Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты Поликарпова, Елена Витальевна

Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты
<
Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поликарпова, Елена Витальевна. Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13. - Ростов-на-Дону, 2005. - 124 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Методологические и теоретические аспекты феномена медиавоздействия 13

1.1. Концептуально-методологические аспекты медиавоздействия на жизнедеятельность человека 13

1.2. Нейрофизиологические механизмы воздействия масс-медиа на сознание человека 30

1.3. Воздействие масс-медиа на формирование ценностных ориентации человека 48

ГЛАВА ВТОРАЯ. Аксиологические аспекты медиавоздействия на жизнедеятельность человека 62

2.1. Конструктивные и деструктивные эффекты воздействия масс-медиа на ценностные стороны жизнедеятельности человека 62

2.2. Концептуально-аксиологические основы оптимального восприятия масс-медиа человеком 75

2.3. Перспективы воздействия масс-медиа на ценностные ориентации жизнедеятельность человека 88

Заключение 103

Список литературы 116

Введение к работе

начала XXI века является бурный процесс информатизации всех сфер

современного общества, в связи с этим наблюдается рост значимости новых

информационных технологий, особенно в области СМИ, или масс-медиа.

Сейчас происходит революция в информационных технологиях (она

называется дигитальной революцией), вобравшая в себя значительные

достижения электроники, математики, философии, психологии и экономики.

В результате перед нами кардинальный перелом в развитии

информационных технологий, возникших и совершенствующихся вместе с

эволюцией человеческого общества. Современное общество и

соответственно вся жизнедеятельность человека наполнены и пронизаны

гигантскими потоками информации, которые подвергаются обработке.

Поэтому без информационных технологий, равно как и без энергетических,

транспортных и химических технологий, ни общество, ни человек не могут

нормально функционировать. Насыщенность социального мира, всех сфер

жизнедеятельности человека мощными и интенсивными информационными

потоками не только значительно изменило их, но и привело к возникновению

ряда новых проблем, связанных с использованием в СМИ (масс-медиа) таких

новейших информационных технологий, как электронные средства хранения,

обработки и распространения информации, телекоммуникационные,

компьютерные технологии, WEB-технологии и др.

Во второй половине 1990-х годов стала складываться новая система,

которая характеризуется интеграцией различных средств коммуникации

(компьютерные коммуникации, телекоммуникации и др.) и своим

интерактивным потенциалом. Эта система мультимедиа охватывает на

Западе практически все сферы жизни - производство, семью, образование,

здравоохранение, индустрию развлечений и туризма (она начинает свое

бурное развитие и в современной России). Эта новая коммуникационная

система внесла существенные изменения в современную культуру, превратив

4 ее в информационную и оказывая немалое медиавоздействие (воздействие масс-медиа) на жизнедеятельность человека. Современная информационная культура представляет собой единство традиционной культуры и электронных средств коммуникации. Новые электронные средства отнюдь не противостоят традиционным культурам - они их абсорбируют. Примером чего является японское изобретение караоке, в 1990-х годах быстро распространившееся по всей Азии, которое сейчас проникло и в остальной мир. В целом в Европе, так же как в Америке или в Азии, мультимедиа поддерживают, даже на ранней стадии своего развития, социальную (культурную) структуру, которая характеризуется следующими чертами: широкой социальной и культурной дифференциацией, ведущей к сегментации пользователей, ростом социальной стратификации среди них, коммуникация всех видов сообщений в одной и той же системе благодаря ее интерактивности и селективности индуцирует интеграцию всех видов сообщений в общей когнитивной структуре. Наконец, самая важная черта мультимедиа состоит в том, что «они охватывают в своей сфере большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии», что «они строят новую символическую среду»1. Все это в значительной степени актуализирует проблему медиавоздействия на жизнедеятельность человека.

В общем можно утверждать, что мультимедиа придают виртуальный характер социальной реальности и соответственно жизнедеятельности человека. Изменяющаяся социокультурная реальность, возникшая информационная культура не могут не оказывать влияние на систему масс-медиа и ее воздействия на жизнедеятельность человека. Не случайно, в специальной литературе исследуется феномен медиавоздействия на жизнедеятельность человека, когда подвергаются анализу способность СМИ оказывать воздействие прежде всего негативного характера на сознание и поведение человека - воздействие сексуально откровенной медиапродукции, реакция индивидов на материалы масс-медиа пугающего и беспокоящего

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 349,350-351.

5 свойства и пр. Понятно, что медиавоздействия на жизнедеятельность человека могут носить и позитивный характер, на что тоже обращается внимание в научной литературе.

Анализ специальной литературы, посвященной воздействию масс-медиа на жизнедеятельность человека, который является структурообразующим фактором общества и культуры, показывает, что внимание исследователей сосредоточено прежде всего на социальных и психологических моментах этого воздействия. Однако практически не обращается внимания на нейрофизиологические механизмы воздействия масс-медиа, на значимость средств и способов защиты человека от негативного влияния масс-медиа, на роль планировщиков цивилизаций в функционировании масс-медиа, на выявление значимости систем искусственного интеллекта в обеспечении безопасности жизнедеятельности от аксиологически негативного медиавоздействия. Поэтому философское осмысление данного спектра вопросов проблемы медиавоздействия на жизнедеятельность человека является весьма актуальным и требует своего философско-антропологического анализа.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время не существует фундаментальных исследований, посвященных аксиологическим аспектам медиавоздействиям на жизнедеятельность человека, хотя проблемам различным сторонам роли и места масс-медиа функционировании общества и индивида уделяется немалое внимание. Прежде всего следует отметить, что достаточно подробно изложены социологические и психологические аспекты воздействия масс-медиа в работах Дж. Брайанта, Э. Гидденса, М. Кастельса, Н. Лумана, М. Маклюэна, Б. Маркова, А. Менегетти, А. Моля, И.А. Негодаева, С. Томпсон, Э. Тоффлер и др.3 В фундаментальном

2 См. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.

3 См. Брайант Дж., Томпсон С. Указ. соч.; Гидденс Э. Социология. М., 1999; Кастельс М. Указ. соч.; Луман
Н. Реальность масс-медиа. М., 2005; Менегетти А. Система и личность. М., 2003; Маклюэн М. Средство
само есть содержание // Информационное общество. М., 2004; Марков Б. Человек в эпоху масс-медиа //
Информационное общество. М., 2004; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966;
Негодаев И.А. Информатизация культуры. Ростов-на-Дону. 2003; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. M.,
2001 и др.

и детальном исследовании Дж. Брайант и С. Томпсон «Основы воздействия СМИ» исследуется феномен медиавоздействия и показывается, почему медианасилие может порождать насилие в реальной жизни. Наряду с этим аспектом исследования воздействия СМИ на жизнедеятельность человека в социологическом ракурсе внимание уделяется также возбуждающему воздействию таких видов медиапродукции, как реклама, пропагандистские материалы, медиакампании на аудиторию. Работа Н. Лумана «Реальность массмедиа» посвящена проблеме массмедиа, их месту и роли в современном обществе. Им развивается оригинальная трактовка массмедиа как автономной социальной системы, которая функционирует на основе двоичного кода «информация - неинформация», благодаря чему возникает впечатление, что массмедиа конструируют единственную общественную реальность, относительно которой все человеческое представляет собой «внешний мир»4.

Попытки осветить отдельные аспекты роли масс-медиа в жизнедеятельности общества и человека в контексте информационной эпохи можно найти в трудах А. Барда, Дж. Ваттимо, Г. Грачева, Т. Гэда, Я. Зодерквиста, Р. Йенсена, А. Короткова, А.А. Мухина, М. Мэтиса, И.Н. Панарина, Г.Г. Почепцова, А.Р. Тузикова, В.И. Хозикова, У. Эко и др.5 В работе Дж. Ваттимо показывается, что современное общество - это общество всеобщей коммуникации, где его «прозрачность» достигается благодаря функционированию масс-медиа. В становлении гражданского общества, которое по отношению к государству выступает дифференцированной областью, фундаментальное значение имеет как общественное мнение, так и

4 См. Луман H. Указ. соч. С. 223.

5 См. Бард А., Зодерквист Я. Иетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., 2004;
Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2003; Грачев Г. Личность и общество:, информационно-
психологическая безопасность и психологическая защита.М., 2003; Гэд Т. Создай свой бренд.СПб., 2004;
Йенсен Р. Общество мечты. СПб., 2002; Короткое А. Послесловие к матрице: виртуальные миры и
искусственная жизнь. М., 2005; Мухин А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии.
М., 2000; Мэтис М. накорми зверя по имени медиа..М., 2005; Оссовский В.О. Массовая информация и
общественное мнение молодежи. К., 1989; Панарин И.Н. Информационная война и Россия. М,.2000;
Панарин И.Н. Информационная война и дипломатия. М., 2004; Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.,
2000: Тузиков А.Р. Идеология и массовая практика масс-медиа // Социально-гуманитарное знание. 2001. №
6; Хозиков В.И. информационное оружие. СПб., М., 2003; Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб., 2003 и др.

7 публичная сфера, неразрывно связанные с механизмами информации и социальной коммуникации6.

Особое внимание в работах Н.Л. Волковского, С. Гарфинкеля, А. Гогуна, М.Г. Делягина, А. Доронина, С.Г. Кара-Мурзы, Б. Киви, СП. Расторгуева, Б. Стерлинга и др. уделяется медиавоздействию на сознание человека7. Существенным в этих трудах является то, что в них анализируются методы и способы воздействия масс-медиа (СМИ) на сознание человека для достижения различного рода военных, политических, геополитических и экономических целей. В работах М.Г. Делягина убедительно показывается, что качественное расширение творческого труда, обусловленное широким распространением компьютеров, не только ускорило технологическую эволюцию человечества, но и качественно изменило эту эволюцию, придав ей новое направление. В результате продуктом информационных технологий становится вполне определенное состояние сознания человека, в том числе и в массовом масштабе. «Информационные технологии дают субъекту, относительно профессионально применяющему их, возможность глубокой и относительно произвольной перестройки массового и тем более индивидуального сознания» . Эта возможность уже сегодня активно используется масс-медиа типа CNN и Голливудом для перестройки человеческого сознания в том или ином направлении, для его коррекции, что открывает широкие возможности для государства в решении своих проблем.

Вместе с тем, анализ этих и ряда других исследований феномена медиавоздействия на жизнедеятельность человека показывает, что в философском аспекте, особенно в аксиологическом ракурсе данная

6 См. Ваттимо Дж. Указ. соч. С. 20.

7 См. Волковский Н.Л. История информационных войн. В 2-х частях. СПб., 2003; Гарфинкель С. Все под
контролем: Кто и как следит за тобой. Екатеринбург. 2004; Гогун А. Черный PR Адольфа Гитлера:
Документы и материалы. М., 2004; Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М., 2003;
Доронин А. Дезинформация: войти в королевство кривых зеркал // Безопасность. Достоверность.
Информация. 2001. № 6; Киви Б. Гигабайты власти. М., 2004; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.
М.,2000; Карьера в информационных технологиях / Вед. Ред. А. Элиович, отв. ред. M. Шинкарук. М., 2003;
Расторгуев СП. Философия информационной войны.. М., 2003; Стерлинг Б. Будущее уже началось: Что
ждет каждого из нас в XXI веке ? Екатеринбург. 2005 и др.

8 Делягин М.Г. Указ. соч. С. 141.

8 проблематика изучена еще в недостаточной степени. Если говорить в целом о комплексе литературы по данной теме, то следует отметить, что наиболее часто феномен медиавоздействия становится предметом рассмотрения социологов и психологов, которые стремятся выявить его значение в жизни человека в контексте того или иного социума, а также в культурно-исторической среде. Однако в зарубежной и отечественной литературе практически нет работ, которые раскрывали бы с философской точки зрения данную проблему. Более того, многообразие исследуемых аспектов феномена медиавоздействия на жизнедеятельность человека отнюдь не свидетельствует в пользу того, что данная проблема исследована полно. Анализ существующей литературы показывает, что ряд аспектов, особенно аксиологических, остается неразработанным и недостаточно полно изученным. Среди таких мало исследованных проблем можно выделить вопросы роли планировщиков цивилизаций в функционировании феномена медиавоздействия в контексте хамелеонообразной социокультурной среды, нахождения оптимального варианта взаимодействия человека и масс-медиа, использования систем искусственного интеллекта для выявления в подаваемой масс-медиа информации дезинформации, нейрофизиологических механизмов влияния масс-медиа на сознание человека, защиты личности от негативного аксиологического воздействия масс-медиа и перспектив феномена медиавоздействия на жизнедеятельность человека. Это позволяет сделать вывод о том, что тема ценностных аспектов феномена медиавоздействия на жизнедеятельность человека требует специального исследования с применением философской методологии.

