Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема смерти в испанской культуре : от истоков до современности Изотова, Ирина Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Изотова, Ирина Сергеевна. Проблема смерти в испанской культуре : от истоков до современности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Изотова Ирина Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2012.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/291

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Танатический дискурс как совокупность представлений и ритуалов, связанных со смертью и умиранием, - это явление общечеловеческого порядка, в той или иной степени проявленное в каждой культуре. Обращение к смерти как к бытийной категории изначально предполагает культурно-философский ракурс рассмотрения этой темы. Настоящая работа посвящена исследованию проблематики смерти в испанской культуре, то есть в том искусственно очищенном от «примесей»1 и унифицированном католической религией культурном пространстве, которое оформилось на Иберийском полуострове на рубеже XV-XVI вв. в результате объединения отдельных королевств в национальное государство Испания, существующее по сей день.

Обращение к данной теме вызвано двумя основными причинами.

Во-первых, тема смерти традиционно считается ключевой для испанской культуры в целом. По выражению современного антрополога М.Дельгадо, именно отношение к смерти, к конечности, в значительной степени обеспечивает культурное единство страны . Другой антрополог, М. Гутьеррес Естевес, указывает на наличие в Испании «коллективной риторики смерти» - характерной манеры поведения и «говорения» в отношении смерти, наиболее отчетливо проявленной сегодня в практиках корриды и ежегодной постановки пьесы X. Сорильи «Дон Хуан Тенорио» (1844), осуществляемой испанскими театрами накануне Дня всех святых и Дня усопших (1-2 ноября) и далее на протяжении месяца. Ученый определяет суть этой «риторики» как стоическое отношение к смерти, оттеняющее «суровую страсть испанцев к жизни».3

Риторика эта действительно в том или ином виде прослеживается в регулярном обращении испанцев к теме смерти в большинстве видов

1 Речь идет о деятельности Королей-Католиков Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского по
изгнанию с полуострова евреев (1492) и мусульман (1502), в результате чего главным признаком
самоидентификации испанца стала приверженность католической религии. Тогда же возник культ «чистоты
крови».

2 Delgado М. Espacio sagrado, espacio de la violencia. El lugar del sacrificio en un ritual taurino en Cataluna (El
"Corre-de-bou" de Cardona) II Luoghi sacri e spazi della santita. Rosenberg & Sellier: Turin, 1990. P. 209-210.
URL: (дата обращения:
21.12.10).

3 Gutierrez Estevez M. Muertes a la Espanola. Una arqueologia de sentimientos topicos II Etnografias de la muerte у
las culturas en America Latina. Coordinadores: Flores Martos J.A., Abad Gonzales L. Cunenca: Edicciones de la
Universidad de Castilla-La Mancha, 2007. P. 73.

творческой деятельности на протяжении истории. Речь идет в первую очередь о литературе («Стансы на смерть отца» поэта и воина XV века X. Манрике, поэзия и драма рубежа XVI-XVII вв. - М. Сервантес, Л. Гонгора, Ф. Кеведо, Т. Молина, П. Кальдерон; религиозная мистика XVI века - Тереза Авильская, Хуан де ла Крус; творчество писателей и поэтов конца ХІХ-ХХ вв. - В. Бласко Ибаньес, П. Бароха, Асорин, А. Мачадо, Х.Р. Хименес, Р.Альберти и пр.) и о «золотом веке» испанской живописи XVI-XVII вв. (Эль Греко, «весь свой век писавший смерть и воскресение»;4 Л. Моралес, X. Рибера, Ф. Сурбаран, Б. Мурильо). По мнению А.Н. Бенуа, у художников той эпохи «предпочтение черной краски, мрачной полутени было не чем-то «модным», извне навязанным, а отвечало вполне духовным переживаниям, неотступным мыслям художников о печали земного существования, об искупительном благе страдания, о поэзии и красоте смерти»5. Эту линию развивает Ф.Гойя, усиливший теневой аспект звучания смерти в «Бедствиях войны» (1810-1820) и «Черных картинах» (1820-1823).Ф.Г. Лорка говорит о «национальном апофеозе испанской смерти», о глубинной танатоориентированности испанской культуры, с которой может сравниться разве что мексиканская традиция: «Все испанское искусство корнями уходит в нашу землю - землю чертополоха и надгробий»6.

Во-вторых, в настоящее время наблюдается рост научного интереса к отчетливо выраженной танатической проблематике в культурах Центральной и Латинской Америк: исследуются как отдельные культы (мексиканский культ Святой Смерти, боливийский Культ черепов и пр.), так и специфика латиноамериканского «отношения к смерти в целом», воплощенного в народной религии, быту и искусстве. Оценивая природу культа смерти, ставшего своего рода символом национального характера стран Южной и центральной Америки, многие исследователи приходят к выводу, что этот культ мог явиться следствием сплава местных (индейских) и привнесенных (испанской и африканской) традиций и представлений. В этой связи обращение к одному из истоков - традиционной испанской культуре и испанскому отношению к смерти - может оказаться целесообразным.

4 Ортега-и-Гассет X. Смерть и воскресение// Бесхребетная Испания. М, 2003. С. 215.

5 Бенуа А. Н. История живописи. Т. 4. 1912-1917 гг. // URL: highlightl+ajaxSearch_highlight2 (дата обращения: 21.12.10).

6 Ф.Г. Лорка. Самая печальная радость...М, 1987. С. 109.

Актуальность работы определяется, помимо вышеизложенного,
недостаточной разработанностью данной темы в отечественной науке; а
также ростом интереса к проблематике смерти в различных областях
гуманитарного знания: философии, психологии, исторических дисциплинах,
этике. В пользу актуальности данной работы свидетельствует наличие
обширной библиографии применительно к исследуемому материалу
(погребальной и тавромахической обрядности, литературе, кинематографу и
философии Испании), большую часть которой составляют, однако,
разрозненные тексты антропологов, историков, кино- и литературных
критиков. То есть, будучи разработанной в деталях и главным образом в
зарубежной науке, тема смерти в испанской культуре ускользает от внимания
ученых-культурологов как целостная проблема, в результате чего
существенный пласт уже наполненных данных нуждается в комплексном
философско-культурологическом осмыслении. Весьма актуален

представленный в данной работе анализ творчества отдельных ключевых представителей испанской культуры - М.Унамуно, Ф.Г. Лорки и Л. Бунюэля -с точки зрения развития ими проблематики смерти. Такой анализ не только дает новый взгляд на прочтение произведений великих испанцев, но в определенной степени позволяет проследить диалектику личного и коллективного уровней переживания темы смерти в испанской культуре.

Диссертационная работа также обращает внимание на важность танатической проблематики как таковой, на необходимость расширения танатологического дискурса посредством вовлечения в него большего числа исследователей. Кроме того, культурно-философский ракурс рассмотрения материала сам по себе обладает тематической и методологической новизной.

Повышение интереса к проблематике смерти важно не только с точки зрения развития науки, но и с этической точки зрения.

Степень разработанности проблемы

Заявленная в данной работе проблематика складывается на пересечении целого спектра самостоятельных дисциплин: истории, антропологии, философии, теологии, литературоведения, киноведения, философии культуры и культурологии, этики и танатологии. В целях наиболее полного раскрытия темы, автором была привлечена литература по следующим основным направлениям: история Испании, этнография, историческая антропология, история и философия культуры, психоанализ; европейская

философия второй половины XIX-XX вв., экзистенциализм и католическая мысль.

Прежде всего, были рассмотрены концепции первых теоретиков танатологии, в частности, И.И. Мечникова (1845-1916), указавшего на возможность существования у человека «инстинкта смерти» , и З.Фрейда

(1856-1939) , обозначившего Танатос (инстинкт смерти) одной из структурирующих сил человеческой психики. Работы КГ. Юнга (1875-1961)9 внесли огромный вклад в разработку танатологического проблемного поля, собрав большой материал по темам символики смерти и эсхатологической мифологии в различных культурах, ее архетипических проявлений в бессознательном. С. Гроф (род. в 1931)10 разработал новую картографию психики, расширяющую фрейдовскую и юнговскую концепции и пересматривающую традиционные представления о значении процессов рождения и умирания: в частности, ученый объяснил природу повсеместно распространенных ритуалов смерти и перерождения и важность, предписываемую им в древних культурах и племенах туземцев доиндустриального периода.

В связи с испанским погребальным ритуалом были привлечены фундаментальные труды родоначальника английской антропологической школы Э.Б Тайлора11 и основоположника теоретического изучения обряда

17 1 ?

Дж. Фрезера , а также работа А. Ван Геннепа , предложившего универсальную модель похоронного обряда, заданную в социологическом ключе. Нельзя не упомянуть работу Ю.А. Смирнова «Лабиринт: морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь»14, автор которой, сродни Ван Геннепу, выделяет и подробно описывает универсальную структуру погребального ритуала, уделяя при этом немало

7 «Инстинкт смерти», по Мечникову, должен был сопровождаться «чудным ощущением», приходящим на
смену витальному инстинкту, до переживания которого обычный человек не доживает: «Быть может,
тревожное искание цели человеческой жизни и есть не что иное, как проявление смутного стремления к
ощущению наступления естественной смерти» // Мечников И.И. Этюды о природе человека. М., 1961. С.
231.

8 Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия// Фрейд 3. Собрание сочинений: в 10 т. М., 2007. URL:
(дата обращения 28.6.2010).

9 Юнг К. Психология и религия // Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. Юнг К. Обзор теории комплексов //
Юнг К. Синхрония. М., 2003.

10 Гроф С. Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти. М., 2007. С. 161-193.

11 Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск, 2000.

12 Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М, 1980.

13 Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.

14 Смирнов Ю.А. Лабиринт: морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь. М.,
1997.

внимания описанию многообразия погребальных практик человечества. Был рассмотрен социологический метод Л. Седова15, предложившего собственную типологию культур по способу их отношения к смерти (всего было выделено 4 типа отношений).

Ключевая для данной работы идея ментальности была артикулирована представителями школы Анналов - неоднородного направления в исторической науке, основатели которого Л. Февр (1878-1956)16 и М. Блок (1886-1944) призвали историков «воскресить опыт людей прошлого во всей его полноте и многогранности». Мы также обратились к трудам таких представителей школы Анналов, как Ф. Броделъ, Ж. ле Гофф, к работам отечественного теоретика и критика теории ментальности А.Я. Гуревича и его испанского коллеги Х.К. Барохи, а также к классическим исследованиям, предвосхитившим постановку проблемы ментальности - работам Й.Хейзинги и Н.А. Бердяева18. Важно отметить фундаментальный труд О.Шпенглера19, попытавшегося выделить праобраз культуры, индикатором характера которого является, в том числе, и отношение культуры к смерти, выраженное в погребальном ритуале.

Творчество Ф.Арьеса относят к третьему поколению школы Анналов, ко времени возникновения множества типов исторических исследований, которые в широком смысле ученые определяют термином историческая антропология (или история ментальностей), а в узком - выделяют каждый тип в самостоятельную дисциплину (историческое моделирование, психоистория, тендерная история, история ментальностей, историческая

15 В зависимости от того, какой тип отношения выбирает субъект, он воспринимает событие смерти как
игру, сосуществование, недоразумение или приключение соответственно. Смерть влияет на характер всех
остальных отношений индивида, «его мироощущение и значение его смерти - одна и та же сущность» и
«настоящее поведение определяется будущим событием» (Седов Л. Типология культур в зависимости от
отношения к смерти // Синтаксис. 1989. № 26. С. 160).. По Л. Седову, сам субъект рождается лишь тогда,
когда все его отношения подчиняются его же неосознанному отношению к смерти как к предельному
случаю разрыва. Смерть становится узловым пунктом в общей системе ориентации людей определенной
культуры. В качестве иллюстрации к собственной теории ученый рассматривает четыре культуры:
китайскую, индийскую, европейско-христианскую и русскую, и на основе проведенной типологизации
выделяет ряд теорем, о которых здесь нет возможности говорить подробнее. Важно то, что Л. Седов,
признавая факт того, что реальность не может быть уложена в схему, полагает, что данная схематизация
(формализация) может служить великолепным инструментом исследования и систематизации культур.

16 Февр Л. Бои за историю. М, 1991.

17 БлокМ. Апология истории или ремесло историка. М, 1986.

18 Броделъ Ф. Грамматика цивилизаций. М, 2008; Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М, 2001;
Ле Гофф Ж.. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000; Гуревич А. Я. Ст.
«Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии».
Одиссей, 1989; Саго Baroja J. El mito del caracter nacional. Editorial Caro Raggio, Madrid, 2004; Хейзинга Й.
Осень Средневековья. M. 2002; Бердяев н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М, 1990.

19 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т 1, 2. М, 2009.

демография, история повседневности, микроистория и пр.) и более конкретные направления (история женщин, тела, питания, болезней, детства, старости, сна, жестов). Ф.Арьес считается родоначальником «истории смерти», и его книга «Человек перед лицом смерти» (1977) послужила примером возможности построения общего танатологического исследования в рамках конкретно заданной культуры. В данном диссертационном исследовании также активно используется принятое Ф. Арьесом разграничение и противопоставление традиционного («смерть своя») и нетрадиционного («смерть далекая и близкая», «смерть твоя», «смерть перевернутая») типов восприятия смерти.

В настоящее время существует большое число культурно-исторических исследований, так или иначе затрагивающих проблематику смерти в различных странах, эпохах и культурах (мы привлекли работы Дж. Бремера, А.В. Демичева, Т.В. Мордовцевой, А. Налчаджяна, Е.А. Торчинова, Ю.В. Хена, и пр .). Феномен смерти в современной гуманитарной науке является своего рода призмой, позволяющей по-новому высветить культурно-исторические процессы: изучение установок в отношении к смерти означает одновременное изучение установок людей в отношении к жизни и основным ее ценностям; отношение к смерти расценивается в качестве эталона, индикатора характера культуры.

