Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема человека в философской концепции иезуитов Коротков Владислав Олегович

Проблема человека в философской концепции иезуитов
<
Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов Проблема человека в философской концепции иезуитов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коротков Владислав Олегович. Проблема человека в философской концепции иезуитов: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.13 / Коротков Владислав Олегович;[Место защиты: ФГБОУ ВО Челябинский государственный институт культуры], 2017.- 164 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Образ человека в философском учении иезуитов ..3

1.1. Создание И. Лойолой модели нового типа личности «homo christianus» 14

1.2. Особенности трактовки свободы человека в философии иезуитов 42

1.3. Философия иезуитов о предназначении человека 67

ГЛАВА II. Взгляды иезуитов на бытие человека в обществе

2.1. Образ общества и места человека в нем в философском учении иезуитов 87

2.2. Специфика трактовки морали иезуитами 107

2.3. Современные философские воззрения ордена иезуитов на человека и общество 132

Заключение 150

Список литературы 155

Введение к работе

Актуальность исследования заключается в том, что иезуиты на
протяжении всего периода своего существования были и остаются
наиболее сильным орденом в структуре Католической Церкви,
оказывающим влияние на политику Ватикана. При этом они мобильно
реагируют на те изменения, которые происходят с современным человеком
в условиях динамизма социальной жизни, наполненной

цивилизационными сдвигами. Эти существенные трансформации влияют на изменение места и роли религии в жизни человека. С одной стороны, духовный кризис в обществе обращает человека к религии как традиционной форме сохранения морали и духовности человека. С другой стороны, религиозные мотивы все более используются в современной политике. Активное вторжение в европейскую культуру, где традиционно доминировало христианство, учений других религиозных конфессий, обусловливает усиление защиты устоев жизни европейцев: их понимание сущности и предназначения человека, моральных параметров его деятельности и т.д. В этих условиях иезуиты приняли на себя функции защитника христианства и авторитета Католической Церкви.

В связи с этим исследование взглядов иезуитов на человека, его место и роль в обществе позволит более полно и конкретно раскрыть и причины отхода европейцев от христианства и обращения их к другим религиозным учениям, а также возможности защиты в рамках христианства традиционных европейских ценностей. Особенно актуально это стало в последние годы, когда 13 марта 2013 года престол римского понтифика занял первый папа-иезуит Франциск I, обозначивший одним из направлений своего понтификата активную общественную деятельность. Сегодня Католическая Церковь является одним из сильнейших религиозных институтов в Европе, который играет немаловажную роль в

жизни человека. Поэтому изучение философии иезуитов весьма актуально в плане понимания ими человека и его роли в обществе. Кроме того, технологии воспитания христиан внутри ордена иезуитов, помогут лучше понять и раскрыть сущность манимпулирования людьми в современном обществе.

Степень научной разработанности. Проблема человека в концепции иезуитов с философской точки зрения отдельно и детально не исследовалась. Поэтому большая часть работы сделана автором на основе изучения первоисточников.

Главные положения философской системы иезуитов отражают отношение идеологов ордена к человеку, его предназначению и месту в обществе, раскрывают понимание ими сущности человеческой свободы и морали. Эти положения содержатся в источниках: «Автобиография» Игнатия Лойолы, «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы, «Monita secreta (privata) Societatis Jesu» - Тайные наставления Общества Иисуса, «Формулы института Общества Иисуса, одобренные и утвержднные Верховными Понтификами Павлом III и Юлием III», булла Magna Charta папы Римского Павла III об организации Общества Иисуса, Переписка Лаврентия Ганганелли (Папы Климента XIV) и Карла Бертинаци», Катехизис католической церкви», энциклика «Свет Веры» папы Франциска I и т.д. Противовес им составляют труды основателей и идеологов движения протестантизма: Мартина Лютера, Жана Кальвина, Филиппа Меланхтона, Якоба Бме, касающиеся проблемы человека и его места и роли в христианском обществе.

Проблемой человека в философии иезуитов целенаправленно занималось достаточно мало исследователей: Д. В. Шмонин, А. Тонди, Н. В. Свиридова, Ю. Ф. Самарин, Э. Пуссе, М. Леруа, Л. Н. Великович.

Подробное исследование деятельности иезуитов в историческом плане позволяет рассмотреть их философию в ключе ее практического

применения в отношении человека и общества, раскрывая мотивы, цели, задачи политики Католической Церкви, способы их достижения. Наиболее полно орден иезуитов исследован в плане истории его создания Игнатием Лойолой и последующего развития с середины XVI века по современность, что описывается в работах Т. Гризингера, Г. Бемера, аббата Гетте, Г. Моно, Ж. Губера, С. Деклю, Х. Кобо, Н. Любовича, и т.д. В этих трудах основное внимание уделяется религиозной догматике Католической Церкви, на которой базируется вся философия ордена иезуитов и его отношение к человеку. Затрагиваются вопросы создания иезуитами собственной морали за счет изменения христианской догматики. Однако в этих работах преобладает не философский, а исторический подход к исследованию.

Более жесткой антицерковной позицией и открытой критикой иезуитов характеризуются работы советских исследователей. Н. Великовича, Б. А. Печникова, Д. Е. Михневича. Эти труды критикуют религиозную идеологию и мировоззрение католицизма и иезуитов. В силу своего отношения к религии авторы разоблачают тайные цели и задачи Католической Церкви, поднимая вопросы становления иезуита как идеальной христианской личности и отношения Церкви к обычному человеку и его месту в христианском мире.

