Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научная фантастика как социокультурный феномен Тимошенко Татьяна Викторовна

Научная фантастика как социокультурный феномен
<
Научная фантастика как социокультурный феномен Научная фантастика как социокультурный феномен Научная фантастика как социокультурный феномен Научная фантастика как социокультурный феномен Научная фантастика как социокультурный феномен Научная фантастика как социокультурный феномен Научная фантастика как социокультурный феномен Научная фантастика как социокультурный феномен Научная фантастика как социокультурный феномен Научная фантастика как социокультурный феномен Научная фантастика как социокультурный феномен Научная фантастика как социокультурный феномен
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тимошенко Татьяна Викторовна. Научная фантастика как социокультурный феномен : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Ростов-на-Дону, 2003.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/593-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Специфика научной фантастики в современной культуре

1.1. Проблемы исследования феномена научной фантастики 15

1.2. Природа фантастического в контексте художественного творчества 20

1.3. Социокультурная сущность научной фантастики 34

1.4. Границы научной фантастики 51

Глава 2. Социокультурные аспекты феномена научной фантастики

2.1. Научная фантастика как объект социокультурного анализа 60

2.2. Социокультурные функции научной фантастики 62

Глава 3. Культурный потенциал научной фантастики

3.1. Художественный аспект культурного потенциала научной фантастики 104

3.2. Научный аспект культурного потенциала научной фантастики 109

3.3. Культурный потенциал научной фантастики 124

Заключение 129

Библиографический список использованной литературы 134

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Фантастическое является древнейшей и неотъемлемой составляющей искусства, которое обладает стремлением к широкому использованию условных форм отображения действительности, создает свою систему фантастических образов, присутствующую во всех его областях, где находит применение механизм моделирования. В современной культуре фантастика занимает немаловажное место благодаря своим полифункциональным проявлениям, так как представляет собой своеобразный синтез интеллектуальных, художественных и эстетических ценностей, определяющих степень ее воздействия на многие стороны жизни людей. При этом важно учитывать, что психология человека изначально нацелена на необычное, невозможное, т. е. фантастическое.

Современная эпоха экономических и политических процессов глобализации, построения информационного общества, эпоха устойчивого развития и невиданно быстрых темпов научно-технического прогресса является, несомненно, очень значимой в историческом развитии человечества. Именно поэтому она ставит перед человечеством проблемы, с которыми оно ранее, по крайней мере в таком их глобальном варианте, не сталкивалось. Прежде всего, это проблема сознательного выбора будущего всем человечеством. Столь же глобальна и связана непосредственно с первой проблема контроля развития науки и техники, так как наука не может бездумно реализовывать все представляющиеся ей возможности. Образное предвосхищение, предваряющее воплощение - одна из особенностей человеческого разума, в основе психологии человека также заложено стремление приблизить завтрашний день. Предвидение и предупреждение событий необходимы человечеству для выживания. Способствовать оптимальному выбору будущего призвано, вместе с наукой, искусство и, в первую очередь, такой его вид как научная фантастика, потому что именно она обладает художественными средствами и возможностями, которые несвойственны другим видам искусства. В этой связи актуально изучение феномена предвосхище ния событий и открытий в сфере науки и техники в научной фантастике. Статистика сбывшихся прогнозов, собранная исследователями фантастики, свидетельствует о том, что подобное явление не может быть случайным и заслуживает пристального внимания и изучения. Обозначенный круг проблем важен, так как непосредственно связан с признанием актуальности научной фантастики, ее современной гносеологической и эвристической действенности.

Интерес к данной проблематике обусловлен поисковыми импульсами новой эпохи, называемой постиндустриальной и постмодернистской. Можно согласиться с утверждением B.C. Степина, что в настоящее время формируется новая методология познания. В поле актуального академического и массового дискурса по построению целостной картины реальности входит поиск нового типа рациональности, в котором соединились бы разумность и эмоциональность, выразимое и невыразимое, рациональное и иррациональное. «Чем более высока в философском смысле задача, поставленная автором, тем сильнее и настойчивее эта задача вынуждает его отрешиться от образов совершенно правдоподобных и повседневных»1, заставляет обращать взгляд к художественной символике. Этим требованиям соответствует «пограничное» положение научной фантастики: на границе различных культурных сфер современности - научно-технической и гуманитарной, объединяя методы науки с методами искусства.

Необходимо отметить, что развитие фантастики может быть соотнесено с коренными изменениями, которые произошли и происходят в сферах социальной, научной, технической, информационной и т. д. То есть, в существе своем фантастика отражает социокультурную динамику. Научная фантастика реагирует на перемены в жизни человека и социума и своим содержанием, отражающим поиски новых мировоззренческих ориентиров, и своей художественной формой. Она представляет собою заметное явление современной культуры, и необходимость понимания места и роли научной фантастики в широком кон тексте современной культуры важна как в теоретическом, так и в идеологическом плане.

