Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа Самошонков Кирилл Николаевич

Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа
<
Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самошонков Кирилл Николаевич. Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Москва, 2004 140 c. РГБ ОД, 61:04-9/516

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения религиозных конфликтов

1. Понятие, природа конфликта в философии 13

2. Понятие религиозного конфликта 30

3 Причины возникновения религиозных конфликтов 47

Глава II. Конфликты на почве религии в современном мире

1. Особенности возникновения и развития религиозных конфликтов в зарубежных странах 68

2. Религия как один из факторов конфликтных ситуаций в России 93

Заключение 119

Список литературы 122

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Религиозный ренессанс, начавшийся в России в первой половине 90-х годов прошлого века, стал следствием глубоких социальных, политических, экономических и культурных изменений в нашем обществе. Именно в эти годы заметно вырос уровень религиозности в стране, что неизмеримо обогатило духовную жизнь общества, но в то же время породило множество различных проблем.

Наиболее острой из этих проблем является конфликтный потенциал в религиозной сфере. Это выражается в конфликтах приверженцев различных вероисповеданий, интенсивном распространении в российской конфессиональной среде новых религиозных движений. Религиозные конфликты, нередко сопровождаемые проявлениями агрессии, насилия и нетерпимости, зачастую усиливают социальную напряженность в современном российском обществе. В этих условиях изучение интегрирующего и дезинтегрирующего влияния религии на современное общество имеет большую практическую значимость.

Справедливости ради следует отметить, что религия одновременно обладает возможностью снятия конфликтных ситуаций, гармонизации межнациональных отношений, ослаблении психологической напряженности в периоды социальных обострений, стабилизации общественно-политической ситуации в стране и т.д. Признавая данное обстоятельство, автор, тем не менее, сосредоточивает свое внимание именно на конфликтогенной стороне исследуемого феномена.

Актуальность исследования обусловлена тем, что религия в общественной жизни никогда не выступала в так называемом «чистом виде». Особенно это относится к современности. Религия глубоко интегрирована во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт и, несмотря на заявления отдельных религиозных лидеров об аполитичности конфессий, -в политику. Поэтому социальные конфликты, пронизывающие различные

4 сферы общественной жизни, находят отражение в религии, и наоборот -конфликтогенные процессы, возникшие на религиозной почве, разрастаясь и усиливаясь, неизбежно влияют на характер социальных отношений, в первую очередь политических, экономических, межнациональных.

Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого феномена, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения.

Обострению внутриконфессиональных и межконфессиональных противоречий способствуют, на взгляд автора, две группы факторов -социеталъные и собственно внутрирелигиозные.

К социеталъным факторам, внешним по отношению к самой религиозной подсистеме, относятся общественные явления и процессы, произошедшие в государственном и политическом устройстве страны и повлиявшие на отношения государства, общества и религиозных объединений:

этнизация религии, в ходе которой религия становится опорой
национализма и сепаратистских движений, вследствие чего этнические
конфликты приобретают религиозную окраску;

D политизация религии, проявляющуюся в том, что различные политические силы, разыгрывая религиозную карту, сталкивают между собой конфессии, на которые сделаны (или не сделаны) ставки;

D слабость, точнее, недостаточная разработанность законодательной базы, регламентирующей взаимодействие государства и религиозных организаций; периодические нарушения принципа свободы совести и вероисповедания со стороны государства и отдельных граждан.

К собственно внутрирелигиозным факторам относятся:

религиозная нетерпимость, осложняющая отношения внутри и между
различными конфессиями;

5 D жесткая конкуренция на религиозном «рынке», означающая борьбу за

паству, за обладание возвращаемыми государством культовыми

зданиями и иным имуществом, за поддержку со стороны СМИ, властей

и лидеров общественного мнения и так далее; D асоциальный или экстремистский характер некоторых религиозных

практик, способствующий росту социальной напряженности.

Религия наряду с национализмом остается мощным инструментом воздействия на общественную жизнь и политику в странах Азии и Африки. Здесь на почве обострения взаимоотношений между национально-этническими и религиозными группами происходит основная часть острых конфликтов, вооруженных столкновений и войн. Это создает угрозу безопасности, целостности и стабильности не только отдельных стран и регионов, но и мировой системы в целом, поскольку часто эти столкновения становятся оправданием для вмешательства одних государств в дела других. В этой связи крайне важным представляется систематический анализ причин, форм проявления и путей преодоления религиозных конфликтов в геополитическом контексте.

