российском обществе, определения изменения основных смыслов в понимании любви.

Особую актуальность приобретает исследование изменений, происходящих в структуре тендерных отношений, а также процессов взаимосвязи современного понимания любви и взаимоотношений мужчины и женщины. В контексте современной социокультурной ситуации, отличающейся мировоззренческой противоречивостью, трансформация семейных ценностей является составляющей изменения тендерных отношений, что обусловливает обращение к рассмотрению влияния любви как смысложизнен-ной ценности на трансформацию российской семьи.

Важность исследования проблемы любви в системе смысложизненных ценностей обусловлена, во-первых, необходимостью всестороннего изучения влияния реалий российской действительности, когда подвержены изменению аксиологические, духовные основы жизни россиян, когда отношения между ними крайне отчуждены, на изменение основных смыслов в понимании любви. Во-вторых, потребностью в осмыслении взаимосвязи любви и трансформации тендерных отношений. В-третьих, необходимостью рассмотрения любви как смысложизненной ценности являющейся детерминантой создания семьи. Исследование данной темы позволяет рассмотреть влияние изменения смыслов любви на эти процессы и тенденции в изменении семейных отношений.

На основании указанных факторов можно заключить, что исследование любви как смысложизненной ценности является актуальным, предполагающим необходимость выявления новых смыслов любви в современном российском обществе, требующим философского осмысления.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую основу работы составляют труды зарубежных и отечественных ученых по философии, психологии, социологии, антропологии, поскольку исследуемая в работе проблематика носит междисциплинарный характер.

Первоначально формы осмысления феномена любви связаны с мифологическими представлениями даосцов в Древнем Китае, тантристов в

Непале и Древней Индии, орфиков в Древней Греции. Труды Платона впоследствии положили начало систематическому философскому анализу феномена любви в европейской философии.

Проблема любви в эпоху Античности наряду с трудами Платона затрагивалась и в произведениях таких мыслителей, как Аристотель, Парменид, Эмпедокл. В средние века проблематика философского анализа любви присутствовала в трудах А. Блаженного, М. Исповедника, Г. Нисского, Г. Палама, в эпоху Возрождения - Дж. Бруно, Л. Валла, М. Монтеня. В работах западноевропейских философов XVII - XVIII столетий: Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка, Б. Паскаля сформулированы основные положения о сущности феномена любви, его значении в жизни индивида и общества, о человеколюбии. Особый вклад в разработку данной проблемы внесли и немецкие философы: Г. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах, И. Фихте, Ф. Шеллинг. Современные представления о любви как ценности сформулированы в трудах западных философов Ж.-П. Сартра, Э. Фромма, 3. Фрейда, М. Шелера, А. Шопенгауэра, К. Юнга.

Большой вклад в разработку философии любви был внесен представителями русской философии: Н. Бердяевым, В. Розановым, В. Соловьевым, Н. Федоровым, С. Франком, которые развивали гуманистические традиции в понимании природы любви и связывали любовную энергию человека не только с продолжением рода, но и с духовной культурой - религией, художественным творчеством, поиском нравственных ценностей.

Проблемами видового многообразия любви, типологий данного феномена занимались Ф. Бэкон, К. Льюис, В. Соловьев, Ф. Стендаль, Л. Фейербах. Вопросы себялюбия рассматривались в работах Б. Паскаля, 3. Фрейда, любви и брака - А. Аврелия, Н. Бердяева, М. Монтеня. Наиболее значимые философско-антропологические исследования в области антропологической сущности любви проводили Д. Гильдебранд, Л. Фейербах, 3. Фрейд, Э. Фромм, М. Шелер.

В социально-философском аспекте любовь исследовалась в работах К. Гельвеция, А. Герцена, Н. Добролюбова, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Б. Рюрикова, В. Соловьева, Ф. Стендаля, Д. Юма, Л. Фейербаха, Н. Чернышевского. В современных исследованиях Дж. Блока, С. Голода рассматривались национальные особенности любви. Культурологический анализ любви дается в трудах К. Василева, С. Голода, А. Ивина, Д. Райгородского, В. Розина, А. Чанышева, В. Шестакова. В философско-психологическом аспекте любовь была предметом анализа Б. Рюрикова, С. Рубинштейна, Ф. Стендаля, Л. Толстого, В. Франкла, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга.