Многочисленные возможности и перспективы использования научно-фантастических произведений в жизнедеятельности человека определяют необходимость их изучения с социокультурной точки зрения. Осознание важности вопросов, связанных с изучением места научной фантастики в культуре и ее влияния на жизнедеятельность человека способствовало появлению интереса к ней в последние несколько десятилетий. Метод фантастических гипотез используется в относительно новой, еще формирующейся дисциплине - эвристике (от греч. heurisko - «я нашел»), науке о закономерностях и приемах творческого мышления. Применяется этот метод и в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), создатель Г.С. Альтшулер. Метод фантастических аналогий (изложение задач в фантастических терминах и поиск решения в фантастической литературе) ввел в процесс решения задач У. Гордон, автор метода «Си-нектика» . Была основана наука - фантастиковедение, которая имеет статус «неотъемлемой и благородной части академической филологии» .

Однако следует констатировать, что унифицированного научного знания, занимающегося комплексным анализом феномена научной фантастики, в настоящее время не существует. Есть лишь отдельные разработки по некоторым аспектам данной проблематики в различных науках - философии, психологии, филологии и др. Не существует также серьезных академических исследований, рассматривающих влияние научной фантастики на человеческую жизнедеятельность в социально-философском аспекте. Все это делает тему исследования весьма актуальной и требует своего философского и социокультурного анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема осмысления феномена научной фантастики в ее различных аспектах имеет свою исследова тельскую традицию, характерную как для отечественной, так и зарубежной научной теоретической рефлексии.

Рассматривая становление и развитие феномена научной фантастики в его историческом контексте, следует отметить, что ее возникновению предшествовал длительный процесс развития форм фантастической образности в мировой культуре, их постепенной дифференциации, закрепления за ними определенных сфер образного мышления, своеобразных идейно-тематических комплексов, выработки и обогащения художественных средств и приемов фантастики. Общие проблемы исследования предтеч научной фантастики - мифа, утопии и антиутопии - излагаются в работах Ф. Кессиди, О.М. Фрейденберг, Б. Пиотровского, Э. Тайлора, А.Ф. Лосева, В. Мириманова и др1. Категория невозможного, характерная для фантастических произведений, находила также свое первоначальное воплощение в волшебной сказке, что отражено в исследованиях А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа и др.2

Собственно феномен научной фантастики получил регулярное изучение в России в середине 1950-х годов, с появлением работ Е. Брандиса, В. Дмитревского, Б. Ляпунова, Ю. Кагарлицкого и др. Ряд монографий о творчестве писателей-фантастов - отечественных и зарубежных, серия проблемно-теоретических, полемических и критических выступлений в прессе созданы исследователями научной фантастики А.Ф. Бритиковым, Г. Гуревичем, Ю. Рюриковым и др.1 Статьи историко-литературного, проблемно-теоретического и обобщающего характера, обращенные к концептуальному осмыслению современной ситуации в научной фантастике в целом либо к анализу различных значительных течений, крупных творческих судеб или отдельных заметных явлений в текущем процессе фантастического творчества опубликованы литературоведами В.В. Ивашевым, Ю.И. Кагарлицким, известными писателями-фантастами И.А. Ефремовым, А. Казанцевым, С. Лемом, а также фанта-стоведами Е. Харитоновым, А.Н. Осиповым, Т.А. Чернышевой, Н.И. Черной, В. Гаковым и др.

Отдельным моментом представляется изучение различных аспектов проблемы взаимоотношения науки и искусства в современной научной фантастике. Проблема эта является традиционным объектом философского анализа и включает широкий спектр взаимосвязанных вопросов - о взаимном воздействии науки и искусства, об их общности и различиях. Понимание глубочайшей связи искусства с областью возможного появляется уже у Аристотеля, он подчеркивает вероятностный характер информации, содержащейся в художественном произведении . Фундаментальную проблему предвосхищения искусством открытий в науке рассматривает известный немецкий философ Ф. Шеллинг4. Вопросам философии искусства посвящены также работы Г. Гегеля, Ф. Ницше, Н. Бердяева, В.П. Бранского и др.5 Общим проблемам исследования области искусства посвящены труды М. Холлингсворта, Ю.М. Лотмана, СП. Батраковой и др.1 Ключевые проблемы соотношения различных видов творчества, форм мышления, форм отражения действительности (таких как эмоциональное и рациональное, образное и понятийное, художественное и теоретическое и т.д.) находят свое выражение в материалах о художественном творчестве Л.С. Выготского, Р. Вудвортса, О. Ранка, Е.И. Замятина, Л.М. Веккера, И.А. Бесковой и др.2

Рассматривая понятие фантастического нельзя обойтись без понятия «воображение». Исследованию воображения, классификации его видов, анализу его природы посвящено немало научных трудов .

Проблема предвосхищения фантастикой научных открытий, предвидения будущего предполагает изучение футурологической базы. Здесь следует отметить работы футуролога И.В. Бестужева-Лады4. В своей первой в мире антологии прогностики, охватывающей 1952-1999 гг., он подводит итог исследований будущего и дает картину предстоящей жизни людей в XXI веке. В другой работе И.В. Бестужев-Лада обращает внимание на научное направление, аналогичное фантастическому - ретроальтернативистику, которая «способна развить теорию упущенных возможностей в том или ином историческом процессе» . Представляют научный интерес труды П. Дейнеко, Ю.А. Лебедева, С. Лема, А.С. Панарина и др.1 Периодически печатаются прогнозы развития научного знания в XXI веке в научных журналах: «Вестник Российской академии наук», «Scientific American» и др. В философии также отмечается интерес к прогнозированию. Практически одновременно с появлением футурологии на Западе получили развитие философские концепции, ориентированные на понимание не только прошлого и настоящего, но и будущего. Широко распространились труды П. Тейяра де Шардена, содержащие разработку гуманистической концепции будущего человечества, теории индустриализма Р. Арона и У. Ростоу с описанием будущего постиндустриального общества, работы Э. Тоффлера3.

Философский подход к научной фантастике как социокультурному феномену излагается А.Е. Левиным : фантастика (англо-американская) представляется как некий «определенный тип языка культуры», рассматривается в своем историческом развитии и дифференцируется от остальных близких ей жанров.

Если рассмотреть в целом комплекс научной литературы по избранной теме, то можно констатировать, что характерной особенностью исследований, посвященных научной фантастике в целом либо отдельным ее аспектам, является филологическая и научно-популяризаторская направленность большинства исследований. Согласно данным библиографического справочника о докторских и кандидатских диссертациях по истории и теории фантастических жанров в литературе и искусстве за период с 1954 по 2000 г. на 187 диссертаций по литературоведению, языкознанию, искусствоведению и педагогическим наукам приходится только 7 диссертаций по философии5. Возможно поэтому до сих пор еще не выработана единая точка зрения на фантастику: исследователи по рою расходятся в понимании самих терминов «фантастика», «философская фантастика», «научная фантастика» и т.д. Можно признать, что в науке до сих пор нет общепринятой концепции взглядов на научную фантастику, однозначно объясняющей ее источники, задачи, цели и социальные функции. Есть полифония разных подходов к этим проблемам, но нет единой методики их решения.

Таким образом, анализ ряда исследований показывает, что в философском плане данная проблематика изучена еще в недостаточной степени и, несмотря на разнообразие изученных аспектов, имеющих отношение к феномену научной фантастики, существуют такие малоисследованные и неразработанные ее стороны, как культурный статус научной фантастики, социальные аспекты взаимоотношения научной фантастики и культуры в целом и вытекающие отсюда социокультурные последствия. В философии этот круг актуализирующихся вопросов не рассматривается. Иными словами, до сих пор теоретическая мысль не обращалась к аналитическому рассмотрению и обобщению весьма сложной проблемы социокультурной роли научной фантастики, что требует соответствующего социально-философского исследования.

Объектом исследования является место и роль научной фантастики в жизнедеятельности человека.

Наиболее значимыми и важными достижениями будущего могут оказаться совершенно неожиданные открытия в различных областях научного исследования - генной инженерии, квантовой механике, нанотехнологиях и проч. Не исключено, что источником радикально новых идей будет арсенал «неожиданной науки»1 - научной фантастики, и в то же время наука дает импульс дальнейшему развитию самой научной фантастики. Вместе со стремительным развитием информационного общества, техногенной цивилизации роль влияния научной фантастики на функционирование культуры, на научное и художественное творчество все возрастает. Это с необходимостью требует изучения ас пектов проблемы влияния научной фантастики на различные стороны человеческой экзистенции, проявляющихся в реализации ею социокультурных функций, что и является предметом данного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в изучении социокультурных аспектов проблемы феномена научной фантастики и подробное рассмотрение прогностической функции научной фантастики как одной из наиболее значимых и интересных в эвристическом отношении. Для достижения этой цели представляется необходимым выдвинуть и решить в ходе исследования ряд следующих задач:

- обозначить существующие подходы к рассмотрению феномена научной фантастики;

- проанализировать природу фантастического в контексте художественного творчества;

- создать и обосновать авторские дефиниции, выделить возможные критерии классификации;

- очертить специфику реализации научной фантастикой социокультурных функций науки и искусства;

- проанализировать культурный потенциал научной фантастики;

- выявить значимость научной фантастики для развития современной культуры.

Обозначенные цели и задачи исследования определяют социально-философский, а не частно-научный статус работы. Именно выделение социальных функций научной фантастики дает возможность рассмотрения данного феномена как социокультурного.

Теоретико-методологическая основа исследования. Диссертационное исследование основывается на разработанных диалектических принципах системности, детерминизма, единства противоположностей, диалектическом анализе и оценке. Основу диссертации составляет анализ культурных и социальных ценностей и установок, сопровождающих феномен научной фантастики. В работе широко применяются современные достижения социальной философии, методологии науки, психологии искусства, наследие классиков отечественного и зарубежного литературоведения, культурологии, искусствоведения. К изучению привлекались произведения российских и зарубежных писателей-фантастов как выпущенные в свет отдельными изданиями, так и опубликованные в журналах и альманахах.

Научная новизна исследования состоит в получении следующих результатов:

- в результате анализа подходов к научной фантастике и ее природы предложено социокультурное определение сущности научной фантастики;

- в свете этого определения рассмотрены основные функции, присущие научной фантастике как виду искусства, и определена специфика их реализации;

- выяснен в теоретическом плане (через реализацию схем рефлексии и эстетического катарсиса) вопрос о природе эвристических возможностей научной фантастики как основания развития мышления и сознания;

- рассмотрено в общих чертах значение научной фантастики как важного фактора развития современной культуры.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Фантастика - вид искусства, определенный тип художественной образности, специфический способ образования и передачи значений, то есть определенный «тип языка культуры», характерным для которого является наличие виртуальной действительности, сформированной умозрительно с помощью фантастических допущений, создаваемых воображением.

2. Научная фантастика - это особый вид фантастики, произведения которого содержат фантастические допущения, не противоречащие основам позитивного знания, соблюдают принцип научной и художественной достоверности. Это, в некотором роде, единственный вид искусства, целенаправленно занимающийся анализом глобальных общечеловеческих проблем. Цель научной фантастики - из традиционной реальности выйти на уровень рефлек сии и предложить более или менее полные возможные варианты решения этих проблем.

3. Полифункциональность научной фантастики обусловила широкое ее распространение в современной жизни, что позволяет сделать вывод о значительных перспективах ее применения. К основным социокультурным функциям научной фантастики следует отнести следующие функции: познавательно-эвристическую; информационную; коммуникативную; воспитательную; эстетическую; компенсаторно-иллюзорную; идеологическую; прогностическую и проективную; социально-критическую; адаптационную и мировоззренческую. Все эти функции реализуются научной фантастикой в рефлексивно-творческом режиме.

4. Социокультурный статус научной фантастики: за счет рефлексивной целенаправленности научная фантастика может анализировать проблемы, которые считаются трудноразрешимыми или вообще неразрешимыми и с которыми не могут справиться другие сферы культуры. Благодаря своей специфической функции рефлексивного расширения границ существующей реальности, выведении за ее пределы в область фантастического, научная фантастика изменяет масштаб видения проблем. Отсюда и ее «пограничное» положение: на границе различных культурных сфер современности - науки и искусства; на границе двух сторон сознания - реального восприятия и воображения.

5. Эвристический потенциал, как таковой, является мощным стимулом к деятельности. Научная фантастика как вид искусства, обладает его эвристическим потенциалом. Но она способна использовать существующую научную базу знаний и научный инструментарий и, как следствие, эвристический потенциал науки. Поэтому научная фантастика - это и мотивация к творчеству, и формирование навыков творческого мышления, и инструмент творчества.

6. Область прогнозирования - важный пример максимальной реализации культурного потенциала научной фантастики. Множество случаев реали зовавшихся прогнозов дает возможность оценить высокий прогностический потенциал научных фантастов. Научная фантастика породила науку футурологию и прогностику, которые стали неотъемлемой частью культуры, основанием ее самопроектирования и саморазвития.

Научно-практическая ценность работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в преподавании лекционных курсов социальной философии, культурологии, спецкурсов по глобалистике, научной фантастике и футурологии, а также при составлении программ для высших и средних учебных заведений. Основные положения и результаты могут быть использованы также в дальнейших исследованиях этой актуальной проблемы.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на объединенном заседании отдела СКНЦ и кафедры философии РГПУ. По теме диссертации был сделан ряд докладов и сообщений на кафедре истории и философии Таганрогского государственного радиотехнического университета. Отдельные положения и выводы излагались на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Таганрогского государственного радиотехнического университета и научно-практической конференции преподавателей и студентов Таганрогского института управления и экономики. Результаты исследования были также использованы в спецкурсе «Футурология и научная фантастика» для студентов специальности 0206 (культурология) ТРТУ. По теме диссертации автором опубликовано 8 статей и тезисов докладов. Список работ приводится в заключительной части автореферата диссертации.

Цели и поставленные задачи исследования определяют структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, использованной в работе. Основной текст диссертации изложен на 133 страницах машинописи, библиография включает 159 наименований.

Проблемы исследования феномена научной фантастики

Научная проблема, на решении которой сосредоточено данное исследование, может быть сформулирована в следующем виде: что такое научная фантастика, и какое место она занимает в современной общественной культуре? Для решения данного вопроса представляется необходимым определиться со спецификой научной фантастики и дифференцировать ее от иных, сходных с ней, форм творчества - прежде всего от феномена мифа, а также от утопии, антиутопии, научного прогнозирования и проч.

Следует заметить, что хотя вопрос об употреблении слова «жанр» по отношению к научной фантастике имеет дискуссионный характер, его введение в исследовании обусловлено его широким распространением. Это слово принимается как условный термин, объединяющий произведения, более или менее близкие по содержанию и способу изложения. Полемика о необходимости деления фантастики на жанры - научную фантастику, приключенческую, сказочную, социально-нравственную, философскую, утопическую и прочие, - ведется и в настоящее время. Она происходит из-за сложности определения жанровых границ. Практика литературоведения показывает, что четкое разделение литературных жанров присуще чаще всего неполноценным произведениям, наподобие перегруженных техницизмами «космических опер», или же, наоборот, сугубо «гуманитарным» жизнеописательным, сюжетно вялым. Т.е. в произведениях с преобладанием одной из схем: «научной» либо нравственно-дидактической. Большинство произведений фантастики имеют «пограничный» характер, как, например, произведения С. Лема, И.А. Ефремова, современные работы В.В. Головачева, определенные в «Энциклопедии фантастики» как научная фантастика, но имеющая черты и фэнтези, и научной фантастики.

Тем не менее, для возможности научного анализа фантастических произведений необходимо введение внутрижанровой типологии. Появляющуюся проблему различения жанров можно решить по совокупности некоторых черт, позволяющей определить его как тот или иной тип, введя некоторые критерии оценок (количественные и качественные) фантастических допущений. Качественными критериями могут быть: оригинальность фантастического допущения, степень необычности допущения, яркость и эмоциональность образов, внутренняя логичность, непротиворечивость, масштабность и полнота модели, строящейся на фантастическом допущении. В качестве количественных критериев можно взять: количество применяемых фантастических допущений, разнообразие сфер применения допущений (фантастические образы, ситуации, действия и проч.), способы образования фантастического допущения (агглютинация, трансформация, комбинирование, аналогизирование и др.).

Анализ сложившейся практики исследований в области фантастики вообще и научной фантастики в частности показывает, что преобладающими являются либо изучение частных аспектов данного феномена («Эстетика Космоса», «Фантастика в театре М.А. Булгакова», «Особенности изобразительного решения научно-фантастического кинофильма» и проч.1), либо исторический анализ развития отдельного ответвления фантастики («Пути развития научно-фантастического жанра в советской литературе», «Пути формирования и развития узбекской научной фантастики», «Современный фантастический рассказ Великобритании» и проч.). В это же время следует констатировать тот факт, что целостной теории современной трактовки указанного феномена пока не существует.

Еще одна проблема исследования в том, что существующие дефиниции фантастики и научной фантастики неточны и имеют множество модификаций. Для исследования же необходимо опираться на некоторое целостное представление о фантастике. Это необходимо, поскольку от этого будет зависеть дальнейшее направление исследования. Решение проблемы идентификации фантастики возможно в рамках внешнего (по отношению к ней) социологического или культурологического анализа. Можно решить эту проблему иначе, не занимая позицию «внешнего» наблюдателя. При этом возможны следующие два подхода. Во-первых, исторический подход, рассматривающий исследуемый феномен в его историческом развитии, и, во-вторых, системно-функциональный подход, рассматривающий фантастику как вид искусства, восходящий к более высокому уровню - культуре. Функции рассматриваются как исходные данные к изучению базовых законов, находящихся в основе потребности в научной фантастике, причин ее появления. Т.е. в данном случае фантастика рассматривается по аналогии со структурой искусства, как набор отдельных социокультурных факторов. Для этих подходов характерно допущение о социокультурной природе фантастики. Связующим звеном социального и культурного в социокультурном контексте является антропология, т. к. содержание этого контекста задается человеческими проблемами, требующими разрешения на данном этапе культурного развития общества.

В данном исследовании задачу - дать более точное представление о специфике постановки проблемы идентификации научной фантастики - предлагается решить с «пограничной» позиции между «внутренней» и «внешней». Это позволяет выработать единство теоретического и исторического подхода к философскому анализу социокультурной теории научной фантастики и таким образом положить начало создания относительно завершенной на данном этапе концепции научной фантастики как социально-культурного явления. В частности, это дает возможность представить научную фантастику как проявление творческого начала человека и как средство и мотивацию его развития. Научная фантастика рассматривается в субъективно-личностном плане, а философский подход к анализу научной фантастики представляет собой рефлексию на него. В структурном плане научную фантастику можно характеризовать как своеобразный «катализатор» познавательного процесса. Об этом подробнее будет изложено в описании ее функций.

Определение места научной фантастики в системе современной культуры затруднено ее сложными взаимоотношениями с реальностью. Диалектический подход к понятию «фантастики» позволяет рассматривать противоположности «фантастика - реализм» и в более широком смысле «фантастика - реальность» как диалектическое единство, постоянно находящееся в движении, взаимодействии и развивающееся. Это единство помогает в понимании сущности понятия. При попытке определиться с дефиницией «научной фантастики» существует необходимость исследования сложных диалектических соотношений фантастики и реальности, науки и искусства. Их общность неразрывно связана с их различием, их спецификой. Потому изучение только одной из сторон этих противоположностей было бы неполноценным. Проблема их изучения требует использования диалектического подхода, логического анализа и оценки.

Природа фантастического в контексте художественного творчества

Художественное творчество является сутью, фундаментом и вершиной творчества как такового. Даже научное творчество представляется нам лишь частным случаем художественного, т.к. из века в век ученые убеждаются в истине, что законы природы соответствуют канонам красоты. В данном параграфе, прежде чем перейти к определению значимости научной фантастики в культуре, предполагается определить природу фантастического, его роль и место в художественном творчестве.

