Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен Якуба Оксана Витальевна

Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен
<
Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Якуба Оксана Витальевна. Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : М., 2005 146 c. РГБ ОД, 61:05-9/563

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Социальные условия и идейные предпосылки возникновения Новоапостольской церкви 11

Раздел II. Основные этапы формирования Новоапостольской церкви 43

Раздел III. Вероучение и культовая практика Новоапостольской церкви 78

Заключение 119

Литература 121

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Возникновение и распространение в современной России нетрадиционных для нее религиозных движений и организаций есть симптом кризиса исторически укорененных религиозных систем. Этот процесс стимулируется также потерей четких идеологических ориентиров и установок в обществе, сложным морально-психологическим климатом, обусловленным негативными процессами в социальной и экономической сферах. Все это способствует поиску, в том числе и, в рамках религии адекватных ответов на вызовы современности, нравственных опор в жизни общества. Определенная часть россиян находит их в идейных основах и социальной практике такой религиозной организации как Новоапостольская церковь.

Новоапостольская церковь является относительно новым религиозным феноменом в конфессиональном пространстве России, чем и обусловлена слабая его изученность. Поэтому его исследование — есть актуальная научная задача.

На сегодняшний день Международная Новоапостольская церковь (НАЦ) ведет свою проповедническую деятельность (по данным организации) в 190 странах мира и имеет 10 миллионов последователей, а в Германии является третьей по численности своих последователей. Активная миссионерская деятельность в африканских странах вызвала недовольство со стороны Католической церкви, обвиняющей Новоапостольскую церковь в прозелитической деятельности.

4 Несмотря на достаточно продолжительный срок своего существования

и многочисленность своих адептов, для России Новоапостольская церковь является новым религиозным институтом. Недостаток информации затрудняет всестороннее и достаточно глубокое ее исследование. Конфессионально ангажированные авторы часто оценивают учение и деятельность Новоапостольской церкви предвзято, с позиции жесткой критики. Подобные отзывы можно найти не только во многих Интернет-изданиях, но и в документах и выступлениях как представителей некоторых традиционных религиозных организаций, так и органов государственной власти. В них Новоапостольская церковь называется не иначе, как «сектантской общиной» с «лжехристианским и псевдорелигиозным» учением. Все это обусловливает актуальность научного исследования Новоапостольской церкви.

Исследование Новоапостольской церкви актуально и с точки зрения прогноза возможных перспектив ее дальнейшего распространения в России, социальной среды влияния, выстраивания отношений с другими конфессиями и обществом в целом.

Существенный научный интерес представляет выявление социальных предпосылок возникновения и канонического устройства исследуемой религиозной организации. Важное значение имеют проблемы типологизации и определения места Новоапостольской церкви в системе христианских организаций. Для этого необходим анализ специфических черт ее вероучения, культа и организационной структуры.

Малоизученность и противоречивость истории Новоапостольской церкви делают актуальным объективное религиоведческое исследование специфических особенностей эволюции вероучения и деятельности этой религиозной организации в контексте истории западного и отечественного протестантизма. Поэтому особую актуальность имеет не только изучение

5 основных положений вероучения и канонов Новоапостольской церкви, но и

социально-философский анализ эволюции ее идеологии и культа.

Степень научной разработанности.

Анализ имеющейся научной и научно-популярной литературы, посвященной Новоапостольской церкви, показывает, что содержащаяся в ней информация, достаточно скудна. Во многих отечественных исследованиях, посвященных протестантизму в России, нет даже упоминаний о Новоапостольской церкви.

В дореволюционной литературе можно выделить работы А.С. Пругавина1. В них проанализированы социальные истоки вероучения Новоапостольской церкви, даются некоторые представления о богослужебной деятельности Католической апостольской общины (предшественнице Новоапостольской церкви) в Санкт-Петербурге. Кроме того, в книгах приводятся выдержки из бесед автора с первым священнослужителем петербургской общины, которые дают ценный материал для анализа социально-исторических процессов, способствовавших появлению исследуемой религиозной организации. В других изданиях отсутствуют какие-либо сведения о Новоапостольской церкви2.