Анализ, близкий к философскому, можно найти в работах Р. Барта,
Ф. Ф. Павленкова, А. Тонди (он был иезуитом на протяжении 16 лет и
лично был включен в систему «человек-церковь-общество»,

разработанную орденом), а также в ряде непереведенных работ Дж. Бернауэра (J.Bernauer), Т. Кэмпбела (Т. Campbell), М. Кьюсака (M. Cusack), Л. Десанктиса (L. Desanctis), Д. Флеминга (D. Fleming), Р. Линдера (R. Linder), Р. Марикса (R. Maryks), Дж. Николини (G. Nicolini), Э. Пэриша (Е. Paris), Э. Фелпса (Е. Phelps), Р. Томпсона (R. Thompson). Эти труды похожи тем, что в них присутствует философский анализ трудов иезуитов

и рассматривается догматика в рамках их воззрений на религию, на теологию, на образ идеального человека-христианина в реалиях времени XVI–XVII веков. Помимо рассмотрения истории иезуитов авторы останавливаются на проблеме становления их философии, проводя глубокий психологический анализ личности Игнатия Лойолы, затрагивая проблемы морали иезуитов, исследуя их основные программные документы и деятельность в рамках всего христианского общества.

Для постижения сущности христианина и его места и роли в обществе важную роль играют труды Д. Ваттимо, М. Вебера, Р. Виппера, Т. Вудса, А. Г. Вульфиуса, Г. В. Ф, Гегеля, А. Х. Горфункеля, Ж. Губера, Г. В. Лейбница, А. Макграта, Д. С. Мережковского, Д. Оменна, Э. Пуссе, Й. Ратцингера, Т. Б. Коваль, Т. Кондрусевича, Б. Хегглунда, Й. Хйзенги, Ф. Шлейермахера, Э. Жильсона. В своих работах они стремятся раскрыть образ человека как истинного христианина, подвергая анализу совокупность его светской и духовной деятельности.

Ценными для нашей темы являются исследования, посвященные проблеме человека в философии религии, представленные в работах П. С. Гуревича, В. Я. Нагевичене, Д. В. Пивоварова, Дж. П. дела Мирандолы, В. Дильтея, В. В. Лазарева, Д. В. Шмонина, Н. В. Свиридовой, Б. Д. Позоровской, Б. Рассела, Л. Стевенсона, М. А. Корзо, М. Шелера, О. В. Коркуновой.

Интересным представляется рассмотрение особенностей трактовки
свободы в рамках религиозной и социальной философии, которую
представляют в своих трудах – И. А. Ильин, П. Тейяр де Шарден, В.

Дильтей, Л. Стевенсон, П. Гуревич, Г. Бемер, Д. Николини, Г. Лейбниц, А. Тонди, Ж. Губер, Б. Рассел, Д. В. Шмонин, А. Гарнак. Их понимание данной проблемы позволяет выделить специфику трактовки свободы в концепции иезуитов и определить степень ее уникальности.

Анализ проблем светской и религиозной морали и этики осуществлялся такими исследователями, как Ю. Н. Тундыков, А. Макинтайр, Б. Рассел, А. А. Гусейнов. К изучению специфики иезуитской и протестантской морали обращались в своих трудах А. Макграт, Д. В. Шмонин, Б. А. Печников, Е. Спекторский, А. И. Бродский, Ю. Ф. Самарин, Р. Марикс, Ж. Губер, М. Леруа, А. Г. Вульфиус, Г. В. Ф. Гегель, Э. Периш, Т. Гризингер, Г. Бемер, Т. Вудс, Н. Любович, А. Тонди.

Значимыми для концепции диссертации являются идеи и исследования в области социальной философии и философской антропологии, проведенные В. В Кемеровым, Б. Расселом, Х. Ортегой-и-Гассетом, Д. Беллом, Э. Тоффлером, Л. А. Мясниковой, П. С. Гуревичем, М. Шелером, Х Плеснером, П. Тейяр де Шарденом.

Большой вклад в изучение католической философии внесли Ж. Маритен, Э. Жильсон, Д. Ваттимо, Т. Вудс, А. Г. Вульфиус, Ф. Шлейермахер, Б. Хегглунд, К. Фишер, Й. Ратцингер, Д. Оменн, А. Макграт, Г. Лейбниц, И. А. Ильин, А. Х. Горфункель, А. Гарнак и др.

Несмотря на достаточно большое количество перечисленных исследований, подавляющее большинство из них посвящены в основном историческому процессу Реформации, а философия человека в понимании иезуитов почти не затрагивается. Изучение догматики и системы религиозных ценностей иезуитов производилось выборочно, скорее, в рамках общего ознакомления, нежели конкретных исследований. Это дает автору данного исследования возможность более глубоко изучить первоисточники и на их основании представить образ человека, его место и роль в обществе в философской концепции иезуитов. Отдавая себе отчет в невозможности сразу полно и глубоко раскрыть проблему человека в концепциях иезуитов в силу ее объемности и многоаспектности, мы выделили в данном исследовании наиболее важные в философской концепции иезуитов аспекты: понимание сущности человека как

христианина, его свободы, а также места и роли в жизни общества, морали и предназначения. С учетом актуальности и степени разработанности обозначенной тематики определены проблема, объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы.

Проблема исследования: специфика понимания человека в философской концепции иезуитов как теоретической основы практической деятельности этого ордена.

Объект исследования в нашей работе – человек в понимании религиозной философии. Предметом исследования становятся человек и его место в обществе в философской концепции иезуитов.

Цель диссертационной работы: раскрыть специфику подхода иезуитов к решению проблемы человека через такие ее составляющие, как сущность человека, его предназначение, трактовка свободы и норм поведения в обществе.

Целью исследования определяются следующие задачи:

1) Определить специфику понимания человека и его сущности в
философской концепции иезуитов;

2) проанализировать особенности трактовки свободы как основного
атрибута человека в философии иезуитов;

  1. раскрыть особенности понимания иезуитами предназначения человека;

  2. исследовать кодекс морали в данной философии, выявить существенные отличия ее от традиционной парадигмы католицизма и взглядов протестантов;

5) систематизировать взгляды иезуитов на место и роль человека в
обществе;

6) показать трансформацию взглядов иезуитов на человека в
современном обществе.

Теоретическая основа исследования. Теоретическую и

методологическую основу исследования составил комплекс теоретических подходов и методов. Теоретической основой исследования является многообразие продуктивных идей, связанных с решением проблемы человека в религиозной философии. Среди них наиболее важными для нашего исследования являются идеи А. Тонди о трансформации сущности человека с помощью определенной методики и концепции морали закрытых религиозных организаций, Т. Гризингера об идеологическом базисе Общества Иисуса и духовном предназначении человека, Г. Бемера о стратификации общества и его искусственном разделении, Й. Ратцингера о сущности и целях современного католицизма, М. Вебера об этике и морали протестантизма в сравнении с концепцией иезуитов, Л. Н. Великовича о сущности религиозной организации, и др. Источниками стали основные программные документы, в которых отражены основные аспекты философской концепции ордена – «Духовные упражнения» И. Лойолы, «Тайные наставления общества Иисуса», Устав ордена иезуитов и ряд документов, отражающих их отношение к миру.

Методологическая основа и методы диссертационного

исследования. Для выявления продуктивных идей, связанных с пониманием сущности человека в религиозной философии автор опирался на общенаучные методы исследования и диалектическую логику. Для выявления сущности идей иезуитов был применен аналитический метод, используемый для анализа основных программных документов иезуитов и их главных антагонистов – идеологов протестантской философии.

Для исследования истоков взглядов иезуитов на человека и сохранения преемственности философских идей ордена и идей предшествующей эпохи Возрождения использовался метод единства исторического и логического. Метод историко-генетического анализа позволил выявить пути становления идей иезуитов о трансформации

личности человека и создании нового типа человека – «homo christianus».
С помощью метода типологизации и инструментов индукции

разрозненные тезисы и мысли обобщались в единую философскую систему взглядов на структуру общества и сущность предназначения человека.

Использовался сравнительный метод, поскольку изучение

философии иезуитов крайне сложно осуществлять без рассмотрения философско-религиозных концепций идеологов протестантизма (Мартина Лютера, Жана Кальвина и др.). Это дает осознание того, с чем призваны были бороться монахи-иезуиты, и показывает суть применения идей иезуитов на практике.

Для сохранения в фокусе исследования проблемы создания идеального человека в концепции иезуитов применялся философско-антропологический подход. Нашел применение и гипотетико-дедуктивный метод, показывающий практическое применение иезуитских воззрений. Часть первоисточников и исследований автор переводил самостоятельно, и в ходе этого процесса пытался глубже понять основные положения философии иезуитов. Для этого использовался метод герменевтики.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии специфики подхода иезуитов к решению проблемы понимания человека в таких аспектах: сущность человека, свобода как атрибут человека, его предназначение и нормы морали как кодекс деятельности в обществе. В данной работе впервые целенаправленно осуществлен анализ проблемы человека в философии иезуитов, определены основные направления практического воплощения философских идей Игнатия Лойолы и его последователей. Автором проведен сравнительный анализ концепции иезуитов с учением протестантизма, который позволил полнее раскрыть своеобразие подхода иезуитов к решению проблемы человека, а также созданного ими кодекса морали и принципов деятельности в обществе.

Основные результаты диссертационного исследования, определившие его новизну, состоят в следующем.

1. Показано, что в философской концепции иезуитов, созданной
основателем ордена Игнатием Лойолой, дано понимание человека
исключительно как христианина, который в соответствии с реалиями
Нового времени живет одновременно духовно-религиозной и мирской
жизнью. Для совершенствования человека как христианина Лойолой
создан тип идеального человека «homo christianus», как определил его
автор данного исследования. Раскрыта и проанализирована методика
воплощения этого типа человека в жизнь, включающая в себя
последовательную трансформацию его сознания путем формирования
нужной системы ценностных ориентаций, с целью беспрекословного
выполнения команд Ватикана.

  1. Дан анализ предназначения человека в философской концепции иезуитов. Показано, что в данной концепции акцент сделан на предназначении не человека «вообще», а на предназначении каждого отдельного человека в зависимости от его принадлежности к определенному социальному слою. При этом явственно прослеживается мысль о том, что посвящая свою жизнь Богу, человек должен служить могуществу и процветанию Католической Церкви. Зачастую допускается смешение и отождествление этих целей.

  2. Раскрыта специфика понимания свободы человека, полагающая широкий диапазон степени свободы для отдельных личностей от молчаливого и беспрекословного исполнения приказа до безграничного всевластия. Это позволило выявить стандарты индивидуальной и корпоративной свободы, реализованные внутри ордена иезуитов.

  3. Показано, что понимание предназначения человека и его свободы определили специфику трактовки морали иезуитами. Раскрыто, что эта система морали служила прежде всего интересам ордена иезуитов, в силу

чего многие нормы традиционной морали католицизма были изменены в своем содержании.

5. Показано, что философская концепция человека у иезуитов не является чисто теоретической конструкцией, а служит основой практической деятельности вплоть до наших дней.

Положения диссертации, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:

  1. Игнатием Лойолой и иезуитами была создана уникальная модель нового типа личности, обозначенного нами как «homo christianus» – идеальный христианин, представляющий собой особую сверхличность, превосходящую большинство людей в плане духовного и психологического развития. Процесс подготовки такого человека состоял в перестройке его сознания, которая объединяла две составляющие – духовность и светскость. В результате живя двойственной жизнью: духовной и мирской, человек должен служить Богу, но служил прежде всего Церкви. Такой христианин стоял выше общества, поскольку его задачами становилось управление всеми социальными сферами и поддержание авторитета религии и Церкви.

  2. Иезуитами сформированы позиции свободы и несвободы человека. Понимание свободы представлено через антагонизм мирской и духовной свободы, свободы и несвободы личности в рамках общества и в рамках иерархии ордена с ее жесткой дисциплиной. Для них «свобода от» - это свобода от разного рода привязанностей, желаний, обязательств и благ, собственной воли и самостоятельной позиции. А дана «свобода для» достижения власти и могущества. Эта концепция свободы была основой практических правил распространяющихся на действия каждого христианина в обществе.

  3. Иезуиты создали собственную систему взглядов о предназначении христианина, классифицировав все общество по трем

категориям: «воин господа», «меценат/спонсор», «безмолвная паства». Каждая из этих категорий была наделена определенными функциями, выполняя которые они служили Богу, достигая этим спасения.

  1. Специфика понимания свободы «homo christianus» и дифференцированного истолкования предназначения человека-христианина позволила модифицировать традиционную систему морали католицизма, создав кодекс морали для членов ордена иезуитов. Служение Богу и исполнение задач, поставленных Церковью, считалось долгом и высшей обязанностью христианина, в силу чего трансформировалось истолкование греха, и вводилась особая шкала оценки допустимого, особенно в выборе средств, в поступках человека-христианина. Иезуитами была создана собственная система морально-этических норм, отражающая их политику в обществе, закладывающая основы утилитаризма в этике. Произошла переориентация в оценке степени греховности человека в сторону практической выгоды, основанной на применении методов казуистики и пробабилизма.

  2. Социальная стратификация общества, созданная в философии иезуитов, явилась теоретической основой для практической работы с людьми. Она обеспечивала индивидуальный подход к каждому человеку-христианину, позволяя ему осознать свой личный вклад в дело служения Богу и помощи Церкви. Такая адресная работа укрепляла позиции и самого ордена. Иезуиты Образ общества создавался посредством стратификации христиан на основании их полезности для Католической Церкви. Критерий полезности определялся материальным благосостоянием индивида или его способностью принести ту или иную пользу Обществу Иисуса. На основании этого обеспечивался индивидуальный подход к человеку.

  3. Современные взгляды иезуитов на человека и его место в обществе представляют собой синтез фундаментальных идей ордена и

передовых новшеств, что позволяет иезуитам органично вписываться в реалии жизни современного общества. Любые новшества культуры и науки иезуиты принимают и адаптируют под свои цели, что позволяет им оставаться самым сильным католическим орденом и в настоящее время.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Данная
работа раскрывает теоретические положения, которые характеризуют
сущность философского отношения иезуитов к человеку, их влияние на
общество, возможности и механизмы социокультурной и психологической
трансформации человека, основанной на создании нового образа человека,
нового типа личности и развитии идеологической догматики католичества.
Определнное научное значение имеют разработанные в

диссертации понятие и типология религиозных традиций иезуитов,
определение их специфики, которая составила методологическую основу
выявления особенностей, форм и методов трансформации человека на
основе создания новой философской системы. Материалы

диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении разделов общих курсов по истории философии, социальной философии, философской антропологии, религиоведения. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области западноевропейской религиозной философии.

Достоверность результатов диссертации подтверждается

использованием в качестве теоретической и методологической базы
многообразия продуктивных идей, связанных с пониманием сущности
человека и его места в обществе, предложенных в классической,
неклассической и постнеклассической философии; корректным

использованием философской терминологии, философских и научных
методов и междисциплинарной методологии, представляющих собой
синтез историко-генетического, философско-антропологического,

сравнительного, герменевтического подходов, ряда общенаучных методов

(типологизация, индукция, дедукция, сравнительный метод, метод единства исторического и логического).

Апробация результатов работы. Основные е положения были отражены в восьми публикациях общим объемом 5 п. л., в том числе в 4 публикациях в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК.

Структура и объем диссертации. Структура диссертационной работы определена поставленными задачами: состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем составляет 164 стр. Список литературы включает 120 названий, в том числе 16 на иностранном языке.

Особенности трактовки свободы человека в философии иезуитов

В XVI веке Католическая Церковь пережила сильнейший кризис, связанный с потерей былой власти и могущества. С одной стороны ее теснила светская культура, созданная в эпоху Ренессанса с ее культом природы и антропоцентризмом, а с другой – внутри самой Католической Церкви произошел раскол, названный Реформацией, в результате чего образовалось новое направление в христианской религии – протестантизм. Однако Ватикан стремился найти новые формы и средства поддержания своего авторитета, величия Католической Церкви и католической религии. Именно с этой целью был создан новый орден – Общество Иисуса, позднее получивший название ордена иезуитов.

Христианская традиция базировалась на идеях теоцентризма, согласно которой человек был создан Богом, и понимание его сущности определялось его отношением со Всевышним. На протяжении тысячи лет центром был Бог, а человек рассматривался только как творение и инструмент познания Творца. Одним из виднейших философов, отстаивающих эту позицию, был Августин Блаженный. Он характеризовал место человека в мире так: «И человек, эта малейшая часть создания твоего... столь маловажное звено в творении твоем, дерзает воспевать тебе хвалу. Но ты сам возбуждаешь его к тому, чтобы он находил блаженство в прославлении тебя; ибо ты создал нас для себя, и душа наша дотоле томится, не находя себе покоя, доколе не успокоится в тебе»1. В эпоху средневековья христианская церковь приспособила идеи античной философии к реалиям своего времени – Платон, Аристотель обрели новый смысл.

Отход от идеи теоцентризма начался в период становления философии эпохи Возрождения. Одним из первых философов это сделал Николай Кузанский.

С его именем связан поворот к антропоцентризму – именно Кузанский был одним из первых мыслителей, поставивших человека в центр бытия мира. Он переводил философию из разряда религиозных догматов в русло натуралистических размышлений о человеке, природе и окружающем мире. В работах Николая Кузанского еще сохранялось толкование христианского Бога как некоего абсолютного существа, стоящего выше природы. Но позиция пантеизма позволяла Кузанскому приближать Творца к природе. Этим он задал новое видение человека как творения Бога и в то же время неотъемлемой части природного мира. Так формируется оппозиция средневековой схоластике на основе многостороннего и многогранного истолкования античной философии и нового мышления эпохи.

Центральное место в мире теперь занимает человек – самое совершенное творение Бога. Человек теперь представляется как микрокосм, миниатюрная копия макрокосма, что возвращает к жизни античные идеи о сущности человека. И как микрокосм человек способен познавать Бога через познание природы как его творения. Способность к познанию и разум человека Кузанский представляет как порождение Бога-природы, и это является главной особенностью свободного человека, стоящего в центре природы2.

Еще несколько веков назад идеальным способом человеческого существования считалась христианская аскеза. В XV веке совершенной моделью человека стал «homo universal» (человек универсальный). Этот человек предназначен для активной деятельности, его основная цель – приносить пользу. В таком виде выражалось развивающееся светское понимание сущности человека. Появление «универсального человека» описывал в XV веке Джованни Пико дела Мирандола. Он характеризовал его как человека, освобожденного от условностей и способного к творчеству. И считал, что Бог создал человека неопределенного образа и поставил его в центре мироздания, поскольку хотел, чтобы каждый индивид выбрал свое место в мире и сотворил себя самостоятельно. При этом человек не скован никакими пределами или рамками, он принадлежит только

2 Антология мировой философии. В 4-х т. М., «Мысль», 1970. Т. 2. С.10 – 11 собственным решениям. По мнению Мирандолы, это было сделано творцом для того, чтобы «…ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные… Отсюда и выражение у халдеев: человек - животное многообразной и изменчивой природы»3. Мы видим, что Мирандола наделил человека свободой воли и выбора, поскольку он мог стать тем, кем захочет – растением, животным, небесным существом или ангелом. У индивида нет своего природного образа, но есть множество обличий, которые он может использовать. Так развивалась идея о подобии человека Богу в плане его способности к творению – себя и других.

Мирандола таким образом развивает одну из главных проблем гуманистической философии – это проблема многоплановости, многоуровневости и многогранности человека. В своей «Речи о достоинстве человека» он исходит из идей Платона о «срединном положении человека» - человек находится между мирами материальным и духовным, что позволяет ему сочетать в себе материальное и божественное начала4.

Начинает развиваться культ земного человека. Такой человек зависит только от себя, и одной из основных задач, стоящих перед ним, становится развитие и самосовершенствование собственной личности. Впоследствии эта концепция была воспринята мыслителями XIX – XX века и развивалась в русле светской философии. Так Жак Ле Гофф говорит о развитии индивидуальности человека, непохожести его на других: «Индивид – это тот, кто мог ускользнуть от власти общества, используя любые средства. Поэтому он вызывал недоверие, ведь он отличался от большей части людей в средние века»5. В человеке выделяют две натуры – светскую и религиозную, и обосновывают идею того, что религия и вера не должны противопоставлять себя разуму, а обязаны служить человеку. . Истинная религиозность состоит в выполнении повседневных обязанностей. Соединение средневекового сознания и античных традиций стало импульсом к созданию нового человека, способного вести деятельность на поприще как мирском, так и религиозном, что хорошо показано у В. Дильтея6.

