Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация как философско-антропологическая проблема Мандшир Должин

Социализация как философско-антропологическая проблема
<
Социализация как философско-антропологическая проблема Социализация как философско-антропологическая проблема Социализация как философско-антропологическая проблема Социализация как философско-антропологическая проблема Социализация как философско-антропологическая проблема Социализация как философско-антропологическая проблема Социализация как философско-антропологическая проблема Социализация как философско-антропологическая проблема Социализация как философско-антропологическая проблема Социализация как философско-антропологическая проблема Социализация как философско-антропологическая проблема Социализация как философско-антропологическая проблема
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мандшир Должин. Социализация как философско-антропологическая проблема : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Москва, 2000.- 134 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/196-0

Содержание к диссертации

Введение

Первая глава: Философское постижение феномена социализации 10-42

1.1 . Философия человека о социальности 10-24

1.2.Человек и общество 24-42

Вторая глава: Социализация как антропологический феномен .. 43-93

2.1. Человеческие потребности 43-58

2.2. Социальный характер и его разновидности 58-93

Третья глава: Социализация как процесс 94-123

3.1. Механизмы социализации 94-104

3.2.Факторы социализации 104-123

Заключение 124-127

Списка используемой литературы 128-134

Введение к работе

Было бы, вероятно, полным преувеличением заявить, будто вопросы социализации изучены слабо. Эта тема постоянно привлекает внимание философов, социологов, историков, психологов и культурологов. Исследователи обращают внимание на сам феномен социализации, на его механизмы, на социальные институты, которые обеспечивают этот процесс. Они пишут также о трудностях социализации, о ее противоречиях и связанных с нею коллизиях.

Однако сама тема сохраняет свою злободневность. Актуальность проведенного исследования обусловлена прежде всего тем, что в XX веке механизмы традиционной социализации стали давать сбой. В современном мире растет массив десо-циализированных людей, развертывает свою мощь феномен аномии, продолжает разрушительную работу маргинилизация общества, обнаруживаются массовые деструктивные явления.

Актуальность темы усиливается также в связи с проблемами европейской культуры, которая имеет своим истоком персоналистскую традицию. Уже древние греки стали рассматривать тему человека как вполне самостоятельную. Для европейской культуры это было важным событием. Человек в античной философии нередко ставился выше общества и государства. Персоналистская традиция получила наиболее полное развитие в христианстве, затем в эпоху Возрождения сложился гуманизм. Европейская философия последовательно двигалась от индивида к индивидуальности, а затем к личности. Однако индивидуализм, сложившийся в европейской культуре, дает сегодня серьезные сбои. Многие исследователи встревожены тем, что никто сегодня не хочет служить в армии, выполнять рутинную работу, находиться на низком потребительском уровне. Это создает огромные трудности для процесса социализации.

Многие современные авторы пишут сегодня о феномене глобализации, о переходе индустриальной цивилизации в постиндустриальную. Это также обусловливает актуальность темы, поскольку преображение общества ставит новые проблемы перед социальной практикой. Американские социологи Д.Белл, Э. Тоффлер характеризуя цивилизацию будущего, называют ее "информационной", "постиндустриальной". Они пишут о том, что масштабные и интенсивные преобразования касаются теперь не только сферы хозяйства, экономики, политики и культуры. Меняются и фундаментальные основы воспроизводства человека как биологического и антропологического типа. Иной становится практика образования и мышления. Действительно начинается новая эпоха. Существующие сегодня социокультурные институты и технологии управления должны быть радикально реконструированы. Таков, скажем, общий смысл последней работы Э. Тоффлера " Метаморфозы власти".

Еще один фактор, влияющий на актуальность избранной темы. Процесс социализации исследовался в основном социологами. При этом основное внимание уделялось осмыслению самого процесса, функционированию общественных институтов, механизмам социализации. Сама социализация рассматривалась главным образом как общественный феномен. При этом все отчетливее складывается представление об обществе как об "обезлюженном" и "безжизненном" социальном феномене. Назрела необходимость изучить социализацию и как антропологическое явление.

Гуманитарное знание имеет дело с человеком, его ценностями, смыслами, которым люди придают особое значение. Здесь велика роль не только сознания, но и интуиции. Огромное значение в этом комплексе знаний имеет "авантюра мысли", творческое воображение. Иначе невозможно проникнуть в сокровенный мир человека. Сегодня ситуацию в мировой философии во многом определяет антропологический поворот. Он обнаружился во второй половине XX в. Он не сводится к развитию феноменологии, персонализма и экзистенциализма, которые стали великими открытиями XX в. Антропологический ренессанс обеспечил внимание к таким вопросам, как природа и сущность человека, модусы человеческого существования, человеческая субъективность, открытость и незавершенность человеческой природы.

В ряду этих проблем находит свое место и феномен социализации. Он все чаще рассматривается как философско-антропологический феномен. Невозможно в полной мере изучить процесс социализации без учета таких сугубо антропологических проблем, как социальность человека, соотношение сознания и бессознательного, особенности психосексуального развития человека, диалектика рационального и иррационального. Именно эти вопросы и взяты мною для более углубленного изучения социализации.

Степень научной разработанности проблемы

Литература по проблемам социализации широка'и разнообразна. Огромную роль в разработке этих вопросов сыграли труды Ю.Н.Давыдова, Л.Г.Ионина, А.С.Кона, И.Б.Котовой, А.В.Мудрика, БД. Парыгина, А.В.Петровского, Е.Л.Шиянова. Ими изучены такие вопросы, как: что такое социализация личности? С помощью каких механизмов реализуется процесс социализации? Почему одним из основных факторов социализации признается семья? Какое влияние оказывают на социализацию другие социальные институты?

Понятие "социализации" обозначает взаимодействие человека с обществом. Оно имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии, социологии, педагогике, философии. Немалый вклад в разработку этих вопросов внесли психологи. Они рассмотрели, в частности, такие вопросы, как: какое влияние на процессы социализации ребенка оказывает его общение со сверстниками? Как влияют особенности этноса на процессы социализации личности?

Понятие социализации было впервые описано в конце 40-х начале 50-х гг. в работах американских психологов и социологов /А.Парк, Д.Доллард, Дж. Кольман, В.Уолтер и др./. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в американской социологии /Т.Парсонс, Р.Мертон/. В традициях этой школы понятие "социализация" раскрывается через термин "адаптация", который означает приспособление живого организма к условиям среды. Этот термин был экстраполирован в обществознание и стал означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является приспособленность лич- ности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.

Различают следующие уровни адаптации:

1/целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, но внешне соглашаясь с требованиями социальной среды, продолжает придерживаться своей системы ценностей /А.Маслоу/; 2/ взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга /Я.Щепанский/; аккомодация как наиболее распространенная форма социальной адаптации возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных особенностей человека /Я.Щепанский/; ассимиляция; или полное приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды /Ж.Пиаже/.

Существуют и иные классификации уровней социальной и психической адаптации: нормальная /защитная/, девиант-ная /отклоняющаяся/ и патологическая. Таким образом; с помощью понятия "адаптация" социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность цивилизации с гуманистической психологии, представителями которой являются А. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и другие. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации Я- концепции, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее самораізвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются российскими психологами, хотя приоритет чаще отдается первому. Так, И.С.Кон определяет социализацию как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

В философии названная проблематика рассматривается в русле темы: «человека и общество». Философия издавна пыталась разгадать тайну общества. Социальных философов всегда интересовали специфические вопросы: что такое общество? Как оно рождается? Почему человечество создало этот феномен? Про таких философов можно сказать, что они занимаются социальной историей, т.е. философским исследованием социальной жизни, коллективной человеческой деятельности.

Однако особенно продуктивно разрабатывается проблема социализации в русле философской антропологии, как она сложилась в 20-х годах XX столетия, состоит в том, что ее представители (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер и др.) поставили, в частности, и вопрос об особенностях человека как социального и природного существа.

Философские антропологи показали, что человек - уникально коммуникативное, т.е. общительное существо. "Человеческий мир в первую очередь характеризуется, собст- венно, тем, что здесь между существом и сз^ществом происходит что-то такое, равное чему нельзя отыскать в природе"[15.С153],- свидетельствует М.Бубер. Почему человек социален? Что заставляет его выстраивать многообразные социальные связи? Свободен ли человек от общества? Как осуществляется вхождение человека в мир культуры? - таковы философские проблемы социализации. В трудах таких исследователей, как Р.Г. Апресян, Л.П. Буева, И.С. Вдовина, П.С.Гуревич, А.А.Гусейнов, К.С.Долгов, В.А.Подорога, B.C. Степин исследованы многие вопросы, которые позволяют осмыслить философские проблемы социализации.

