Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное служение религиозных организаций Костылева Татьяна Александровна

Социальное служение религиозных организаций
<
Социальное служение религиозных организаций Социальное служение религиозных организаций Социальное служение религиозных организаций Социальное служение религиозных организаций Социальное служение религиозных организаций Социальное служение религиозных организаций Социальное служение религиозных организаций Социальное служение религиозных организаций Социальное служение религиозных организаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костылева Татьяна Александровна. Социальное служение религиозных организаций : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Омск, 2006 167 с. РГБ ОД, 61:06-9/649

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Социальное служение как объект философского и религиозного осмысления 11

1.1 Понятие и сущность социального служения 11

1.2 Религиозные и философские представления о социальном служении ...42

ГЛАВА II. Конфессиональная специфика понимания социального служения71

2.1 Социальные доктрины христианских церквей как теоретическая основа социального служения 71

2.2 Социальное служение в контексте социальных доктрин иудаизма и ислама 103

2.3 Социальное служение религиозных организаций как фактор устойчивого развития постсоветской России 125

Заключение ...145

Библиографический список 149

Введение к работе

Актуальность темы исследовании. Проблема социальной значимости религии вообще и социальной деятельности религиозных организаций, в частности, в современной отечественной философской литературе практически не получила развитая, С одной стороны, в России исторически обусловлена относительно слабая роль церкви в осуществлении социальной работы1. С другой стороны, советская идеология отнюдь не способствовала осознанию конфессиональных возможностей в решении социальных проблем. Официальные источники советского периода содержат информацию, отражающую однозначную оценку данного вопроса, которую должно было разделять советскому гражданину. Например, в школьных учебниках по истории говорилось о том, что Русская православная церковь .служила господствующим классам в проведении ими антинародной политики, создавала препятствия для научно-технического прогресса страны, мешала культурному развитию общества, старалась заглушить прогрессивную общественную мысль. Подобный настрой определял отношение и к другим распространенным на территории страны конфессиям, например, к исламу; «В СССР и других социалистических странах, где социальные корни религии подорваны, ислам,

как и другие религии, все более и более превращается в пережиток прошлого» , - или к иудаизму: «Жизнь исповедующих иудаизм обременена множеством архаических ограничений, ритуалов, пищевых запретов и т.п. Иудаизм, как и другие религии, всегда являлся... средством духовного угнетения трудящихся»3.

Безосновательно было бы заявлять о том, что государство не справлялось с возложенным целиком на его плечи социальным бременем. Тем не менее, церковь (мечеть, синагога), безусловно, в состоянии выполнять традиционно

1 Подразумевается принципиальное терминологическое отличие социальной помощи, традиционно являвшейся
функцией русской церкви, от социальной работы.

2 Большая советская энциклопедия. В 30 т. -М., 1972. — Т.Ю.- C-4S6-
'Тамже, W3,-T.I1.-C55,

принадлежавшие ей функции нравственного воспитания подрастающих поколений, решения отдельных семейно-бытовых проблем, помощи в социальном определении дезадаптированных индивидов, потерявших работу, семью, привычную социальную среду.

Несмотря на убедительные уверения официальной власти России о стремительном улучшении экономического положения населения, трудно не заметить потерю авторитета множества социально значимых и при этом низко оплачиваемых профессий, разрыв уровня жизни большинства фактически бедствующего населения и незначительной части экономической и политической элиты. Страну по-прежнему покидают наиболее талантливые, образованные специалисты. Социологами поставлен неутешительный диагноз о вымирании нации в связи с традиционной для нее социальной болезнью -алкоголизмом. Эти и ряд других социальных проблем нуждаются в скорейшем разрешении, что является задачей всех институтов общества и государства, включая и религиозные объединения.

Религия, отражая понимание человеком мира, в том числе и социального, будучи в определенных исторических сообществах доминирующим типом общественного сознания, содержит в себе емкую систему подробнейших знаний об устройстве общественной жизни как воплощении божественного проведения, В Средние века в христианской Европе, в мусульманских странах господствовало мнение, что в Откровении содержатся все конкретные предписания относительно общественных порядков, устройства и характера власти, отношений господина и слуги, должника и заимодавца, семейной жизни. Природа и конкретные формы власти, государства, правовые нормы выводились из Священного Писания. Секуляризация общества утвердила представление о государстве как о процессе и результате деятельности самих людей. Однако проблемам общественной жизни по-прежнему уделяется значительное место в религиозной системе взглядов на мир и не только в мировоззренческом или богословском плане. Религия не остается в стороне от насущных проблем современности, тревожащих человечество, выражает свою

готовность принять деятельное участие в их разрешении. Наиболее сильные позиции она может занять в традиционной для себя сфере поддержки незащищенных слоев населения, без которой не возможно представить себе современное цивилизованное правовое государство. Для этого церковь, синагог мечеть не только осуществляют многовековую деятельность по оказанию практической помощи нуждающимся, но и стремятся выработать надежный теоретический фундамент этой деятельности - собственные социальные доктрины, которые, опираясь на догматы вероучений, отвечали бы потребностям социального развития сегодня, обращаясь ко всем людям без конфессиональных и иных ограничений.

Степень разработанности проблемы. Основой для анализа богословского понимания социального служения явились священные книги (Библия, Тора, Коран), энциклики глав Ватикана и труды Августина, Фомы Аквинского, Ария, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, A.M. Иванцова-Платонова, Ансельма Кентерберийского, В.Н. Новика (о. Вениамина), М.А. Олесницкого, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Ф.Г. Пибоди, Пелагия, Г.Н. Троицкого, Г .В. Флоренского, Т. ван дер Форта. Современное богословие, адаптируя догматы вероучений к духовным и практическим основам жизнедеятельности современного общества, столкнулось с вопросами соотнесения идеи греховности человека с идеей служения церкви этому человеку, принципа правоверности с принципом свободы совести, роли церкви в секуляризованном обществе, причастности религиозных организаций к бедам человечества и т.д. Актуализация богословами этих противоречий, активизация деятельности религиозных общин, их пристальный интерес к глубинным началам существования человека и общества позволяет рассматривать поднятые проблемы в религиозно-философском и философско-антропологическом дискурсе.

Философское понимание феномена социального служения религиозных организаций складывалось в наследии Н.А, Бердяева, С.Н. Булгакова, М. Вебера, ИА Ильина, Ф. Ницше, B.C. Соловьева, CJL Франка, Э. Фромма,

А.С, Хомякова, А. Шопенгауэра, в научных работах Н.С. Гордиенко,

М.И. Даниловой, Л.В. Денисовой, Л.М. Дмитриевой, Т.А. Кузьминой, 10. Майка, Л.Н. Митрохина, М.Г. Писманика, СС, Хоружего, Т.Г. Человснко, И.К Яблокова. Надо отметить тенденцию включения понятия социального служения религиозных организаций в поле философских исследований, но фундаментальных работ, уясняющих этот феномен, дающих ему определение, рассматривающих его в приложении к российской современности нет.

Методологическим основанием рассмотрения социального служения в поле философской проблематики послужили категории активности и деятельности, разработка которых принадлежит ЕЛ. Ануфриеву, ВХ Беленькому, М. Веберу, М.В. Демину, А.Н. Илиади, Е.Г. Комарову, П.Е, Кряжеву, А.Н. Леонтьеву, А.В. Маргулису, Э.С. Маркаряну, АЛ. Маркову, Т. Парсонсу, Ю,М. Резнику, В.И, Слободчикову, JLIL Станкевичу, ГЛ. Тульчинскому, Г.П, Щедровицкому, Э.Г. Юдину. Категория деятельности представляется хорошо разработанной в отечественной философской мысли, однако, в некоторых работах, освещающих какие-либо аспекты активности и деятельности, допускается неоправданное, по нашему мнению, отождествление этих понятий.

Анализ процесса формирования социальных доктрин был проведен с привлечением текстов социальных концепций христианских конфессий (католицизма, православия, христиан веры евангельской, адвентистов седьмого дня), ислама, иудаизма, а также исследований ВЛ. Видемана, МД Грубарг, А.В. Еремина, К.Н. Костюка, А.И. Кырлежева, НА Лайша, П. де Лобье, МЛ. Мчедлова, А.А. Нуруллаева, В.Н. Семснко, Н.В. Сомина, Й. Хеффнера, Е.Г, Холмогорова. Формирование социальных доктрин мировых религиозных конфессий в России - процесс не только не завершенный, но, на наш взгляд, переживающий начальную свою стадию. Самая ранняя и разработанная концепция - социальная концепция русской православной церкви, вышедшая в свет в 2000 г., нуждается в существенном развитии. Для авторов концепций чрезвычайно значимы осмысление и оценка созданных ими документов

отечественной научной и философской общественностью. Однако философских работ по этой проблематике мало, практически все они опубликованы в форме статей. Ни в одной из них не сопоставляется несколько конфессиональных концепции, а рассматривается та или иная концепция, либо отдельные ее положения.

Проблема исследования обусловлена недостаточным философским осмыслением социального служения религиозных организаций и может быть выражена в следующих вопросах: І. В чем состоит сущность служения? 2. Какова специфика религиозного служения? 3. В чем заключаются конфессиональные особенности религиозного служения?

Цель работы: исследование социального служения религиозных организаций, его причин, содержания, смысла и значения.

Задачи исследования:

дать определение понятия «социальное служение»;

выявить специфику религиозного и философского обоснования социального служения;

проанализировать теоретические основания христианских и нехристианских форм служения;

рассмотреть социальное служение как фактор устойчивого развития современной России.

Методологические основы исследования. Научное исследование опиралось на следующие основные философские принципы: системности, междисциплинарности, интегративности, а также на принципы историзма, диалогичности, критерии объективности. Диссертант руководствовался также сложившимися в теории, истории социальной работы и социологии положениями и выводами по исследуемой проблематике.

При рассмотрении различных христианских и нехристианских конфессиональных концепций, энциклик, решений Соборов, формирующих в итоге религиозные социальные доктрины, были использованы методы сравнительного анализа, сопоставления, принцип дополнительности.

Основные результаты исследования и его научная новизна.

1. Выявлена современная тенденция смещения акцентов в
деятельности религиозных центров, организаций с непосредственного
богослужения на диаконию - служение обществу и человеку. Усиленное
внимание церкви к этим аспектам своей деятельности, создание богословами
соответствующих теоретических работ позволяет использовать термин
«служение» в религиозно-философском и философско-антропологическом
контексте,

2. Дано определение понятия «социальное служение» как совокупности
организованных форм социальной деятельности религиозных организаций.
Служение - это деятельность индивидов, групп, институтов, организаций,
которая может носить как церковный, так и внецерковный характер.

Служение как религиозная деятельность осуществляется в духовной и практической сферах- Социальное служение в духовной сфере составляют разработка социальных религиозных идей, систематизация теологических догматов о жизни общества и человека, сочинение богословских произведений по проблемам обновления современной церкви- Практическое религиозное служение ориентировано на решение тяжелых социальных проблем современного общества и, тем самым, на реализацию божественного замысла о мире.

3. В результате сопоставления социальных программ и концепций
различных религиозных конфессий обнаружена общность взглядов на характер
социальных проблем и перспективы их решения:

а) служение религиозных организаций создает объективные возможности
для полноценного осознания обществом социальных проблем
секуляризованного государства;

б) социокультурные проблемы оцениваются как последствия
секуляризации и глобализации с опорой на светские представления о
глобалистических процессах;

в) социальное служение религиозных организаций, особенно в Западной

Европе, принимает во внимание современные представления о социальном правовом государстве и гражданском обществе, гд^ основными ценностями признаются права и свободы человека, солидарность.

4. Обосновано, что социальное служение является одним из факторов устойчивого развития государства.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что его результаты могут быть использованы:

во-первых, в качестве методологической основы для дальнейшего исследования процесса обновления, переживаемого современными мировыми религиями;

во-вторых, для изучения социального служения и его роли в становлении правового государства и гражданского общества по принципам справедливости, солидарности, милосердия, значимости каждого человека;

в-третьих, для преподавания лекционных курсов по религиоведению, философской антропологии, социальной философии в высших учебных заведениях;

в-четвертых, средствами массовой информации, влияющими на формирование общественного сознания, отношения к происходящим в обществе социальным изменениям.

Кроме этого материалы диссертации могут быть приняты во внимание представителями властных структур в осуществлении политики взаимодействия с религиозными организациями, отвечающей современным требованиям и способствующей решению проблем, стоящих перед нашим обществом.

Апробация полученных результатов. Результаты исследования докладывались и обсуждались на круглом столе «Благотворительность в России: истоки, история3 современное состояние» (Омский региональный благотворительный фонд возрождения народной культуры «Наша Родина -Сибирь» 6 мая 2006 г.)

Результаты исследования также нашли отражение в выступлениях на следующих научных конференциях; «К культуре мира - через диалог религий, диалог цивилизаций» (Омск, 2000), «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2000, 2001, 2002, 2005), «Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2003), «Человек - культура - общество. Актуальные проблемы философских, политологическїїх и религиоведческих исследований» (Москва, 2002), «Онтология и аксиология права» (Омск, 2005).

Структура и содержание диссертации определены ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Понятие и сущность социального служения

Религиозные организации традиционно выступали в качестве института перераспределения общественных благ для оказания помощи наименее защищенным слоям населения, И сегодня религиозно мотивированная социальная деятельность не утратила своей значимости, несмотря на то, что государство взяло на себя функции социального обеспечения. Особенно эта деятельность стала актуальной в условиях непрекращающегося регресса духовно-нравственных устоев современного общества. В церковной традиции подобную деятельность принято называть служением (социальным служением).

Социальное служение неразрывно связано с такими понятиями, как благотворительность и милосердие. Часто используется понятие «служение милосердия»1.

В деятельности религиозных организаций одним из важнейших вопросов всегда была задача «служения миру», поскольку разнообразные формы этого служения позволяют преодолеть разрыв между богословскими поисками и практическим участием религиозных организаций в решении социально значимых проблем,

В толковых словарях В.И. Даля2 и СИ, Ожегова3 служение рассматривается как деятельность на пользу кого-нибудь, чего-нибудь. Другими словами, служить - значит делать что-либо на благо другого, быть надобным.

В основе концепции «социального служения» (лат. - ministers греч, -diakonia) лежит идея необходимости участия религиозных организаций и верующих в мирской жизни. Причем предлагается не просто богословское обоснование такого участия, но и наиболее предпочтительные пути реализации активности верующих по отношению к «миру».

В русской православной традиции служение проявляется в семи материальных и семи духовных делах милосердия, К материальным делам относятся: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть раздетого, принимать странников, посещать больных, приходить к заключенным, хоронить мертвых. А к духовным делам относятся: идти к грешникам, учить тех, кто не знает, советовать сомневающимся, утешать страждущих, переносить несправедливости прощать обидчиков, молиться за живых и мертвых1 В основе христианства лежит стремление к тому, чтобы через осознание своего несовершенства, через признание существования высших ценностей прийти к идее необходимости самосовершенствования. Поэтому глубинный смысл подлинного служения заключается в том, чтобы «отдать», В оценке С.С, Хоружего, аскетический подвиг каждого христианина «в миру» и монашеский подвиг в монастырской обители в равной мере направлены к этому совершенству через милосердное богоуподобление . Именно из него вытекает социальный аспект служения церкви.

В богословском контексте церковное социальное служение обозначается термином «диакония». Под диакопией понимаются организованные формы христианского служения в миру - не только благотворительность, забота о социально неблагополучных группах и отдельных лицах, но и свидетельство о Христе через практическое доброделание. По мнению о. Вениамина (В,Н, Новика), «диакония может (и должна) включать в себя элементы миссионерства и христианского образования» , В некоторых церквях такую диаконию называют социальной, чтобы показать ее отличие от литургической диаконии. Уже в истории раннехристианской церкви сформировались два типа служения, взаимодополняющие и взаимооттеняющие друг друга. Первый тип -церковное богослужение, аскетизм монашествующих. Второй тип служения предполагал возможность хозяйственно-экономического обеспечения христианских общин, включая денежные пожертвования в пользу бедных.

Новозаветное понимание диаконии - это продолжение свидетельства о Христе. Оно включает в себя дела милосердия и любви, действенную помощь страждущим, больным, немощным, униженным, нуждающимся, к которой призвана церковь. Согласно апостолу, вера должна находить свое проявление в делах, без которых она мертва [Иак. 2,17]. Дела или подтверждают истину слов или опровергают их; покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих [Иак, 2, 18]. Именно самоотверженное служение ближним считается подлинным исполнением заповедей Господних .

Программа социального служения описана в Евангелии в рассказе о Страшном Суде. «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» [Мф. 25, 35-36]. «Истинно говорю вам; так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» [Мф. 25,40].

Религиозные и философские представления о социальном служении

Осмысление социального служения религиозных организаций происходило как в богословской, так и в философской традиции. Основные положения социального служения различных конфессий можно найти в священных книгах (Библия в христианстве, Тора в иудаизме, Коран в исламе), сочинениях богословов.

Догматической основой социального служения в иудаизме является идея богоподобности человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [Быт. 1, 27]. Отсюда вытекает вывод об абсолютной ценности и святости каждого личности и безоговорочное уважение человека, его достоинства независимо от социального положения.

В иудаизме существовали системы субботних и юбилейных годов. В субботние годы весь урожай от земли, выросший без ухода за ней, предоставлялся в рбщее пользование всем, кто в нем нуждался. Уничтожая на целый год право частной собственности на землю, предоставляя частные земельные наделы всем нуждающимся в них, закон, во-первых, лишал состоятельных собственников возможности увеличивать свое состояние и, во-вторых, поддерживал неимущих. Юбилейные годы позволяли восстановить установленный порядок социально-экономических отношений, в основе которых лежали равенство и равноправие1.

Важное место в иудаизме занимают призывы к человеколюбию: «Люби ближнего твоего, как самого себя» [Лев, 19, 18]. Необходимо отметить, что призывается любить ближнего независимо от его национальности и веры: «Как пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас тоже, что туземец ваш; люби его, как самого себя; ибо пришельцами и вы были в земле Египетской» [Лев. 19, 34].

Необходимость и желанность такой всеохватывающей любви мотивируется ссылкой на бога, который является эталоном человеколюбия; «Ибо Господь, Бог ваш,... Который не смотрит на лица и не берет даров. Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца; ибо сами были пришельцами в земле Египетской» [Втор. 10,17-19].

Богу угодна действенная любовь, которая даст зримые плоды. Реальным проявлением любви является непричинение зла ближнему: «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй» [Лев. 19, 13]. «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их,., и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами» [Исх. 22,21-24].

Несовместимо с человеколюбием не только презрительное или издевательское, но и просто невнимательное отношение к людям с физическими недостатками: «Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему» [Лев. 19. 14]; «Проклят кто слепого сбивает с пути» [Втор. 27,18].

В христианстве социальное служение с самого начала приобретает организованные формы, Эти формы были неразрывно связаны с церковной иерархией, в которую изначально входили диаконы (лица, ответственные за социальное попечение о нетрудоспособных членах общины)1. В связи с провозглашением симфонии государства и церкви, оба института поддерживали и укрепляли друг друга. Церковь создавала и поддерживала идеальный образ добродетельного милосердного монарха, в обязанности которого входило быть справедливым, судить нелицеприятно, защищать обиженных и слабых, а также заниматься благотворительностью.

Среди авторов, писавших о милосердии и благотворительности, наибольшее распространение получили труды Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Григория Студита, Иоанна Дамаскина, Афанасия Александрийского. Работы отцов церкви оказали большое влияние на становление общественного сознания в вопросах призрения, помощи и поддержки. Проблемы милосердия, сострадания, любви к ближнему рассматривались ими на основе комментариев евангельских текстов. Учение отцов церкви содержит идею равенства богатых и бедных пред лицом смерти и Страшным Судом и увещевание рассматривать личную собственность как нечто, человеку не принадлежащее.

В константиновский период христианства появляется служение как деятельность, направленная на распределение частных ресурсов в пользу нуждающихся и решение общественных проблем, Большое внимание вопросам служения уделено в сочинениях св. Иоанна Златоуста, который подчеркивал, что послужить даже одному человеку и спасти его - отнюдь не малая вещь. «У меня нет презрения ни к какому человеку, потому что он, человек, наиболее достоин внимания из всех творений Божиих»1.

В основе служения, по Иоанну Златоусту, лежит мотив христианской любви друг к другу: «Как в отношении к телу, мы должны постоянно доставлять ему пищу, и постоянно доставляем; ибо долг этот простирается на всю нашу жизнь; так он учит поступать и в отношении к любви, или лучше сказать, еще больше, потому что она приводит к жизни вечной и постоянно остается с теми» которые имеют ее, - учил Иоанн Златоуст. - Любовь представляет тебе ближнего, как тебя самого, и научает тебя радоваться его благополучию, как твоему собственному, и чувствовать его несчастье, как твои собственные» .

