Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-философские идеи движения фёлькиш Кондратьев Андрей Викторович

Религиозно-философские идеи движения фёлькиш
<
Религиозно-философские идеи движения фёлькиш Религиозно-философские идеи движения фёлькиш Религиозно-философские идеи движения фёлькиш Религиозно-философские идеи движения фёлькиш Религиозно-философские идеи движения фёлькиш
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кондратьев Андрей Викторович. Религиозно-философские идеи движения фёлькиш : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Кондратьев Андрей Викторович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2009.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/17

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Характерные черты фёлькиш-религии 24

1. История понятия «фёлькиш» 24

2. Периодизация и типология движения фёлькиш 33

3. Ариософы, фёлькиш, арманы, лебенсреформеры и консервативные революционеры: базовые понятия 49

Глава II. Основоположения религиозной философии движения фёлькиш 59

1. Теория Изначальной Религии 59

2. Теологическая полемика и концепция «Ложного Бога» 76

3. Христология фёлькиш-учений 90

Глава III. Методы реализации религиозно-философской программы фёлькиш 103

1. Германская религия и христианство: теория Третьей Церкви 103

2. Психотехники рунической йоги 117

3. Gebote und Verbote: заповеди и запреты в движении фёлькиш 150

Заключение 161

Список использованной литературы 163

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что интерес к северной магии, руническим традициям, загадкам мегалитических построек и «оккультным корням нацизма» все более возрастает, а религиозно-расовые учения все чаще становятся предметом общественного обсуждения, разворачивающегося на страницах книг и журналов, в газетах и в телеэфире Возникают славянско-германские синтезы на почве неоязыческого Нью-Эйдж, выходят книжные серии «Библиотеки расовой мысли», «Наследия предков», «Общества Белые Традиции» и т д

В неоязыческом лагере выходят славянские переиздания арио-софской классики, в лагере христианском воспроизводятся штампы разоблачительных «конспирологий», а в лагере теософско-оккультном не исчезает интерес к проблеме «коренных рас».

В рассматриваемую нами эпоху (1870-1933) в Германии было создано много проектов религии будущего, имеющих расово-эзотерический характер Сегодня, когда столько споров ведется о будущем религии как таковой, когда создаются многочисленные проекты «религии Эры Водолея», многие аргументы фелькиш-мыслителей приобретают новую актуальность, требуя критического осмысления со стороны религиоведческого сообщества При этом в отечественных энциклопедиях и словарях по религиоведению понятие «фелькиш» отсутствует, а в монографиях и учебных пособиях по истории религии, выходивших на русском языке, доктрины фелькиш никак не проанализированы Вопрос о влиянии фелькиш-религии на современное неоязычество в России мог бы расширить представление религиоведов как о генезисе неокультов в целом, так и о славянском язычестве в частности

Поскольку фелькиш-мировоззрения включали не только религиозные идеи, но также идеи светские («естественнонаучно-дарвинистическое мышление стало ферментом мировоззренческого

сектообразования»1), исследование их имеет значение при изучении идей свободомыслия в Европе В современной науке считается общепризнанным, что как «свободнопротестантские» (freiprotestantische) общины Германии2, так и немецкий католицизм (Deutschkathohzismus), возникший еще в 1844 году, восприняли многие постулаты движения фелькиш То же касается и «Союза монистов», созданного Эрнстом Геккелем в 1906 году для объединения свободомыслящих из этических и свободно-религиозных (freirehgiose) общин Фундаментальное исследование этих союзов, с их уставами, доктринами и мировоззрениями, пока еще не проделанное российскими религиоведами, могло бы помочь при осмыслении опыта западного христианства, при прояснении церковно-государственных отношений в Германии, а также при изучении истории свободных религиозных общин и теории свободомыслия

Степень научной разработанности проблемы может быть рассмотрена с двух точек зрения - религиоведческой и историко-философской Мы вынуждены констатировать, что в исследовании религиозно-философского наследия фельклш западное религиоведение всегда отставало от истории философии, да и просто от истории и даже политологии Это было мотивировано господством в религиоведении филологов-классиков и антропологов, стремившихся исследовать античные религии и религии автохтонных островных народов, но никак не актуальные религиозные процессы Научные сообщества, исследующие оккультные доктрины, в классических университетах отсутствовали3, однако в работах историков теологии и философии мы можем найти анализ мировоззренческих изменений в немецкой

Simon-Ritz, Frank Die freigeistige Bewegung II Puschner Uwe I Ulbricht Justus (Hrsg), Handbuch der "Volkischen Bewegung" 1871-1918, Munchen-New Providence-London 1996, S 208

2 Именуемые их противниками «Друзья Света» (Lichtfreunde)

3 См Жданов В В Изучение эзотерики в Западной Европе институты, кон
цепции, методики // Мистико-эзотерические движения в теории и практике
История Психология Философия Вторая международная научная конфе
ренция - СПб РХГА, 2009, с 5-27

религиозно-философской мысли 1870-1930-х И лишь в 1930-е годы, когда движение фелькиш оказывало влияние на идеологию национал-социализма, возникли исследования фелькиш-религии (критические, если создавали их теологи и апологетические, если адепты фелькиш-доктрины стремились обосновать ее уместность при новом режиме) Примером такого автобиографически акцентированного исследования могут служить две книги 1933 года «История движения фелькиш» Макса Роберта Герстенхауэра4 и «До прихода Гитлера к власти» Рудольфа фон Зеботтендорфа5, две книги, призванные прояснить идейную зависимость НСДАП от общества «Туле» и других фелькиш-организаций В последнее время было доказано, что роль общества «Туле» в формировании НСДАП, сильно преувеличенная западными конспирологами6, была незначительной она скорее сводилась к подготовке духовной атмосферы, но никак не к выработке нацистской программы7 То же самое касается и других расово-эзотерических организаций, начиная от «Ордена новых тамплиеров» и «Общества Эд-ды» и заканчивая Инсбрукским кругом, развивавшим теории Карла Марии Вилигута Пресловутый переход «от теории к практике», о котором всегда говорят при затрагивании этого вопроса, не учитывает двух моментов в эзотерике фелькиш (а не в популярно изложенных программах) не содержится ничего, родственного нацизму, а нацизм

4 См Gerstenhauer, Max Robert Geshichte der volkischen Bewegung, Leipzig,
1933, Gerstenhauer, Max Robert Der volkische Gedanke in Vergangenheit und
Zukunft Leipzig, 1933 См также Gerstenhauer, Max Robert Deutscher Glaube
іт Dntten Reich Leipzig 1934

5 Cm Sebottendorjf, Rudolf von Bevor Hitler kam Urkundhches aus der Fruhzeit
der nationalsoziahstischen Bewegung 1 Aufl, Munchen, 1933,267 S

6 Например, в популярном расследовании Р Фройнда Freund, Rene Braune
Magie7 Okkultismus, New Age und Nationalsoziahsmus Wien 1995, или в ста
тье P Пелпса, доверившегося фантазиям барона Зеботтендорфа, не понимая,
по существу, главной его задачи Phelps, Reginald Н „Before Hitler came"
Thule Society and Germanen Orden II Journal of Modern History, XXV, 1963, S
245-261

7 Cm : Rose, Detlev. Die Thule-Gesellschaft Legende, Mythos, Wirkhchkeit
Tubingen 1994, Линденберг, Кристоф Технология зла К истории становления
национал-социализма -М Энигма, 1997

проявил свое неприятие эзотерики уже в самые первые годы у власти

8 обстоятельной работе Ганса Томаса Хакля «Национал-социализм и
оккультизм» многие мифы из популярной литературы были рассеяны,
начиная с гипотез Л Повеля, Ж Бержье и Т Равенскрофта8 и закан
чивая мифологией Мигеля Серрано9

Отношение фелькиш-мысли и христианства составляли ядро такой мифологии В вышедшем при нацистах теологическом исследовании Гельмута Лотера «Неогерманская религия и христианство»10 подробно рассматривались основные догматы движения фелькиш Автора-богослова особенно интересовало отношение фелькиш-мыслителей (прежде всего - Эрнста Бергмана, Германа Вирта, Матильды Люден-дорф) к христианству, и общий вывод его состоял в том, что хотя неогерманская религия и противопоставляет себя христианству, оно многое от него заимствовало, вплоть до идеи единобожия

Различные манифесты фелькиш-авторов, подобные приведенной нами в Приложении III таблице Л Фаренкрога и направленные против существующего христианства, вводили многих исследователей в заблуждение, и вместо того, чтоб увидеть суг> бо христианскую природу «германской религии», детально проанализировав сами неогерманские учения, они рассуждали о «неогерманском язычестве», выдвигая его в фелькиш-религиях едва ли не на первое место Пионером такого подхода (как, впрочем, и вообще систематизи-рованного изучения фелькиш-теорий) стал новый правый политолог Армии Мол ер (1920-2005), создавший обстоятельную библиографию фелькиш-трудов в своей историко-философской диссертации, написанной под научным руководством Карла Ясперса и защищенной 29 06 1949 на философ-

* См Повель Луи, Бержье Жак Утро магов Введение в фантастический реализм - М Вече, 2005, Равенскрофт, Тревор Копье Судьбы - СПб Амфора, 2006

9 Научное осмысление идей М Серрано можно найти, в том числе, в статье X
Т Хакля См Hakl, Hans Thomas Nationalsozialismus und Okkultismus II
Goodrich-Clarke,
Nicholas Die okkulten Wurzeln des Nationalsozialismus
Wiesbaden, 2004, S 194-217

10 Cm bother, Helmut Neugermanische Religion und Chnstentum Gutersloh,
1934,171 S

ско-историческом факультете Базельского Университета , а затем почти сразу же опубликованной в виде монументальной энциклопедии12 Диссертация А Молера состояла из двух частей, из которых вторая (библиографическая), занимающая половину всего текста, представляла даже большую ценность, чем первая, так как включала в себя первый обзор корпуса текстов, оставшихся от движения фель-киш Само это движение было рассмотрено наряду с четырьмя другими направлениями консервативной революции13, проходившей в Германии с момента утверждения Веймарской республики по самый приход Гитлера к власти, те, с 1918 по 1933 г Основную идею КР А Молер определил в духе Ницше - как идею Вечного Возвращения, воплощенную в случае фелькиш, как наиболее оккультной из всех пяти групп, во множестве проектов по возрождению древнегерманской религии Отсюда происходит зачисление А Молером движения фелькиш в разряд движений КР, так как те эпохи, к которым апеллировали фелькиш-мыслители, были более древними, нежели христианство.

В лагере так называемых «германски верующих» («Deutschglaubige») Молер видит «богатую палитру теорий - начиная от «германизации христианства» (Артур Бонус), превращающей Христа в «арийца» (Хьюстон Стюарт Чемберлен), и заканчивая попытками заменить учение о сострадании и греховности на «героическое

Биография и общественно-политическая позиция А Молера хорошо представлены в издании Lauter Dntte Wege Armin Mohler zum Achtzigsten Hg von Karlhemz Weissmann, Ellen Kositza und Gotz Kubitschek Bad Vilbel Edition Antaios, 2000

12 В августе 2005 года немецкое издательство «Арес» выпустило 6-е переиз
дание книги, расширенной соавтором А Молера Карлхайнцем Вайссманом
Mohler, Armin I Weissmann, Karlheinz Die Konservative Revolution in
Deutschland 1918-1932 Ein Handbuch 6, vollhg uberarb und erweiterte Aufl,
ca 640Seiten,ca 100 S/W-Abbildungen Graz, Ares Verlag, 2005

13 А именно группами бюндиш, национал-революционерами, младоконсер-
ваторами и аграрными реформаторами. Подробнее см в нашей работе Конд
ратьев
А В Религия германских фелькиш // Религиоведение. 2009, № 4 С
3-16 Далее по всему тексту Консервативная Революция будет обозначаться
привычной в научной литературе аббревиатурой «КР»

учение о Спасителе» (Артур Динтер), а также примечательным разделением самого Христа (Вильгельм Хауэр) - вплоть до резко выраженных антихристианских учений (семейство Людендорф) Но среди этих последних, «языческих» теоретиков далеко не все были «почитателями Вотана» В основании всех этих доктрин лежит фундаментальное убеждение, что дохристианские предки имели верования сущностно родственные, в то время как образы и имена Божественного играли лишь служебную, вторичную роль»14

Упоминая походя о фелькиш-эзотериках арманического (Гвидо фон Лист) и теозоологического (Ланц фон Либенфельс) направлений, Молер приводит мнение одного постороннего наблюдателя разных попыток создать фелькиш-религию - францисканского священника Эрхарда Шлунда15, который высказался по этому поводу очень осторожно «Борьба христианства с древнегерманским язычеством не закончилась в тот самый момент, когда Бонифаций Кредитонский свалил дуб Бога Донара Даже после общей победы христианства и христианизации германских племен шла долгая борьба в форме герильи -в самих душах верующих и даже в мире к с религиозных представлений и обычаев - борьба между определенными Духами и людьми, которым Вотан был милее, чем Христос Такая борьба велась постоянно Сегодня создается ощущение, что эта, длившаяся столетиями внутренняя война снова могла бы перерасти в открытые столкновения на поле боя»16 Эзотерику и мистику движения фелькиш Молер, вслед за францисканским священником сводил к пережиткам германского язычества, а само это неогерманское язычество превращал в апогей культа Вечного Возвращения

Совершенно справедливо отказываясь видеть в фелькиш-религиях «плод разгоряченной фантазии странноватых профессорских

14 Mohler Armin Die Konservative Revolution in Deutschland 1918-1932
Darmstadt 1972 S 130-138

15 P Erchard Schlund О F M Neugermanisches Heidentum lm heutigen
Deutschland 2 Aufl , Munchen 1924, S 8f

16 Mohler Armm Die Konservative Revolution in Deutschland 1918-1932
Darmstadt 1972 S 130-138

умов», Молер остановился как бы на полшага до признания глубинной преемственности идей, существующей между германской религией древности, тевтонической мистикой Я Беме и М Экхарта, немецким романтизмом и позднейшими системами «неогерманского визионерства»

При этом следует признать, что сама молеровская типология «пяти групп» КР, а также его идея гомологии между «правой политикой» и «правой религией» получила дальнейшее развитие Так, например, при описании германского неоязычества в рамках движения New Age современная исследовательница Штефани фон Шнурбайн делает такое интересное замечание «В целом, можно утверждать, что в неогерманском язычестве преобладают те же самые разновидности пра-воэкстремистской идеологии, которые имеются в правом политическом секторе Более взрослые неоязычники представляют, подобно традиционным правым, националистическую идеологию народности Более молодые в подавляющем своем большинстве от такой позиции отворачиваются и нередко проповедуют регионализм в смысле национал-революционных течений внутри Новых Правых»17 Таким образом, «старшее поколение» язычников продолжает придерживаться взглядов «старых правых», которые в германском контексте практически совпадают с романтиками фелькиш, тогда как «младшее поколение» симпатизирует новым правым, появившимся на идейной арене в конце 1960-х и возрождающим базовые мифологемы национал-революционеров

Но даже если наблюдение фон Шнурбайн справедливо, и германские неоязычники сегодня действительно отступают с традиционных для них фелькиш-позиций, мы не должны забывать о том преимущественном значении, которое имела группа фелькиш для неоязычества на протяжении почти всего XX века В деле возрождения древних теологии основной импульс исходил именно от фелькиш, в то

Schnurbein Stefanie von Weibhchkeitskonzeptionen іш neugermamschen Heidentum und in der feministischen Spmtuahtat II Das neue Heidentum. Ruckkehr zu den alten Gottera oder neue Heilsbotschaff7 Freiburg, Schweiz, 1996, S 46

время как все прочие группы КР менее интересны для религиоведов, так как они не «создавали религий» и лишь трансформировали идеи, идущие из лагеря фелькиш По этой причине фелышш были выдвинуты Молером на роль своего рода «авангарда» КР, ее внутреннего ядра и духовной основы Это было необходимо Молеру и для укрепления своего тезиса о «язычески-цикличном» характере всей КР, возникшей в качестве реакции на христианство с его «линейно ориентированным видением истории».