Антирелигиозная политика советского государства привела к тому, что немногочисленные апостольские общины, существовавшие в 20-30-е годы на территории СССР, прекратили свою деятельность. В связи с этим в публикациях, посвященных «сектантским» организациям, нет сведений о

1 См.: Пругавин А.С. Раскол внизу и раскол вверху. - СПб., 1882.; Он же: Раскол вверху.
Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. - СПб., 1909.

2 См.: Цветаев М. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований.
Историческое исследование. — М., 1890; Красножен М. Иноверцы на Руси. Т. 1.
Положение неправославных христиан в России. — Юрьев, 1910; Буткевич Т.И.
Протестантство в России: (из лекций по церковному праву). — Харьков, 1913;
Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. - М, 1995 и др.

Новоапостольской церкви1. Упоминание о предшественнице Новоапостольской церкви - Католической апостольской церкви (КАЦ) -есть лишь в работе А.Н. Чанышева , в которой автор говорит о КАЦ как о новой форме протестантизма «неопророческого» типа.

В постсоветский период изучение Новоапостольской церкви отечественными религиоведами также практически не проводилось. В энциклопедических изданиях, учебной, справочной литературе и словарях информация об этой Церкви практически отсутствует3. Лишь в некоторых изданиях, кафедры религиоведения РАГС, о ней дается краткая информация4.

Справочный материал о Новоапостольской церкви - ее распространении в мире, структуре, о ее Управленческом центре в России — содержится в словаре «Религии народов современной России»5.

Несколько более подробная информация о Новоапостольской церкви дается в статье А. Струковой1. В ней представлен материал об

1 См.: Бонч-Бруевич В.Д. Из мира сектантов. Сборник статей. - М, 1922; Клибанов А.И.
История религиозного сектантства в России. - М., 1965; Гараджа В.И. Протестантизм. —
М., 1971; Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. - Новосибирск,
1978; Современная религиозность: состояние, тенденции, пути преобразования. - К.,
1987 и др.

2 Чанышев А.Н. Протестантизм. - М, 1969. - С. 97.

3 См.: Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Митрохина Л.Н. - М., 1994; Барсов Н.И.
Протестантизм в России и христианство: Энциклопедический словарь. Т. 2. — М., 1995.
С. 406-411; Новые религиозные культы, движения и организации в России. - М, 1998;
Религиозные объединения Московской области: Справочник. - М., 1998;
Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. —
М., 2000; Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение: Учебное пособие для высших
учебных заведений. - Ростов н/Д, 2003; Лобазов О.Ф..Религиоведение: Учебник. - М.,
2004 и др.

4 См.: Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России.
Справочник. - М., 1997. - С. 237-239; История религий в России: Учебник. - М., 2004. -
С. 452.

5 Религии народов современной России: Словарь/ Редкол.: Мчедлов М.П. (отв. ред.),
Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. - М., 1999. - С. 293,304-305.

7 организационной структуре, истории возникновения и распространения

новоапостольского движения и превращении его в международную

религиозную организацию. В работе также представлены некоторые

сведения о первых руководителях международной Новоапостольской

церкви и первых последователях этой религиозной организации в России.

Из зарубежной литературы о Новоапостольской церкви, можно выделить книгу немецкого теолога Г. Обета2. В ней содержится материал по истории исследуемой религиозной организации от момента ее создания в XIX в. до 1949 года. Слабым моментом книги можно считать скудность сведений о религиозных предпосылках возникновения Новоапостольской церкви в Западной Европе и США.

Указанные работы, бесспорно, представляют интерес. Однако в исследовании Новоапостольской церкви как социально-религиозного феномена сохраняются «белые пятна». Нет специального труда, посвященного комплексному исследованию НАЦ.

Объектом исследования является Новоапостольская церковь.

Предмет исследования - социальные и идейные предпосылки, возникновения и эволюции Новоапостольской церкви, ее доктрина, культовая практика и организационная структура.

Целью диссертационного исследования является комплексное исследование Новоапостольской церкви как социально-религиозного феномена.

Достижения поставленной цели, предполагает решение следующих задачи:

1 Струкова А. Новоапостольская церковь (НАЦ)// Современная религиозная жизнь
России: Опыт систематического описания. 2 т. Т. 2. Отв. ред. М. Бурдо, СБ. Филатов. —
М, 2003. -С. 400-414.

2 Obst Н. Apostel und Propheten der Neuzeit. Grunder Religionsgemeinschaften des 19-20
Jahrhunderts. - Berlin, 1981.-S. 17-155.

- проследить социальные и идейные предпосылки возникновения и

эволюции Новоапостольской церкви;

- выявить влияние различных христианских течений на формирование
вероучения Новоапостольской церкви, становление ее организационной
структуры;

- проанализировать основные положения вероучения и культ
Новоапостольской церкви, выявить их особенности в сравнении с
аналогичными протестантскими установлениями;

- определить социальную базу и место Новоапостольской церкви в
конфессиональном пространстве современной России.

Источниковая и эмпирическая база исследования. Основным источником по истории и современному состоянию Новоапостольской церкви в мире и в России, ее вероучению и проповеднической деятельности служат издания самой Церкви: вероучительная и церковно-историческая литература, видеозаписи, периодические издания, уставы местных и региональных организаций, а также личные наблюдения диссертанта.

Методологическая основа и методика исследования. Теоретико-методологической основой диссертации являются общенаучные принципы изучения социально-идеологических явлений: объективность, историзм, системный и комплексный подход. Комплексный характер проблемы обусловил необходимость междисциплинарного подхода к ее изучению — философского, исторического, социологического, с применением соответствующих методов исследования, основной из которых — компаративный метод.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и новизна диссертационного исследования заключаются в том, что данная работа является первым в российском религиоведении диссертационным

исследованием Новоапостольской церкви как социально-религиозного

феномена. В связи с этим в диссертации:

исследованы социальные и религиозные истоки, а также основные этапы организационного становления исследуемой конфессии;

проанализированы основополагающие положения вероучения, канонов и элементов культовой практики Новоапостольской церкви;

в результате сравнительного анализа выявлена доктринальная, богослужебная и каноническая специфика Новоапостольской церкви по сравнению с другими протестантскими конфессиями. На этой основе сделан вывод о том, что Новоапостольская церковь является протестантской организацией, вероучение и культ которой заключает в себе синтез элементов различных направлений христианства;

изучен социальный и национальный состав Новоапостольской церкви в России. В работе показано, что в настоящее время преобладающее большинство адептов исследуемой религиозной организации составляют представители городской интеллигенции, российские немцы и иностранцы.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем материалы, теоретические материалы и выводы вносят определенный вклад в развитие религиоведческого знания.—

Результаты исследования, его выводы и рекомендации могут быть использованы научно-исследовательскими учреждениями в дальнейшей разработке проблем протестантизма, а также в процессе преподавания курсов религиоведения, культурологии и других дисциплин в высших учебных заведениях. Они также могут быть использованы в практической деятельности федеральных и муниципальных органов власти при формировании как базы данных о религиозных организациях, так и общего

10 представления об истории, вероучении и организационной структуре

Новоапостольской церкви как разновидности протестантизма в России.

Апробация исследования. Основные положения диссертации излогались автором на международных и региональных конференциях и научно-практических семинарах.

Теоретические и практические выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, представлены в научных публикациях общим объемом 2,2 п.л.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура работы продиктована последовательностью решения поставленных автором задач. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложений.

Социальные условия и идейные предпосылки возникновения Новоапостольской церкви

Новоапостольская церковь - международная религиозная организация и как многие из конфессий, появившихся в конце XVIII - начале XIX вв., имела под собой различные социально-экономические и политические причины.

Существенную роль в формировании моровоззренческих устоев общества сыграла эпоха Просвещения. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь просвещения, независимо от национальных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев общества; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума; исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. По убеждению идеологов просвещения вера в мощь человеческого разума, в его безграничные возможности, в прогресс создают условия для экономического и социального процветания. В социально-политическом отношении французское просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции, выступало как идейное оружие в борьбе с феодально-абсолютистским строем.

Просвещение впервые оформляется во Франции. Зародившись в начале XVIII века, оно развивалось в обстановке острого кризиса абсолютизма вплоть до начала Французской революции 1789 года, свержения монархии и якобинской диктатуры. К концу столетия идеологической основой Великой французской революции стали общезначимые ценности человечества: свобода, равенство, братство. Просвещение проповедовало идеалы гуманности, освобождение человека от уз несправедливости, равенство всех граждан государства перед законом.