Социальные доктрины христианских церквей как теоретическая основа социального служения

Понимание социальной роли конфессиональной организации обусловлено активным включением религиозного фактора в социальную жизнь. Сегодня развитие процессов глобализации и секуляризации привели к необходимости осмысления религиозными организациями своего места в современном российском обществе. В связи с этим религиозные организации, функционирующие на территории нашей страны, в начале XXI в, разработали социальные доктрины. По мнению ученых, в настоящее время в России сложились благоприятные условия для развития социального учения религаозных организаций: «В стране законодательно обеспечены свобода совести и слова, есть доступ к источникам мировой - светской и конфессиональной - общественной мысли, происходит бурное возрождение отечественных религиозных социально-философских концепций. Российскими обществоведами активно разрабатывается широкий спектр, в том числе ранее запретных, социальных проблем»1.

В данном параграфе будут рассмотрены социальные учения западного католичества и российского православия - старых ветвей христианского вероучения и социальные концепции тех христианских конфессий, чьи позиции менее представлены в общественной жизни - адвентистов седьмого дня и христиан веры евангельской. Особенность социальных доктрин христианских направлений состоит в том, что они не существуют, строго говоря, как отдельные теоретические дисциплины, а представляют скорее расширительно толкуемую социальную этику, нормы которой предписывается реализовывать в той или иной сфере общественной жизни. Акцент на нравственные стороны каждого вида общественной деятельности обусловливает антропоцентризм конфессиональных социальных учений .

Структура социальных концепций христианских конфессий2 не идентична. По-разному представлена и программа социального служения в зависимости от диапазона рассматриваемых проблем и перспектив их решения. При этом в них в различной последовательности рассматриваются проблемы, представляющие общий интерес: определение основных богословских положений; взаимодействие церкви и нации, церкви и государства, религиозной этики и светского права, церкви и политики; взаимосвязь преступления и наказания, здоровья личности и народа; формирование здорового отношения к личности, семье, труду, собственности, войне и миру, средствам массовой информации; проблемы биоэтики, экологии, науки, культуры, образования, глобализации и секуляризма, международных отношений,

В силу многих обстоятельств среди христианских учений наиболее систематично и тщательно разрабатывается, начиная со второй половины XIX вД социальная доктрина католицизма.

Основополагающими началами социального учения католической церкви являются принципы справедливости и общественной любви . Таким образом, объектами социального служения выступают человеческая личность и общество. Государству приписывается вспомогательная функция, подразумевающая минимум стратегического вмешательства - максимум конкретной помощи. В качестве фундамента государственной системы предлагается поддерживать демократию и рыночную экономику.

Социальная доктрина католицизма стала всеохватывающей концепцией о человеке, браке, семье, быте, экономике, политике, государственном устройстве, о претворении христианства в гражданское общество, о национальном и интернациональном мире и т.д. Она являет собой попытку систематизации проблем различных общественных и гуманитарных наук, призывая, чтобы на ее принципы опирались социально-политические ориентации и общественное поведение католиков.

Формирование социальной доктрины католицизма связывают с публикацией энциклики Папы Льва XIII «Rerum novarum» (15 мая 1891 г.), предложившей «чадам церкви - священникам и мирянам - план и средства плодотворной социальной реконструкции». Эта энциклика дала толчок появлению таких социальных институтов, как католические партии, профсоюзы, молодежные, женские, спортивные и другие организации и общества. Исходными посылами социального учения Льва XIII послужили принцип христианского персонализма, опирающийся на представления о достоинстве католиков в социальной жизни, а также принципы справедливости и истинного милосердия, предварительным условием которого является признание прав каждого человека. Папа первым признал необходимость приспособления христианства к реалиям современной жизни (accomodate renovatio). Послание Папы содержало в себе актуальный детальный анализ социализма и капитализма. Оно дало начало большому количеству социальных документов римского католичества, разбиравших как общие, так и частные аспекты социальных отношений - начиная от зарплат и отпусков и заканчивая этикой половых отношений. Наряду с «папской» социальной доктриной стали появляться и другие социальные доктрины, создаваемые католиками и протестантами, среди которых, например, огромной популярностью пользовалось «богословие революции» , согласно которому Христос был величайшим социальным революционером, а церковь всегда должна стоять на переднем крае борьбы угнетенных за свои права

Энциклика Папы Пия XI «Quadragesimo anno» (15 мая 1931 г.) стала своеобразным продолжением труда Льва XIII в новой общественно-экономической обстановке. В пей отмечалось, что основные идеи, высказанные в энциклике «Rerum novarum», стали общим наследием человечества, фундаментом официальной и индивидуальной деятельности во многих странах мира. Новой энцикликой предписывалось (в соответствии с традиционным вниманием одновременно к двум объектам социального служения католической церкви) обновление общественного строя по двум тесно взаимосвязанным направлениям: реформа общественных институтов и изменение сознания людей3. При этом утверждался приоритет личности по отношению к обществу и абсолютная ценность социальной справедливости как основы общественной жизни.

Социальное служение религиозных организаций как фактор устойчивого развития постсоветской России

Разговор о перспективах российского государства и общества побуждает обратиться к существующей концепции устойчивого развития. Эту концепцию можно рассматривать как модель, позволяющую решить или сгладить глобальные проблемы современности, в частности, проблему соотнесения потребности экономического роста и оздоровления экологической ситуации -проблему, затрагивающую все сферы общественной жизнедеятельности.

Церковь обращает внимание на упущение из виду в политических и научных рассуждениях об устойчивом развитии самого существенного в этой теории: «устойчивость развития» имеет лишь одно социальное измерение и один критерий - право будущих наследников на жизнь и на получение наследия предков - природного, культурного и духовного- Обеспечение этого права как основную цель социального служения видят представители религиозных общин и организаций1.

Например, среди проблем, связанных с обсуждаемой темой, важной является проблема сохранения и укрепления здоровья людей, в первую очередь детей и матерей. В связи с чем, вопрос о культуре семейной жизни и планировании семьи имеет приоритетный характер. Кроме этого, необходимо заботиться о благополучии не только нынешнего, но и будущих поколений, принимать меры для искоренения нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира; сотрудничать в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли, в том числе сохранения биологического разнообразия; нести финансовую ответственность за сохранение окружающей среды . Именно в этих сферах особенно много могут сделать религиозные организации, духовные наставники3.

Уточнение трактовок понятия «устойчивости», формирование общепризнанного мнения по данному вопросу способствовало более углубленному осмыслению определения самого «устойчивого развития», В наиболее концентрированном виде такое определение было сформулировано, на наш взгляд, в докладе комиссии Г.Х. Брундтланд, где, в частности, записано: «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности- Оно включает в себя два ключевых понятия: - понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного решения; - понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых па способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности»j. Для устойчивого развития недостаточно мощного индустриального потенциала и быстрого экономического роста. В целях смягчения серьезных экологических проблем и последующего их преодоления необходима взвешенная и эффективная политика в области охраны окружающей среды и природопользования. Проведение такой политики невозможно без достижения высокой духовности общества, широкого распространения моральных и этических принципов, стиля жизни, соответствующих как потребностям настоящего периода, так и будущего. «Устойчивости» современной цивилизации нельзя достичь при сохранении социальной и политической напряженности в отдельных странах, регионах и в мире в целом2. В глазах служителей церкви экологический кризис - это кризис не только науки, техники и экономики, но кризис, прежде всего, духа человеческого, следствие его отступления от бога.

Концепция устойчивого развития ноосферной цивилизации в России разрабатывается с учетом традиционных принципов народной культуры, соборности, восходящих к особому типу социально-экономических отношений3.

Будущее зависит от того, насколько успешным будет поиск новых форм сотрудничества государства и негосударственных структур, которые бы позволили эффективнее бороться с бедностью, создать механизмы более справедливого обмена и распределения внутри общества и между странами с различным уровнем развития, изменить структуру потребления, сделать ее более рациональной, дружественной для окружающей среды.

Обеспечение устойчивого развития - это задача» которую нельзя решить лишь на уровне управленческих решений. Необходимо участие всех слоев населения, так как каждый человек значим и имеет право на развитие своих физических и духовных способностей- Поэтому концепция предусматривает привлечение всех слоев населения в процесс осуществления концепции устойчивого развития. Требуется приложение максимума усилий для ликвидации различных дискриминационных ограничений, еще существующих в мире: по полу, возрасту, национальному признаку - что будет способствовать усилению роли этих групп в создании предпосылок устойчивого развития.

Опираясь на признание тесной взаимосвязи экономического роста с проблемами сохранения окружающей природной среды и благосостоянием общества, концепция устойчивого развития предполагает комплексные действия, направленные на установление более справедливых социально-политических отношений в обществе и гармонизацию взаимодействия общества с природой, выходящие далеко за рамки экономических отношений. На одном из первых мест стоят вопросы, связанные с ликвидацией нищеты, решением демографических проблем, сохранением здоровья человека, улучшением экологических условий населенных пунктов и городов - вопросов, приоритетных для социально ориентированного государства1.