Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мессианство как социокультурный и идеологический феномен России : вторая половина XV - первая треть XX вв. Сторчак Владимир Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сторчак Владимир Михайлович. Мессианство как социокультурный и идеологический феномен России : вторая половина XV - первая треть XX вв. : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.13 / Сторчак Владимир Михайлович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2007.- 577 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-9/46

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Смена общественных парадигм неминуемо приводит к вопросу об идеологической составляющей новообразования Решение этого вопроса достигается двумя путями либо трансформацией старой системы (эволюционный путь), либо заменой ее новой, радикально модернизированной идеологической системой (революционный путь) Любая цивилизация или же государство с поликонфессиональным и полиэтническим составом населения, для того, чтобы успешно функционировать и существовать бесконфликтно, должно включать в свою идеологическую систему определенные элементы наднационального характера, которые бы сплачивали нацию Эти элементы придают государству социальную устойчивость, его народы осознают необходимость и оправданность совместного проживания, они ощущают себя единой нацией, предназначенной для достижения определенных целей

Размывание идеологических установок в государстве, особенно в переходный период его истории, чревато мировоззренческой дезориентацией членов общества, неминуемо приводит к его дестабилизации Потеря четких идеологических ориентиров в обществе, обусловленная негативными процессами в социальной и экономической жизни, создает неустойчивый морально-психологический климат Идеологический вакуум заполняется наносными и зачастую привнесенными мировоззренческими идеями Все это побуждает к поиску, в том числе, и в рамках политики и религии адекватных ответов на вызовы времени, мировоззренческих опор и скреп в жизни общества

Такое положение дел характерно для современной России Сегодня представители различных общественно-политических направлений1, религий2 и научных школ3 страны все больше обращаются к опыту исторического прошлого В их программных выступлениях и заявлениях часто можно встретить такие мессианские идеологемы, как «Третий Рим», «Свя-

См Жукова Н Б О национальной идее и национальной идеологии // Духовность Согласие Правосознание Рождественские чтения М, 1997, Манифест российского патриотизма (За Россию Великую и неделимою) М, 2001, Полтавченко Г С Духовность и государственность // Государство и религиозные объединения Материалы научно-практической конференции (25 января 2002 года) М, 2002, Оружие ЛДПР - анализ, диагноз и прогноз Под общей редакцией В Жириновского М, 2003, Верховский А М Политическое православие Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг М , 2003, Бабурин С Н Динамика империй // Национальные интересы -2005 -№5(40) -С 8-Ю Он же Россия Путь Империи//Там же 2005 -№6(41) -С 2-16 и др

2 См Экономцев И Н Православие, Византия, Россия М, 1992, Салтыков А , протои
ерей Православное мировоззрение и учение о Третьем Риме // Послесловие к кн Куд
рявцев М П Москва - третий Рим Историко-градостроительное исследование М,
1994, Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Святая Русь и ее судьбы
Минск , 1996, Тихон (Шевкунов), архимандрит Духовно-нравственный идеал и рели
гиозная политика государства // Государство и религиозные объединения Материалы
научно-практической конференции (25 января 2002 года) М, 2002, Протоиерей Все
волод Чаплин Православие и общественный идеал сегодня // Пределы светскости об
щественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свобо
ды совести М, 2005 и др

3 Ильин В В , Ахиезер А С Российская государственность истоки, традиции, перспек
тивы М, 1997, Пантелеев С Ю Национальная идея и власть в постсоветской России //
Представительная власть мониторинг, анализ, информация Специальный выпуск По
материалам научной конференции «Многонациональная Россия история и современ
ность» М, 1998, Никандров НД Русское Православие и российская национальная
идея // Сборник пленарных докладов VII международных рождественских образова
тельных чтений М, 1999, Дугин А Г АБСОЛЮТНАЯ РОДИНА Пути Абсолюта Ме
тафизика Благой Вести Мистерия Евразии М, 1999, Егоров В К Осмысление культу
ры прошлого — перспективы в будущем (заключительное слово) // От политики госу
дарственного атеизма - к свободе совести Материалы семинара-совещания (Москва,
23-26 мая 2000 г) М, 2000, Панарин А С Антиномии русской власти и христианская
духовность перспективы возрождения «Третьего Рима» // Трибуна русской мысли -
2002 - № 2 - С 30-41, Назаров М В Третий Рим О духовном смысле российской го
сударственности // Там же С 42-52, Соловей В Д «Русский вопрос» и его влияние на
внутреннюю и внешнюю политику России (нач XVIII - нач XXI вв ) Автореф дис
докт истор наук / МПГУ - М, 2005 и др

тая Русь» и «Великая Россия», которые все больше находят понимание и поддержку у россиян на мировоззренческом уровне1 Не обходятся без них и весьма востребованные и обсуждаемые сегодня проблемы «русской» или «национальной идеи» Поэтому исследование феномена российского мессианства является весьма насущной и актуальной задачей

В области научного изучения поставленной проблемы наибольшую актуальность имеют четыре круга вопросов теоретико-методологический, историко-философский, идеологический и геополитический Только в их единстве и взаимообусловленности возможно представить генезис и эволюцию российского мессианства

Необходимость данного исследования актуализируется сегодня еще и следующими причинами Современная цивилизационная картина мира характеризуется новой парадигмой — фактом глобализации общественного развития. Интенсивность глобальных взаимосвязей способствует быстро-

