Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотизм как социо-культурный феномен Лузик Николай Павлович

Патриотизм как социо-культурный феномен
<
Патриотизм как социо-культурный феномен Патриотизм как социо-культурный феномен Патриотизм как социо-культурный феномен Патриотизм как социо-культурный феномен Патриотизм как социо-культурный феномен Патриотизм как социо-культурный феномен Патриотизм как социо-культурный феномен Патриотизм как социо-культурный феномен Патриотизм как социо-культурный феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лузик Николай Павлович. Патриотизм как социо-культурный феномен : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 СПб., 2007 161 с. РГБ ОД, 61:07-9/317

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Истоки патриотизма и его составляющие 13

1.1. Этнонациональные предпосылки патриотизма 19

1.2. Общекультурные основания патриотизма 34

1.3. Социальная обусловленность патриотизма. 55

ГЛАВА 2. Типология патриотизма в России 70

2.1. Патриотизм в досоветской России 70

2.2.. Российский патриотизм в советский период 98

2.3. Проблемы патриотизма в постсоветской России 124

Заключение 143

Список использованной литературы 152

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Новизна и актуальность патриотизма как научной и философской проблемы в современных условиях обусловлены существенными изменениями в общественной жизни, вызванными переходом от индустриальной к постиндустриальной стадии развития человечества, а также процессами глобализации, единения стран и народов в экономической, политической и духовной сферах на базе достижений современного этапа научно-технического прогресса Реализация несправедливой, западной модели глобализации приводит к серьезным сдвигам в отношениях между основными цивилизациями, культурами и религиозными конфессиями, к нетрадиционному видению патриотизма как социо-культурного феномена.

В условиях российской действительности острота проблемы усиливается также негативными последствиями распада Советского Союза и перехода страны от раннего, государственного социализма к дикому, антигуманному капитализму.

За последние два десятилетия принципиально быстро изменился политико-экономический и социо-культурный облик российского общества. Традиционные духовные ценности в общественном сознании вытесняются чуждыми российской духовности меркантилизмом и индивидуализмом. Это, в частности, приводит к тому, что понятие Родины либо девальвируется, либо теряет свое сущностное традиционно-культурологическое содержание. В настоящее время российский патриотизм носит неустойчивый, аморфный, неопределенный характер, соответствующий нестабилизировавшимся общественным реалиям. Образовалась ситуация, когда требуются огромные усилия по поиску реального понимания феномена «Родина», а значит, и

наполнения понятия «патриотизм» соответствующим современности содержанием.

В современной России широкое распространение получили сепаратистские и националистические движения. Большинство из них широко использует псевдопатриотическую терминологию и тем самым привлекает в свои ряды определенную часть граждан, чувствующую потребность в патриотизме, но не знающих, как ее удовлетворить. Национализм становится идеологией не только маргинальных групп. Руководители ряда регионов России также используют его в своей деятельности. В этих условиях все более остро стоит проблема выяснения общего и особенного в идеологических направлениях национальной самоидентификации в отношении с государственным пониманием патриотизма.

Становление новой российской государственности формирует объективную потребность в стабилизирующих элементах, как на общекультурном, так и на групповом и индивидуальном уровнях. Не случайным является и участившееся употребление понятий «согласие», «национальные интересы», «устойчивое развитие», «национальная идея». Особенно ощутимой становится потребность в осмыслении патриотизма как интегрирующей основы, придающей государству и обществу устойчивость и долговечность.

Степень разработанности темы

К проблемам патриотизма обращались в своих трудах такие зарубежные мыслители как Конфуций, Платон, Макиавелли, Фихте, Руссо, Гегель, Ясперс. В отечественной философской мысли вопросы любви к своему Отечеству рассматривались в трудах М. Ломоносова, П. Чаадаева, Ф. Тютчева, А. Хомякова, В. Соловьева, Ф. Достоевского, Н. Данилевского, А. Герцена, Н. Чернышевского, Г. Плеханова, Н. Бердяева, В. Ленина и других,

которые широко использовались нами в процессе анализа патриотизма как социо-культурного феномена.

Много нового и своеобразного внесли в решение этой проблемы исследователи советского периода отечественной науки. Социалистический патриотизм рассматривался ими как его высшая форма, возникшая и развивавшаяся в первую очередь в СССР. В частности, анализировалось влияние национальных отношений на советский патриотизм.1

Серьезное внимание уделялось изучению соотношения и взаимовлияния патриотизма и интернационализма, а также их месте и роли в процессе укрепления боевого потенциала Вооруженных сил СССР.2

Исследовались вопросы сущности патриотизма, а также его источников, структуры и функционирования. Большое внимание обращалось на то, какое место в системе патриотизма занимает патриотическое сознание. Внимание исследователей привлекал вопрос соотнесения понятий «патриотизм» и «Отечество».3

В советский период была разработана стройная система патриотического воспитания, адекватная тому историческому периоду и

Кашинцев А-А Военно-патриотическое воспитание молодежи в условиях совершенствования социализма Автореф дис канд филос наук-М, 1988, МирскийРЯ Советский патриотизм - патриотизм высшего социалистического типа Автореф дис д-ра филос наук - М, 1987, Нахушев Б Ш Развитие советского патриотизма в процессе совершенствования национальных отношений на современном этапе социалистического общества - Автореф дис д-ра филос наук,- М, 1988, Петросян Ю Е Ленинская концепция социалистического патриотизма Автореф дис канд филос наук- М, 1990, Рощин Л В Философско-социологичекие вопросы патриотического воспитанияю Монография - М., 2002, Волков В В Филосифия культуры Н К Рериха Монография - СПб, 2005, Давыденкова А Г Философия личности и культурно-институциональньге процессы Монография - СПб, 2005

2 Агаев А.Г Патриотизм и интернационализм советского человека - М, 1975, Беляев ТА
Философский анализ взаимосвязи патриотического и интернационального долга советских воинов в системе
боевого потенциала Вооруженных Сил СССР Автореф дис канд филос наук - М, 1989, Зайцев Л И
Патриотическое и интернациональное воспитание личного состава армии и флота в современных условиях
Автореф дис канд пед Наук- М, 1987, Качура ИН Совершенствование патриотического и
интернационального воспитания воинов внутренних войск МВД СССР Автореф дис канд пед наук,-
М,1991

3 Губанов Н И Отечество и патриотизм М, I960, Кочкалда Г А. Патриотическое сознание воинов
сущность, тенденции развития и формирования Автореф дис канд филос наук- М, 1991, Макаров
В В Патриотизм как явление общественного сознания его источники и структура Автореф дис канд
филос наук - Волгоград, ] 969, Макаров В В Патриотизм как философская проблема Автореф дис д-ра
филос наук-М, 1990, Рощин Л В Патриотическое сознание сущность и формирование - Новосибирск,
1985, Салегнн ПЕ Сущность патриотического сознания и основы его формирования Автореф дне
канд филос наук - М, 1981, Стариков Л П О социально-нравственной природе патриотизма - Волгоград,
1986

б опиравшаяся на целый комплекс философско-методологических исследований.4

В постсоветский период стали формироваться иные подходы и критерии к основным духовным ценностям общества, в том числе и к патриотизму, Отечеству. Развал Советского Союза, как великой державы, внес определенный негативный импульс в процесс изучения и практического воплощения патриотизма. Многие достижения отечественных исследователей в новых условиях стали признаваться как бы устаревшими и оказались невостребованными. Одновременно социально-политическая ситуация в стране генерировала ряд исследований патриотизма, как историософской проблемы.5

Патриотической направленностью выделяются работы Ю.В. Арутюняна, Е.В. Барабанова, Б. Гройса, Д.В. Гудименко, П.Е, Канделя, А.А. Кара-Мурзы, Л.В. Карасева, Н.В. Карлова, В.И. Мильдона, М.В, Назарова, А.С. Панарина, И. К. Пантина, А. Минкина, С. Рассадина и других современных авторов.6

Много внимания уделялось исследованию ценностных аспектов патриотизма.7

4Дерюгин ЮИ Проблемы повышения эффективности военно-патриотического воспитания

советской молодежи в современных условиях Автореф дис д-ра филос наук- М. 1988, Емец СД

Верность патриотическому долгу в структуре боевого потенциала социалистической армии Автореф дне

канд филос наук-М, 190,РощинЛВ Фнлософско-социологические вопросы военно-патриотического

воспитания трудящихся Автореф дис д-ра филос наук-М, 1984

3 Гидиринский В И Русская идея и армия - М, 1997, Дырин И А. Идея патриотизма в литературе русского зарубежья первой половины XX века - М, 2000, Щерба А А Государственно-патриотическая идея евразийства (историко-философский анализ) Автореф дис канд филос наук - М. 2002

бАрутюнян ЮВ Симптомы исторической трансформации социально-политического сознания русских // «Общая история» -1994 - №3 Барабанов Е В «Русская идея» в эсхатологической перспективе // «Вопросы философии» - 1990 - MS Гройс Б Поиск русской национальной идентичности // «Вопросы философии» - 1998 - №1 Гудименко ДВ Политическая культура России преемственность эпох // «Полис» - 1994 - №2 Кара-Мурза А.А., Панарин А.С, Пантин ИК Духовная идеологическая ситуация в современной России перспективы развития // «Полис» -1996 - №4

7 Крупник А А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде Автореф дис канд филос наук -М, 1995, Мельниченко И И Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России -Автореф дис канд филос наук -Монино, 199б,ПетрийПВ Духовные ценности российского общества и армии Автореф дис д-ра филос наук - М, 2002

Системный кризис российского государства обусловил появление исследований и проведения научных конференций, посвященных изучению роли патриотизма в общегосударственной идеологии. Огромный интерес в этот период вызвали вопросы, связанные с особенностями патриотизма в изменившихся условиях жизни российского общества.9

Пристальное внимание ученых продолжают привлекать проблемы сущности и структуры патриотизма, особенностей его функционирования.10

Значительный интерес для понимания проблемы патриотизма, его формирования и роли в современной российской культуре представляет научно-исследовательская литература последнего десятилетия. За это время появилось немало работ, которые характеризуются творческим, исследовательским подходом к осмыслению проблемы во всей ее глубине и сложности. Среди работ следует отметить те, авторы которых по-новому, в контексте изменившейся социокультурной реальности, исследуют различные аспекты патриотизма и проблемы его возрождения и развития в нашем обществе, необходимо выделить работы А. Вдовина, В. Гидиринского, Т. Глушкова, Г. Зюганова, В. Зорькина, А. Крупника, В. Лутавинова, В. Нахушева'1 В настоящее время исследованием проблем патриотизма

8 Государственная идеология и общенациональная идея - М Реалисты, №32, 1997, Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд)- М, 1999, Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии- М, 1998, Зюганов ГА Россия - Родина моя Идеология государственного патриотизма - М., 1996

Лутавинов ВИ Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях Автореф дне д-ра филос наук - М, 1998

10 Гонеева В В Патриотизм и нравственность // Социально-гуманитарные знания, 2002, №3, Духовность российского офицера проблемы становления, условия и пути развития- М, 2002, Микуленко СЕ Проблема просвещенного патриотизма // Вести МГУ, Сер 12, Политические науки, 2001, №1, Патриотизм народов России традиции и современность Материалы межрегиональной научно-практической конференции - М, 2003, Патриотическая идея XXI века прошлое и будущее России Материалы межрегиональной научно-практической конференции - М, 2005

п Вдовин АВ Этапы становления культур философской концепции -М,2005, Гидиринский В И Русская идея и армия - М, 1997, Глушков T Н Культура и система нравственных ценностей - М, 2005, Зюганов Г А Россия - Родина моя Идеология государственного патриотизма - M, 1996, Зорькин В А Культура и цивилизация- М, 1W4, крупник А А Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде - М, 1УУ>, Лутавинов В И Патриотизм и проблемы его формирования у

s занимаются несколько творческих коллективов в Институте социологии РАН, Институте социально-политических исследований РАН, Институте человека и др. В проблемное поле их исследования включены такие вопросы, как переоценка ценностей, изменение ценностных оснований идентификации, структура ценностей различных социальных групп, роль ценностей в формировании общественного мнения, ценностный подход как предпосылка моделирования социальных систем и др.

Особый интерес представляют работы по теории и методологии системного анализа трансформаций российского общества, духовной жизни, этнокультурных процессов, прогнозирования и моделирования общественного развития - А.Абалкина, В.Авксентьева, МАрефьева, С.Арутюнова, И.Бестужева-Лады, А.Бороноева, Ю.Волкова, С.Глазьева, В.Гулина, А.Здравомыслова, С.Иконниковой, И.Ильинского, В.Каширина, В.Келле, И.Клямкина, МКагана, Л.Когана, В.Комарова, И.Королева, А. Лосева, Э.Лукьянчикова, В.Лутавинова, В.Марахова, Н.Медведева, В.Обухова, Г.Осипова, В.Пуляева, В.Сагатовского, Л.Селезнева, З.Сикевич, В.Скворцова, Г.Стельмашука, Э.Соколова, Е.Степанова, А.Суббето, В.Тишкова, Ж.Тощенко, А.Урсула, А.Федосеева, И.Фроянова, В.Чабровского, И.Яковлева и др.12

российской молодежи в современных условиях- Мт 1998, Нахушев В И Культура как средство преобразования жизни - М , 2003

12 Антонов ЮИ Педагогические условия развития личности будущего офицера в процессе
практической подготовки Автореф дис канд пед наук- Саратов, 2004, Митрохович В А

Формирование воинской чести у военнослужащих, проходивших военную службу в ВС РФ Автореф дис

канд пед наук - Волгоград, 2002, Лукьянчиков Э Е Становление лидерских качеств личности в системе
высшего военно-профессионального образования Автореф дис канд пед наук - Курск, 2003, Завальнюк
В В Военно-профессиональная ориентация молодежи на кадровую службу в армии Автореф дис канд
социолог наук- М, 2002, Кудрявцев ЮН Проектирование системы подготовки офицеров к
воспитательной деятельности с трудными военнослужащими Автореф дис д-ра пед наук - Казань,
2003, Лосев A H Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров Автореф
дис канд пед наук - Елец, 2004, Савельев В К Гражданское воспитание курсантов как фактор
обеспечения национальной безопасности России Автореф дис канд пед наук- Кемерово, 2004,
Соловьев В В Содержание и организация психолого-педагогической подготовки курсантов военно-
инженерного ВУЗа Автореф дис канд пед наук - Ставрополь, 2004, Белоганов В А
Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи в условиях социально-политических
процессов современного российского общества Автореф дис канд полит наук - Чита, 2004, Сеньшов
H А Военно-патриотическая подготовка молодежи в системе дополнительного образования Автореф дис

канд пед наук - М, 2004, Усчаков В В Теоретико-методологичекое обоснование и практика управления военно-профессиональной ориентацией молодежи Автореф дис д-ра пед наук- Челябинск, 2004,

Эти исследования помогают понять и исследовать место и роль патриотизма в современных условиях, в том числе как элемента культурных процессов.

Однако упомянутые исследования не содержат целостной картины, характеризующей патриотизм как социо-культурный феномен и акцентирующей внимание на раскрытии истоков патриотизма, а также на анализе типологии российского патриотизма.

Как показывает анализ исследований, в которых рассматривается проблема патриотизма, использование и трактовка самого термина характеризуется многовариантностью, весьма разнообразно и неоднозначно. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм проявлений и т.д. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными авторами в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, в силу использования ими различных сфер знаний и т.п.

В научно-исследовательской литературе проблеме патриотизма уделяется явно недостаточно внимания. В изложении его природы, изученности содержания, с учетом важнейших изменений, происходящих в нашем обществе, сделаны лишь первые шаги. Вследствие этого, разработка строго научной дефиниции патриотизма, рассмотрение ряда важнейших сторон данной проблемы является одной из задач отечественной науки в период реформирования Российской армии, для которой патриотизм является стержневой идеей.

В предлагаемой работе предпринята попытка раскрыть, проанализировать и обобщить важные, по мнению автора, но недостаточно

Иванов В Г Воспитание государственного патриотизма у курсантов военно-физкультурного ВУЗа Автореф дис канд пед наук - СПб, 2004

исследованные проблемы истоков патриотизма и его составляющих: таких как этно-национальные предпосылки патриотизма; общекультурные основания патриотизма и социальная обусловленность патриотизма, характеризуемая на преимущественно российском материале.

Целью диссертационного исследования является анализ проблемы патриотизма как социо-культурного феномена для повышения уровня осмысления его значимости в жизни личности и общества.

Объектом диссертационного исследования определяется патриотизм как явление духовной жизни человечества.

Предметом диссертационного исследования выступают глубинные истоки и социо-культурные основы патриотизма народов России.

Задачи исследования:

- проанализировать сущность и содержание патриотизма как социо
культурного феномена;

определить генезис и специфику становления российской общенациональной патриотической идеи в рамках философии, культурологии и религиоведения;

- определить место и значение архетипического основания в патриотизме
российского народа

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Без анализа этно-национальных предпосылок патриотизма и его общекультурных оснований невозможно понять сущность данного феномена.

  2. Без исследования причин системного кризиса патриотизма, имеющего место в Российской Федерации нельзя определить факторы устойчивого развития современного Российского патриотизма

Научная новизна исследования заключается в следующем;

Предложен новый подход к изучению проблемы российского патриотизма с учетом современной реальности; процессов глобализации, распространения идей космополитизма, роста националистических настроений.

Уточнено содержание ряда основополагающих понятий - «патриотизм», «отечество», «гражданственность», «структура патриотизма», «национальная идея».

Выявлены особенности развития патриотической идеи в России в ее историческом аспекте, дана авторская интерпретация каждого этапа ее развития и на конкретном историческом материале сделан вывод о «волнообразном» развитии патриотизма в России.

На основе анализа генезиса и эволюции патриотической идеи в истории российского общества спрогнозировано ее дальнейшее развитие.

Выявлены основные противоречия, возникающие в настоящее время в процессе формирования патриотизма и определены пути их преодоления в условиях современной России.

Достоверность положений обеспечена применением

методологических основ исследования в рамках культурно-антропологического анализа социального и культурного развития общества, а также использованием:

принципа всесторонности при анализе сущности патриотической идеи; насущным потребностям общества;

единства субъективного и объективного в обосновании ее содержания;

принципа взаимосвязи реального и желаемого в развитии патриотической идеи;

принципа социо-культурной опосредованности методологических средств, использованных для заключения ее предметного содержания.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшем изучении процессов становления и развития современного российского патриотизма, философско-культурологический анализ содержательной стороны патриотизма, интерпретация связи патриотизма с ценностями народа, религии, его анализ процессов трансформации феномена патриотизма развивают и дополняют исследования философско-культурологического характера и могут быть использованы в дальнейшем изучении проблемы патриотизма как ценности духовной культуры.

Практическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы диссертации найдут свое практическое применение в учебной, научно-исследовательской и прогностической деятельности. Материалы исследования могут быть использованы в целенаправленном учебно-воспитательном процессе в средних и высших учебных заведениях как гражданского, так и военного профилей, для усиления патриотической направленности лекций и семинарских занятий по философии, культурологии и религиоведению, при подготовке публичных лекций, проведении конференций и круглых столов по патриотической тематике. Апробация работы

Основные положения диссертации апробированы в научных публикациях общим объемом 2,5 печатных листа, а также в выступлениях на Международной научно-практической конференции «X Царскосельские чтения». (2006 г), на лекционных и семинарских занятий с курсантами Высшего военно-морского инженерного училища им. В.И. Ленина и ВМИЙ (1993 - 2006 г.г.) и в практической деятельности в рамках НИР «Патриот» (2004-2006 г.г.).

Диссертация содержит введение, две главы, в каждой из которых по три параграфа, заключение и список литературы.

Этнонациональные предпосылки патриотизма

Патриотизм одно из древнейших социальных явлений на земле. Нет патриотизма вообще, как нет и отечества, одинакового во все времена и эпохи. Как и всякое общественное явление, патриотизм имеет в объективной действительности, т. е. в развитии общества, свои материальные основы. Сущность патриотизма и его исторически нельзя понять без выяснения его материальных основ. Тем не менее, ряд авторов не делают акцента на материальных предпосылках возникновения патриотизма. Так, М.А Свердлин и П.М. Рогачев считают, что «первой предпосылкой патриотизма является формирование коллективизма» . Я.С Дзюба и Н.И. Губанов утверждают, что предпосылки возникновения патриотизма - в возникновении человеческих общностей в развитии общения и связей между ними.22

В.В. Гонеева, не замечая близости этих точек зрения, противопоставляет их, не высказывает определенно своей позиции и не раскрывает, что же все-таки является предпосылкой возникновения патриотизма,23

Как известно, определяющим историческим актом является материальное производство, которое предполагает общение и наличие определенных общественных отношений. Именно из этого надо исходить в исследовании возникновения патриотизма как социального явления.

Для выделения и существования любой общности людей необходимо её определенное обособление. В данном случае речь идет о выделении и существовании в течение многих веков обособленных отечеств и связанных с ними возникновения и развития чувств и сознания патриотизма.

Патриотизм как определенный социально-исторический продукт проходит в своем развитии ряд этапов и форм в зависимости от того, какая социальная общность держит его на своем вооружении. Долгое время патриотизм находился на уровне общественной психологии, где эмоции и чувства были преобладающими. Да и сейчас они не потеряли своего значения. В начале чувства складывались стихийно и ограничивались восприятием родной природы, условий жизни, труда, быта. Постепенно развиваясь, патриотизм все более испытывает на себе влияние идеологии. Это влияние особенно возрастает в капиталистическом обществе. Патриотизм всегда возникает и существует на основе определенных обособленных отечеств.

В первобытно-общинном строе главное обособление шло на уровне рода, племени. Следует заметить, что до сих пор среди исследователей нет единой точки зрения по поводу времени появления патриотизма и отечества. Одни го них (Сыренов, Гонеева и др.) утверждают, что патриотизм и отечество появились только в классовом обществе; другие (Губанов НИ., Рогачев П.М., Свердлин М.А.) относят возникновение патриотизма и отечеств к первобытнообщинному строю. Думаю, представляется правильным считать, что в первобытнообщинной формации появляются предпосылки и зачатки патриотизма, а его становление и утверждение относятся уже к рабовладельческому обществу. В подтверждение данной точки зрения сошлемся на Г.В.Плеханова, писавшего: «Отечество есть категория историческая, т.е. преходящая по своему существу, как идея племени сменилась идеей отечества, сначала ограниченного городской общиной, а потом разросшегося до нынешних национальных пределов, так идея отечества должна отступить перед несравненно более широкой идеей человечества» . Некоторые авторы, на наш взгляд, совершенно неоправданно критикуют данное высказывание Г.В.Плеханова, считая, будто он «не разглядел, что в условиях эпохи империализма и пролетарских революций, пролетариат является подлинным вождем нации н выразителем патриотических чаяний народа»

Общекультурные основания патриотизма

Известный российский философ М. Каган указывал: «Культура как форма бытия, ставшая реальным способом связи природного и социального в человеке, способом его внебиологической активности, включает в себя предметное и деятельностное (опредмечивание и распредмечивание) бытие в трех антологических измерениях: материальном, духовном и художественном».39 Поэтому и патриотизм как социокультурный феномен необходимо рассматривать именно через призму этих измерений. В них следует искать общекультурные основания патриотизма. То есть мы должны выяснить, как и какие элементы культуры способствовали его возникновению и как они в нем воплотились. Кроме того, следует особо указать, что культурное бытие патриотизма оказалось пронизанным чувственной сферой человека в индивидуальном и общественном срезах, нравственном и политическом измерениях. Исходя из этого, наиболее продуктивным является рассмотрение патриотизма и как интегративного чувства, и как специфической ценности, которая возникает в процессе материальной, духовной и художественной деятельности людей и в них же воплощается. «При рассмотрении феномена патриотизма в первую очередь следует обратить внимание на многогранность самого понятия «патриотизм». В его определении используется, как минимум, три измерения человеческой культуры: психологическое, ценностное и политическое».

С точки зрения формальной логики определяющей здесь является психологическая составляющая, ибо ближайшее родовое понятие, в состав которого входит «патриотизм» - это понятие «чувство любви», раскрывающееся в свою очередь, через понятия «чувство» и «психический процесс». В результате патриотизм предстает перед нами именно как одна из разновидностей «чувства любви», объектом которой становится Родина (Отечество), а субъективным условием объективации - внутренняя готовность человека к ее совершенствованию и защите. Другими словами, решающие видовые отличия патриотизма от других видов любви состоят именно в ценностном восприятии той части общественного бытия, которое идентифицируется человеком как родина и Отечество, Следовательно, содержание патриотизма зависит от содержания понятия «Родина», что непосредственно связано с конкретно-историческими условиями жизни общества, его классов, господствующих или оппозиционных политических групп, целей и задач, стоящих перед ними.

«Исходя из того, что любое чувство человека - субъективно по форме, носителю, но не всегда во всей полноте объективно по содержанию, возникает проблема объективации патриотизма: чувство любви может принимать различные направления и характер в зависимости от мировоззренческих позиций и политических установок «авторов» этого чувства. Такую разновекторность патриотизма достаточно наглядно продемонстрировала вся новейшая история России; по разному понимали патриотизм либералы и консерваторы, красные и белые, коммунисты и демократы и т.д.».41

Очень важно подчеркнуть, что, как и любое чувство любви, патриотизм во многом иррационален - предполагает альтруистическое душевнокомфортное служение объекту любви без расчета на вознаграждение.

Будучи чувством, патриотизм, вместе с тем рождается только через ценностное осмысление социально-политической действительности, где главную роль играет понимание степени значимости «своего» «ближайшего» социального пространства. Проблема здесь состоит в том, в какой форме патриотизм входит в аксиосферу культуры: как политическая или как нравственная ценность?

«Дело в том, что если нравственная ценность выносится индивидом по поводу поведения и отношений людей от своего имени и на основании испытанного им чувства, то политические ценности сверхличностны, поскольку соответствующие оценки выносятся индивидом не от собственного имени той общности, к которой он принадлежит и представителем которой он себя считает, хотя базируется на эмоциональном восприятии индивидом интересов и идеалов общности. Таким образом, политические ценности рождаются на социально-психологическом уровне общественного сознания, как общие для макрогруппы черты национального характера, сословной психологии, классового самосознания, и формируется на идеологическом уровне теоретиками».

Патриотизм как одна из форм аксиосферы не может однозначно рассматриваться как политическая ценность по причине, во-первых, различного понимания самого объекта оценки и, во-вторых, внесения в его состав такого элемента как деятельность человека по служению Родине. Однако патриотизм как ценность не сливается полностью с нравственной ценностной сферой, так как этому мешает социальный масштаб ценностного осмысления. Следовательно, патриотизм занимает пограничное место в аксиосфере культуры между политическими и нравственными ценностями. А это, в свою очередь, диктует и соответствующий подход к процессу восприятия этой ценности. Он ставит во главу угла не политическую конъюнктуру, а стремление разработать наиболее объективные критерии понимания Родины и служения ей.

Патриотизм в досоветской России

Раскрывая истоки российского патриотизма необходимо сказать о тесном переплетении феномена патриотизма с процессами становления гражданственности любого народа. Стоит вспомнить, что всегда означали эти понятия в своем единстве.

Гражданственность - готовность исполнить общественный долг. Гражданственность - готовность к сознательному, бескорыстному добровольному служению народу. Быть гражданином - значит знать и любить свое Отечество, приносить ему пользу. Как видим, определения гражданственности напрямую сопрягаются с любовью к Отечеству, т.е. с патриотизмом. Понятия «гражданственность» и «патриотизм» всегда являлись самыми почетными в любой человеческой цивилизации. Процесс становления и развития гражданственности и патриотизма охватывает целые тысячелетия, проходя через ряд исторических этапов.

Несмотря на то, что в России рабовладения как такового никогда не было, мы не можем обойти своим вниманием один из первых исторических типов патриотизма, сложившихся в рабовладельческом обществе, так как это дает нам возможность проанализировать уже первый исторический тип патриотизма, который окончательно сложился в классово-антагоническом обществе. Это обусловило возникновение двух разновидностей патриотизма - патриотизм рабовладельцев и патриотизм рабов. Патриотизм господствующего класса - рабовладельцев - был эгоистичным, ущербным, ограниченным, своекорыстным. Рабовладельцы не только считали свой классовый патриотизм единственно достойным внимания и уважения, но и отказывали рабам, боясь их справедливого гнева, возможности с оружием в руках защищать родину. Это положение П.Лафарг выразил следующим образом: «Когда варварское общество дифференцировалось на классы, патриции монополизировали мужеством защиту отечества» . Фактически же не рабовладельцы, а рабы были подлинными патриотами своих отечеств. Патриотизм, который проповедовали рабовладельцы, основывался как на чувствах, так и на отдельных концепциях, призванных внедрить в сознание масс необходимость и закономерность существования рабовладельческого государства, призванного якобы выражать интересы всех классов общества.

Выдвигалось и обосновывалось требование рабовладельцев об обязательном подчинении государству всех граждан. При этом государство рабовладельцев идеологи господствующего класса рассматривали как синоним богатства и отечества. Об этом ярко говорил в одном из выступлений вождь крестьянского движения в Риме Тиберий Гракх: «И дикие звери в Италии имеют логова и норы, куда они могут прятаться, а люди, которые сражаются и умирают за Италию, не владеют в ней ни чем, кроме воздуха и света, и, лишенные крова, как кочевники бродят повсюду с женами и детьми. Полководцы обманывают солдат, когда на полях сражений призывают их защищать от врагов гробницы и храмы. Ведь у множества римлян нет ни отчего алтаря, ни гробниц предков, а они сражаются и умирают за чужую роскошь, чужое богатство».

Патриотизм рабов выражался главным образом в их чувствах: тоске по родным местам, скорбь от тяжкой доли, мечта о своем освобождении и свободном положении своих родственников, братьев по классу и свободном развитии всей отчизны.

Патриотизм в рабовладельческом обществе был противоречивым даже у рабов и свободных граждан. С одной стороны, только они были истинными патриотами, а с другой - они же подвергались всяческим унижениям и оскорблениям в своей стране от рабовладельцев.

Второй исторический тип патриотизма - патриотизм феодального общества. Он во многом сходен с патриотизмом рабовладельческого строя. Полная зависимость крестьян от своего феодала проповедовалась господствующим классом как главная закономерность патриотизма: в сознание внедрялась вечность и беспрекословность подчинения, необходимость защищать феодала и его привилегии в межфеодальных войнах и беспрерывных военных конфликтах.

В то же время, находясь в бесправном положении, крестьяне и другие эксплуатируемые социальные слои защищали свою землю от чужеземных поработителей. Это особенно хорошо видно на примере феодальной Руси. Патриоты русской земли требовали от князей, чтоб они стояли за свое отечество.

При феодализме почти все мировые религии (христианство прежде всего) со своих позиций проповедовали «духовное равенство всех людей»86. Мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим. Европейский мир, фактически лишенный внутреннего единства, был объединен христианством против общего внешнего врага - сарацин. «Церковь с её феодальным землевладением являлась реальной связью между различными странами: своей феодальной организацией церковь давала религиозное освящение светскому государственному строю, основанному на феодальных началах. Таково своеобразие общественного сознания, носящего в своей основе религиозный характер, в эпоху феодализма и влияние церкви на патриотизм. Католическая церковь проповедовала концепцию, согласно которой вера (fides) равносильна верности (fidelitas) и по -настоящему свободен тот, кто верен богу и синьору. Церковь считала высшей реальной ценностью потусторонний мир, а мир земной относила только к предварительной ступени жизни.

Российский патриотизм в советский период

Патриотизм советский - разновидность социалистического патриотизма, выражающаяся в любви и преданности к многонациональной Родине. Одним го важнейших средств формирования патриотизма выступает патриотическое воспитание. Советскому патриотизму были присущи следующие черты: - беспредельная любовь к своему Отечеству, к завоеваниям социализма; - дружественное отношение к странам социалистического содружества; - социальная активность, способствующая процветанию Родины; - защита своей Родины, завоеваний мирового социализма; - несовместимость советского патриотизма с национальным эгоизмом, высокомерием; - следование пролетарскому интернационализму в отношениях с народами, избравшими путь социалистической ориентации, с народами всего мира.

Народы СССР, объединившись добровольно в единую семью с полным основанием считали Отечеством не отдельные республики, края, области, а единый могучий Советский Союз, выдержавший тяжелейшие испытания в Великой Отечественной войне. Ярким проявлением патриотизма являлась братская взаимопомощь более ста наций и народностей советской страны, единое чувство общенациональной гордости, «чувство семьи единой» и единая устремленность к будущему.

Советский патриотизм не носил созерцательного характера» а выступал эффективнейшим морально-политическим фактором, движущей силой построения нового общества и защиты его от любых врагов. Настоящий патриот все свои деяния, поступки оценивает главной мерой - как они служат интересам Отечества.

Патриотизм мыслей, чувств и поступков советских людей - это новые рубежи профессионального мастерства Патриотическое отношение к своим обязанностям позволяет переносить возможные трудности и неудачи. Патриотическая сила долга - «так надо» - дает возможность человеку стойко переносить испытания повседневности будней. Нравственная сила патриотизма - это то, что позволяет человеку сказать себе в нужный момент: «Не пищать!», приказать себе: «Надо!», заставить себя в тяжкую минуту испытаний перешагнуть через «не могу». Патриотические устремления не позволяют довольствоваться сегодняшними результатами, а побуждают дерзать, дерзать, дерзать... Патриот - это человек действия. Единство патриотических помыслов и дел есть поведенческая черта советского патриотизма.

Советский патриотизм, как один из важнейших духовных двигателей героического деяния - глубоко бескорыстен. Хотя и бывает еще, когда отдельные люди могут проявлять высокую активность, инициативу прежде всего в расчете на выдвижение, поощрение, почести. Здесь присутствует элемент тщеславия, честолюбия, определенной «корысти». Давняя же, благородная традиция заключается в том, что истинная верность идеалам не требует какой-то «оплаты» и вознаграждения. Для настоящих людей с гражданской совестью самое трудное есть «легкий» хлеб. Человеку с мещанским мировоззрением трудно понять, что заставляет настоящего гражданина и вне рамок рабочего времени заниматься озеленением детского сада, создавать общественную библиотеку, вести занятия в кружке с детьми. Патриотизм - это всегда готовность к подвижничеству и подвигу.

Вся жизнь социалистического общества свидетельствует о том, что советский патриотизм являлся неотъемлемой чертой советского образа жизни.

Герой - это всегда патриот своего Отечества. Глубинные истоки героического всегда связаны с Родиной, борьбой за ее процветание и безопасность. Самые любимые легендарные герои нашего народа были преданнейшими сыновьями и дочерьми Родины. Они черпали свою силу в ее бесценных духовных сокровищах, боевых и трудовых традициях, славной истории своего народа. Героический поступок, мужественный шаг человека, коллектива глубоко патриотичен, ибо подвиг имеет смысл только в связи с общественным, народным, общим делом. Героическое деяние, не одухотворенное высокой общественно значимой целью, просто, бессмысленно. Трудно представить себе, допустим, человека с мещанским мировоззрением, для которого весь мир ограничен узким мирком собственного «я», совершающего гражданский подвиг. Патриотизм, гражданственное отношение к действительности создают социальную платформу героического поступка, поведения, мужественного шага. Отечество выступает бессмертной, вечно дорогой колыбелью всего героического, возвышенного, непреходящего.