Данное исследование проведено с опорой на широкий материал, связанный с культурой и историей Испании. В этой связи наиболее полезными оказались труды А.Н. Кожановского, А. Гианса, А. Джозевса, В.А. Дугласа, Р. Менендеса Пидаля, X. Ортеги-и-Гассета, Г.Д. Сэдгвика, Е. Ф. Стэнтона, А. Шуберта, исторические исследования Алътамиры-и-Кревеа, А. Аррибаса, П. Вилара, Т. Каптеревой, Р. Маккени, А. Медведенко, Э.Л. Лаевской, и пр. Особо стоит отметить сборник «Этнографии смерти в

20 Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М, 1992.

21 Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе. Таганрог, 2001; Торчинов Е. А. Пути
философии Востока и Запада: познание запредельного. Спб, 2007; Демичев А.В. Ориентация к смерти//
Стратегии ориентации в постсовременности. Спб, 1996; Налчаджян А. Загадка смерти. Очерки
психологической танатологии. Ереван, 1998; Хен Ю.В. Современные мифы о смерти// Идея смерти в
российском менталитете. Спб, 1999; Bremer J.M. Hidden futures: Death and Immortality in Ancient Egypt,
Anatolia, the Classical, Biblical and Arabic-Islamic World. Amsterdam, 1994.

22 Кожановский А.Н. Быть испанцем... М, 2006; Josephs A. White Wall of Spain: The Mysteries of Andalusian
Culture. University of West Florida Press, 1990; Guiance A. Los discursos sobre la muerte en la Castilia medieval
(siglos VII-XV). Junta de castilia у Leon, Consejeria de Educaciony Cultura, 1998; Stanton E.F. Handbook of
Spanish Popular Culture. Greenwood Press, 1999; Stanton E.F. Handbook of Spanish Popular Culture. Greenwood
Press, 1999; Менендес Пидаль P. Избранные произведения. M, 1961; Ортега-и-Гассет X. Бесхребетная
Испания. М, 2003; Douglass W.A. Death in Muraelaga: Funerary Ritual in a Spanish Basque Village. University
of Washington Press, 1969; Shubert A. Death and money in the afternoon. A history of Spanish bullfight. New-

7 ?

культурах Латинской Америки» , объединивший статьи касательно специфики современной проблематики смерти в испаноязычном мире; а также исследование СТ. Нейл24, в котором автор на примере развития небольшого испанского города Куэнки охарактеризовала и отследила причины возникновения в нем культа смерти, способствовавшего экономическому краху региона.

Опорным материалом при исследовании философской концепции М. Унамуно послужили работы А. Вийар, Р. Гуйона, Г. Молина Экселъсо

Эскуара, П. Темпелъмана де Бустиндуя, Л. Фрайле Делъгадо, Д. Чейтея , в которых ученые продемонстрировали различные аспекты восприятия и трактовки системы взглядов испанского философа.

Творчество Лорки, будучи популярным объектом научного исследования, чаще становится предметом литературоведческих штудий, а идейный анализ редко выходит за рамки художественного размышления. В первую очередь необходимо отметить статью П. Салинаса «Лорка и поэзия смерти»26', в которой автор попытался охарактеризовать мироощущение испанского поэта. Другие работы характеризуют творчество Лорки в целом (В.К.

Вильяме, В.Т. Паттисон, Л.Л. Элман и пр.), или высвечивают отдельные его аспекты. В частности, Ф. Е. Стэнтон анализирует связь поэзии Лорки с канте хондо; Ф. Блэквел29 указывает на причины религиозного кризиса поэта;

York: Oxford University Press, 1999; Вилар П. История Испании. М, 2006; Маккени Р. XVI век. Европа. Экспансия и конфликт. М, 2004; Аррибас А. Иберы. Великие оружейники железного века. М, 2004; Каптерева Т.П. Античная Испания. Искусство иберов. М., 1992; Медведенко А. Смерть, окруженная красотой. М, 2003; Лаевская Э.Л. Мир мегалитов и мир керамики. М, 1997; Альтамира-и-Кревеа Р. История средневековой Испании. Спб., 2003.

23 Etnografias de la muerte у las culturas en America Latina. Coordinadores: Flores Marios J.A., Abad Gonzales L.
Cunenca: Edicciones de la Universidad de Castilla-La Mancha, 2007.

24 Nalle S.T. God in La Mancha: Religious Reform and the People of Cuenca, 1500-1650. The library of Iberian
resources online. URL: . (дата обращения: 27.11.10).