1 См Религия и демократия На пути свободы совести Выл II М, 1993, Религия и политика в посткоммунистической России М , 1994, Социологические исследования -1996 - № 12 - С 24-26, Выбор судьбы Проблемы современной России глазами русских архиереев СПб , 1996, Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера Справочник Изд третье , доп и перераб Т 2 Оккультизм ЧІМ, 1999, Религия и национализм М, 2000, Буркин А И Россия Православная Стратегия пути М , 2000, Социальная справедливость в массовом сознании российского общества Общие результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации // Социальная справедливость символы и реальность Социология власти Вестник Социологического центра РАГС № 2 2004 М, 2004 С 46, Некоторые результаты социологического Мониторинга «Народ и власть» // Политическая ситуация в российском обществе Социология власти Вестник Социологического центра РАГС № 3'2004 М, 2004 С 77, Русский национализм идеология и настроение (сб статей) / Информ -аналитический центр «Сова», сост А Верхов-ский М, 2006, Соколов В Современная российская интеллигенция и российская ментальносте//Государственная служба - июль-август 2006 - №4(42) -С 139-148, Источники и очаги социальной напряженности в российском обществе Результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации // Социальная напряженность в российском обществе Социология власти Вестник Социологического центра РАГС №6'2006 М,2006 С 41-43 и др

му распространению по всей планете тех форм политической и социально-экономической жизни, тех типов культуры и ценностей, которые диктуются западным миром Они превозносятся как эталон, как «общечеловеческие ценности», следование которым предписывается в необходимом и общеобязательном порядке

С другой стороны, современная культура постмодерна с ее установкой на отказ от следования общепризнанным правилам и нормам бытия, индивидуализацию общественного сознания, а также ориентацией на мировоззренчески размытые принципы, атомизируют жизнеустроение общества, разрушают его «моральную общность» (Э Дюркгейм) и интегрирующую функцию социально значимых конструкций

Постперестроечный период развития России показал ошибочность слепого следования западным ценностям Сегодняшняя российская общественно-политическая и научная мысль все больше приходит к пониманию того, что в строительстве современной России вместе с зарубежным опытом необходимо использовать и отечественный, веками наработанный идейно-мировоззренческий капитал1 Грамотный подход и умелое использование опыта прошлого будет способствовать улучшению социально-политического климата и консолидации нации, нейтрализации конфликто-генных факторов в российском обществе и государстве И в этом смысле очень важно знание и вдумчивое применение прошлых идеологем, в частности, мессианских доминант российской истории

1 См Смирнов И П Мегаистория К исторической типологии культуры М, 2000, Козин Н Идентификационный кризис России // Свободная мысль - XXI - 2002 - №5 С 54-57, Егоров В К О культурных, культурно-национальных кодах истории // Ученые записки РАГС Выпуск I М , 2004 С 5-25, Сурков В Ю Свободной нацией не управляют извне // Национальные интересы - 2006 - №4 (45) - С 2-6

Степень научной разработанности проблемы Изучением феномена российского мессианства занимались не только философы и общественно-политические деятели, но также представители различных гуманитарных наук При этом, как правило, проблема мессианства рассматривалась сквозь призму средневековой концепции «Москва - третий Рим», тогда как иные ее аспекты зачастую в расчет не принимались

Необходимо отметить, что хотя попытки сформулировать мессианскую идею России восходят еще к концу XV - началу XVI вв, в частности, к известной эсхатологической концепции старца Филофея, начало собственно философского и общественного осмысления проблемы российского мессианства было положено в первой половине XIX века дискуссиями «славянофилов» и «западников» (ПЯ Чаадаев, А И Герцен, В Г Белинский, И С Тургенев, А С Хомяков, И В Киреевский, А К Аксаков и др ), а также представителями «официальной народности» (С С Уваров, М П Погодин, С П Шевырев и др )

Интерес к этой тематике прослеживается и во второй половине XIX - начале XX вв. в среде представителей неославянофильства и почвенничества (Н Я Данилевский, Ф М Достоевский, К Н Леонтьев, К П Победоносцев, Н Н Страхов и др ), русской националистической мысли (Н Е. Марков, Л А Тихомиров и др ), народничества и анархизма (М А Бакунин, П А Кропоткин, П Л Лавров, П Н Ткачев и др ) Их рассуждения зачастую касались выявления особого пути России и специфики русского народного характера В результате к началу XX века сформировался обширный корпус философских и публицистических работ, где предлагались различные трактовки российской мессианской идеи, а также ее про-

изводных, наиболее популярными из которых были «русская идея» и «русский социализм»

Наиболее известными авторами историософии российского мессианства были такие философы, как В С Соловьев, С.Н Булгаков, Н А Бердяев, Ф А Степун, Л П Карсавин, С Л Франк, Г П Федотов, Н О Лос-ский, И А Ильин, И Л Солон евич и другие После октября 1917 года эта тема в СССР практически сходит на нет, но за рубежом, в среде русской эмиграции интенсивное осмысление российского мессианства продолжалось вплоть до 30-х годов XX века, в частности, в трудах евразийцев (П Н Савицкий, Н С Трубецкой, Н Н Алексеев и др )

Сформулированные в течение XIX - первой трети XX века теоретические подходы к феномену российского мессианства сохранили интеллектуальную ценность и продолжают влиять на современный общественный и научный дискурс Это вызвано, прежде всего, различным содержанием и толкованием феномена мессианства в прошлой российской общественно-политической и религиозно-философской мысли, что открывает широкий спектр в его интерпретации сегодня Данные работы мы отнесли к разряду исследуемых источников и посчитали важным говорить лишь о научной дореволюционной, советской, российской и зарубежной историографии изучаемого феномена Исходя из этого, мы избрали проблемно-хронологический принцип, который позволяет выделить различные аспекты мессианства, изложенного в научной литературе

Интерес к проблеме возникновения и эволюции идеи «Москва - третий Рим» в научной мысли второй половины XIX века возник в связи с публикацией в 60-х гг. XIX века посланий Филофея, а также посвященной

их анализу работы В Н Малинина1 Он ввел в научный оборот основные источники и выявил источниковедческие проблемы, касающиеся данной проблематики, в частности, датировки и атрибуции идеологемы, осуществил анализ ее историко-правовых аспектов, а также показал связи представления о Риме как перемещающемся, последнем царстве с пророческой эсхатологической литературой.

