Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Магия как культурно-религиозный феномен Ермолина Юлия Владимировна

Магия как культурно-религиозный феномен
<
Магия как культурно-религиозный феномен Магия как культурно-религиозный феномен Магия как культурно-религиозный феномен Магия как культурно-религиозный феномен Магия как культурно-религиозный феномен Магия как культурно-религиозный феномен Магия как культурно-религиозный феномен Магия как культурно-религиозный феномен Магия как культурно-религиозный феномен Магия как культурно-религиозный феномен Магия как культурно-религиозный феномен Магия как культурно-религиозный феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ермолина Юлия Владимировна. Магия как культурно-религиозный феномен : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Ермолина Юлия Владимировна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Орел, 2009.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/255

Содержание к диссертации

Введение

1 Проблема соотношения магии и религии в истории культуры 12

1.1 Концептуальные основания исследования сущности магии 12

1.2 Генезис магии как культурно-религиозного феномена 42

1.3 Магия и религия: единство и различия 59

2 Феномен магии в современной культуре 78

2.1 Магия в структуре эзотерической культуры 78

2.2 Традиции магии в современной культуре 97

2.3 Функционирование магии в культуре современного общества 117

Заключение 134

Список литературы 139

Введение к работе

Актуальность исследования. В современную эпоху — эпоху глобализации, технотронного общества и триумфального шествия рационализма - интерес к истокам культуры и феноменам архаической жизнедеятельности не угасает, а, напротив, усиливается. Это связано со значительными социокультурными изменениями: разрушаются прежние системы ценностей, формируется глобальное информационное пространство, растет социальное и политическое напряжение. В связи с этим все больше людей начинают рассматривать свое бытие не только в координатах прагматического мироощущения, они стремятся найти жизненные ориентиры в духовной сфере и даже в виртуальной реальности. Такое мироощущение предполагает существование сил, проявляющихся за пределами физических констант, носящих иррациональный характер, не поддающихся экспериментальной проверке.

Для современного человека, живущего в период глубоких общественных и личных потрясений, проблема реального выживания и обретения внутренней психологической устойчивости в катастрофическом мире становится особенно важной. Традиционные религии, выполняющие креативные функции, не в состоянии полностью удовлетворить потребности людей в духовном спасении, и магия как культурно-религиозный феномен, и как форма эзотерической культуры, отражающая сложные и неоднозначные поиски современного человека в сфере духовной самоидентификации, берет на себя ряд их функций.

В настоящее время научное сообщество проявляет интерес к исследованию магии как к важнейшему элементу современной массовой культуры и, более того, важнейшей составляющей русской национальной культуры.

Выдающиеся русские религиозные философы 2-ой пол. ХГХ в. - 1-й пол. XX в., в частности, К.Н. Леонтьев, считали, что национальная культура основывается не только на традиционных, православных, христианских ценностях, но и включает в себя «вещественные и мистические предметы веры» .

1 Назаров, B.H История русской этики [Текст] / В.Н. Назаров - М.: Гардарики, 2006, С. 96.

Современная магия, опираясь на древние традиции, обращается и к новым научным технологиям. В условиях глубокого духовного кризиса многие элементы культуры оказываются под воздействием магии, изменяя свои духовные основания, вплоть до превращения их в свои противоположности. Обращение к проблеме магии как культурно-религиозному феномену таюке обусловлено необходимостью осмысления тенденций его эволюции в современном обществе, ценностных оснований, структурных элементов, специфики функционирования, магических практик и их влияния на формирование массового и индивидуального сознания.

Подобные явления актуализируют необходимость исследования магии как культурно-религиозного феномена, выявления его места и роли в современной культуре.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучение магии имеет достаточно длинную историю. Но если говорить о систематическом исследовании этого феномена, то комплексное научное рассмотрение магии началось сравнительно недавно. Как культурно-религиозный феномен она привлекла внимание западного религиоведения и социальной антропологии в последней четверти XIX века. Исследование магии начинались с накопления эмпирического материала: с описания магических приемов, обрядов и их классификации (Ван Геннеп, Б. Арнольд, Л. Юрбон). Новым аналитическим этапом в изучении магии было выявление ее социальных функций (Э. Дюркгейм, Э. Эванс-Причард). Ближе всех к пониманию социально-культурной значимости функции магии подошел Б. Малиновский. Основная функция магии названа им «культурной». По его мнению, она заключается в формировании человеческого оптимизма, в усилении веры в победу надежды над страхом.