В это же время в разных странах принимаются документы, декларирующие права и свободы граждан: «Декларация независимости США» (1776) и «Декларация прав человека и гражданина», принятая французским Учредительным собранием (1789).

Французская революция оказала влияние на социально-политические процессы не только во Франции, но и вызвала реакцию в Англии. Эта реакция выражалась не только политической борьбой против Франции, но и усилением идей, связанных с мировоззрением скептицизма, рационализма и критикой общественных устоев XVIII столетия. В это время в Англии имеет место развитие религиозной экзальтации, которая составляла в английском обществе противовес свободомыслию и чистому деизму. Все это содействовало развитию религиозного возбуждения. Последнее десятилетие XVIII века, то есть в самый разгар революции на континенте, ознаменовалось в Англии чрезвычайным развитием духа миссионерства и евангельской пропаганды.

Появление Новоапостольской церкви в Англии совпадает с тем настроением в обществе, какое отличает период реставрации. Этот период времени характеризуется осознанием неудовлетворенности существующим положением общества, исканием нового в религиозной сфере.

Другим результатом социально-политических процессов, охвативших Европу в XVIII-XIX вв., было разочарование реальным капитализмом.

Описывая ситуацию в Европе начала XVIII. века, А.И.Клибанов пишет: «Новые экономические формы овладели жизнью... требуя перемены в целом ряде общественных отношений... Натуральное хозяйство окончательно уступило место торгово-капиталистическому. Эти экономические изменения обусловили собой усиление эксплуатации крестьянства...»1. Исследователь религиозных движений в Российской империи А.Н. Пыпин считал, что выходом из подобной ситуации могло стать возвращение в духовную сферу. В своей работе он пишет: «Под влиянием крайностей Французской революции,., настало разочарование в идеях эпохи просвещения... Казалось, что... можно будет идти к общественным, государственным и социальным преобразованиям путем религиозного и нравственного усовершенствования, избегнув тем самым насилия и революционных потрясений»2.

Социально-экономические и революционные процессы в Европе оказали влияние и на религиозное самосознание западного общества. Например, специалист в области немецкого экзистенциализма А.Н. Типсина убеждена, что «... всякая религия есть порождение специфических социально-экономических условий...»3, а советский религиовед Ф. Путинцев считает, что религия является не причиной, а следствием экономических и политических причин4. Б. Рассел замечает, что за последние столетия многие христианские течения претерпели изменения, и эти изменения, прежде всего, затронули протестантизм. В самом характере этих изменений нельзя не видеть ясно выраженного стремления не только протестантских идеологов, но и самого общества адаптировать религиозную идеологию к изменившимся условиям, сохранить ее влияние на массы1.

В это время в протестантизме появлялись новые течения, оформились новые направления. По определению Н.Е. Шлайфера протестантизм -весьма гибкое религиозное учение. Оно быстро реагирует на социальные изменения и приспосабливается к ним. Эта его особенность обусловила то, что он сумел стать одним из самых влиятельных направлений в современном христианстве2.

Протестантизм декларирует убежденность в совершенной ясности Библии, только приобщение к которой, по утверждению протестантских богословов, спасает человека. Для ее понимания не нужно никаких посредников (т.е. клира, что фундирует основополагающую идею протестантизма о священстве всех верующих), никакой традиции (предания). Предметом веры может быть только то, о чем сказано в Библии. Речь идет не о молчаливом восприятии истин Писания, но об особом состоянии верующего, которое выражается в любви и добрых делах, совершаемых не из-за страха вечных мучений, но по вере. Ответственность человека за свое спасение заключается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте) не в праве взять ее на себя. В принципе sola scriptura («только Писание») выражается намерение протестантов строить свою жизнь исключительно по слову Евангелия: только то, что указано в Священном Писании непосредственно, может быть объектом проповеди и примером для подражания.