Однако проблемы социализации именно в философском ракурсе исследованы еще недостаточно. Не в полной мере освещены вопросы социальной природы человека, проблемы коммуникативности, мировоззренческие предпосылки социализации. Процесс социализации в основном рассматривается как процесс сознательного усвоения господствующих норм культуры. Между тем многие аспекты социализации связаны с бессознательной жизнью человека, на что указывает классический психоанализ, неофрейдизм, социобиология и другие направления современной философии.

Цель диссертационного исследования

Целью диссертационного исследования является рассмотрение феномена социализации внутри социальной философии и философской антропологии.

Реализация целей исследования предполагается в процессе решения следующих задач; - более углубленного рассмотрения феномена социальности в целом; - раскрытие философско-антропологической обусловленности процесса социализации; изучение бессознательных процессов социализации; истолкования понятия «социальный характер»; уточнение теоретических представлений о механизмах социализации.

Предмет исследования - философские предпосылки социализации, связанные с социальной философией и философской антропологией.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды философских антропологов, классического психоанализа и неофрейдизма.

Автор также руководствовался методами комплексности, всесторонности, объективности изучения явлений общественной жизни, что дает возможность рассмотреть проблему социализации в многообразии ее связей и отношений. Научная новизна исследования

Она состоит в рассмотрении проблемы социализации как комплексной, объединяющей усилия философов, психологов, социологов и культурологов: в разработке понятия «социализация» в системе философско-антропологического знания; в философском истолковании понятия «социальности»; в изучении таких социализирующих факторов в сфере бессознательного , - в истолковании понятия «социальный характер» в аспекте процесса социализации.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для чтения спецкурсов по философской антропологии. Они представляют ценность для самой практики социализации в Монголии, для устранения негативных аспектов социализации (аномия, деполитизация, маргинализация, деструктивность). Материалы исследования можно использовєіть при разработке учебных пособий, курсов лекций по истории философии. Апробация диссертации

Основные положения диссертации излагались на научно-практической конференции.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании сектора "история антропологических учений" Института философии РАН. Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Философия человека о социальности

Философия человека - это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего; осмысливается человеческая природа, раскрывается социальность человека и его культуротворческая деятельность.

В современной философии схвачены существенные черты, отражающие своеобразие человека как земного творца: его бытие социально; у него есть разум и ценности; он постоянно развивается; в нем сильна драма между сознанием и бессознательным; ему присуща общительность; он возвышается над природным царством, создав вторую природу-культуру.

Укажем на основные вехи в философском постижении человека. Одна из древнейших интуиции - истолкование человека как своеобразного ключа к разгадке универсума. Эта идея получила отражение в восточной и западной мифологии и античной философии. Человек на ранних ступенях развития не отделял себя от остальной природы. Он теснейшим образом ощущал свою генетическую, неразрывную связь со всем органическим миром, о чем, свидетельствует, в частности, буддизм.

Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней слитны. Процесс познания с самого начала "отягощен" способностью человека оценивать реальность как " очеловеченную", созданную по его меркам. Это находит свое выражение в антропоморфизме, то есть бессознательном восприятии космоса и божества как живых существ, подобных самому человеку. В древней мифологии и философии человек выступал как малый мир /микрокосм/ и большой мир /макрокосм/. Представление о их параллелизме и изоморфности - одна из древнейших натурфилософских концепция. Об этом свидетельствует космогоническая мифологема " вселенского человека" / индийский " Пуруша" в Ведах; [ 72 ] скандинавский " Имир" в " Эдде", китайский " Пан- Гу"/.

Наиболее развернутая типология философских постижении человека принадлежит М.Шелеру. Он выделил, во-первых, теистическую/иудейскую/и христианскую трактовку человека, во- вторых, античную концепцию человека разумного, которая выражена у Анаксагора, а у Платона и Аристотеля оформлена в философских категориях. В-третьих, М.Шелер выделил натуралистические, позитивистские и прагматические учения, которые толкуют человека как homo faber/человек деятельный/. В-четвертых, представление о человека как свихнувшейся обезьяне, помешанной на "душе". В-пятых, воззрение, согласно которому человек и его самосознание оцениваются чрезвычайно восторженно, что присуще современной философии.

