Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности и специфика молодежных субкультур в России пореформенного периода XX-XXI вв. Топилина Елена Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Топилина Елена Сергеевна. Особенности и специфика молодежных субкультур в России пореформенного периода XX-XXI вв. : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Топилина Елена Сергеевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2008.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 08-1/3094

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Актуальность изучения проблем молодежи как самой динамичной и восприимчивой к переменам социально-демографической группе общества определяется происходящими социокультурными изменениями в России на рубеже XX-XXI вв

Разрушение советской идеологии обусловило раскол монолитной культуры советской эпохи и сопровождалось сменой однородной ее структуры на мозаичную В условиях современного российского общества проявлением этой мозаичности стало возникновение и развитие многочисленных и разнообразных новых культурных моделей Среди них - молодежные субкультуры

В рамках советской культуры молодежные субкультуры воспринимались как социальная патология, сказывалось и то, что свойственные Западу субкультуры были мало представлены (по крайней мере, на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения' Следствием подавления и закрытого характера изучения молодежной субкультурной активности явилось то, что молодежные субкультуры, не являясь для России абсолютно новыми культурными формами, вынуждены были пребывать в латентном состоянии 2 С распадом советской идеологии произошло развертывание и реализация молодежных субкультур, благодаря возникшей впервые лишь в постсоветское время возможности их публичной презентации

Формирование и повсеместное распространение молодежных субкультур, характеризующихся неоднородностью, вариативностью и отсутствием единой универсальной системы ценностей и норм, смыслов и значений, определяет необходимость попытки установления границы (учитывая ее процессуальную природу) между культурным и контркультурным, социальным и асоциальным в современной российской молодежной культурной практике и указывает на важность изучения

1 Луков В А Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследо
вания 2002 № 10, с 79

2 Ионии Л Г Социология культуры путь в новое тысячелетие М , 2000

молодежных субкультур в различных областях обществоведческого знания

Новое восприятие молодежной субкультуры, связанное с ее переоценкой - от отождествления с контркультурой в советский период к пониманию молодежной субкультуры как структурного элемента современного российского общества, в настоящее время требует фило-софско-культурологического анализа и осмысления

Степень научной разработанности проблемы

К исследованию проблем молодежи обращалось большое число зарубежных и отечественных ученых Конструирование концепции «межпоколенного взаимодействия» основывалось на идеях Э Дюркгейма, Р Мертона, Т Парсонса, которые рассматривали молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли Согласно сторонникам структурно-функционального подхода, главная цель любой социальной системы -самовоспроизводство, которое достигается с помощью возрастной дифференциации общества со строго закрепленными социальными функциями Фундаментальным трудом о месте возрастных групп в социальной структуре общества и о причинах возникновения конфликта поколений считается работа израильского социолога Ш Айзенштадта «От поколения к поколению»

Ученые психоаналитической ориентации основывались на концепции жизненного пути личности Поэтому определение молодежи они строили преимущественно на возрастных психофизических особенностях личности молодого человека, опираясь при этом на положения о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов в развитии юношеской личности, развитых 3 Фрейдом, его учениками и последователями (Р Бенедиктом, Л Фойером, Л Шелеф-фом, Э Эриксоном) В частности, их усилиями получила дальнейшую разработку теория «эдипова комплекса», в соответствии с которой объясняется природа межпоколенных конфликтов, причины агрессивности выступлений молодежи против существующего порядка и прочие формы сублимации свойственной им энергии

Культурно-гуманистическая традиция (А Шюц, П Бергер, Т Лук-ман) позволила системно проанализировать социальные проблемы молодежи во взаимосвязи с реальными объективными и субъективными культурными процессами, происходящими в обществе Классическим образцом исследования этого направления являются работы К Манн-гейма «Диагноз нашего времени» и М Мид «Культура и мир детства»

Интеракционисты конца 60-х и 70-х гг XX столетия, такие как Д Харгривз, С Вогг, П Уиллис и др , рассматривали детей как субъектов со своим собственным восприятием и помогли активизировать прогрессивные идеи о всеобщем образовании Например, С Коэн и Л Тэйлор обращали внимание на реакцию общества на молодежь и молодежную культуру, а Д Кларк и Т Джефферсон рассматривали проблемы ее формирования

В современной науке доминирует традиция исследования молодежной субкультуры, коррелирующая ее с ценностной и мировоззренческой дифференциацией в молодежной среде (Ф Коэн, М Брейк), с делин-квентной подкультурой преступного слоя (А Коэн, У Миллер), с различиями поведения, внешней атрибутики, с особенностями реализации досуга неформальных молодежных объединений (Д Хебдидж, С Фрит)

Исследованием теоретических и прикладных вопросов, связанных с социальным существованием молодежи в нашей стране, занимались многие известные отечественные философы, культурологи, социологи, психологи Деятельностная природа человека и проблемы формирования личности в контексте деятельностного освоения потенциалов культуры получили широкое освещение в фундаментальных работах А И Арнольдова, П С Гуревича, А С Запесоцкого, Б С Ерасова, А Г Здра-вомыслова, Н С Злобина, М С Кагана, Л Н Когана, Ю М Лотмана, Э С Маркаряна, В М Межуева, Э В Соколова, Н 3 Чавчавадзе, В А Ддова и др

Социально-философские и культурологические проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли отражение в исследованиях Б А Ручкина, С Н Иконниковой, И М Ильинского, Л Г Ионина, И С Кона, В Т Лисовского, А И Шендрика и др Проблемы и механизмы социализации молодежи отражены в исследованиях философов Т М

Кононовой, О И Карпухина, К Хуррельмана, Л С Яковлева, А В Муд-рика, психологов Л С Выготского, А Н Леонтьева, В С Мерлина, А В Петровского, К К Платонова, С Л Рубинштейна и др

Проблемы ценностных ориентации молодежи были предметом исследования целого ряда ученых К А Абульхановой-Славской, И В Бестужева-Лады, Л И Божович, М X Титмы, В И Чупрова, В А Ядова, М С Яницкого и др Особенности молодежной субкультуры как автономного и целостного образования внутри господствующей культуры, определяющего стиль жизни и мышления ее носителей, исследовались такими отечественными учеными, как В А Бобахо, С И Левикова, В Т Лисовский, В А Луков, К Г Мяло, 3 В Сикевич, В Я Суртаев, Т Б Щепанская и др

В контексте интересующей нас проблемы очевидна необходимость обращения к исследованиям ученых ростовской философской школы Философский смысл сущности культуры как социального феномена, пронизывающего все сферы общественной жизни, рассматривают в своих работах В Е Давидович, Г В Драч, М В Заковоротная, Ю А Жданов, Е В Золотухина, А В Матецкая, Т П Матяш, Е Е Несмеянов, М Н Радовель, Е Я Режабек, Л А Штомпель, О М Штомпель и др

Глубоко и основательно исследовал универсальные свойства культуры Ю А Жданов, указывая на то, что становление индивида возможно лишь через культуру в ее универсальном значении как единства трудовой, познавательной, ценностно-ориентированной деятельности в сфере общения По мысли ученого, доминирование в судьбе индивида отчужденных форм человеческих отношений и агрессивности способствуют приобщению его к антикультуре, которая тождественна невежеству

Культуру как сложную, динамично развивающуюся систему ЕЯ Режабек рассматривает в рамках синергетического подхода, согласно которому синергетика выступает инвариантом основных законов диалектики, описывающих в новых категориях источник, механизм и направленность социокультурного развития Ю Г Волков анализирует динамику ценностных ориентации и процессы социализации молодежи Исследуя особенности молодежной субкультуры в России, ученый отмечает необходимость учета в ней региональных и национальных раз-

линий Предложенная И В Мостовой модель «социальной стратификации» связана с вопросом социальной мобильности студенчества, ее роли в социальном менеджменте и решении проблем высшего образования В трудах В И Курбатова освещены конкретные проблемы студенческой молодежи, развития неформальных социальных коммуникаций студенчества Основные регуляторы и механизмы процесса студенческой социализации стали объектом изучения В И Филоненко

Различные аспекты формирования и динамики молодежных субкультур в современной России представлены в работах молодых ученых, в частности, Г Б Власовой («Рок-культура - феномен XX века»), С Ю Гогерчак («Молодежь как феномен культуры»), С С Дукян («Молодежные религиозные группы и антикультовые движения история противостояния»), Т В Земрах («Базовые ценности современной молодежной культуры»), В В Котляровой («Динамика ценностей молодежи России в постсоветский период»), Л И Мельник («Особенности молодежных субкультур на примере хип-хопа»), Ю А Сошина («Религия и молодежная субкультура») и др

Проведенный нами анализ существующей литературы по теме диссертационной работы указывает на возрастание интереса исследователей к изучению субкультурной проблематики молодежи Нам представляется, что связано это с новой методологической парадигмой в теории молодежи, где молодежь рассматривается как особая социальная группа, способная быть не только (и не столько) объектом социализации, но и активным субъектом социальной действительности Учитывая междисциплинарный характер изучения молодежных субкультур, мы сосредоточились на философско-культурологическом анализе молодежной субкультуры как социокультурного явления