Благодаря В Н Малинину тема «Москва - третий Рим» вошла в исследовательское поле дореволюционной российской исторической мысли В трудах В О Ключевского, С Ф Платонова, Ф И Успенского, Н Ф. Кап-терева, М А Дьяконова, И Н Жданова, А А Шахматова, П Н Милюкова рассматривались истоки, а также влияние идеи «Москва - третий Рим» на идеологию Московского царства, на национальное самосознание московита XVI-XVII веков2 Тема Третьего Рима оставалась актуальной в российской общественной мысли и в конце XIX - начале XX вв в связи с геополитическими стремлениями Российской империи как обоснование религиозно-мессианского предназначения России

1 См Малинин В Н Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послание к царю и великому князю Ивану Васильевичу // Труды Киевской Духовной Академии - 1888 -№ 5 - С 72-126 Дальнейшее продолжение исследования этой проблемы воплотилось в следующей работе автора См Малинин В Н Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания Историко-литературное исследование Киев, 1901

См Успенский Ф И Сношение Рима с Москвой (Разбор трудов по русской истории о Павла Пирлинга) // Журнал министерства народного просвещения -1884 -Август -С 368-412, Дьяконов М А Власть московских государей Очерки по истории политических идей древней Руси до конца XVI в СПб, 1889, Жданов В И Русский былевой эпос Исследования и материалы СПб, 1895, Шахматов А А Путешествие МГ Мисюря Мунехина на Восток и Хронограф редакции 1512 г // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук Т 4 Кн 1 1899 С 200-222, Ключевский В О Русская история Полный курс лекций в трех книгах Кн 1 М, 1993, Платонов С В Сочинение в 2-х томах Т 1 СПб, 1993, Милюков П Н Очерки по истории русской культуры В 3 т Т 2 М, 1994, Т 3 М, 1995

См Каптерев Н Ф Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях М, 1885, ПыпинАН Славянский вопрос по взглядам И Аксакова//

Наиболее полной и содержательной дореволюционной работой по истории российского мессианства является монография И А Кириллова Помимо освещения таких вопросов, как причины и источники возникновения идеи Третьего Рима в средневековой Руси, автор прослеживает эволюцию этой идеи среди старообрядцев, а также некоторых представителей славянофилов (А С Хомякова, И В Киреевского), у Ф М Достоевского и В С Соловьева Это была первая в отечественной науке работа, в которой делается попытка комплексного подхода к исследованию данной проблематики

В литературе русского послереволюционного зарубежья, у иностранных авторов А В Карташева, С Г Пушкарева, Н М Зернова, Н Ульянова, R. Pipes, N Е Андреева, АДж Тойнби, RWE Pope, М Cherniavski, Д Оболенского, R J Kemball, G L Klain2 тема «Москва - третий Рим» рассматривалась в контексте российской истории, продолжалось

Вестник Европы СПб - 1886 - №8 -С 763-807, Он же Панславизм в прошлом и настоящем М, 2002, Успенский Ф И Как возник и развивался в России восточный вопрос СПб, 1887, Перцов П Панрусизм или панславизм? М, 1913, Соловьев В С Русская идея // Русская идея М, 1992, Русско-славянская цивилизация исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности М, 1998

1 См Кириллов И А Третий Рим Очерк исторического развития русского мессианиз
ма М, 1914 (переиздана в 1996 г)

2 См Зернов Н Москва - Третий Рим // Путь - 1936 - № 51 - С 3-18, Andreyev N
The Pskov-Pechery Monastery in the Sixteenth centure II Slavonic and East European Re
view - 1954 - Vol 32 - P 318-343, Он же Filofey and his Epistle to Ivan Vasilyevich II
Slavonic and East European Review - 1959 - Vol 38 - P 1-34, Cherniavski M Tsar and
People, a historical study of Russian national and social Myths NewHawen, L , 1961, Obo-
lensky D Russia's Bysantme Heritage Readings in Russian History NY, 1962, Kemball
R J Nineteenth - and Early Twentieth - Century Russian Thought II Studies m Soviet
Thought, 1965, vol 5 № 1/2, Klam GL Religious and Anti-Religious Thought m Russia
Chicago, 1968, Pope R WE A Possible South Source for the Doctrine Moscow the Third
Rome II Slavia - 1975 - R 44 - № 3 - P 246-253, Пушкарев С Г Обзор русской исто
рии М, 1991, Пайпс Р Россия при старом режиме М, 1993, Ульянов Н Комплекс
Филофея//Вопросы истории -1994 -№4 -С 152-162

исследование ее истоков и идеологического оформления По мнению АДж Тойнби, старые идеологемы Третьего Рима остались в самосознании народа и после петровских «вестернизированных» преобразований Они нашли благодатную почву в среде старообрядцев и в славянофильском движении1 А В Карташев рассматривал идеалы «Святой Руси» в контексте истории Русской Православной церкви и идеологии Московского царства XVI-XVII вв 2 Он обратил внимание на дихотомию идеологемы «Москва - третий Рим», на противоречие между «национальной и вселенской» (Г Флоровский) ее составляющей и связанный с этим противоречием раскол Русской Православной церкви в XVII веке