Однако проблемы социальности разрабатывались не только в европейской философии. В центре философской системы Конфуция стоят проблемы этики и воспитания. Главным понятием для Конфуция выступает гуманность, человеколюбие /жэнь/. Жэнь-это закон, который определяет социальные и этические взаимоотношения людей. Китайский мудрец сформулировал его таким образом:" Чего не желаешь себе, того не делай другим". Это максима впоследствии выражалась раз личными способами и была названа золотым правилом нравственности.

Огромную роль в философии Конфуция играет понятие "ли", которое обозначает нормы общежития и выражает практическое воплощение этического закона жэнь. Понятие "ли" охватывает всю социальную жизнь общества, хотя действия его различны в зависимости от социального положения людей. Кроме того, в системе Конфуция имеются и другие этические категории: "и"- чувство долга, справедливости; "синь" верность, искренность и др. Все категории этической концепции Конфуция служат для характеристики личности, которая сочетает в себе высокие моральные качества и занимает высокое социальное положение. По его понятиям, именно такого человека правомерно назвать " благородным мужем".

Философия Конфуция была направлена на поиск добродетели. Надо уважать правителя, старших, соблюдать заповеди. В этом китайский мудрец видел глубокий смысл: он мечтал об идеальном отлаженном государстве. Каждый должен знать свое место и заниматься свои делом. Иначе неизбежно появятся разброд, несогласованность, безнравственность.

Противоположностью благородному мужу выступает, как учил Конфуций, "маленький человек", который руководствуется личной выгодой и занимает низкое положение. В то же время Конфуций считал, что по природе все люди равны, различаются же только привычками. Поэтому для совершенствования необходимо преодолеть себя и возвратиться к благопристойности/ли/ .

Большое место в философии Конфуция занимает проблема государственной власти. По его мнению, правители долж ны пользоваться доверием народа и воспитывать народ на собственном примере, так как формы управления государством воздействуют на нравы людей и общество в целом. Политическая программа Конфуция содержала определение необходимых обязанностей всех членов общества. Каждый должен знать то место в обществе, которое ему принадлежит предназначено: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном".

Человеческие потребности

Процесс социализация обусловлен человеческими потребностями. Но каковы они эти потребности? Пытался ли кто-нибудь из философов хотя бы назвать их? Разумеется. Эти начали делать еще в античности, в мыслители XYIII в. постарались провести регистрация человеческих потребностей. Однако трудность проблемы заключается в том, что у человека есть два начала - природное (животное) и социальное. Так как же разделить эти потребности, соответствіующие этим двум началам?

Американский психолог А.Маслоу предпринял весьма интересную попытку перечислить самые важные потребности человека. Он отнес к ним: физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе; экзистенциальные (т.е. связанные с человеческими существованием): в безопасности, комфорте, постоянства условий жизнедеятельности, в гарантии занятности, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне; социальные: в общественных связях, общении, привязанности, заботе с другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими; престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой самооценке, служебном росте; духовные в самоутверждении, самовыражении. Сам Маслоу полагал, что только два первых типа потребностей наследуются человеком, остальные он приобретает в общественной жизни. Попробуем прокомментировать такую социальную потребность как потребность в привязанности. По мнению английского исследователя Клайва Льюиса, на свете немало людей, к которым никто не привязан. Привязанность не знает различий пола, возраста, класса. Она связывает молодого ученого и старую няню, живущих в совершенно разных мирах. Более того, привязанность не признает границ биологического вида. Она связывает человека и животное, двух разных животных, кошку и собаку. Как считает Льюис, привязанность - самый неразумный вид любви. Привязаться можно к каждому. Поэтому каждый ждет, что к нему привяжутся. Отец нередко ужасается, что сын не любит его, и считает это противоестественным. Однако он и не спросит себя, сделал ли он хоть что - нибудь, заслуживающее сыновней любви. "Король Лир" Шекспира начинается с того, что очень неприятный старик жить не может без привязанности своих дочерей . . . Современный американский философ И.Месснер в книге "Этика и факты" представил основные жизненные потребности (витальные) так: сексуальные влечение, стремление к счастью, желание свободы в выборе и действовании, стремление приобщиться к социальной жизни среди людей. Однако наиболее интересная классификация чисто человеческих потребностей представлена Э.Фроммом. В качестве первой он назвал потребность в общении, в межиндивидуальных узах. Изолированный, искусственно выброшенный из общества человек теряет социальные навыки, утрачивает культурные стандарты. Как известно, многие социальные потребности человека закладываются в раннем возрасте и нуждаются затем в том, чтобы их можно было раскрыть в человеческом обществе. А это и порождает специфические потребности в реализации социальных способностей. Контакт с культурой поддерживается сегодня средствами массовой информации. Эфир ежесекундно обрушивает на нас поток сообщений. Информирует, предостерегает, советует, вразумляет. Тревожит рассказами о судьбах других людей. Требует причастности. Взывает к нашим гражданским чувствам. Настаивает на воодушевлении, энтузиазме. Убеждает, внушает, рассчитывает на наше соучастие. Как ведут себя в ответ люди? Возрастает ли их интерес к политике, усиливается ли их гражданственность в результате могучего круговорота новостей? Многочисленные исследования, которые проведены в западных странах, не в состоянии дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. Зафиксировано быстрое распространение в массах политической терминологии. Отмечены масштабы коллективных психозов - шовинистического угара, общественного "воодушевление", всеобщей паники. Обнаруживаются и противоположные тенденции - массовая апатия и аполитичность. Что, если бы телеэкрана мира вокруг погасли? В эфире смокли бы голоса, звуки, шифры... Исчез бы поток мыслей и образов, эмоций и панорам. Весь этот вихрь творчества, несущийся к людям, к их воображению, памяти, мировоззрению, миновал бы пики антенн и растворился бы необозначен-ный, незафиксированный... Эфир стал бы безгласной необозримой пустыней.