Актуальность исследования объясняется и тем фактом, что

до сих пор не определены сущностное содержание, принципы и приоритеты, стратегические и тактические цели государственной вероисповедной политики, формы и методы ее реализации;

все явственнее проявляется тенденция свести конституционное право граждан на свободу совести исключительно к свободе вероисповеданий, т.е. подменить понятие широкое, объемное - узким и одномерным;

налицо эрозия таких конституционных принципов свободы совести как: отделение церкви от государства и школы от церкви, равенство религий перед законом, равенство прав граждан вне зависимости от их мировоззренческих взглядов.

действия органов власти и органов управления (центральных и местных) приобретают устойчивый «проправославный» характер, что ведет к

игнорированию интересов не только верующих иных конфессий, но и неверующих.

Таким образом, все сказанное подтверждает актуальность данного научного исследования, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексное исследование религиозных конфликтов наиболее продуктивно с позиций междисциплинарного подхода, предполагающего рассмотрение изучаемого феномена с философской, исторической, религиоведческой, социологической, этнологической и культурологической точек зрения. Анализ литературы показывает, что в рамках указанных дисциплин отечественными и зарубежными авторами накоплен значительный материал по данной тематике. В рамках зарубежной и отечественной науки автор выделяет следующие направления исследований, связанные с проблематикой религиозных конфликтов:

теоретическое осмысление интегрирующих и дезинтегрирующих общество функций религии (П. Бергер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, К. Маркс, С. Хантингтон)1, реализуемое в исследованиях религиозной ситуации в России (Ю.Ф. Борунков, В.И. Гараджа, Н.С. Гордиенко, Ю.П. Зуев, И.Я. Кантеров, Л.Н. Митрохин, А.А. Нуруллаев, Ф.Г. Овсиенко, А.С. Попов, Н.А. Трофимчук, И.Н. Яблоков и др.)2;

1 Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер./ Моск. филос.
Фонд. - М.: Academia-центр: Медиум, 1995; Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс,
1990; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии / Пер. с фр. и подгот. изд. А.Б.
Гофман. - М.: Наука, 1991; Зиммель Г. Избранное: Пер. с нем. T.1: Философия культуры.- М.: Юристь, 1996;
Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О религии: Сборник. - М.: Политиздат, 197S; Хантингтон С. Столкновение
цивилизаций? // ПОЛИС: Полит, исслед. -1994. - № 1.

2 Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: Мысль, 1971; Гараджа В.И. Религиеведение: Учеб.
пособие для вузов.- М.: Аспект-Пресс, 1995; Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - Л.:
Лениздат, 1987; Зуев Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность в
современной России // Религия и политика. М. 1998; Кантеров И.Я. Клерикализм сегодня. - M.: Знание, 1988;
Митрохин Л.Н. Религия и культура (социально-философские очерки)/ РАН. Ин-т истории. - M.: ИФРАН,
2000; Нуруллаев А.А. Религия: влияние на интеграционные и дезинтеграционные процессы в российском
обществе // Религия, национальное согласие и возрождение России. - М.: Луч, 1993; Овсиенко Ф.Г.
Совершенствование межцерковных отношений как фактор стабилизации современного общества // Религия,
национальное согласие и возрождение России. - M.: Луч, 1993; Попов А.С. Социальное значение религии и

анализ роли религиозного фактора в этнических конфликтах (Л.А. Баширов, М.П. Мчедлов, А.А. Нуруллаев, В.Н. Рагузин, М.Е. Орлова, Д.Б. Малышева) ;

изучение религиозной мотивации социально-политических конфликтов и движений социального протеста (В.И Добреньков, М.И. Одинцов, А.А. Радугин, Д.Е. Фурман)4.

Исследования новых религиозных движений, обладающих конфликтогенным характером, начались в США и странах Западной Европы в 70-х гг.; спустя два десятилетия они стали актуальными и для российских социологов. Вопросы методологии анализа новых религиозных движений рассматриваются в работах Е. Баркер; типологии «нетрадиционных религий» предложены, в частности, Е.Г. Балагушкиным5. В России, исследования посвященные специфике деятельности в данном социокультурном контексте проводились Л.И. Григорьевой, Л.С. Ембулаевой, Л.Н. Митрохину, В.К. Пинкевичу, Н.А. Трофимчуку6.

атеизма: история, современность. - М.: Знамя, 1989; Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / РАГС при Президенте РФ, Ком. по связям с религиоз. орг. Правительства Москвы; Балагушкин Е.Г., Баширов Л.А. Трофимчук Н.А. (рук.) и др. - М.,1996; Яблоков И.Н. Социология религии. - М.: Мысль, 1979.

Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. (Точка зрения) / РАГС при Президенте РФ. Каф. религиоведения. - М.: Изд-во РАГС, 2000; Мчедлов М.П. Этнонациональное и религиозное сознание: проблемы взаимосвязи// Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 5. - M., 1997; Нуруллаев А.А. Религиозный фактор в межнациональных отношениях// Возрождение культуры России: диалог культур и национальные отношения. - СПб.: Знание, 1996; Рагузин В.Н. На острие российской геополитики / РАГС при Президенте РФ. Каф. религиоведения.- М.: Издательство РАГС, 1999; Орлова М.Е. Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. - M.: Наука, 1994; Малышева Д.Б. Региональный и международный аспекты чеченского конфликта // Региональные конфликты в Азии и Северной Африке. - M., 1997.

4 Добреньков В.И., Радугин А.А. Христианская теология революции. - М.: Политиздат, 1990; Одинцов М.И.
Религиозный фактор и политический конфликт: в прошлом и настоящем России // Политическая теория:
тенденции и проблемы. - М.: Луч, 1994; Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и
современные религии: Курс лекций: Учеб пособие. - М.:ЦЕНТР, 1996; Фурман Д.Е. Религия и социальные
конфликты в США. - М.: Наука, 1981.

5 Баркер А. Новые религиозные движения- СПб: РХГИ, 1997; Балагушкин Е.Г. «Новые религиозные правые»
в современной России: (Обзор печати) // Религия и политика в посткоммунистической России. - M., 1994.

6 Григорьева Л.И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ: Дис... д-ра
филос. наук / РАГС при Президенте РФ. Каф. религиоведения. - М., 2000; Ембулаева Л.С. Протестантизм о
взаимоотношениях человека и общества (на материалах баптизма): Автореф. дис... канд. филос. наук/ АОН
при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма. - M., 1989; Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность: (Филос-
социол. очерки). - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманитар. Ин-та, 1997; Пинкевич B.K. Вероисповедальная
система Российской империи // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит.
бюллетень № 4 (28) 2001. - М.: РАГС, 2001; Новые религиозные культы, организации, движения в России.
Отв. ред. Трофимчук H.A. - М.: РАГС, 1998.

Значительный вклад в изучение проблем межконфессиональных и государственно-церковных отношений в современной России вносят ученые кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Серьезного внимания заслуживают научные разработки, представленные центром «Религия в современном обществе» под руководством М.П. Мчедлова.

Вместе с тем анализ научной литературы показывает, что конфликтогенные процессы в религиозной среде еще недостаточно изучены и требуют дополнительного комплексного рассмотрения. Поэтому обращение диссертанта к данной проблеме, находящейся на стыке многих общественных наук, потребовало включения в научный оборот большого массива литературы, представляющей во многом еще дискуссионный понятийный аппарат религиозной проблематики.

Важно отметить, что в рамках российской социологии религии и религиоведения большинство из указанных направлений находятся в стадии формирования. Фактически отсутствует глубокая теоретико-методологическая база изучения конфликтности в религиозной сфере, также наблюдается недостаток эмпирических исследований данного феномена. Собственно религиоведческих работ, посвященных целенаправленному анализу религиозных конфликтов, практически нет. Немногочисленные исследования по данной проблематике исследуют в основном локальные во времени и пространстве религиозные конфликты, что усиливает ощущение дефицита теоретических разработок в данной области.

Отметим, что комплексный анализ конфликтогенных ситуаций на религиозной почве в современном обществе, в рамках междисциплинарного исследования еще не проводился. Поэтому настоящая диссертация может быть определенным вкладом в разработку этой проблемы.

В общих чертах, состояние научной разработанности избранной диссертантом проблемы таково: а) категория «религиозный конфликт» в научной сфере российского общества малоисследованна; б) теоретико-

9 методологическая база для проведения подобных исследований практически

не сформирована. Актуальность темы, ее сложность и дискуссионность, а также недостаточная разработанность определили цель и задачи исследования Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы провести социально-философский анализ религиозных конфликтов в обществе, научно обосновать пути их предотвращения и разрешения.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: D систематизировать понятийный аппарат, связанный с использованием

научной категории «религиозный конфликт»; D предложить своё определение научного понятия «религиозный конфликт»,

исходя из своеобразия современного религиоведческого процесса; D выявить причины возникновения и развития конфликтов в религиозной

сфере; D определить особенности проявления и протекания религиозного конфликта

в многонациональном и многоконфессиональном обществе; обобщить опыт поиска путей предотвращения религиозных конфликтов, устранения причин конфликтогенных ситуаций, урегулирования уже существующих конфликтов. D на основе проведенного исследования выработать соответствующие рекомендации органам исполнительной власти по данной проблеме. Объектом исследования является феномен религиозного конфликта. Предмет исследования - причины возникновения, формы проявления, основные тенденции развития религиозного конфликта.