25 Gullon R. Autobiografias de Unamuno. Madrid: Editorial Gredos, 1976; Frayle Delgado L. La muerte en el
"Diario Intimo" de Unamuno. Cuadernos de la CatedraM. de Unamuno,1996, 31; Tempelmannde Bustinduy P.
Vida у muerte en las novelas de Miguel de Unamuno. Un studio en torno a Unamuno. Ediciones Universidad de
Salamanca, 1986; Gilberto Molina Exselso Eskuara. Don Miguel de Unamuno (ensayo sobre su Poesia de la Vida у
su Filosofia de la Muerte). Cordoba, 1988; Villar A. El problema de la muerte en Unamuno. Religion у cultura,
1989, 35; Csejtei D. Muerte e inmortalidad en la obra filosofica у literaria de Miguel de Unamuno. Ediciones
Universidad de Salamanca, 2004.

26 Salinas P. Lorca and the Poetry of Death. The Carleton Drama Review, Vol. 1, No. 2 (1955 -1956), pp. 14-21.

27 Pattison W.T. Federico Garcia Lorca. The Carleton Drama review, Vol. 1, No.2 (1955-1956), pp. 39-46; Willams
W.C. Federico Garcia Lorca. The Kenyon Review, Vol. 1, No.2 (Spring, 1939), pp. 148-158; Gomez Lance B.R.
Muerte у Vida en el drama de Federico Garcia Lorca. Hispania, Vol. 43, No. 3 (Sep., 1960), pp. 376-377; Elman
L.L. Linking life and lyric: the Federico Garcia Lorca Course. Hispania, Vol. 87, No. 1 (Mar., 2004), pp. 143 -149.

28 Stanton F.E. The Poetry of Federico Garcia Lorca and "Cante Jondo". South Atlantic Bulletin, Vol. 39, No. 4
(Nov., 1974).

29 Blackwell F. Roots of a Religious Crisis: Garcia Lorca and "El libra de poemas". Hispania, Vol. 88, No. 2 (May,
2005).

Г. Корреа размышляет над религиозным символизмом в произведениях

Лорки и пр. Важен для темы диссертации труд А.Г. Веласко , в котором автор выявляет сто тысяч наиболее часто повторяющихся слов в поэзии Лорки и подробно анализирует более десятка из них. Это исследование натолкнуло автора данной диссертационной работы на мысль о целесообразности использования метода количественного контент-анализа для демонстрации танатоориентированности поэзии Ф.Г. Лорки. Важный вклад в осмысление танатического аспекта творчества поэта внесли

2 о

материалы сборника «Гарсиа Лорка в воспоминаниях современников» .

Л. Бунюэль считается самым «изученным» кинорежиссером. Тем не менее, большинство исследований отличает интерес к технической или исторической сторонам его произведений. На этом фоне выделяются работы

А. Киро, А. Санчес Видаля и В. Фуэнтеса , авторы которых попытались максимально широко охарактеризовать как личность Бунюэля, так и разнообразные аспекты его творчества. Мы также обратились к работам, нацеленным на раскрытие проблематики конкретных фильмов (Д. Джонс, Г. Руф, Е. Рубинштейн, X. Тобиас, P.M. Хаммонд34), и к исследованиям П. Харкорта и М. Лопес Вийегаса33, в которых авторы сосредоточены на анализе связи личной идеологии Бунюэля с идеологиями сюрреализма и де Сада соответственно (ключевым ориентирам мысли Бунюэля). Работы вышеперечисленных авторов стали главной опорой в части, посвященной танатологическому анализу творчества Л. Бунюэля. Не менее важный вклад в написание данного исследования внесли работы по истории и теории

Correa G. El simbolismo religioso en la poesia de Federico Garcia Lorca. Hispania, Vol. 39, No. 1 (Mar., 1956).

31 Velasco A.G. Las cien mil palabras de la poesia de Lorca. A los cien anos de su nacimiento. Malaga, 1999.

32 Гарсиа Лорка в воспоминаниях современников. М., 1997.

33 Sanchez Vidal A. El mundo de Luis Bunuel. Zaragoza: Caja de ahorros de la Inmaculada de Aragon, 2000; Kyro
A. Luis Bunuel, an Introduction. New-York, 1963; Fuentes V. Bunuel en Mexico. Iluminaciones sobre una pantalla
pobre. Instituto de Estudios Turolenses. Terael, 1993.

34 Hammond R.M. The Literary Style of Luis Bunuel// Hispania, Vol. 46, No. 3 (Sep., 1963); Roof G. Un Passionne
Appel Au Meurtre: Murder and Artistic Experience in UN Chien Andalou //Romance Quarterly. Vol.41. Issue: 4,
1994; RubinsteinE. Bunuel among the Hurdanos. Cinema Journal, Vol. 22, No. 4. University of Texas Press, 1983;
Tobias J. Bunuel's Net Work: Performative Doubles in the Impossible Narrative of "The Phantom of Liberty"// Film
Quarterly, Vol. 52, No. 2/ University of California Press, 1998-1999; Jones J. "Long Live Death!" The End of
Revolution in Luis Bunuel's "The Phantom of Liberty"// Cinema Journal, Vol. 42, No. 4. University of Texas Press,
2003.

35 Harcourt P. Luis Bunuel: Spaniard and Surrealist. Film Quarterly, Vol. 20, No. 3, 1967; Lopez Villegas M. Sade у
Bunuel. El Marques de Sade en la obra cinematografica de Luis Bunuel. Instituto de studios Turolenses. Terael,
1998/ Gobierno de Aragon. Zaragoza, 1998.

кинематографа, среди которых наиболее важными оказались работы Д'Луго, П. Вильяма Эванса, Г. Ноуэл-Смитта, П.Хаустон6.

Следует указать также на целый ряд источников, позволивших рассмотреть избранную тему в связи с широким европейским контекстом. Речь идет об обращении к наиболее близким «испанской ситуации» философским и религиозным традициям, в рамках которых проблема смерти занимает важное место. Ключевым опорным материалом здесь являются философские концепции Б.Спинозы, Б. Паскаля, С. Кьеркегора, непосредственно повлиявшие на мысль М.Унамуно. Работы Ж-П. Сартра, М.Хайдеггера, Ж. Бодрийяра, Ж. Делёза, М. Фуко, В. Янкелевича37, чьи экзистенциалистские и постмодернистские способы осмысления проблемы конечности оказались востребованы в рамках анализа творчества М. Унамуно, Ф.Г. Лорки и Л. Бунюэля, обнаружили свою актуальность также и для описания специфики рефлексии смерти в XX веке в целом. Наряду с этим были привлечены обзорно-аналитические труды по истории западной философии Б.Рассела и А.Л. Доброхотова; работы по христианской религиозности Д.В. Щедровицкого, Дж. О'Коллинза, И. Эдельгарда, Б. Уилсона, П. Брауна и др.

Источниковедческая основа диссертации. Работа построена на письменных источниках и видеоматериалах. В рамках исследования анализировались поэтические, драматические тексты Ф.Г. Лорки, философские труды М.Унамуно, полная фильмография Л.Бунюэля, автобиографические тексты, переписка и эссе М. Унамуно, Ф.Г. Лорки и Л.Бунюэля, а также свидетельства современников о них.

Предметом исследования является проблема смерти в пространстве испанской культуры от истоков до современности, то есть в процессе ее

D'Lugo V. Guide to the cinema of Spain. Westport, CT, 1997; Houston P. The contemporary cinema. Baltimore, MD, 1963; Nowell-Smith G. The Oxford history of world cinema. Oxford, 1997; Willam Evans P. Spanish cinema: the auteurist tradition. Oxford, 1999.

37 Спиноза б. Этика. M, 2007, Паскаль Б. Мысли. М, 2004; Кьеркегор С. Страх и трепет. М, 1993; Сартр
Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М, 2000; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2003;
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М, 2000; Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург, 1998; Фуко
М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М, 1977; Янкелевич В. Смерть. М, 1999.

38 Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от
Античности до наших дней. Спб., 2001; Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической
западноевропейской философии. М, 1986; Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Тт.1-3. М, 2000;
O'Collins G., Farragia М. Catholicism: The Story of Catholic Christianity. Oxford, 2003; Edelgard E., Gusick LB.
Death and Dying in the Middle Ages. New-York, 1999; Wilson B. Christianity. London, 1999; Браун П. Культ
святых. Его становление и роль в латинском христианстве. М., 2004.

эволюции и изменения ее содержательного наполнения с доисторических времен до XX века.

Объектом исследования является феномен смерти, представленный традиционной испанской погребальной практикой, явлением испанской корриды, творчеством испанского философа М.Унамуно, испанского поэта Ф.Г.Лорки и испанского кинорежиссера Л.Бунюэля. Объекты исследования подобраны таким образом, чтобы осветить проблему переживания смерти одновременно с коллективной и персональной точек зрения. Если решение исследовать погребальную и тавромахическую практики кажется обоснованным (обе традиции повсеместны в Испании, глубоко ритуализованы и непосредственно связаны с явлением смерти), то выбор конкретных персоналий (Унамуно, Лорки и Бунюэля) требует пояснения. Очевидно, что «нарратив» является одной из сфер, в которых испанская культура проявила себя наиболее самобытно. Поэтому подбор авторов был произведен с таким расчетом, чтобы представить соответственно три «говорящие» ветви испанской культуры - философскую мысль, литературное творчество и кинематограф. Указанные авторы являются если не зачинателями (философии М.Унамуно предшествуют достижения арабо-испанской и еврейской испанских философий, схоластов Р. Луллия, Ф. Суареса, церковной мистики XVI века; поэзии Ф.Г. Лорки - колоссальная традиция, включая «золотой век» испанской литературы; и лишь Бунюэль считается первым известным испанским кинорежиссером, хотя технически ему предшествовали Э. Химено, X. Буенавенте и пр.), то одними из ярчайших представителей этих видов духовной деятельности. Более того, творчество указанных авторов совпадает во времени (первая половина XX века), что облегчает осуществление компаративного анализа личностных трактовок проблемы смерти.

Цель диссертационной работы - охарактеризовать качество и способ проявления танатического дискурса в испанской культуре на материале традиционной обрядности, творчества М.Унамуно, Ф.Г. Лорки и Л. Бунюэля. Иными словами, предполагается выяснить, что и как говорится о смерти в выбранных предметных областях. Автор данного исследования не ставит целью дать исчерпывающее описание испанской ментальности смерти как таковой, но стремится приблизиться к ее пониманию за счет выявления и

«дешифровки» специфичных кодов испанской культуры на уровне

коллективного и личного переживания явления смерти посредством анализа обозначенных выше областей испанской культуры.

Для достижения указанной цели выдвигается ряд основных задач:

1) определить характерные черты «испанской коллективной рефлексии
смерти» на основании сравнительного исследования двух традиционных
ритуалов: погребального и корриды;

  1. произвести анализ философской концепции М.Унамуно с точки зрения решения им проблемы смерти;

  2. предложить философско-танатологическую интерпретацию литературного творчества Ф.Г. Лорки;

  3. осуществить рассмотрение кинематографического наследия Л. Бунюэля с философско-танатологической точки зрения;

  4. описать диалектику «личного» и «коллективного» восприятий проблемы смерти в поле испанской культуры на примере избранного материала;

6) предложить схему развития танатической проблематики в испанской
культуре на основании избранного материала.

Методологическая основа диссертации.

В основу методологии диссертационной работы были положены междисциплинарный, комплексный, культурологический и культурно-философский подходы. В исследовании применен описательный метод при изложении исторического, фактического материала, и культурно-философский при осуществлении анализа и интерпретации этого материала; используется сочетание синхронического (компаративного) метода исследования с методом диахронического анализа динамики развития темы смерти в творчестве избранных деятелей культуры. В случае творчества Ф.Г. Лорки используется количественный метод анализа: выявляются наиболее часто повторяющиеся слова и образы в стихотворных сборниках поэта. Автор также использует принятые методики анализа поэтического, кинематографического текстов и этнографического материала.

Исследование проведено с опорой на две главные методологии, сложившиеся в первой половине XX века: теорию ментальности, разработанную школой Анналов (М. Блок, Л. Февр, Ф. Арьес), и этнопсихологический подход, нацеленный на выделение и описание характера конкретной культуры, разработанный теоретиками

цивилизационного подхода к культуре (О. Шпенглер, А. Тойнби) и

представителями американской антропологической школы (Ф. Боас, А. Крёбер).

При написании данной работы был учтен принцип: «Что отличает общества друг от друга - это не наличие или отсутствие разного рода чувств по отношению к проблеме смерти, а те культурные средства, с помощью которых эти общества отражают свое отношение к проблеме» . Данная диссертационная работа нацелена на выявление способа, с помощью которого испанское отношение к смерти запечатлено в формулах искусства и обрядности. Она ориентирована на исследование тех аспектов испанской культуры, того материала, в котором этот природный и социокультурный феномен получил возможность своего наиболее полного раскрытия и материального воплощения: то есть особенностей ритуальной практики и специфических проявлений в сфере философии, литературы и кинематографа.

Научная новизна исследования обусловлена следующими положениями:

- впервые значительный пласт испанского культурного материала подвергнут
целостному анализу в ракурсе бытийной категории смерти с точки зрения
философии культуры;

- впервые проведено комплексное исследование двух традиционных
танатоориентированных практик - погребального ритуала и корриды;
выявлены их специфические черты и определена степень их влияния на
характер традиционной испанской культуры, на динамику танатического
дискурса в ней;

в анализе философских идей М.Унамуно выявлены ключевые проблемы (Человек, Бог, религия) и смысловые блоки его танатологии («смерть сама по себе», «смерть как Другой», «жизнь как сон» и нелинейность времени, смерть и любовь, смерть автора);

впервые в отечественной традиции осуществлен танатологический анализ лирики и драмы Ф.Г. Лорки, проведен количественный контент-анализ стихотворного наследия поэта;

- в последовательном анализе всех 32 фильмов Л.Бунюэля специально
выявлены основные этапы (первые пробы, раннее и зрелое кино) и темы

39 Brandes S. Visiones mexicanas de la muerte II Etnografias de la muerte у las culturas en America Latina. Coordinadores: Flores Marios J.A., Abad Gonzales L. Cunenca: Edicciones de la Universidad de Castilla-La Mancha, 2007.