Со сменой политического строя в России и его идеологических основ после октября 1917 года произошло снижение степени объективности анализа прошлого России В некоторых исторических работах прослеживалась тенденция минимизировать влияние мессианской концепции старца Филофея на жизнь российского государства, показать ее несущественность и нехарактерность для идеологии и политики Московского царства XVI-XVII вв

В историографии 20-50-х гг XX в теме «Москва - третий Рим» специального внимания практически не уделялось Исключением являются небольшие статьи Н С Чаева и Н Н Масленниковой3 и, в определенной

1 См Тойнби А Дж Постижение истории М, 1991 С 494-497

2 См Карташев А В Воссоздание Святой Руси Париж, 1956, Он же Собрание сочи
нений В 2 т Очерки по истории русской церкви М, 1992

3 См Чаев Н С «Москва - Третий Рим» в политической практике московского прави
тельства XVI века // Исторические записки М, 1945 Т 17 С 3-23, Масленникова
Н Н Идеологическая борьба в псковской литературе в период образования Русского
централизованного государства // Труды отдела древнерусской литературы Института
русской литературы (Пушкинский Дом) РАН М-Л, 1951 Т 8 С 187-217, Она же К
истории создания теории «Москва - третий Рим» (По поводу статьи Н Е Андреева

степени, работы Д С Лихачева и М Н Тихомирова1, посвященные влиянию концепции Третьего Рима на внешнеполитическую идеологическую составляющую Московского царства и появления на ее основе «греческой идеи» - «византийского наследия» России В книге Н М Никольского косвенно затрагивалась тема сакрализации царской и императорской власти в России2

Дискуссия по поводу влияния филофеевой концепции на становление централизованного русского государства и его официальную политическую идеологию продолжились в 60-80-х гг в работах Я С Лурье, А Н Сахарова, Н М Золотухиной и др.3 Особое место в работах этого периода занимает полемика о времени появления концепции «Москва - третий Рим», связанная с пересмотром АЛ Гольдбергом текстологических подходов В Н Малинина4 В общих чертах мессианские воззрения дореволю-

«Филофеи и его послание к Ивану Васильевичу»)//Там же М-Л, 1962 Т 18 С 569-581

1 См Тихомиров М Н Источниковедение истории СССР с древнейших времен до кон
ца XVIII в М, 1940, Лихачев Д С Национальное самосознание Древней Руси М - Л,
1945

2 См Никольский НМ История русской церкви М, 1931

3 См Лурье Я С Заметки к истории публицистической литературы конца XV - первой
половины XVI в // Труды отдела древнерусской литературы Института русской лите
ратуры (Пушкинский Дом) РАН М, Л , 1960 Т 16 С 457-460, Он же О возникнове
нии теории «Москва - Третий Рим» ( К выходу в свет второго издания книги X Ше-
дер)//Тамже М,Л, 1960 Т 16 С 626-636, Он же Идеологическая борьба в русской
публицистике конца XV - начала XVI века М , Л, 1960, Он же переписка Ивана гроз
ного с Курбским в общественной мысли древней Руси // Приложение к кн Переписка
Ивана Грозного с Андреем Курбским М, 1993 С 214-249, Золотухина Н М Развитие
русской средневековой политико-правовой мысли М , 1985, Она же Русская полити
ческая и правовая мысль // История политических и правовых учений Средние века и
Возрождение М, 1986, Русское православие вехи истории М, 1989, Сахаров А Н
Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси // История СССР - 1990 - №
3-С 71-83,

4 См Гольдберг А Л Три «послания Филофея» (Опыт текстологического анализа) //
Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский
Дом) РАН Л, 1974 Т 29 С 68-97, Он же Идея «Москва - Третий Рим» в цикле сочи-

ционной философской мысли вкратце изложены в трудах В А Кувакина, Н С Семенкина, Л Р Авдеевой1

Определенную ценность представляют работы церковных историков Н Муравьев и А Иванов рассматривали политические и религиозные истоки идеи «Москва - третий Рим» в России Протоиерей Л. Лебедев затрагивал вопросы символического значения строительства Москвы как «Нового Иерусалима» в деятельности патриарха Никона в XVII веке2 В конце 80-х гг прошли дискуссии по поводу эволюции идеи «Третьего Рима» на церковно-исторических конференциях, посвященных празднованию Тысячелетия крещения Руси3

В 1990-е гг происходит переоценка, переосмысление прошлого Начинают активно разрабатываться вопросы, связанные со становлением и развитием культурной и исторической жизни досоветской России В этот

нений первой половины XVI в //Там же Л, 1983 Т 37 С 139-149, Он же К истории рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха//Там же Л, 1976 Т 30 С 204-216, Он же К предыстории идеи «Москва - Третий Рим» // Культурное наследие древней Руси Истоки Становление Традиции М, 1976 С 111-116

1 См Кувакин В А Религиозная философия в России Начало XX века М, 1980, Авдеева Л Р Проблема «Россия и Европа» в воззрениях Н Я Данилевского и К Н Леонтьева // Вестник Московского университета Серия 7 Философия 1982 № 3, Она же Проблема государства в русской религиозной общественной мысли последней трети XIX - начале XX вв //Там же Серия 12 Теория научного коммунизма 1982 № 5, Се-менкин Н С Философия богоискательства Критика религиозно-философских идей софиологов М, 1986