Разумеется, у такой абстрактной модели обнаружилось множество критиков Наиболее последовательные из них, например, гамбургский профессор социологии Штефан Бройер18, провели масштабную деконструкцию взглядов мыслителей КР, а затем и теории их первого историографа Если вкратце, то суть возражений Армину Молеру сводится к следующему.

Во-первых, никакого повального увлечения Ницшевской теорией Вечного Возвращения в рамках КР не существовало, а идея Вечного Возвращения была здесь периферийной, и значение ее не следует преувеличивать Более того, среди авторов К? существовали против нее серьезные возражения Одним она казалась недостаточно «деятельной», другим - излишне пессимистичной Вторым доводом Бройера, логично следующим из всего, что сказано выше, было то, что в текстах авторов КР обнаружить ярко антихристианские филиппики не так-то легко, и для этого нужно быть излишне тенденциозным По крайней мере, для того, чтобы позволить себе фразы о «решительном нападении на христианскую картину мира»19 Источники говорят совсем иное

От Армина Молера, стремившегося сохранять научно-беспристрастный тон изложения, передавая лишь общие интуиции и сопровождая их обстоятельной библиографией, расходятся две противоположные линии исследования - пристрастно-апологетическая и

См Breuer Stefan Anatomie der Konservativen Revolution Darmstadt, 1993 19 Mohler Armin Die Konservative Revolution in Deutschland 1918-1932 Darmstadt 1972 S 82

разоблачительная Точкой водораздела между ними становится отказ от признания генетических связей религии фелькиш и государственных культов национал-социализма, характерный, в основном, для апологетов, и акцентуация этой связи, характерная для «разоблачителей» Начиная с 1960-х книги сторонников «разоблачительного движения», как популярные (их большинство), так и строго академичные, выходят с поразительной регулярностью Из общетеоретических работ особенно следует выделить работы американского историка Джорджа Моссе (1918-1999) «Кризис немецкой идеологии»20, «Расизм Симптом болезни в европейской истории 19 и 20 веков»21, и особенно «Революцию фелькиш», в которой многие главы посвящены фелькиш-религиям и оккультным организациям22 Основная идея Д Моссе состояла в том, что «духовный и идеологический характер фелькиш-мышления был прямым последствием романтического движения 19 века Как и романтизм, идеи фелькиш также содержали отчётливую тенденцию к иррациональному, они были сконцентрированы в первую очередь на людях и на мире, и по этой причине получили широкий резонанс»23. К числу теологических установок, качественно отличающих фелькиш-мышление от детально проработанных систем рационалистов 18 века и сближающих его с романтиками, Моссе относит отчетливую пантеистическую тенденцию, сопровождавшуюся отказом от идеи единого Бога Так это или не так - мы увидим в дальнейшем исследовании

В статье Д. Моссе «Мистические истоки национал-социализма» (1984) эта теория «фелькиш-пантеизма» как господствующей теоло-

Mosse, George L The Crisis of German Ideology Intellectual Origins of the Third Reich New York, 1964.

21 Mosse, George L Rassismus Krankheitssymptom m der europaischen
Geschichte des 19 und20 Jahrhunderts, Konigstein/Ts 1978

22 Mosse, George L Ein Volk. Em Reich Ein Fuhrer. Die volkischen Ursprunge
des Nationalsoziahsmus, Konigstein, 1979 [Neuaufi. u d T Mosse, George L.
Die volkische Revolution Uber die geistigen Wurzeln des Nationalsoziahsmus,
Weinheim, Frankfurt/Mam, 1991

23 Mosse, George L. Die volkische Revolution Weinheim, Frankfurt/Mam, 1991,
S 21

гической концепции была дополнена идеей «фелькиш-дуализма», проиллюстрированного расово-гностической идеей «свечения крови» 24. Эта идея, получившая в ряде фелькиш-систем (Перит Шу, Альфред Шулер и др) наименование «телесма», позволяла подойти к философскому обобщению о солярно-телесматическом характере фелькиш-расизма, отличающегося от физического расизма обычной (рационалистической) расовой теории и восходящего к системам гностиков-сифиан, иранскому дуализму манихеев и средневековой мистике света, особым образом повлиявшей на тевтонские теологии Еще одним источником телесматической теории фелькиш был, судя по всему, Ф Ницше, автор следующего совета «Пиши кровью, и ты узнаешь, что кровь - это Дух»26

Намеченное у Моссе противопоставление двух типов расизма (физикалистского и оккультного) получило развитие в ценнейших религиоведческих публикациях Штефани фон Шнурбайн2, которая ввела различение внутри движения фелькиш двух направлений движения ищущих и движения противостоящих (Suchbewegung und Gegenbewegung28), то есть мистически-Согоискательского и про-тестного (и потому зависимого от своего оппонента) Эта идея представляет для нас особенную важность, поскольку созданием религиозно-философских систем были заняты, в основном, представители

См Mosse, George L The Mystical Origins of National Socialism //Journal of the History of Ideas 1961, Vol XXII, P 81-96

25 См Шишков A M Средневековая интеллектуальная культура - M Са
вин С А , 2003, с 456-479, 558-565

26 Цит по Klages, Ludwig Die psychologischen Errungenschaften Nietzsches 3
Aufl, Bonn, 1958, S 74

27 Schnurbem, Stefame von Religion als Kulturkritik Neugermanisches
Heidentum im 20 Jahrhundert, Heidelberg, 1992 Schnurbem, Stefame von
Gottertrost in Wendezeiten Neugermanisches Heidentum zwischen New Age und
Rechtsradikalismus Munchen 1993 Schnurbem, Stefame von Transformation
volkischer Religion seit 1945 II Volkische Religion und Knsen der Moderne Hg
von Stefame v Schnurbem und Justus H Ulbncht Wurzburg2001

28 В применении к религии мы будем называть эти движения богоискатель-
ским и полемическим соответственно, отдавая себе отчет, что такой перевод
немейцих понятий является, скорее, ассоциативным, нежели буквальным

первого направления, тогда как вторых, погруженных в общественно-политическую борьбу, можно считать прямыми предшественниками нацизма Не понимая такого деления, многие авторы возлагают вину за нацизм на все фелькиш-движение в целом

Шедший таким путем британский историк Холокоста (то, что называется «Holocaustonan») Номан Кон сделал научную карьеру в Оксфорде благодаря своему детальному анализу «Протоколов Сионских Мудрецов», а также того резонанса, который имел этот текст в Германии29 Фигура Кона имела бы к нашей работе касательство незначительное, если бы не знаменитая докторская диссертация Николаса Гудрик-Кларка30, научным руководителем которой был этот британский ученый Работа Н Гудрик-Кларка носила название «Оккультные корни нацизма» и излагала историю австрийско-немецкой ариософни в период с 1890 по 1935 год Хотя в изучении религии фелькиш работа Н. Гудрик-Кларка была крайне значительна, многие из ее ошибок даже четверть столетия спустя продолжают создавать недоразумения, и потому на анализе этой концепции следует остановиться особенно.

Начнем с того, что название книги не соответствует ее содержанию Во-первых, потому что под именем ариософии ее автор объединил много кругов, не имевших к ариософии (собственно, школе Иорга Ланца фон Либенфельса) никакого отношения, в т ч традицию арма-

Кон, Норман Благословение на геноцид Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов» - М Рудомино, 2000 30 Первое издание {Goodrick-Clarke, Nicholas The occult roots of nazism - The Anosophists of Austria and Germany 1890-1935 Wellingborough/ Northamptonshire 1985) вышло по материалам диссертации, защищенной в 1982 году С тех пор Н Гудрик-Кларк несколько раз переиздавал свою книгу, вышедшую уже на 13 языках В продолжение темы им были изданы биография жрицы эзотерического гитлеризма Савитри Деви (Hitler's Priestess Savitn Devi, the Hindu-Aryan Myth and Neo-Nazism), книга о Черном Солнце (Black Sun Aryan Cults, Esoteric Nazism, and the Politics of Identity) и работа о нацистском оккультизме (Unknown Sources National Socialism and the Occult co-authored with Hans Thomas Hakl), основанные на материалах Центра по изучению эзотеризма в университете Эксетера (Exeter Centre for the Study of Esotencism, EXESESO), директором которого H Гудрик-Кларк является в настоящий момент (http //www huss ех ас uk/research/exeseso/mdex htm)

11 ^

нов, исходящую из совсем иных религиозных источников И, во-вторых, потому что, увязывая (так понятую) ариософию с гитлеризмом, К Гудрик-Кларк сознательно дезинформирует читателя, но затем (в последней главе исследования) признает неприязнь главных нацистов к ариософии, чем существенно подрывает свою же концепцию Если «ариософия есть скорее симптом, чем причина, повлиявшая на нацизм»31, а первейший из нацистов Адольф Гитлер обливал презрением все попытки вернуться к германской религии (в мягкой формулировке автора «безразличие Гитлера к фелькиш-идеям»32), то нацизм есть скорее червь, подтачивающий «оккультные корни», нежели древо, из них происшедшее

Н Гудрик-Кларк - не религиовед и даже не историк доктрины Потому и разбор им ведется с политико-социальной позиции надвигающийся гитлеризм ослепляет исследователя, заставляя увидеть даже самых глубоких мыслителей под углом зрения прагматичного политиканства как сам факт заочного «усыновления» нацизма фелькиш-мыслителям, так и (тем более) ответственность «отцов» за «вину детей» вызывает у нас глубочайшее сомненье, тем более что ариософы стали жертвами нацистского тоталитаризма, как и большая часть мыслителей фелькиш

Наконец, и сама путанность понятийного аппарата, попеременное отождествление «движения фелькиш» с «пангерманизмом» и необоснованное расширение понятия «ариософия» принижает заслуги работы, к настоящему времени существенно устаревшей, его автор ни словом не обмолвился о неокатарской общине Альфреда Шулера33, а также об алхимии Франца Таузенда 4, о Пэльке-Вайсхаре, основателе

31 Goodnck-Clarke, Nicholas Die okkulten Wurzeln des Nationalsoziahsmus
Wiesbaden, 2004, S 175

32 Goodnck-Clarke, Nicholas Die okkulten Wurzeln , S 174

33 См недавнее исследование Wegener, Franz Alfred Schuler, der letzte
deutsche Katharer Gnosis, Nationalsoziahsmus und mystische Blutleuchte
Gladbeck 2003 Сокращенный перевод этой книги вышел недавно под именем
А В Васильченко

34 См Wegener, Franz Der Alchemist Franz Tausend Alchemie und
Nationalsoziahsmus Gladbeck, 2006

«Союза гуотов» Вся традиция «немецкого готицизма» оказалась вне поля зрения Гудрик-Кларка, начинающего свой рассказ о «рождении арманизма» с знаменитого откровения Гвидо фон Листа И это при том, что в Германии 18-го века выходили герметические работы с изложением ключевых для арманизма теорий, и работы эти сравнительно доступны Да и о самой ариософии автор судил лишь по отдельным номерам «Остары», следуя в этом за австрийским психоаналитиком Вильфредом Даймом.

О доверии к книге В Дайма «Человек, давший Гитлеру идеи» можно было бы говорить особо Этот автор - создатель известного мифа о сектантской природе ариософии, от него происходит и центральная мысль Н Гудрик-Кларка еще в 1950-е годы Вильфред Дайм напечатал памфлет, где сравнил мысли Гитлера (по фальшивому тексту Г Раушнинга36) с мыслями Либенфельса, из чего вывел их идейное тождество, обвинив ариософа в нацистском расизме37 И это притом, что центральные тексты Либенфельса в книге Дайма даже не были затронуты, вместо «Библиомистикона» (серьезного теологического исследования Л фон Либенфельса, в 15 томах, общим объемом в 3500 страниц) Дайм цитирует памфлеты «Остара», содержавшие быстрые ответы на часто задаваемые вопросы, но не внутреннюю доктрину ариософии. Быть может, если бы не выход великолепного исследования Хорста Лоренца, посвященного 50-летнему юбилею со дня смерти Йорга Ланца фон Либенфельса38, полнота религиозно-философской доктрины этого эзотерика так и осталась бы сокрытой от массового

См Pahlke, Kurt (Pseudonym Н A Weishaar) Die Evangehen nicht veraltet, Ragmt/Ostpr 1936

36 Cm Rauschmng, Hermann Gesprache mit Hitler Wien, 1940 Имеется рус
ский перевод Раушнинг, Герман Говорит Гитлер Зверь из бездны - М
Миф, 1993

37 См Daim Wilfred Der Mann, der Hitler die Ideen gab Jorg Lanz von
Liebenfels 3Aufl Wiesbaden, VMA-Verlag, 1994, S 213ff

38 Cm Lorenz, Horst 'Rosen aus Germaniens Bergen' Eme Denkschnft zum 50
Todestag des Begrunders des Neutemplerordens Jorg Lanz von Liebenfels (19 VII
1874 - 22 IV 1954) Unter besonderer Berucksichtigung geisteswissenschafthcher
Aspekte (Edition Weltwende, Ilvesheim zj [2005])

читателя, не имеющего доступа к архивным фондам закрытых обществ и не работавшего в трофейных коллекциях московских библиотек

Из отечественных специалистов, изучавших религии или философии фелькиш, следует отметить лишь четырех авторов, следующих правилам научного религиоведения Это - книги историка религии С А Токарева39, востоковеда-философа А В Пименова40, историка ру-нологии А В Платова и историка академической этнологии Г. Е Маркова42 Работы С Ф Одуева43, О. Ю Пленкова44 и С В Артамо-шина45 не представляют особенного интереса, поскольку там рассмотрены лишь социально-политические программы фелькиш, а труды А Г Дугина46, А В Первушина47, Ю Ю Воробьевского48, С В Корми-лицина49 преисполнены самостоятельных домыслов, фантазий на тему, малоизвестную как для них самих, так и для их предполагаемого читателя - жадной до сенсаций патриотической молодежи Книги А

39 См Токарев, С А История зарубежной этнографии - М Высшая школа,

40См Пименов, Алексей У истоков «арийской теории» «парсизм» Отмара

Франка //История философии № 11 -М ИФРАН, 2004, с 165-184

41 См Платов А В Магические Искусства Древней Европы - М София,
Гелиос, 2002

42 См Марков Г Е Немецкая этнология Учебное пособие для вузов - М
Академический Проект, Гаудеамус, 2004

43 См Одуев С Ф Тропами Заратустры (Влияние ницшеанства на немецкую
буржуазную философию) М , Мысль, 1976

44 См Пленков О Ю Мифы нации против мифов демократии немецкая по
литическая традиция и нацизм - СПб - Изд-во РХГИ, 1997

45 См Артамошин С В Идейные истоки национал-социализма - Брянск,
Изд-во БГУ, 2002

46 См Дугин А Г Абсолютная Родина Пути Абсолюта Метафизика Благой
Вести Мистерии Евразии М Арктогея, 1999