Религиозная традиция средневековья видела человека как микрокосм, центральное звено природы. При этом познание природы было возможно только посредством чувственного восприятия, ибо только с помощью чувств, а не разума, возможно познать Бога. «Человеческая природа — такая природа, которая была помещена над всеми творениями бога и лишь немного ниже ангелов. Она заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с полным основанием древние. Она такова, что, будучи возведена в соединение с максимальностью, становится полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств таким образом, что в человечестве все возведено в высшую степень»7.

С появлением светского видения человека начинается процесс Реформации, ставший для Католической Церкви страшным ударом. Реформаторы считали, что политика Ватикана препятствует непосредственному общению человека с Богом, поэтому выступали против Католической Церкви с ее устаревшими догмами, пышными ритуалами и монополией на общение человека с Богом. Для противостояния протестантизму Католическая Церковь создает новый орден – Общество Иисуса, призванный защищать ее как истинное христианство. Он был основан 15 августа 1534 года на горе Монмартр в Париже Игнатием Лойолой и несколькими его последователями - Петром Фабером, Франциском Ксавье, Яковом Ленецом, Альфонсом Сальмероном8.

Философия иезуитов о предназначении человека

Решение проблемы противостояния свободы мирской и духовной в философской системе иезуитов опирается в первую очередь на отказ от всех мирских благ, отречение от любых мирских творений и от мироздания в целом. В догматике Церкви сущность свободы отличается от светской трактовки – духовная свобода гораздо важнее для клира. В идеале она подразумевает под собой незаинтересованность в благах и удовольствиях, которые порабощают человека в светском обществе (однако достижение этого идеала – уже совершенно другой вопрос). В среде иезуитов получила развитие следующая формула отношения к миру, о которой мы уже говорили выше: «Будь спокоен и бесстрастен. Пусть земные блага никогда не будут для тебя целью твоих желаний, пусть они будут лишь средством для достижения истинной цели твоей жизни»88. В этом взгляды Лойолы и Лютера в определенной мере сходятся. Последний утверждает, что нельзя спасти душу материальными средствами. Спасение может прийти к человеку только посредством веры, через которую происходит общение человека с Богом. Однако антагонизм свободы в протестантизме заключается в проблеме соотношения «внутреннего и внешнего человека»89, поскольку «внутренний человек» полностью свободен от мирских и житейских забот, в то время как «внешний человек» как христианин есть покорный слуга и он должен трудиться.

В общем понимании свобода подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя представляет собой свободу веры и убеждений, сферу, куда не могут насильственно вторгаться другие люди. Это свобода от давления и навязывания, от запретов и принуждений. Внутренняя свобода есть обращение человека к самому себе, это свобода духовная, которая позволяет индивиду самосовершенствоваться. Это способность выбора собственного жизненного пути90. Внешняя свобода – это залог внутреннего освобождения. Только за счет взаимодействия этих двух элементов человек может обрести духовную независимость91. Мы видим, что для иезуитов в плане свободы было характерно внешнее давление обязующего авторитета. Так индивид переходит от внутренней, духовной свободы к свободе формальной, что закрывает человека от мира в его борьбе против навязывания чуждого мнения.

Неотъемлемой частью категории «свободы» для иезуитов является выбор жизненного пути, поскольку человек определяет свое будущее, опираясь на собственные предпочтения, возможности и желания. Проблема выбора встает перед человеком как перед уникальной личностью «но не как перед индивидом, который является обыкновенной единицей социума»92. Мы можем говорить о том, что личность при этом формируется двумя путями – естественным (через воспитание и определенное влияние окружающей среды) и искусственным (посредством определенных методик, направленных на создание определенных черт и особенностей у личности). Если человек выбирает второй путь, его ожидает насильственная трансформация собственного «Я» посредством физического и психологического воздействия (подобным образом работают «Духовные упражнения» Лойолы). Именно так в философской традиции иезуитов появляется новая личность – служитель Церкви, «воин господа». Особенность его проявляется в следующем: для него личная свобода отсутствует как данность, но существует другой вариант – выбор своего будущего, который приходит с необходимостью принятия определенного решения – монашество, целибат или отказ от церковной жизни. Этот выбор определяет форму свободы человека – либо личная свобода вне ордена, либо фактическое «духовное рабство»93 с последующей практически безграничной вседозволенностью.

Решение следовать тому или иному пути основывается на возможности осуществлять определенную свободу действия в отношении самого себя и собственного будущего. Однако люди, сделавшие этот выбор, зачастую оказываются на пути, с которого свернуть уже не представится возможным94. Поэтому Игнатий Лойола четко определяет, кому позволено заниматься «Упражнениями» в полной мере, дабы посвятить себя ордену - «человеку, свободному от дел и желающему преуспеть как можно более, следует преподавать Упражнения полностью…»95. Так иезуиты руководствовались не верой, а разумом в процессе совершения выбора, что отличало их видение этой проблемы.

Жан Кальвин в противовес этому утверждал, что свободная воля есть способность выбирать, которая лежит посередине между разумом и волей, однако ближе к последней. Обладание свободной волей – это результат возможности поступать по своему усмотрению, а не по принуждению96. Свобода христианина, по Кальвину, складывается из трех составляющих: возвышение сознания верующего над религиозной догматикой, добровольное подчинение человеческой совести в страхе и ужасе воле Бога, отстранение от внешних вещей, которые не имеют значения сами по себе97. Свобода носит духовный характер, и она направлена на успокоение совести перед Творцом.