Однако нельзя утверждать, что протестанты отрицают земную Церковь. Протестантизм пытается выстроить идеальную церковную организацию, наподобие той, которая существовала в древней Церкви (от идеи «общества свободных во Христе» у Лютера до современных версий ривайвелизма - движения за возрождение идеалов апостольской церкви). Идеи раннего протестантизма способствовали созданию лютеранских, баптистских, реформатских и других первопротестантских Церквей XVI-XVII вв. В более поздние времена другие идеи и религиозные движения способствовали созданию других, позднепротестантских, Церквей.

Современное состояние исследуемого религиозного феномена — Новоапостольской церкви - результат длительного процесса эволюции протестантизма. Вероучение Новоапостольской церкви сложилось из синтеза различных протестантских течений. Одним из них является движение ривайвелизма.

Ривайвелизм (от англ. rivival - «возрождение», «оживление», «пробуждение») зародился в Британии и ее американских колониях в XVIII веке как движение за духовное возрождение истинной апостольской Церкви1. Энциклопедия Британника содержит стандартное определение ривайвелизма: «...обновление религиозного рвения в христианских группах и церквах с целью оживить духовный пыл своих членов и завоевать новых приверженцев»2.

Основные этапы формирования Новоапостольской церкви

Новоапостольская церковь возникла в XIX столетии. Французская революция стала тем толчком, который пробудил людей от нравственной апатии: «... конец Великой Французской революции (1783 г.) стал началом отсчета конца времени милости Божьей для христиан»1, — читаем мы в одном из новоапостольских изданий. В разных странах, особенно протестантских, стали проявляться апокалиптические настроения, люди стали обращаться к Библии и другим вероучительным книгам, начали возникать новые религиозные общины.

В первой половине XIX столетия Англию и Шотландию захватило широкое движение по возрождению церкви путем восстановления института апостольства. В номере от 2 августа 1859 года газета "The Scottish Guardian" писала: «В последние дни Святой Дух проявил Свою благодатную силу неподалеку от этих мест. Наши читатели знают, что, как только известие о большом побуждении в Америке достигло Шотландии, в Глазго и в других местах прошли молитвенные собрания с целью вымолить такое же благословение. Полученные нами недавно сведения не оставляют сомнения, что эта молитва услышана.. .».

В 1826 году в селение Карсхульд (Гермения) был прислан молодой католический священник Иоганн Евангелист Георг Лутц. Люди там жили очень бедно, здание церкви находилось в непригодном для использования состоянии. Поэтому первые службы проходили под открытым небом. На богослужения приходили все жители поселка, принадлежавшие разным вероисповеданиям. Были католики, лютеране, реформаты, меннониты и др. Было отмечено, что с появлением священника и началом богослужений в селении исчезли пьяные, прекратились драки, безнравственный образ жизни. Вот как описывается деятельность Г. Лутца в одном из новоапостольских изданий: «слово этого юного католического священника приобрело такую большую власть над жителями поселка, что они убедились в своей греховности и стремились изменить свой образ жизни»1.

По информации того же источника на богослужениях все члены общины находились в состоянии необычайного душевного волнения. Во время одной из литургий в феврале 1828 года произошло явление глоссолалии и пророчества. В пророчестве якобы говорилось о том, что «прежде чем прийти самому, Господь снова пришлет вам (людям) апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и создаст такие общины, какие были вначале» . Новоапостольские издания утверждают, что подобные пророчества впоследствии повторялись неоднократно, а помимо словесных предсказаний имели место сны и видения. Даже сам Лутц якобы имел видение о том, что Господь пришлет новых апостолов. Позднее он был отлучен от католической церкви, после чего стал служить пресвитером апостольской общины.

В одной из работ А.С. Пругавина можно прочитать о случае, который произошел в местечке Ферникери (Шотландия) в 1828 году. Вот что о нем рассказал автору один из первых служителей апостольской общины в Санкт-Петербурге: «на одном из молитвенных собраний Дух Святой сошел на молодую девицу Мэри Кемпбелл, принадлежащую к шотландской церкви... она... начала говорить на незнакомом языке и пророчествовать»1. Мэри Кэмпбелл болела чахоткой. Ее младшая сестра Изабелла, умерла осенью 1828 года от той же болезни. А.С. Пругавин пишет, что «в уединении Изабелла имела несколько религиозных откровений, однако, голос пророчества никогда не говорил ее устами» .

