Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные основы религиозного экстремизма Ахромеева Юлия Васильевна

Социокультурные основы религиозного экстремизма
<
Социокультурные основы религиозного экстремизма Социокультурные основы религиозного экстремизма Социокультурные основы религиозного экстремизма Социокультурные основы религиозного экстремизма Социокультурные основы религиозного экстремизма Социокультурные основы религиозного экстремизма Социокультурные основы религиозного экстремизма Социокультурные основы религиозного экстремизма Социокультурные основы религиозного экстремизма Социокультурные основы религиозного экстремизма Социокультурные основы религиозного экстремизма Социокультурные основы религиозного экстремизма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахромеева Юлия Васильевна. Социокультурные основы религиозного экстремизма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Ахромеева Юлия Васильевна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Воронеж, 2009.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/544

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Религиозный экстремизм: теоретические предпосылки 17

1. Религиозный экстремизм: характерные черты 17

2. Религиозный и культурный фундаментализм как условия возникновения религиозного экстремизма 28

3. Исторические формы религиозного экстремизма 42

ГЛАВА II. Нетрадиционные религиозные верования как современная форма религиозного экстремизма и предпосылки их формирования 51

1. Особенности нетрадиционных религиозных верований 51

2. Социокультурные предпосылки формирования нетрадиционных религиозных верований 72

ГЛАВА III. Глобализация как социокультурная основа современного религиозного экстремизма 92

1. Глобализация: основные проблемы 92

2. Особенности современного социокультурного кризиса. Сумерки чувственной культуры 110

3. Религиозный экстремизм в современном мире: столкновение цивилизаций 127

Заключение 141

Список литературы 158

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Религия всегда занимала важное место в культуре, а интерес исследователей к религиозным проблемам не ослабевает до сих пор. И действительно, «религия, которая давно считается архаической формой культуры, находится в центре драматических событий современного «информационного общества», и ее язык по-прежнему органически вписывается в мироощущение большинства человечества»

Особое внимание привлекают негативные моменты в религиозной сфере, и значительную роль здесь играет проблема религиозного экстремизма. Она является одной из наиболее актуальных в современном обществе, но сложностей, возникающих при ее рассмотрении, довольно много. Потребность в обращении к данной теме обусловлена стремлением глубже осмыслить явление религиозного экстремизма, для чего необходимо исследовать именно социокультурные основы его возникновения и распространения. Дополнительные проблемы создают трудности терминологии, поскольку даже единого определения понятия «религиозный экстремизм» на данный момент в научном сообществе не существует. Более того, религиозный экстремизм проявляет себя в современных культуре и обществе; экстремистские настроения – не только явление прошлого, но и реалии сегодняшнего дня. Поэтому осмысление данной проблемы – задача первостепенной важности.

Пожалуй, не существует какого-то одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение религиозного экстремизма, который является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными причинами и предпосылками, часть из которых берет начало в прошлом, часть – в современности. Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть религиозными, социальными, экономическими, политическими, психологическими, интеллектуальными. Корень проблемы может находиться в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом, между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светским и божественным. Причинами религиозного экстремизма могут называться отсутствие полноценного знания о целях и сути самой религии, правильного понимания ее внутренней системы и целей, фанатичная нетерпимость и жесткость, которые заставляют экстремиста слепо следовать исключительно своим собственным предрассудкам и не позволяют принимать во внимание интересы окружающих людей и объективные обстоятельства, стремление к запретам и ограничениям, показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция заставить других поступать так же.

Тем не менее, наиболее глубоко разобраться в сущности и причинах религиозного экстремизма позволяет выявление его социокультурных основ в рамках философского знания. Но здесь следует подчеркнуть, что задача философского исследования не всегда состоит в том, чтобы дать однозначные ответы на поставленные вопросы, а обозначить определенные смысловые рамки какого-либо явления, попытаться раскрыть его смысл во всей неоднозначности, противоречивости, во всем многообразии. И особая сложность здесь заключается в том, что процессы, связанные с религиозным экстремизмом в современном обществе, перестают получать адекватное объяснение в рамках традиционных подходов. В условиях формирующегося постиндустриального общества прежние подходы и методология устаревают, в их рамках невозможно дать адекватную оценку новым процессам глобализирующегося мира.

Более того, сложность анализа проблем религиозного экстремизма связана с тем, что он является не только объектом академического исследования, концептуального осмысления. Это явление повседневной жизни, которое никого не оставляет равнодушным и вызывает неоднозначную реакцию.

Степень разработанности проблемы. История анализа религиозного экстремизма довольно молода, в то время как сам экстремизм известен давно и проявил себя как явление противоречивое и многоаспектное.

Существует достаточно широкий спектр мнений, почему религиозный экстремизм получил в современном мире столь масштабное распространение. Причины экстремизма исследователи находят в экономической сфере, в политике, некоторые – в «столкновении цивилизаций».

Тема религиозного экстремизма в отечественной литературе раскрывалась в основном в правовом, психологическом и историческом аспектах, причем в подавляющем большинстве случаев религиозный экстремизм отождествляется с терроризмом на религиозной почве.

В той или иной степени проблем религиозного экстремизма касались в своих работах Л. Н. Митрохин, А. В. Дмитриев, И. Ю. Залысин, А. А. Красиков, Л. Р. Сюкияйнен, З. Л. Коган, С. А. Баранов, С. А. Горбунова, А. М. Васильев, Ю. И. Авдеев, Ю. М. Антонян, В. В. Смирнов, В. А. Бурковская, Г. И. Белокуров, А. К. Боковиков, Е. Е. Гаврина, Д.В. Сочивко, М.Д. Давитадзе, А.П. Шергин, Б.Я. Гаврилов, Р. Ю. Казаков, А. В. Павлинов, О. В. Галустьян, А. Я. Гришко, А. Л. Ситковский, Е. Е. Гаврина, Ю. Н. Юрасова, В. И. Попов, Л. С. Лучицкая, Л. С. Васильев, О.И. Аршба, А.А. Козлов, В.В. Лунеев, Г.И. Морозов.

Большой интерес в контексте исследуемой проблемы представляли работы, посвященные вопросам этноконфессионального фактора как в мире (Б. Андерсен, П. Ван дер Берге, Дж. Ротшильд), так и в России (Р.Г. Абдулатипов, В.И. Гараджа, Л.М. Дробижева, Б.С. Ерасов, В.Н. Иванов, А.В. Малашенко, А. Тишков).

Проблематика религиозного экстремизма тесно связана с явлениями не только религиозного, но и культурного фундаментализма. Исследованием проблемы религиозного фундаментализма занимались В.И. Левин, М.Ю. Рощин, Д.А. Нечитайло, Р.М. Шарипова, С.Б. Филатов, В.Н. Уляхин, А.Б. Волков. Взаимосвязь культурного фундаментализма и этничности интересовала В.А. Тишкова, В.А. Шнирельмана, О. Карпенко, А. Малашенко, С. Соколовского и др. Проблемам фундаментализма в контексте культурной динамики уделялось внимание в работах П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, Г.С. Померанца, Л.Г. Ионина.

Процесс глобализации, понимаемый в работе как одна из социокультурных основ современного религиозного экстремизма, стал предметом исследования в трудах У. Бека, Р. Робертсона, М. Фетерстоуна, Ф. Фукуямы, М. Хардта, А. Негри, М. Г. Делягина, Э. Балибара, И. Валлерстайна, В.С. Малахова, А.С. Панарина, С. В. Кургиняна, И.Ф. Девятко, А.В. Левашовой, В.Р. Чагилова, А.И. Уткина, Ф.Н. Юрлова. Особый интерес представляла сформировавшаяся цивилизационная парадигма, самым известным представителем которой является С. Хантингтон.

Текстовыми источниками диссертационной работы выступает обширный комплекс трудов философов, политологов, антропологов, культурологов, экономистов, представляющих различные подходы к исследованию религиозного экстремизма, фундаментализма, глобализации.

Объект исследования: религия в контексте социокультурной динамики.

Предмет исследования: феномен религиозного экстремизма.

Цель исследования состоит в выявлении сущности религиозного экстремизма, его социокультурных основ.

Задачи исследования:

  1. Выявить необходимость философской интерпретации религиозного экстремизма, определить религиозный экстремизм как целостное теоретического понятие.

  2. Определить место религиозного экстремизма в контексте исторической и социокультурной динамики, в современных глобализационных процессах.

  3. Выявить исторические формы религиозного экстремизма.

  4. Показать тесную взаимосвязь фундаментализма и экстремизма.

  5. Охарактеризовать основные черты и выявить причины формирования нетрадиционных религиозных верований как выражения основных современных форм религиозного экстремизма;

  6. Определить социокультурные и доктринальные истоки возникновения религиозного экстремизма.

Научная новизна исследования заключается в том, что проведен культурно-философский анализ феномена религиозного экстремизма, который позволил выявить его сущность и социокультурные основы:

– изложена оригинальная концепция, в которой религиозный экстремизм представлен в контексте социокультурной динамики и развития через кризисы, понимаемые как изменения основополагающих ценностей культуры.

– продемонстрирована взаимосвязь «внутренней» составляющей религиозного экстремизма (доктрины, учения) и «внешней» (социокультурных основ), показано их взаимодействие в истории западноевропейской культуры.

– проанализировано влияние сращения религии и политики, религии и государства, идеи построения теократии на возникновение религиозного экстремизма.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Определено, что широкомасштабный социокультурный кризис как кризис ценностей является основой религиозного экстремизма.

  2. Выявлено, что феномен религиозного экстремизма определяется социокультурными (внешними) и доктринальными (внутренними) факторами. Доктрина отражает собственно религиозное учение, социокультурные (внешние) факторы – те социальные, культурно-исторические условия, которые способствуют возникновению, утверждению и распространению доктрины. В исторической реальности эти два компонента неразрывно связаны между собой, переплетаются и влияют друг на друга: что в большей или в меньшей степени находит свое проявление в определенные исторические периоды. Показано, что в основе религиозного экстремизма лежит идея превосходства адептов религиозной группы (обладающих особым знанием, статусом) над остальными людьми. Подобные взгляды мы встречаем в гностицизме и оккультизме, в доктрине движения Новой Эры, а учение New Age является мировоззренческим фундаментом большинства нетрадиционных религиозных верований.

  3. В диссертационном исследовании определено, что религиозный и культурный фундаментализм в равной степени могут стать основой для возникновения религиозного экстремизма. Показано, что в религиозном фундаментализме отрицается современная ортодоксия, считающаяся устаревшей в современных условиях и требующая реформирования, а в культурном фундаментализме проявляется негативное отношение к некоторым социокультурным и политическим основам современного общества, особенно к идеологии либерализма и демократии.

  4. Выявлены философские и социокультурные основания возникновения и активизации религиозного экстремизма, которые заключаются в разрушении идеациональной системы культуры, выстроенной на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как высшей реальности и ценности.

  5. Определено, что нетрадиционные религиозные верования являются одной из современных форм религиозного экстремизма. Выявлено, что «новые религии», появившиеся в XIX и XX веках, в большинстве своем синтезировали опыт прежних веков и учли тенденции современного общества. Эти доктрины характеризует эклектичность и популярность, агрессивность и очень часто – стремление к теократии. В диссертационном исследовании показано, что формирование и широкомасштабное распространение нетрадиционных религиозных верований как социокультурного явления в западноевропейском обществе связаны с кризисом христианских ценностей, дехристианизацией и секуляризацией западноевропейской культуры. Выявлено, что нетрадиционные религии являются элементом современной чувственной культуры, а значит, они не могут быть носителями новой духовной традиции, новых ценностей.

  6. Рассмотрен феномен «исламского» экстремизма, который демонстрирует сращение внутренних, доктринальных (воинственный образ основателя ислама, понятие джихада, концепция уммы) и внешних, социокультурных (стремление к построению теократии, соединение государства и религии, религии и политики) компонентов. Показано, что распространению религиозного экстремизма способствуют также социокультурные условия и настроения (процесс глобализации, стремление защитить и утвердить свою религиозную и культурную идентичность, противопоставление своих ценностей «бездуховному» Западу и т.д.). Рассмотрен конфликт западной и исламской культур, который заключается в противостоянии секулярного и религиозного мировоззрений в современном мире и является социокультурным основанием активизации религиозного экстремизма.

  7. В диссертационном исследовании рассмотрены черты процесса глобализации, в связи с чем определено, что процессы глобализации современного общества представляют собой социокультурное основание для возникновения, становления и активизации феномена религиозного экстремизма.

Теоретико-методологические основы исследования.

В работе использован социокультурный подход, который как нельзя лучше раскрывает явление религиозного экстремизма в контексте кризисов и социокультурной динамики. С позиций этого подхода культура рассматривается как широкий комплекс социальных явлений, представляющих результаты и средства общественного функционирования и развития. Это не только система образования, наука, искусство и другие духовно-творческие институты и соответствующая им деятельность, но и комплекс материальной культуры, включая экономику, культуру социальных отношений, политическую культуру и т.п. Такому подходу противостоит другой – формационный, где культура понимается как надстройка над экономическим базисом; при этом культура рассматривается как некая аранжировка исторического процесса, сводимая к материальным и духовным ценностям жизни, а чаще всего – к искусству, художественной литературе, просвещению и т.д. Социокультурный метод исследования способствует рассмотрению культуры как основания социального бытия человека, что характеризует культуру как способ социального воспроизводства жизни, общественного бытия, поведения субъектов общественного исторического процесса. Общественная жизнь при социокультурном подходе предстает в виде целостного процесса социального творчества с помощью культуры. При этом внимание обращается на то, что в современную эпоху именно культурные факторы в значительной мере определяют и экономический потенциал общества, и стабильность политической системы, а также экономическую и демографическую ситуацию, качество жизни и состояние здоровья людей.

В диссертационном исследовании был использован систематический метод, который дал возможность исследовать проблему феномена религиозного экстремизма как целостного явления.

Диалектический метод позволил рассмотреть проблему, исходя из взаимообусловленности и взаимозависимости различных явлений и процессов в культуре.

Компаративистский метод дал возможность сравнения социально-культурных ареалов, сопоставления элементов религиозных учений.

В диссертационном исследовании применялись также этимологический метод, теоретический анализ и обобщение.

Все методы использовались в контексте принципа историзма, который приобретает особое значение при изучении глобализационных процессов в современном мире.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертационного исследования, полученные результаты и содержащиеся выводы могут быть использованы при анализе общественных и социокультурных процессов, а также в процессе преподавания общественных и философских дисциплин как в лекционном курсе, так и при разработке и проведении спецкурсов.

Апробация работы. Основные моменты и результаты исследования докладывались на методологических семинарах социально-гуманитарного факультета Воронежского государственного архитектурно-строительного университета и на региональной научной конференции «Человек и общество XXI века в условиях новой техногенной цивилизации» 15 ноября 2007 года.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и библиографии.

Религиозный экстремизм: характерные черты

Проблема религиозного экстремизма очень актуальна, но до сих пор не существует единства даже в определении этого понятия. Для того чтобы разобраться в сущности религиозного экстремизма, необходимо сравнить его с такими явлениями, как фундаментализм и терроризм, пояснив их смысловое различие. Если этого не сделать, то сущность понятия «экстремизм» так и останется «размытой».

Обычно экстремизм (от лат. extremus - крайний) определяется как приверженность к крайним взглядам и мерам. Но данное определение является общим и расплывчатым, не указывающим на суть явления. Существует и более развернутое определение экстремизма.

Экстремизм (от лат. extremus - крайний, последний) как специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами.

Идеологию экстремизма можно охарактеризовать как комплекс радикальных идейных установок и теоретических воззрений (крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических), выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения преимущественно политических целей.

Таким образом, многие авторы рассматривают экстремизм как преимущественно политическое явление, утверждая, что экстремисты преследуют прежде всего цели политические. Исходя из этого, и классификация, и его определения основываются именно на таком понимании. Так, например, в работе С.Л. Агаева экстремизм рассматривается через призму «правой» и «левой» идеологии. Он утверждает, что понятие «левый экстремизм» «правомерно ... относить ... к тем левоориентированным политическим группировкам..., абсолютизирующим методы вооруженной борьбы, которые ставят своей целью - иногда в мысли, иногда в действии -недостижимую в существующих условиях задачу, например, прямой курс на осуществление социалистических преобразований» . Но, по справедливому замечанию В. Н. Пластуна, в условиях современного мира следует говорить не о левом или правом экстремизме, а об экстремизме вообще. Обращаясь к проблеме терминологии, приходится задаваться вопросом: если экстремизм левый, то кто именно его таковым считает? Пластун отмечает: «Левыми считали тех, кто «забегал вперед», требовал немедленного осуществления мероприятий, для которых общество еще не созрело. На разных этапах развития общества определение «левые» приобретало иной смысл и характерные черты...потому, что этот термин употребляли по отношению к ним те, кто были с ними не согласны. Приходя к власти, несогласные становились «правыми» для «левых». Когда же бывшие «левые» добивались победы в расстановке сил, приходила их очередь выслушивать речи, обличающие их в реакционности, исходившие от бывших соратников. Такова диалектика политической борьбы» .

Если же говорить о религиозном экстремизме, то во многих публикациях и исследованиях данному понятию придается различный смысл. Обращаясь к многообразию интерпретаций, можно объединить большинство из них в две группы: 1. Основной смысл данного подхода заключается в том, что религия по определению не может являться причиной или основой чего-либо в общественной жизни, в том числе не может быть причиной конфликтов; за всяким религиозным явлением (в том числе религиозным экстремизмом) стоят политические, экономические или военные интересы, поэтому «чистого религиозного экстремизма» не существует. Понятно, что в данном подходе влияние религии на происходящие в обществе процессы сводится к нулю. Популярные высказывания такого рода можно услышать из уст политиков: «Экстремисты вне всякой культуры, вне всякой религии», их подлинные интересы лежат не в религиозной сфере, а в сфере экономической и политической. С данной позицией довольно сложно согласиться, так как такое утверждение приведет нас к отрицанию существования и этнического экстремизма, тогда как движение басков в Испании, деятельность Ирландской освободительной армии (ИРА) в Великобритании убеждают нас в обратном. Безусловно, многое определяется социальной средой, политикой, экономическими процессами. Но сегодня уже нельзя использовать т.н. «марксистский» подход, сводя все только к экономико-политической основе любого этнического или религиозного явления. 2. Подход, опирающийся на идеализацию религии, основанный на утверждении, что религия несет лишь добро и не может служить причиной экстремизма. Высказываются следующие мнения: «религия не может быть плохой», «в религии не может быть экстремизма», «религия плохому не учит» и т.д. Логика этих высказываний такова: если религия есть Истина или «благо», «добро», то в Истине (благе, добре) нет места экстремизму. Как правило, такое мнение выражается авторами, которые мыслят в рамках религиозной парадигмы. И первая, и вторая позиции, несмотря на их различные исходные посылки, одинаково приводят к преуменьшению религиозного фактора в явлениях экстремизма. Таким образом, нас убеждают в том, что религиозного экстремизма как такового не существует, а существует «религиозно-политический экстремизм» или «экстремизм на религиозной почве».

На наш взгляд, религиозный экстремизм существует как реальное явление, и он именно религиозный, поскольку определенные группы людей в современном мире руководствуются религиозными принципами, то есть религиозная мотивация для них более значима, нежели богатство или власть. Другой вопрос, что их представления о достижении истины искажены, поскольку они готовы достичь своей цели ценой враждебного отношения к людям, не разделяющим их взгляды. Например, взгляды представителей многих нетрадиционных «религий» изначально склонны к крайним мерам, содержат в себе догматически искаженные формулировки, выражаются в радикальных взглядах на решение общественных проблем. Больше всего говорят сегодня об исламском экстремизме. Но, по мнению некоторых исследователей, «экстремизм в лоне ислама обрел дыхание главным образом в результате не его естественного развития, а возникновения и деятельности ряда исламских сект. Некоторые из них защищают ценности, далекие от традиционного ислама»9.

Особенности нетрадиционных религиозных верований

Интерес к нетрадиционным религиям не случаен — они претендуют стать представителями нового этапа конфессиональной эволюции, «постхристианского».

Экстремистский характер нетрадиционных религиозных верований заключается прежде всего в их деструктивном влиянии на жизнь человека и на общество в целом. Но все ли нетрадиционные религии и секты носят экстремистский характер? По-видимому, нет. И здесь следует обратиться к этимологии слова «секта». Если в основе данного понятия лежит глагол secare — отсекать (часть от целого), то предполагается, что те группы, которые отделились от традиционной конфессии, тем не менее имеют с ней определенную связь и общие корни; при этом термин «секта» ни в коем случае не должен носить негативной смысловой нагрузки. К таким религиозным течениям следует отнести протестантские секты, например, баптистов, методистов, меннонитов и т.д. При том, что в вероучении и образе жизни своих адептов подобные группы отличаются от традиционных конфессий, тем не менее они участвуют вместе с ними в различных социальных программах, например благотворительных, и способны к конструктивному диалогу. Если же считать, что термин «секта» имеет происхождение от слова secui - следовать (за лидером, задающим произвольное направление), то здесь необходимо вести речь о харизматическом культе, который, как правило, имеет тоталитарный и деструктивный характер. К сожалению, большинство нетрадиционных религиозных верований подпадает именно под второе определение, и именно о них идет речь в данной работе. Такие религиозные течения не имеют общих корней с традиционными, культурообразующими религиями (т.е. не отделялись от них), соединив в себе разнородные элементы многих религиозных и философских учений. Попытаемся дать общую характеристику нетрадиционных религиозных движений.

По данным социологов, в мире сейчас насчитывается около 10 тысяч религиозных движений. Новые религиозные движения стремятся положить конец духовной монополии на истины, присвоенные мировыми религиями, и отражают многообразие потребностей людей. Каждая новая религиозная организация, культ или секта вырывает из общественной ткани новую группу людей, обладающих потребностями и интересами, которые не способны удовлетворить давно существующие конфессии.

Вопрос о социальных функциях новых религиозных движений и последствиях их деятельности вызывает оживленную полемику. Новые секты формируют специфические типы социальных организаций, структур и систем управления, создают оригинальные теологические доктрины и этические учения, конструируют нетрадиционные ритуалы, располагают собственным фондом религиозной письменности и устных нарративов.

Социологи рассматривают этот новый религиозный феномен и с позиции теории секуляризации П. Бергера, согласно которой либерализация и плюрализация западных демократий в XX веке привела к формированию нового рынка идей и ценностей, где различные конфессии и деноминации вынуждены соревноваться, предлагая секуляризованному и рациональному обществу разнообразные формы удовлетворения религиозных потребностей. Исходя из данной теории можно сделать вывод, что появление нетрадиционной религиозности знаменует угасание традиционных форм религиозной жизни в условиях «конфессионального рынка». Другая точка зрения выражена британским религиоведом Кристофером Даусоном в его эссе «Религия и жизнь цивилизаций»: «Великие религии вовсе не являются продуктом жизнедеятельности мировых цивилизаций. Совсем наоборот, культура - это продукт функционирования религии. Общество, потерявшее религию, рано или поздно потеряет и культуру»29. Таким образом, какова религия какого-либо общества, таково и общество. Если социум больше не в силах пленять и увлекать своих членов нравственным или духовным идеалом, он обречен на гибель или порождение из своих недр новых культурных практик, которые помогут людям обрести высший смысл жизни.

К. Даусон30 указывает, что механизм возникновения и распространения всех без исключения религиозных течений один и тот же: 1) появляется носитель идеи, пророк и одиночка, страстотерпец; 2) некое идеальное представление, еще смутно осознаваемое в культуре, является ему в виде мистического образа; 3) пророк передает свои идеи ученикам; 4) общество, живущее ожиданиями, быстро ассимилирует новое учение . С точки зрения К. Даусона по такому сценарию возникли все мировые религии, и этот механизм действует до сих пор, порождая все новые и новые религиозные образования.

Таким образом, существует два механизма возникновения новых религиозных движений - их можно обозначить как секуляризационный (П. Бергер) и традиционный (К. Даусон). Согласно первой точке зрения, рыночное общество, либерализация и демократия, приучившие людей к многообразию потребностей и свободному волеизъявлению, способствуют возникновению и популяризации нетрадиционной религиозности, а вторая полагает, что новые религиозные культы и секты формируются точно так же, как тысячи лет назад возникали мировые религии, и это заложено либо в природе самого общества, либо в природе людей.

При том, что нам больше импонирует первая точка зрения, тем не менее мы склонны придерживаться своей собственной позиции. По нашему мнению, так называемые «новые религии», появившиеся в XIX и XX веках, в большинстве своем синтезировали опыт прежних веков и учли тенденции современного общества. Отсюда их эклектичность и популярность, но одновременно и агрессивность. Это связано не только с невысоким уровнем духовности, предлагаемой доктринами данных религиозных движений (которые в большинстве случаев носят экстремистский характер), но и с тем, что им не удалось придумать ничего нового по сравнению с предыдущими религиозными традициями, они смогли лишь придать новую форму уже известным идеям и теориям, облечь их в привлекательную упаковку.

А поскольку главной ценностью современного западного общества является товар, то «новые религии» поспешили удовлетворить потребителя разнообразными духовными учениями на любой вкус. И торговцы религией знают: интересы и потребности людей чрезвычайно разнообразны, а потому место на рынке они себе всегда найдут.

Социокультурные предпосылки формирования нетрадиционных религиозных верований

Если говорить о формировании и распространении нетрадиционной религиозности, то можно назвать две причины, лежащие в основе этих процессов. Условно обозначим их как «внутренняя» и «внешняя».

«Внутренняя» причина, т.е. непосредственно касающаяся мира религии -это процесс дехристианизации и секуляризации западноевропейского общества, потеря христианством былого величия и авторитета. А, как известно, «свято место пусто не бывает», поэтому на место христианства, теряющего свое влияние, приходит новая религиозность, представляющая, правда, совокупность уже известных идей и теорий, только приспособленных к новым условиям.

«Внешняя» же причина — это совокупность особых социокультурных условий (периоды социальной и экономической нестабильности, войны, социокультурные кризисы, изменение системы ценностей и т.д.), которые способствуют популяризации и распространению даже самых причудливых идей и взглядов.

Именно в связи с социокультурным кризисом конца XIX — начала XX веков в работе рассматривается формирование нетрадиционных религиозных верований. Кризис рубежа ХТХ - XX веков явился кризисом широкомасштабным, с далеко идущими последствиями. Данной проблеме посвящено слишком много работ выдающихся мыслителей, философов, социологов, чтобы ставить под сомнение не только его историческую реальность, но и ту значительную роль, которую он сыграл в становлении новой ситуации в мире, в формировании новых мировоззренческих основ современной культуры. Но, прежде чем более подробно коснуться проблемы социокультурного кризиса, необходимо рассмотреть процессы, которые привели к нему. Прежде всего, это процесс постепенной дехристианизации сознания, секуляризации западной культуры.

Западноевропейская культура в своем роде уникальна — уже тем, что выделилась из общего ряда, создав известную оппозицию Запада и Востока, противопоставив себя всей совокупности традиционных цивилизаций. Каковы же фундаментальные черты этой специфической культуры, достигшей столь впечатляющих результатов, но постепенно теряющую свои основы? В первую очередь, это персонализм - представление о личности как о некой нерасчленимой и, в известном смысле, абсолютной данности, «неделимом атоме». Отсюда и сугубо европейское понятие о личности как о «субъекте» в его оппозиции к «объекту», которое лежит в основе всей познавательной методологии. Человек как личность, как субъект не является «частью мира», «частью природы». Субъект (будь то «субъект познания» или «субъект волевого действия») не только автономен от остального космоса, но в определенном смысле качественно превосходит этот космос, ибо последний выступает в роли «объекта» (пассивного начала) для реализации познавательного или волевого потенциала субъекта. Такое представление о личности уникально для Запада. В «восточных» культурах человек воспринимается как часть общего мирового целого, а его индивидуальность определяется индивидуальными качествами. Иными словами, Восток знает лишь «индивидуальность» (совокупность черт и признаков), Запад же знает «личность» (свободную и трансцендентную по отношению к индивидуальным характеристикам). С понятием личности как некой не анализируемой, не расчленяемой на индивидуальные качества данности тесно связано характерное представление о свободе воли, произвольности мысли и действия, не связанной никакой детерминированностью.

Второй момент, который следует отметить — это представление о мире как об универсальной, единой для всех, «объективной» реальности, устроенной в соответствии с универсальными и неизменными «законами природы». Законы природы воспринимаются не как субъективные картины мироотражения, а как объективная, универсальная и неизменная реальность, доступная для рационального познания.

Третья фундаментальная установка — это представление о прогрессе или эволюции как универсальном и имманентном законе природы, реализующемся на всех уровнях и во всех сферах: космологической, биологической, антропологической, социальной, экономической, научно-технической и т.д. Эволюция при этом понимается не просто как изменение, но как поступательное развитие от простого к сложному, от несовершенного к совершенному, от худшего к лучшему. Последнее особенно примечательно, поскольку здесь уже идет речь не об эмпирических категориях, а об аксиологических, и даже этических. Прогресс воспринимается не просто как наблюдаемая закономерность или даже универсальный закон, но как нечто, требующее «служения».

Все три отмеченные нами фундаментальные парадигмы имеют свое происхождение в христианстве. Концепция личности (неделимой, простой, не сводимой к совокупности индивидуальных свойств и качеств) уникальна для западной цивилизации именно как наследницы христианства. Эта концепция и необходимый для ее выражения категориальный языковой аппарат создавались в рамках христианского догматического богословия в отношении личности Бога, а также человека как образа и подобия Бога.

Представление о мире как об «объективной реальности» также имеет христианский фундамент и происхождение. Исходя только из разума и эмпирического опыта доказать реальность существования «внешнего» мира невозможно. В примитивной форме вопрос может быть сформулирован так: на каком основании можно считать реальность, данную в эмпирическом ощущении, отличающейся от эмпирической же реальности сна? Есть ли основания полагать, что за комплексами субъективных ощущений, воспринимаемых как явления, стоит некая внешняя, независимая от самого субъекта реальность? Это может показаться странным, но источником концепции «объективной реальности» выступает именно христианство как вера в единого, абсолютного Бога-Творца. В культурах, не имеющих представления о Боге-Творце, нет и выраженных представлений об «объективной реальности».

Особенности современного социокультурного кризиса. Сумерки чувственной культуры

Основные тенденции в религиозной сфере во многом определяются особенностями культуры и общества, в рамках которых они проявляются. Современное общество, определяемое многими исследователями как постиндустриальное, характеризуется рядом качественно новых изменений, оказывающих влияние и на религиозную жизнь. Отметим характерные черты постиндустриального общества и проследим, к каким изменениям в религиозной жизни они приводят.

Понятие о постиндустриальном обществе стало распространяться в США еще в конце 50-х гг., когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия все больше отличается от индустриального капитализма. Позднее эти тенденции охватили и другие развитые страны. Первоначально новое общество рассматривалось как воплощение линейного прогресса, экономического роста, дальнейшей технизации труда, вследствие чего сокращается необходимое рабочее время и увеличивается, соответственно, свободное, растет благополучие и т.д.

Но в 60-х - начале 70-х гг. видные западные мыслители (Д. Белл, Д. Рисмен, Р. Арон, 3. Бжезинский, А. Тоффлер, Г. Маркузе и др.) показали принципиально новое содержание того общества, которое формировалось в этот период. Оно выступает под разными названиями: «супериндустриальная цивилизация», «научное», «технотронное» или «информационное» общество и т.д. Важный сдвиг заключается в том, что основные черты этого общества стали рассматриваться как качественно новая ступень развития не только Запада, но и всего человечества. А также в том, что эти процессы вовсе не ограничиваются технологией, но приводят к преобразованию общества в целом.

Осмыслению результатов развития промышленного общества способствовала выпущенная в 1972 г. работа «Пределы роста», написанная рядом западных ученых в качестве «доклада для Римского клуба», представляющего собой ассоциацию независимых ученых и менеджеров.

Доклад освещал проблемы, связанные с ростом населения, производством промышленной продукции и продовольствия, истощением ресурсов и загрязнением окружающей среды. Выводы были крайне тревожными: если прежние тенденции в перечисленных аспектах жизнедеятельности не изменятся, мир ожидает не только прекращение роста промышленности, населения, уровня жизни, но и их снижение, а может быть, и глобальная катастрофа. Впоследствии взгляды ученых, группирующихся вокруг Римского клуба, подверглись заметному изменению. В первых докладах проявлялся последовательный технократизм и предполагаемое решение мировых проблем усматривалось в научно-технических мерах, обеспечивающих «нулевой рост» производства и народонаселения. В последующем докладе Римскому клубу «Человечество у поворотного пункта» содержалось рассмотрение социально-этических проблем: в весьма пессимистическом духе предрекались все же скорые глобальные потрясения ввиду «неисправности» человека.

Поворотный пункт наступил в более поздних докладах Римскому клубу, в которых преодолевался излишний упор на технократическое решение глобальных проблем и особое внимание уделялось социокультурным факторам. Не отрицая необходимости тотального изменения системы глобального производства, авторы отстаивают необходимость всемерного развития новых систем образования, распространения более адекватных современности универсальных систем морали, обеспечивающих гармонизацию поведения и деятельности человека, согласование этой деятельности с глобальными закономерностями и экологическими требованиями. В последних работах этого клуба выдвигается широкомасштабная программа направленного развития глобальных процессов через многофакторную систему управления. Важная посылка такого управления — качественное преобразование самого человека через развитие образования и культуры, раскрывающих творческие способности человека, нацеливающих решение его актуальных проблем на гармонизацию отношений с реально существующим миром. Поэтому новый проект Римского клуба получил название «Нет предела обучению» (1981), а важные принципы развития человеческого начала в новом обществе получили выражение в книге инициатора этого клуба А. Печчеи «Человеческие качества».

Происходит перестройка тех основных принципов, которыми ранее руководствовалась западная цивилизация. В ее индустриальных «универсалиях», распространяющихся на весь мир, в числе основных изменений некоторые исследователи указывают следующие: 1. Замена стандартизации многообразием и плюрализмом, которые порождаются новыми типами производства, влияют на потребление, политическое поведение, религиозную жизнь, художественные вкусы, соотношение этнических элементов, моду, формы семьи. 2. Не только в производстве или в политике, но и в культуре ведущим принципом стала децентрализация структурных и индустриальных связей. 3. Минимизация все более доминирует над максимизацией или, используя термин А.Тоффлера, «макрофилией», выражавшейся в ставке на увеличенные размеры производства, количественные показатели в технике или уровне жизни. Происходит сокращение размеров предприятий или машин, точность деталей заменяет количество продукции. 4. Широкая информатизация общества приводит к тому, что прежнее вертикальное деление общества все больше замещается на горизонтальное взаимодействие между самодеятельными группами, непосредственно занятыми решением экономических, социальных, психических, художественных, медицинских или сексуальных проблем. В 1990 году вышла книга американских авторов Д. Нэсбитта и П. Эбурдина «Мегатенденции. Год 2000. Что нас ждет в 90-е годы», в которой дается оценка перспектив человечества. Среди предполагаемых ими тенденций можно выделить следующие: 1. Новые высокие технологии. 2. Сочетание элементов социализма со свободными рыночными отношениями. 3. Универсальный образ жизни и культурный национализм. 4. Религиозное возрождение. В «информационном» обществе складывается принципиально иной тип производства, распространения и хранения культуры. В доиндустриальной среде основную нагрузку нес личный контакт с другим человеком, учителем, мудрецом и т.д. Этот контакт, конечно, и поныне незаменим на ранних этапах формирования человека, да и в различных сферах личного общения. Но преобладающей до недавнего времени была книжная культура, следуя которой каждый человек в процессе своего формирования и для «поддержания уровня» прочитывал сотни и тысячи книг и другой печатной продукции. Эта культура заполнила наши квартиры множеством книг и журналов, создала разветвленную сеть библиотечных хранилищ, книгопечатающую индустрию. На протяжении нескольких веков именно текстовая литература была ведущей формой художественного творчества.