Специфика трактовки морали иезуитами

Проблемы морали, нравственности и этики являются основополагающими в системе общественных отношений и процессе становления человеческой личности. Мораль определяется как один из главных регуляторов социальной деятельности, как особая форма социального мышления и способ отношений «человек-человек» и «человек-общество». Именно мораль, имея базисное и всеобъемлющее значение, регулирует деяния и поступки каждого человека. Моральные и этические нормы – это столпы развития и процветания любого общества, и они нуждаются в наиболее обобщенной форме, проявляясь в качестве определенного императива, исполняемого человеком. «Нравственная сфера жизнедеятельности человека проистекает из природы. Человек считает добром все то, что помогает ему в деле самосохранения, а злом – то, что ведет его к саморазрушению»246. Это зафиксировано в форме заповедей и традиций, предписывающих совершение тех или иных действий в определенной ситуации.

В эпоху Гуманизма учение о человеке не могло обойтись без моральных концепций античности, которые противопоставлялись морали средневековой. Возрождением традиции морали стоицизма занимался Петрарка, подчеркивая достоинство человеческой личности. Мораль эпикурейцев возрождал Лоренцо Валла, возводя в абсолют принцип наслаждения. Он выступал против христианской морали, которая противоречила гуманистическому осмыслению человеческой жизни247.

Эразм Роттердамский стремился вернуть к жизни раннехристианскую мораль, он боролся за «евангельскую чистоту» первоначальной христианской религии, в своих трактатах (в частности в «Руководстве христианскому воину») выступал против культа обрядов, против идолопоклонничества и формализации внешней стороны религии. Он отвергал все, что было опорой могущества Католической Церкви. Для Эразма главным была вера, что сближает его с Лютером и отдаляет от ортодоксальной теологии248.

Нравственные стандарты европейской цивилизации были созданы Католической Церковью. Основу их составляют заповеди нагорной проповеди Иисуса Христа. В любой ветви христианской традиции человек должен вести безгрешную жизнь, чтобы обрести спасение249. Поэтому Церковь утверждает, что никто не может освободиться от моральной и этической составляющих повседневной жизни.

Моральные ценности, которые базировались на христианском учении, вполне соотносятся с естественной природой человека. Об этом говорит Эразм Роттердамский, утверждая, что религиозная жизнь дает человеку мораль, но не требует для этого сложных обрядовых составляющих и особых ритуалов. Религиозным идеалом Эразма стала единая христианская религия, основанная на Евангелиях и отсутствии конфессиональных разногласий250. С этих позиций он критиковал и Католическую Церковь, и протестантов.

Действующая концепция морали в христианстве основывается на идее греха. Концепция нарушения божественного закона играет ключевую роль в понимании морали человека. Каждый человек имеет набор пороков и добродетелей, которые может менять посредством своей воли. Именно акт воли приводит человека к тому или иному действию, которое может быть как благим, так и порочным. Поэтому сферой морали управляет только свободная воля человека251. Степень моральности человека напрямую зависит от его свободного волеизъявления. Свобода одного индивида определяется рамками свободы другого, и если они пересекаются, возможен конфликт. Это столкновение и определяет уровень морали и этичности в обществе, поскольку каждый конфликт несет на себе оттенок зла и греховности. Так появляется необходимость в создании концепции морального закона, регулирующего отношения индивидов, пользующихся своей свободой. «И действительно, если с помощью морали силы страсти будут напряжены до соответствующих разумных пределов, так чтобы они согласовывались между собой в нерушимой гармонии, если с помощью диалектики будет развиваться разум, то, возбужденные пылом Муз, мы будем упиваться небесной гармонией»252.

В период Реформации (которая многим ученым представляется как процесс морально-нравственного перерождения с акцентом на необходимость трансформации не только индивида, но и всего общества253) появляются новые точки зрения относительно вопроса морали и нравственности, которые отражают реалии времени. Иезуиты стали одним из главных реформаторов христианской морали. Они имели собственную систему взглядов на общество, которая достаточно сильно отличалась от традиционной моральной системы католицизма. Создавая нового человека, нового христианина, орден иезуитов задался целью дать ему обновленный взгляд на общество и людей, наиболее совершенный и действенный инструмент воздействия на простого человека. Таким инструментом стала новая система моральных норм, позволяющая «homo christianus» выходить за пределы привычной сферы этики. Иезуитское видение морали позволило им стать доминирующей силой в процессе установления контроля над обществом. Понимание предназначения человека и его свободы определило специфику морали, которая была создана монахами ордена. Их мораль распространилась на все католическое общество. Поэтому соотношение норм «новой» морали с реальными действиями христианина – это один из аспектов рассмотрения проблемы бытия человека в обществе с точки зрения католической философии.

Христианская мораль в эпоху Реформации также переживала кризис. Все, кто был настроен против католицизма, видели упадок этических стандартов Ватикана и стремление католических священников защитить себя и религиозные институты сильнее, нежели христианскую нравственность, данную Создателем. На это недвусмысленно указывает Томас Мюнцер, предводитель народной Реформации и Крестьянской войны в Германии: «Да потому, что благородное могущество бога так ужасно опозорено и унижено, что бедных необразованных людей совращают своей болтовней безбожные книжники. [...] (III) [...] Если человек не получает божественного откровения от самого бога, то он не может знать о боге ничего существенного, даже если он поглотил сотни тысяч Библий. Ясно поэтому, как все еще далек мир от христианской веры. [...] Таким образом, если человек желает достичь божественного откровения, он должен удалиться от всех утех [земных] и иметь мужество познать истину»

Современные философские воззрения ордена иезуитов на человека и общество

Сейчас эта концепция из догматики иезуитов постепенно переносится в философию всей Католической Церкви. В декретах генеральной конгрегации (в частности во втором декрете генеральной конгрегации № 35344) ордена прямо говорится о том, что иезуит не может быть уникальным и индивидуальным, свою идентичность члены ордена могут сохранить только внутри корпорации. Теперь «вера — не личное дело, индивидуалистская концепция или субъективное мнение. Вера рождается из слушания и должна возглашаться, становиться проповедью. Итак, вера становится действующей в христианине, исходя из полученного дара, из Любви, привлекающей к Христу, и делает соучастниками пути Церкви, странствующей по истории к ее завершению»345.

Несмотря на обновление своей философской системы, орден иезуитов все еще придерживается традиционных взглядов по отношению к человеку. Мы видим, что существует противоречие между различными видами личностной свободы. Личность способна постигнуть порядок вещей с помощью разума, и, используя свободную волю, передать себя в распоряжение Бога. Разум доминирует над верой, однако свобода человека при этом конечна и ошибочна, ибо индивид с ее помощью ввергает себя в греховное положение. Свобода не есть вседозволенность (вне рамок ордена), поэтому человек не может быть самодостаточен и свободен, поскольку в дело вступают политические и социально-экономические реалии, отторгающие свободу в ее религиозном смысле346.

Также вопрос о предназначении прописывается в современных церковных документах. Судьба человека определяется как служение Богу, в любом проявлении, при этом, любой способ будет вписываться в рамки вышеуказанной классификации. Различие заключается в том, что теперь основополагающим принципом становится не критерий полезности, но личностная вера: «Вера — не убежище для людей, лишенных мужества, а расширение пространства жизни. Она позволяет открыть великое предназначение, призвание к любви, и убеждает, что эта любовь надежна, что стоит предать себя ей, поскольку ее основание — верность Бога, которая сильнее любой нашей слабости»347. Призвание человека состоит в том, чтобы вести свою жизнь согласно воле Бога, выражаемой Церковью. Поэтому любая сфера жизни индивида должна быть пропитана христианской религиозностью.

В наши дни Общество Иисуса – это самый многочисленный католический институт. В него входят более восемнадцати тысяч членов, которые занимаются активной деятельностью, как в рамках Церкви, так и по всему миру. Так же, как и четыре века назад, человек, вступивший в орден, проходит идеологическую обработку. Чтобы стать иезуитом, индивид обязан не менее трех лет состоять в рядах Католической Церкви, от него требуется готовность к длительной подготовке, к работе с людьми, к многочисленным переездам по всему миру. При этом индивид находится под контролем руководителя, так называемого «директора призваний», еще до того, как он вступает в орден. Кроме того, перед поступлением в новициат на обучение индивид проходит преновициат, что позволяет иезуитам еще более досконально изучить нового ученика. В конце обучения иезуит приносит три обета - бедности, целомудрия и послушания и четвертый обет послушания Папе "в вопросах миссий"348.

Иезуиты также продолжают совершенствовать систему предназначений человека в зависимости от потребностей ордена и способностей ученика. Для этого они разрабатывают разнообразные виды духовной деятельности, направленные на религиозную адаптацию человека. Процесс такой адаптации включает в себя руководство в рамках ордена, прохождение курса «Духовных упражнений», полностью раскрывая сущность индивида и формируя его личность в соответствии со своими потребностями. При этом существуют определенные критерии подхода к новичкам – генерал ордена Педро Аррупе (1965 – 1983гг) говорил (как по образцу «Тайных наставлений»), что в Общество Иисуса человек может вступить, если «есть сильные и широкие плечи, открытый дух, проницательный ум и сердце, которое больше, чем этот мир. Приходи, если умеешь шутить и смеяться с другими и ... иногда смеяться над самим собой»349. Мы видим, что ориентация ордена весьма ясна и недвусмысленна – одной из главных целей для воздействия рассматриваются представители молодого поколения: «По окончании этого богослужения, – сказал Святейший Отец [Франциск], – приветствую с любовью всех вас, здесь присутствующих, особенно молодых. Дорогие юноши и девушки, я призываю вас продолжать ваш путь, как в епархиях, так и в вашем паломничестве по континентам»350. Иезуиты при этом ставят себя выше других церковных организаций, считая свой орден элитой в среде католической религии: - «быть иезуитом означает присоединиться к Апостольскому Телу, которым является Общество Иисуса»351.

Догматы ордена, несмотря на их адаптацию к реалиям современности, остаются теми же, что и раньше. Тезис «цель оправдывает средства» продолжает действовать, только в завуалированной и смягченной форме. «Налегайте на вёсла и идите даже против ветра. Молитесь, всегда надеясь на Господа, – сказал Франциск своим собратьям в 2014 году, – Очень трудно налегать на вёсла. Иезуиты должны быть смелыми и опытными гребцами