Проблема ценностей разработана А. Здравомысловым, М. Каган, В. Тугариновым и другими исследователями. Особенности динамики ценностей, переосмысления системы ценностей представлены в работах Г. Головных, А. Здравомыслова, Н. Лапина, Н. Медведева, Р. Соколовой.

Изучаемая проблематика широко освещена в периодической печати, сборниках научных статей. Кроме того, в последние десятилетия феномен любви анализировался в ряде диссертационных исследований: >

изучался философско-антропологический взгляд па онтологические основания любви (Р. Жанбуршина, Т. Бреус, Л. Пятилетова);

исследовались отношения любви как социокультурной универсалии и их актуализация в литературном дискурсе (Е. Шапинская);

исследовались лингвокультурологические основания русского концепта «любовь» (Е. Каштанова, Е. Балашова, Л. Кузнецова);

исследовалась философия пола и любви Н.А. Бердяева (Ю. Черный);

исследовались стереотипы любовных отношений в европейской культуре (Н. Надолинская);

исследовалась тендерная деконструкция смыслов любви в контексте отечественного философско-культурного дискурса (Е. Турутина).

Таким образом, на достигнутом уровне разработанности проблемы стало возможным осуществить философское исследование любви как смысложизненной ценности, поскольку подобное исследование, до сих пор не предпринималось. Именно это открывает простор для самостоятельного исследования автора.

Объектом исследования выступает система смысложизненных ценностей современного человека.

Предметом исследования содержание, культурные смыслы любви как смысложизненной ценности в современном российском обществе.

Цель работы состоит в определении особенностей понимания любви как смысложизненной ценности в современной России.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие основные задачи:

уточнить понятие «смысложизненные ценности»;

проанализировать эволюцию представлений о любви в гуманитарном знании;

дать определение любви как ценности;

исследовать любовь как смысложизненную ценность человека современной России;

определить влияние современного понимания любви на изменение тендерных отношений;

- установить влияние современного понимания любви на трансфор
мацию российской семьи.

Теоретико-методологичекую основу исследования составляют концепции и теории отечественных и зарубежных философов - концепция «деструкции любви» Э. Фромма, теория смысла и теория ценностей В. Франкла, теория ценностей М. Шелера. ,

Методологическую основу исследования составил семантический подход, использование которого позволило рассмотреть любовь в системе культурных смыслов.

Системный подход дал возможность рассмотреть избранный объект исследования как целостное явление, обусловленное многообразием культурных, исторических и социальных факторов; позволил рассмотреть многочисленные представления о любви в рамках гуманитарного знания, систематизировать их, выявить сходства и различия в их интерпретациях.

Тендерный подход использовался для раскрытия влияния современного понимания любви на трансформацию тендерных отношений и семьи.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

уточнено понятие смысложизненных ценностей как существующих, в сознании каждого человека ориентиров, направленных на наполнение жизни уникальным содержанием, позволяющим осознать, что личность способна к самосовершенствованию, самореализации, самоизменению;

обосновано, что эволюция представлений о любви в гуманитарном знании заключается в накоплении культурных смыслов любви, направленных в сторону усложнения трактовок;

дано определение любви как смысложизненной ценности, являющейся мотивационным феноменом, показано, что любовь направлена на. внутреннее самосовершенствование, эмоциональное наполнение жизни, на утверждение уникальности существования человека, установление гармоничных отношений между людьми;

выявлено, что в современном российском обществе любовь как смысложизнелная ценность не теряет своей актуальности, установлено, что современное понимание любви характеризуется сочетанием культурных смыслов: социального, этического, эстетического, биологического;

определено, что современное понимание любви обусловливает изменение тендерных отношений, проявляющееся в трансформации поло-ролевых отношений — в усилении их рационализации и прагматизации, феминизации мужчин и маскулинизации женщин;