Другие случаи описываются в одном из изданий Новоапостольской церкви. Один произошел в городе Гринокк (недалеко от Ферникери). Там жил рабочий льняной фабрики, страдавший от тяжелой болезни. Перед смертью он якобы имел видение о том, что Господь скоро ниспошлет апостолов. Другой - в городе Порт Глазго (около Гринокка), где проживала семья Макдональд. В источнике рассказывается, что однажды один из братьев Макдональд был «охвачен силой Духа», «он взял руку сестры..., страдавшей от чахотки, и приказал ей встать и быть здоровой. Врачи давно считали, что она обречена на смерть, но она послушала брата и выздоровела. Мэри Кэмпбэлл, дружившая с семьей Макдональд, также выполнила указание Джеймса Макдональд, встала и победила болезнь» . Позднее она вышла замуж за шотландского купца Уильяма Ренни Кэрда, ставшего первым евангелистом основанной впоследствии апостольской общины. Евангелист Кэрд в определенной мере способствовал распространению по всему миру известия о возрождении апостольства. Со своей миссией он посетил Северную Америку, Канаду, Францию, Швейцарию и Южную Германию.

Большую роль в распространение апостольского движения и пропаганде его идей оказали Э. Ирвинг, Г. Драммонд, X. Мак-Нил и др. Пастор Евангелической Шотландской церкви Э. Ирвинг сделал попытку привнести харизматические черты в протестантизм. Талантливый, обладавший необыкновенным даром убеждать, он считал себя пророком, посланным Богом с особой вестью к протестантам Британии. Э. Ирвинг укрепился в сознании своей правоты, познакомившись с первыми английскими евангеликами-премилленаристами. С грядущим возвращением Христа он связывал конец евангелизма и либерализма. Более того, Ирвинг предрекал короткий период, предшествующий Второму пришествию, когда «Дух Святой изольется в последний раз». Страстная вера и энтузиазм сделали его значимым популяризатором идей премилленаризма в XIX веке, оказав влияние даже на общепризнанных основателей этого учения — «Плимутских братьев». В 1825 году на годичном собрании Библейского общества1 он выступил с большой проповедью на тему «Вавилон и осужденное Богом неверие», где указал на то, что по словам Библии людей ждет Страшный суд, если они не изменят свой образ жизни. На этом собрании Ирвинг познакомился с Генри Драммондом, богатым банкиром, депутатом парламента, одним из основателей «Континентального общества по борьбе с неверием»2.

Вероучение и культовая практика Новоапостольской церкви

Духовные лидеры Новоапостольской церкви считают, что Священное Писание играет важную роль в жизни христианина. Будучи источником утешения, благоговения и наставления, оно способствует веропознанию. Чтение Библии приносит пользу, если оно продиктовано стремлением к «божественному озарению». Однако такое отношение к Библии характерно не только для новоапостольцев, но и для многих других протестантских течений, в частности баптистов, пятидесятников, адвентистов и др. Опираясь на одни и те же библейские тексты, каждая протестантская церковь создает свою систему вероучения, отдельные положения которого не только в значительной мере отличаются от других, но иногда являются и прямо противоположными. Это объясняется не столько смысловым разнообразием содержания Библии, сколько тем, что различные протестантские течения возникли в разных исторических условиях и их идеологи «вычитывали» из Писания прежде всего то, что отвечало запросам эпохи, в которую они жили.

Основу вероучения современной Новоапостольской церкви составляет Библия. По классификации, принятой этой Церковью, и не во всем совпадающей с другими конфессиями, это: 39 канонических книг Ветхого Завета, из них 17 - исторических книг, 5 учебных и 17 пророческих; а также 27 книг Нового Завета, в том числе 5 исторических, 21 учебная и 1 пророческая книги. Каноническими новоапостольцы полагают все книги Ветхого Завета, которые имелись в еврейском тексте. Остальные 14 книг Ветхого Завета относят к апокрифическим, т.е. не получившим признания в качестве священных. Несмотря на это, они включены ими в состав Библии, поскольку, как говорил М. Лютер, они полезны и хорошо читаются1.

По учению Новоапостольской церкви, ключом к пониманию Библии не может быть само Священное Писание, так как Библия не может толковать сама себя. Ключом может быть только Святой Дух, действующий через апостолов. «Посланники Христа - первоапостол и апостолы, руководящие на Земле осуществлением Его плана Спасения, приняли для этого исходящие от Святого Духа дары служения, позволяющие им понимать Божьи намерения, доводить их до верующих и, руководствуясь волей Божьей, вести их за собой к цели нашей веры»2.

О Новом Завете они отзываются как о важнейшем литературном памятнике в истории человечества, который однако не является целостным произведением. По их мнению, это сборник самых разных работ различных авторов, проникнутых Святым Духом.

Вместе с тем, по учению Церкви, чтение Священного Писания не может заменить роли апостолов Иисуса в качестве проповедников его учения и исполнителей таинств, поскольку Библия не претендует на полное и исчерпывающе изложение всех божественных деяний.

Вероучение Новоапостольской церкви сформулировано в десяти пунктах «основных положений новоапостольской веры» (см. Приложение 5). Из него следует, что новоапостольцы так же, как и все христианские конфессии, исповедуют веру в Триединого Бога-Отца, Сына и Святого Духа, а также в церковь Христову с ее таинствами.

Первые три пункта «Основных положений», хотя и не совсем точно, но совпадают с положениями Апостольского Символа Веры. Например, в третьем положении вероучения НАЦ говорится о «святой апостольской церкви», тогда как в Апостольском Символе Веры в соответствующем пункте говорится о «единой святой христианской Церкви». А в Никейском Символе Веры о «единой святой, соборной (кафолической) и апостольской Церкви». Остальные положения отражают специфику учения изучаемой Церкви.

Так, содержание четвертого и пятого положений дает право говорить о том, что идеологи Новоапостольской церкви учат тому, что апостолы Христовы до сих пор живут среди людей и являются проводниками его воли. Таким образом, современные апостолы уравниваются по своему статусу с раннехристианскими апостолами. Через них Господь управляет своей Церковью и до сих пор посылает апостолов, чтобы учить людей. От его имени апостолы наделены правом отпускать грехи и совершать таинства. Исключительной прерогативой апостолов является возведение в сан священнослужителей. Здесь же закреплено каноническое учение о Втором Пришествии Христа.

В шестом, седьмом и восьмом положениях зафиксированы таинства, совершаемые в Церкви; определяется их сущность и значение для новоапостольского христианина. Девятое положение передает представление учителей НАЦ о том, как будет проходить Второе Пришествие Господа.

В десятом, заключительном пункте «Основных положений новоапостольского вероисповедания» дается разъяснение отношения верующего к светским властям, согласно которому он «обязан подчиняться светским властям в той степени, какой это не противоречит божественным канонам». Этот пункт полностью соответствует общепротестантским канонам отношения к светской власти.

Десять заповедей Новоапостольской церкви в точности совпадают с библейскими, за исключением третьей заповеди. В синодальном переводе Библии она звучит так: «Соблюдай день субботний...». Здесь подразумевается седьмой день недели, шаббат - день покоя, отдыха. В случае же с НАЦ используется современный вариант: «Помни, что воскресный день священ».

По учению церкви, только принявший новоапостольскую веру и подчинивший свою жизнь воле Божией, может вступить в общение с Богом. Члены Церкви верят, что Христос умер за всех, но убеждены в том, что Сын Божий после Второго пришествия возьмет к своему Отцу на небеса только тех, кто принял Дух Святой и приготовил себя к вечной жизни в общении с Триединым Богом .

Особое внимание новоапостольцы уделяют учению об избрании2. Священники напоминают об этом практически на каждом богослужении: «Господь избрал нас еще до сотворения мира»3; «... нам есть за что благодарить Бога... и, прежде всего за то, что Он избрал нас, сделав Своими детьми»4. По мнению богословов Новоапостольской церкви, ни один человек не вправе претендовать на избирающую милость Бога. Он дарует ее лишь тому, кого сам избрал. «Вот почему никто не в состоянии заслужить себе божественное избрание деяниями, решающим является любящее, влекущее обращение Господне», - говорится в одном из изданий Церкви5.