Социальный характер и его разновидности

Социальный характер - обозначение Э. Фроммом стабильной и четко выраженной системы ориентации.

Процесс социализации начинается уже с того мгновения, когда индивид определяет себя и свое отношение к другим людям через те или иные формы человеческих отношений. Развития конкретного типа общения приводит к формированию социального характера.

Структура личности определяет не только мысли и чувства человека но и его действия. Заслуга этого открытия принадлежит 3. Фрейду, однако Э. Фромм считал, что его теоретическое обоснование неверно. То, что деятельность человека обусловливается преобладающими тенденциями структуры личности, совершенно очевидно у невротиков. Когда человек испытывает потребность считать окна домов или камни на мостовой, нетрудно понять, что в основе этой потребности лежат какие-то принудительные внутренние влечения. Действия же нормального человека, как можно подумєіть определяются лишь разумными соображениями и условиями реальной жизни.

Однако с помощью методов наблюдения, введенных психоанализом, удалось установить, что и так называемое рациональное поведение в значительной степени определяется структурой личности индивида. Какова функция социального характера в служении индивиду и обществу? В том случае, если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры.

Скажем, человек одержим страстью к накоплению и отвращением к любому излишеству. Такая черта характера может быть весьма полезна ему, если он мелкий лавочник, вынужденный к бережливости. Наряду с этой экономической функцией черты личности имеют и другую, не менее важную функцию - чисто психологическую. Человек, для которого накопительство оказывается потребностью, коренящейся в его личности, получает и глубокое психологическое удовлетворение от возможности поступать в соответствии с данной потребностью. Он выигрывает не только экономически, но и психологически.

В этом легко убедиться, понаблюдав, например, за женщиной из низов среднего класса на рынке: сэкономив на покупке два цента, она будет так же счастлива, как человек с другим типом личности, испытавший чувственное наслаждение. Такое психологическое удовлетворение появляется у человека не только, когда он сам поступает в соответствии со стремлениями, коренящимися в структуре его характера, но и тогда читает или слушает изложение близких ему/по этой же причине/идей.

Возьмем к примеру; авторитарную личность. Так Э.фромм называет конкретный тип человека, своеобразный психологи ческий персонаж, имеющий такие черты, как реакционность, консерватизм, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции. Понятие "авторитарной личности" было введено одним из реформаторов психоанализа Э.Фроммом, который пытался истолковать истоки нацизма. Однако, по мнению философа, человек такого типа прослеживается в истории задолго ло возникновения фашизма. Типичным представителем "авторитарной личности" Э.Фромм считал главу бюргерской Реформации в Германии, мыслителя М. Лютера.

Э. Фромм говорил об "авторитарной характере", когда речь шла не невротиках, а нормальных людях. Этот термин вполне оправдан, потому что садомазохистская личность характеризуется особым отношением к власти. Такой человек восхищается властью и хочет подчиняться ей, но в то же время он сам хочет быть властью, чтобы другие подчинялись ему. Есть еще одна причина, по которой Э.Фромм считал этот термин правомочным. Фашистские системы называют себя авторитарными в силу доминирующей роли власти в их общественно-политической структуре. Термин "авторитарный характер" включает в себя и тот факт, что подобный склад характер определяет "человеческую базу" фашизма.