Объектом исследования является место и роль феномена медиавоздействия в жизнедеятельности человека.

Предметом исследования выступает аксиологические аспекты феномена медиавоздейстия на жизнедеятельность человека.

Цель и задачи исследования. Целью предпринятого исследования является философский анализ аксиологических аспектов феномена

9 медиавоздеиствия на жизнедеятельность человека. В соответствии с поставленной целью работы представляется необходимым в ходе исследования решить следующие задачи:

- выявление особенностей медиавоздеиствия на жизнедеятельность
человека;

определение нейрофизиологических механизмов влияния масс-медиа на сознание человека;

установление фундаментальных факторов воздействия масс-медиа на жизнедеятельность человека;

- рассмотрение конструктивных и деструктивных эффектов
медиавоздеиствия на ценностные стороны жизнедеятельности человека;

- анализ концептуально-аксиологических основ оптимального
восприятия масс-медиа человеком;

- показ перспектив воздействия масс-медиа на ценностные ориентации
жизнедеятельности человека.

Методологические основы исследования. В данной диссертационной работе используется теория социального конструирования реальности, аксиологический подход, теории информационного общества и концепция хамелеонообразного характера социальной реальности, методы философско-антропологического анализа, методы научного анализа и синтеза. Для выяснения особенностей феномена медиавоздеиствия на ценностные аспекты жизнедеятельности человека используются результаты зарубежных и отечественных исследований медиавоздеиствия в социологии, психологии, культурологии, теории коммуникаций, информатики, искусственного интеллекта, теории интеллектуальных систем.

Научная новизна исследования состоит в получении следующих результатов:

- выявлены особенности медиавоздеиствия на жизнедеятельность
человека, которые обусловлены социальным конструированием реальности и
хамелеонообразным характером социокультурной среды;

определены нейрофизиологические механизмы влияния масс-медиа на сознание человека, связанные с тонкими связями человеческого мозга и аудиовизуальными сигналами;

установлены фундаментальные факторы воздействия масс-медиа на жизнедеятельность человека, которыми выступают планировщики существующих цивилизаций;

— рассмотрены конструктивные и деструктивные эффекты
медиавоздеиствия, вызываемые противоречивым характером развития
социума, на ценностные стороны жизнедеятельность человека;

дан анализ концептуально-аксиологических основ оптимального восприятия масс-медиа человеком, в качестве которых выступают мягкая программа функционирования мозга человека, социализация ценностей и картина социального мира;

показаны перспективы воздействия масс-медиа на ценностные ориентации жизнедеятельности человека, когда возможна деструкция обеспечивающего непрерывное развитие человечества интеллектуального потенциала человека.

На защиту выносятся следующие основные положения: ,Ч;

  1. Особенности медиавоздеиствия на жизнедеятельность человека выявляются благодаря использованию в качестве концептуально-методологических основ подхода социального конструирования реальности в определенных пределах (речь идет о символической реальности), теории ценностей, теории информационного общества и идеи хамелеонообразного характера социокультурной среды.

  2. Основой механизмов влияния масс-медиа на сознание человека является природный субстрат человеческой экзистенции, который представляет собой совокупность нейрофизиологических механизмов, обрабатывающих аудиовизуальные сигналы, а также взаимодействие мотивационных и когнитивных компонентов функционирования человеческого мозга.

3. Фундаментальными факторами медиавоздействия на
жизнедеятельность человека выступают, во-первых, его мозг как
нейросетевой планировщик, во-вторых, планировщик цивилизации, в-
третьих, взаимодействие планировщиков существующих в настоящее время
цивилизаций.

4. Медиавоздействие на жизнедеятельность человека имеет
конструктивные и деструктивные последствия, что обусловлено
противоречивым характером развития социума, находящегося под влиянием
процессов глобализации и усиления самобытности локальных культур.

5. Оптимальный вариант воздействия масс-медиа на
жизнедеятельность человека возможен именно на таких концептуально-
аксиологических основаниях, как планировщик цивилизации, чья проекция
представляет собой набор ценностей и идеалов, выступая в качестве
социокультурного фильтра, и социализация, когда благодаря мягкой
программе функционирования мозга человека происходит освоение
ценностей, норм и установок, образующих картину социального мира.

