Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области Поспелова София Валентиновна

Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области
<
Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поспелова София Валентиновна. Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Москва, 2005 173 c. РГБ ОД, 61:05-9/347

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Ценностные ориентации и отношение к религии в российском массовом сознании в постсоветскую эпоху 21

1. Теоретико-методологические основания исследования массового сознания и ценностей 21

2. Религиозная ситуация в России в 90-е гг. XX века 41

3. Этнокультурные, этнополитические и религиозные ценности в массовом сознании россиян 68

Глава II. Конфессиональный выбор и ценностные ориентации жителей Магаданской области 81

1. Особенности религиозной ситуации в Магаданской области 81

2. Религиозность и ценностные ориентации жителей Магаданской области 113

Заключение 140

Список использованных источников и литературы 144

Приложение 1 .161

Приложение 2 173

Введение к работе

Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, ведут не только к изменению системы экономических отношений, но и самым непосредственным образом сказываются на духовном климате, на системе межличностных связей и отношений. На историческую арену выходят новые люди. Система их жизненных ценностей во многом не совпадает с той, на выработку которой еще совсем недавно была направлена деятельность всего социума. За последнее десятилетие в России произошли основательные изменения духовно-культурого пространства: усиливается рефлексия по поводу ценностей, формирующих основу мировоззрения людей. Иными словами, процесс социальных трансформаций затрагивает и сферу духовной культуры: происходят подвижки в системе ценностных ориентации личности, изменяются их мотивационные основания, одни ценностные доминанты замещаются другими. Однако обстоятельному изучению эти процессы в массовом сознании населения России до сих пор не подвергаются

Характерной особенностью жизни российского общества в

последнее время стало увеличение числа верующих, что иногда обозначается термином «возрождение», хотя данный термин не передает многоаспектность данного явления. Религиозное возрождение в России во многом вызвано пониманием необходимости преодоления глубокого нравственного кризиса российского общества. Возросла активность религиозных объединений, в том числе в урегулировании межэтнических противоречий. Однако их роль оценивается неоднозначно. Как показывает опыт, некоторые из них придают религиозную окраску воинствующему национализму и сепаратизму. В ситуации «демократического транзита» религия выступает и как фактор, оказывающий через систему ценностей существенное влияние на социальное развитие. Религия может ускорить процесс развития гражданского общества, но может стать барьером на пути его развития. В свою очередь, демократические преобразования могут стать необратимыми только тогда, когда они будут восприняты обществом и закреплены в системе ценностей, на которые ориентируется российское общество.

Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден. Весь спектр нравственных, правовых, политических проблем современной России характерен для деятельности религиозных движений. Проблемы религиозного характера зачастую кажутся не такими заметными и острыми, как проблемы политические или социально-экономические, так как мощные трансформации именно в этих сферах отодвигают религиозную проблематику на второй план. Но не замечать и не изучать различные аспекты религиозной практики -значит, создавать источник потенциальной опасности для формирующегося демократического общества.

После долгого периода господства одной идеологии россияне обрели возможность открыто, не подвергаясь государственному и общественному давлению, исповедовать веру, унаследованную от своих

предков или выбранную по собственному желанию. Наряду с так называемыми традиционными религиями в России стали энергично развиваться конфессии, стоявшие на периферии религиозной жизни, как в имперский, так и в советский период, а также конфессии, проникшие на территорию нашей страны в последние десятилетия или уже возникшие в постсоветское время.

Благодаря ряду серьезных трансформаций и потрясений российского общества в конце XX в. мировоззренческие ориентации «среднего» россиянина носят достаточно размытый, эклектичный характер. Элементы христианской мифологии или коммунистической идеологии переплетаются с верой в магию, экстрасенсорику и бытовые суеверия. Складывается достаточно противоречивая картина, когда индивид, несмотря на положительную религиозную самоидентификацию, фактически по целому ряду формальных признаков не может быть отнесен ни к одной конкретной конфессии. Поэтому, на современном этапе жизни общества большое теоретическое и практическое значение приобретает глубокое и всестороннее изучение таких аспектов религиозной проблематики, как религиозные ориентации, конфессиональный выбор, этнокультурные и религиозные ценности.

Сегодня, когда наше общество стремится осуществить переход к качественно новому состоянию, возникает настоятельная необходимость в изучении механизмов формирования сакральных и секулярных процессов в общественном сознании россиян, в выявлении основных тенденций их эволюции в российском обществе вообще и на региональном уровне в частности.

Уровень, степень и характер религиозности жителей отдельных территорий являются одними из важнейших характеристик, позволяющих описать религиозную ситуацию в стране в целом. Вместе с тем определение факторов, ее формирующих, столь же необходимо, тем более что в разных субъектах Российской Федерации их сочетание и сила

воздействия, несомненно, будет носить региональную специфику.

Специфика исторического развития Магаданской области, как и всего Дальневосточного региона, обусловливается ее географическим положением, многонациональным и поликонфессиональным характером. Можно выделить несколько особенных факторов, влияющих на развитие региональной религиозной ситуации: отдаленность региона, его «островной» характер, тесные экономические и культурные контакты с США, Корей, Японией, постоянная миграция, изменяющая этноконфессиональную структуру населения региона, стереотип жизненного сценария магаданцев («отложенная жизнь на материке»), деятельность органов государственной власти (в частности, изменение законодательства, касающегося религиозных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровне) и деятельность самих религиозных организаций, которая на местном уровне как раз во многом может зависеть от личности лидера конкретной религиозной общины.

Отношение к религии жителей Магаданской области, условий религиозной динамики, специфики складывающихся отношений верующих с государством важны для формирования взвешенной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений в Дальневосточном регионе.

Актуальность исследования и выбор его проблемы определены также степенью научной разработанности концептуальных основ данной проблемы в современной социологии духовной жизни и религиоведении.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема изучения влияния религии на человеческое общество и систему ценностных ориентации на тех или иных периодах истории, ее противоречиях и тенденциях развития привлекала и привлекает внимание зарубежных и отечественных исследователей.'

1 Маркс К. К крититке политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— Т. 3. — С. 23; Маркс К.

Общетеоретические аспекты научного изучения религии как социокультурного явления, анализ ее структуры, содержания, этапов и тенденций развития нашли глубокое отражение прежде всего, в философской литературе. В конце ХГХ в. социологической мысли в России удалось выйти за рамки инверсионной модели религии как социокультурного феномена. Религиозная проблематика рассматривается в этот период преимущественно в сфере философской мысли, церковной истории, политической публицистики. Известными отечественными исследователями этих проблем явились: Бердяев НА., Булгаков С.Н., Зеньковский В,В., Ильин И.Д., Лосский И.О., Сорокин ПА..1 Выявить и воплотить в умозрении религиозные созерцания, соотнести жизнь общества и индивида с духовной традицией России, определить свое место в этом мире, узреть смысл жизни и жизнь в духе, боге и церкви - т.е. выработать новое миросозерцание, создать новые религиозные системы философии - главная задача мыслителей данной эпохи.

В условиях атеистического государства принцип свободы совести имел лишь формальный характер, поэтому до конца 80-х годов теоретические взгляды на проблему отношения к религии находились под господствующим влиянием марксистко-ленинской философии и рассматривались с позиций научного атеизма. Тем не менее, накапливался опыт конкретных исследований. В 1963 г. в сборнике «Философские проблемы атеизма» появилась статья Левады Ю.А. «Основные направления буржуазной социологии религии», а в 1965 г. —

Экономически—философские рукописи 1844г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч,— Т.42.— С, 116: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К,, Энгельс Ф. Соч, —Т.З. — С.7—544; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологи. — М.: "Канон", 1996. — 430 с; 1991; Вебер М. Избранное: Образ общества. — М.: "Юрист", 1994. —704 с; Малиновский Б, Магия и религия // Религия и общество. — М.: Аспект Пресс, 1996.

Федотов Н.Ф, Русская святость. — Спб, 1991; Булгаков С. Н. Православие и хозяйственная деятельность. —М., 1994; Бердяев Н,А. Проблемы православного телеологизма. —М., 1994; Бердяев Н.А. Смысл истории.— М.: Мысль, 1990.—256с.

1 См. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М. Республика, 1994. - -415 с; Ильин И.А. Путь к очевидности, - М Республика, 1993. -481 е.; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра Основы этики; Характер русского народа. - М,: Политиздат, 1991. - 386 с; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992, 395 с.

его книга «Социальная природа религии». В этих публикациях критика немарксистской социологии религии предложена как «момент позитивного рассмотрения» соответствующих проблем. Речь шла, в сущности, о том, чтобы освоить и ввести в научный оборот тот багаж, который был накоплен к этому времени «западной социологией» 1. Религия, трактуемая в основном в рамках марксистского подхода, рассматривается в качестве социального института, связанного с развитием регулятивной системы, и как одна из семиотических подсистем, которая должна быть сопоставлена с другими формами коммуникации: «Только на пересечении обеих плоскостей (семиотической и коммуникативной) может быть рассмотрена религия как специфическое социальное явление» .

Известными исследователями феномена религии, религиозной ситуации, проблемы религиозных ценностей явились: Агафонов Г. Г., Арсенкин В,К., Клибанов А.И., Мчедлов М.П., Окулов А.Ф., Платонов Р.П., Угринович Д.М., Яблоков И.НЛ

Опыт и результаты исследований религиозных отношений в 60 гг. были обобщены в сборнике «Конкретные исследования современных религиозных верований», подготовленным Институтом научного атеизма4. С созданием Института научного атеизма социологические исследования в областях и республиках СССР осуществлялись при активной участии его опорных пунктов. Институт научного атеизма при

К этому времени появились переводные работы, включавшие разделы по социологии религии: Беккер Г., Босхов А. Современная социологическая теория. — М., 1961, Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX века. — М., 1965. 1 Левада Ю.А, Социальная природа религии. — М.: Наука, 1965. — С.79,

См. Агафонов Г.Г, Структура религии как формы общественного сознания // Научные записки института повышения квалификации преподавателей общественных наук при ЛГУ. - Л.: ЛГ. 1970. — 92 с; Арсенкин В .К. Кризис религиозности и молодежь. - М.: Наука, 1984, — 104 с; Клибанов А.И, Религиозное сектантство и современность. - М,; Наука. 1969. — 190 е.; Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия. - М.: Мысль, 1982. — 64 с; Платонов Р.П. Пропаганда атеизма: организация, содержание, результаты (из опыта работы в Белорусской ССР). - М.: Политиздат, 1985. —324 с; Угринович ДМ. Введение в религиоведение. - 2-е изд. - М.: Мысль, 1985. —267 с; Яблоков И.Н. Социология религии. - М: Мысль. 1979, — 128 с.

4 Конкретные исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты) / Отв. ред. А.И, Клибанов. — М.: Мысль, 1967, 5См,, например: Тепляков М. К. Материалы к исследованию религиозности населения Воронежа и

АОН при ЦК КПСС в 1964-65 гг. провел в пяти областях РСФСР
исследования особенностей религиозного сознания.1 Методический опыт
и результаты исследований «сектантства» в эти годы были обобщены в
выпусках Музея истории религии и атеизма. Следует отметить
расширение тематики в области религиоведения на протяжении 60-х—
80-х гг. Предметом религиоведческих исследований становятся
религиозная община, социально-психологические аспекты

религиозности, религиозная психология и нравственное сознание, религиозный синкретизм, религия и национальные традиции, общественное мнение по вопросам религии и атеизма и другие проблемы.2

С упразднением идеологического диктата КПСС, утверждением мировоззренческого плюрализма религия становится равноправным участником общественной жизни. Смена знака в оценке религии на государственном, общественно-политическом и культурном уровне потребовала перестройки концептуальных и организационно-технических сторон исследований: в 90-е гг. религия оказывается включенной в новый социокультурный контекст модернизации российского общества, меняются важнейшие параметры ее взаимодействия с обществом.

Духовно-практические разновидности социальной деятельности,

Воронежской области//Конкретные исследования современных религиозных верований. —М., 1967; Алексеев П. П. Методика и результаты изучения религиозности сельского населения (по материалам Орловской обл.) //Вопросы научного атеизма. — Вып. 3. — M, 1967; Пивоваров В. Г, Религиозная группа прихожан в системе церковного прихода (опыт моделирования) // Человек, общество, религия. — М., 1968; Лебедев А. А. Конкретные исследования в атеистической работе. — М., 1967.

См.: Андрианов Н.П., Лопаткин Р.А. ПавлкжВ.В. Особенности современного религиозного сознания. — М., 1966.

2 Иванов А, С, Пивоваров В.Г. Социологическое исследование религиозной общины (методика и результаты). — M., 1971; Демьянов А.И, Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально-психологический анализ). — Воронеж, 1994.; Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. Социально-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1970; Андрианов Н.П., Лопаткин Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. — М: Мысль, 1966; Кудряшов А.И. Динамика полисинкретической религиозности. — Чебоксары, 1974; Соловьев B.C. По пути духовного прогресса. Некоторые итоги повторных социологических исследований проблем быта, культуры, национальных традиций, атеизма и верований населения Марийской АССР. — Йошкар-Ола, 1987, Кобецкин В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. —Л.: ЛГУ, 1978.

проблемы массового сознания анализировались в работах: Андреевой Г.М., Грушина Б. А., Здравомыслова А.Г. Тугаринова В,П., Фофанова В. П.' Уледова А.К.1

Теоретическими проблемами «ценностей» и «ценностных ориентации», а также их места и роли в массовом сознании, посвящены работы: Алексеевой В .Г., Анисимова С.Ф., Богомолова А.С., Гусейнова А.А Демьянова А. И. Дробницкого О Г Здравомыслова А.Г., Мягкова И.Ф., Щербатых Ю.В. Подольской Е.А., Тугаринова В.П., Суриной И.А.2

Проблема ценностей, методологической основы их изучения исследуется в работах Дубова И.Г., Лапина Н.И., Ручки А.А. Ядова В. А. и других отечественных авторов3.

Наиболее известным зарубежным автором, который занимался теоретическими и методическими проблемами ценностных ориентации является М. Рокич.4

Проблема формирования новых групп ценностных ориентации

Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1980. —С. 352-373; Грушин Б. А. Массовое сознание. — М., 1987. —С. 15; Здравомыслов А.Г, Потребности. Интересы. Ценности, - М.: Политиздат, 1986; Тугаринов В.П. Философия сознания. —М.: 1971. — С.135.; Фофанов В, П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. — Новосибирск, 1986, — 70с; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. — М„ 1986. — С. 184-190.

2 Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности //
Психол. журнал 1984. — Т.5. — №5; Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика
христианского истолкования и использования ценностей жюни и культуры), - М.. Мысль, 1970. - 183
с; Богомолов А.С. Опредмечивание, ценности и социологическое познание. // СОЦИС. — 1975, — №
2. — С. 25 — 34; Гусейнов А.А Истоки нравственности. - М,: Знание. 1970. - 32 с; Дробницкий О Г
Мир оживших предметов. Проблема, ценности и марксистская философия. - М.: Политиздат. 1967. -
351 с; 1984; Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В. Психологический анализ индивидуальной религиозности//
Психологический журнал. — Т. 17. —1987 — № 6. — С, 119-123.

3 Лапин Н.И. Тяжкие годы России (перелом истории, кризис, ценности, перспективы).// Мир России. -
1992. - №7; Лапин НИ. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества.//
СОЦИС - 1997. - №3.; Лапин Н.И. Ценности как компоненты социального развития современной
России // СОЦИС. - 1994. - №5; Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок
на отношение россиян к политическим лидерам // ПОЛИС- 2001-№2; Дубов И. Г. // Вопросы
психологии —1993 — №5. — С.20.; Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического
Знания. - Киев: Научна думка, 1987; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения
личности / Под ред. В.А. Ядова. — Л., 1979; Ядов В.А. Социологический подход к исследованию
личности в системе понятий, относящихся к анализу образа жюни. - М, 1983,- с.46-48; Ядов В.А.
Социальная идентификация в кризисном обществе // СОЦИС,- М-, 1994,- № 1.- С.35-52; Ядов В,А_
Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности
личности // Мир России. - М., 1995,- Т. 4.- № У*.- с. 158-181; Ядов В.А. Формирование новых
солидарностей в реформируемом обществе // Весткик рос. Гумаиит. Науч. Фонда, - М.,1996.- № 4,-
С.97-104.

Рокич М, Методика <(Ценностные ориентации» // Кордуэлл М. Психология: Справочник. — М., 1999. -С. 143-150, Цветовой тест отношений. Методические рекомендации. — Спб., 1993.

довольно последовательно проанализирована в работах Бохеньского Ю., Крыловой Н.Б., Хотинец В.Ю., Ядова В.А.1

К числу российских исследователей проблем толерантности относятся: Лекторский В.А.; Кантеров И.Я.; Петренко В.Ф., Митина О.В.; В. Т. Мусиенко; Лебедева Н.М.; Гаюрова Ю. П.2

В центре внимания аналитиков, исследующих демократическую и традиционную системы ценностей, находится проблема конфликта ценностей в рамках общей системы ценностей. К этим исследованиям относятся работы Козыревой П.М., Нуруллаева А.А, Ядова В.А.3

Особо следует выделить исследования религиозных и этнокультурных ценностей российского общества 90-ых гг., а также новых подходов в изучении проблем толерантности работах Дубина Б.В., Михалюк В.И., Дробижевой Л.М., Зубова А.В., Чекушиной М.В., Гараджи В.И., Лебедевой Н.М., Татарко А.Н., Хотинец В.Ю., Выскочил А.А, Гаюрова Ю.А..4

1 Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени// Вопросы философии. - 1993. - №5. - С.94-98; Исходные понятия культурной парадигмы// Крылова Н.Б. Культурология образования. - М., 2000: Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая само идентификация и этническое самосознание.// СОЦИС. - 1999.- №9.- с. 67-75; Ядов В.А. Формирование новых солидарностей в реформируемом обществе // Вестник рос. Гуманит. Науч. Фонда, - М.,1996,- № 4.- с.97-104

Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997, - №11 С.-46-54.; Кантеров И.Я новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ //-Религиоведение, - 2001- № 1. - С. 61-72; Петренко В.Ф., Митина О.В, Психосемантический анализ общественного сознания (на материале политического менталитета). -М,: МГУ, 1997.; В. Т. Мусиенко Демократические и религиозные ценности: проблемы конфликтности и нетолерантности // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 27-36.; Лебедева Н, М., В, А, Гаюрова Ю. П, «Межрегиональные исследования в общественных науках». Проект «Социально-психологические факторы этнической толерантности - интолерантности в поликультурных регионах России. - М., 2002. Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Религия и гражданское общество: проблема толерантности // Толерантность в гражданском обществе: проблемы концептуализации Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). — СПб,: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -С. 12-19, 3 Козырева П.М.Толерантность и динамика социального самочувствия в современной обществе. - М., 2002, - 176с; Нуруллаев А.А. Межконфессиональные противоречия и институты власти // Многообразие интересов и институты власти: Материалы Международной теоретической конференции социологов, 15-16 июня 1993г. - М.: Луч, 1994; Ядов В.А. Формирование новых солидарностей в реформируемом обществе // Вестник рос. Гуманит. Науч. Фонда. - М.,1996.- № 4,- с.97-104.

Дубин Б.В. Религия, церковь, общественное мнение // Свобод мысль,- 1997, - № 11 .-С.96; Михалюк В. И. Религиозные ориентации населения; социологический срез// По лития, - 1997-1998. - № 4 (б). - С. 42.; Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / Отв. ред. Дробижева Л.М. - М., 1998. - С, 12-13; Зубов А.В. Православная вера, национальная психология и политика // Политая. -1997-1998, - № 4, - С. 32; Проблемы национального самосознания русских: этнические стереотипы населения / Отв.ред. Чекушина М.В. - М.: ИНИОН РАН, 1998.- С, 16-17; Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. - М., 1998.-С. 208; Гараджа В.И,Социология религия. -М. Аспект Пресс, 1996. — С. 219; Годовой отчет отдела этн о социологии и этнопсихологии МИОНа

90-е годы примечательны появлением ряда коллективных работ по ценностной проблематике с участием таких учёных, как Эфендиев А.Г., Коробейников B.C.1. Актуально для этого периода проведение сравнительного анализа ценностных ориентации различных групп населения России и США (исследования Касьяновой К.И., Кокошвили СМ.2)

Особую значимость на современном этапе развития отечественного религиоведения приобрела деятельность научно-исследовательских центров и подразделений, каждый из которых имеет присущую ему направленность. С 1989 г. динамику религиозности отслеживает в своих систематических опросах Всероссийский (ранее Всесоюзный) центр по изучению общественного мнения (ВЦИОМ). Институт социально-политических исследований (ИСПИ) РАН, где до недавнего времени существовал сектор социологии религии, осуществил ряд проектов, в частности — по проблемам межконфессиональных отношений, религиозности в армии (Яковлев С.Д.). Исследования проблем реализации свободы совести, межрелигиозных и религиозно-конфессиональных отношений проводились в 90-х гг. центром «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП)3. Кафедрой религиоведения РАГС ведется изучение современных тенденций в религиозной жизни российского общества, в том числе проблем религиозного фундаментализма и экстремизма, история религий и

ИГУ за 2002 год; «Идентичность и толерантность» //Отв. ред: Н.М.Лебедева. - М., Изд-во ИЭА РАН, 2002. - 414 с; «Этническая толерантность в поликультурных регионах России» //Отв. ред. Н.М.Лебедева, АН. Татарко, - М.Изд-во ИЭА РАН, 2002. - 296 е.; Н.М.Лебедева, В.Ю. Хотннец, А.А.Выскочил, Ю.А Гагорова. Психологические исследования этнической толерантности. Ектеринбург. 2003; Гаюрова Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности — интшерантности // Идентичность и толерантность. — М.ИЭА РАН.2002г. - С.214-242; 1 Ценности массового сознания СССР и США / Под ред. B.C. Коробейников а. - М., 1990. 3Касьянова К.И. О русском национальном >сарактере. - М, 1996; Кокошвили СМ. Кросс-культурное исследование ценностных ориентации студентов Северо-Востока России и Севера США. - М., 1996. 3 Граждане России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? // Россия на рубеже веков / Исследовательская группа РНИСиНП, руководитель Горшков М.К. - М., 2000; Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. И сост. СБ. Филатов. - М.; СПб.: Летний сад, 2002, С. 2002. - С. 473.

государственно-церковных отношений в России, адаптации различных религий, в том числе новых, в российской контексте1. Наряду с общероссийскими опросами в 1991 — 1995 гг. проводились локальные исследования в Москве, С.-Петербурге, в Пермской и некоторых других областях. Одно из наиболее крупных было посвящено изучению связи религии и политики в массовом сознании2. В 90-ые годы шла активная работа над совместным проектом Академии Финляндии и Российской академии наук3. Мониторинг религиозной ситуации проводят такие крупные независимые исследовательские центры как «Российское общественное мнение и исследование рынка» (РОМИР) и Фонд общественного мнения4.

Эти исследования в целом дают определенную картину современной религиозности и обнаруживают ее тенденции, позволяют оценивать влияние религии на состояние массового сознания.

Общие теоретические и методологические проблемы социология религии развиваются сегодня такими авторами как: Гараджа В.И., Руткевич Е.Д., Горшков М.К, Гайденко П.П., Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е., Зуев Ю.П., Лопаткин Р.А., Митрохин Л.Н., Филимонов Э.Г.5 и др.

Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник. М, 1998; История религии в России. Учебник / Под ред, НА, Трофимчука, — М., Из-во РАГС.2001; Вероисповедальная политика Российского государства /Отв. Ред. М.О. Шахов. - М: Из-во РАГС,2003;История религий в России / Учебник (под общ.ред. проф. Трофимчука Н,А.)авторы: Зуев Ю. П., Баширов Л. А.Керимов Г. М. и др. М: Изд. РАГС. -591 с,

1 Религия и политика в посткоммунистической России / Отв. рея. Л.Н.Митрохин. - М., 1994.
3 На основе материалов исследования вышла книга: Старые церкви, новые верующие. Релипія в
массовом сознании постстсоветской России /Под ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана. -М., Спб., 2000.
4Например: исследование 20О4г. Система морально-ценностной ориентации

poccHH//

Гараджа В.И. Социология религии, — М: Наука, 1995; 2-е изд. М.: Аспект-Пресс, 1996; Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии для вузов / Под ред. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д.- Ч. 1—2. - М: Наука, 1994; 2-е изд. 1996; Шциональное и религиозное / Ред. кол. Горшков М.К. и др. -М, 1996; Воронцова Л.М., Филатов СБ., фурман ДЕ. Религия и полигика в современном массовом сознании // Религия и политика в посткоммунистической России / Отв, ред. Л.НМитрохин. - М,, 1994; Гайденко П.П. Социология господства и религии // Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. - М.: Политиздат, 1991; Гараджа В.И. Социология религии. -М.: Наука, 1995; 2-е изд. М: Аспект-Пресс, 1996; Зуев Ю.П. Динамика религиозности в России в XX в. и ее социологическое изучение // Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект-Пресс, 1996; Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. - 1997, — № 6; Лопаткин Р.А. Конфессиональный

В работах периода с начала 90-ых гг. по 95-96гг. XX века сформулированы новые подходы в изучении современной религиозной ситуации в нашей стране, анализу ее тенденций и противоречий, а также путей их разрешения. В этот период особое развитие получает социология религии, которое диктуется научным интересом к тому, что происходит с религией и как меняется ее воздействие на общество в контексте тех кардинальных сдвигов, которые происходят на пороге XXI века. Каким потенциалом обновления обладает религия? Способна ли она сыграть в культурно-исторических переменах на пути к постиндустриальному обществу роль, сопоставимую с той, которую сыграли мировые религии в рождении из великих культур древности современного мира, или протестантизм в становлении научно-технической цивилизации Запада? Очевидно не только научное, но и более широкое, общественное значение этой проблематики.

В работах Воронцовой Л.М., Филатова СБ., Митрохина Л.Н., Филимонова Э.Г., Малашенко А.В, Мчедлова М.П., Малышевой Д.Б., Полонского А., Овсиенко Ф.Г., Трофимчука Н.А. анализируются проблемы эволюции религии, ее динамики и проблемы взаимоотношений религии и политики1.

портрет страны / Исторический вестник - №9-10 -2000; Лопаткин Р. А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. - M., 2001, 28 с; Лопаткин Р. А. Социологический анализ религиозной ситуации в российском обществе // Тезисы докладов и выступлений на П Всероссийском социологическом конгрессе "Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы": В 3 т. - М.: Альфа-М, 2003, - Т.З. - С. 262;.Митрохин Л,Н. Религия и политика в российской исторической перспективе // Религия и политика в посткоммунистической России / Отв. ред. Митрохин Л.Н. - М., 1994; Филимонов ЭХ. Социально-политические ориентации верующих и неверующих // Национальное и религиозное / Ред. кол. Горшков М.К. и др. — M., 1996; Религия и политика в современной России // Сб. ст. Ин-т социально-политических исследований РАН; Под ред. Трофимчука H. А, Яковлева С. Д, -М.: РАГС, 1997. - 83 с. 1 Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия и политика в современном массовом сознании // Религия и политика в посткоммунистической России / Отв. ред. Л.Н.Митрохин. М., 1994; Филимонов Э.Г. Социально-политические ориентации верующих и неверующих // Национальное и религиозное / Ред. кол. Горшков М.К. и др. - М., 1996. Малашенко А.В. Религиозное эхо этнопалитических конфликтов. //Свободная мысль. - 1994, - №10, Мчедлов М.П. Религия и политика, - М.; Сов.Россия, 1987. - 251 с; Малышева Д.Б, Религиозный фактор формирования и эволюции российского общества // Мировая экономика и международные отношения. — Ла1, - 2003, — С.64-76; Полонский А. Православная церковь и общество в посткоммунистической России // Фактор эноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. - М., 198S; Овсиенко Ф.Г. Трофимчук Н.А. Конфессиональный фактор в российском политическом процессе: сущность и место (обзор) // Религия и культура. Реферативный сборник. - М.: ИНИОН, 2000.

Конфессиональные проявления религиозности в современной России и динамика религиозности России исследуются в работах Каариайнена К., Фурмана Д.Е., Зуева Ю.П., Колесникова Л.Ф. Лопаткина P. А.1

Мчедлов МП., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г., Синелина Ю.Ю., Фурман Д.Е., Каариайнен К. разрабатывают в своих работах критерии социологического определения религиозности населения, признаки религиозного сознания и религиозного поведения как показатели (индикаторы) религиозности и социальный портрет современного верующего.

Принципы построения типологии религиозности и нерелигиозности, конфессиональные проявления религиозности в современной России, отношение к религии различных групп населения России по данным социологических исследований, группирование верующих по степени знания и принятия вероучения и культовых предписаний своей конфессии раскрываются в работах: Каариайнена К, Фурмана Д.Е., М., Мчедлова М П., Нуруллаева, А. А., Лопаткина Р.А., Филимонова Э Г, Элбакян Е. С, Медведко С. В., Варзановой, М.Г. Писманика М.Г., Авраменко П. А.3

Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. - 1997, - № 6, Зуев Ю.П. Религиозный плюрализм или уникальность истины?// Религиоведение. - 2003, —№2; Колесников Л. Ф. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации// Магистр, - 2000, - № 1. - С. 84 - 95, См. Лолаткин Р. А. Социологический анализ религиозной ситуации в российском обществе. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе "Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы", в 3 т. - М.: "Альфа-М", 2003, т. 3. -С. 262; Лопаткин Р.А. Группа религиозная, Релипгазность, Религиозные отношения. Сектантство религиозное, Экстремизм религиозный (словарные статьи) // Социологическая энциклопедия. - М-, Мысль, 2003. ТТ. 1 и 2.

Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко АХ. О социальном портере современного верпующего // СОЦИС, - 2002, - №7; Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // СОЦИС, - 2001, -№7; Фурман Д., Каариайнен К. Религиозная стабилизация //Свободная мысль. -2002, -№7. 3 См. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России // По ред. К Каариайнена, Д. Фурмана. — М., СПб., 2000; Р. А, Лопаткин. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. - М., 2001, Мчедлов М П, Нуруллаев А А., Филимонов Э Г, Элбакян Е, С, Религия в зеркале общественного мнения //СОЦИС. — 1994, - №5, Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи //СОЦИС. -1998 -№ 6, Элбакян Е. С. Медведко С. В, Влияние религиозных ценностей иа экономические предпочтения россиян // СОЦИС. - 2001 -№ 8 и пр. Отметим и другие конкретные исследована последних лет в сфере социологии религии Каариайнен К, Фурман ДЕ Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии- 1997 -№ 6. - С. 35-52, Варзанона Т И Во что верят россияне // "НГ-Религии" -№ 2

Региональные исследования религиозной ситуации и анализ тенденций ее развития можно проследить в работах Блаженкова К.П., Карпунина СИ., Лебедева А.А., Лукина Ю.Ф., Симонова И.В., Цветкова В.А.1

Региональные проблемы этноконфессионального характера, соотносимого с ценностными ориентациями, исследования религиозной динамики и мировоззренческой ориентации регионального характера представлены в работах дальневосточных ученых: Асташовой Н.А., Дмитренко А.В,, Дударенок СМ., Забияко А.П., Якущенко Д.В., Кобызова Р.А., Никульникова В.А., Поспеловой А.И., Свищева М.П., Сердюк МБ, Иванова A.M., Кривельской И.Н., Митченко Т.П.,2.

(27 02.1997), -№ 4 (24.04,1997); Религия и культура / Под ред. М.Г.Писманика. -М.,1998. -341 с; Писманик М.Г, Миссионерская экспансия в России// Материалы научной конференции. - Пермь, 2002; Авраменко А. А, Религиозна обстановка в Калуге // СОЦИС. - 2001. -№ 11 и пр.

1 Религиозные объединения и общественная жизнь в г. Архангельске / Религиозная жизнь
Архангельского севера: история и современнность / Под. Ред. Ю.Ф. Лукина - Архангельск. С.65-71;
Блаженов К. Л. Религиозная сіпуация в Москве// Государство, религия, церковь в России и за рубежом,
1999, -№ 4. -С. 39 - 46; Московский регион: этноконфессиональная ситуация/ Отв. редактор-
составитель Б.Р. Логашова. — М.: 2000. - 284 с; Симонов И. В. Нижегородский регион: религиозный
портрет// СОЦИС. -1999, - № 12, - С. 118 -123; Лебедев А.А., Цветков В.А. Главный фактор. - М.,
1987. - С.44. (Исследование проведено в Калуге. Выборка составила 8909 чел.); Ю,Ф, Лукин
Архангельская область в хояце XX веха; религиозность, конфессии / Под. Ред. Ю.Ф. Лукина -
Архангельск. - С.35-49.

2 Н.А, Асташова К вопросу о развитии свободы совести в Амурской области. - Чтения памяти
профессора Е.П. Сычевского // Сборник докладов. —Благовещенск, 2000. - С. 135-190; Н.А. Асташова
Закон о религии и религиозные организации в Амурской области (1918-2000 г.) Приамурье на рубеже
веков // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции 22-24.10.2000. -
Благовешенск, 2001. - С.97-102; Забияко А.П. Религиозная ситуация на российском Дальнем Востоке
(основные тенденцииуприамурье на рубеже веков // Тезисы докладов региональной НПК 22-
24.10.2000. - Благовещенск, 2001. - С. 92-97; Якущенко Д.В. Анализ конфессиональной ситуации в
Амурской области по состоянию на 1.01.2002г. Чтения памяти профессора Е.П. Сычевского // Сборник
докладов, выпуск 4:В 2-х ч. 4.2 -Благовещенск, 2003,- С. 123-137; "Межконфессиональные отношения
на Дальнем Востоке России на рубеже тысячелетий. Научный сборник; Кобызов Р.А. Религиозная
ситуация в Амурской области на рубеже веков. //Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып. 2.
Из-во АмГУ. 2001. - С. 331-338; Никульников В.А. Религиозная ситуация в Хабаровском крае,
необходимость ее учета при организации образовательного и воспитательного процесса //Принцип
светского характера образования и проблемы его реализации в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях Хабаровского края. Материалы конференции, - Хабаровск. 1999. - С.5-
190; Никульников В.А., Свищев М.П. Конфессиональная ситуация в Хабаровском крае. История и
современность//Общественно-политичесхая и религиозная ситуация в Хабаровском крае. Методика.
Информация. Практика. - Хабаровск. 2001, - № 1. -С. 42-106; Дударенок СМ., Сердюк М.Б.
Религиозная ситуация на Дальнем Востоке 1945-1995 // Вопросы археологии, истории и этнологии
Дальнего Востока. - Владивосток. 1997. - С. 137-145; Дударенок СМ., Сердюк М.Б, Очерк
религиозной ситуации в Приморье // Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной
научной конференции 19-21 апреля 2000 г, - Владивосток. 2000. - С.200-205; Дударенок СМ.,
Поспелова А.И., Поспелова СВ. Особенности религиозной ситуации в Магаданской области (60-90гт.
XX в.) // Религиоведение, - 2003, - № 3. - С. 34-50.; Поспелова А. И. Специфика религиозных
процессов и проблема утверждения принципа свободы совести и национальной самобытности на
территории Магаданской области // "Российское законодательство о свободе совести в 80-90 г.г. XX

Во второй половине 90-ых гг. XX века по проблемам религиозной ситуации в России и ценностных ориентации активизируются научные исследования диссертационного характера: Алексеевой М. С, Бажан Т. А., Бойко В. В., Ворошилова А.А., Григорьевой Л. И., Кудрявцева А. И., Лушникова Д. А., Рагузина В. Н. и др.1

Богатый эмпирический материал, полученный учеными, их наблюдения и выводы обозначают важные методологические ориентиры, необходимые для осмысления темы нашей диссертационной работы. Вместе с тем, анализ источников показывает, что специального исследования, посвященного изучению отношения жителей Магаданской области к религии и их ценностных ориентации, а также возникающих в этой связи проблем и механизмов их разрешения специально не проводилось. Поэтому предлагаемое диссертантом исследование является по своей сути одной из первых

века: теоретические споры, реформирование правовьк основ, практическая реализация законодательства". - М.: Открытое общество, 1999. - C.78-S8; Поспелова А. И. Специфика религиозной ситуации к государственно-церковных отношений в Магаданской области // "Религиозные организации и государство: проблемы взаимодействия". Материалы международной конференции Москва 22-23 февраля 1999 г.". -М.: Рудомино, 1999. - С. 65-71; .Дмитренко А.В, Религиозная ситуация и особенности государственно-конфессиональных отношений в Приморье в начале XXI века // Перспективы вуысшего образования в малых городах. Материалы третьей международной научно-практической конференции. (Октябрь, 11-13, 2001 г. Находка). — Владивосток. 2002. - С.58-66; Иванов А. М Проблемы развития государственно-церковных отношений на Дальнем Востоке// Христианство на Дальнем Востоке: Материалы международной научной конференции: Части 1 и 2, -Владивосток, 2000. — С. 56 — 58; Кривельская И. Н., Алексее в ский А. Информационное сообщение о религиозной экспансии южнокорейских религиозных организаций на российском Дальнем Востоке// Миссионерское обозрение, - 1997, - № 12. - С. 13 -16; Минченко T, П. Некоторые тенденции развития религиозной ситуации в России и на Камчатке// Третьи международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения, посвященные 300-летию присоединения Камчатки к России -Петропавловск-Камчатский, 1999.-С, 87-89.

1 Алексеева М. С. Современная российская интеллигенция: мировоззренческие позиции в отношении религии. На материалах Республики Бурятия: Дис. ... канд. социол. наук. - Улан-Удэ , 2000 - 166 с; Бажан Т. А. Оппозиционная религиозность в России. Социально-философский анализ : Дис. ... д-ра филос. наук. - М. , 2000 - 415 с; Бойко В. В. Социально-культурная деятельность Русской православной церкви в современном российском обществе, 1988-1997 гг.: Дис. ... канд. филос, наук. -М. , 1997 - 111 с; Ворошилова А.А. Религиозное сознание и способы его существования (социально-философский анализ) :Дис...,канд. философ. Наук.- Новосибирск, 2000 -124 с; Гигорьева Л. И. Религии "нового века" в современной России. Социально-философский анализ: Дис. ... д-ра филос. наук. - М. , 20О0 - 394 с; Кудрявцев А. И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы XX века. Конституционно-правовой аспект : Дис.... канд. ист. наук. - М., 1999 - 173 с; Лушников Д. А. Социальная дезорганизация и обыденное религиозное сознание в современном российском обществе: Дис.... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2000 - 138 с; Рагузин В. Н. Этноконфессиональные отношения в современной России. Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ: Дис.... д-ра филос. наук. - М., 1999 - 309 с.

попыток, предпринятых в этом направлении.

Объект исследования: население Магаданской области.

Предмет исследования: Отношение к религии и трансформация

ценностей жителей Магаданской области в 90-е гг. XX в.

Цель и задачи исследования: Цель данной работы состоит в

изучении ценностей и отношения к религии жителей Магаданской

области. Для достижения этой цели необходимо решить несколько

взаимосвязанных задач:

Рассмотреть основные тенденции отношения к религии в российском массовом сознании в посткоммунистическую эпоху

Проанализировать процесс трансформации ценностных ориентации россиян в 90-ые гг.

Определить особенности религиозной ситуации в Магаданской области и конфессионального выбора ее жителей.

Проанализировать уровень толерантности жителей Магаданской области.

Выявить факторы, определяющие региональную специфику формирования ценностных ориентации личности и определить динамику ценностных ориентации жителей Магаданской области.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Исследование основано на общих принципах философского исследования -объективности, системности, комплексности анализа. Необходимым ориентиром при разработке проблемы явились достижения современных религиоведческих направлений, в первую очередь феноменологии религии в целях определения сущностных характеристик религии и для исследования эволюции религиозных представлений. Теоретико-методологической основой исследования являются также основные положения теорий, раскрывающих эвристическую ценность определения религии как социального феномена.

Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа статистической информации о религиозности и отношении к религии населения Российской Федерации, результаты и выводы социологических исследований, полученные центрами изучения религиозной ситуации, ее динамики и ценностных ориентации. Эмпирической базой послужили данные, полученные автором в ходе проведения анкетного опроса, посвященного изучению конфессиональных предпочтений жителей региона, их ценностным ориентациям в Магаданской области с использованием метода статистической обработки данных SPSS и метода многомерных распределений.

Новизна работы состоит в том, что это первое в регионе комплексное исследование по данное проблематике. Получено представление о развитии религиозной ситуации на территории региона. Определены исторические, геополитические и социально-экономические региональные факторы, влияющие на уровень, степень, характер и динамику религиозности жителей, их ценностных ориентации.

По результатам анализа полученных данных была сделана попытка формирования относительно целостной картины сложившихся конфессиональных предпочтений и ценностных ориентации населения в конкретной ситуации на территории Магаданской области.

Практическая значимость работы заключается в том, что, во-первых, информация и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при дальнейшей разработке религиоведческой проблематики на региональном и всероссийском уровнях; во-вторых, полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти Российской Федерации для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений в области государственно-религиозных отношений; в-третьих, материалы исследования могут стать базой для формирования объективной картины религиозной жизни

жителей региона.

Апробация работы. Материалы диссертации отражены в двенадцати публикациях. Основное содержание работы и главные выводы исследования изложены в докладах и сообщениях на региональных и межрегиональных научных конференциях; итоги социологических исследований по заказу Администрации Магаданской области в г. Магадане и Магаданской области представлялись органам власти в виде аналитических обзоров и докладных записок. Основные положения диссертации были изложены в научных публикациях в журналах «Религиоведение»» «На севере дальнем», сборниках материалов межрегиональных научно-практических конференций.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения РАГС и рекомендована к защите.

Структура работы состоит из введения, двух глав, отражающих теоретическое осмысление проблемы, рассматривающей специфические региональные особенности Магаданской области, и посвященные анализу эмпирической информации, а также заключения. Две главы работы включают в себя пять параграфов. В конце работы содержится список используемой при написании работы литературы, а также необходимые приложения.

Теоретико-методологические основания исследования массового сознания и ценностей

Любое исследователь, анализирующий духовно-практические разновидности социальной деятельности, должен обратиться к рассмотрению проблемы массового сознания, как того слоя сознания общества, в котором функционируют знания, превращенные в убеждения, традиции, обычаи, предрассудки, суеверия и т. д., то есть сознание, непосредственно включенное в практическую деятельность, и называется массовым сознанием1. Важными компонентами сознания (как индивидуального, так и группового) являются социальные установки субъектов (носителей сознания), существующие как состояния готовности, предрасположенности субъектов к определенной активности в определенной ситуации,2 иначе говоря, имеющиеся у людей определенные взгляды, позиции, убеждения, вера и т. п. "Социальная установка всегда содержит три обязательных компонента: знание о чем-то или о ком-то (когнитивный компонент), эмоционально-оценочное отношение к объекту установки и готовность действовать определенным образом в соответствии с первыми двумя компонентами".3 В этом аспекте обыденное сознание предстает как массовое сознание (знание), а теоретическое - как специализированное сознание (знание). "Для соотнесения сознания, функционирующего в системах практической и духовной деятельности, может быть использовано представление об уровнях. Тогда сознание, живущее в системе практики, выступает как практическое (массовое), а сознание в системе духовной деятельности выступает как специализированное1 .1 Именно понимание массового сознания как сознания практического, "где связь практического действия и мышления имеет непосредственный характер",2 является адекватным пониманием этого объекта.

Массовое сознание присуще только общественным формам жизни. Именно поэтому, очевидно, необходимо различать массовое сознание и сознание масс, соответственно применяя к их анализу адекватные методологические средства. Как представляется, именно так, например, подошел к анализу сходной (по структуре) проблемы соотношения общественного сознания и сознания общества Уледов А.К. в работе "Духовная жизнь общества", где он различает понятия "общественное сознание" и "сознание общества".3 В этой связи необходимо добавить также, что специализированное, теоретико-научное сознание (знание) связано с практикой опосредованно. Опосредующим звеном между ними как раз и выступает массовое сознание. "Массовое сознание, таким образом, соотносительно со специализированным сознанием. Различие между ними состоит в том, что первое непосредственно определяет действия и поступки больших масс людей, выступая в качестве "сознательного побуждения", а второе, прежде чем выполнять такую функцию, должно еще стать массовым".4

Массовое сознание воплощено в наборе гласных и негласных, официальных и неофициальных норм и правил, которые направлены на объединение людей, на поддержание целостности общества как единого организма, на защиту его от распада. Массовая идеология предписывает, как надо вести себя, чтобы жить в обществе, и способствует развитию человека как члена общества1.

Жизнь людей в обществе предполагает огромное количество межличностных контактов, поэтому возникает необходимость в нормах, регламентирующих эти контакты. Эти правила зафиксированы в языке (например, в пословицах и «крылатых фразах»), проявляются в нашем ежедневном поведении, и все люди, находясь в обществе, хотя бы в общих чертах представляют, как «правильно» поступать в какой-либо ситуации, а как — «неправильно». Эти нормы предписывают не только то, как себя вести человеку в каких-либо ситуациях, но и как ему думать, как чувствовать себя, как относиться к той или иной проблеме. В этом смысле термины «массовое сознание», «общественная психология», в диссертационном исследовании будут употребляться как синонимы.

Массовое сознание, с точки зрения религии, включает в себя в числе прочих следующие составные элементы: религиозное сознание; религиозные чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения; поведенческие религиозные установки, типы, формы, стили, образцы религиозной деятельности, религиозное поведение; ценностные отношения — общекультурные ориентации, отношение к социальным, зкономіїческим, политическим явлениям . Эти элементы обусловлены социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими факторами.

Массовое сознание предстает сегодня как результат длительного поиска в период постсоветской эпохи ценностей и идеалов, их отбора в ходе проверки и закрепления на практике. Вместе с тем современное массовое сознание выступает как внутренне противоречивое, сложное явление. В нем представлено творческое (новое) и рутинное (остаточное от прошлого), устойчивое и изменчивое, целостное и частичное. Отражая поиск новых идеалов, ценностей, путей и способов их реализации, оно содержит массу конфликтов, противоречий между личностным и общественным, мотивом поведения и самим поведением1. Благодаря этому оно способно ориентировать людей на социальные, экономические и политические действия или бездействия.

Поэтому, исходя из логики структуры и динамики массового сознания, следует остановиться на еще одной категории, характеризующей сферу общественного сознания вообще и имеющую непосредственное отношение к теме диссертационной работы. Эта «ценности» и «ценностные ориентации». Оценочный элемент включает в себя ценности, идеалы, убеждения. В структуре ценностных отношений массового сознании выделяют общекультурные ориентации, отношения к экономике, власти, политическим явлениям, а также к различным социальным группам (например, национальным и религиозным)2.

В силу чрезвычайно многогранной специфики ценностных ориентации в массовом сознании методология их исследования должна быть связана с комплексным теоретическим анализом, в который содержит: анализ механизмов формирования ценностных ориентации, системный анализ, культурологический анализ, и, в контексте нашего исследования, региональный подход.

Религиозная ситуация в России в 90-е гг. XX века

В конце 1980-х - начале 1990 - х. годов Россия пережила глубокий революционный кризис. Одной из его составляющих явилось радикальное изменение отношения к религии. Диалектика религиозной ситуации в Российской Федерации 90-х годов может быть правильно осмыслена только в контексте изменений, происходящих в обществе. Распад СССР и смена политической системы изменили не только привычные для большинства социальные устои, но и основательно изменили идеологические установки.

Несмотря на все идеологические старания, убеждешше атеисты составляли отнюдь не «подавляющее большинство» советского общества. Стоило КПСС - «руководящей и направляющей силе» (ст. 6 Конституции СССР) сдать свои позиции, как атеизм «вышел из моды» и «религиозность» вернулось в наш лексикон — с исключительно положительной коннотацией, но с весьма размытым значением. Массовое стремление к новым идеалам и ценностям за пять-шесть лет качественно изменяет общественное сознание на постсоветском пространстве.

В 90-е годы XX века в России усилились процессы трансформации общественного сознания, обусловленные социально-экономической и политической нестабильностью. Расшатывание идеологических устоев общества сопровождалось переоценкой ценностей, поиском новых мировоззренческих ориентиров. Немаловажным фактом общественного сознания явился рост религиозности1.

Из всей совокупности факторов, определяющих специфику религиозной ситуации в стране в постсоветскую эпоху, следует выделить несколько главных, наиболее общего порядка, действующих во всех сферах общественной жизни, и дифференцировать их на две группы: объективные и субъективные. Первая группа составляет объективную основу социального механизма формирования сакральных и секулярных процессов, вторая - его субъективную сторону1. К объективным факторам развития современной религиозной ситуации в РФ можно отнести следующие.

Во-первых, одним из главных событий в нынешней духовной жизни стал новый образ религии в общественном мнении. Религия часто расценивается как стержень культуры, как начало нравственности, духовности. Такой сдвиг - закономерное следствие ломки прежнего идеологического противостояния. С одной стороны, это были структуры партий но-государственного атеизма, с другой - система религиозных организаций - как легальных, так и параллельных, «катакомбных». Дихотомия обладала жестокостью, и вырваться из нее можно было ценой молчания или двоемыслия. Она существовала многие десятилетия - до тех пор, пока государственный атеизм не прекратил свое существование. «Естественно, что ранее подавляемые «альтернативные» концепции и представления стали быстро заполнять разорвавшийся вакуум»2.

Во вторых, кризис и крушение социализма в тех его вариантах, в которых он реально существовал, привел не только к дискредитации коммунистической идеологии, одной из ипостасей которой был государственный атеизм. Строительство социализма воспринималось как исторический эксперимент созидания общества без религии и воспитания нового человека, свободного от религиозных «пережитков прошлого».

Вместе с тем, крушение социализма было воспринято многими не только как крушение «научного атеизма», неотъемлемой составной части идеологии правящей коммунистической партии, но как крушение любой нерелигиозной формы сознания. Этому выводу способствовала попытка представить атеизм в качестве главного виновника тоталитаризма.

В третьих, сегодня можно констатировать кризисные явления в тех современных светских течениях культуры, которые в исторической перспективе развития выражали себя вне религиозной традиции или в оппозиции к существующей религиозной культуре. Проявлением всего этого и является «поворот к религии», надежда на ее «возрождение» в определенной социальной среде, что выражает переходное состояние общества, расстающегося с прежними идеологическими установками и ведущего поиск новых мировоззренческих основ. В этих поисках есть и тупиковые варианты, соблазнительные своей простотой. Один из них - заимствовать готовый образец извне в виде американского пути развития, другой - понять задачу восстановления разрушенной национальной традиции как простую реставрацию пройденного.

Таковы основные факторы, составляющие объективную основу социального механизма формирования современной религиозной ситуации в России. Из всей совокупности причин субъективного порядка наиболее значимыми являются: Первое: нынешнее российское общество находится в достаточно неопределенном состоянии, обостряются социальные, экономические противоречия. Поэтому поиск новых ориентиров, своего места в складывающейся обстановке характерен «...нервными стрессами, конфликтами в психике. Отсюда вырастает потребность в утешении, психологической защите, усиливается значимость психотерапевтической функции религии.» Второе, религия удовлетворяет группу социально-психологических потребностей (экзистенциальные потребности человека: осмысление проблем жизни и смерти, взаимосвязи конечного и бесконечного, абсолютного и относительного). Эти потребности сочетаются с функцией утешения. Любая религия учит о бессмертии души, тем самым давая человеку хоть какую-то надежду, не отрицая телесной смерти.2 Т.е. религия задает идеал земной жизни в жизни небесной. В выше сказанном уже было определено, что отношение и выбор религии - глубоко личностное дело. Отсюда следует, что религию можно понимать и как личностное переживание, что особенно рельефно видно в сегодняшнем обществе, где переоценка ценностей заставляет задуматься о личностном смысле своей жизни.

Особенности религиозной ситуации в Магаданской области

Одной из основных задач нашего исследования является выявление ценностных ориентации жителей Магаданской области. Конфессиональный выбор населения Магаданского региона имеет специфические особенности (хотя по некоторым параметрам выражает основные тенденции религиозной динамики жителей РФ в постсоветской России). По своей исторической (временной и пространственной) специфике верующими жителями территории, которую ныне занимает Магаданская область были коренные малочисленные народы Севера (шаманизм) и крайне малочисленное инационалъное население (православие). Магаданская область в советский период длительное время была фактически не религиозной областью и только в постсовесткую эпоху начался чрезвычайно быстрый рост религиозности, который сопровождался изменением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации.

Магаданская область занимает территорию крайнего Северо-Востока Российской Федерации. Общая площадь Магаданской области составляет 461,4 тыс. км, ее население на 1Л2.2004 г. составило приблизительно 182 тыс. человек из них 15 процентов - русские1. Исторически сложившимся административным центром области является г. Магадан2 с населением 127000 тыс. человек, представляющих более 102 национальностей.3

Население нестабильно, так как 30 процентов жителей Магаданской области не проживают по месту регистрации постоянно1. Динамика населения на Северо-Востоке России происходит за счет оттока населения и активной миграции из других географических регионов страны (Центральной России, Ингушетии и Чечни), стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан), и в значительной степени (не более 8-12%) - за счет населения Дальнего Востока, Сибири. В последнее пятилетие особо усилилась миграция из стран Средней Азии и Закавказских республик.2 Миграция населения -характерная особенность Крайнего Севера вообще и Магаданской области в частности.

Проживая на территории Магаданской области, человек сталкивается со значительными трудностями, в первую очередь - с высокой социально-экономической платой, материальными и моральными издержками. Желание выехать за пределы Магаданской области порождает формирование у человека «северного невроза», так называемого синдрома «временщика», синдрома «отложенной жизни». Природные особенности Северо-Восточного региона России, позволяющие отнести его к экстремальным зонам, усиливаются социально-экономическими особенностями, предъявляют жителю региона исключительно высокие требования, определяют степень его урбанизированности, характер экономики, количество и меру стабильности населения, т.е. объективно влияют на многие аспекты религиозной ситуации.

Азиатская окраина России является самой депрессивной территорией по состоянию на сегодняшний день. Острейший экономический, социальный, экологический, технико-технологический кризис - такова северная реальность. На Севере России кризисные явления выступают в наиболее концентрированной форме. При определении особенностей религиозной ситуации Магаданской области следует учитывать специфику освоения северных регионов, а также региональные особенности жизнедеятельности населения на севере России.

Как уже отмечалось, кроме жестких природных особенностей Северо-восточного региона России существуют неблагоприятные социально-экономические особенности, что предъявляет к адаптивным возможностям человека исключительно высокие требования. В связи с этим у населения не успевают развиться в достаточной степени компенсаторные механизмы. Это, на наш взгляд, в свою очередь приводит к росту религиозности

Следует отдельно подчеркнуть, что население Магаданской области исторически до 70-ых гг. XX века формировалось за счет репрессированных и вольнонаемного населения, что во многом обусловило специфику мировоззренческих ориентации жителей Магаданской области.

В связи с переходом к рыночным отношениям в постсоветскую эпоху в регионе стало накапливаться избыточное население, поскольку сократилось горнопромышленное производство и обслуживающие его отрасли. Десятки тысяч людей в трудоспособном возрасте оказались вне сферы экономической деятельности.

Географическое положение и особенности расселения также влияют на религиозность населения Магаданской области. Близость Аляски, Кореи позволяет иностранным миссионерам активно действовать в нашем регионе. Зачастую наряду с религиозными проводятся акции гуманитарного характера, что положительно влияет на создание образа той или иной конфессии.

Религиозность и ценностные ориентации жителей Магаданской области

Одной из целей диссертационного исследования являлось выявление ценностных ориентации и их значимых параметров в контексте религиозных отношений жителей Магаданской области и г. Магадана в ходе демократических преобразований 90-х гг.1

Весьма показательно, что региональная специфика на духовном уровне особенно рельефно проявляется в условиях демократизации общественных отношений. При этом региональный подход выступает методологическим обоснованием к изучению социальных процессов методом сравнительного анализа пространственно-временных характеристик конкретных территориальных общностей.

Следовательно, социальный субъект (или один из субъектов) в рамках региона - это население конкретной территории. В Магаданской области — это северяне (магаданцы, колымчане), общность людей, чья жизнь связана с Севером. В процессе формирования ценностных ориентации северяне, как и субъекты других территорий, занимают относительно самостоятельную позицию.

Для достижения цели были проведены исследования общих параметров ценностных ориентации магаданцев, включая гражданскую позицию, религиозную и этнокультурную толерантность. Учитывая, что в отечественной социологии мало исследований, посвященных выделенным нами параметрам, при подготовке инструментария мы постарались сделать так, чтобы данные, полученные в ходе исследования, были в значительной степени сопоставимы с данными других исследователей, полученными «на рядовых верующих». В качестве базы для сравнения нами были выбраны результаты серии опросов, проведенных в 1991-1999гг. по репрезентативной общероссийской выборке в рамках проекта «Религия и ценности после падения коммунизма»1.

Для выявления терминальных ценностей были отобраны параметры: традиционность2, религиозность и толерантность.

Исследование показало, что на протяжении трех последних лет их иерархия остается практически неизменной: в число лидеров входят ценности, связанные с комфортностью внутреннего мира человека и его микромира: семьи и друзей, а также с интересной работой. В числе же ценностей-аутсайдеров: власть, признание, успех. Обращает на себя внимание относительно невысокая значимость ценностей материального характера («главное в работе - сколько за нее платят» - 35.4%). Во всяком случае, процент поддержки данной ценности гораздо ниже, чем можно было бы предположить, учитывая остроту материальных проблем» с которыми в последнее десятилетие столкнулись магаданцы, в связи с оттоком населения и депрессивным характером региона

Сопоставим полученные данные с возрастными, социально профессиональными характеристиками респондентов, их образовательным уровнем и получаемыми доходами. Наиболее ярко выражены возрастные особенности распространенности и значимости различных ценностей. В таблице приведены данные лишь по трем из изучавшихся семи возрастных групп. Выбор именно их определяется тем, что группы 18-26-летних и тех, кому более 60 лет, являются полярными практически по всем изучавшимся ценностям. Группа же лиц от 41 до 50 лет выступает своего рода рубежом, на котором происходит изменение тенденций. общем фоне спецификой своих ценностных ориентации: это предприниматели и студенты. Так, несколько ниже, чем в других группах и в среднем по массиву, среди предпринимателей и студентов отмечаются - значение ценности спокойной совести и душевной гармонии (соответственно - 80,6% и 87,9% при 93,.4% в среднем по массиву), ценности семейных и дружеских отношений (соответственно -79,6% и 81,8% при 90,7% по массиву). Однако для них заметно выше значение ценности жизненного успеха и общественного признания (соответственно 17,2% и 16,7% при 8,1% по массиву) и ценности власти и возможности влиять на других (соответственно - 19,4% и 12,2% при 5,9% по массиву).

Кроме того, студенты и предприниматели являются наиболее индивидуалистически настроенной частью общества. Так, среди студентов 81,8% считают, что лучше быть яркой личностью, чем жить как все, а среди предпринимателей 75,3%. В то же время среди пенсионеров этот показатель составляет 30,3%.

Отчетливо проявляется взаимосвязь уровня образования и ценностных систем магаданцев. Для лиц, не имеющих высшего образования, характерна меньшая, чем для наиболее образованных, значимость содержания работы (соответственно 52,7% и 74,1%), и большая значимость заработка (соответственно 45,1% и 24,5%). Гораздо шире среди лиц с высшим образованием распространены индивидуалистические ориентации (38,8% у лиц без высшего образования и 65,9% у наиболее образованной части населения). Уровень душевого дохода практически не влияет на особенности ценностных ориентации. Спецификой отличаются только ценностные ориентации наиболее обеспеченной части опрошенных, входящей фактически в 3% наиболее состоятельного населения региона. В этой группе выше ценность власти (14,0%), высокого заработка (43,3%), индивидуалистических устремлений (62,8%). При этом среди тех, чье материальное положение за последние три года улучшилось, индивидуалистически настроены практически 70 %, а среди тех, чье положение ухудшилось, этот показатель составляет 47,8%. В целом же отличия ценностных ориентации наиболее обеспеченных магаданцев от всех остальных не так уж велики и заметно меньше, чем, например, различия между разными социально-профессиональными группами.

В целях уточнения ценностных ориентации жителей Магаданской области и их гражданских (в частности, демократических) позиций респондентам предъявили список ценностных понятий и попросили выбрать не более пяти, которые они считают для себя самыми важными.

Похожие диссертации на Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области