Наиболее специфической чертой "авторитарного характера" является отношение к власти и силе. Для него существует, так сказать, два пола: сильные и бессильные. Сила автоматически вызывает его любовь и готовность подчиниться, независимо от того, кто ее проявил. Сила привлекает его не ради тех ценностей, которые за ней стоят, а сама по себе, уже просто потому что она сила . И подобно тому, как сила автоматически вызывает его "любовь", так бессильные люди и организации автоматически вызывают его презрение. При одном лишь виде слабого человека он испытывает желание напасть, подавить, унизить. Человек другого типа ужасается самой идее напасть на слабого, но авторитарная личность ощущает тем большую ярость, чем беспомощнее ее жертва.

У авторитарного характера есть одна особенность, которая вводила в заблуждение многих исследователей - тенденция сопротивляться власти и отвергать любое влияние "сверху". Иногда это сопротивление затемняет всю картину, так что тенденция подчинения становится незаметной. Такой человек постоянно бунтует против всякой власти, даже против той, которая действует в его интересах и совершенно не применяет репрессивных мер. Иногда отношение к власти раздваивается: люди могут борется против одной системы власти, особенно если они разочарованы недостаточной силой этой системы, и в то лее время /ИЛИ позже/ подчиняться другой системе, которая за счет своей большей мощи или больших обещаний может удовлетворить их мазохистские влечения.

Механизмы социализации

Процесс социализации происходит постоянно. Тем не менее можно выделить его отдельные стадии, которые составляют в целом, формирует социальные эталоны стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные непрерывный процесс приобщения человека к господствующим нормам. С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры и др.), образцы ролевого поведения, чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность вынуждена усваивать социальный опыт путем вхождения в социальную среду, в систему существующих социальных связей.

Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельных группам. Однако в силу своей природной автономности личность сохраняет и развивает тенденцию к независимости свободе, формированию собственной позиции, развитию индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является преобразование как самой личности, так и общества. Тенденция автономизации личности позволяет не только актуализировать существующую систему социальных связей и социального опыта, но и приобретать новый, в том числе и личный, индивидуальный опыт. Обе тенденции — социальная типизация и автономизация личности, присущие социализации, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, взаимовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой — реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может либо вовсе не наступить, либо оказаться искаженным или заторможенным. Так, специфична социализация, в которую вовлечен растущий человек, развивающий и осваивающий собственную субъектность, реалии собственного бытия через со-бытийную общность с другими людьми, значимыми (референтными) и безразличными (индифферентными). Иной представляется социализация личности зрелой, состоявшейся,

При определении стадий (этапов) социализации отталкиваются от того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии социализации: 1) дотрудовая, включающая период жизни человека до начала трудовой деятельности; 2) трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека. Именно в труде закладываются основные базисные ценности, формируется самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности; 3) послетрудовая стадия наступает в пожилом возрасте и знаменует прекращение трудовой деятельности.

В процессе социализации личность как бы «примеривает» на себя и выполняет различные роли, которые дают возможность ей проявить, раскрыть себя, т.е. определенным образом репрезентировать социуму. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех реальных взаимодействиях и о тех статусно-ролевых отношениях, в которые личность была включена.

Одной из основных функций социализации является формирование личности, адекватно отражающей социальную ситуацию и способной взять на себя решение наиболее важных общественно значимых задач, а также эстафировать свою духовность живущим в этом же обществе, стране, семье и в едином цивилизационном пространстве.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Одной из основных функций социализации является формирование личности, адекватно отражающей социальную ситуацию и способной взять на себя решение наиболее важных общественно значимых задач, а также эстафировать свою духовность живущим в этом же обществе, стране, семье и в едином цивилизационном пространстве.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Выделяют два «плана» социализации: филогенетический, объясняющий пути и механизмы формирования родовых свойств человека, и онтогенетический, объясняющий процесс становления личности в ходе индивидуального развития. Онтогенетическая социализация представляет собой процесс ин-териоризации / перенос общественных представлений в сознание отдельного человека, переход внешних практических действии и умственный план/ социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также процессы экстериориза-ции /вынесение во вне результатов умственных действий/, осуществляемые в процессе индивидуальной жизнедеятельности.