Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поступок как осуществление экзистенции Юхименко Софья Анатольевна

Поступок как осуществление экзистенции
<
Поступок как осуществление экзистенции Поступок как осуществление экзистенции Поступок как осуществление экзистенции Поступок как осуществление экзистенции Поступок как осуществление экзистенции
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юхименко Софья Анатольевна. Поступок как осуществление экзистенции : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Юхименко Софья Анатольевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2007.- 130 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/585

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Проблема поступка в современном мире имеет два аспекта, взаимодополняющих друг друга. В условиях культурного кризиса XX века человек нуждается в обретении ответственного поступка, в воссоздании его оснований. Вместе с тем наблюдается потеря целостного понимания поступка и его практического осуществления в общественной и частной жизни.

Трансформации в современной культуре свидетельствуют не столько об изменении представлений о поступке, сколько об изменении обыденного сознания. Люди не всегда могут ясно и отчетливо выразить свое понимание поступка, который, тем не менее, является неотъемлемой частью человеческой реальности. Всякое изменение представлений о поступке становится заметным и попадает в горизонт философской мысли только после достаточно длительного периода, пока это мировоззренческое изменение даст росток и перейдет в фазу практики. Смысловой сдвиг поначалу может быть неочевидным, но изменения в практической жизни, в человеческой деятельности очевидны. Слова М. М. Бахтина о том, что «современный кризис в основе своей есть кризис современного поступка» , указывают на раскол между миром смысла и миром жизни, делающий невозможным свершение поступка. Таким образом, существует явная необходимость в восстановлении целостного его понимания.

Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. М.: 1986. С. 110.

Возрастающая монополизация современного мира делает осмысление и деятельность все более уникально единственными, монологичными2. Разделение труда из сферы производства продуктов потребления перекочевало не только во все остальные сферы человеческой деятельности, но и в мировоззрение. Диалогичность осмысления при этом не утрачена, она лишь ушла внутрь личности, которая для достижения понимания должна сама вступать с собою в диалог. Но внешняя монологичность культуры предлагает не только узкий и трудный путь развитой внутренней диалогичности, но и широкий и легкий путь простоты, ясности и однозначности без лишней рефлексии.

Таким образом, тема ответственного поступка,
укорененного в экзистенции, с необходимостью должна
быть подвергнута современной философской
рефлексии, поскольку именно она расширяет
пространство честного диалогического

взаимоотношения человека и мира.

Степень разработанности проблемы

Наибольший вклад в философию поступка внес М. М. Бахтин, что позволяет нам разделить источники по проблеме поступка на до-бахтинские и после-бахтинские.

История вопроса ответственного поступка начинается с Аристотеля, который среди всего прочего определил место этики в античной системе наук, положив поступок (добродетельную жизнь) ее конечной целью, а также провел подробный анализ проблемы свободы воли, в том числе отличий произвольных и непроизвольных действий.

2 Тульчинский Г. Л. Жуть и путь, или Опыт обыденного философствования // Фигуры Танатоса: Искусство умирания. СПб., 1998. С. 153.

Если Аристотель был первым философом, исследовавшим поступок в интересующей нас плоскости, то Сократ был, пожалуй, первым человеком, преподававшим и практиковавшим провокацию ответственного отношения и поступаний. Следует подчеркнуть специфическое понимание Сократом добродетели как знания, которому, однако, нельзя научить.

Проблемы свободы и выбора,

непосредственно касающиеся поступка,

разрабатывались в сочинениях стоиков (Марк
Аврелий, Сенека, Эпиктет), ап. Павла,

бл. Августина, Р. Декарта, Д. Бруно, Вольтера, И. Канта, И. Г. Фихте, С. Кьеркегора, К. Маркса, Ф. Ницше, А. Камю, Ж. П. Сартра, Ж. Батая,

A. Шопенгауэра, К. Ясперса, X. Арендт,
Ж. Бодрийяра, С. Л. Франка, Ф. М. Достоевского,
С. Н. Булгакова, В. В. Бибихина, И. А. Ильина,

B. С. Соловьева, Э. Фромма, М. Фуко, М. Шелера,
Л. Шестова.

Исследования смежных проблем проводили
также: Фома Аквинский, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо,
Г. В. Ф. Гегель, М. Хайдеггер, Э. Тоффлер,

Г. Г. Шпет.

М. М. Бахтин разработал первую и на сегодняшний день единственную концепцию ответственного поступка как события бытия. Творчество Бахтина не только не утратило новизны, актуальности и смыслового потенциала, но, напротив, со временем только усиливает свое влияние на философскую мысль. Главным опорным источником исследования является его ранняя работа «К философии поступка», в которой автор рассматривает поступок как единство смысла и нудительной единственности места в бытии (или: не-алиби-в-бытии, участное сознание). Не менее

ценен для нашей работы и труд Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», содержащий его знаменитую концепцию диалога.

В исследованиях творчества Бахтина мы находим множество указаний на экзистенциальный характер его философии, продуктивных мыслей и открытий. Но прямых заявлений о сущностной связи поступка и экзистенции нет, как нет и более или менее подробного анализа их отношений.

М. Бубер и Э. Левинас также являются
основателями диалогических концепций, в

которых отношения Я - Другой представлены в свете их онтологичности. Особенно ценными для нашей работы являются тезисы Бубера о действительности участия, бытийности встречи, а также теория этического сопротивления Левинаса.

Интерпретация А. Кожевым гегелевской философии в работе «Идея смерти в философии Гегеля» интересна для исследования поступка своей диалектической концепцией человека как выражения Негативности в Тотальности сущего.

Ключевую роль в данной работе играет анализ экзистенции, проведенный А. Мацейной в «Драме Иова». Оригинальность Мацейны заключается в том, что он рассматривает экзистенцию как действие. Обычное описание экзистенциального настроения как заботы он дополняет понятием жалобы как вершины и главного выражения этого настроения. Рассмотрение экзистенции в свете рождения и смерти влечет за собой динамическое представление об экзистенции как о призвании, которое задано человеку для осуществления.

Новая «антропология границы»

С. С. Хоружего тоже оказывается включенной в общее русло диалогического понимания поступка. Рассмотрение человека в его со-бытии с

Инобытием требует рассмотрения трех топик (областей) очерченной этой встречей границы. Подробный анализ онтической, онтологической и виртуальной топик а также их производных дополняет и проясняет философию встречи.

Из современных философов темы поступка
касались также А. А. Аванесов, Т. М. Горичева,
П. С. Гуревич, А. Н. Исаков, К. Г. Исупов,
М. Мамардашвили, Б. В. Марков, Ю. В. Перов,
К. С. Пигров, И. В. Пешков, А. Г. Погоняйло,
В. А. Подорога, Д. Н. Разеев, Н. М. Савченкова,
В. В. Савчук, К. А. Сергеев, Я. А. Слинин,

B. Ю. Сухачев, Г. Л. Тульчинский, М. Н. Цветаева,
Т. В. Щитцова, И. П. Березовская, Д. В. Сухушин,

C. А. Смирнов.

Объект и предмет исследования

Объектом нашего , исследования является
сознательный, ответственный, личностный

поступок. Предмет исследования - поступок в его неразрывной связи с экзистенцией.

Цели и задачи исследования

Цель нашего исследования - обосновать и раскрыть определение поступка как осуществления экзистенции. Для достижения данной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Очертить область исследования поступка, указать критерии определения поступка в его неразрывной связи с экзистенцией.

  2. Раскрыть понятие поступка в соотношении с осознанностью, ответственностью, принуждением и выявить особенности экзистенциального понимания поступка.

  3. Описать проблему ненаходимости поступка и причины этой проблемы - раскол между миром

смысла, теории, культуры с одной стороны, и миром единственного свершения поступка. Рассмотреть условия возможности поступка - с другой.

4. Подробно рассмотреть отношения поступка и экзистенции; провести анализ экзистенции в свете концепций, раскрывающих важные аспекты философии поступка.

Научная новизна исследования

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующих основных положениях:

  1. Проанализирована сущностно экзистенциальная природа поступка, взаимозависимость поступка и экзистенции, введено определение поступка как осуществления экзистенции.

  2. Актуализирован философский подход, согласно которому поступок может существовать только как ответственный поступок.

  3. Доказано, что бессознательность, безответственность и принуждение как возможные характеристики действия не могут быть отнесены к понятию поступка.

  4. Выявлены различия в этическом и юридическом понимании поступка и ответственности.

Тезисы, выносимые на защиту

  1. Поступок неразрывно связан с экзистенцией и носит личностный, ответственный и оценочный характер.

  2. Условием возможности поступка является стремление человека придать жизни смысл; разобщенность сфер смысла и поступка порождает отторжение смысла.

  1. Преодоление данной разобщенности достигается в участном мышлении, в соотнесении смысла с нудительнои единственностью моего места в бытии.

  2. Поступок исходит из экзистенции и основывается на трех ее моментах - негативности, присутствии и делании себя.

  3. Экзистенция есть призвание человека, осуществление которого происходит в поступке.

Методология исследования

В исследовании применялись
экзистенциальный, сравнительный и исторический
методы. Экзистенциальный метод лежит в
основании работы, определяет форму и содержание
исследования. Применение данного метода
позволяет увидеть под поверхностью человеческой
реальности ее глубину, отделяя подлинное
существование от неподлинного. Сравнительный
метод дает возможность совместного

рассмотрения различных философских систем и поиска у них точек соприкосновения. Исторический метод помогает проследить зарождение и развитие идеи ответственного поступка.

Теоретическое и практическое значение исследования

Результаты диссертационного исследования могут представлять интерес для философов, антропологов, социологов и педагогов. Материалы диссертации можно использовать в подготовке общих и специальных курсов по философской антропологии и теории культуры.

Апробация работы

Основные идеи и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры и на научно-

практических семинарах Центра современной философии и культуры (Центр «СОФИК») РГИ СПбГУ. Текст диссертации был обсужден и рекомендован к защите на заседании кафедры философии и культурологии Республиканского Гуманитарного Института Санкт-Петербургского государственного университета.

Исследование состоит из введения, двух глав, разбитых соответственно на три и четыре параграфа, и заключения. Список источников включает в себя 193 наименования, в том числе 5 работ на английском языке.