Понятие «фантастического» неоднозначно. Это, во-первых, созданное фантазией, не существующее в действительности. Во-вторых, проникнутое фантастикой; основанное на фантастике. В-третьих, совершенно невероятное, неправдоподобное. В-четвертых, волшебное, удивительное, редкостное. В пятых, странное, необычное, нелепое. В-шестых, выдающееся, исключительное по каким-либо качествам, свойствам . С научной точки зрения фантастическое - значит неподтвержденное эмпирически и теоретически, т.е. не имеющее обоснования. В самом общем смысле, это один из способов осознания и отражения мира.

Рассматривая понятие фантастического нельзя обойтись без понятия «воображение». В одной из философских работ воображение представлено как «первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, ра-зум его мифотворческого периода» . Несмотря на многочисленные исследования, природа воображения, до сих пор остается неясной. Если создание образов новых, несуществующих пока моделей признать основной функцией воображения, то результатом подобной созидательной деятельности будет являться интеллектуальная творческая деятельность в ее трактовке, данной Л.С. Выготским: «Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое». Т.о. воображение является основным компонентом любого творческого процесса.

Фантастическое - древнейшая составляющая человеческой культуры. С его помощью в древности людьми была создана система для приспособления к условиям жизни, включавшая в себя миф, ритуал, игру, искусство, которая помогала им в познании мира и во взаимодействии с окружающей реальностью. «Чувственная форма сознания была для людей самой ранней формой. Вот почему на ранних своих ступенях религия была религией искусства и его чувственного воплощения» . Здесь, в этой системе, воплотились те свойства человеческого сознания, которые не нашли реализации в обыденной жизни, и те чувственные восприятия, которые притуплялись рутинным существованием. Это были первые попытки моделирования - средства изучения законов жизни, дальнейшего использования их и совершенствования.

На ранних этапах истории человечества важная роль отводилась попыткам преодоления зависимости от природных и социальных сил с помощью преобразования действительности в воображении. Мифологическое сознание - это первая попытка использования воображения, моделирования мира, попытка фиксации и передачи накопленного опыта, социально-психологическая потребностью человека. В определении философа М. Мамардашвили, миф представляет собой тщательно разработанную систему нейтрализации оппозиции «культура-природа», «восполнение и созидание человеком себя в бытии, в котором для него нет природных оснований», определенные им как «"машины" культуры, называемые мифом», где ритуал выступает в роли способа «введения человека в состояние, которое не длится природным образом». Мифологическое, т. е. нечто сверхъестественное, характеризовалось слиянием рационального и иррационального, логического и чувственного. Ритуалы, церемонии, обряды создавали целую систему запретов-табу и через них формировали поведение людей. Институт ритуала закреплял существующую культуру страха перед хаосом, злом. Миф, подкрепленный ритуалом, воспринимался уже не как нечто символическое, но как реальность. Через ритуал и традиции передавались знания о мире.

Одной из основных особенностей человека как биологического вида является наличие разума - инструмента, с помощью которого человек активно исследует и преобразует окружающий его мир. Эта деятельность воздействует на самого человека, преображает его, меняет его мировоззрение, внутренний мир и пр. В процессе антропогенеза развивается самокритическое сознание, рефлексия. Культура мифа трансформируется в эпос, фольклор, легенды. «Человечество, создавая новые модели искусства, создает их не потому, что сами модели должны обновляться, а потому, что оно борется за расширение своих прав на жизнь, за право исследования и достижения нового счастья»1. Мифологическое мировоззрение выполнило свою задачу, подготовило условия для дальнейшего развития общества. Творческая деятельность человека от стадии обряда (ритуала) через рефлексию трансформировалась в иные формы искусства, науки. Но функции и свойства первоначальной системы остались как родовой признак в каждом из составляющих, в том числе и в искусстве.

В каждой эпохе создавалась своя система фантастических образов. Многие писатели вводили фантастические образы в свои произведения. Это гуин-гмы, великаны и лилипуты Дж. Свифта, лермонтовский Демон, пушкинская русалка, Нос, превратившийся в человека в повести Гоголя, волшебная Шагреневая кожа в произведении Бальзака, укорачивающая жизнь героя при исполнении его желаний, Мефистофель Г. Гете и многие другие. Включение в сюжет произведения фантастического существа привносит в него несколько особенностей: необыкновенность и глобальность вывода. В искусстве общее преподносится через единичный пример, который благодаря внесению фантастического элемента становится необычным, потому яркий и запоминающийся.

Научная фантастика как объект социокультурного анализа

С позиций функционально-системного подхода научная фантастика представляет собой подсистему фантастики в целом, которая, в свою очередь, является частью (или подсистемой) искусства, надсистемой для которого будет культура. Таким образом, научная фантастика сама является элементом системы культуры. Возникновение научной фантастики на определенном этапе культурного развития общества было обусловлено появлением таких потребностей социума, обеспечить которые не могли другие составляющие системы культуры и которые нашли отражение в определенной специфике социокультурных функций, выполняемых научной фантастикой.

Неординарность роли фантастики в системе современной культуры обуславливается ее сложными взаимоотношениями с реальностью. Адекватное восприятие фантастики предполагает, с одной стороны, восприятие фантастических образов и конструкций, в отличие от мифа, как некоего самостоятельного внешнего фактора, существующего вне реальности человеческого опыта. С другой стороны, эти конструкции и модели нельзя назвать абсолютно оторванными от эмпирической реальности, они находятся в некоторой обусловленной связи с ней. Фантастика порождает и передает общественно-значимое содержание «потому, что ее образы оказываются порой на весьма глубинных уровнях аналогами образов реальности, бытующих в общественном сознании»1.

Ранее в исследовании уже было отмечено наблюдающееся в настоящее время в обществе сближение, даже, можно сказать, своеобразное смешение фантастики и реальности. Некоторые проекты подчас объявлялись фантастическими, потому что общество по уровню технического развития было еще не способно его реализовать. Современные темпы научно-технического прогресса таковы, что временной разрыв между научно-фантастическими проектами и реальными техническими достижениями быстро сокращается. Более того, существует мнение о том, что научная фантастика оказывается не в силах не только предвидеть наступление технической революции, но и развиваться параллельно с ней. Скачок в развитии техники придает ей фантастический оттенок и приближает произведения о будущем к реальной действительности1.

Под функциями научной фантастики понимается способ действия, средства, которые способствуют решению общественных проблем, поставленных научной фантастикой. Рассмотрение и анализ этих функций - важнейший момент теоретического изучения феномена научной фантастики. Определившись в предыдущей главе с сущностью научной фантастики, попытаемся переоце-нить через нее функции искусства и науки как социальных образований, способствующих или препятствующих реализации этой сущности - в зависимости от линии ее развития. «Процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. Эта функция выступает как внешняя необходимость, как фактор, детерминирующий данную систему деятельности»3. Это позволит рассмотреть данный феномен с точки зрения реализации этих функций в системе культуры и получить представление о спектре его предназначения и возможностей.

Научная фантастика - вид искусства, демонстрирующий человеку нетрадиционные способы мышления. В схематическом выражении рефлексии на рис 1.1. (стр. 42) это показано в виде стрелки выхода в рефлексию за пределы некоторой предметной области. В результате акта творческой рефлексии создаются модели решения. Этот процесс аналогичен процессу моделирования в искусстве вообще и в науке, но в научно-фантастических произведениях он отличается характером создаваемых моделей. «Мы встречаемся с понятием модели, с понятием подобия, с понятиями построения иного мира. Причем эти построения создаются для понимания того, что мы называем действительностью, для предвидения и открытия возможностей. То, что создается, отбирается художником из окружающего для построения своей модели действительности, - не простое отражение. Это отражение особого рода. Это отражение, в котором черты воспринятого сопоставляются в своей несхожести»1.

Современная научная фантастика включает в свой арсенал ряд гносеологических особенностей науки, в частности приемы моделирования реальности. Причем это активное моделирование антропологических и социальных процессов - создание средствами мысленного экспериментирования новых, иногда парадоксальных, гипотетических картин мироздания, моделей поведения человека или общества в нестандартных условиях и ситуациях, которые могут возникнуть в результате дальнейшего развития науки и техники. Это создает возможность глубже исследовать духовный мир человека. Некоторые авторы научной фантастики, используют этот жанр как средство для создания философских моделей общества, социальных прогнозов и теоретических исследований. Например, Г. Уэллс, С. Лем и другие. «Научная фантастика позволяет описывать стоящие перед человеком проблемы и его переживания, так сказать, в почти чистом виде; в своих лучших образцах научная фантастика - это литература предельных ситуаций, причем ситуацию выдвигает не общество и не история, а сам автор, руководствуясь соображениями наиболее выразительной характеристики своих героев, не испытывая никаких ограничений, если не считать границ научно возможного; даже принцип научной вероятности здесь необязателен»1.

Примером подобной демонстрации нетрадиционного мышления является произведение Г. Гаррисона «Неукротимая планета». «Нецивилизованный», враждебный мир, причем местные организмы все время видоизменяются в стремлении стереть с лица планеты вторгшихся людей. «Трезвый и логичный» пиррянский подход не дает положительных результатов: площадь, занимаемая людьми, численность населения неуклонно сокращается, как и продолжительность жизни людей. А пришелец, Язон динАльт, представитель более слабой расы с массой «дефектов» на планете с двойным тяготением, исчерпав свои физические возможности, пытается найти иное решение, адекватное ситуации. Он увидел то, что аборигены не замечали из-за привычки, стереотипов: «новые идеи сражались со старыми убеждениями». Его гипотеза по поводу причины войны поколебала устоявшиеся иллюзии. «Этот инопланетчик внес смятение в привычный им старый мир, все перевернул, и они как бы очутились в новом, неведомом мире, перед лицом необычных проблем».

Художественный аспект культурного потенциала научной фантастики

Нуждается в научном объяснении то обстоятельство, что предсказания часто удаются поэтам, писателям, художникам - адептам художественного творчества. Если предположить, что все догадки о будущем - это, прежде всего, предчувствие, то именно они очень чутко фиксируют его. Нечто неуловимое «носится в воздухе», и появляются пророческие строки стихов. Или, например, в 1912 г. художником К. Петровым-Водкиным была написана картина «Купание красного коня». А через два года, когда разразилась первая мировая война, художник написал в дневнике: «Так вот почему я написал «Красного коня» . Картина - предчувствие судьбы России, конь - предвестник будущего. При этом предвидения лишь сопутствуют поставленным творцом художественным задачам, являются вспомогательными средствами для достижения художественной достоверности произведения.

Психологическое воздействие искусства на процесс развития сознания несомненно. Искусство имеет непосредственную связь с творчеством, оно -«выражение творческих возможностей человека, ибо оно исследует сферу возможного, имитирует и интерпретирует действительность. Именно произведения искусства позволяют человеку заглянуть в будущее. Социальная система продуцирует новые программы своего развития, что достигается конструированием идеальных образов действительности, мысленным экспериментированием. Именно произведения искусства являются специфическим видом мысленного эксперимента в исследовании возможных состояний общества»1. В произведениях искусства описываются возможные человеческие проблемы в их эмоциональном восприятии и их возможные решения как мотивы к саморазвитию.

Искусство загадочно и парадоксально по своей природе. Неоднозначность художественного образа и информационная неисчерпаемость произведений искусства позволяют многократное обращение к ним, открытие раз за разом новых сторон и истин. «Художественное произведение при каждом прочтении может выдавать разную информацию. И что особенно важно: не просто разную. Оно включается со мною в какое-то замкнутое обратной связью целое и выдает именно то, что мне сейчас нужно, то, что я способен понять. Подготавливает меня, так сказать, к следующей порции информации. Художественное произведение, таким образом, обнаруживает свойства, скорее, живого организма. Если бы мы могли понять это устройство!.. Я бы назвал его самой совершенной машиной, которую человечество когда-либо сделало» - писал культуролог Ю.М. Лотман. Произведение искусства - это эстетический объект во всей своей целостности, он представляет собой многоярусную структуру и обладает вследствие этого и вертикальным, и горизонтальным многообразием. Именно это многообразие и многоярусность придают произведениям искусства информационную многозначность.

Объект искусства находится на границе двух сторон сознания: реального восприятия и воображения. Вымышленный объект похож на зеркальную проекцию реального мира, хотя фактически ею не является. Он остается жить, тогда как его прообраз уже прекращает свое существование. Воображаемые атрибуты, проецируемые искусством на факты и явления реального мира, как бы пронизывают и по иному освещают те свойства мира, которые человек фиксирует в своем восприятии. Мир искусства как репродуцированная действительность представляет «новую» реальность — новое семантическое целое. «Искусство - это способ обнажения, обновления действительности. Оно строит свою действительность рядом с действительностью мира, оно ближе к исходу, чем тень к тому предмету, который загораживает от солнца кусок земли. Искусство строит способы познания, снимает шум, превращая его в речь, годную для сообщения»1. Это свойство искусства помогает развитию воображения и интуиции, освобождению от стереотипов мышления, подключению к работе подсознания, способствует интуитивному появлению наиболее существенных новых идей, как неосознанному, непосредственному усмотрению истины. Восприятие произведений искусства в большей мере развивает образное, невербальное мышление даже в литературе, использующей операторы-слова.

Эмоциональное и интуитивное познание опирается на способность человеческого мозга нечетко воспринимать окружающий мир, что позволяет, использовать континуальный язык образов в отличие от рационального мышления, оперирующего дискретными понятиями и бинарной логикой. Это познание можно рассматривать как преобразование некой потенциальной информации в информацию актуальную. Эмоции представляют собой субъективную форму выражения человеческих потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. «Целью образа является не приближение значения его к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание «виденья» его, а не «узнаванья»1. Таким образом, в искусстве наиболее полно проявляется творческая активность сознания человека, без которой он не был бы таким, какой он есть. «Искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа, и притом такого чувственного образа, кото-рый в самом своем явлении имеет высший, более глубокий смысл и значение» .

В постижении мира искусство дает человеку то, чего не могут дать ни наука, ни философия. Художественная активность тоже является особой формой познания. «Искусство есть необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего поведения. Только в критических точках нашего пути мы обращаемся к искусству, и это позволяет нам понять, почему предложенная нами формула раскры-вает искусство именно как творческий акт» . Вкладывая в свое творение жизненный опыт, фантазию, мечты и эмоции, художник воспроизводит жизненный мир в образах и символах (звуки музыки, слова, краски и проч.). Истинный художник всегда находил необходимые символы и создавал такие произведения, которые не оставляли равнодушным воображение масс. Современному человеку нравятся полотна и поэзия эпохи Средневековья, Возрождения, музыка Баха, Моцарта и многих других композиторов. То, что мы называем «настоящим искусством», пережило своих создателей и не потеряло актуальности в наши дни, несмотря на века, прошедшие с момента их создания. Известно положение, сформулированное древними римлянами: «Жизнь коротка, искусство вечно». Благодаря своей неоднозначности интерпретации оно неподвластно времени и, опираясь на прошлое, проходя через настоящее, уходит в будущее.