Методологическая и источниковая база исследования. При изучении проблемы автор исходил из принципов научной объективности, диалектической взаимосвязи и социальной обусловленности общественных явлений, непредвзято-толерантного отношения к различным конфессиональным общностям.

Междисциплинарный характер проблемы обусловил необходимость ее философского, исторического, социологического анализа с применением методов дедукции, анализа и синтеза.

Теоретической основой диссертации стали труды отечественных и зарубежных философов, историков, социологов, религиоведов, психологов, конфликтологов, этнологов. Методологическую основу толкования религии как философско-социального явления составили работы, выполненные в области теоретического религиоведения.

Источниками исследования являются публикации российских и зарубежных авторов, материалы дискуссий по различным аспектам, касающимся места религии в жизни общества, межконфессиональных и межнациональных отношений, возникающих при этом конфликтов и форм их разрешения и гармонизации.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Настоящая работа входит в число первых диссертационных исследований, посвященных комплексному социально-философскому анализу религиозного конфликта. Автором

проанализирован категориальный аппарат, используемый при рассмотрении религиозных конфликтов, предложена авторская трактовка понятия «религиозный конфликт»;

осуществлен социально-философский анализ различных идеологических доктрин и концепций, основанных на национально-религиозном факторе и выдвигаемых в том или ином обществе в качестве общенациональной идеи;

D определены особенности проявления религиозного конфликта в многонациональном и многоконфессиональном обществе, выявлены условия, при которых исследуемое явление может служить социальной интеграции или дезинтеграции;

D рассмотрен и обобщен опыт взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных властей по упреждению конфликтных ситуаций между различными вероисповедными группами населения;

сформулированы и определены практические рекомендации для органов
государственной власти по гармонизации взаимодействия религиозных
объединений и общества.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они дают возможность совершенствовать федеральное и региональное законодательство в сфере свободы совести и взаимоотношений государства и религиозных объединений, способствуют прогнозированию и возможному моделированию конфликтогенных процессов в религиозной сфере. Это позволит не только упреждать назревающие религиозные конфликты, но и по возможности вводить их в регулируемое государственными структурами русло.

Выводы и практические рекомендации, сделанные диссертантом, позволят федеральным, региональным и муниципальным органам власти разработать свои программы по организации взаимоотношений между религиозными объединениями и обществом.

Результаты исследования также могут быть использованы при чтении курсов лекций по религиоведению и конфликтологии и т.д.

Апробация исследования. Теоретические положения и практические выводы исследования обсуждены на заседаниях кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Часть положений, выводов, предложений научного исследования нашла отражение в публикациях автора. Апробация работы осуществлялась также в форме научных докладов и сообщений автора на:

международной конференции «Цивилизационные аспекты единства
мусульманских сообществ (Москва, 16-17 октября 2003 г.);

D научно-практической конференции «Религия в современном политическом процессе» (Москва, 20-21 февраля 2004 г.);

12 международной конференции «Мусульмане за мир о согласие» (Москва, 27 мая 2004 г.).

Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

Понятие, природа конфликта в философии

Понятие конфликта принадлежит как к обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим специфическим смыслом. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений -от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - столкновение. Анализ определений конфликта, принятых в различных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения: 1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война. 2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей. 3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций. 4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.

Научное определение конфликта дать довольно сложно ведь, как пишет Ф. Е. Василюк, «если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы абсолютно бессодержательно: конфликт - это столкновение чего-то с чем-то»1.

Предваряя терминологическое разграничение, выполненное в современный период представителями различных школ и направлений в российской и зарубежной конфликтологии, нам хотелось бы обратиться к истории формирования данного понятия с древнейших времен. В частности, первые дошедшие до нас исследования рассматриваемой проблемы относятся к VII-VI векам до нашей эры. Китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего - во взаимоотношениях присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей.

В Древней Греции возникает философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Анаксимандр утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» -единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Борьба всеобща и «...все происходит через борьбу и по необходимости», - писал он1.

К этому периоду относятся первые обобщения, касающиеся роли такого социального конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платон рассматривал ее как величайшее зло - «... главный источник частных и общественных бед»2.

Гераклиту противоречил и Геродот. Он утверждал, что «...никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира - дети отцов»3. Философ-материалист Эпикур также считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-нибудь людей жить в состоянии мира.

Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтации в общественной жизни, уже тогда пытались определить критерии «справедливого» и «несправедливого» насилия. В частности, Цицерон выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне», которая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага1. Аврелий Августин добавил к условиям Цицерона «справедливость намерений» ведущего войну. Его рассуждения о войне и мире звучат вполне современно: «...те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям»2.

В средние века Фома Аквинский, развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: на нее должна быть «авторизованная компетенция», то есть санкция со стороны государственной власти. Хотя в целом, по его мнению, «...война и насилие являются всегда грехом»3.

Одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Никколо Макиавелли. Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда теологических взглядов на источники общественного развития. Он считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению. Макиавелли одним из источников социального конфликта считал знать, сосредоточивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него. «Выполнять эту миссию призвано государство», - считал мыслитель1.

Эразм Роттердамский отмечал, что «...война сладка для тех, кто ее не знает», и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые слои населения и страны2. Анализируя причины войн, Э. Роттердамский подчеркивал, что часто низменные и корыстные качества правителей ввергают народы в войны.

Гуго Гроций допускал возможность войны между суверенными государствами, в которой обе стороны убеждены в собственной правоте. Его рассуждения заложили теоретическую основу для позднейшего понятия нейтралитета.

Интересны идеи относительно природы конфликтов, высказанные английским философом Фрэнсисом Бэконом. Он впервые подверг основательному теоретическому анализу систему причин социальных конфликтов внутри страны. Среди них ключевую роль играет бедственное материальное положение народа. Возникновению конфликтов способствует пренебрежение государей мнениями сената и сословий, политические ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков, а также «пасквили и крамольные речи»3.

Понятие религиозного конфликта

Религиозные конфликты могут пониматься двояко: во-первых, как собственно конфликты между конфессиями в их внутреннем вероисповедальном, доктринальном смысле и, во-вторых, как конфликты больших социальных групп, относящих себя к верующим той или иной конфессии. В первом случае межконфессиональные конфликты есть противоборствующее взаимодействие различных конфессий, а во-втором -социальная, общественная проекция этих отношений, т.е. уже как бы вторичный, пропущенный через общественную призму конфликтный способ функционирования конфессий.

Более того, под религиозным конфликтом зачастую понимают и внутриконфессиональные конфликты, такие как возникновение ересей, и межконфессиональные, например, некоторые исследователи указывают на то, что религиозный конфликт возникает в результате попыток представителей одной конфессии навязать последователям другой конфессии свою систему верований, а если это не удается - принудить их к этому силой или даже уничтожить. Силой обратить мусульман в христианство, угрозами заставить евангелистов отречься от «лютеровой ереси» и т.д. Другими словами, речь идет о крайней форме межконфессиональных конфликтов - религиозных войнах. Ученые, специалисты по-разному толкуют понятие религиозного конфликта. В частности, известный социолог Макс Вебер под «религиозным конфликтом» понимал «борьбу статусных групп», которые утверждали исключительность собственного «стиля жизни»2. В исследованиях религиозных систем древних Китая, Индии, Израиля Вебер преимущественное внимание обращает на проблему соотношения религиозных верований и статусных и властных привилегий (положительного и отрицательного характера) групп, составляющих общество. Кроме того, он анализировал деятельность лидеров соответствующих религиозных движений, которые сформулировали идейное ядро соответствующих мировых религий. Влияние этого ядра - степень его приятия и поддержки - не может быть выведено из условий способа производства. Это влияние можно объяснить взаимодействием двух обстоятельств: во-первых, оно есть результат реакции на материальные и идеальные интересы вполне определенных социальных групп, а во-вторых, это результат творческого воздействия религиозного вдохновения и харизматической личности, которые действуют как «независимые переменные».1

С точки зрения Вебера, мировоззренческие установки мировых религий созданы вполне определенными социальными группами, занимавшими четко обозначенное социальное положение и обладавшие соответствующим статусом в обществе. Это - конфуцианские ученые, индуистские брахманы, иудейские левиты и пророки, христианские священники. Каждая из этих групп имела свой «стиль жизни» и утверждала определенную совокупность религиозных убеждений. Особое внимание Вебера привлекал вопрос о том, каким образом взгляды нескольких человек, одаренных харизматическим вдохновением, превращались вначале в «стиль жизни» некоторой статусной группы, а затем, в конце концов, в доминирующую ориентацию всей цивилизации. Именно отсюда и проистекали основные вопросы, которые он изучал при сравнении соответствующих цивилизаций в тот момент их становления, когда возникали соответствующие религиозные убеждения.

Теоретические позиции Вебера при этом отражают определенную явно выраженную конфликтную направленность. Исходная позиция Вебера состоит в том, что всякое общество можно понять как состоящее из привилегированных статусных групп, которые озабочены прежде всего тем, чтобы сохранить в неизменности или упрочить влияние сложившегося «стиля жизни» путем установления социальной дистанции и исключительности, с одной стороны, и монополизации экономических возможностей - с другой. Чтобы разобраться в стабильности и динамике какого-либо общества, мы должны попытаться понять усилия этих групп в их соотношении с идеями и ценностями, распространенными в обществе. Мы можем выбрать и другой путь исследования: найти для каждой данной идеи или ценности те статусные группы, материальный и идеальный образ жизни которых упрочивается благодаря этим ценностям и идеям.

Таким образом, Вебер подходит к изучению религиозных идей с точки зрения их отношения к коллективным действиям и прежде всего с точки зрения изучения тех социальных процессов, благодаря которым прозрение и вдохновение нескольких становится убеждением множества людей. Он полагает, что каждая социальная группа характеризуется склонностью к идеям определенного направления, соответствующим их образу жизни: крестьяне склонны к поклонению природе и магии, христианское благочестие представляет собою типичный феномен городской буржуазной культуры, военная аристократия, как и другие политически доминирующие группы, обладает специфическим чувством чести, которое несовместимо с идеализацией смирения и т. д.

Обе линии исследовательской деятельности имеют в своем основании общее допущение, состоящее в том, что общество является совокупностью статусных групп, идеи и интересы которых в какой-то части расходятся, а в какой-то части совпадают. При этом расхождение идей и интересов является реакцией на расхождение статусных ситуаций, а перекрещивание или совпадение их идей и интересов может быть объяснено при изучении прошлых конфликтов и способов их разрешения, которые воплотились в сложившихся формах господства и согласия.

Понимание общества как некоторого баланса противостоящих сил дает ключ к пониманию того, почему Вебер отказывается от попыток рассматривать социальные структуры в качестве чего-то целого. Социология, с его точки зрения, это изучение сознательного поведения индивидов в обществе, а такие коллективные образования, как государство, нация, семья, не «действуют», не «поддерживают себя» и не «функционируют». Между индивидами существует важная связь, которая может способствовать стабилизации общества. Действие каждого человека ориентировано на действия других, и люди придают специфическую ценность тем коллективным образованиям, в которых они участвуют. Но это не значит, что эти коллективности существуют в виде некоторых целостностей высшего порядка.

Особенности возникновения и развития религиозных конфликтов в зарубежных странах

Для иллюстрации теоретических положений, высказанных в I главе, мы обратимся к религиозным конфликтам в развивающихся странах, так называемых странах третьего мира. По нашему мнению, одним из главных факторов возникновения религиозных конфликтов в частности, как и социальных конфликтов в общем, является политико-экономическая ситуация в государстве. Высокий уровень толерантности напрямую зависит от уровня жизни общества.

Данный ракурс исследования выбран потому, что, во-первых, религия наряду с национализмом остается мощным рычагом воздействия на общественную жизнь и политику в странах Азии и Африки. Здесь на почве обострения взаимоотношений между национально-этническими и религиозными группами происходит большая часть бурных конфликтов, вооруженных столкновений, войн. Во-вторых, конфессиональные конфликты в странах рассматриваемого региона отличаются особой интенсивностью, они создают угрозу безопасности, целостности и стабильности не только отдельных стран и регионов, но и мировой системы в целом, поскольку часто становятся оправданием для вмешательства одних государств в дела других (речь идет не только о великих державах, но и о самих развивающихся странах). В-третьих, религиозное и национальное примирение в истерзанных конфликтами и гражданскими войнами Афганистане, Ливане, Индии, Пакистане, Нигерии, Анголе, Судане, многих других странах и регионах Азии и Африки невозможно без учета позиций представителей различных конфессий, религиозных групп и организаций (религиозный фактор может стать и источником разжигания конфликтов, и способствовать выработке политики национального согласия). Наконец, вопрос о воздействии религии на внутренние и межгосударственные конфликты в развивающихся странах, на их внешнюю политику принадлежит к числу сравнительно малоизученных в религиоведении. Более того, как пишет исследователь Ю.Г. Сумбатян: «За сорок с небольшим лет в Африке произошли 18 полномасштабных гражданских войн, более 100 военных переворотов, зарегистрировано 11 случаев геноцида и массового политического террора»1.

Существует целая группа постоянно действующих противоречий, лежащих в основе религиозных конфликтных ситуаций в зарубежных странах.

В первую очередь к ним относится поликонфессиональный характер государств, который в сочетании со сложной этнолингвистической структурой, сохранением большого числа традиционных институтов при нерешенности имеющихся проблем создают потенциальные возможности для возникновения конфликтов.

В ряде случаев религиозное соперничество, да и сама конфессиональная неоднородность (особенно в Южной Азии и Тропической Африке), обостряющая межэтнические и территориально-государственные конфликты, является наследием колониального прошлого, когда отдельные страны или группы стран (например, в Африке на побережье Гвинейского залива или Индийского океана) превращались в арену острого соперничества миссионеров ислама, католицизма, протестантизма, синкретических афро-христианских, традиционных и прочих религий.

Наконец, к числу постоянно действующих факторов, способных привести к конфликту, относится культивировавшаяся ранее и по традиции сохраняющаяся дискриминация в отношении отдельных религиозных групп населения. Одной из причин восстания мусульманских меньшинств на Филиппинах стала политика правительства Манилы, игнорирующего с колониальных времен развитие провинций, населенных мусульманами. В Чаде в основе неприязненного отношения негроидных племен «юга», исповедовавших христианство или местные традиционные религии, к арабам «севера» лежат события отдаленного прошлого, когда «юг» служил для мусульман «севера» источником дешевой (рабской) рабочей силы.

Идентификация национального и религиозного приводит к появлению стереотипов, прочно укоренившихся в массовом сознании населения стран Востока: индиец - индуист, малаец - мусульманин, пенджабец - сикх, араб -мусульманин, еврей - иудаист и т.п. По словам Р.Н. Исмагиловой, этот стереотип является «не обобщением действительных черт, присущих тому или иному народу, а производным соответствующей социальной ситуации и исторических пережитков»1. Подобные стереотипы широко используются для всякого рода идеологических и политических спекуляций деятелями, распространяющими в народе массовые, эмоционально и интеллектуально упрощенные, удобные обывателю мифы. В итоге национальные и религиозные противоречия, охватывающие широкий диапазон человеческих отношений (политических, экономических, социальных, идеологических, психологических), не только не сглаживаются, но, напротив, обостряются.

Помимо постоянно действующих противоречий существует группа внутренних факторов, создающих потенциальную возможность конфликта. Так, предпосылками конфликта могут стать неравенство в социально-экономическом развитии представителей отдельных конфессий, нерешенность экономических проблем. Источник конфликтной ситуации заложен и в осуществлении на практике «права большинства», когда в условиях плюралистической религиозной структуры государства какая-либо религиозная группа, община или каста оказывается беззащитной перед привилегиями конкурирующей группы, которые выражаются в «благосклонности», «покровительстве» последней со стороны государственной власти.

Причиной конфликтной ситуации могут стать действия властей, направленные на сокращение или полное прекращение процесса миграции населения (часто инорелигиозного) из одной страны в другую или внутри страны в поисках работы и лучших условий жизни. Например, этносоциальный конфликт в Индии, начавшийся в 1979 г., был вызван беспрецедентным по масштабам антииммигрантским движением в штате Ассам, где мигранты из Западной Бенгалии и Бангладеш составили в ряде округов большинство населения. Во многих районах это движение проходило под лозунгом защиты интересов «сыновей земли», то есть местного населения, а на северо-востоке приняло характер экстремистских кампаний за изгнание «чужаков»1.

Разжигая этнорелигиозную рознь, искусно направляя гнев населения против национальных или религиозных меньшинств, против «чужаков»-иммигрантов, власти пытаются, как правило, отвлечь внимание от внутренних неурядиц, от собственных просчетов, вызванных некомпетентным вмешательством в экономику, пренебрежительным отношением к социальным проблемам.

Религия как один из факторов конфликтных ситуаций в России

Специфика религиозной жизни России — ее многоконфессиональность. На территории страны действуют религиозные организации, представляющие более 60 конфессий. Поликонфессиональный характер Российской Федерации объясняет немалую сложность отношений между конфессиями, а это накладывает отпечаток на характер связей государственных структур, как федеральных, так и региональных, с конкретными религиозными институциями. К этому надо добавить, что в стране, не имеющей государственной идеологии, у части общества существует установка, что ее роль может выполнять религия в том или ином конфессиональном выражении. Существенно и то, что религия воспринимается человеком как фактор самоидентификации. Размежевание населения многонационального Российского государства по этноконфессиональному признаку стало отличительной чертой нашего времени и поощряется к тому же некоторыми религиозными лидерами. Для части наших сограждан религиозность выступает как форма протеста и ухода от неприемлемой для них социально-политической действительности. Наконец, многими россиянами религия воспринимается как важнейший элемент национальной культуры.

Для того чтобы полнее рассмотреть проблемы конфликтов, возникающих в религиозной сфере в России, на наш взгляд, сначала необходимо обратиться к истории, поскольку большинство противоречий в конфессиональной жизни страны зарождались в процессе становления нашего государства.

Религиозная жизнь России на всем тысячелетнем протяжении религиозной истории нашего государства изобилует кровопролитными войнами, жесточайшими расправами, беспощадными столкновениями мнений, убеждений личностей, групп, сообществ и организованных структур. Во главе угла этих драматичных и подчас самых жестоких событий религиозной жизни был и остался конфликт. Сказать, что он служил только движению вперед, как это всегда говорят, обходя острые углы, будет неправильно. Потому что религиозные конфликты не только служили поступательному развитию, а, наоборот, на одних этапах истории они тормозили движение вперед, на других уводили в сторону, а на третьих и вовсе поворачивали вспять.

Анализ основных событий гражданской истории и событий религиозной жизни, приведенных в составленной учеными РАГСа таблице, показывает, что из выбранных 126 событий из жизни православных и старообрядцев, имевших место за прошедшую тысячу лет, 57 были связаны с конфликтом. Аналогичная картина и у других религий. 23 события из 53 из истории ислама, иудаизма и буддизма России носили конфликтный характер1.

Таковы были восстания новгородцев против властей в 989 году в связи с введением христианства. Большой кровью обошлось волхвам в 1024 году недовольство против богачей и церковных иерархов. Летописи, описывая народные возмущения, неоднократно упоминают о том, как возмущенные «простецы», «меньшие люди» сопротивляются князьям, боярам и одновременно «князьям церкви» - епископам, архимандритам и прочим2.

Источники XIII - XV веков приводят немало сведений о борьбе крестьян против монастырей, захватывающих их земли. Ярким проявлением выступлений против официальной православной церкви стали реформационные движения. Начало их относится к концу XIII - XIV столетию. Это пора антиордынских восстаний, происходивших в разных местах - Новгороде, Ярославле, Ростове, Суздале, Твери. В этой борьбе, носившей национально-освободительный характер, «ясно различимы, - по словам известного историка А.И. Клибанова, - мотивы социального протеста, и, прежде всего, против сотрудничавших с оккупантами бояр и верхов духовенства»1. Имелись и другие причины для недовольства, которое появлялось и нарастало в среде и мирян, и самого духовенства, прежде всего низшего. Это - поборы в виде податей: подворной с мирян и низших церковнослужителей; со вторых - рождественский (сборной - епископам за объезд епархии) и «благословенной куницы (за подтверждение епископом права священников на занятие должности).

Взимание податей и пошлин доводило нередко до разорения священников, дьяконов, причетников. Не помогала и работа на земельных прирезках, которые они получали от земельных приходов.

Уже с XI века митрополиты, а затем и другие иерархи сосредотачивают в своих руках земельную собственность. В конце XII века митрополит, кафедра которого была уже перенесена из Киева на северо-восток, владел большим количеством земель во Владимиро-Суздальском княжестве. Новгородскому архиепископу принадлежало до трети всех церковных земель. В начале XVI века глава Русской православной церкви имел более 530 сел и деревень. Не гнушались иерархи и ростовщичеством.

Все сказанное делает понятным широко распространившееся недовольство простого народа церковью. Еще во второй половине XII века известный проповедник Кирилл Туровский с сокрушением говорил о «недовольствах» священников. Он же обличал ростовского епископа Федора за «исхещение» имений, ограбления, заточения, «безмилостивные мученья», принуждения к рабским работам.

Антицерковные брожения вызвал созыв в 1274 году церковного собора во Владимире. На нем иерархи обвинялись в симонии «...неции от братии нашея дързнуша продати священный сан», «невозложено Богу работати и мамоне». Священникам противопоказаны были лжесвидетельствования, ростовщичество, «удручение» челяди излишней работой .

Большой резонанс в церковной среде вызвал выход Трифоновского сборника, который со стороны низших священнослужителей осуждал церковных иерархов, а со стороны последних был еретическим, так как, игнорируя храмы, разрешал читать книги и петь молитвы в домах. Это была скрытая ересь. Позднее она превращается в открытую. В Великом Новгороде происходят открытые антицерковные выступления. В Пскове объявляются стригольники. Так звали непосвященных причетников, имевших особую стрижку.

В 1416-1427 годах митрополит московский Фотий посвящает этим врагам церкви и веры христовой четыре послания. Помимо Пскова центром антицерковного движения становится в это же время Тверь. Федор Добрый затеял здесь «расприю», то есть спор о рае, чудесах, сверхъестественных явлениях. Даже еретичество обнаружилось и в Ростовской земле, Нижегородской, Суздальской.

Похожие диссертации на Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа