Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-этические воззрения А.И. Введенского Романов Анатолий Владимирович

Религиозно-этические воззрения А.И. Введенского
<
Религиозно-этические воззрения А.И. Введенского Религиозно-этические воззрения А.И. Введенского Религиозно-этические воззрения А.И. Введенского Религиозно-этические воззрения А.И. Введенского Религиозно-этические воззрения А.И. Введенского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Романов Анатолий Владимирович. Религиозно-этические воззрения А.И. Введенского : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Романов Анатолий Владимирович; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Тула, 2009.- 124 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/415

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе развития отечественной культуры стала очевидной необходимость в обращении
к философскому наследию русских мыслителей рубежа XIX–XX столетий. Это обусловлено тем фактом, что духовная ситуация в современной России и в России того времени имеет общие черты: в эти эпохи социальная нестабильность сопровождалась ослаблением и утратой нравственных ориентиров. Поэтому идеи, высказанные русскими религиозными философами, создают очень продуктивный теоретический контекст для обсуждения противоречий современной российской культуры и общества.

Одним из таких философов является Александр Иванович Введенский. В сравнении с другими представителями русского философского Ренессанса (В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, В. И. Несмелов и др.), творчество А. И. Введенского остаётся на сегодняшний день практически неисследованным, хотя его идейное наследие не менее ярко и самобытно. Систематический анализ трудов А. И. Введенского, посвящённых религиозно-этической проблематике, позволяет получить целостное
и многогранное представление о философском процессе в России.

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется тем, что предложенное А. И. Введенским новое понимание веры может оказать существенную помощь в формировании толерантного мировоззрения в современном российском обществе. Круг проблем, связанных с верой, в трудах А. И. Введенского широк: философ в своей концепции анализирует такие типы мировоззрения как религиозное и атеистическое. В то же самое время глубокое осмысление веры и мировоззрения связывается в системе А. И. Введенского
с изучением нравственности. Рассматривая связь веры и нравственности, мыслитель считает, что необходимо устранить ту логическую непоследовательность и тот умственный «разврат» в области понимания морали, который существует в современном обществе.

Своеобразие понимания веры в учении А. И. Введенского актуально для современного состояния российского общества еще и потому,
что именно веру можно рассматривать как важнейший фактор интеграции людей в условиях российского многонационального
и поликонфессионального общества. Философ доказывал, что вопрос
о бытии Бога навсегда останется предметом веры, будучи лишён возможности перейти в разряд «доказанного» знания. При этом мыслитель, изначально чётко обозначив свою позицию, заключающуюся
в признании существования Бога, уважительно отзывается и об атеистах, признавая их право на собственную мировоззренческую позицию. Такая же философская направленность прослеживается у А. И. Введенского
и в вопросе о свободе воли, который относится, по мнению мыслителя,
к области веры. Философ видит свою задачу в том, чтобы осмыслить различные точки зрения на эту проблему.

Степень разработанности основной проблематики диссертации. Необходимо отметить, что работы, содержащие системный анализ религиозно-этического наследия А. И. Введенского, практически отсутствуют. Обзорно некоторые вопросы, касающиеся его гносеологических и нравственных воззрений, были представлены
в трудах В. В. Зеньковского и Н. О. Лосского . В них затронуты проблемы познаваемости и непознаваемости вещей-в-себе, возможности метафизики в виде знания. Достаточно большое внимание Н. О. Лосский уделял логике А. И. Введенского, так как, по его мнению, А. И. Введенский строил свою теория познания через логику, многое заимствуя из «Критики чистого разума» И. Канта. Однако нельзя
сказать, что гносеология А. И. Введенского неоригинальна; наоборот, Н. О. Лосский подчёркивает, что А. И. Введенский разработал специфическую форму неокантианства, которую сам же называл «логизмом» или «логицизмом».

Этические аспекты философского наследия А. И. Введенского осветил В. В. Зеньковский, остановившись в своей работе на проблемах связи метафизики, морали и роли практического разума в сфере нравственности. По мнению Н. О. Лосского, А. И. Введенский в своих воззрениях даже выдвигает четвёртый постулат практического разума
(в дополнение к постулатам И. Канта: существования Бога, бессмертия души и свободы воли), связанный с нравственно обоснованной верой
в существование других людей как субъектов сознания.

Среди современных авторов наибольший интерес представляют работы В. Н. Назарова, в которых дан анализ русской философской
и этической мысли второй половины XIX – начала XX вв. Они позволяют гораздо глубже проанализировать и понять тот нравственно-философский теоретический контекст, в котором шло формирование и развитие взглядов А. И. Введенского на проблемы в области морали.

Также некоторые аспекты творчества русского философа, связанные с пониманием мыслителем проблем и задач логики и его взглядами на проблемы психологии, исследовались В. С. Поповой и Э. В. Тихоновой . В. С. Попова рассматривала дискуссию А. И. Введенского с Н.О. Лосским, которая была связана с определением логики как самостоятельной дисциплины и её отношением к другим областям знания. В частности, Н. О. Лосский обвинял А. И. Введенского в том, что последний «психологизирует» логику, смешивает эти две науки. На эту критику А. И. Введенский отвечает главой «Задачи логики и её отличия от психологии» в третьем издании работы «Логика как часть теории познания» (1917 г.), в которой чётко отделяет логику от психологии. Более того, он указывает, что логика независима от гносеологии и должна быть главенствующей по отношению к теории познания. Э. В. Тихонова исследовала наследие мыслителя, прежде всего, с психологической точки зрения, сконцентрировав своё внимание на анализе сущности психического и на критике А. И. Введенским экспериментальной психологии, полагавшим, что психология как наука возможна лишь как описательная область знания.

Обзор основных источников диссертационного исследования. Круг источников, на материалах которых было проведено данное исследование, можно условно разделить на две группы, исходя из их основной проблематики: гносеологической и религиозно-этической.

Гносеологические проблемы, которые у А. И. Введенского тесно связаны с религиозно-этическими в силу его приверженности взглядам И. Канта, рассмотрены в следующих работах русского мыслителя: «Опыт построения теории материи на принципах критической философии»,
«О пределах и признаках одушевления», «Новое и лёгкое доказательство философского критицизма», «Логика как часть теории познания» и т. д.

К работам, в которых отражена религиозно-этическая проблематика философской системы А. И. Введенского, можно отнести «О видах веры в её отношениях к знанию», «О мистицизме и критицизме в теории познания В. С. Соловьёва», «Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом», «Условие позволительности веры в смысл жизни», «Спор о свободе воли перед судом критической философии» и др.

Однако нельзя не отметить, что это разделение очень условно, так как в любой работе философа наблюдается тесное переплетение теории познания, нравственной философии, философии религии, психологии и т. п.

Работы А. И. Введенского практически не переиздавались
в советское время и в период существования современной России. Лишь
в начале 90-х годов несколько работ мыслителя были включены
в различные сборники (в частности, работа «Судьбы философии в России» была включена в сборник «Русская философия. Очерки истории», «Условие позволительности веры в смысл жизни» была включена
в сборник «Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало
XX века») и также в Санкт-Петербургском университете был издан сборник статей А. И. Введенского, в который вошли его программные работы: «Новое и легкое доказательство философского критицизма», «Спор о свободе воли перед судом критической философии», «Условие позволительности веры в смысл жизни», «О видах веры в ее отношении
к знанию», «Судьба веры в бога в борьбе с атеизмом» .

Объектом исследования является философское наследие А. И. Введенского как комплекс религиозно-этических идей.

Предмет исследования: вера и знание как основные категории религиозно-этической системы А. И. Введенского.

Целью диссертационного исследования является целостная реконструкция и анализ основных положений религиозно-этических взглядов А. И. Введенского.

Реализация поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:

определить духовные основания формирования философской позиции А. И. Введенского;

выявить место религиозно-этической системы А. И. Введенского в истории философской мысли;

раскрыть сущность основных категорий философии А. И. Введенского;

дать характеристику различным видам веры и установить их соотношение со знанием в учении А. И. Введенского;

проанализировать зависимость между верой и нравственностью
в воззрениях А. И. Введенского;

реконструировать связь понятий «вера» и «свобода воли»
в системе основных категорий философии А. И. Введенского.

Методологические основания исследования. Выбранная методология диссертации определяется её основной целью и задачами. Творческое наследие А. И. Введенского представляет собой целостную философскую систему , поэтому системный метод даёт возможность показать логическую связь между категориями его учения. Диалектический метод используется при анализе понятия свободы
воли и позволяет показать различие и единство детерминизма
и индетерминизма. Широкое применение имеет метод сравнительного анализа, который необходим для сопоставления содержания различных текстов, выступавших для А. И. Введенского в качестве источников построения собственной философской системы. При рассмотрении взглядов А. И. Введенского с точки зрения их последовательного становления применён метод синхронического и диахронического анализа философских концепций.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе произведён целостный анализ и реконструкция религиозно-этических воззрений А. И. Введенского, в основании которых находятся категории веры и знания. Их соотношение определяет сущностное содержание
и смысл его концепции, логически связывая в систему основные понятия данного философского учения.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Нами определено, что метафизическими истоками философских воззрений А. И. Введенского является переосмысление творческого наследия представителей немецкой классической философии (прежде всего, И. Канта) русскими мыслителями XIX в. (Ф. X. Рейнгардт, И. X. Финке, Л. Г. Якоб, В. П. Андросов, И. Стойкович, М. И. Владиславлев и др.).

  2. В диссертационном исследовании установлено, что категория веры является центральной в философской системе А. И. Введенского. Именно она придаёт ей стройность логической системы, соединяя между собой остальные категории этого учения.

  3. В работе была реконструирована предложенная А. И. Введенским классификация веры. Мыслитель выделяет четыре вида веры (наивная, слепая, суетная и сознательная), последние два из которых подчинены общему для них роду веры, названному мыслителем «верой, рассмотренной и допущенной критическим рассудком». Именно этот тип веры является наиболее значимым для культуры, т. к. только он сопровождается пониманием того, что это есть вера, а не знание, в то время как другие типы веры очень часто пытаются смешивать себя со знанием, в результате чего возникают сложности при формировании целостного мировоззрения человека.

  4. В диссертационном исследовании рассмотрены морально-психологические основания веры в Бога, выявленные А. И. Введенским. Во-первых, так называемое «чувство Бога», которым обладает сравнительно небольшая группа людей («интуитивно-верующие»). Во-вторых, «чуткая совесть», которая позволяет человеку чувствовать добро и зло («морально-верующие»). В-третьих, картина мира, «нарисованная» верующими в Бога, гораздо привлекательнее с эстетической точки зрения, чем картина мира атеиста (эстетически верующие).

  5. В диссертационном исследовании показано, что категория смысла жизни человека неразрывно связана с категорией веры. В смысл жизни можно только верить, причём при соблюдении следующего условия: вера в смысл жизни невозможна без веры в личное бессмертие.

  6. В результате исследования была реконструирована связь веры
    и свободы воли в религиозно-этической концепции А. И. Введенского. А. И. Введенский считает, что любое доказательство существования или отсутствия свободы воли невозможно в виде знания. Это вопрос веры, рассмотренной и допущенной критическим рассудком. Но если же свобода воли всё-таки существует, то она состоит только в признании безусловно обязательного нравственного долга.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что её основные результаты вносят существенный вклад в исследование русской философской традиции. До настоящего времени творчество А. И. Введенского оставалось за рамками широкого философского обсуждения и не было проанализировано столь многосторонне. Это сохраняло неполноту общей картины развития русской философской мысли. В практическом отношении основные положения и текст диссертации могут быть использованы для преподавания дисциплин общефилософского направления («Систематическая философия», «История философии», «Религиозная философия»).

Апробация результатов исследования осуществлялась:

в ходе написания научных работ, общим объёмом 2,2 п. л.;

в ходе обсуждения отдельных проблем диссертационного исследования на заседаниях кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А. С. Хомякова Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в 2006–2009 гг.;

в ходе выступлений на секционных заседаниях: конференции преподавателей и аспирантов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в 2007 г.; конференции «Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований», организованной при поддержке РГНФ в 2008 г.; конференции «Формирование морально-ценностных и правовых основ современной культуры: истоки и перспективы» в 2008 г.;

в ходе преподавания курсов «История философии», «Систематическая философия», «Логика».

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографии.