Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная работа как социокультурный институт Пономарев Петр Андреевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пономарев Петр Андреевич. Социальная работа как социокультурный институт : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.13 / Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2006. - 52 с. РГБ ОД,

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Коренные идеологические и социально-политические преобразования в российском обществе в начале 90-х годов повлекли существенные изменения социальной политики государства и системы социальной защиты людей. В новых социально-экономических условиях объективно возникла необходимость перехода от государственно-административной к профессиональной социальной работе, соединяющей в себе государственную и общественную стороны. Остро встал вопрос о соответствующей подготовке квалифицированных кадров.

Социальная работа относится к тем видам деятельности, которая распространяется на все слои общества, независимо от возраста, пола, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных . убеждений, образования и имеет целью оказание разносторонней помощи людям, оказавшимся в трудном положении, столкнувшимся с проблемами, которые они не могут (или думают, что не могут) решить самостоятельно. Обычно социальная работа сводится к социальной помощи и защите и может осуществляться в рамках административно-должностных процедур. Но в современных условиях многократно усложняющейся общественной жизни резко возрастает уровень психологической и организационной беспомощности людей» привыкших к стандартным способам деятельности. Для большого числа людей любое нарушение этих стандартов, любой конфликт означают стресс» невроз, ощущение собственной беспомощности и невозможности преодоления проблемы. Просто помогать таким людям — значит делать за них то, что они вполне могли бы сделать и сами, если бы имели уверенность в себе и простейшие коммуникативные и организационные навыки, которые они, по каким-то причинам, не имеют. Поэтому центр социальной работы уверенно смещается от простой материальной и правовой помощи и защиты к психолого-педагогической подготовке.

Таким образом, современный социальный работник решает не только конкретные социальные проблемы своих клиентов, но и помогает людям осваивать новые моральные ценности и нормы, находить жизненные смыслы и духовно-нравственные ориентации. Его деятельность направлена на гармонизацию межличностных отношений, отношения между личностью и социумом и, в конечном итоге, на гуманизацию її стабилизацию социума. Это значит, что требования к подготовке социальных работников увеличиваются, ведь они смогут эффективно решать свои профессиональные задачи только тогда, когда будут представлять собой цельные, высоконравственные личности, ориентированные на высокие идеалы высокой духовности.

В настоящее время еще не сложились адекватные новым социально-экономическим условиям педагогические системы. Имеющиеся образовательные практики, нацеленные на передачу максимального объема знаний и недооценивающие духовно-нравственную основу человеческого становления и развития, ограничивают формирование человеческой индивидуальности и объективно приводят к кризису социокультурной и личностной идентичности. Это в полной мере относится к процессу профессиональной подготовки будущих социальных работников. В условиях, когда российское общество в связи с девальвацией культурно-нравственных ценностей советского периода охвачено духовным кризисом, особенно актуальны вопросы формирования духовно-нравственной культуры будущих социальных работников, разработка концептуальных оснований системы всесторонней подготовки будущих социальных работников.

Степень научной разработанности темы. Большой вклад в разработку теории социальной работы внесли ВТ. Бочарова, Т.Н. Великолуг, СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, ИХ, Зайнышев, И.А. Зимняя, Н.П. Клушина, Г.Д. Кузнецова, НЛО. Клименко, P.M. Куличенко, А.И. Лященко, В.А, Никитин, П.Д. Павленок, A.M. Панов, В.А. Сластенин, Л.В. Топчий, В.В. Трухачева, М.В. Фирсов, Н.Б. Шмелева, Е.И. Холостова и другие (более 20 определений социальной работы). Из западных исследователей надо отметить Г. Бернер, Л. Юнссои, М. Саппс и К. Уеллс, Ш. Рамон и Р. Сарри. Анализ социальной работы в историко-культурном и этнокультурном контексте был проведен в диссертации Е.П, Агапова,

Теоретические разработки по данной теме отличаются разнообразием, но, вместе с тем, и некоторой односторонностью, поскольку они, как правило, проводятся прежде всего с профессиональной точки зрения, в рамках имеющегося опыта. Но в наше время, в связи с новыми условиями общественной жизни и новыми проблемами, требуются более общие подходы к социальной работе, определяемые требованиями к ее практике и педагогике в их взаимодействии. Такие подходы могут быть реализованы в рамках философии культуры, философской антропологии и философии образования, при опоре на традиционные национальные культурные и духовные ценности.

В настоящее время социально-функциональный (клиентоцентрированный) подход к социальной работе все активнее вытесняется системно-социальным подходом, в фокусе которого находится задача гармонизации отношений в обществе и в рамках которого работают Р.И. Ерусланова, В.А. Луков, В.А. Иванников, В.Г. Попов, Л.П. Якушев, В.В. Колков, Т.Ф. Яркина и другие. Представляется оправданным расширение этого подхода до социокультурного, включающего в понятие социальной работы национально-исторические ценности, объединенные формами культурной целостности. Предельные формы такой целостности, рассматривали создатели русского космизма Н.Ф. Федоров, HJC и Е.И. Рерих, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, Н.А. Умов и другие, а из современных - В.В. Налимов, В.П. Казначеев, Л.В, Лесков.

Российская национально-историческая и культурная тысячелетняя традиция опирается на духовные, христианские ценности. Богатейший фонд исследований по вопросам духовности, духовной культуры, морали и нравственности в рамках истории философии и культуры оставили русские религиозные философы: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, СП. Шевырев, В.С Соловьев, С.Н. Трубецкой, CJL Франк, Г.Г. Шпет, Н.О.Лос-ский, В.В.Зеньковский, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А. Белый, В.В. Розанов, Л.И. Шестов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев и другие,

Существенный вклад в разработку теории культуры внесли современные ученые: С.С. Аверинцев, Л.Г. Ионии, Л.Е. Кертман, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, М.М. Бахтин, B.C. Библер и другие. Исследованием духовной культуры как религиозной, занимались Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, B.C. Соловьев, А.И. Ильин, С.Л Франк и другие, а из современных - архиепископ Кирилл, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, А,А. Какурин, П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский, В.И. Митрохин.

В последнее время особенно многочисленны работы, в которых нравственность рассматривают в неразрывной связи с духовностью; это В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев А.Ф.Никитин, С.Б.Крымский, В.В.Картава, И.В. Силуянова, Г. Шаталова, Н.Н. Моисеев, Л.П. Буева, В.А. Ремизов, В.А. Кутырев, В.И. Мурашов, В-Д. Шадриков, В.А. Пономаренко, ВТ. Рындак, Е.В. Бондаревская, А. Новиков, И.А. Карток, Т.И. Власова, А. Косичсв, Г. Платонов, С.Д. Лаптенок, Н.В. Басова и другие.

В русской религиозной философии и религиозной мысли идею духовного воспитания через православие разрабатывали И. Ильин, В. Зеньковский, а из отцов Церкви — Иоанн Златоуст, Авва Дорофей, Максим Исповедник, Георгий Гелист Плифон, Феофан Затворник, св. Тихон Задонский, преп. Симеон Новый Богослов, митрополит Илларион, Кирилл Туровский, Нил Сорский, митрополит Владимир, Серафим Саровский, священник Сильвестр («Домострой»), протопоп Аввакум, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и другие. На основе сборника духовных текстов «Добротолюбие» современный греческий архимандрит Иерофей Влахос написал книгу под названием «Православная психотерапия». Задачу воспитания социальных работников в духе толерантности и религиозной терпимости ставит В. Таланов. Таким образом, налицо тенденция к усиленному освоению исторического опыта отечественной духовной культуры. Объектом исследования является социальная работа, рассматриваемая как социокультурный институт, в процессе ее исторического возникновения и развития.

Предметом исследования являются условия, средства и механизмы (педагогические и организационные) выстраивания социальной работы, в соответствии с современными требованиями.

Цель диссертационного исследования- сделать комплексный анализ социальной работы, объединяющий социальный, культурный и нравственно-духовный аспекты.

Данная цель предполагает решение следующих задачі

- провести анализ существующих представлений о социальной работе для выяснения степени их адекватности современным требованиям;

- рассмотреть историко-культурные условия возникновения и развития социальной работы (помощи) для выявления ее инвариантных институциональных структур;

- на этой основе выявить адекватные требования к социальной работе и подготовке социальных работников, т.е. условия, определяющие их эффективность;

- рассмотреть философские, нравственные и религиозно-духовные основания социальной работы и сознания социальных работников;

- проанализировать историко-культурный (западный и отечественный) опыт социальной работы и педагогики.

Теоретико-методологическая основа исследования. Главным 0 данном исследовании является системный метод, применяемый как в историческом, так и в функциональном аспектах бытия культуры. Тема предполагает рассмотрение социальной работы в педагогическом, социологическом, культурологическом, социокультурном и философском контекстах. Поэтому главной методологической задачей диссертанта был поиск адекватных форм соотнесения всех этих аспектов друг с другом и их взаимное обогащение. Теоретический смысл исследования — в расширении представления о социальной работе от узкоутилитарного (административного и/или теоретического) до социокультурного (социально-практического). Гипотеза исследования выражается в следующем тезисе: необходимой составляющей как социальной работы, так и подготовки социальных работников является духовно-нравственная культура.

Научная новизна исследования выражается в следующих пунктах:

- предложен социокультурный подход к анализу социальной работы, объединяющий в себе теоретико-аналитический, прогностико-проективный, коммупикативно-деятельностный, психотерапевтический, морально-нравственный и духовный аспекты; 

- социальная работа рассмотрена на всех уровнях мировоззренческой культуры, от обыденно-практического до универсально-космического;

- выдвинуты подлинные общественные приоритеты в социальной работе и вытекающие из них антропологические (психологические, моральные и интеллектуальные) требования к подготовке социальных работников, определяемые идеалами социальной гармонии и целями социальной стабильности;

- показано, что настоящий социальный работник должен быть воспитан в плане духовного самоопределения, т.е. его личность должна определяться не просто его социальной ролью (должностью), и не просто его моральным или профессиональным долгом, но и его пониманием своего места и роли в обществе и в мире целом, т.е. миссией;

- в качестве материала для духовного воспитания социальных работников предложен философско-методологический, культурологический, духовно-нравственный и религиозно-духовный опыт российской культурной традиции;

проанализирован зарубежный и отечественный опыт развития социальной работы и подготовки социальных работников в плане выявления его культурных, духовно-нравственных и организационных оснований. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Традиционные подходы к социальной работе рассматривают ее чаще всего, как расширенные формы социальной (как правило, материальной) помощи, оказываемой нуждающимся обществом и/или государством, и имеющей целью смягчение социальной напряженности. При этом возможно смещение этих форм в сторону государственных учреждений, что вступает в противоречие с культурными традициями. Так, трактовка социальной работы при советском строе, вытекающая из идеи классового равноправия, привела к ее обезличиванию и бюрократизации, к утрате ее подлинного назначения, заключающегося в создании для нуждающихся условий (не только объективных, но и субъективных) самостоятельного решения своих проблем. При этом социальную помощь и связанную с ней работу нельзя сводить к реабилитации, т.е. к восстановлению чего-то утраченного. Такое расширение задач социальной работы ведет к изменению понимания ее сущности, в основе которой, как представляется, в действительности лежат ценности общечеловеческого гуманизма. Поэтому подлинным фокусом социальной работы является социальный работник, способный на подлинно гуманное отношение к клиенту, и на обеспечение воспитания такового должны работать теоретический, практический, правовой, политический, педагогический и другие моменты его подготовки.

2. Главная особенность социальной работы заключается в необходимости постоянно выходить за пределы традиционных норм (особенно в случаях законодательных и бюрократических препон) ради оказания реальной и своевременной помощи людям. Умение делать это эффективно и не создавая новых проблем, требует особых качеств сознания, мировоззрения и личности социального работника.

З» Социальный работник должен уметь анализировать ситуацию клиента не только в обыденно-практическом плане, но и в морально-мировоззренческом, а последнее невозможно без прочного духовного основания. Речь идет о так называемых экзистенциальных проблемах человека, игнорировать которые в социальной работе в наше время невозможно (и на которых паразитируют разные мошенники типа целителей» предсказателей, знахарей и т.н.). Анализом и решением таких проблем занимается психотерапия» и ее подход заключается в попытках вывода человека на более высокий уровень осознания своих проблем с помощью философских, псевдофилософских и мифологических представлений (типа космического сознания, эзотерических учений и т.п.). Однако, ее недостатком является игнорирование этнокультурных и историко-культурных особенностей человека, что снижает эффективность социальной работы.

4. Современные требования к социальному работнику выходят далеко за пределы должностных обязанностей и даже за пределы традиционно понимаемого профессионального и морального долга. Он должен обладать такими шгтеллектуальными и коммуникативными качествами, как проектно деятельностное отношение к любой ситуации, системное видение ситуации, видение уровней содержания ситуации, опирающимися на такие умения, как способность понимания — интеллектуальный фундамент коммуникации, и способность управления коммуникацией.

5. Антропологический облик социального работника складывается из следующих черт: тип личности - рефлексивный, саморазвивающийся; тип морального сознания - направленный на общественное служение; тип духовности - общечеловеческий. Эти черты существуют и могут быть сформированы только в единстве, в силу их взаимозависимости, и для этого необходима опора в виде соответствующей философии. Наиболее подходящей для этого, во всех отношениях, представляется русская религиозная культурная традиция и философия.

6. Такие идеи русских религиозных философов, как идея соборности и идея всеединства как нельзя лучше отражают суть современной идеологии и педагогики социальной работы. Суть первой — в опоре на исторические особенности национального единства русского народа: религиозность, общин ность, самопожертвование. Суть второй — в осознании всеобщей зависимости событий, деяний, судеб, как индивидуальных? так и общественных, и выведение из этого осознания требований к личности, исключающих отделение ее от общества, обуславливающих ее гармоничное саморазвитие в рамках не только общества и всего мира, но и бытия вообще, опираясь на идею Божественного абсолюта. Только на таком уровне может быть преодолена теоретическая и практическая разобщенность таких важнейших моментов человеческого сознания, как мораль, нравственность и духовность, лежащая в основе всех социальных, в том числе и религиозных, конфликтов.

7, Несмотря на то, что философские и общекультурные основания идеологии социальной работы за рубежом существенно не совпадают с нашими, богатый исторический теоретический и организационный опыт как социальной работы, так и социальной педагогики стран Запада, безусловно, полезен и заслуживает осмысления (и, отчасти, освоения). Исторически социальная работа на Западе складывалась из деятельности общественных и государственных структур, что и задавало основу профессионализма в этой сфере. Именно установка на интересы общества всегда определяла смысл и содержание социальной работы (в отличие от установки только на интересы государства), и ее развитие всегда понималось, как обусловленное развитием общества на всех его уровнях (а не только на классовом, как в советском обществе). Именно поэтому на Западе возникли такие (научные и учебные) дисциплины, как конфликтология, социальное управление и социальное планирование, крайне полезные для нас в условиях демократизации.

8. Национальные историко-культурные особенности социальной работы (помощи) в России всегда понимались в ее отнесенности к христианским добродетелям (благотворительности). Именно поэтому возникновение социальной работы, как социального института, на Руси связывается с инициативой князей, а его развитие — с деятельностью Православной церкви. Отстранение общественной инициативы от социальной работы в советском обществе и монопольное присвоение ее государством привели к ее вырождению, что вылилось в начале перестройки в ее кризис. Сейчас проводится работа (прежде всего законодательная), чтобы оживить общественную инициативу в социальной работе, сделать ее выгодной для всех слоев населения, всячески повышать ее эффективность и авторитет. Но для этого необходимо развертывание массовой подготовки специалистов, обеспеченных соответствующими теоретическими и практическими знаниями и умениями.

9. В настоящее время многими исследователями предлагаются образовательные модели для подготовки социальных работников, но им, как правило, не хватает культурологической, историко-культурной и философской содержательности. Восполнение этого крайне необходимо для развития теоретических оснований социальной работы. Для этого полезно обратиться к истории подготовки социальных работников в России, которая до революции велась в рамках общественных организаций и только при советском строе приобрела профессиональный статус, хотя, по сути дела, свелась к должностным обязанностям соответствующих чиновников. В наше время требуется не только воссоздание общественной инициативы в социальной работе, но и определение культуросообразного соотношения таковой с государственной практикой социальной работы.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Предлагаемое исследование расширяет теоретические основания социальной работы, как социального и государственного института, вводя ее в контекст отечественной философской и религиозной культуры. Соответствующий учебный курс напрямую связан с гуманитарными дисциплинами вообще и позволяет существенно углубить подготовку социальных работников за счет выведения их профессионального мировоззрения на уровень философско-личностной убежденности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных международных, всероссийских, межрегиональных, региональных и межвузовских конференциях и конгрессах, таких как: Южно-Российская научно-практическая конференция педагогических работников высших и средних учебных заведений «Витагепные педагогические технологии как условие развития личности» (Новочеркасск, 1999); ежегодные межрегиональные научно-теоретические конференции, посвященные актуальным проблемам социальной истории и социальной работы (Новочеркасск, 2000-2005); ежегодные годичные собрания Южного отделения РАО и региональные психолого-педагогические чтения (2001-2005); международная конференция «Language and Communication» (Ростов-на-Дону, 2001); Третий Российский философский конгресс: рациональность и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002); Вторая международная научно-практическая конференция «Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности» (Ростов-на-Дону, 2002); I Международный конгресс «Славянский педагогический собор» (Тирасполь, 2002); Третья международная конференция «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2004); ежегодные научно-теоретические конференции по проблемам гуманитарного образования (Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, Шахты, 2000-2005). 

Результаты исследования докладывались на заседаниях отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы и кафедры философии и культурологии Ростовского-на-Дону педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 356 наименований Общий объем диссертации-261 страница.  

Похожие диссертации на Социальная работа как социокультурный институт