См Муравьев Н Падение Константинополя и Русская Православная Церковь в XV-XVI столетиях//Журная Московской Патриархии -1953 -№9 -С 51-60, Иванов А Падение Константинополя // Там же 1953 - № 11 - С 40-43, Лебедев Л, протоиерей Новый Иерусалим в жизни Патриарха Никона//Там же 1981 -№8 -С 68-78 3 См Макарий (Веретенников), игумен Православная церковь и освобождение Руси от монголо-татарского ига // Тысячелетие Крещения Руси Международная церковно-историческая конференция Киев 21-28 VIIS6 М, 1988 С 259-264, 298-300, Лебедев Л, протоиерей Богословие Русской земли как образа Обетованной земли Царства Небесного (на некоторых примерах архитектурно-строительных композиций XI-XVII веков) // Тысячелетие Крещения Руси Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность» Москва, 11-18 мая 1987 г М, 1989 С 140-175

период стали публиковаться классики русской религиозно-философской мысли, а также работы современных авторов, свободные от идеологической и политической ангажированности В них предпринимались попытки объективно рассмотреть феномен российского мессианства через призму исторической, философской и культурологической науки

Определенный вклад в разработку проблемы внесли Р Г Скрынни-ков, В М Живов, Б В Егоров, И Ф Худушина, М А Робинсон, Л И Новикова, И Н Сиземская, Г В Талина1 В своих публикациях они в той или иной мере затрагивали трансформацию и влияние идеи «Москва — третий Рим» на идеологию государства, исследовали сакральные составляющие царской власти Работы Н Н Лисового, М И Якушева, О Г Агеевой, В Аверьянова и М В Черникова2 рассматривают некоторые имперские ас-

1 См Скрынников Р Г Третий Рим СПб , 1994, Он же Крест и корона Церковь и го
сударство на Руси X-XVIII вв СПб, 2000, Худушина И Ф Царь Бог Россия Само
сознание русского дворянства (конец XVIII - первая треть XIX вв ) М, 1995, Живов
В М Государственный миф в эпоху просвещения и его разрушение в России конца
XVIII века // Из истории русской культуры, том IV (XVTII - XIX века) М, 1996 С
657-684, Егоров Б Ф Очерки по истории русской культуры XIX века // Из истории рус
ской культуры, том V (XIX век) М, 1996, Робинсон М А , Досталь М Ю Лекция Е Ф
Шмурло «Москва - третий Рим» // Славяноведение - 1997 - № 5 - С 52-66, Новикова
Л И, Сиземская И Н Три модели развития России М, 2000, Талина В Г Русская са
модержавная монархия первых Романовых глазами современников и потомков // Са
модержавное царство первых Романовых М, 2004

2 См Агеева О Г Имперский статус России К истории политического менталитета
русского общества начала XVIII века // Царь и царство в русском общественном созна
нии М, 1999, Лисовой НН «Святой Диоклетиан» Империя и Церковь в римско-
константинопольско-московской парадигме // Восточнохристианское общество в со
временном мире М,2001 С 64-75, Он же «Святой Диоклетиан» таинство Империи
// Трибуна русской мысли - 2002 - № 2 - С 58-69, Он же Русская Церковь и Патри-
архаты Востока Три церковно-политические утопии XX века // Религии мира История
и современность, 2002 М, 2002 С 143-155, Он же Патриарх в царстве и церкви та
инство православной державности // Журнал «Россия Православная» - 2004 - № 4 -
С 106-144, Он же Империя и Церковь (диптих)// Религии мира История и современ
ность М, 2004 С 234-272, Черников М В Царство и имперство как философемы рус
ского общественного сознания // Русская философия Новые исследования и материа
лы (Проблемы методологии и методики) СПб, 2001 С 222-225, Якушев МИ Иеру-

пекты концепции «Третьего Рима» Существенное место в разработке тематики занимают труды Н В Синициной1 В своей фундаментальной монографии2 она скрупулезно проанализировала ряд документов, показывающих изначальное содержание концепции «Москва - третий Рим». Ею были исследованы исторические условия и истоки появления концепции, а также поставлен вопрос о ее влиянии на идею «константинопольского наследия» и старообрядческую эсхатологию

Деятельность Международного Семинара исторических исследований «От Рима к третьему Риму» также представляет определенный интерес своим широким подходом к концепции «Третьего Рима»3. В работах таких российских и зарубежных авторов, как Ч Дж де Микелис, Дж Джи-раудо, Дж Бароне-Адези, Д М Шаховской, Я Н Щапов, И П Медведев, А А Преображенский, Б Н Флоря, Н А Соболева, В.В Морозов, А В Чернецов, А А Турилов и др рассматриваются распространение и влия-

салимский Патриарх и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны // Православный палестинский сборник Вьшуск 100 М,2003 С 245-287 Аверьянов В Природа русской экспансии М,2003

1 См Синицина Н В О происхождении понятия «шапка Мономаха» (к вопросу о кон
цепциях римско-византийского преемства в русской общественно-политической мыс
ли XV-XVI вв) // Древнейшие государства на территории СССР Материалы и иссле
дования 1987 М 1989, Она же Автокефалия русской Церкви и учреждение Москов
ского патриархата (1448-1589) //Церковь, общество и государство феодальной России
М, 1990 С 126-151, Она же Образ Рима и идея Рима в русском национальном созна
нии XV-XVIbb //Россия и Италия М, 1993 С 20-38

2 См Синицина Н В Третий Рим Истоки и эволюция русской средневековой концеп
ции (XV-XVI вв ) М, 1998

3 См Щапов Я Н Международный семинар «От Рима к Третьему Риму» // Вопросы
истории -1982 -№3 -С 150-151, Синицина Н В Семинар «Рим, Константинополь,
Москва» // Вопросы истории - 1986 - № 11 - С 165-167, Чичуров И С IV Междуна
родный семинар исторических исследований «Рим, Константинополь, Москва» // Ис
тория СССР - 1987 - № 2 - С 207-210, Культура и общество Древней Руси (X-XVII
вв ) (Зарубежная историография) Реферативный сборник В 2-х ч Ч П М, 1988 С
161-175, Русь между Востоком и Западом культура и общество, X-XVII вв (Зарубеж
ные и советские исследования) В 3-х ч Ч II К XVIII Международному конгрессу ви-
зантивистов (Москва, 8-15 августа 1991 г) М, 1991 С 177-121

ниє римской традиции на национальные культуры, их средневековое идеологическое преломление в странах Западной и Восточной Европы Основная мысль этих авторов сводится к тому, что Россия есть составная часть общеевропейской культуры и истории, в которую гармонично вписывается концепция «Москва - третий Рим»

Особую группу составляют издания, в которых мессианские начала концепции «Третьего Рима» изложены на основе литературных и градостроительных источников, официальных документов В многочисленных монографиях и статьях Б А Успенского феномен сакрализации царской / императорской власти в России XVI-XVIII вв рассматривается на основе обширнейшей правовой, церковной и панегирической литературы1 Эта же проблематика затронута в исследованиях Л А Андреевой Круг ее научных интересов связан с проблематикой религиозно-политических доктрин и влиянием православной мифологии власти на ход политического развития России2 М Б Плюханова и С В Перевезенцев на материалах агиографических и эпистолярных жанров, а также сказаний, повестей и философ-ско-политической публицистики рассматривают воздействие определен-

1 См Успенский Б А Избранные труды В 2-х тт Т 1 Семиотика истории Семиотика культуры М, 1994, Он же Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — Третий Рим» // Русское подвижничество Сборник статей к 90-летию Д С Лихачева М, 1996, Он же Литургический статус царя в Русской Церкви приобщение к святым тайнам (историко-литургический этюд) // Ученые записки Российского православного университета ап Иоанна Богослова Вып 2 М, 1996 С 130-170, Он же Царь и патриарх харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление) М, 1998, Он же Царь и император Помазание на царство и семиотика монарших титулов М, 2000

См Андреева Л А Религия и власть в России Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России М, 2001, Она же Монархическая государственность в России // Российская цивилизация Этнокультурные и духовные аспекты Энц словарь М,2001 С 216-218, Она же Реформы Петра I и начало процесса десакрализации царской должности в России // Религиоведение -2001 -№1 -С 16-24, Она же «Местник Божий» на царском троне Христианская ци-вилизационная модель сакрализации царской власти в российской истории М, 2002

ных мессианских содержаний на национально-историческое мышление московита XV-XVII вв ' Влияние идей «Третьего Рима» на градостроение и планировочную структуру средневековой Москвы и Нового Иерусалима показано в работах МП Кудрявцева, АЛ Баталова, ИЛ Бусевой-Давыдовой2

В следующую группу входят труды современных ученых, специалистов по русской философской и общественно-политической мысли Л Р Авдеевой, М Н Громова, А Ю Полунова, К М Долгова, С И Бажова, А В Антощенко, А А Королькова, А Ф Сивака, С С Хоружего, Е С Эл-бакян, Д А Коцюбинского, В А Сендерова и др Изучая взгляды русских мыслителей, они в общих чертах касались их мессианских представлений о судьбе России3 Вопросы ретроспективного анализа «русской идеи» и ее

1 См Плюханова М Б Сюжеты и символы Московского царства СПб, 1995, Переве-
зенцев С В Тайны русской веры От язычества к империи М, 2001

2 См Кудрявцев М П Москва - третий Рим Историко-градостроительное исследова
ние М, 1994, Бусева-Давыдова И Л Об идейном замысле «Нового Иерусалима» пат
риарха Никона // Иерусалим в русской культуре М , 1994, Баталов А Л Московское
каменное зодчество конца XVI века Проблемы художественного мышления эпохи М,
1996

3 См Сивак А Ф Константин Леонтьев Л, 1991, Корольков А А Пророчества Кон
стантина Леонтьева СПб, 1991, Хоружий С С Карсавин, евразийство и ВКП // Вопро
сы философии - 1992 - № 2 - С 78-88, Он же Трансформация славянской идеи в XX
веке // Вопросы философии - 1994 - № 4 - С 57-62, Авдеева Л Р Русские мыслители
Ал А Григорьев, Н Я Данилевский, Н Н Страхов философская культурология 2-й
половины XIX в М, 1992, Она же К Н Леонтьев Пророк или «одинокий мыслитель»
// Социально-политический журнал - 1992 - № 8, Хорос В Г В поисках ключа к про
шлому и будущему / Размышления в связи с книгой Ахиезера // Вопросы философии —
1993 - № 5, Громов М Н Вечные ценности русской культуры к интерпретации отече
ственной философии//Вопросы философии — 1994 -№1 -С 54-61, Славянофильст
во и современность Сборник статей СПб, 1994, Подопригора В Н, Краснопевцева Т
И Русский вопрос в современной России // Вопросы философии - 1995 - № 6, Элба-
кян Е С Религия в сознании российской интеллигенции XIX - начала XX вв Фило-
софсьо-исторический анализ М, 1996, Она же Интеллигенция и российская цивили
зация // Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты) М, 1998, По-
лунов А Ю Под властью обер-прокурора Государство и церковь в эпоху Александра
Ш М, 1996, В раздумьях о России (XIX век) Сб статей М, 1996, Бажов С И Фило-

мессианской перспективы для будущего России рассмотрены в статьях В Н Подопригоры, В.Г Хороса, Т И Краснопевцевой, Е Барабанова, М Блюмеранца, В И Мильдона1, а также обсуждаемы на различных научных «круглых столах» и конференциях2

Немногочисленные труды современных отечественных и зарубежных церковных авторов — И Н Экономцева, митрополита С -Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), священника А Николи-на, протоиерея М Азкула, протоиерея О. Чекрыгина и др — посвящены таким аспектам данной тематики, как история «священных» взаимоот-

софия истории НЯ Данилевского М, 1997, Новикова ЛИ, Сиземская ИН Русская философия истории курс лекций М, 1997, Коцюбинский Д А Русский национализм в начале XX столетия Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза М, 2001, Либеральный консерватизм история и современность Материалы Всероссийской научно-практической конференции М, 2001, Сендеров В А Неоевразийство реальности, опасности, перспективы // Вопросы философии - 2004 - № 6 -С 22-38, Барковская Т В И А Ильин о роли культуры и религии в национальном возрождении России Автореф дис канд философ наук / РАГС - М, 2005

См Барабанов Е «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии - 1990 - № 8, Блюмеранц М «Русская идея» и мессианское сознание // Общественные науки - 1990 - № 5, Подопригора В Н, Краснопевцева Т И Русский вопрос в современной России // Вопросы философии — 1995 - № 6, Мильдон ВИ Русская идея в конце XX века // Вопросы философии -1996 - № 3 - С 46-50

См Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии - 1994 - № 1 — С 34-53, Человек между царством и империей Материалы международной конференции «Человек между царством и империей культурно-исторические реалии, идейные столкновения, рождение перспектив» М, 2003 и др

См Экономцев И Н Национально-религиозный идеал и идея империи в петровскую эпоху // Русское возрождение Независимый русский православный национальный журнал - 1991 (I) - № 53 - С 48-83, Он же Православие, Византия, Россия М, 1992, Иоанн, митрополит С -Петербургский и Ладожский Самодержавие духа Очерки русского самосознания СПб, 1994, Николин А, священник Церковь и государство (история правовых отношений) Сретенский монастырь, 1997, Выбор судьбы проблемы современной России глазами русских архиереев СПб, 1996, Азкул М, протоиерей Священная монархия и секулярное государство // «Славянский Дом» - Апрель 2001 -№ 5, Россия — последняя крепость В 2-х кн Кострома, 2001, Чекрыгин О, протоиерей Кто мы христиане или иудеи' Трифонов Печенгский монастырь, 2003

ношений «помазанника Божьего» с государством, патриархом и народом, прошлое, настоящее и будущее «Святой Руси»

Анализ литературы показывает, что накоплен значительный материал, освещающий различные аспекты российского мессианства. Однако в комплексном виде задача социокультурного и идеологического анализа феномена российского мессианства не ставилась Большинство публикаций ограничивались исследованием средневековой концепции «Москва -третий Рим», игнорируя изучение ее эволюции и трансформации в последующие эпохи Российской истории, что не позволяет создать целостную картину изучаемого явления в российской культуре и обществе во всем их многообразии Осознавая общественную потребность в осмыслении прошлого, в поиске в нем способов и вариантов разрешения актуальных проблем настоящего и будущего, диссертант и избрал данную проблему для своего исследования

Целью данной диссертационной работы является исследование социально-философского содержания феномена российского мессианства Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач

сформулировать основные теоретико-методологические подходы к изучению проблемы «мессианства», предложить авторское понимание его содержания, форм проявления и предпосылок эволюции в истории;

выявить причины появления и проследить становление концепции «Москва - третий Рим» во 2-й пол XV — 1-й пол XVI вв ,

определить символические выражения основных российских мессианских идеологем и механизм их взаимоотношений,

исследовать основные структурообразующие элементы в содержании российского мессианства,

проанализировать генезис, эволюцию и трансформацию феномена мессианства в идеологии и социокультурной составляющей российского государства на протяжении его многовековой истории,

- показать место и роль феномена мессианства в общественно-
политической, философской и религиозной мысли России,

- выявить общие и специфические черты в мессианском самосозна
нии различных кругов российской интеллигенции

Объект исследования — феномен мессианства в мировой и российской истории

Предмет исследования — социокультурное и идеологическое содержание российского мессианства (2-я пол XV — 1-я треть XX вв )

Теоретическая и методологическая база исследования. Цель и задачи исследования определили его методологическую основу При изучении проблемы автор исходил из принципов историзма, диалектической взаимосвязи и социальной обусловленности явлений, ставших предметом исследования, научной объективности, системного и комплексного изучения общественных феноменов Использовались также теоретические наработки по гражданской религии (Э Дюркгейм, Р Белла, Д Белл, М Элиаде) Они способствуют пониманию квазирелигиозных социальных феноменов, которые включают в себя мессианские содержания Комплексный и системный характер исследования обусловил необходимость междисциплинарного подхода - философского, религиоведческого, исторического, культурологического, с применением соответствующих методов исследования, основной из которых - компаративный метод