6. Перспективы воздействия масс-медиа на ценностные ориентации
жизнедеятельности человека состоят в том, что возможны деструкция
интеллектуального потенциала человека, структурная амнезия в массовой
психологии, что формирует в сознании индивида мифологемы, создавая
угрозы его информационно-психологической безопасности. Поэтому
обеспечение информационно-психологической безопасности человека
возможно тогда, когда, во-первых, человек способен к глубокой рефлексии
над сообщениями масс-медиа, что предполагает владение высокой
философской культурой и обладание глубоким знанием, во-вторых,
используются системы искусственного интеллекта для. выявления
дезинформации, основанной на различных вставках симулякров (копий
несуществующих вещей и событий) и применении в масс-медиа «белого
шума».

12 Научно-практическое значение исследования. Выводы, полученные в ходе проведенного исследования могут найти применение при формировании жизненного пространства современного человека и обеспечения его информационно-психологической безопасности от негативного аксиологического воздействия масс-медиа на его сознание. Результаты данного исследования могут использоваться представителями государственной администрации, курирующих деятельность масс-медиа и осуществляющих воспитание подрастающего поколения, а также ответственных за информационную и психологическую безопасность личности, в курсах и спецкурсах по философии, культурологи, социологии, политологии, журналистике, психологии.

Апробация работы. Содержание диссертационной работы обсуждалось на заседании отдела социальных и гуманитарных наук федерального государственного научного учреждения «Северо-кавказский научный центр высшей школы», на Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 22-23 декабря 1999 г.), на III Российском философском конгрессе (Ростов-на-Дону, 16-20 сентября 2002 г.), на Международной научной конференции «Оптимальные методы решения научных и практических задач» (Таганрог, апрель 2005 г.). Основные положения диссертации отражены в двух монографиях и тезисах, общий объем которых составляет печ. л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы 123 машинописных страницы, число использованных источников - 143.

Концептуально-методологические аспекты медиавоздействия на жизнедеятельность человека

В настоящее время человек и общество находятся на очередном (дигитальном, цифровом) этапе происходящей информационной революции, благодаря которой значительно возросло значение информации в жизнедеятельности человека. Обусловленная этой революцией информатизация постепенно меняет образ жизни, само общество и восприятие мира индивидом и скоррелированное с ним его поведение. В данном случае актуальным становится идея В.И. Вернадского, согласно которой человеческий разум отнюдь не представляет собой форму энергии, хотя и осуществляет действия вроде бы ей отвечающие9. В процессе умственной работы происходит только перераспределение, а не увеличение работы . Созданные разумом различного рода орудия и средства (рычаг, блок, водяное колесо, компьютер и пр.) не увеличивают энергию, а лишь изменяют ее распределение. Информация же не только сохраняется на генном уровне, но и благодаря культуре как средстве коммуникации на бумажных и электронных носителях. Немаловажным является то существенное обстоятельство, что скорость передачи информации возрастает экспоненциально. Другими словами, информация, как отмечал Н. Винер, не является ни энергией, ни веществом11, однако она изменяет ее направление, скорость и плотность в пространстве и времени. Это равносильно включению в оборот жизнедеятельности человека продуктов жизнеобеспечения и переходу цивилизации на новый уровень развития, в «новую нишу»12.

Существенным является также и то, что информационная революция способствовала возникновению и развитию информационного общества, точнее, общества знания. Сутью этого общества является теоретическое знание, так как оно выступает ядром общественных отношений. В свою очередь, потенциал теоретического знания, чьим носителем является человек, проявляется в воздействии на будущее. Поэтому сейчас используются информационные технологии для медиавоздействия на жизнедеятельность человека (сейчас масс-медиа являются одним из самых мощных источников знаний индивида об окружающем мире). Один из американских экспертов в области масс-медиа, президент корпорации «Аэробюро» Чак де Каро ввел в оборот термин «мягкая война» применительно к «враждебному использованию всемирного телевидения для формирования воли другой нации через изменение представления о реальности» . Реалии современного мира показывают, что масс-медиа являются в определенном аспекте оружием массового поражения человеческого сознания, так как при их помощи осуществляется виртуальная промывание мозгов. В связи с этим возникает необходимость выяснения концептуально-методологических основ медиавоздействия на жизнедеятельность человека.

Первой концептуально-методологической основой выяснения особенностей феномена медиавоздейсствия на жизнедеятельность человека является теория социального конструирования реальности. Как известно, представление о социальной реальности как единстве объективного (институционального) и субъективного (содержащегося в сознании людей) введено в науку А. Шюцом, который является одним из наиболее влиятельных представителей феноменологической традиции в социальном познании. Им был отвергнут натурализм, принимающий в качестве объективной данности социальную реальность как объективную данность, так как социальные науки не просто изучают социальный мир, а принимают участие в его создании совместно с носителями обыденного сознания, которые созидают социальный мир и имеют знание о нем.

В связи с этим А. Шюц пишет: «Изначальная цель социальных наук состоит в достижении организованного знания социальной реальности. Под понятием «социальная реальность» я склонен понимать тотальную сумму объектов и событий в социокультурном мире в том виде, как они воспринимаются в опыте обыденного мышления людей, живущих повседневной жизнью среди других людей, связанных с ними множеством отношений и взаимодействий. Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором мы родились, несем свою ношу и с которым должны поладить.

Нейрофизиологические механизмы воздействия масс-медиа на сознание человека

Рубеж XX - XXI столетий представляет собой пограничную эпоху, когда совершается переход от одного типа цивилизации (в данном случае чувственной цивилизации, рожденной во времена Ренессанса) к другому типу, характеризующейся иными параметрами духовности. Одним из фундаментальных проявлений этой пограничной эпохи в истории человечества выступает новая, информационная культура с ее электронно-компьютерными средствами массовой коммуникации и информации. Исследователи отмечают то обстоятельство, что телевизионно-компыотерная культура, возможно, «предлагает новый вариант разработки цивилизационной матрицы», так как в связи с выработкой цивилизационного ресурса грядут структурные изменения, указывающие на исчезновение матрицы культуры . Последние два-три десятилетия показывают невиданный ранее рост информационных потоков, которые циркулируют в обществе и которые кардинальным образом изменяют среду обитания и стиль жизни человека. «Впечатляющее развитие и распространение новых средств информации, систем связи и телекоммуникационных технологий, -отмечают Л.П. Гримак и О.С. Кордобский, - влекут за собой глубокие социальные изменения, формируют новый тип сознания, меняют лексику, модифицируют вербальные средства общения». Происходящие изменения настолько глубоки, что возможно толкования понятия «отечество» в словарях русского языка как «родного геоинформационного пространства». Так как в психологическом плане такого рода трансформациям цивилизационной матрицы человек оказывается не подготовленным, то необходимо выявить более четко механизмы влияние новых средств массовой информации и коммуникации на сознание человека. В данном случае нельзя не согласиться со следующими положениями М.С. Алёшенкова: «Переоценить роль средств массовой информации в информационно-психологическом воздействии на человека очень сложно. Фактически они и формируют общественное мнение и, в значительной степени, мировоззрение отдельных граждан... Необходимо также отметить их все возрастающую роль и в формировании интеллектуальных способностей человека»36. Здесь следует сделать небольшое уточнение, согласно которому современные средства массовой информации оказывают значительное воздействие в формировании не только общественного мнения, но и мировоззрения целых социальных слоев общества.

Необходимо иметь в виду то существенное обстоятельство, что формирование общественного мнения и мировоззрения социальных слоев и групп средствами массовой информации тесно связано с идеологией и дискурсивной практикой масс-медиа. Несмотря на то, что представители масс-медиа и политики отдают предпочтение плюрализму мнений, отрицая при этом их идеологическую ангажированность, в действительности именно идеология оказывает немалое влияние на функционирование масс-медиа. Не случайно западные специалисты в области социологии массовой коммуникации и информации - Т. Ван Дайк, Дж. Б. Томпсон, С. Толсон, Дж. Лалл и др. - достаточно плодотворно используют в качестве эффективного инструментария понятие «идеология» в исследования ситуаций, характерных для средств массовой информации . Это обусловлено следующими факторами: во-первых, идеология, носителем которой выступает журналист, лежит в основе его оценок тех или иных событий и презентации мнений социальных групп в соответствующей интерпретации; во-вторых, понятия «идеология» и «дискурс» невозможно разорвать в структуре дискурсивных практик, моделирующих и воспроизводящих на социосемантическом уровне социально-ассимметричные отношения в обществе38. Однако здесь возникает проблемы, связанные с дефинициями идеологии и «мнений» различных социальных слоев и групп.

Ведь, с одной стороны, мнения и идеология содержат в себе верования и репрезентации, т.е. они обладают когнитивным и персонифицированным смыслом, с другой - мнения и идеология по своему существу имеют социальный, политизированный и институциональный характер. Для совмещения этих двух сторон Т. Ван Дайк предлагает комбинированный социокогнитивный подход к исследования спектра проблем соотношения идеологии и масс-медиа. Он пишет, что из признания социальной сущности идеологии отнюдь «не означает, что идеология не должна описываться в когнитивных терминах»39. Однако чисто когнитивный подход в силу редукции таких идеологических феноменов, как ценности и идеологемы, только к ментальным и даже нейробиологическим структурам подвергается западными специалистами весьма жесткой критике.

Конструктивные и деструктивные эффекты воздействия масс-медиа на ценностные стороны жизнедеятельности человека

Сейчас происходит стремительное формирование информационного общества (общества знания), которому присущи следующие связанные между собой внутренние фундаментальные черты: беспрецедентное возрастание информационной насыщенности практически всех сфер социума, превращение информационной индустрии в самую динамичную, престижную и выгодную сферу функционирования общества, широкое вхождение информационно-коммуникативных технологий в жизнедеятельность социума и человека, глубокие изменения моделей социальной организации и сотрудничества благодаря широкому распространению гибких сетевых структур. Это приводит к тому, что «информация становится реальным социальным ресурсом - ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях неопределенности, приспособиться к постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам»88. Именно в информационном общества масс-медиа играют значительную, в большинстве случаев решающую роль в жизнедеятельности человека, в том числе в его ценностной ориентации.

Необходимо отметить, что эффекты медиавоздействия масс-медиа на жизнедеятельность человека носят двойственный - конструктивный и негативный характер. «То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, - отмечает Н. Луман, - мы знаем благодаря массмедиа»89. Это утверждение относится не только к нашему знанию об обществе и истории, но и к познанию природы. Наши знания о стратосфере аналогичны знанию Платона об Атлантиде: мы что-то об этом слышали, или, как говорит Горацио: «Я это слышал и отчасти верю» (Гамлет. І). В этом плане масс-медиа выполняют позитивные функции в жизнедеятельности общества и человека (это относится и к их аксиологическим функциям).

С другой стороны, «нам так много известно о массмедиа, что не можем доверять им»90. Ведь известно, что они занимаются манипуляциями человеческого сознания, в чем и проявляются их негативные функции, особенно в аксиологическом плане. «Защищаясь, мы обвиняем их в манипуляции, однако это обвинение не влечет за собой значимых последствий, поскольку знание, заимствованное у массмедиа, словно само по себе образует закрытую, саму себя подпирающую структуру. Подобное знание мы характеризуем как сомнительное, и все-таки вынуждены на нем основываться и из него исходить. Решение этой проблемы не может состоять в обнаружении некоего тайного кукловода на заднем плане, как это практиковалось в романах ужасов (Schauerromanen) XVIII столетия, — как бы ни хотели в это верить даже социологи. Согласно тезису, который должен получить дальнейшую разработку, мы имеем дело с одним из следствий функциональной дифференциации современного общества»91. В информационном обществе функции масс-медиа представляют собой обособленную социальную систему, которая оказывает конструктивные и деструктивные эффекты в жизнедеятельности человека - соответственно выполняют позитивные и негативные аксиологические функции.

В связи с тем, что масс-медиа в современном обществе выполняют не только позитивные аксиологические функции, но и негативные, необходимо проанализировать эти последние в силу возросшего внимания к обеспечению информационно-психологической безопасности социума и человека. В современном обществе весьма эффективно функционирует социальная машина манипуляции общественным сознанием, представляющая собою набор технологий господства, одним из существенных элементов которых являются масс-медиа . Негативные аксиологические функции масс-медиа, особенно электронных масс-медиа, проявляются в том, что они занимают командные высоты в массовой культуре, используют манипулятивную семантику и риторику, технологии разрушения сознания и конструирование специфической реальности, внедряя в сознание индивида и социальных групп виртуальную реальность, которой ничего не соответствует в объективной социальной действительности. Данное обстоятельство отмечено как теологами, так и философами, а именно: один из современных российских теологов резюмировал, что «кажимости и мнимости победили в борьбе с данностями», философы же подчеркивают, что в современной социальной жизни немалое место занимают симулякры - копии несуществующих вещей и явлении .

Концептуально-аксиологические основы оптимального восприятия масс-медиа человеком

Современные масс-медиа оказывают колоссальное воздействие на сознание человека, что в социокультурном плане имеет позитивные и негативные последствия для жизнедеятельности индивида. В связи с этим возникает проблема оптимального восприятия сообщений современных (электронных, мультимедийных и иных) масс-медиа человеком. Это необходимо как для обеспечения информационно-психологической безопасности человека, так и для элиминации негативных социокультурных последствий воздействия масс-медиа на индивида. Для современной массовой психологии характерно закрепление в коллективном сознании масс-медиа как источника знания и информации, что нередко ведет к трансформации коммуникативной памяти в культурную память. Последняя оказывает значительно воздействие на сознание человека и программирует тем самым «управление восприятием» индивида социальной и культурной реальности. История показывает, как «управление восприятием» человека приводит к структурной амнезии в массовой психологии, что дает возможность сформировать ту или иную мифологему, приобретающую характер бесспорного факта (классическим примером служит легенда о Вильгельме Телле).

Масс-медиа формируют общественное и индивидуальное сознание, они представляют собой инструмент власти, при помощи которого осуществляется затемнение смысла информации, т.е. ее дезинформация.

Масс-медиа - это не окно в реальность, а зеркало самих себя. Они воздействуют на человека благодаря ритму узнавания, ведь у них «совершенно иные ритмы, не совпадающие с ритмами рефлексии» . Масс-медиа являются инструментом войны, они отнюдь не нейтральная территория, поэтому у человека не складывается действительная картина социальной реальности. Обеспечение информационно-психологической безопасности человека возможно только в случает оптимального восприятия человеком масс-медиа, что требует резонанса ритмов рефлексии с ритмами масс-медиа. Данный резонанс можно осуществлять только тогда, когда происходит высококвалифицированная селекция информации113, чтобы получить адекватную социальной реальности картину. Резонанс - это ключ к пониманию и управлению человеком собой, поэтому он выступает в качестве средства, оптимизирующего воздействие масс-медиа на человека.

В общем плане одним из способов доведения информации является использование опосредованной цепочки: дезинформатор - транслятор -дезинформируемый. В качестве транслятора используются и масс-медиа, которые достаточно эффективно применяют технологию информационного «белого шума». Она заключается в том, что в случае невозможности скрыть «неудобную» информацию осуществляют ее диверсификацию, т.е. создают некий набор версий, которые в равной степени подтверждаются фактами, что закрепляет все эти версии в сознании индивида и масс.

Технология информационного «белого шума» используется масс-медиа как средство манипуляции сознанием человека, поэтому оптимальный вариант воздействия масс-медиа на человека предполагает в концептуальном плане следующие моменты. Индивид должен мозаичную, разрозненную и перенасыщенную информацию подвергнуть аналитическому сравнению с различными источниками информации и использовать накопленную социальный опыт и знания. В результате такого сопоставления разрозненной информационной мозаики происходит согласование разных кусков мозаики таким образом, чтобы получилась когерентная картина событий. Более того, использование человеком всеобщих закономерностей позволяет ему реконструировать исходную картину, которую скрывают от него сообщения масс-медиа. Это на основе накопленной статистики позволяет индивиду выделить скрытый алгоритм ложных сообщений, обусловленный преследуемыми определенными целями, стилем сообщения и пр.

Другой информационной технологией дезинформации является распространение масс-медиа через Интернет сфабрикованных «документов» о «непроисходивших» событиях, чтобы спровоцировать желательные для дезинформатора реакции. Эти «непроисходившие» события распространяются при помощи клипов видеоновостей, чтобы воздействовать на сознание человека, что особенно ценно, когда он является крупным государственным или общественным деятелем. Оптимальный вариант восприятия человеком такого рода симулякров (копии несуществующих событий или вещей) состоит в том, что он способен выявить различие между симулякром и аутентичным событием. Для этого ему следует, во-первых, владеть высокой философской культурой, так как философия в качестве дисциплины о принципах принципов дает знание, позволяющее провести данное различие; во-вторых, обладать критическим мышлением, которое опирается на знание и глубокую компетентность профессионалов.

Похожие диссертации на Медиавоздействия на жизнедеятельность человека: аксиологические аспекты