Благодаря усилиям западных этнографов, религиоведов, антропологов и социологов к настоящему времени имеется достаточное количество зарубежных исследований по данной теме. Наибольшую известность получили труды К. Леви-

Стросса, Л. Моргана, М. Мосса, Э. Тэйлора, Дж. Фрезера, ныне уже ставшие классическими.

Так, Э. Тэйлор и Дж. Фрезер, представители английской антропологической школы, исследовали сущность магии, причины ее возникновения в первобытной культуре.

В России изучением магии занимались выдающиеся фольклористы, этнографы, историки, философы: А.Н. Афанасьев, В. Басилов, В. Богораз, А. Ветухов, В. Вербицкий, Г.П. Дурасов, ДК. Зеленин, Е.Г. Катаров, И.А. Кремлева, Т.Д. Листова, Л.Н. Майков, Н. Познанский, В.Я. Пропп, Л.В. Черепнин.

Проблему магии с позиций религиоведения рассматривали специалисты в области теории и истории религии (Ю.Ф. Борунков, И.А. Крывелев, Т.И. Касавин, Б.А. Лобовик, Б.И. Пружинин и др.). Ряд трудов посвящен определению границ между религией и магией, и месту магии в структуре мифологии (С.Ф. Анисимов, Ф.Ю. Бородин, С.Н. Давиденков, В.И. Емелях, А.Ф. Лосев, В.А. Руднев и др.).

В последние годы интерес к данному феномену проявлен представителями естествознания (В.И. Аршинов, Л. Болдырева, А.П. Дубров, Ю.Л. Климонтович, Ю.В. Сачков).

В настоящее время среди отечественных исследований имеется незначительное количество работ, посвященных анализу сущности магии и ее структуры: «Магия как социокультурный, феномен» СЕ. Гречишникова, «Мистицизм в современной молодежной среде: социально-философский анализ» С.Н. Волкова, «Мистицизм как социальный феномен» Л.А. Бессоновой. Следует отметить работу А.Ю. Григоренко «Разноликая магия». Среди последних исследований феномена магии в культуре - это произведение М.А. Маркова «Магия как бинарная система и ее влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека», которое обращено более к гносеологическим аспектам магии.

Значительное место в изучении магии занимают труды, посвященные исследованию религиозного сознания и мистической духовной традиции (Н.С. Капустин, Л.Н. Митрохин, В.Л. Рабинович, С.Л. Рубинштейн, С.А. Токарев),

6 а также работы В.Я. Режабека по мифологическому мышлению.

Необходимо отметить также исследования Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера, П. Фейерабенда, Дж. Холтона. Эти авторы рассматривают проблемы вненаучного знания в историческом контексте науки и указывают на существование многообразных видов знания (одним из них является магия) и различных типов рациональности.

В российской философии эта проблема рассматривается в многочисленных работах таких философов, как Н.И. Автомонова, П.П. Гайденко, Т.Г. Лешкевич, М.К. Мамардашвили, Л.А. Мирская, В.Н. Порус, В.П. Филатов. Представители данного направления, определяя формы вненаучного знания, указывают на ее важнейшую форму - эзотерическую культуру. Структура эзотерической культуры, ее система изучалась по трудам Жерара Анкосса (Папюса), Ю.В. Курносова, В. Кроу, В.Н. Назарова, B.C. Соловьева, Ж. Тондрио, М.И. Шахновича, В.А. Хршановского, Д. Ханта.

Несмотря на определенный прорыв в изучении магии в последние десятилетия, до сих пор существует круг вопросов, остающихся за границами внимания отечественных исследователей. К их числу относится взаимоотношение магии и религии в истории культуры, определение места магии в современной культуре, ее функционирование и своеобразие. В связи с этим возникает необходимость в дальнейшем комплексном изучении вышеназванного феномена в современном социокультурном пространстве.

Объект исследования: религиозная культура.

Предметом исследования является магия как феномен религиозной культуры.

Цель исследования состоит в анализе культурно-религиозного феномена магии, определении его места, роли и функционирования в современной культуре.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

- выявить основные теоретико-методологические подходы в изучении сущности магии;

раскрыть генезис магии как культурно-религиозного феномена, на основе исследования взаимоотношения религии и магии в истории культуры;

обозначить границы магии в структуре эзотерической культуры;

проанализировать виды и традиции магии в контексте социокультурного опыта;

- определить специфику магии и ее функционирование в современной
культуре.

Теоретические и методологические основы исследования.

Методологическим основанием диссертационного исследования является комплексный, системный, целостный метод, ибо для философско-кулыурологического подхода свойственно стремление объединять, синтезировать материал отдельных наук о культуре. Он сочетается со стремлением к различению и детальному описанию различных типов культурных явлений. С этой целью нами был использован идиографический метод, направленный на изучение не только общего, а и особенного, индивидуального, неповторимого в явлениях культуры. Такие подходы к исследованию культурных феноменов дают преимущество многостороннего «объемного» их изображения. Использование других общенаучных методов: аксиологического, интуитивно-психологического («вчувствование»), герменевтического, структуралистского («археология гуманитарных наук» М. Фуко), а также компаративистского (кросс-культурного), позволяет учитывать взаимовлияние между селективной практикой и социумом, взаимообусловленность развития парадигм от их темпоральных горизонтов, реконструировать интеллектуальную и культурную жизнь прошлого, определять правила интерпретации философских, психологических, культурных, религиозных «текстов», выявлять специфику формирования идеальных ценностей («ценностных благ культуры»). Базовой методологической посылкой исследования считаем признание культурно-исторического и коммуникативного детерминизма, обусловленного социокультурной и коммуникативно-кодовой природой современного гуманитарного знания.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в

целостном культурно-философском анализе феномена магии, определении ее специфического функционирования в современной культуре.

В связи с этим в диссертации выявлены и структурированы теоретико-методологические подходы к определению магии как культурно-религиозного феномена;

показано, что магия, возникнув в первобытной культуре, одновременно являясь формой мифологического сознания и древнейшей формой религии, на протяжении всей истории культуры находится с последней в диалектическом взаимодействии;

доказано, что магия входит в структуру эзотерической культуры и присутствует во всех видах классического оккультизма, а в праксиологическом аспекте присутствует во всех современных религиях;

проявлены специфические особенности магии и ее функционирования в современной культуре.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В диссертационном исследовании показано, что анализ феномена магии приводит к структурированию ее концепций на основе классификации гуманитарных знаний и выделению соответствующих подходов в культуре при изучении данного феномена: философско-культурологическая школа (психолого-аналитическая, функциональная, структуралистская, философско-антропологическая, диалектико-материалестическая и т.д.); социологическая, психологическая и эзотерическая. Специфика магии как культурно-религиозного феномена наиболее полно может быть представлена на основе комбинации различных подходов и методов анализа.

На уровне культурфилософских обобщений магию необходимо определять в рамках более широкого культурно-религиозного контекста. На наш взгляд, магия — исторически обусловленный способ духовно-практического освоения действительности, основанный на вере в возможность сверхъестественного воздействия на объекты окружающего мира со стороны человека, овладевшего эзотерическими знаниями.

  1. Определено, что исторический возраст и повсеместное распространение магии как культурно-религиозного феномена бесспорны: возникнув в условиях синкретизма первобытной культуры, она выступает одновременно древнейшей формой мифологии и религии. Поэтому противостояние религии и магии представляется искусственно усложненным. Оба феномена имели единые гносеологические, социальные и психологические предпосылки возникновения, основывались на вере в существование сверхъестественных сил и признании их главенствующей роли в мировоззрении и жизни людей. С эпохи «осевого времени», по К. Ясперсу, (возникновение великих религиозных систем: буддизм, ислам, христианство) происходит расхождение магии и религии в разные сферы духовной жизни. Далее их взаимоотношения строятся на основе диалектического взаимодействия.

  2. В диссертационном исследовании показано, что эзотерическая культура — древнейшая и неотъемлемая часть общей культуры человечества, ее мистическая составляющая, поэтому она выступает как основа вненациональной, духовной традиции. Структурная модель эзотерической культуры включает эзотерические традиции, традиционные формы эзотерического знания (сакральные науки) — астрологию, алхимию, магию и оккультизм как особый тип эзотерического знания, включающий теософию и антропософию.

Магия, относясь к традиционным формам эзотерики, связана с изначальными традициями, а ее элементы присутствуют практически во всех видах классического и современного оккультизма.

Эволюция магии как традиционной формы эзотерического знания постепенно популяризируется и ныне приобретает не только элитарный (сакральный) характер, но и становится частью массовой культуры, основанной, в первую очередь, на психопрактике.

4. В диссертационном исследовании определено, что массовое
распространение магии в современной российской культуре связано, во-первых, с
ее особой активностью в эпоху кризиса и общественных потрясений, т. к. человеку
представляется возможным решение проблем только при помощи

сверхъестественных сил; во-вторых, разрушение православного ядра русской национальной культуры позволило магии взять на себя часть ее функций: «утешительную», идеологическую, объяснительную и регулятивную. В-третьих, по-прежнему магические действия лежат в' основе культовой практики всех современных религий; в-четвертых, духовный мир человека невозможен без таинственного, сакрального, без традиционных форм эзотеризма, к которым относится магия. Отсюда закономерно, что магия остается не только частью элитарной, эзотерической культуры, но и пронизывает массовую культуру, т. к. последняя, характеризующаяся динамичностью, диверсификацией (стилистическим плюрализмом), конформизмом, вместе с тем является и «питательной средой» для шарлатанов, именуемых себя «магами» и «ясновидящими».

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что ее обобщения и практико-значимые выводы могут быть применены, во-первых, для дальнейшего проведения исследования проблем соотношения философии, науки и магии; во-вторых, для изучения культурных и философских оснований современного феномена магии и его влияния на развитие культуры; в-третьих, в преподавании различных дисциплин гуманитарного блока в ВУЗе (культурология, религиоведение, философия культуры, философская антропология).

Результаты исследования можно использовать в образовательно-воспитательном процессе в учебных заведениях, при разработке базовых и элективных курсов по философии религии, философской антропологии.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры логики, философии и методологии науки ГОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Основные положения и выводы исследования представлены на следующих научных и научно-практических конференциях: Всероссийская конференция «Гармония и хаос: этико-эстетические аспекты» (г. Санкт-Петербург 2006 г.); IX Международная научно-практическая INTERNET конференция «Ментальность, общество, экономика: проблемы развития России» (г. Орел, 2007 г.); Всероссийская конференция «Россия.ХХ век» (г.

11 Орел, 2007 г.); X Международная научно-практическая INTERNET конференция «Россия в XXI веке: развитие в условиях глобализации» (г. Орел, 2008 г.); XI Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 2008 г.); V Международная конференция «Семиозис и культура: методологические проблемы современного гуманитарного знания» (г. Сыктывкар, 2008 г.)

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и библиографии.

Концептуальные основания исследования сущности магии

Культура, по мнению отечественного ученого-религиоведа Н.С. Капустина, «включает в себя науку, религию и магию, следовательно, мы обязаны осветить такой феномен, как магия, с оккультной стороны, философской и со стороны научных знаний. Изучение магии позволяет обозначить этот феномен, прежде всего как нечто таинственное, отличающееся от обычного мира идей и форм. При этом сфера тайного не является актом веры, обнаруживающим себя в религии, и не означает нечто недоступное рациональному познанию»2.

Исследование сущности магии потребует от нас значительной аналитической работы для раскрытия ее сущности на темпоральном уровне.

В первую очередь предпримем попытки рассмотреть магию глазами ее адептов. В свое время, Агриппа Неттесхеймский, не только исследовал магию в рамках оккультной традиции, но одним из первых попытался подытожить теоретические сведения о ней. Целью Агриппы было обоснование необходимости превращения магии в науку. На основе синтеза всех оккультно-магических учений этот автор стремился найти те сверхъестественные тайные силы, которые связывают в единое целое все элементы Вселенной. Эти силы Агриппа назвал «симпатии» и «антипатии»3. Магия, превращенная в подлинную науку, должна была, по замыслу Агриппы, стать средством овладения скрытыми силами природы. «Свойства, получаемые вещами от мировой души, посредством звездных лучей, могут быть найдены лишь путем догадки и опыта. Тот, кто хочет исследовать, должен, прежде всего, знать, что всякая вещь тяготеет к себе подобной и всем своим существом притягивает к себе подобную. Все вещи богаты известными свойствами и качествами, например, теплотой, холодом, смелостью, страхом, печалью, гневом, любовью или какой иной страстью или силой — все эти вещи сильно тяготеют к вещам с подобными же свойствами и вызывают в них подобные же силы» . Это взаимное согласование древние греки называли «симпатией». Закон симпатии и антипатии имел значение и в философии неоплатоников. Агриппой он был введен в ранг всеобщего закона природы и более двух столетий служил объяснительной моделью всех явлений. Понимаемая таким образом магия получила название «натуральной философии», в рамках которой человек есть микрокосм, и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы. Мир назьшается макрокосм. Руководящей идеей становится мысль, что все однородное находится в условиях взаимного обмена, высшее господствует над низшим, но и низшее может действовать обратно и привлечь к себе силы высшего. Поэтому магические операции основываются на действии единого всеобъемлющего закона природы, на целесообразном приложении сил природы. Магия основывается уже не на «несанкционированных культурой операциях», исполняемых с помощью духов, но на целенаправленном использовании человеком Закона Подобия. В этом суть учения Агриппы, который хотел, чтобы магов считали не чернокнижниками, а носителями «высочайшей и священнейшей науки»5.

Французский исследователь оккультизма А. Патаф, считал, что магия предвосхищает современную науку, поскольку включает в себя рассуждения по аналогии и находит живую суть существ и вещей, тогда как наука «воздействует лишь на их внешнюю оболочку и изучает только симптомы» . Магия воздействует на мир невидимый так же, как наука — на мир видимый. В этой точке зрения явно прослеживается очарование магией и недооценка роли опыта и научного знания.

Столь же далека от объективной оценки роли магии в культуре, в том числе в сравнении с наукой, позиция Э. Леви, который относил магию к «точной и абсолютной науке о Природе и ее законах»7. Э. Леви видел в магии «золотую середину» между философией и религией. В ней сочетаются разум, наука и верования. Придерживаясь теории «животного магнетизма», он утверждал, что существует сложная действующая сила, сила природная и божественная, одновременно телесная и духовная, общее вместилище вибраций движения и образов форм, которое можно назвать фантазией природы. Посредством этой силы все неравные системы тайно сообщаются между собой, отсюда приходят симпатия и антипатия, отсюда сны, отсюда феномены ясновидения и сверхъестественного видения. Эта универсальная действующая сила природы и есть, по мнению исследователя, великий секрет практической магии.

Известный эзотерик А. Кроули в своей работе «Магия в теории и на практике» определял ее следующим образом: «магия — это наука и искусство вызывать изменения, совершающиеся в соответствии с желанием»8. Магия, по мнению А. Кроули, опирается на все существующие знания, а также и на современные научные знания. Это «определенная система описания и взаимодействия с миром, и поэтому магический язык — не более чем удобная система классификации, позволяющая магу фиксировать свой опыт по мере его приобретения»9.

По мнению. В.Н. Назарова, А. Кроули предельно расширяет понятие магии, подводя под нее фактически всю обычную человеческую деятельность. Каждый человек, воплощающий свои желания в действия, является магом; следовательно, каждый, кто хочет действовать успешно, должен изучать законы магии10.

Таким образом, магия в понимании А. Кроули - это учение о законах и принципах любого волевого действия. При этом он пытается объяснить, почему современный человек является магом скорее в потенции, чем в действительности. Проблема заключается в неумении реализовывать свое желание. Поэтому, согласно А. Кроули для того, чтобы вызвать какое-либо изменение, т. е. фактически стать магом, необходимо, прежде всего, выяснить количественные и качественные характеристики условий, необходимых для данного изменения.

Магия и религия: единство и различия

. В китайском оккультизме немаловажную роль играли, например магические зеркала, которые использовались для борьбы с демонами. Для этого они принуждали злого духа увидеть себя в зеркале, после чего он лишался своей силы и больше не мог напасть на мага. По китайским поверьям, любое достаточно старое и большое зеркало, висящее в доме, способно обнаруживать духов. Поэтому его необходимо завешивать и не использовать в других целях.

В Китае фетишизм имеет большое распространение. Амулеты и талисманы популярны не только среди магов, но и в обществе простых смертных. Так, китаянки предпочитают золотые и серебряные треугольники с двумя мечами, подвешенными с двух углов. Такой талисман принесет женщине все, что она пожелает. Сильным талисманом, по мнению китайских волшебников, являются колокольчики, которые маги используют во время своих ритуалов.

Рассматривая магию как древнюю форму религии, мы видим неразрывную связь, которая в первую очередь проявляется в единстве гносеологических, социальных и психологических причин их возникновения.

Гносеологической причиной является способность сознания «удваивать» мир. Любой объект обладает неповторимыми, только ему присущими признаками. В то же время ему присущи признаки, характерные для всех явлений определенного рода. Эти признаки закрепляются в понятиях. Например, лев, олень, заяц и другие животные отличаются от растений, камней тем, что они двигаются, добывают пищу, т. е. живут. Отвлекаясь от конкретных признаков львов, оленей, зайцев, человек закрепляет способность «жить» в понятии «животные». Очевидно, так же возникает и понятие «человеческая душа».

Социальной причиной выступает стихийность природных и общественных процессов. Возникнув в первобытном обществе, религия, так же как и магия способствовали компенсации бессилия людей перед стихийными силами природы, а позже — перед социальными. Современное человечество достигло определенных успехов в освоении природы., Тем не менее, оно испытывает разрушительное действие природных стихий, сущность которых на данном этапе общественного развития еще не познана (или недостаточно познана) в связи с ограниченными научными знаниями и социальными отношениями.

Негативное влияние на себе человек может испытывать и со стороны общества. Многие социальные процессы предстают перед нами неуправляемыми, как и природные стихии. Психологические причины кроются в социальной и индивидуальной психологии, а именно, отрицательные эмоциональные состояния - страх, одиночество, неуверенность, отчаяние и т.п.

Проанализировав эмпирический материал, автор пришел к следующим выводам. Исторический возраст и повсеместное распространение магии бесспорны. Свои истоки магия возводит к изначальным, доисторическим традициям, к которым принято относить, прежде всего, гиперборейскую и атлантическую протокультуры.

В современной науке сложились две точки зрения на генезис магии. Одни ученые считают ее древнейшей формой религии, возникшей в первобытную эпоху, другие видят в ней проявление мифологического сознания. Автор придерживается позиции, что магия - это проявление мифологического и религиозного сознания одновременно. Диссертант соглашается с С.Л. Рубинштейном, который выдвинул идею о единстве мышления. Мифологическое мышление - это один из видов мышления, отличающийся направленностью на объяснение явлений мира, но функционирующее в сферах дефицита знаний, почти полной невозможности проверить его построения. Мифологическое мышление переносит на свои построения то, что доступно наблюдению102.

Древний человек был ограничен в своем познании средой обитания -природной и социальной, причем он лучше знал и понимал свое общество, чем природу, т. к. природа была данностью, а социальная жизнь творилась каждым человеком. Отсюда первая особенность мифологического мировоззрения -социоантропоморфизм - наделение объективного мира своими чертами: мыслями, чувствами, волей, желаниями.

Вторая особенность - выделение мифологического времени и настоящего времени. Возникновение мира не связывается с Богами, их еще нет. Человек в своей жизни видит, что все имеет начало и конец. Возникновение мира и человека относится к так называемому мифологическому времени — времени первотворения. Причем к этому времени относится творение не только материального, но и социального - санкции социального поведения, возникновение добра и зла и т.д.

Возникновение мира и человека объясняется через самого человека -первопредка, который обладал гипертрофированными человеческими или сверхъестественными способностями, утраченными его потомками. Мифологическое мышление носит образно-чувственный характер, поэтому Б. Малиновский и Л. Леви-Брюль также связывали магию с возникновением мифологического сознания, рассматривая ее как древнейшую форму моделирования и интерпретации мира через самого себя.

Структура магии с момента своего возникновения представляет собой комплекс особых обрядов, называемых «магической деятельностью», проявление, которой определяется убежденностью индивидов и социальных групп в том, что сверхъестественное влияние на мир возможно. В любой деятельности, и магия здесь не исключение, выделяют субъект, объект, предмет, содержание, средства, способы, цель и результат. Поэтому «магическая деятельность» лежит в основе культурной практики всех религий, и магия выступает как мифологическая, так и религиозная форма одновременно, дающая возможность общаться со сверхъестественным и в повседневной жизни.

Магия в структуре эзотерической культуры

Расхождение магии и религии, начавшееся в условиях «осевого времени» по Ясперсу, логически приводит исследователя к анализу магии как формы эзотерической культуры12 . Эзотерическая культура выступает как основа общечеловеческой культуры, в которой аккумулируется ее опыт, знания, основные направления. Внутреннее, закрытое знание предназначалось только для посвященных, ибо считалось, что такое общее и целостное знание об основах мира сообщает определять власть наделенным им. Поэтому удостаиваемый такого знания должен был уметь вместить его, т. е. обладать соответствующими качествами ума, духовной зрелостью, ответственностью, и быть в состоянии достойно его нести130.

По мнению В.Н. Назарова, эзотерическая культура включает в себя разные уровни знаний в плане их достоверности и взаимосвязи с изначальной традицией. Это порождает определенную иерархическую соподчиненность различных эзотерических учений. Типология этих учений находится в прямой зависимости от структуры эзотерики в целом или универсальной эзотерики. Единая эзотерическая (или метафизическая) традиция, составляет суть универсальной эзотерики и является ядром ортодоксальных религиозных традіщий. Догматические религии и иные формы экзотерических (профанных) традиций являются внешними оболочками, скрывающими за видимым многообразием единство содержания. На противоположном полюсе от единой метафизической традиции находится «контрэзотерика» или по терминологии Р. Генона «контринициация», как ее отрицание и «переворачивание». Промежуточным звеном между эзотерической традицией и контрэзотерикой является псевдоэзотерика («псевдоинициация). Таким образом, само наличие «контрэзотерики» и «псевдоэзотерики» неотделимо от существования единой эзотерической традиции131.

Термином «контрэзотерика» обозначается совокупность тайных организаций, владеющих инициатическими и эзотерическими данными и направляющих свою деятельность и усилия к цели, прямо противоположной эзотерической традиции -не к достижению «Высшего Тождества» и «метафизической реализации», т. е. одухотворению и просветлению материального, а к материализации и затемнению духовного. Это означает, что представители контрэзотерики стоят за всеми негативными тенденциями современной цивилизации, тайно направляя ход вещей по пути деградации, материализации, духовного вырождения.

В отличие от контрэзотерики, являющейся реальным сверхчеловеческим вызовом традиции, «псевдоэзотерика» есть лишь один из продуктов состояния беспорядка, смешения и забвения традиции, вызванного в современную эпоху «сатанинской» деятельностью, имеющей свою отправную точку в «контринициации». Основными признаками псевдоэзотерического знания являются: во-первых, смешение традиций; во-вторых, материализация сверхчувственного; в-третьих, школьное профанирование традиционного знания .

Структура эзотерической культуры представлена следующими направлениями: эзотерическая традиция, традиционные формы эзотерического знания (сакральные науки) - астрология, алхимия, магия. Оккультизм, включающий теософию и антропософию .

Оккультизм, как направление эзотерической культуры происходит от латинского «occultus» - тайный, темный, сокровенный — и означает учение о скрытой стороне природы и человека, постигаемое путем синтеза тайных наук (таких, как астрология, алхимия, натуральная магия) и ведущее через овладение психическими силами к сверхчувственному восприятию134. Впервые термин употреблен в VI веке Агриппой Неттесгеймским. Как высшее учение, изучающее скрытые, высшие силы природы и человека, оккультизм назван розенкрейцерами и мартинистами135.

Оккультизм стоит на грани между религией, наукой и философией. Признавая откровение главным источником познания, он выступает как определенный тип религиозной философии, основанной на принципе единства всех религий, представляющих собой осколки некогда единой Тайной доктрины.

В своей книге «Систематическая философия в вопросах и ответах: опыт философской пропедевтики», В.Н. Назаров, пишет, что оккультизм, особенно в его практической, прикладной части, прибегает к научному методу исследования природы и человека (в натуральной магии, алхимии, астрологии, герметической медицине и т.д.). В истории науки бьш период (в эпоху Возрождения), когда магия и естествознание были неразрывно связаны. Наиболее радикальные историки науки вообще полагают, что современное естествознание выросло на почве натуральной магии с ее склонностью к наблюдению и экспериментированию над скрытыми свойствами вещей .

В оккультизме принято различать две ветви: западную, берущую начало в Египте и Вавилонии, и восточную, идущую из Индии. За последней закрепилось название теософии («божественной мудрости»). Теософское общество, организованное Е.П. Блаватской, выражает собой как раз восточную ветвь оккультизма.

Теософия существовала во все века, являясь сокровенной частью всех религий. Термин пришел из Ш века н.э. от Александрийских философов, называемых любителями истины. Современная теософия получила широкое распространение благодаря Е.П. Блаватской и ее последователями. Данное учение сложилось под влиянием буддизма, иудаизма, оккультизма, гностицизма.

Функционирование магии в культуре современного общества

Многовековая история магии свидетельствует о том, что этот феномен существует не только за счет инерции общественного сознания и преемственности магической традиции, но, скорее, в силу того, что ее воспроизводит сама социальная реальность. Это воспроизводство обусловлено наличием в социумах определенных условий, вызывающих потребность обращения к магическим практикам. По мнению Дж. Холтона, в США и в России распространяется магия, астрология, исцеление верой, хиромантия и прочие подобные вещи . Такое состояние общества определяется Дж. Холтоном как «недифференцированность различных духовных комплексов в широком общественном сознании, стремление людей полагаться на всякое знание без разбору, лишь бы оно приносило пользу»186.

В последние годы в России мы наблюдаем социальные изменения. Ситуация характеризуется тем, что трансформационные процессы захватили все сферы общества, кризису советской власти как политической структуры и идеологии сопутствовал распад существовавшей культурной модели в самом широком смысле этого понятия. В этой связи человек начинает искать пути и способы построения новой «культурной окружающей среды». Религия или любые квазирелигиозные феномены — широкие мировоззренческие и философские системы, стремящиеся объяснить смысл бытия и место человека в мироздании, - представляются в этой ситуации возможной альтернативой восстановления разрушенной культурной модели и обретения индивидом своего места в окружающем мире. По мнению Б.И. Пружинина, это связано с тем, что в обществе невозможен «вакуум веры» . Существование спроса на подобные культурные феномены обусловило появление многочисленных экстрасенсов, целителей, магов и т.д.

Современная магия рассматривается в общем ракурсе смены культурных парадигм: культуры модерна культурой постмодернизма, для которой характерно плюрализм, мультимедииность, явление множественности, что резко меняет отношение социума к магии .

Постмодернизм затрагивает мировоззренческие проблемы, порожденные постиндустриальной и постинформационной цивилизацией, в той или иной степени, назревшие в российском обществе: несостоятельность неумеренных притязаний разума на овладение абсолютной истиной и плоского сциентизма, разочарование в идеях научно-технического прогресса, глобализации мирового сообщества и т. п.; духовный кризис и переоценка ценностей, утвержденных традиционными религиями и внерелигиозными гуманистическими концепциями189.

Важнейшим отличием постмодернизма от христианства является то, что постмодернистская картина мира обладает онтологической неопределенностью190. Принцип неопределенности, являясь одним из главных понятий постмодернизма, во многом определяет плюралистичность восприятия мира. Это проявляется, в частности, в том, что различные картины мира не только мирно сосуществуют друг с другом в современной культуре, но и могут прггчудливым образом сочетаться в мировоззрении одного человека. Так, например, человек, считающий себя христианином, в то же время верит в гороскопы и магию. Указанное совмещение в мировоззрении совершенно разных установок свидетельствует также о такой черте постмодернистского сознания, как его поверхностность, что характеризуется созданием установки «не на глубину, а на «скольжение по поверхности»191.

С точки зрения автора, такое рассмотрение магии представляется справедливым, но несколько упрощенным: в него совершенно не вписывается несомненный прогресс науки и техники, являющийся важной частью современной культуры. Это противоречие снимается в щгклически-эволюционной модели социокультурной динамики, которая не отрицает важности переходных эпох, но рассматривает их в общем контексте эволюции культуры и общества192. С этой точки зрения, магия наших дней - это не механическое повторение древних знаний, а уникальный культурно-религиозный феномен. Каждая «вспышка сакральности» обладает своими особенностями, поскольку происходит в различных социокультурных контекстах193.

Помимо изменения социокультурной ситуации, на активизацию феномена магии влияет также PI ситуация с изменением самих форм внутринаучной рефлексии, порождаемых внутренними закономерностями развития научного знания. В этом контексте необходимо говорить о поиске нового статуса рациональности. Необходимость же такого поиска заключается в осознании того факта, что классическая научная рациональность не в состоянии адекватно соответствовать новой научной картине мира. Ориентация на объективизм, стремящейся элиминировать все чувственные и аксиологические критерии из познания, была подвергнута пересмотру и критике в неклассическом, а затем и в постнеклассическом типе научной рациональности194.

Поиски новой рациональности привели к переосмыслению проблемы взаимоотношения рационального и иррационального, с критериями последнего связываются принципы магии. По мнению В.Н. Поруса, это попытка расширенного понимания рациональности, при «котором сфера интеллекта и опыта как бы вбирает в себя сферу мистического переживания, чувства»195.