(смерть как инициация, смерть как несвобода, Эрос и Танатос, смерть и религия) в его творчестве и определено место танатической проблематики и качество ее проявления на экране;

- впервые произведен сравнительный анализ «танатодицей» М.Унамуно, Ф.Г. Лорки, Л. Бунюэля и сделан вывод о характере влияния традиционного испанского «культа смерти» на единичное творчество современного испанца.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Представление об особом испанском отношении к смерти имеет реальное основание. Это отношение живет в специфике погребальной и тавромахической (коррида) обрядностей - коллективных, танатоориентированных практик. Эти практики образуют фундамент испанской традиционности, то есть ключевым образом определяют исстари сложившуюся испанскую повседневность и являются характерными проявлениями испанского «культа смерти». Последний представляет собой привычку постоянного «говорения» о смерти, являющуюся частью живого самопродолжающегося стереотипа («игры испанцев в настоящую Испанию»), порожденного нарциссическим замыканием традиционной испанской культуры на самоё себя в начале XVIII века.

  2. Собственно испанский «культ смерти» был сформирован в ситуации повышенной активности католической церкви эпохи Контрреформации (XVI век). Результатом стал массовый сдвиг материальных и духовных интересов людей в область загробного существования. Среди причин следует отметить также остаточное влияние духовных комплексов (кельт-иберского, античного и др.), исторически предшествующих иудеохристианской традиции; завершение восьмивековой Реконкисты и становление испанской государственности с католической идеей в качестве национальной идеи; повторную индоктринацию католического учения в массы.

  3. Испанский «культ смерти», ставший ключевой чертой традиционной культуры, не вводит качественно иного, отличного от традиционного типа отношения к смерти, но интенсифицирует различные формы переживания смерти в культуре. В традиционном русле явление смерти не проблематизируется, а рассматривается в качестве естественного

перехода к иному плану существования. Однако оно становится

«массовой» проблемой в испанской культуре на рубеже XIX-XX веков в результате вступления Испании на путь модернизации, распространения в стране общеевропейского кризиса веры, а также кризиса национального самосознания на полуострове.

  1. Творчество Мигеля де Унамуно, Федерико Гарсия Лорки и Луиса Бунюэля демонстрирует различные способы переживания проблемы смерти на личностном уровне. Указанных авторов объединяет высокая степень танатоориентированности, обусловленная общеевропейской культурной ситуацией конца XIX- первой половины XX веков, личной склонностью и влиянием традиционного испанского культурного наследия. Их произведения могут рассматриваться как факт рефлексии и самозащиты современного человека перед лицом испанского «культа смерти». Несмотря на явные «идейные» различия (Мигель де Унамуно - зачинатель испанского экзистенциализма, Федерико Гарсия Лорка -певец народа, Луис Бунюэль - сюрреалист), указанные авторы предлагают сходные интерпретации проблемы смерти, обусловленные признанием ее неразрешимости. Их роднит парадоксальное сочетание натурализма (телесности) в изображении смерти и тяги к мистицизму в отношении к жизни.

  2. В настоящее время «коллективная риторика смерти», несмотря на существенный отход испанцев от традиции, находит двоякое выражение в культуре: 1) в качестве прежнего самопродолжающегося мышления испанцев об Испании, ставшего частью стандарта «туристической» традиционности; 2) в виде существенного элемента испанского ментального субстрата, проговаривающегося о себе в кинематографе, живописи и других сферах творческой деятельности.

Научно-практическая значимость исследования. Исследование испанской культуры с точки зрения преломления ею проблемы смерти, прежде всего, создает предпосылки для новых подходов к пониманию обуславливающих ее связей и глубинных процессов. Но оно открывает также определенные перспективы для выработки общих методологических принципов культурно-философского изучения танатологической проблематики в целом. Данная работа может послужить основой для дальнейших научных исследований в области танатологии, испанистики, культурологии, в работах, связанных с исследованием творчества Ф.Г.

Лорки, М. Унамуно, Л. Бунюэля. Результаты проделанной работы могут быть использованы при составлении учебных курсов по обозначенным темам.

Апробация работы. Основные положения работы нашли отражение в шести публикациях автора, из них четыре входят в Перечень ведущих периодических изданий ВАК. Отдельные проблемы и фрагменты работы докладывались на международной конференции Варшавского университета в 2009 г. и на научной конференции Ломоносов-2010. Автором был прочитан цикл лекций «Культура Возрождения» на отделении культурологии философского факультета МГУ, где были изложены также и некоторые аспекты настоящей диссертации.

Структура исследования. Диссертационная работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения, двух Приложений и Списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Проблема смерти в испанской культуре : от истоков до современности