обосновано, что в основе создания современной российской семьи лежит принцип дуализма социально-эстетического и биологического смыслов, который может стать причиной нестабильности семейных отношений.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

.1. Смысложизненные ценности, в систему которых входят любовь, жизнь, свобода, правда, красота, истина, - это существующие в сознании каждого человека ориентиры, связанные с осмыслением человеком своего бытия, определяющие его на самоизменение, самосовершенствование, самореализацию и наполнение жизни уникальным смыслом, который позволяет понять, что личность способна обрести новое качество. Смысложизненные ценности определяют духовное содержание жизни, заключающееся в процессе обновления и восхождения к идеалам и реализации их на своем жизненном пути.

  1. В гуманитарном знании прослеживается эволюция направлений в понимании любви, проявляющаяся в усложнении культурных смыслов любви: на низшем уровне культурности любовь обнаруживает себя в связи с жизненно важными потребностями, на более высоком уровне культурности любви, уровне само проявления, любовь способствует самореализации личности. В действительной любви высшего уровня культурности преимущественной ценностью является не сама любовь, а другой человек.

  2. Любовь как смысложизненная ценность представляет собой моти-вационный феномен, обогащающий идеалами, насыщающий глубокой духовностью человеческие отношения, содержащий ощущение уникальности, подлинности и незаменимости человека, проявляющийся через рефлексию в акте переживания. Любовь как смысложизненная ценность всегда проявляется в эмоциональном созерцании, сопровождается ощущением радости, счастья и незаменимости.

  3. В современном российском обществе любовь как смысложизненная ценность сочетает в себе культурные смыслы: социальный - любовь связана с идеей разумной социальной организации, с гармонизацией человеческих отношений; этический - любовь есть гуманистический принцип, вершина нравственного отношения к человеку; эстетический — любовь есть духовное наслаждение, желание красоты и влечение к красоте; биологический - любовь есть комплекс желаний и связанных с ними переживаний, имеющих в основе биологические инстинкты, обусловливающие взаимное притяжение полов и симпатию.

  4. Доминирование понимания любви как биологического влечения полов приводит к изменению тендерных отношений в сторону рационализации, благодаря которой поведение и чувства человека контролируются им самим; прагматизации, способствующей ослаблению, традиционных для российской культуры, романтизма, эстетизации и облагораживания любовных отношений; маскулинизации женщин и феминизации мужчин;

6. В современном российском обществе зачастую детерминантой создания семьи является дуализм социально-эстетического смысла любви и биологического, заключающийся в первичности физиологического компо*-нента и вторичности духовного, что обусловливает негативное влияние на прочность и стабильность семейных отношений; современная семья зачастую менее стабильна и устойчива в силу недолговечности любви в социально-эстетическом и биологическом смыслах.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется, возможностью расширения представлений о системе смысложизнен-ных ценностей человека современного российского общества. Материалы могут быть использованы для углубления представлений о любви. Выводы и положения, изложенные в диссертации, можно применить, в качестве информационной базы при разработке спецкурсов: «Антропология любви», «Философия любви», «Социология гендерньгх отношений», «Смысложизненные ценности современной семьи».

Материалы диссертации могут представлять интерес для средств массовой информации и других структур, влияющих на формирование общественного мнения. Результаты исследования могут быть использованы общественными организациями при разработке программ, направленных на пропаганду семейных ценностей и гармонизацию тендерных отношений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на Международной конференции «Ценности интеллигибельного мира» (г. Магнитогорск, 3-4 февраля 2006 г.), III ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону, 5-24 апреля 2007 г.), на 51-ой, 52-ой, 53-ой научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (г. Ставрополь, 2006 г., 2007 г., 2008 г.).

Основные положения диссертационного исследования отражены в девяти публикациях общим объемом 2,9 п.л., в том числе в одной статье, опубликованной в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 173 машинописных страницах, библиографический список включает 246 наименований, в том числе 5 на иностранных языках.