Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная концепция религиозного объединения "Свидетели Иеговы" Горюнов Дмитрий Валерьевич

Социальная концепция религиозного объединения
<
Социальная концепция религиозного объединения Социальная концепция религиозного объединения Социальная концепция религиозного объединения Социальная концепция религиозного объединения Социальная концепция религиозного объединения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горюнов Дмитрий Валерьевич. Социальная концепция религиозного объединения "Свидетели Иеговы" : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Пермь, 2006 269 с. РГБ ОД, 61:06-9/378

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теологические парадигмы Свидетелей Иеговы 20

Глава II. Социальная доктрина и социальная прагматика Свидетелей Иеговы 69

II. 1. Социальные парадигмы Свидетелей Иеговы 69

II. 2. Свидетели Иеговы как социальный институт 118

II. 3. Миссионерско-религиозная деятельность Свидетелей Иеговы (общая характеристика и ее реализация в России). 146

Глава III. Свидетель Иеговы как личность 171

III. 1. Социально-философское понятие личности 171

III. 2. Особенности мировоззрения Свидетелей Иеговы 176

III. 3. Социальные связи и социальная активность Свидетелей Иеговы 186

III. 4. Нравственный облик Свидетелей Иеговы 198

Заключение 214

Библиографический список использованной литературы 223

Введение к работе

Актуальность философско-религиоведческого исследования

религиозного объединения Свидетелей Иеговы (далее ОСИ) и его социальной концепции обусловлена значительным и все более нарастающим влиянием этой типично-тоталитарной конфессии в современном мире. К настоящему времени она представлена в 235 странах, насчитывает более 6 млн. членов и по сравнению с другими исповеданиями осуществляет миссионерскую и идеологическую экспансию наиболее изощренно, планомерно и стремительно.

Данное исследование особенно актуализировано чрезвычайным усилением миссионерской экспансии ОСИ в постсоветском обществе. Благодаря миссионерству, за последние 10-15 лет эта конфессия представлена практически во всех регионах нашей страны, в каждом более или менее крупном населенном пункте. В настоящий момент в стране функционирует свыше 1400 иеговистских общин, насчитывающих более 130 тысяч активно действующих «возвещателей» и «пионеров». Иеговизм уже смог глубоко укорениться в духовном климате постсоветской России. Он обрел свою особую, хотя и маргинальную, но прочную нишу в пестрой конфессиональной структуре страны и, что особенно важно, вносит негативный вклад в проявления межконфессиональных напряжений.

В лоне ОСИ с особенной контрастностью осуществляется актуализированное постсоветским «межвременьем» напряженное столкновение спиритуальных и светских начал культуры, мировоззрений, сложившихся традиций и социальных ориентации, - столкновение, требующее особенно обстоятельного философского анализа. Однако этот анализ со стороны «внешних» исследователей весьма затрудняют такие особенности ОСИ как намеренная закрытость наиболее важных аспектов управления, завуалированность доктринальных и организационных сторон

деятельности конфессии и анонимность теоретических источников, а также использование руководителями ОСИ приемов «социальной мимикрии».

Идеология ОСИ (прежде всего, социальная концепция) особенно интенсивно интегрирует в себе часто присущий религиозным конфессиям негативный потенциал социального отчуждения. Практически каждый приверженец ОСИ в короткое время и довольно основательно интериоризует идейные и социально-психологические установки этой концепции. В своей миссионерской деятельности он транслируют их в ближайшем окружении и за его пределами. Эти установки вносят кардинальную деструкцию в сознание и поведение индивидов. Тревожный симптом «иеговизации» личности в той или иной мере ощущается в регионах наиболее интенсивной деятельности этой конфессии.

Объектом настоящего исследования является вероучительная доктрина и праксиология религиозного объединения Свидетели Иеговы. Предметом исследования выступают теологические и социальные парадигмы Свидетелей Иеговы, их соотношение и влияние на личность верующего.

Степень разработанности проблемы в научной литературе

При исследовании данной темы мы опирались на наиболее авторитетные научные труды религиоведческого, социально-философского, исторического и социально- психологического характера.

Философско-теоретическому и историческому рассмотрению феномена религии в целом - ее социальным истокам, исторической эволюции, определяющим признакам, структуре и социальным функциям религии, соотношению религии и культуры, религии и науки, религии и философии - посвящены классические труды Л. Фейербаха, К Маркса, Ф. Энгельса, М. Вебера, Э. ДюркгеЙма, П. Бергера и М. Элиаде, а также солидные исследования Е.И. Аринина, B.C. Барулина, В.И. Гараджи, Н.С. Капустина, Ю.А. Кимелева, С.Э. Крапивенского, И.А. Крывелева, Л.Н. Митрохина, К.Х. Момджяна, М.П. Мчедлова, М.Г. Писманика, А.Д. Сухова,

С.А. Токарева, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова и других отечественных исследователей.

Социально-психологические параметры нашей темы получили теоретическое насыщение в исследованиях таких авторов, как Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, P.M. Грановская, Д. Майерс, С. Московичи, Э. Фромм, В. Франкл, К.Г. Юнг и др.

Особо важно отметить такие фундаментальные справочные труды по философии, теоретическому, историческому и эмпирическому религиоведению как «Новая философская энциклопедия» в 4 томах (2001), «Христианство» в 3 томах под ред. С.С. Аверинцева (1995), словарь «Христианство» под ред. Л.Н. Митрохина (1994), хрестоматия «Религиоведение» под ред. А.Н. Красникова (2000), «Современная религиозная жизнь России» в 3 томах (2003-2005), «Атлас современной религиозной жизни России» (том 1, 2005), словарь «Религии народов современной России» под ред. М.П. Мчедлова (2002).

Анализ названных источников свидетельствует, что наша философско-религиоведческая тема обрела заслуженное и довольно разностороннее внимание отечественных и зарубежных исследователей. Тем не менее, в этих работах наличествуют серьезные лакуны, особенно касающиеся современного состояния ОСИ и своеобразия ее деятельности в постсоветской России. Среди этих лакун - почти не освещенные философско-теологические аспекты доктринального учения ОСИ, в особенности, его социальные парадигмы. Крайне недостаточно исследованы институциональные особенности ОСИ, феномен «социального изоляционизма», иеговистская модель «мирного нового мира», практически не изучен феномен приверженца ОСИ как личности.

Во многих религиоведческих классификациях ОСИ относят к новому протестантизму. В связи с этим, нам потребовалось обращение к работам, характеризующим протестантизм в целом, а также особенности его деноминаций, потребовалось и непосредственное сопоставление

особенностей протестантских деноминаций с религиозным объединением Свидетели Иеговы. Очень важная информация была почерпнута из исследований протестантизма и протестантского сектантства в работах А.И. Клибанова, Л.Н. Митрохина, В.И. Гараджи, А.А. Кисловой, А.Н. Чанышева, В.И. Добренькова, А.Т. Москаленко и Э.Г. Филимонова.

Кроме того, была проанализирована литература, посвященная феномену «новых религий». Это связано с тем, что по многим показателям ОСИ, возможно, отнести к новым для нашей страны религиозным движениям. В отечественной и зарубежной науке теоретическому понятию «новых религий» посвящен обширный круг статей и монографий. Наиболее серьезный теоретический анализ этого социального феномена осуществлен в трудах отечественных авторов Л.Н. Митрохина, Е.Г. Балагушкина, И.Я. Кантерова, А.В. Щипкова, СБ. Филатова, П.С. Гуревича, Н.А. Трофимчука, МЛ. Мчедлова, Л.И. Григорьевой, а из зарубежных авторов - у А. Баркер и П. Антее. Важные эмпирические данные, касающиеся деятельности "новых религий», были также получены нами из статей и кратких публикаций: Е.Г. Балагушкина, Л.И. Григорьевой, Г.Ю. Баклановой, М.И. Одинцова, Ф.Г. Овсиенко, Ю.П. Зуева, Э.Г. Филимонова, Е.С. Элбакян, К. Каариайнена, Д.Е. Фурмана, И.Я. Кантерова, СИ. Иваненко, СБ. Филатова.

Что касается непосредственно исследований ОСИ, то особо стоит выделить вышедшие в советский период монографии Э.М. Бартошевича и Е.И. Борисоглебского «Свидетели Иеговы» (1969); В.Ф. Гажоса «Особенности идеологии иеговизма и религиозное сознание сектантов» (1969); А.Т. Москаленко «Современный иеговизм» (1971); В.В. Коника «Истины» свидетелей Иеговы» (1978), «Иллюзии свидетелей Иеговы» (1981); ПЛ. Яроцкого «Эволюция современного иеговизма» (1981). В этих книгах приведены исторические сведения об этой конфессии, данные об ее деятельности за рубежом и в нашей стране, анализируются отдельные теологические и социальные аспекты вероучения ОСИ. Некоторые теоретические выводы этих авторов сохранили актуальность и в настоящее

время. Но в целом, несмотря на, казалось бы, академичный стиль изложения, все вышеперечисленные работы чрезвычайно идеологизированы. Вероучение конфессии Свидетелей Иеговы, ее деятельность в СССР, жизнь верующих здесь рассматриваются сквозь призму «воинствующего атеизма». В результате этого, вышеупомянутые ученые в своих исследованиях «бичуют» религиозные положения организации и социальные установки верующих как антисоветские, противоречащие законам и морали коммунистического строя. Деятельность самой организации Свидетелей Иеговы с центром в США рассматривается на территории СССР не иначе как преступная, враждебная, направленная на подрыв государственного строя. Идеологизация исследовательских парадигм воспрепятствовала объективному анализу доктрины ОСИ и личности верующего.

Современные труды таких исследователей как А.Н. Швечиков «Рай земной: новая сказка» (1997); СИ. Иваненко «О людях, никогда не расстающихся с Библией» (1999); Н.С. Гордиенко «Российские Свидетели Иеговы: история и современность» (2000); М.И. Одинцов «Совет министров СССР постановляет: «выселить навечно!»: Сборник документов и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (1951 - 1985 гг.)» (2002) - представляют собой попытку теоретического анализа деятельности ОСИ в постсоветском обществе уже с иных методологических позиций. Так, в упомянутой монографии Н.С. Гордиенко представлен описательный очерк отдельных вероучительных положений ОСИ, но их философско-религиоведческое рассмотрение в книге практически отсутствует. Работа М.И. Одинцова ценна введением в научный оборот ряда чрезвычайно важных документов относительно положения этой конфессии в советском обществе. Но в этом исследовании іак же отсутствует теоретический анализ этой информации. Монография А.Н. Швечикова, к сожалению, не отвечает критериям объективного, непредвзятого научного анализа в силу ее идеологизированное. Все аспекты концепции, вероучения и деятельности ОСИ здесь рассмотрены с позиции догматики Русской Православной церкви.

В работе СИ. Иваненко представлен обширный фактологический и справочный материал об этой конфессии. Однако это исследование некритично и даже тенденциозно. В нем не затрагиваются наиболее одиозные аспекты деятельности и идеологии Свидетелей Иеговы. Книга СИ. Иваненко пронизана отчетливой апологией.

Таким образом, отечественное религиоведение не располагает обстоятельным и глубоким анализом состояния и деятельности ОСИ в постсоветском пространстве, современной модификацией его социальной доктрины, не имеет достоверного социального портрета типичного приверженца этой конфессии.

Помимо названных светских источников, была проанализирована посвященная ОСИ литература различных христианских конфессий. Это работы А.Л. Дворкина, О. Казакова, Р. Франца, Н.В. Порублева, Р. Родеса, К. Боа, Дж. Макдауэлла, Д. Стюарта, в которых, несмотря на проявления конфессиональной тенденциозности, содержатся и некоторые люиопьпные данные, характеризующие миссионерскую деятельность ОСИ.

Для непосредственного теоретико-религиоведческого анализа ОСИ нами была привлечена обширная культовая литература самих Свидетелей Иеговы: журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!», книги, брошюры, буклеты.

Цель исследования

Осуществить философско-религиоведческий анализ состояния, деятельности и социальной концепции объединения Свидетелей Иеговы в постсоветском пространстве и очертить социальный портрет типичного приверженца этой конфессии.

Задачи исследования:

обеспечить философско-религиоведческий анализ онтологической, социальной и эсхатологической мировоззренческих парадигм ОСИ;

выявить специфику теологических установок ОСИ;

осуществить углубленный философско-теоретический анализ социальной концепции этой конфессии, в том числе, основополагающей идеологической парадигмы ОСИ - «мирного нового мира», как основы всего комплекса социального восприятия и построения социальной картины мира;

выявить специфику и характерные признаки ОСИ как особого социального института;

охарактеризовать особенности миссионерско-религиозной деятельности ОСИ в постсоветском обществе и его установки на глобальный «миссионерский захват»;

теоретически обосновать и воспроизвести социальный портрет типичного представителя данной конфессии.

Методологической основой исследования выступает

материалистический подход к анализу общественных отношений. Признавая решающую роль материальных детерминаторов общественного развития, этот подход в то же время не игнорирует относительной самостоятельности субъективных факторов в общественных движениях, а также своеобразной внутренней логики идеологических форм и процессов. В этом подходе, на наш взгляд, правомерно констатировать, что среди других форм общественного сознания религия наиболее отдалена от базисно-материальных основ общественных событий, а потому наиболее автономна и особенно опосредованно реагирует на изменения в общественном бытии. К тому же, хотя и в снятом виде, но религия все же содержит в себе солидный социальный потенциал. Таковы ей присущие социальные функции, культовые и внекультовые связи и отношения, особые институты и учреждения, исторические и культурные традиции, интенсивно воздействующие на психологию и образ жизни личности и общества. Именно в таком материалистическом подходе исследуемый объект особенно сущностно и контрастно обнажает свой реальный социально-идеологический и психологический потенциал, а также особенно характерную для ОСИ

отчужденность и интенсивную отстраненность от множества общественных реалий. Ведущее место в религиоведческих аналитических констатациях уделено обобщениям социально-философского характера.

В исследовании мы руководствовались сочетанием исторического и логического методов. Такое сочетание особенно плодотворно при изучении религиозных феноменов как конкретных социальных реалий, порожденных историческими светскими факторами, активностью социальных групп и движений, деятельностью выдающихся личностей. Теоретико-философский анализ ОСИ в свете этой парадигмы более всего обращен к социально-историческим реалиям деятельности данной конфессии в постсоветском российском обществе. Конкретно-исторический анализ эволюции ОСИ мы сопровождаем логико-теоретическим выделением в событиях и деятельности этой конфессии тех наиболее общих, ведущих и проявленных тенденций, которые характеризуют глубинную, сакральную по форме и социальную по содержанию, природу этих событий и ими порожденных идеологических парадигм. Эта методология способствовала углубленному, объективному и действительно теоретическому рассмотрению нашего объекта. Она также позволила воспроизвести целостную картину ОСИ, его социальный облик, содержание и специфику миссионерской, идеологической деятельности, а также представить социальный портрет наиболее типичного приверженца этой конфессии.

В нашем исследовании применен также метод компаративистики, что позволило осуществить сравнительные сопоставления религиозной и социальной доктрины ОСИ с иными конфессиями Так, в первую очередь, вероучение ОСИ рассматрившіось в сопоставлении с протестантской теологией, а также с православным и католическим богословием. В свою очередь, это позволило выделить как общехристианские, так и специфичные положения в догматике ОСИ. Компаративистский подход был вполне оправдан и ввиду обилия расхождений в вероучении ОСИ (особенно - в прочтении Библии) по сравнению с остальным христианским миром. При

этом, следуя методу конкретно-исторического анализа феноменов общественного сознания, мы стремились избежать намеренной или непроизвольной идеологизации данного религиозного феномена, строго следовать объективным критериям его описания с позиций научной рациональности.

В диссертации, кроме того, использован комплексный междисциплинарный подход, что также гарантировало целостный охват исследуемого объекта и обстоятельно пополнило его многостороннее освещение за счет обращения к методам и обобщенным результатам и выводам пограничных гуманитарных дисциплин. Соответственно, мы стремились «приподнять» эти выводы конкретных гуманитарных дисциплин для их категориального социально-философского и религиоведческого осмысления. Стремление к осуществлению комплексного подхода с привлечением данных таких пограничных дисциплин как история, этнография, культурология, политология, социальная психология оказалось методологически особенно плодотворным.

В исследовании особенностей Свидетеля Иеговы как личности, мы руководствовались толкованием названной категории в контексте социальной философии, т.е. пониманием личности в качестве объекта и субъекта социальных отношений, с учетом его роли, места и положения в общественных отношениях, его мировоззрения и социальной позиции. Этот методологический срез позволил обеспечить целостный теоретический охват типичных проявлений приверженца ОСИ, в котором его религиозно-конфессиональные статус, связи, отношения и деятельность привносят в индивидуальность моменты деструкции и обрекают его на положение «бедной личности».

Эмпирическая основа исследования

Философско-теоретический анализ социальной доктрины ОСИ и его деятельности опирается на выше упомянутые солидные своды этнографической и конкретно-социологической эмпирии («Современная

религиозная жизнь России» в 3 томах, «Атлас современной религиозной жизни России», словарь «Религии народов современной России») и на опубликованную эмпирическую информацию исследователей из ряда российских регионов. В эмпирический базис диссертации также вошло наше личное, обстоятельное и системное изучение ОСИ в Пермском регионе, где представлено около 3000 приверженцев названной конфессии. Социологические исследования (1999-2005 гг.) осуществлялись как самостоятельно (по индивидуальному плану), так и в рамках комплексного исследования «новых религий» научным коллективом под руководством профессора М.Г. Писманика Эти данные включены в отчетную документацию и вошли в личный архив. Большая часть этих материалов была ранее нами опубликована.

К сожалению, ввиду выше отмеченной закрытости ОСИ, методы конкретной социологии применены нами в ограниченном объеме. Так, осуществлен анализ 335 конфессиональных изданий ОСИ (включенных в библиографию), проведены десятки наблюдений за богослужениями, занятиями «теократических школ», заседаниями «конгрессов», осуществлены наблюдения за внекультовым поведением десятков адегггов ОСИ, проведены фрагментарные интервью и беседы с ними. Эмпирический опыт позволил выделить, проанализировать и обобщить наиболее характерные впечатления, а также типичные высказывания иеговистов по исследуемым параметрам. Благодаря этому, удалось представить основанные на наблюдениях и личных контактах содержательные социально-психологические характеристики конфессии и ее адептов. Таким образом, нами осуществлен вывод о том, что ОСИ унифицирует облик адептов, понуждает к единообразию понимания, мышления, суждений и взглядов, которые приобретают форму стереотипов, заимствованных из иеговистской литературы, занятий в школах теократического служения, участия в «конгрессах» и пр.

Мы самокритично осознаем ограниченность нашего эмпирического базиса на уже осуществленном этапе исследований и необходимость его

дальнейшего углубления. Но все же эта, представленная в диссертации эмпирическая информация, позволяет заметно верифицировать теоретическую часть диссертации.

На защиту выносятся следующие моменты научной новизны, полученные в диссертации:

впервые объективно и конструктивно, в религиоведческом и социально-философском ракурсе целостно исследованы состояние и деятельность в постсоветском обществе объединения Свидетелей Иеговы - одной из типично-тоталитарных, особенно закрытых и, вместе с тем, наиболее распространенных в мире религиозных конфессий;

впервые теоретически реконструирована и системно проанализирована современная социальная концепция Свидетелей Иеговы (исходные мировоззренческие парадигмы, социальная картина мира, концепция «мирного нового мира», ценности);

впервые теоретически выявлены, воспроизведены в социальный портрет и охарактеризованы отличительные культурные, социально-психологические и нравственные черты Свидетеля Иеговы.

Практическая значимость работы

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что проведенный в исследовании обобщенный анализ социальной концепции и деятельности ОСИ позволяет гуманитарным научно-исследовательским учреждениям и органам управления определить место ОСИ на религиозной карте современной России, зафиксировать тенденции его развития, прогнозировать дальнейшую эволюцию данной конфессии, обозначить возможные перемены в ее теологической доктрине и миссионерской экспансии. Диссертационное исследование также позволяет названным учреждениям и органам выявить наличный социально-деструктивный

потенциал ОСИ и возможные в этой связи проявления социальной напряженности в регионах его распространения ввиду осуществляемой Свидетелями Иеговы демонизашш социума и противостояния иным конфессиям.

Полученные в диссертации данные, можно использовать в педагогической деятельности школ и вузов при преподавании социальной философии и религиоведческих дисциплин. Эти данные возможно и желательно использовать в просветительных целях по каналам СМИ и учреждениям культуры.

Апробация результатов исследования

Основные положения исследования были рассмотрены и обсуждены на заседаниях кафедры философии и религиоведения ПГТУ в период обучения в аспирантуре. Они также отражены в 8 тезисах и статьях, опубликованных в различных научных изданиях. Полученные выводы представлены в ходе выступлений на научных конференциях всероссийского и местного уровня.

Результаты диссертации апробированы автором при чтении лекций по курсам «История религии» в Пермском государственном институте искусства и культуры и «Новые религии Прикамья» в Пермском государственном техническом университете для студентов специальности «Религиоведение» на гуманитарном факультете.

Структура работы

Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Содержание работы изложено на 222 страницах. Библиографический список содержит 681 наименование.

Теологические парадигмы Свидетелей Иеговы

Теология (греч. теология, от теос - бог и логос — слово, учение) — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Одна из предпосылок теологии - концепция личного Бога, сообщающего непреложное знание о себе через свое «слово», вот почему теология в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистической тенденции. Вторая предпосылка теологии - наличие достаточно развитых форм философии. Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата (ср. неоплатонический термин «единосущный» в христианском символе веры), она по сути своей отлична от философии, в т. ч. и от религиозной философии. В пределах теологии как таковой философское мышление подчинено гетерономным основаниям; разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он только принимает и разъясняет «слово Божие». Теология авторитарна; в этом смысле она отлична от всякой автономной мысли, в т. ч. философии1.

Если рассматривать теологию Свидетелей Иеговы, исходя из двух вышеописанных предпосылок, то стоит заметить, что первая предпосылка находит свое подтверждение в вероучении ОСИ, например: концепция личного Бога, которая подтверждается положением, что Иегова - это реальная личность, соответственно сообщающий о себе через Священное Писание. В данном случае теологические положения иеговизма не противоречат трем монотеистическим религиям: иудаизму, христианству и исламу.

В случае же со второй предпосылкой, а именно - наличие достаточно развитых форм философии, приходится констатировать, что теология ОСИ не отвечает данному требованию, т. к. в ней никакой сложившейся теоретической философии не отмечается. Теология иеговизма скорее составляет философию обыденного сознания. Язык теологии иеговизма, несмотря на то, что неизбежно затрагивает те или иные философичные темы и проблемы, не поднимается на категориально-философский уровень. В этом отношении теология ОСИ очень существенно расходится с остальным христианским миром, который, несомненно, обладает богатым философским языком и сильной религиозно-философской системой. Поэтому термин «теология» применительно к иеговизму оправдан только наполовину, т. к. в традиционном понимании - теология ОСИ так и не состоялась, она находится в зачаточном состоянии, и даже застывшем, далеком от теоретико-философских критериев.

Иеговизм практически полностью отвергает т. н. «священное предание» и отрицает ценность христианской теологии, трудов религиозных философов и богословов, постановления вселенских соборов, «Отцов церкви», а также достояния церковной истории, т.е., по сути, всю общехристианскую традицию, оспаривая ее ценность и преемственность. Исследователи ОСИ констатируют, что эта конфессия относит себя к христианству, на деле же идет на сознательный разрыв с этой мировой религией, умаляя предыдущий, накопленный в разное историческое время христианский опыт. Столь кардинальное отторжение этой традиции может обозначать либо какое-то новое прочтение христианства, развертывание новой христианской теологии, либо возврат к первоначальному христианству. Иеговистское вероучение заявляет о себе как об единственном истинном продолжателе апостольского и раннего христианства. Отрицание христианско-теологической традиции приводит к обеднению, примитивизации, буквализму вероучения ОСИ.

Для иеговизма характерно отсутствие стройной теологической системы, доктринально оформленной и выраженной в догматах, символах веры, богословских постулатах. В отношении теологии ОСИ можно говорить о фрагментарной «теологической аморфности», которая проявляется в разрозненных вероучительных положениях, представленных в публицистических журналах «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь!». Подобная разбросанность доктринальных положений, отсутствие собственной религиозной философии, комментариев крупных богословов, сколько-нибудь серьезных теоретических сочинений и теологических изысканий позволяет говорить об особой слабости «догматического богословия» ОСИ в отличие от православной, католической и протестантской теологии. Достаточно назвать только современных теологов XX века: П. Тиллих, К. Барт, Д. Бонхеффер, X. Кокс и других, чтобы понять их значимость как мыслителей, богословов и того влияния, которое они оказали на развитие христианской теологии в целом. Иеговистская же теология не располагает яркими религиозными философами, теологами, скорее наоборот, она стремится быть анонимной, обезличенной. Подобная теология не опирается на авторитетных богословов, канонические источники. Анонимность в иеговизме позволяет руководящему комитету (который тоже анонимен) говорить как бы от имени Иеговы, что позволяет создавать и поддерживать миф о том, что организацией управляет сам Иегова. Обезличенная теология иеговизма транслируется на рядовых верующих, которые руководством ОСИ и не воспринимаются как личности, но только как простые функционеры.

Изначальный теологический фундамент ОСИ, начиная еще с Ч. Рассела, в основном базировался на откровениях и пророчествах о конце света, сопровождаемый казуистическими изысками в Библии, мистифицированными наблюдениями за мировыми событиями, что, в конце концов, привело к ряду поспешных пророчеств о «завершении злой системы вещей этого мира» (1874, 1914, 1925, 1975 гг.) и окончательному оформлению эсхатологической парадигмы, которая послужила развертыванию идей о небесном правительстве, 144 тыс. избранных и т.п. Эсхатологическое видение мира означает, что предельно общие понятия, рассматриваемые философией и теологией, значительно сужаются и преломляются в слабо философичном и обедненном религиозном сознании Свидетелей Иеговы. Под эсхатологическую концепцию (например, призыв «Ты будешь жить вечно в раю на Земле!») иеговизм с помощью произвольной подгонки цитат стремится подстроить всю теологическую систему. Например: «Его имя, Иегова, - залог того, что он исполнит все свои намерения. Это также касается его первоначального замысла превратить землю в рай (Бытие 1:28; 2:8). Для этого Бог уничтожит всех современных врагов своего владычества, как он сказал: «И узнают, что Я - Господь [«Иегова»]» (Иезекииль 38:23). Тогда он исполнит свое обещание и дарует своим поклонникам новый справедливый мир (2 Петра З.ТЗ)»1.

Анализ иеговистских текстов свидетельствует о соподчиненности всей теологии ОСИ основополагающим ограниченно-концептуальным основаниям - «рая жизни на земле», «нового справедливого мира». Общая картина мира рассматривается в иеговизме в контексте грядущего Армагеддона, «обновления всей земли» и установления «нового мирового порядка»2.

Идея «нового мира», «небесного и земного правительства» - это, по сути, фундамент теологической концепции ОСИ. Все религиозные тексты иеговизма (журналы, брошюры, книги, буклеты...) пронизывает идея «рая жизни на земле». Онтологическая и социальная картина современного мира, события XX века, особенно глобальные (мировые войны, экологические катастрофы, мировой терроризм и др.), социальные ожидания будущего складываются в теологии ОСИ под влиянием именно этих концептов, т.е. максимально приближенными к «концу истории», как некое приближение к Армагеддону. Поэтому ничего удивительного нет в том, что обозначенные проблемы носят апокалиптический характер. Для иеговизма это вполне нормальное теологическое и социальное обоснование, некий базовый, исходный догмат.

Теология иеговизма, в то же время, характеризуется явной догматической неустойчивостью, необходимостью периодически приспосабливать и видоизменять те или иные вероучительные положения, что, безусловно, расшатывает первоначальный теологический фундамент. Например: 1) в 1931 г. руководством ОСИ было провозглашено, что верующие, делающие противоинфекционное прививание (прививки), совершают «прямое нарушение вечного завета, который Бог заключил с Ноем после потопа», в 1952 г. - данный нелепый запрет был снят; 2) сакральное понятие «род сей» (Матфея, 24:34) в толковании ОСИ — это-де поколение людей, живших в 1914 году, только эта группа людей предназначена жить в то время, когда будут исполнены все пророчества (включая и пророчества об Армагеддоне). В середине 90-х гг. XX века данное толкование также было отменено. Не исключено, что в дальнейшем последуют новые сходные теологические конфузы перед лицом постоянно изменяющейся социальной реальности.

Онтологические и гносеологические положения ОСИ не способствуют теолого-философской насыщенности религиозных доктрин иеговизма. Это связано с тем, что онтологическая картина мира, осмысление форм бытия, мира в целом со стороны ОСИ не содержит глубокого своеобразия, преимущественно носит вторичный характер, а, следовательно, не обогащает, не расширяет христианскую теологию. Упрощенное видение мира, сведение всего многообразия бытия к дихотомии «Иегова - Сатана» только лишь усиливают онтологическую «обедненность». К теоретически бедной онтологии иеговизма примыкает аналогичная гносеология.

Свидетели Иеговы как социальный институт

Под социальным институтом, - определяет М.Б. Глотов, - следует понимать формы организации общественной жизни людей, устанавливающихся в процессе исторического развития с целью регулирования их социальных действий и социальных связей. Социальные институты (семья, корпорация, арбитраж, школа, церковь, государство) - это формы существования социальных общностей, призванные организовывать и управлять процессами совместной жизнедеятельности людей в различных сферах и отраслях общества1. Социальный институт есть своеобразная форма опредмечивания и средство осуществления человеческой деятельности и общественных отношений .

От формального определения социального института в предельно обобщённом виде, перейдем к его содержательной экспликации.

Первые попытки вычленения наиболее важных особенностей социального института предпринимал ещё М. Вебер. Он выделил две особенности: 1. Социальный институт предстает как совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных - профессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навыков, умений и т. п. 2. Наличие в этом объединении рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входящим в состав данного социального института, и специфического аппарата, осуществляющего санкции по соблюдению установленных в нем норм и правил, в том числе и принуждение3.