Основными источниками исследования явились труды классиков русской философии славянофильского (АК Аксаков, ИВ Киреевский, А С Хомяков и др ) неославянофильского (Н Я. Данилевский, Ф М Достоевский, К Н Леонтьев и др ), националистического (П И Ковалевский, И А Ильин, И Л Солоневич и др ), официальной народности (С С Уваров, М П Погодин, С П Шевырев), западнического (А И Герцен, В Г Белинский, П А Чаадаев и др ) и евразийского (Н Н Алексеев, П Н Савицкий, Н С Трубецкой и др ) направлений, работы русских религиозных философов (В С Соловьев, С Н Булгаков, Н А Бердяев, С Л Франк, Н О Лосский и др ) и богословов (от игумена Филофея, преподобного Иосифа Волоцкого, архиепископа Феофана Прокоповича до епископа Игнатия (Брянчанинова), протоиерея Иоанна Кронштадтского и др ), специфически интерпретирующих и развивающих содержание российской мессианской идеи

Для выяснения значения мессианского феномена в России в диссертации использованы государственные и церковные документы (своды законов, актов, указов, манифестов и т п Российской империи), сказания о венчании на царство российских царей и императоров, различные литературные (общественно-политическая публицистика, агиография, сказания, повести, былины) и фольклорные (пословицы, поговорки, частушки и т п ) произведения, этнографические исследования, а также материалы по нумизматике и архитектуре российского градостроения

Основные научные результаты, полученные соискателем, и научная новизна диссертации состоят в том, что она представляет собой практически первое в отечественной науке комплексное и системное исследование мессианства как общественного явления Работа представляет

собой попытку нового осмысления социокультурного и идеологического отражения феномена мессианства в истории России

Выявленные автором мессианские идеологемы делают полученные выводы и актуальными, и широко востребованными в теории и практике строительства российского государства на новом историческом этапе Дальнейшее изучение общих и специфических черт мессианской идеологии государств, использующих ее в своей политике, позволит более объективно и продуманно определять внешнеполитическую стратегию и деятельность России на международной арене

Научная новизна данного исследования заключается в том, что автором

сформулированы основные теоретико-методологические подходы к изучению проблемы «мессианства» Диалектическая обусловленность его природы заключается в единстве и противоположности мессианских (мессианизм) и миссианских (миссианизм) доминант его составляющих В работе проанализированы особенности выявленных понятий,

рассмотрены основные причины появления и факторы становления концепции «Москва - третий Рим» во 2-й пол XV - 1-й пол XVI вв.,

определены символические выражения российских мессианских идеологем - «Святая Русь» и «Великая Россия» Их диалектическая взаимообусловленность придала существенный и специфический алгоритм развитию российской истории и культуры, что способствовало складыванию особых социокультурных устоев общества,

исследованы основные структурообразующие элементы содержания российского мессианства Эти элементы могут служить своеобразной

матрицей для изучения не только российского, но и зарубежного феномена мессианства,

- проанализированы генезис, эволюция и трансформация российско
го мессианства На его основе сформулирован вывод о том, что мессиан
ские идеологемы определили специфику идеологии, культуры и пробле
матики общественной мысли России,

- показаны место и роль феномена мессианства в общественно-
политической, философской и религиозной мысли России В работе под
черкивается, что указанный феномен занимал существенное место в раз
мышлениях русских философов об особом пути и предназначения России
в мире,

- выявлены различные подходы и взгляды российской общественной
и религиозно-философской мысли на природу и содержание российской
мессианской идеи

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его научной новизной Оно способствует становлению методологии системного изучения как российского, так и зарубежного феномена мессианства, оценки прошлого и решения политических проблем современной России Теоретический и фактический материал диссертации позволяет по-новому взглянуть на многие аспекты международной и отечественной истории и политики Исследованный философский и общественно-политический опыт мессианской идеи России может быть использован в строительстве идеологической составляющей современной России

Сформулированные и введенные в научный оборот понятия существенно дополняют философские знания Эта работа может составить основу для новых исследований в данном направлении, поскольку значительно

углубляет возможности сравнительного анализа феномена российского мессианства с аналогичными зарубежными идеологическими системами, а также показывает направление в изыскании новых источников по исследованию данного феномена

Теоретический и фактический материал диссертации может быть использован при написании обобщающих и специальных трудов по философии, отечественной истории и культурологии, в научно-педагогической практике при чтении гуманитарных курсов в высшей школе и подготовке специалистов государственной службы

Апробация диссертации

Основные теоретические положения и содержание диссертации изложены в монографиях «Тема российского мессианизма в общественно-политической и философской мысли России (XV - первая половина XIX в )» (М РАГС. 2003), «Феномен российского мессианизма в общественно-политической и философской мысли России (вторая половина XIX -первая треть XX в ) (М РАГС, 2005) и научных статьях общим объемом 43,6 п л

Апробация работы осуществлялась также в форме научных докладов и сообщений автора на различных конференциях, научно-практических и научно-богословских семинарах Международной конференции «Реформы в России и мире компаративный анализ» (Москва, МГТУ им НЭ Баумана, апрель 2000 г), Межрегиональном научно-практическом семинаре «Толерантность - путь к утверждению прав человека, демократии и законности» (Волгоград, ноябрь 2003 г ), VI-м межрегиональном научно-практическом семинаре «Общественные объединения как фактор становления и развития гражданского общества в России»

23 (Самара, ноябрь 2004 г ), Научной конференции «Церковь и государство история и современность» (Иркутск, март 2005 г), Межрегиональной конференции «Проблемы сохранения национальных и религиозных традиций в процессе укрупнения регионов» (Иркутск, апрель 2006 г ), Международной научно-практической конференции «Религия и молодежь в современных мусульманских обществах» (г Ташкент, сентябрь 2006 г ) и

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы

Похожие диссертации на Мессианство как социокультурный и идеологический феномен России : вторая половина XV - первая треть XX вв.