См Первушин А Оккультный Гитлер - М Яуза, 2006

48 См Воробьевский, Ю Ю Шаг змеи - М Пресском, Яуза, 2005 - 704 с

49 См Кормилицин С В Тайны рун Наследники Одина - М Яуза, 2005

В Васильченко безынтересны по другой причине это лишь добротные переводы чужих исследований (Р Зюннера, М Катера, К Хейла) без самостоятельной теоретической разработки Через четверть столетия нам приходится соглашаться с выводом пастора Э. Иеронимуса, что «исчерпывающего исследования отдельных фелькиш-групп и их мировоззрения пока что не существует И хотя те, кто основал это направление, в большинстве случаев пережили 1945 год, собственное развитие мира фелькиш-концепций прекратилось незадолго до 1933 г и поэтому основные идеи фелькиш сохранились лишь в виде поэтического вдохновения Их строго научное изучение пока что не осуществилось, а их перевод в современные научные понятия сильно осложнен»51

В последнее время на Западе выходит значительное количество работ, посвященных философии фелькиш как самостоятельному явлению, а также тому влиянию, которое оказало движение фелькиш на признанных классиков философии (Мартин Бубер, Людвиг Клагес, Мартин Хайдегтер), истории религии (Жорж Дюмезиль, Мирча Элиа-де), психологии религии (К Г Юнг, Л Ф Клаусе), палеоархеологии (Густав Коссина) Итогом многолетнего исследования стала изданная Хорстом Юнгингером в приложении к журналу «Numen» работа под названием «Религиоведение под влиянием фашизма»52, где особенно много внимания уделено авторам фелькиш-религиоведения, выделяемого г-ном Юнгенгером в качестве особой методологической школы в науке о религии В предыдущей своей значительной работе, в книге о религиоведах Тюбингенского университета53, X Юнгингер показал

См Васильченко А В «Наследие предков» без мифов и тайн - М РИ-ПОЛ классик, 2005, - 432 с , Васильченко А В Мистика СС - М Луза, 2005 -448 с

51 Hierommus, Ekkehard Duahsmus und Gnosis in der volkischen Bewegung II
Taubes, Jacob (Hrsg) Rehgionstheone und Pohtische Theologie, Bd 2 Gnosis
und Pohtik, Munchen 1984, S. 82

52 Cm The Study of Religion under the Impact of Fascism Ed by Horst
Jungmger Leiden, Boston Brill, 2008, 663 p

53 Cm Jungmger, Horst Von der philologischen zur volkischen
Rehgionswissenschaft das Fach Rehgionswissenschaft an der Universitat

«переход от религиоведения филологического к религиоведению фелькиш» Теперь же, в соавторстве с такими признанными классиками западного религиоведения, как Фриц Хайнрих, Рихард Фабер, Курт Рудольф и др он показал применение фелькиш-установок в академическом религиоведении 1920-30-х уже за пределами Тюбингенского университета, включая влияние фелькиш-доктрины на творчество Вильгельма Шмидта, Раффаэле Петтацони, Германа Гюнтерта, Берн-харда Куммера, Яна де Фриза и других выдающихся религиоведов ХХ-го столетия

Цель исследования - дать религиоведческий анализ ключевых доктрин движения фелькиш в контексте других оккультных учений Востока и Запада

Основные задачи диссертации

  1. Раскрыть своеобразие фелькиш-религии,

  2. Установить значение «неоязычества» той эпохи, проверить гипотезу о «сатанизме», якобы присущем фелькиш-общинам,

  3. Исследовать антропологическое выражение фелькиш-доктрин и показать философские основания практики рунической йоги

4) Проверить гипотезу Н Гудрик-Кларка о так называемых «оккульт
ных корнях нацизма» и антикультистскую версию «рождения Нью-
Эйджа из духа ариософии», а также теорию Вильфреда Дайма о сек
тантском характере ариософских союзов

Объектом исследования являются религиозно-философские идеи ариософских, арманических, и ирминистских традиций, рассматриваемых в качестве религиозно-философской квинтэссенции фелькиш-мысли

Предмет исследования - корпус текстов фелькиш-авторов, где изложены ключевые доктрины и описана оккультная практика движения фелькиш Особенный интерес для нас представляет характерное и симптоматическое в этих доктринах переосмысление традиционной

Tubingen von der Mitte des 19 Jahrhunderts bis zum Ende des Dntten Reiches Stuttgart, 1999

хрнстолопш, антииудейская метафизическая полемика, новый свод фелькиш-заповедей и концепция Изначальной Религии

Методология диссертации опирается на традиции отечественного (монографии профессоров И Н Яблокова54 и К И Никонова55) и западного (исследования Манфреда Ленца56 и Гельмута Лотера57) религиоведения Анализ причинно-следственных связей, сравнительно-исторический и феноменологический подход к фелькиш-мировоззрениям применяются в основном в первой и второй главах Полезной здесь также оказалась компаративистская методология, включающая в себя приемы сравнения, сопоставления, аналогии, параллелизма различных культурных феноменов Типологический метод расчленения и группировки изучаемых объектов по тем или иным

58 «

признакам задействован во второй главе при исследовании теории Изначальной Религии и хрпстологии фелькиш-ученнй Вопрос о роли этих понятий в духовной практике фелькиш-общин предполагает привлечение элементов структурно-функционального анализа

Научная новизна нашего исследования состоит в следующем

  1. Осуществлен теоретико-методологический анализ религиозно-философских идей движения фелькиш

  2. Раскрыто своеобразие этого движения, показано его отличие от движений сектантского, сатанистского и неоязыческого типа

3 Показана преемственность фелькиш-религии по отношению к об
щеевропейской эзотерической традиции

Яблоков И Н Религиоведение - М Гардарики, 2004 - 320 с

55 Никонов К И Современная христианская антропология -М МГУ, 1983,
Никонов К И Критика антропологического обоснования религии - М МГУ,
1989

56 См Lenz, Manfred Leben & Werk des deutschen Geheimlehrers Peryt Shou
(1873-1953) II Shou, Peryt Die Edda als Schlussel des kommenden Weltalters I
Die groBe Verwandlung Lpz, Edition Schattenhold, 2003

57 Cm Lother, Helmut Neugermanische Religion und Chnstentum Gutersloh,
1934, 171 S

См Основы религиоведения Под ред И Н Яблокова - М Высш шк, 1994

4 Впервые введены в научный оборот многие труды германских фелькиш-эзотериков, детальным тематическим анализом которых в отечественном религиоведении никто до сих пор не занимался Положения, выносимые на защиту.

  1. Движение фелькиш не является частью «консервативной революции в Германии» и, тем более, «оккультным корнем» национал-социализма, взявшего от движения фелькиш одну лишь экзотерическую риторику, созданную фелькиш-ригористами из Gegenbewegung К оккультизму и эзотерике это не имеет никакого отношения

  2. Основа религии фелькиш, если рассматривать ее совокупно - это мистическое христианство, то есть, христианская эзотерика Разговоры о неоязычестве и сатанизме как главнейшем признаке фелькиш-религии следует считать тенденциозным журналистским преувеличением

  3. В своей христологии фелькиш-мыслители пошли по пути гностицизма. Они отказались от Христа либеральной теологии (кроткого проповедника нравственности59), проделав над ним тройное преобразование, включавшее «ариизацию», провозглашения предком германского народа и «Спасенным Спасителем», чуждым Богу Яхве Идеал Спасения через Христа был заменен идеалом самоспасения

  4. Методами реализации автосотериологии («Христа-в-нас») стали различные психотехники, в том числе, практики рунической йоги Основу рунно-йогической антропологии составили индоевропейские учения о человеке, почерпнутые из традиций Востока (буддизм, индуизм) и Запада (герметика, теософия)

  5. Движение имело направления, именуемые «движением ищущих» (Suchbewegung) и «движением противостоящих» (Gegenbewegung) Сторонники первого акцентировали внимание на эзотерических аспектах доктрины, включавшей духовные практики и поиск Изначальной Религии Сторонники второго, преисполненные вражды к иудаизму,

Никонов К И , Тажуризина З.А Протестантская теология XIX века // История религии В 2 Т Т 2 Учебник Под ред И Н Яблокова - М Высш шк,2002 -С.423

католицизму и большевизму, создали почву для национал-социалистов, с приходом к власти которых начались преследования тевтонских теологов, мистиков и богоискателей Сектантский характер был свойствен лишь обществам Gegenbewegung Под критерии секты, выдвигаемые современным религиоведением, общины арманов, ирминов, ариософов и прочих богоискателей не подходят

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы способствуют прояснению специфических черт и истории развития немецкой культуры и могут быть использованы при изучении истории религий и религиозной философии современной Германии, при написании специальных исследований, учебных пособий и обзорных материалов Кроме того, выводы данного исследования могут быть использованы для оценки феномена современного российского неоязычества, выявления его связи с культурой Германии и Австрии периода с 1870 по 1933 год

Апробация диссертационной работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им М В Ломоносова Основные положения диссертационного исследования, а также теоретические выводы, изложенные в нем, опубликованы в журналах, рецензируемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, а также в публикациях в других изданиях Результаты диссертационного исследования были представлены в виде докладов на нескольких конференциях Россия и гнозис (Москва, 2004), Четвертые Торчиновские чтения (Санкт-Петербург, 2007), Пятые Торчиновские чтения (Санкт-Петербург, 2008), Классификация религий и типологи-зация религиозных организаций (Москва, 2008), Религия в современном обществе (Москва, 2009), Мистико-эзотерические движения в теории и практике (Санкт-Петербург, 2008)

Структура и объем работы определены поставленными целями и задачами, а также обусловлены спецификой исследования Работа состоит из введения, трех глав, заключения и трех приложений Каждая из глав содержит в себе по три параграфа

Периодизация и типология движения фёлькиш

На раннем этапе исследования фёлькиш-религиозности, когда только закладывались его основания и не до конца были ясны как объём релевантных источников, так и критерий для их отбора, перед историками религии существовала дилемма: либо последовать за политологами и отнести движение фёлькиш к разряду явлений КР, либо исследовать его отдельно , не замыкая его в тесные рамки «право-левой» (национально-революционной) политики. Пошедший по первому пути Армии Молер поставил движение фёлькиш в один ряд с иным видами немецких «национализмов» эпохи КР, длившейся, согласно Мол еру, с момента окончания Вильгельмовской монархии до прихода к власти Гитлера, то есть, с 1918 по 1932 год. При этом в обширной библиографии движения фёлькиш Молер, сознательно противореча своей модели, дал обстоятельный обзор фёлькиш-трудов, начиная с 1870-х годов. Такое хронологические расширение «фёлькиш-периода» наводило на мысль, что движение фёлькиш возникло задолго до КР. Отсюда возникало сразу несколько естественных вопросов: являлось ли фёлькиш-движение одной из «пяти групп»? Не следует ли рассматривать фёлькиш-религии отдельно от КР, по ту сторону политических памфлетов и фельетонов? Закончилось ли движение фёлькиш с победой в Германии нацизма либо продолжилось при нём и после него?

Все эти вопросы привели к тому, что самым, наверное, строгим из критиков Молера, Штефаном Бройером , было предложено поделить КР иначе (на «новых аристократов», «планетарных империалистов» и «эстетических фундаменталистов»), а фёлькиш-религии оставить отдельно, как независимую группу и религиозный субстрат, исследование которого политологам непосильно, требует своей отдельной методологии.

Вскользь брошенная Армином Молером мысль, что движение фёлькиш «продолжает свою борьбу с идеями 1879-го года вплоть до сего дня»9 , подтолкнуло исследователей к выводу, что и после «взлёта и краха» Третьего райха движение фёлькиш продолжало существовать, либо (в более умеренной версии), оно существовало после «взлёта», но потерпело крах вместе с крахом нацизма. Здесь необходимо было условиться: идёт ли речь о континуитете институциональном (многие фёлькиш-организации были при нацистах распущены), либо же - о континуитете идей. Выводы социологов сильно расходились с выводами историков идей (философов и религиоведов), и потому мы продолжим наше изложение, исходя из континуитета фёлькиш-доктрины.

Согласно этому второму подходу, представленному в работах Хуберта Канкика, Фридриха Пауля Хеллера и Антона Мегерле, в движении фёлькиш нужно видеть своего рода «детство» национал-социализма, многие из нацистских вождей (Юлиус Штрайхер, Вальтер Дарре, Генрих Гиммлер, Артур Динтер, Рудольф Гесс, Мартин Борман, Бальдур фон Ширах, Альфред Розенберг и др.) состояли в различных фёлькиш-организациях, а само это понятия прочно вошло в так называемый LTI (Lingua Tertii Imperii, «язык Третьего райха»)95. К примеру, центральный печатный орган НСДАП именовался «Volkischer Beobachter» - «Народный обозреватель», а один из ведущих философов Райха Эрнст Бергман (в прошлом также проповедник фёлькиш-религии и автор «25 тезисов германской веры») предлагал создать «философию фёлькиш и родноверческое истолкование смысла мира» (volkische Philosophie und arteigene Weltsinndeutung). В силу всех этих обстоятельств более справедливой представляется хронология фёлькиш-движения, предложенная немецким историком религии Хубертом Канкиком. В своей книге о религиозной истории Веймарской республики этот известный ученый предлагает выделять в истории фёлькиш-движения три основных этапа : 1. Этап формирования фёлькиш-движения (Altvolkische Phase, до 1933), 2. Фёлькиш-революционная фаза (Volkisch-revolutionare Phase, 1933-1936), 3. Национал-социалистическая фаза (Nationalsozialistische Phase, начиная с 1936 г.). Согласно Хуберту Канкику, период до 1933 г. («фаза конституирования Q7 фёлькиш-религии» по Штефани фон Шнурбайн ) характерен тем, что наряду с изолированными друг от друга нехристианскими и антихристианскими группами существуют также национал-либеральные круги, также примыкавшие поначалу к фёлькиш-движению. Как правило, такой неожиданный альянс разворачивался на базе антииудейского аффекта, объединявшего тогда в Германии самых непримиримых противников. Вторым аффектом той эпохи был «антиримский аффект», с констатации существования которого один из авторов той поры начинал, как известно, свою знаменитую книгу98. Пангерманистская" рецепция обоих- аффектов проявила себя в 1890-е, когда Георгом фон Шонерером было организовано движение «Los von Rom» («Прочь от Рима»). Иудеям Шонерер ставил в упрек их антихристианство и капитализм100, а римскому католицизму - его «ультрамонтанство» и антинациональный характер. Вслед за ним, Ханс Лиенхардт говорил, что «Орден иезуитов управляется иудеями, принявшими крещение и обрезанными, и создан ради достижения иудеями цели их мирового господства. Верховное иудейское руководство масонерией. и Орденом иезуитов должно находиться в Вене, а обычные члены этих организаций должны пребывать в вере, что они работают ради религиозного идеала, бессознательно помогая при этом мировому господству преступников»101. Если у Лиенхардта выпады в адрес католицизма были преимущественно эмоциональными, то в работе Фридриха Дёллингера «Бальдр и Библия: германская культура в Ханаане и германское христианство до Христа» (1920) основные претензии к римскому католицизму были изложены по порядку. «Иезуитский Рим, - говорил Дёллингер, - вредил нашему немецкому народу и германству уже почти два тысячелетия». Во-первых, Рим низводил германский дух до уровня шаманизма и фетишизма. Во-вторых, он уничтожал носителей этого духа с помощью инквизиторских судов над еретиками, в-третьих, он навязывал немецкому народу «противоестественное монашество и целибат», в-четвёртых, способствовал расовому смешению, в-пятых, раскалывал германский народ на религиозные партии, вызывая затем кровопролитные религиозные войны, наподобие знаменитой тридцатилетней войны. Таковы были пять главных обвинений Дёллингера в адрес католицизма.

Теория Изначальной Религии

Основные отличия современного религиоведения от того учения о религии, которое было у немецких фёлькиш, состоят в трёх моментах. Во-первых, сегодняшнее религиоведение стремится к непредвзятой объективности своих оценок: тогда как у фёлькиш-мыслителей религии подразделялись на «свои» и «враждебные». Во-вторых, современное религиоведение много более ориентировано на социум: даже по названиям выходящих книг нетрудно догадаться, что социальные стороны религий ещё столетие назад не представляли для учёных такого интереса, как в настоящий момент. Общественно-политические процессы текли значительно медленнее, и у учёных было больше времени на осмысление религиозного Первофеномена: её культа, догмы и мифологии. Сегодня же даже исследователи эзотерики (самой, казалось бы, внутренней стороны религии) стремятся показать одни её социальные проявления, сводя весь предмет разговора к общественной фикции дискурсивного порядка151.

Третье отличие, на наш взгляд, самое существенное — в том, что фёлькиш-мыслители обладали мощнейшей ретроспективой: рассуждение о христианстве выводило на разговор о «христианстве до Христа» и воюющем против него «неохристианстве»132, площадками для занятия рунической йогой оказывались египетские пирамиды153, а предком всех Deutsche постулировался Бог Teut154. На примере Германа Вирта и близких ему по духу эзотериков фёлькиш мы увидим, что стремление разобраться в религии выводило к её истокам - к Изначальной Религии человечества, представавшей в писаниях фёлькиш-авторов в виде общегопостулата из нескольких главных гипотез.

До открытий Германа Вирта теорий изначальной религии существовало несколько. Учёные-религиоведы блуждали между тремя завлекательными идеями, каждая из которых относилась лишь к каким-то отдельным культам, вырожденческим версиям разных мистерий155. Воззрения островных дикарей совсем секуляризованные европейцы готовы были отождествить с Прарелигией — и в этом была проблема.

Большую известность в науке имела анимизма. Древнейшие культы выводились здесь из идеи всеобщей одушевлённости. Мир — вместилище единой Души, он наполнен разными душами, и своя душа есть у каждого материального предмета. Боги суть души отдельных предметов, и со временем они объединяются в Единого Бога - изначально раздробленные и чуждые друг другу.

Была и теория преанимизма, толковавшая мир как вместилище Силы (на языке аборигенов Меланезии эта Сила именуется «мана», потому эту теорию звали также манизмом - верой в ману). Сама по себе эта Сила безлична, но в носителе и проводнике она приобретает лицо этого носителя. Его боятся, потому что боятся Силы, стоящей за ним. В древних обществах этим носителем Силы были колдун, священник и вождь. Считалось, что из переживания безличной Силы древние люди «дошли до идеи» всеобщей одушевлённости. Поэтому теория и называлась «преанимизм», то есть, то, что предшествовало анимизму.

Существовала, наконец, и теория тотемизма, прекрасно изложенная Фрейдом в книжке «Тотем и табу». Эта теория сводилась к идее космического родства и являлась, по сути, новой редакцией старой идеи «родового строя», идеи, в общем-то, очень верной, но опять-таки неспособной объяснить, сам исток Религии, как момента соединения начала Божественного и человеческого. Это - то, чем гордилась тогдашняя наука. «Но каково, - вопрошали учёных арманы и ариософы, - высшее служение человека на Земле? Человек -это сознание Божие. (Der Mensch ist das BewuBtsein Gottes). Познание Бога находится, таким образом, в начале человеческой истории. Человек - это сосуд всего Божественного на Земле, начиная с самого Первоначала. Таким образом, человек не «развился» из какого-либо живущего ныне или вымершего вида животных, но изначальной формой человека был уже «Бог» - на его пути к Сознанию Бога. И последние сотни тысячелетий человек не прогрессирует в своём развитии, но, как мы это хорошо видим, со всей определённостью деградирует. Через смешение своей Божественности со звериностью. Всё это и есть грехопадение. Поэтому совершенно несправедливо будет говорить о развитии идеи Бога из «примитивных» истоков вплоть до предполагаемой вершины современного познания. Так можно лишь лошади хвост причёсывать. /Man hat da das Pferd am Schwanze aufgezaumt/. В Начале, тысячи, если не миллионы лет назад, в народе «готов» (im „Goten") совершилось Откровение Божие при посредстве Сознания этого Богосыновства.

Христология фёлькиш-учений

В силу преобладания в движении фёлькиш христианского направления над языческим, необходимо рассмотреть специфику фёлькиш-христианства, особенно наглядно проступающую в интерпретации образа самого Основателя христианской религии. Как указала в своей работе Брунгильда Беренс224, Христос в эзотерических толкованиях предстаёт, как правило, в четырёх видах: 1. Человек, но «более великий и совершенный, чем другие», «Великий Посвященный» некоего тайного ордена или секты (традиционно считается, что это ессеи, но также это могут быть гностики "" , брахманы либо тибетские буддисты" ). Христос признаётся не Богочеловеком, но обладателем сильнейших магических способностей: магического целительства, трансформации своего физического тела, чтения мыслей и левитации. 2. -Вовсе не человек, а предвечное сверхъестественное существо Божественной природы, посланное на землю неизреченной благодатью Всевышнего Отца (именуемого у гностиков «Agnostos Theos»). Подобие тела этого Христа человеческой плоти — лишь мнимое, как и те страдания, которые он претерпел. Сюда относятся медиоплатонические теории Христа как «Второго Бога» (Логоса, Софии, Эона). 3. Древнее астральное (космическое) Божество: «Бог Солнца», «Лунный Бог» или «Бог звёзд» (12-и знаков Зодиака). Эту теорию, коренящуюся в мессианских ожиданиях и наступлении Эры Рыб, сильно подпитывали толкования «звёздных знамений», содержащихся в Евангелиях и совпавших с моментом Рождества Христова. «Солнечный» её вариант был особенно популярен в XVIII-м веке (см. книги Дюпуи и Вольнея), а «лунный» получил распространение в ХХ-м (в работах А. Древса, А. Немоевского и Э. Церена). 4. Самость, проекция архетипа, говорить об «историчности» или «неисторичности» которого просто бессмысленно. Эта теория в наиболее полном виде представлена в работах К. Г. Юнга""7, по мнению которого истинным (но не реализованным) назначением христианства было устранение конфликта сознания с бессознательным и раскрытие в человеке его Самости (идея «внутреннего Христа», «Христа-в-нас»).

В книгах авторов фёлькиш-направления все четыре христологических вектора получили своё осмысление, и даже при полном сознательном отвержении исторического христианства («спасение от Иисуса Христа» в лаконичной формулировке Матильды Людендорф228) многие идеи традиционной христологии продолжали существовать на германско-языческой основе. В целом движение фёлькиш, как уже говорилось выше, было развитием христианства, и потому даже самые радикальные варианты христологии, о которых мы скажем далее, суть результат христианской ереси, то есть, в буквальном значении этого термина, результат осознанного выбора из христианского наследия наименее несовместимых идей с наследием древнегерманским.

Вышедшая недавно теологическая работа Вольфганга Фенске, ставящая своей целью пролить свет на то, «Как Иисус стал арийцем» _ , предоставляет большое количество плохо осмысленного, но хронологически структурированного богословского материала, из которого большую часть составляют пересказы книг фёлькиш-теологов, с небольшими справками биографического и культурно-исторического характера. По сути это - лишь prolegomena к более серьёзному штудированию вопроса, при котором использование схемы Б. Беренс сослужит нам великую службу. Мы будем идти по- порядку, заданному не хронологическим, а духовно мировоззренческим строем, выделяя из корпуса фёлькиш-христологии лишь наиболее впечатляющие, сиптоматичные и ключевые идеи.

Для арийски осмысленной христологии нет проблемы серьёзнее, чем еврейская родословная Спасителя. Проще выбрать в Спасители Саошьянтов зороастризма или Эйнхериев «Эдды», чем доказывать просвещённому миру, что Христос был арийцем, а не иудеем. Этому препятствуют как гуманитарные (теология, история религии, филология и библеистика), так и естественнонаучные дисциплины, для которых Христос был жителем Палестины, потомком Давида и Соломона.

Возможностей «возвышения» Иисуса над «еврейством», помимо привычно-теологического признания Его Богосыновства, существовало три: это поиск противоречий Евангелия и Торы, отрыв Иисуса от Палестины и всего ветхозаветного контекста, а также обнаружение в Палестине «оазиса» арийской культуры, происхождение Иисуса из которого совсем перечёркивало бы его «номинальную» еврейскость. Вторым путём среди авторов фёлькиш не пошёл почти никто, если не рассматривать как шаг в эту сторону само учение о Логосе, позволяющее Христу воплощаться в любом народе. Тогда Иисуса отождествляли с Исидой (Ланц фон Либенфельс), или, как свящ. Юлиус Боде провозглашали, что Вотан и Иисус «в конечном счёте совпадают. Обоим присуща глубоко укоренённая, далеко зрящая вера... Дайте же нам пить из кристально чистых источников. Они именуются - Вотан и Иисус!»" .

Не вера в Иисуса, а вера самого Иисуса была в фокусе внимания фёлькиш-религии. И не потому, что Божественность Иисуса ставилась под сомнение, но лишь потому, что человечество Его из-под сомнений освобождалось, стремясь стать «арийским человечеством», единым со Христом как царём арийцев. Так рассуждали очень многие теологи, начиная от Фридриха Дёллингера («Бальдр и Библия», 1920), Иоахима Курда Нидлиха («Яхве или Иисус», 1921) и Артура Динтера («Грех против крови», 1921), вполне признающих традиционно-христианскую религиозность, желающих лишь её реформировать, на манер Мартина Лютера - и вплоть до графа фон Ревентлова, Артура Древса и Вильгельма Хауэра, для которых история Церкви была продолжением истории Иудеи, которая «проглотила» протест Христа и внутренне подчинила апостолов.

Германская религия и христианство: теория Третьей Церкви

В середине июня 1933 года, через пять с половиной месяцев после прихода к власти национал-социалистов, было опубликовано обращение «К мужчинам и женщинам германско-немецкого движения за веру» (An die Manner und Frauen einer germanisch-deutschen Glaubensbewegung)259. Авторами этого воззвания были три человека: профессор Якоб Вильгельм Хауэр -индолог и историк религии из Тюбингена, Лейпцигский философ Эрнст Бергман и Артур Древе — философ, преподающий в высшей технической школе города Карлсруэ. О каждом из них подобает рассказать более подробно, чтобы стал понятнее ход дальнейшего изложения и прояснился смысл подписанного ими эпохального религиозно-исторического документа.

Итак, Артур Древе. К моменту выхода обращения он уже был известен как оригинальный философ, во многом близкий по своим взглядам к Эдуарду фон Гартману. Про Древса знали, что он - создатель некоторой философской религии, существенно выходящей за рамки христианства. Эта религия, которую Древе пытался по мере сил проповедовать, была религией пантеистической, почти полностью лишённой ритуально-культовой стороны, но при этом поразительно характерной именно для Германии - страны, издревле «представлявшей благодатнейшую почву для пантеизма»2 - в широком, диапазоне от рейнского мистицизма, натурфилософии и практической магии древних германцев до недавней психологии глубин, ирминизма и откровений Рудольфа Штайнера.

Если верить Генриху Гейне, то «пантеизм есть тайная религия Германии»261 - вера философов и поэтов, с разной степенью осознанности мысливших возвращение в изначальные времена. Древе в этом смысле был типичным немецким романтиком: он исповедовал веру в имманентного миру бессознательного Бога, обнаруживающего себя в мире в качестве некоей высшей закономерности. Этот Бог есть, по сути, телеология — и Он же тождествен глубинной «Самости», вечному основанию человека.

Ко всему прочему, Древе был также известен затеянным им «крестовым походом» против историчности Иисуса - это исследование, вошедшее в историю как «Миф о Христе», было комплектом сравнительной мифологии, собранным наспех под единую самодовлеющую задачу — обосновать, что Христос никогда и не жил, а была только «кочующая легенда», бесконечно многоликая и от случая к случаю обрастающая новыми подробностями.

Вторая фигура нашей истории - Эрнст Бергман. Даже не будь он одним из «святых отцов» тевтонической религии, автором её катехизиса в 25-и тезисах и т.д., - даже и в этом случае Бергман бы всё равно остался в германской культуре, известный как продолжатель традиций немецкого идеализма. Он был действительно интересным философом, совмещавшим мистические откровения с сильной волей к доказательной убедительности.

В отличие от Бергмана, Якоб Вильгельм Хауэр (1881 — 1962) был не философом, а, прежде всего, религиоведом . Маститый тюбингенский этнолог, историк религии по призванию, і. е. по профессии. В Германии, где по-другому бывает редко, Хауэра знают намного лучше, чем в России - такая судьба сложилась оттого, что, доживя до восьмидесяти лет, Хауэр продолжал оставаться любимцем своих студентов и - более того — вдохновителем сразу нескольких общин тевтонических христиан, о которых мы расскажем в дальнейшем.

Начиналось всё с того, что, приехав в 1906 году в Индию, молодой миссионер Хауэр бесконечно полюбил те остатки арийской архаики, которые продолжали сохраняться в ритуалах индуизма. Даже по возвращении в 1911 году на свой приход, Хауэр сохранил увлечение индуизмом, вплоть до того, что через 10 лет главная кирха земли Вюртемберг лишилась одного из своих священников — на этом была поставлена точка, и Хауэр погрузился в науку. Выдвигавшаяся христианством претензия на абсолютность своего откровения всё более и более переставала казаться ему убедительной, по мере того, как он постигал индийскую религиозность и знакомился с живыми носителями арийского мистицизма. Вера Индии показалась Хауэру более живой, более духовной и непосредственной, чем та версия западного христианства, ради проповеди которой он приехал в эту далёкую страну - в надежде обратить в свою веру и в результате обратив эту веру к её арийским истокам.

Так была распознана бессмысленность христианского миссионерства, однако поскольку опыт никуда не пропадает, Хауэр стал проповедовать свою версию тевтонического христианства. Противоречия здесь никакого не было: искренне полагая, что у каждого народа должна быть своя религия, Хауэр посчитал неуместным навязывать индусам чуждое им западное христианство и вместо этого решил восстановить ту традицию, которая у Запада когда-то была, но со временем стала позабыта. Это был общий корень, из которого выросло древо индогерманского духа. Одна из ветвей протянулась на Запад, но со временем сильно усохла, и нуждается - так думал Хауэр - в ревитализации, вливании «живой жизни» и родственного (arteigen) смысла посредством сближения со второй из ветвей, явленной миру в индийской традиции. «Братья» должны наконец встретиться, узнать друг друга, перенять накопленный опыт, вспомнить общих пра-пра-предков и восстановить «семейный» (в лексике Макса Мюллера) и «культурно-круговой» (в понятиях Шмидта и Гребнера) архив религиозных символов и реликвий. Ради этого нужно создать Новую Общину, или, как минимум, ежедневно молиться о том, чтобы эта община когда-нибудь возникла.

Тут Хауэр пошёл по простому пути. Он основал журнал, получивший название «Грядущая Община». В этом названии было что-то пророческое, да и на самих страницах журнала тревожно-эсхатологические интонации присутствуют постоянно.