В дальнейшем характеристика социального института расширялась и наполнялась дополнительными особенностями.

Во-первых, как это установил М. Вебер, деятельность индивидов и их групп в рамках социального института в своих целях и средствах их достижения рационально упорядочена принятыми данным институтом установлениями, на которые и ориентированы все их поступки, совпадающие с их обязанностями; если же возникают расхождения между поступками и обязанностями и отдельные индивиды не желают повиноваться существующим установлениям, в действие вступает аппарат принуждения, регулирующий соответствующие типы поведения1. Во-вторых, социальный институт представляет собой относительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимодействия и поведения людей, что отличает его от многих организаций, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями. В-третьих, социальный институт - это крупномасштабная общность людей, которая, в отличие от организации, имеет широко разветвленную и сложноиерархизированную структуру, включающую в себя, как правило, систему организаций местного, регионального и общестранового (общенационального) уровня. В-четвертых, социальный институт интегрирован в социально-политическую, экономическую, социокультурную и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой - позволяет ему осуществлять контроль над институциональными типами деятельности. В-пятых, социальный институт располагает необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а также эффективное осуществление социального контроля. В-шестых, социальный институт располагает целостной системой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного осуществления функций данного института1.

Таким образом, мы можем выделить основные функции, которые выполняет социальный институт: 1) создаёт возможность членам этого института удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль . В свою очередь деятельность социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и осуществление социального контроля .

Итак, социальный институт играет важную роль в структуре общества. Религия, как и любой другой социальный институт, представляет собой часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована, так как прочно вплетена в ткань социальной жизни. Религия — это не только совокупность верований, идей, учений. Это социальная реальность - группы людей, объединенных разделяемыми ими коллективными верованиями, общими символами и ценностями, образом жизни. Религиозные идеи всегда имеют своего носителя, и этим носителем является та или иная конкретная социальная общность. Объединяющая, связывающая сила религии проявляется в том, что она создает общий для данного сообщества символический «универсум», в котором социальная жизнь принадлежащих к нему людей получает общезначимый высший смысл1.

Для того чтобы обеспечить существование религии в качестве социального феномена, необходим определенный набор средств коммуникации, форм выражения, способов интернализации, интерпретации и распространения: это верования (мифы); ритуалы (культ); этос (склонности и моральные ценности группы); мировоззрение (познавательная перспектива, в которой жизненный опыт рассматривается как составная часть общего понимания бытия, как осмысленность целого, космологии) — в целом система символов, помогающих выразить «невыразимое», обозначить словом не укладывающиеся в рациональные понятия чувства, эмоции, переживания, в которых живет вера на психологическом уровне2. Кроме вышеперечисленных элементов, религиозные институты характеризуется определенными организационными особенностями. Так, конфессиональная общность со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное объединение. Первичной ячейкой объединения является религиозная община, над которыми надстраивается комплекс звеньев вплоть до высшего звена - центра объединения. В объединениях существует и ряд других составных элементов, имеющих специфические организационные связи, но в то же время включенных в общую структуру (например, «духовенство», «монашество»). Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все звенья становятся взаимосвязанными орудиями, органами целого. Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных элементов организации являются нормы религиозного права и морали, санкции и образцы, авторитеты .

В своем предельном измерении религия делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее важнейшим компонентом - «значением».

Особенность религиозного взгляда на мир состоит в том, что каждое отдельное событие рассматривается как имеющее смысл в силу его связи с общей картиной мира в его абсолютном, конечном значении. Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая важность той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир1.

Что же касается религиозной организации Свидетели Иеговы, то, несомненно, она обладает всеми типичными особенностями, характерными для социального института. Данное подтверждение можно проследить на примере процесса институализации, т. е. возникновения, формирования социальных институтов, включающего в себя несколько этапов.

Первый этап институализации представляет собой появление в обществе новых видов социальной деятельности, которые опираются на соответствующие политические, социально-экономические, культурные предпосылки и условия. Для ОСИ этот процесс проявился следующим образом: неустойчивое социально-экономическое, социально-политическое основание американского общества во второй половине XIX века предопределило возникновение различных религиозных сообществ, претендующих на спасение человечества, предлагающих людям свою собственную социальную нишу, ответы на экзистенциальные вопросы2.

Особенности мировоззрения Свидетелей Иеговы

Исследования личности Свидетеля Иеговы в первую очередь предполагают рассмотрение его мировоззрения. Мировоззрение — это основа, фундамент любой личности, а тем более, если это религиозная личность.

В самом общем виде мировоззрение - это высшая форма отражения в сознании и деятельности человека объективной реальности, содержащая в себе в наиболее систематизированном виде итоги познания мира. В основе любого мировоззрения лежит стремление личности создать наиболее адекватную (с ее точки зрения) модель действительности. Мировоззрение -это прежде всего результат конкретно-социального жизненного опыта личности . Мировоззрение - это система согласованных между собой, осмысленных и прочувствованных самим человеком представлений о мире и своём месте в нём.

В итоге, мировоззрение задаёт направление интеллектуальным, эмоциональным, волевым проявлениям человека, всей его жизнедеятельности, в том числе проявленной в социальном плане. Для иеговиста мировоззрение - это исходная точка отсчёта его бытия, которая, по сути, ваяет его личность и задаёт тон всем его социальным устремлениям и поступкам. Религиозное мировоззрение - это онтологический, гносеологический, экзистенциальный и аксиологический фундамент, через призму которого осуществляется упорядоченность и целостность индивидуальных и социальных функций иеговиста, а также задаётся личностный смысл жизни. Свидетель Иеговы извлекает из мировоззрения собственное предназначение в мире, определяет самого себя1.

Принадлежность к ОСИ существенным образом влияет на формирование и развитие личности верующего в молодом возрасте и ее изменения в зрелом возрасте. Данные процессы непосредственным образом связаны с доктринальными установками конфессии, которые оказывают на мировоззрение личности колоссальное значение. По сути своей приобщение к организации подразумевает перестройку всей структуры личности человека, трансформации мировоззренческих парадигм, изменения социальных отношений во всех сферах общественной, профессиональной и личной жизни Свидетеля Иеговы. В первую очередь, подобные изменения происходят под влиянием процесса индоктринации, когда человек знакомится с новым вероучением. Индоктринация - это обычное просвещение, то есть более или менее навязчивое знакомство человека с картиной мира, которой придерживается данная конфессия. Смысл просвещения опирается на тезис: как человек представляет себе мир, так он к нему и относится. Главное средство индоктринации - это проповедь.

Категоричность и безапелляционная уверенность - неотъемлемый атрибут любой религиозной проповеди1.

В результате индоктринации адепт приобретает более или менее системный и последовательный взгляд на мир, общество, нравственные, онтологические, гносеологические, экзистенциальные вопросы, общественные отношения и т. д. Формируется определенная мировоззренческая и идейная система, т. к. нет более безумного и ужасного состояния, чем восприятие мира, неорганизованное в какую-нибудь систему, пускай даже самую примитивную2. Как раз такую систему и предлагает религиозная организация Свидетелей Иеговы.

Общепринятым является разделение религиозного мировоззрения на два уровня: обыденное и теоретическое.

Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обыденного сознания, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям. Религиозное же решение мировоззренческих проблем, благодаря своей образно-наглядной форме, аналогичной художественно-поэтической, оказывается вполне доступным для усвоения на этом уровне сознания3. Для иеговизма это подтверждается в наиболее наглядной, конкретно выраженной форме. Например, через журналы «Сторожевая башня», «Пробудитесь!», многочисленные брошюры и буклеты, где в яркой, красочной манере рисуется недалёкое будущее человечества. Человеку не нужно прилагать каких-либо интеллектуальных усилий, достаточно просто посмотреть на «райские картинки», чтобы понять один из основополагающих догматов иеговизма, цементирующий всю теологию ОСИ, а именно эсхатологический догмат «рая на земле». Любой человек вне зависимости от возраста и социального положения, образования и национальности может уяснить эти доступные постулаты в картинках. Предельная наглядность, конкретность, образность основных вероучительных положений формирует точно такое же представление у иеговиста. Основа мировоззрения Свидетеля Иеговы - это мир, представленный на картинках. Буквалистское восприятие опосредуется на интеллектуальном, эмоциональном уровне, то есть мир, который он видит, приобретает устойчивый характер в его сознании. Через картинки иеговизм формирует картину мира, целостное восприятие окружающей действительности, он как бы скрепляет реальность прошлого, настоящего и будущего.

На уровне теоретического сознания, теологии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом1. Данное положение особенно подтверждается на примере эволюции вероучения иеговизма, где отразились процессы периодического усиления и постоянного видоизменения эсхатологических идей.

В целом же на уровне теоретического сознания происходит непрерывная отработка целостной картины мира в лице руководящего комитета ОСИ. В сущности, именно этот теологический центр определяет миропонимание, мироощущение, нравственное поведение и социальные поступки отдельно взятого члена организации2. Власть теологического центра ОСИ абсолютна, ничем не ограничена, а потому решения руководящей корпорации фактически считаются безошибочными и беспрекословно исполняются . Мировоззрение Свидетелей Иеговы формируется строго продуманной системой взглядов на мир, тщательно и детально разработанной в недрах ОСИ. Оно, как и любое другое (особенно так называемых религий авраамических), определяется рядом основополагающих идей и структурных элементов: 1) космогонический (интерпретация генезиса мира); 2) космологический (объяснение сущности мира); 3) антропологический (концепция человека); 4) социально-этический (концепция земного бытия людей) .

В этом отношении иеговизм отвечает общехристианским представлениям, но в то же время имеет ряд отличительных особенностей. Посмотрим, как сами Свидетели Иеговы определяют процесс становления религиозной личности с присущим ему мировоззрением.

Что определяет, каким сосудом становится человек? Его взгляды и поведение. Во-первых, на них влияют желания и наклонности сердца. Мудрый царь Соломон сказал: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притчи 16:9). Во-вторых, влияет то, что человек видит и слышит, а также его окружение и опыт. Поэтому очень важно прислушиваться к совету: «Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Притчи 13:20). Когда мы впервые услышали об истине, мы показали Иегове, что готовы к тому, чтобы он формировал нас. Мы оставили пути мира, начали облекаться в новую личность и стали посвященными и крещенными христианами. Мы послушались совета из Ефесянам 4:20-24, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины»1.

Итак, новая личность призывается отречься от прежней жизни, следовательно, и от старого, ветхого, греховного мировоззрения, без изменения которого не появится новая личность. Поэтому становится вполне понятным настойчивый призыв «Сторожевой башни» принять божьи требования .

Выделим мировоззренческие установки организации, которые опосредуются на уровне личности иеговиста и составляют особенности его мировоззрения.

1) Упрощённая картина мира, которая состоит из двух частей: греховного мира, «мира нечестивых», который скоро погибнет, и «нового мира», «райской земли», в настоящее время его представляет ОСИ3. Через такое видение мира рассматривается человек, общество, социальные институты, мировые религии, государство, исторические события, культура и т.д.

Нравственный облик Свидетелей Иеговы

Исследуя христианские течения, в том числе и протестантские, необходимо принимать во внимание нравственно-отправной момент их религиозных построений. Такой исходной точкой является трактовка взаимоотношений человека и Бога; это тот именно фокус, через который и благодаря которому можно раскрыть всю сложную архитектонику религиозного учения, в том числе и нравственных принципов1. Касательно иеговизма взаимоотношения Бога и человека корректируются эсхатологическими идеями, картиной нового мира. Поэтому нравственность иеговиста глубоко эсхатологична, т. к. представляет собой существенную компоненту вероучения.

На морально-этические установки иеговизма оказали влияние следующие религиозные направления:

1. Иудаизм.

Отношения бога и человека в иеговизме трактуются в духе, близком иудейским принципам: это отношение гневного, карающего Иеговы к человеку, которые можно определить скорее как отношения судьи и подсудимого, а не отношения любви, жертвенности, как в ортодоксальном христианстве1.

2. Общехристианская традиция.

Представление о нравственном облике человека не выходит за рамки устоявшегося в христианском понимании стереотипа, угодного богу: не пьет, не курит, не сквернословит и т. п2, а также идеи поврежденности грехом Адама и Евы, отделившего человека от Бога.

3. Протестантизм.

Лютеровские идеи о монашестве в миру, сложившаяся особая протестантская этика: аскетизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, трезвость, умеренность.

4. Собственно иеговистские установки.

Социально-этические и нравственные установки современного иеговизма предопределены его модернизированным эсхатологическо хилиастическим верованием3.

Морально-этические вопросы в вероучении иеговизма занимают первостепенное место. Многие специальные издания посвящены обоснованию и пропаганде моральных устоев в семье, общине, на уровне личности. По-видимому, это связано с тем, что в ОСИ морально-этическая регламентация всех сторон жизни Свидетеля Иеговы расписана скрупулёзным образом и составляет важный элемент вероучения, без которого верующий не сможет влиться в общность. Если неофит не выполняет отдельные требования на первоначальном этапе, его просто не допустят к крещению. Если же верующий оступился как крещёный

Свидетель Иеговы и искренне не раскаялся, то его могут лишить общения в собрании, то есть, попросту говоря, исключить из ОСИ.

Таким образом, мы видим, что исполнение моральных предписаний способствует идентификации верующего не просто как человека, а именно как Свидетеля Иеговы1. Поэтому столь пристальный интерес в организации к этим вопросам отнюдь не случаен, наоборот, он способствует активной самоидентификации верующего, укреплению общности, групповой идентичности, противопоставляемой испорченному миру2.

Помимо всего прочего, моральный портрет иеговиста является визитной карточкой организации, которая постоянно делает акцент на этом. Установка организации на «морализацию своих членов» призвана воспитать нравственно-оправданных людей, этически чуждых остальному миру, сформировать через моральные устои общую направленность личности, безукоризненно исполняющую все требования ОСИ . Если вернуться к концепции личности Платонова К. К. (см. первую часть этой главы), то можно отметить, что выше описанная установка иеговизма на морализаторство очень хорошо подтверждается этой концепцией. Согласно

Платонову К. К., 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она может быть названа социально обусловленной подструктурой, но может более коротко быть названа и направленностью личности. Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь, включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей .

В итоге, направленность и отношение личности преломляется через социально обусловленный фокус организации, именно она задаёт и формирует данную подструктуру личности, или, по крайней мере, пытается это делать, так как многие верующие пришли в эту организацию уже в зрелом возрасте. Поэтому элементы неиеговистского влияния всё-таки сохраняются у определённой части верующих, хотя и интенсивно корректируются вероучением общества.

По этой причине нравственный облик Свидетеля Иеговы в практической жизни может отличаться от моральных требований организации. Особенно это касается новоначальных иеговистов, которым очень сложно бывает отказаться от традиционных праздников (день рождения, Новый год) и принять запрет на переливание крови. Что же касается крещеных иеговистов, то самыми распространенными проступками, за которые их исключают из собрания, являются злоупотребление алкоголем и половая распущенность. Но в целом, несмотря на определенные отклонения отдельных верующих, каждый иеговист придает исключительное значение выполнению нравственных норм. Причем многие понимают, что скрыть какой-либо проступок от ОСИ практически невозможно, т. к. атмосфера тотальной слежки, доносительства и периодического покаяния перед старейшинами делает человека абсолютно «голым», открытым и полностью подконтрольным. Поэтому выгоднее соблюдать нравственные правила и требования. Подобная практика «нравственной слежки» среди братьев и сестер, по нашему мнению, носит аморальный характер, т. к. превращает людей в функции, отчуждает их друг от друга, создает атмосферу подозрительности. Особенно пагубно влияет такая обстановка на иеговистскую семью. От самих верующих нам не раз приходилось слышать о случаях, когда жена или муж были вынуждены жаловаться в комитет старейшин по поводу проступка супруга (например, не посещает собрания). Соответственно многие семьи просто распадались в результате такого супружеского рвения.

Отдельные морально-этические правила иеговизма носят откровенно антигуманный характер. В первую очередь, это касается практики запрета на переливание крови. Библейские ссылки ОСИ на запрещение употребления крови (например, Деяния 15:28,29) не подтверждаются вероучением ни иудаизма, ни христианства. Причем, если обратиться непосредственно к библейскому тексту, то мы найдем указание Бога только на недопущение употребления в пищу крови. Следовательно, в теологическом отношении это положение носит исключительно конфессиональный характер и обоснование.

В повседневной практике каждый крещеный иеговист носит при себе документ, в котором содержится информация о недопустимости переливания крови (нам удалось это зафиксировать на примере некоторых верующих), если он находится в бессознательном состоянии или его жизни угрожает смертельная опасность. Причем с медицинского персонала снимается всякая ответственность за отказ от помощи Свидетелю Иеговы в данной ситуации. В итоге во всем мире отмечаются прецеденты смертельного исхода иеговистов по причине отказа от переливания крови. Особенно вызывающей данная практика становится тогда, когда родители-иеговисты запрещают переливать кровь их несовершеннолетнему ребенку, в результате чего погибают десятки детей в мире.

Таким образом, подобное «нравственное правило» иеговиста представляет серьезную угрозу здоровью не только ему самому (например, в результате отказа от переливания крови многие остаются калеками на всю жизнь), но и всему обществу (угроза здоровью нации), т. к. вносит дополнительное социальное напряжение. Многие медицинские, общественные организации выступают против бесчеловечного характера этого правила, которое калечит и уносит жизни ни в чем неповинных людей. На наш взгляд, в случаях государственной регистрации ОСИ, религиоведческая экспертиза должна обращать самое серьезное внимание на этот параметр организации, который носит антигуманный характер.

Следующий нравственный параметр иеговиста - это слабо выраженная гражданская позиция. Этот параметр наиболее типичен для ОСИ. На основе наших наблюдений мы пришли к выводу, что подавляющая часть верующих негативно относится к патриотизму, понятию родина, родные места, русская культура, этнической самоидентификации в любых ее проявлениях. В свою очередь это ведет к отрицанию ценности российской истории, государственности, культуры и самобытности русского народа. Большинство иеговистов искренне считает, что ценностное гражданское измерение имеет только будущий «мирный новый мир», тогда как все остальные государства порочны, в том числе и российское государство.