Объектом исследования предлагаемой работы выступает культура в России на рубеже XX-XXI вв

Предмет исследования - основные параметры и сущностные характеристики молодежных субкультур как особого пласта современной российской культуры

Цель диссертационного исследования выяснить истоки и сущность молодежных субкультур, определить их роль и место в современной российской культуре

Задачи диссертационного исследования

  1. Изучить генезис и выяснить основные характеристики молодежных субкультур в условиях современного российского общества

  2. Раскрыть сущность молодежной субкультуры как особого механизма социализации молодого поколения в современной России

  3. Выявить специфику (основные ценности, основополагающие концепты самоосмысления, самовыражения, стиль обыденного мышления и пр ) современных российских молодежных субкультур

  4. Показать инновационный потенциал молодежных субкультур в России на рубеже XX-XXI вв

Теоретико-методологическая основа исследования

В предлагаемой работе широко представлены системный подход, позволивший рассмотреть молодежные субкультуры как элементы базовой культуры современного российского общества, исторический подход, применявшийся при анализе трансформаций в понимании сущности молодежных субкультур в условиях советской культуры и в настоящее время Автор также опирался на междисциплинарный подход, позволивший комплексно исследовать проблему

Концептуальную основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных ученых, философов, социологов, культурологов Среди прочих отметим предложенную М Мид концепцию постфигуративного, кофигуративного и префигуративного типов культур, выделяемых на основании преобладающих механизмов трансляции культурного опыта, идею социокультурной инсценировки и концепцию моностилистической и полистилистической культур, разработанную Л Г Иониным

Гипотеза исследования заключается в следующем в России на рубеже XX-XXI вв происходит формирование и развитие многообразных молодежных субкультур, которые обладают своими особенностями и спецификой, выражают потребность молодого поколения к социальному самоопределению и способствуют эволюционному обновлению современного российского общества

Научная новизна исследования определяется следующими положениями

рассмотрены причины возникновения, источники формирования и выявлены основные характеристики молодежных субкультур в современной России,

молодежная субкультура представлена как форма адаптации молодежи к нормам, ценностям, образу жизни российского общества,

исследованы особенности норм, манер, стилей жизни, а также внешних атрибутов принадлежности носителей современных российских молодежных субкультур,

обосновано положение об инновационном потенциале молодежных субкультур в условиях современного российского общества

Тезисы, выносимые на защиту

1 В советское время молодежные субкультуры выступали альтерна
тивой монолитной культуре общества, имеющей тотальный характер и
нормировавшей практически все значимые сферы социальной и инди
видуальной жизни Природу молодежных субкультур определяло не
столько содержание деятельности, сколько отстаивание организацион
ной самостоятельности

В условиях современного российского общества молодежные субкультуры обладают иной содержательной спецификой и формами выражения, в них формируются новые жизненные стили и стереотипы мышления молодого поколения

2 Молодежные субкультуры в современном российском обществе
являются специфическим механизмом социализации молодежи Через
субкультурные формы определенная часть молодежи осваивает соци
альность и реализует потребность в обретении статуса идентичности

  1. Увеличение количества и разнообразия молодежных субкультур в России вызвано подвижностью и нестабильностью социальной структуры современного российского общества Социальные трансформации определяют социальную, имущественную, образовательную неоднородность молодежной среды и влияют на содержание молодежных субкультур

  2. В современной России молодежные субкультуры стали важным средством эволюционного обновления российского общества Вхождение элементов молодежных субкультур в базовую культуру, а также частичное обновление последней наработками молодежных субкультур, отражает динамику взаимодействия этих двух культур, обеспечивает преемственность и инновации в культуре

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы могут быть использованы в исследовании актуальных проблем философии культуры и культурологии, а также при разработке спецкурсов, учебных и методических пособий по философии культуры, культурологии, культурной антропологии, социологии Полученные выводы могут быть востребованы в практике работы преподавателей, психологов, социальных работников, педагогов

Апробация работы

Основные положения диссертационного исследования изложены автором в восьми публикациях, обсуждались на научной конференции молодых ученых Южного региона (Ростов-на-Дону, 2005 г), всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы философии социально-гуманитарных наук» (Ростов н/Д, 2008 г) и заседании отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка используемой литературы

Похожие диссертации на Особенности и специфика молодежных субкультур в России пореформенного периода XX-XXI вв.