Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Богданова Марина Александровна

Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации
<
Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богданова Марина Александровна. Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.13 / Богданова Марина Александровна;[Место защиты: ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»].- Волгоград, 2015.- 316 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению спорта в философской литературе 24-71

1.1. Теоретико-методологические проблемы и противоречия философского исследования спорта 24-47

1.2. Идеология спорта в современном обществе: специфика философского дискурса 47-69

Выводы 69-71

Глава 2. Антропокультурное измерение спорта: методология исследования 72-128

2.1. Принципы антропокультурного измерения спорта как социального явления 72-101

2.2. Исследование антропокультурного содержания спорта в современном обществе: методологический алгоритм 101-125

Выводы 125-127

Глава 3. Исторические основания спорта как антропокультурного явления 128-192

3.1. Основные направления обособления элементов спорта из древних обрядово-ритуальных состязательных игр 128-148

3.2. Новые формы атлетических и иных состязаний в эпоху христианского средневековья 148-166

3.3. Олимпийский проект Кубертена и его роль в становлении спорта как антропокультурного явления 166-190

Выводы 190-192

Глава 4. Современный спорт: антропокультурное измерение, ключевые роблемы и перспективы гуманизации 193-267

4.1. Ключевые проблемы функционирования спорта в современном обществе 193-219

4.2. Формы спортивного движения и их антропокультурное измерение 219-243

4.3. Основные тенденции развития спорта и перспективы его гуманизации в

современном обществе 244-264

Выводы 264-267

Заключение 268-275

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Вступление мирового сообщества в новую фазу культурно-исторического развития сопровождается кризисными явлениями, которые затрагивают разные сферы человеческой деятельности, в том числе и современный спорт. Как известно из истории человечества, любые цивилизационные перевороты отмечены разновекторными процессами: это и безусловные успехи в овладении человеком природными и собственными телесно-духовными силами, но также и значительные потери, связанные с необходимой «перенастройкой» системы «человек-окружающий мир». Спорт как телесно-духовный способ приспособления человека к окружающему миру наглядным образом демонстрирует противоречивый характер исторического развития человечества.

В этом контексте в антропокультурном дискурсе рождается множество вопросов в отношении тех узловых проблем, с которыми имеет дело человечество в спорте, противоречий между гуманистической природой спорта и практикой осуществления современной спортивной деятельности, перспектив дальнейшего развития спорта.

В наши дни спорт перестал быть исключительно оздоровительной или соревновательной практикой, выполняющей функции совершенствования природы человека и общества. Сегодня современные спортивные состязания -это значительная сфера мировой экономики, приносящая солидную прибыль, это направление и важнейший ресурс не только внутренней, но и внешней политики государства.

Тенденции развития спорта в современной России таковы, что он резко изменил условия своего существования и функционирования: из государственной структуры он стремительно превращается в систему коммерческих предприятий. Это влечет за собой кардинальный пересмотр всей идеологии спорта, его теоретико-философских оснований, взглядов на его историю, место и роль в культуре и на его перспективы. Происходит это на

фоне ухудшения массового здоровья населения как важной демографической проблемы.

Динамичный и парадоксальный характер спорта порождает методологический разнобой во взглядах исследователей спорта: традиционный теоретический - исторический, социологический и культурологический анализ - не учитывает многих проявлений спортивной жизни - в экономической, политической и идеологической сферах, хотя противостояние коммерциализаторской и оздоровительной функций спорта (то есть - «спорта высших достижений» и «спорта для всех») заметно всем: спорят о роли общества, государства и индивида в деле массового оздоровления; о важной роли человеческой телесности в общественном и индивидуальном сознании; о культурном, политическом и экономическом значении «спорта высших достижений» и о реальной практике его существования и функционирования: торговле спортсменами и командами, коррупции (включая олимпийское движение), допинге, профессиональных болезнях, высокой смертности и т.д., проявляющихся во всех его видах и сферах, в частности, в женском, детском и параспорте.

Острым остается вопрос об оправданности негуманных атональных видов спорта, от бокса до «боев без правил» и от хоккея до «американского футбола», сторонники которых стремятся в историческом, психологическом и философском аспектах доказать естественность и необходимость агрессивности человека вообще, либо ищут пути ее уменьшения (путем снижения жестокости или увеличения эстетичности).

Исходя из вышеизложенного актуальным представляется:

  1. Философский анализ проблем спорта, теоретическое осмысление механизмов его функционирования и воспроизводства, перспектив и антропокультурных последствий его развития, что может стать условием понимания магистральных направлений развития современного общества.

  2. Комплексное исследование эволюции спорта как антропокультурного феномена с учетом материальных, формально-

организационных и функциональных изменений в его динамике, во взаимодействии с другими институтами социальной жизни (государством, образованием, политикой, средствами массовой информации).

  1. Антропокультурная оценка современных представлений о спорте и отношения к спорту, его историко-культурным корням и процессу трансформации, что предполагает учет воздействия на спорт факторов экстракультурного характера, например, политической и экономической конъюнктуры.

  2. Исследование причин и механизмов процессов трансформации сущности спорта, искажения его аксиологической и гуманистической природы, деструктивных факторов, захватывающих олимпийское и паралимпийское движение, детский, молодежный спорт, спортивную публику.

  3. Исследование глубоких нравственных деформаций в области спорта высших достижений, из которого вытесняется дух честного соревнования, усиливается духовная и физическая эксплуатация спортсмена, здоровье атлета приносится в жертву рекорду, гипертрофируется значимость функциональных характеристик тела человека, подчиняющих себе интенции на его духовное развитие и самосовершенствование.

  4. Философский анализ роли и возможностей спорта в качестве фактора совершенствования природы человека в единстве его духовной и телесной сущности, как источника социальной стабильности, духовного здоровья нации, экономического роста и национальной безопасности.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на многовековую историю исследований роли физического воспитания и образования, физических упражнений, гимнастики, атлетики и спорта в жизни общества, самостоятельная наука о спорте еще только находится в стадии своего организационного становления и оформления. Дополнительный импульс для своего развития «спортивная наука» получает тогда, когда невозможно не замечать возрастающее общественное значение спорта, многообразие его связей с различными общественными системами, его колоссальное влияние на

социальные процессы и жизненную активность людей, множественность его субкультурных форм, противоречивость и разновекторность процессов внутри спорта как антропокультурного явления.

Сегодня изучение разнообразных составляющих темы спорта происходит
достаточно интенсивно. Он становится предметом исследования
представителей самых различных областей знания: естественно-научного и
гуманитарного, рассматривается в русле медико-биологических,
педагогических, психологических, экономических, социологических,

эстетических и собственно философских исследований.

Свое организационное оформление наука о спорте получает в 60-х годах XX века на Западе, благодаря таким исследователям, как О. Групе, К. Дим, X. Ленк, P. Mcintosh, У. Морган, Б. Ригауэр, Н. Элиас, X. Эйхберг.

Среди российских исследователей спорта как важнейшей составляющей культуры современного общества можно выделить: В.К. Бальсевича, И.М. Быховскую, Н.Н. Визитея, В.М. Выдрина, С.Н. Литвиненко, Л.И. Лубышеву, Н.Ю. Мазова, Н.И. Пономарева, B.C. Родиченко, М.Я. Сарафа, В.И. Столярова.

В зарубежной литературе значительный вклад в этот вопрос внесен такими специалистами, как К. Айзенберг, Т. Алкемейер, Х.-У. Гумбрехт, А. Гуттман, Е. Косевич, Г. Люшен, Ю. Липец, М. Мылик, Г. Эйхберг, R. Denker, Z. Krawczic, и другими. Г. Люшен в своих работах отмечает, что хотя спорт утрачивает свою связь с культурой, он, тем не менее, выражает особенности того социокультурного порядка, в котором происходит его функционирование и развитие.

Солидный блок работ составляют исследования, связанные с возникновением и историческим развитием спорта - от его первоначальных, несамостоятельных форм (в частности, древнегреческого агона) до идеи П. де Кубертена о возрождении Олимпиад. К числу важнейших можно отнести работы Ю.В. Андреева, Ф. Баумгартена, П. Бурдье, Р.Л. Гордина, Ж.-П. Вернана, П. Видаль-Накэ, Н.Н. Визитея, М.Л. Гаспарова, А. Гуттмана,

Е.Р. Доддса, Г.В. Драча, Г.Е. Жураковского, А.И. Зайцева, В. Йегера, Ф.Ф. Зеленского, Ф. Кессиди, Л. Куна, В. Оливовой, Ф. Поланда, К. Посьелло, Е.Я. Режабека, Л. Рожанского, Н.В. Рекутиной, И.Е. Сурикова, А.А. Тахо-Годи, К. Хюбнера, Ю.В. Шанина, О. Шпенглера, Л.В. Щелкиной, М. Элиаде, Н. Элиаса. Значительное число исследований, в которых анализируется история, социально-философские и культурологические проблемы современного олимпизма и олимпийского движения, представлено работами российских и зарубежных авторов: А.Г. Егорова, СИ. Курило, А.В. Кыласова, М.Я. Сарафа, В.И. Столярова, А.Б. Суника, Н.И. Пономарева, С. Diem, Krawczic, Н. Lenk, P. Mcintosh, P. Петрова и других. О спорте как формализированной состязательности, имеющей легитимный статус, способствующий не только увеличению физиологических показателей тела, но и развивающий личность, пишут такие ученые, как В.М. Выдрин, И.В. Грошевихин, Л.И. Лубышева, Г.Г. Наталов, В.А. Пономарчук и другие. Исследованию спорта как социально-зрелищной сферы, как разновидности шоу-бизнеса, спортивной аудитории и спортивного фанатства посвящены работы B.C. Козловой, А.А. Журавкова, Д.Ш. Богдановой.

В области гуманитаристики спорта наиболее распространенными являются исследования, имеющие педагогический характер и связанные с проблемами физического, духовного и эстетического совершенствования человека. Среди наиболее заметных можно отметить работы В.К. Бальсевича, В.Я. Виленского, В.М. Выдрина, Ю.А. Лебедева, Л.И. Лубышевой, С.Н. Мягковой, В.И.Столярова, И.О. Самусенкова, А.А. Передельского и др. Так, В.И. Столяров создал научную школу философского исследования физической культуры, спорта и олимпийского движения, в рамках которой создана социально-гуманистическая теория и методология исследования данных феноменов и запущен уникальный гуманистический проект, получивший название «СпАрт». В 2015 г. готовится к изданию его фундаментальный труд «Философия физической культуры и спорта» в 5-ти книгах, который во многом будет способствовать окончательному оформлению

отечественной философской науки о спорте. Для понимания антропологического содержания спорта значимыми являются работы М.Я. Сарафа, признанного специалиста в области эстетики спорта.

Исследованию телесности - формированию, развитию и философскому
оформлению этой узловой для анализа спорта концепции - особенно в
экзистенциальном аспекте, посвящены работы: М. Мерло-Понти,

Ж.-П. Сартра, Э. Гуссерля, М. Фуко, М. Мосса, Р. Барта, А. Бергсона, М. Полани, Г. Гваттари, Ж. Делеза, К. Дюркгейма, П. Шульца, М. Энаффа, А. Дамазио, Ф. Варелы, У. Матурано, Э. Нойманна, Ф. Дальта, Т. Нагеля, Д. Чалмерса, Б. Тернера, М. Мид, М. Фуко, Ж.-Л. Нанси и других. Проблема человеческой телесности активно рассматривается и в нашей философии - в общефилософском плане - М.Н. Эпштейном, Г.Л. Тульчинским; в социокультурном плане - С.А. Азаренко, В.К. Бальсевичем, И.М. Быховской, Н.Н. Визитеем, В.М. Выдриной, Л.П. Матвеевым, В.Н. Никитиным, Н.А. Пономаревой, М.Я. Сарафом, В.И. Столяровым, Я.В. Честновым и другими; в философско-антропологическом и культурантропологическом плане - В.Б. Барабановой, Г.С. Батищевым, М.М. Бахтиным, B.C. Библером, М. Вебером, Ю.Н. Давыдовым, М.М. Ибрагимовым, Вяч. Вс. Ивановым, Б.В. Марковым, В.М. Межуевым, В.А. Подорогой, В.М. Розиным, В.Н. Романовым. Данные авторы рассматривают человека как биосоциокультурную систему, включающую как природные, константные особенности индивида, так и влияние изменяющейся социокультурной среды. Однако, как правило, это лишь фрагменты, «по касательной» связанные со спортивной проблематикой, что не может не отражаться на степени проработанности данного вопроса.

Любое исследование спорта осуществляется с тем, чтобы лучше понимать не только особенности его современного состояния, но и перспективы его дальнейшего развития. При этом анализируются основные модели современного спорта (И.В. Баринов, В.И. Столяров, СИ. Курило); его основные противоречия (М.М. Боген, А.Г. Егоров, СИ. Гуськов, Ю.П. Власов,

Г.Ф. Петлеванный, М.Я. Сараф); тенденции развития (В.К. Бальсевич, Г. Люшен, Л.П. Матвеев, И.П. Ратов); поднимается проблема гуманизации спорта (В.И. Столяров, Ю.Т. Черкесов).

Понятию здоровья человека, его ценностным характеристикам и значимости, а также влиянию спорта на здоровье посвящены исследования А.В. Баранова, В.Н. Иванова, И.В. Журавлевой, Ю.П. Лисицына, Л.И. Лубышевой, Н.Л. Русиновой и др.

Конкретно-практическим аспектам функционирования спорта как социального института, в его узловых сферах, элементах и связанных с ними проблемах, посвящены работы и материалы следующих авторов: Н.Н. Визитея, П.А. Виноградова, И.Д. Беляева, В.Д. Гончарова, А.В. Лотоненко, Н.А. Пономарева, Ф.И. Собянина, Т. Веблена - исследования по физической культуре; В.В. Галкина, В.В. Кузина, Р.А. Пилояна, P.M. Нуреева, О.Ю. Мамедова - работы по экономике и оргпроблемам спорта; А.Н. Вячеславова, А.А. Козенко - материалы, характеризующие тренерскую деятельность; М.В. Чащина и Р.В. Константинова, Л.Ж. Жалпановой, Е.А. Гавриловой, А.А. Власова - исследования спортивных заболеваний; Т.А. Антохиной, М.М. Башкировой, Г.М. Белозеровой, П.А. Виноградова, Н.В. Скирды -работы, посвященные спорту для инвалидов.

Проблемы и противоречия современного спорта (агрессивность в спорте,
коррупция, допинг, травматизм и риск в спорте, массовое хулиганство
спортивной публики, политизация спортивного фан-движения; проблемы
женского, детского и параспорта; идеологическая борьба «спорта высших
достижений» и «спорта для всех» и пр.) активно обсуждаются и исследуются в
Интернете на сайтах , ,
, , ,

, такими специалистами, как С.А. Абдулкаримов,

С. Бубновский, В. Визаулин, В.В. Галкин, Л.Ж. Жалпанова, М.М. Ибрагимов, А. Илле, А. Каща, А.А. Козенко и др.

Всестороннее и тщательное изучение и анализ трудов отечественных и зарубежных авторов позволяют сделать вывод, что уже достигнуты значительные успехи в исследовании антропокультурной природы спорта. В то же время можно отметь и ряд вопросов, не получивших должного освещения:

1) не все аспекты спорта, особенно в условиях трансформации
социального состояния России, исследованы и теоретически отрефлексированы
на уровне философского знания;

  1. существует значительная философская лакуна в анализе спорта как антропокультурного явления через «человека спорта», а не только с точки зрения его общественной целесообразности;

  2. без должного философского анализа остаются негативные проявления спорта, обусловленные тенденциями его коммерциализации и профессионализации, в том числе в детском, женском и параспорте.

Совокупность указанных обстоятельств объясняет постановку проблемы и выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель работы заключается в антропокультурном исследовании спорта и в оценке гуманистических перспектив его исторического развития.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- определить основные методологические проблемы современного
философского исследования спорта;

- проанализировать ключевые принципы и методы идеологии
современного спорта;

- выработать принципы антропокультурного измерения спорта,
позволяющие выявить и проанализировать противоречивые процессы
современного спорта;

разработать методологический алгоритм исследования спорта как антропокультурного феномена;

выявить основные направления обособления элементов спорта из древних обрядово-ритуальных состязательных игр;

рассмотреть появление новых форм атлетических и иных состязаний, соответствующих духу времени в эпоху христианского средневековья;

проанализировать совокупность социокультурных условий появления олимпийского проекта П. де Кубертена и его роль в становлении спорта как антропокультурного явления;

исследовать проблемы человеческого существования, порожденные профессионализацией и коммерциализацией современного спорта («спорта высших достижений»);

охарактеризовать формы спортивного движения (женский, детский и параспорт) и провести их антропокультурное измерение;

выявить перспективы развития спорта как антропокультурного явления и возможности его гуманизации.

Объектом исследования выступает спорт в современном обществе.

Предметом исследования является антропокультурная природа спорта и перспективы его гуманизации в современном обществе.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в следующем: спорт в современном обществе все более подвержен процессам коммерциализации и профессионализации, в результате чего его культурный потенциал нивелируется, происходит искажение его аксиологической и гуманистической природы, усиливается действие деструктивных факторов, захватывающих олимпийское и паралимпийское движение, детский, молодежный спорт, спортивную публику. Всестороннее философское исследование спорта, исходящее из его антропокультурнои природы, позволит выяснить, при каких условиях возможно наполнение спорта гуманистическими идеалами и культурными ценностями, определить перспективы его дальнейшего развития во взаимодействии с массовым спортом, который и сегодня демонстрирует свою гуманистическую направленность, выступая механизмом оздоровления населения, достижения самореализации и развития личности, служа средством борьбы против асоциальных явлений.

Теоретико-методологическая база исследования. Теоретическую основу диссертации составили работы ранее упомянутых отечественных и зарубежных авторов, раскрывающие особенности противоречивого бытия спорта, механизмов его функционирования и гуманистической природы.

Ведущим выступает антропокультурный подход. Выбор данной методологической позиции обусловлен тем, что, во-первых, антропокультурный подход дает возможность получить знание не только об организационных характеристиках физкультурно-спортивной деятельности, правилах и нормах поведения людей в этой системе, но и проанализировать многообразные формы и способы взаимодействия людей в рамках данного вида деятельности, что предполагает выявление характерных черт их взаимодействия, имеющего конфликтый и противоречивый характер. Во-вторых, антропокультурный подход дает возможность вскрыть не только объективные составляющие развития сферы спорта, но и субъективные предпочтения вовлеченных в спортивную деятельность людей, их цели, мнения, интересы, мотивы, ценностные ориентации. Использование данного подхода позволяет увидеть явное противоречие между массовым и профессиональным спортом, сферой здравоохранения и валеологическим самочувствием населения и т.д. В-третьих, антропокультурный подход дает возможность проанализировать вопрос о том, как идеи физической культуры и спорта вписаны в мотивационную структуру членов социума, что в свою очередь позволяет делать вывод о степени интеграции данной общественной структуры в социальное целое, о совпадении интересов составляющих ее индивидов с интересами общества.

Учение И.М. Быховской о телесности как социокультурном феномене выступает для диссертанта методологической основой исследования антропокультурной составляющей спорта. Теоретическое направление исследований человеческой телесности как узловой для анализа спорта концепции существенно меняет все точки зрения на феномен спорта: становится возможным переход от чисто описательной методологии к

системно-аналитической, а ее результаты могут иметь практический характер -способствовать здоровьесбережению спортсменов.

Для конкретных целей анализа использовались понятия, теоретические положения и выводы, содержащиеся в работах авторитетных отечественных и западных специалистов в области теории и истории спорта, прежде всего И.М. Быховской, Н.Е. Визитея, А. Гуттмана, Л. Куна, Л.И. Лубышевой, Б.В.Маркова, М.Я. Сарафа, В.И. Столярова, X. Ленка, Г. Люшена, П. МакИнтоша.

В качестве общей методологической основы диссертационного исследования выбран диалектический метод, предполагающий всесторонний, системно-генетический анализ спорта, включающий не только его позитивные, но и негативные стороны, а также принцип гуманизма, который исходит из уважения к достоинству и правам человеческой личности, недопущения всех форм его эксплуатации, ориентирует на здоровый образ жизни и развитие его телесной и духовной культуры.

В диссертации использованы фундаментальные философские принципы объективности, всеобщей связи и развития, единства логического и исторического.

Научная новизна диссертационного исследования:

Определены теоретические и методологические подходы, а также результаты исследования спорта, сложившиеся в отечественной научной литературе, среди которых ведущими являются профессионально ориентированный подход, в котором акцентируется инструментальная значимость телесных действий человека в спортивной деятельности вне их сопряженности с его ментальной сферой, и институциональный подход, нацеленный на идеологическое обоснование и поддержку спорта. Обоснована необходимость выработки антропокультурного подхода к исследованию спорта.

Исследована идеология спорта в современном обществе. Показано, что в общественном сознании создается и эксплуатируется положительный

образ спорта, работающий на цели его институционального воспроизводства, вследствие чего общество не получает должного информирования о проблемах и противоречиях современного спорта.

Выработаны критерии антропокультурного измерения спорта -состязание (или соревнование) и человеческая телесность - как узловые для антропокультурного анализа спорта концепты, особенно в экзистенциальном плане, позволяющие выявить и проанализировать позитивные и негативные процессы спортивной деятельности.

Составлен новый методологический алгоритм исследования спорта и его исторических трансформаций на основе концепта «человеческой телесности», позволивший сформулировать базовое определение спорта и перспектив его гуманизации.

Выявлены основные направления обособления элементов спорта из древних обрядово-ритуальных состязательных игр: обытовление - смещение в них культово-ритуального фокуса на рекламно-зрелищный, экономизация -превращение игр в высокодоходные массовые мероприятия с собственной орг-и инфраструктурой, политизация - превращение игр в средство социально-политической пропаганды, профессионализация и театрализация игр.

Проанализированы исторические и антропокультурные предпосылки, способствовавшие формированию новых спортивно-зрелищных форм в эпоху средневековья - рыцарских турниров, в рамках которых сложились этические кодексы и уставы, вошедшие в систему ценностей, лежащих в основе современной честной спортивной борьбы (fair play).

Дан анализ утопического проекта возрождения Олимпиад П. де Кубертена, который был задуман как средство духовного и физического оздоровления и совершенствования человечества, но используется ныне как идеологическое прикрытие реального процесса коммерциализации и дегуманизации спорта (спорт высших достижений). Максимой современного олимпийского спорта является не движение к совершенству, а коммерческий и политический успех.

Показано, что профессионализация и коммерциализация современного спорта (спорта высших достижений) породила целый спектр проблем современной человеческой культуры: превращение человека в «винтик в машине спорта», духовная и телесная эксплуатация спортсмена и тренера, агрессивность и жестокость спортсменов и публики, вырождение идеи честной игры, коррупция в системах национального и международного спорта.

Проанализированы такие субкультурные формы спортивного движения, как детский, женский и параспорт в аспекте коренного изменения отношения социума к человеческой телесности. Доказано, что их появление свидетельствует, с одной стороны, о демократизации и гуманизации спорта, но, с другой стороны, порождает новые моральные, юридические и политические проблемы в спорте.

Показано, что перспективы развития спорта следует рассматривать в антропокультурном контексте, в рамках противостояния «спорта высших достижений» и «спорта для всех». Выявленные тенденции и прогнозы развития современного спорта высших достижений и массового спорта позволили предположить, что гуманистические перспективы в полной мере сохраняются только у массового спорта. Основополагающие принципы, на которых базируется «спорт высших достижений», выводят его за пределы гуманизма.

Положения, выносимые на защиту:

1. Среди множества направлений, сложившихся в изучении спорта, выделяются два ведущих подхода: профессионально-ориентированный подход, в котором акцентируется инструментальная значимость телесных действий человека в спортивной деятельности вне их сопряженности с его ментальной сферой, и институциональный, который предполагает прежде всего идеологическую поддержку спорта.

Эвристическое значение антропокультурного подхода к исследованию спорта, в соответствии с которым фокусом рассмотрения является человек и его потребности в спорте, позволяет, во-первых, изучить многообразные формы совместной деятельности различных социальных групп, включенных в

спортивную деятельность; во-вторых, дает возможность выявить не только объективные характеристики развития сферы спорта, но и субъективные мнения, ценностные ориентации, установки, цели, позиции, интересы, мотивы различных людей, вовлеченных в спортивную деятельность; в-третьих, дает возможность увидеть противоречия между элементами этой системы на основе изучения отношения к ним со стороны различных категорий населения; в-четвертых, дает возможность проанализировать вопрос о том, как идеи спорта интернализованы в мотивационную структуру различных членов социума, что в свою очередь позволяет судить о степени интеграции спортивных практик в общество; в-пятых, проанализировать перспективы преодоления негативных тенденций в спорте (спорт высших достижений) и возможности его гуманизации.

  1. Спорт, как и любой социокультурный институт, ориентирован на идеологическое самообеспечение. В общественном сознании создается и эксплуатируется положительный образ спорта, работающий на цели его институционального воспроизводства. Общество не получает должного информирования о тех экзистенциальных проблемах, с которыми сталкивается спортсмен, не освещаются затраты - прежде всего человеческие (физическое и психическое здоровье, жизнь, материальное обеспечение), касающиеся тех, на ком держится спорт - спортсменов и тренеров.

  2. Спорт - это официально организуемая и систематически проводимая деятельность, ядром которой являются исторически и культурно-обусловленные соревновательные отношения между людьми, трактуемые как специфическое средство «измерения» человеческих интеллектуальных и телесных возможностей в национальном и международном масштабе.

Критериями антропокультурного измерения спорта, позволяющими решить вопрос гуманистического «наполнения» спорта, выступают состязание (или соревнование) и человеческая телесность. Этот ракурс исследования позволяет видеть не только то, что различные из существующих видов спорта, проводимые и организуемые состязания имеют разную гуманистическую

«ценность», но и решать вопрос о гуманистических перспективах «массового спорта» и «спорта высших достижений».

4. Методологическим алгоритмом исследования современного спорта
выступает концептуальное единство следующих понятий, сформированных в
рамках антропокультурного подхода: индивидуальное тело человека -
физическая структура человека, человеческий организм, характеризуемый
разнообразными соматическими и половозрастными особенностями,
«телесность» - человеческое тело с присущей ему двигательной активностью и
экспрессивностью, находящееся в социокультурном пространстве и активно
взаимодействующее с ним, «образ тела» - идеальное социокультурное
(нормативное) телесное Я-представление человека, «физическая культура» -
совокупность социальных условий и институтов, воспроизводящих в обществе
свойственные ему нормативы «тела», «телесности» и «образа тела», «спорт» -
официально организуемая и систематически проводимая деятельность, ядром
которой являются исторически и культурно-обусловленные соревновательные
отношения между людьми, трактуемые как специфическое средство
«измерения» человеческих интеллектуальных и телесных возможностей в
национальном и международном масштабе.

5. В состязательных играх древности обнаруживаются элементы,
соответствующие современному пониманию спорта как определенного вида
соревновательной деятельности. Базовыми тенденциями процесса
социокультурной институциализации древних народных обрядово-ритуальных
состязательных игр были: обытовление - смещение в них культово-
ритуального фокуса на рекламно-зрелищный, экономизация - превращение игр
в высокодоходные массовые мероприятия с собственной орг- и
инфраструктурой, политизация - превращение игр в средство социально-
политической пропаганды, профессионализация и театрализация игр.

Появление двух различных сторон античного «спорта» - гимнастики, как культуры гармонично развитого тела и высоких духовных качеств, и атлетики -борьбы и кулачного боя - во многом предопределили современное

существование спортивной культуры, характеризующееся двунаправленными процессами: развитием «массового спорта» и «профессионального спорта».

6. В культурной жизни средневековой Европы происходит изменение
основ культурного менталитета в понимании человека: в отличие от
ценностной сопряженности и единства телесного и духовного начал античного
мировоззрения в рассматриваемой эпохе утверждается принцип иерархичности,
т.е. разнопорядковости и разноценности материального и духовного, разума и
чувства, тела и души.

Новые исторические условия не только не лишили состязательность своего законного места в культуре, но вызвали к жизни появление новых форм атлетических и иных состязаний, соответствующих духу времени, впоследствии составивших основу спортивной культуры, дальнейшее развитие которой вывело ее на качественно иной уровень - мирового Олимпийского движения.

7. Олимпийский проект П. де Кубертена, задуманный им как средство
всемирного культурного объединения народов, как способ духовного и
физического совершенствования человечества, как механизм формирования
новых политических элит, способных к созданию более совершенных форм
жизни, оказался утопией и используется ныне как идеологическое прикрытие
реального процесса коммерциализации и дегуманизации спорта (спорт высших
достижений).

К середине XX века современный спорт и олимпийское движение превратились в особую, производящую специфический товар сферу бизнеса, в которую вовлечены значительные материальные, финансовые, трудовые и управленческие ресурсы. Профессионализация и коммерциализация современного спорта («спорта высших достижений»), духовная и телесная эксплуатации спортсмена и тренера, усиление агрессивности и жестокости, как среди спортсменов, так и болельщиков, коррупция, широкое распространение допинга привели к вырождению идеи честной игры и забвению идеалов олимпизма.

8. В ходе реализации олимпийского проекта Кубертена как в
человеческом, так и в организационном, морально-этическом, экономическом,
политическом аспектах, обнаружились многие негативные моменты,
приводящие к результатам, прямо противоположным заявленным П. де
Кубертеном. Эти проблемы, а также практика управления спортом, могут быть
исследованы и теоретически отрефлексированы только в антропокультурном
аспекте, т.е. в полноте его ценностных установок, средств и результатов
(позитивных и негативных) их реализации и позиций «человека спорта»
(спортсмена, тренера, бизнесмена, спонсора, менеджера, политика) и
спортивной публики. Фокусом описания должен стать человек,
рассматриваемый с точки зрения его жизненных целей, личных и
профессиональных интересов и условий их реализации - индивидуальных,
экономических и социальных в рамках базового отношения «победа-
поражение», со всеми его недостатками.

9. Становление индустриального общества вызвало трансформации в
самом характере спорта, предполагающие коренные преобразования в
отношении к своему телу не только самого спортсмена, но и изменения в
восприятии человеческого тела всего социума. В обществе постиндустриализма
тело человека рассматривается как средство и инструмент достижения
профессионального и социального успеха. Возникшие за последние сто лет
новые субкультурные формы спорта - женский, детский и параспорт - не
только свидетельствуют о демократизации и гуманизации спорта, но и, будучи
активно используемые в политике, порождают новые моральные, юридические
и политические проблемы (гендерная дискриминация в спорте, эксплуатация и
права детей, женщин и инвалидов в спорте), новые формы коррупции в спорте.

10. Наиболее характерной тенденцией развития спорта в современном
мире является развивающееся противоречие между спортом высших
достижений, который давно стал профессиональным, и массовым спортом. В
качестве профессии спорт утрачивает свои гуманистические принципы:
отношения между спортсменами, тренером и спортсменом, спортсменом и

спонсорами определяются жесткими условиями контракта. Древнее культурное представление о том, что здоровье есть важнейшая человеческая ценность, оттеснена установкой достижения успеха любой ценой.

Напротив, массовый спорт, в котором реализуются главным образом
образовательно-воспитательные, подготовительно-прикладные,

оздоровительные и рекреационные задачи, является механизмом оздоровления населения, достижения самореализации, самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений, что свидетельствует о его гуманистическом потенциале и культурных перспективах.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Научно-
теоретическая значимость исследования состоит в том, что положения и
выводы диссертации направлены на развитие достаточно молодой отрасли
философского знания - философии спорта, на обогащение функционального
поля таких ее центральных понятий и идей, как «спортивная культура» и
«спортивная состязательность», «человеческая телесность» и

«экзистенциальные проблемы в спорте», «аксиология спортивной деятельности» и «эстетика спорта» и т.д.

На основе положений данного исследования могут быть системно рассмотрены важнейшие проблемы развития спорта и выработаны конкретные рекомендации по осуществлению государственной политики в данной области на различных уровнях. Появляется возможность определения и практической реализации таких стратегий развития спорта, в которых были бы сведены к минимуму его негативные проявления и как можно ярче проявилась бы его созидательная гуманистическая направленность.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе специального и общетеоретического изучения спорта, при разработке вопросов культурной политики, совершенствования форм репрезентации спорта и его составляющих, в пропаганде здорового образа жизни. Данные исследования могут стать основой для разработки курсов и спецкурсов по фундаментальной философии и философской антропологии, культурологии, способствуя

методологической, категориальной и содержательной проработке новых учебных курсов.

Апробация результатов исследования. Положения, результаты и выводы, содержащиеся в диссертации, докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных, всероссийских и международных конференциях, в частности: на международных конференциях «Cognitive Modeling in Science, Culture, Education» (Becici, 2008, Croatia, 2010, Milano-Marittima, 2013), на международной научно-практической конференции «Психология телесности: теоретические и практические исследования» (Пенза, 2009), на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (Иваново, 2009, 2010, 2011), на третьем Российском культурологическом конгрессе «Креативность в пространстве традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 2010), на международной научной конференции «Аристотелевские чтения. Античное наследие и современные гуманитарные науки» (Ростов-на-Дону, 2011), на международных научно-практических конференциях «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (Ростов-на-Дону, 2012, 2013, 2014)и других.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 48 публикациях автора, общим объемом 45,07 п.л.

Результаты исследования применялись при разработке и чтении автором учебных курсов по философии и культурологии, при подготовке авторского курса для студентов Академии физической культуры и спорта «Спорт в системе культуры».

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, 10 параграфов, заключения и списка литературы, включающего 470 источников. Общий объем диссертации составил 316 страниц.

Идеология спорта в современном обществе: специфика философского дискурса

Множественность реализуемых гуманитарной наукой подходов к изучению спорта и физической культуры, во-первых, свидетельствует о том, что данная тема постепенно перестает восприниматься как незначительный объект изучения, и, во-вторых, требуют от исследователя выработки собственного направления анализа, уточнения ключевых характеристик исследовательского процесса, наиболее значимых понятий и логики построения. В данном параграфе в соответствии с задачами диссертации будут выявлены теоретико-методологическое проблемы исследования спорта, которые во многом являются следствием того, что представление о «спорте» до сих пор не приведено в соответствие со спортом, как реальным антропокультурным феноменом. Спорт рассматривается то, как бизнес-проект, то, как политический символ, то как «спортивная деятельность», то, как совокупность тренировочных методик, то, как супермасштабный феномен культуры и двигатель прогресса человечества и т.д.

Эвристическое значение антропокультурного подхода к исследованию спорта очень велико. Во-первых, антропокультурный подход дает возможность получить знание не только об организационных характеристиках физкультурно-спортивной деятельности, правилах и нормах поведения различных людей в этой системе, но и проанализировать многообразные формы и способы взаимодействий их в рамках данного вида конкурентной, конфликтной деятельности. Во-вторых, антропокультурный подход дает возможность вскрыть не только объективные составляющие развития сферы спорта, но и субъективные предпочтения, вовлеченных в спортивную деятельность людей, их цели, мнения, интересы, мотивы, ценностные ориентации. В-третьих, исследование спорта в подобном ключе дает возможность увидеть противоречия между элементами этой системы на основе изучения отношений к ним со стороны различных категорий населения. Иными словами, зафиксировать престиж и авторитет сферы физической культуры и спорта, а также ее компонентов. Использование данного подхода позволяет увидеть явное противоречие между массовым и профессиональным спортом, сферой здравоохранения и валеологическим самочувствием населения и т.д. В-четвертых, антропокультурный подход позволяет проанализировать вопрос о том, как идеи физической культуры и спорта вписаны в мотивационную структуру членов социума, что в свою очередь позволяет сделать вывод о степени интеграции данной общественной структуры в социальное целое, о совпадении интересов составляющих ее индивидов с интересами общества. В-пятых, данный подход дает возможность исследовать перспективы и направления гуманизации спорта как целого или его отдельных разновидностей (массовый спорт, спорт высших достижений, школьный спорт, спорт для инвалидов и пр.), открывает возможности выявить гуманистический потенциал спорта, работающий на цели укрепления и сохранения здоровья людей, улучшения их физического состояния и условия, в которых данный потенциал может быть реализован.

С середины XIX века уже сложившиеся традиции разномасштабных состязательных и воєнно-физических игр приобретают статус международно-значимых, данное обстоятельство и побудило П. де Кубертена легализовать этот статус через возрождение международных Олимпиад, что сложилось впоследствии в концепцию современного олимпизма.

Несмотря на все трудности, в конечном счете, этот проект был реализован, и сейчас мы не мыслим нашей жизни без очередной Олимпиады - раз в четыре года. По своему спортивно-профессиональному авторитету Олимпиада стоит выше любого чемпионата: это вершина спортивного достижения для любого спортсмена.

Это означало также окончательную институциализацию и культуризацию спорта как вида индивидуальной деятельности (спортсмены), профессионально-экономической деятельности (спорт как бизнес), педагогической деятельности (подготовка новых поколений спортсменов и отбор претендентов на чемпионство) и инфраструктуры спорта (материальное, финансовое и организационное обеспечение Олимпиад). Окончательно оформился и политический статус спорта: его рекламный потенциал необозрим, и любая форма приобщенности политика к спорту является для него лучшим элементом его предвыборной кампании, а победа представителя той или иной страны на Олимпиаде заметно поднимает ее престиж на мировой арене. Окончательно сложилась и идеология спорта: ценность победы, как высшей формы успеха для человека, во всех отношениях, стала неоспоримой.

Спорт вошел в повседневную жизнь огромного количества рядовых людей самых разных стран мира, и этот аспект социальной жизни и культуры стал в XX веке особым предметом исследования разных наук - от физиологии до философии. Его роль виделась в организационном обеспечении возрождения и развития антропокультуры человека в мировом масштабе. Именно поэтому культурологические, философские и междисциплинарные исследования спорта в XX веке стали так востребованы .

Между тем, новое время порождает и новые проблемы, которых не было ранее. В предшествующие эпохи всесторонняя физическая подготовка

Тем самым, современный спорт внес в жизнь человека большое количество проблем, анализу и попыткам разрешения которых, посвящают свое время все больше и больше ученых. Прежде всего, речь идет о психологических проблемах, связанных с переживанием как победы (успеха), так и поражения (неудачи). И это - не только индивидуальные психологические проблемы: ведь спортивная деятельность в самой прозрачной форме моделирует социальную деятельность вообще, направленную на достижение успеха любой ценой. Так определяемая ценность и установка спорта имеет древнюю историю и культурную значимость, и вопрос о наследовании и совершенствовании этих форм человеческой культуры более чем актуален. Для решения этой задачи и необходимо разобраться с новыми проблемами, в их новой качественной определенности, выяснить их причины и выработать средства решения.

Исследование антропокультурного содержания спорта в современном обществе: методологический алгоритм

Философский анализ спорта, его места в современном мире, перспектив его дальнейшего развития нуждается в формировании методологического алгоритма, «ухватывающего» антропокультурную его составляющую. Использование такого методологического алгоритма, благодаря смене акцентов рассмотрения, даст более глубокое понимание противоречивых проблем современного спорта и места в не человека.

Данный методологический алгоритм будет состоять из следующих составляющих его концептов: «индивидуальное тело», «телесность», «образ тела», «физическая культура», «спорт», все они взаимосвязаны по содержанию и смыслу, как в обыденном плане, так и в плане трактовки их Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. -М., Издательство «Медицина». - 1966. С. 112-113. разными гуманитарными науками, поэтому важно рассмотреть их в ракурсе когнитивно-контекстуального соподчинения. «Индивидуальное тело».

Человеческое тело издавна изучали разные науки, и результаты их исследований, как и всегда, могли быть использованы как на пользу, так и во вред человеку. Тело человека является материальной основой его человеческой природы. Это биофизическая реальность, непосредственно связанная с землей, природой, естественной жизнью и подчиняющаяся ее законам. Как любая биофизическая реальность «тело» человека представляет собой материальное образование, обладающее качеством протяженности, имеющее определенную форму, вес, размер, которое рождается, развивается и умирает в процессе жизни.

Человек как телесно-органическое существо не обладает свободой, но полностью зависит от требований естественной природной необходимости. Так, человек почти не способен управлять жаждой и голодом, не всегда способен регулировать естественные отправления организма, контролировать вегетативные проявления эмоциональных состояний, сексуальные и некоторые другие потребности.

Биологическая программа телесного существования в физическом времени циклична. Она складывается из таких этапов как зачатие, эмбриогенез, рождение, физическое и психическое созревание, старение и естественное умирание. Телесное начало, несмотря на свою бренность, наделено мощной волей к жизни. Это означает, что оно стремится дольше и надежнее оберегать себя как от преждевременной смерти, так и от насильственной гибели и болезней. Оно сосредоточено на себе, на своих жизненных потребностях и одновременно вовлечено в борьбу за выживание и воспроизводство. Его привязанность к земному существованию имеет бессознательно-инстинктивный характер и подкрепляется рядом фобий — страхом боли, боязнью страданий и физической смерти. Человеческое тело, пребывающее в пространстве, существует еще и во времени. Человек как бы движется во времени, и его тело фиксирует и маркирует этапы этого движения. Он перемещается во все новые состояния: из младенчества в детство, затем в отрочество, юность, молодость, зрелость и, наконец, в старость. При этом происходят существенные перемены с его телом, организмом, физическим состоянием, здоровьем, внешностью.

Наличие тела предполагает у человека наличие чувственности, выразительности, сексуальности, разнообразных соматических и половозрастных особенностей. Именно тело служит ярким примером неоднозначности и противоречивости человеческой природы.

Мы используем предикат «человеческий», для извинения наших телесных недостатков и инстинктивных влечений, для описания слабости и немощи телесных проявлений, которые мы имеем общими с животными. Однако, несмотря на животную природу человеческого тела, оно служит знаком человеческого достоинства и величия, что выражается в стремлении увековечить тело в прекрасных произведениях искусства.

Уважение к достоинству человеческого тела составляет фундаментальную характеристику уважения к человеку, к его неотъемлемым правам; оно проявляется в признании права на жизнь, здоровье, в соглашении взаимно соблюдать физическую дистанцию при коммуникации, а так же достойное захоронение мертвых и почитание могил.

В многочисленных исследованиях в области физической культуры, которые в осмыслении человеческого тела продвинулись достаточно далеко, выработана целая система научных понятий, конкретизирующих и описывающих тело человека как определенную динамическую биологическую систему. К их числу относятся такие основные понятия, как «организм» и «физическое состояние». При описании физического состояния человека учитывается комплекс таких показателей, как: конституция организма, т.е. его строение, физиологические функции и процессы организма, как в целом, так и его отдельных органов. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относят, прежде всего, телосложение. Показателями телосложения являются, в частности, рост, вес тела, окружность груди и др. Кроме типа телосложения люди делятся по особенностям пропорций.

Сегодня наблюдается повышенный интерес к изучению пропорций тела человека, что обусловлено представлениями об определенной связи пропорций со здоровьем, их значением в определенных областях и профессиях: спорте, балете, модельном бизнесе, телевидении и пр.

Одной из главных физиологических функций человеческого организма является двигательная функция, под которой понимается способностью человека выполнять определенный круг движений. С двигательной активностью связаны разнообразные физические характеристики (сила, ловкость, выносливость и пр.), как врожденные, так и приобретаемые человеком, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Безусловно, что физические качества и двигательные способности человека существенно, отличаются от его психических, нравственных, эстетических и других качеств, тем не менее, тесно связаны с ними. Эта связь проявляется и в том, что важнейшей характеристикой физического состояния человека является степень его физического совершенства, т.е. разностороннего развития анатомических и физиологических функций, что дает ему возможность эффективно и успешно выполнять социальные функции применительно к тем или иным видам деятельности.

Именно идея о «гармоническом всестороннем развитии деятельности человеческого организма» как о важной цели физического воспитания лежит в основе педагогической антропологии П.Ф. Лесгафта, к сожалению, не осмысленной в полной мере до настоящего времени.

Физические кондиции человека, физическое состояние и разнообразные его характеристики и параметры не остаются в течение жизни неизменными. Под воздействием разнообразных факторов - как биологических, так и социальных - они постоянно изменяются. Эти изменения характеризуют процесс физического развития человека. Для более эффективного использования своих физических качеств и двигательных способностей человек может опираться на определенные знания, подсказывающие ему, как, где, когда и для чего лучше их использовать. Реализация человеком присущих ему физических качеств и способностей в деятельности детерминируется его интересами, потребностями и мотивами, а так же той социокультурной ситуацией, в которую он включен.

Но у человека, помимо его естественного, органического тела, складывается и формируется другое тело, названное К. Марксом «неорганическое тело» человека. К нему относится искусственный предметный мир, созданный человеком и служащий своеобразным продолжением и дополнением человеческого тела, предназначенным для улучшения его выживания: орудия и механизмы, применяемые в производственной деятельности (станки, машины, компьютерные системы и т.д.), многообразные предметы бытовой техники от самых простых до самых сложных, возникших на современном этапе развития цивилизации (телевизор, холодильник, компьютер, спутниковая навигация и др.), заводы, дороги, транспортные средства, спортивные сооружения и т.д.

Новые формы атлетических и иных состязаний в эпоху христианского средневековья

К тому времени, как Кубертен начал свою активную деятельность, «спортивная жизнь» не только на европейском и североамериканском континентах, но и в других регионах развивалась достаточно динамично: спорт становится массовым, он вышел за рамки частных школ, колледжей и аристократических кругов и распространился в общественных организациях разных слоев общества, а так же «вышел» на улицу и «уже почти не было такой страны, где бы ни пустила корни какая-нибудь форма современной спортивной деятельности» . В результате роста интереса к физической культуре и дифференциации видов спорта повсеместно образовывались различные секции, клубы и спортивные общества.

Великобритания как родина современного массового спорта, создавая спортивные футбольные и атлетические клубы в колониях, рассматривала их как действенный механизм «сплочения представителей метрополии в инокультурном окружении, а состязания — ритуалами их солидарности, верности значениям и символам далекого «центра» .

Интерес к спорту естественным образом дал толчок к проведению международных состязаний по различным видам спорта: сначала по боксу, велосипедному спорту, легкой атлетике, а потом и по другим видам. Международные соревнования стали проводиться по конным кроссам и стрельбе, стали знаменитыми гамбургские, венские, будапештские регаты, большую популярность получили лыжные соревнования, особенно после публикации путевых заметок Фритьофа Нансена «На лыжах через Гренландию», а Нью-Йоркский атлетический клуб стал организатором первых международных чемпионатов по легкой атлетике в 1868 году.

Утверждение спорта как явления культуры зафиксировано в европейских языках примерно между 1820-ми и 1840-ми годами: тогда в широкий оборот, в средства массовой информации входят слова «спорт», «спортсмен», как в форме индивидуального любительства, так и в форме той или иной социальной или национальной игровой состязательной организованности - первенства городов, областей, стран, континентов . Такая явная тенденция расширения спортивных объединений уже не могла быть незамеченной, и проект воспользоваться ею во всех возможных целях напрашивался сам собой.

Нужно заметить, что попытки использовать древнюю традицию олимпиад как форму организации спортивных игр разного масштаба предпринимались задолго до Пьера де Кубертена. В 1516 году немецкий юрист И. Аквилла в г. Бадене организовал «Показательные олимпийские выступления», а приблизительно через сто лет королевский прокурор Р. Довер при поддержке английского короля Якова I, провел серию соревнований, назвав их Олимпийскими играми. «Своя» Олимпиада была в XIX веке проведена и на американском континенте, в Канаде. После освобождения Греции от турецкого владычества в Афинах восстановили древний стадион и организовали в 1859 году соревнования по легкой атлетике под девизом возрождения Олимпийских игр. Некоторый след в истории оставили и игры, организованные в Греции позже в 1870, 1875 и 1879 годах. Хотя они и не дали ощутимых практических результатов в развитии международного Олимпийского движения, но послужили дополнительным толчком к формированию Олимпийских игр современности.

Но это были лишь единичные попытки, не приведшие к широкому олимпийскому движению.

Основателем современного олимпийского движения в мировом масштабе удалось стать неутомимому французскому аристократу барону Пьеру де Кубертену, который, хорошо зная историю древних Олимпиад, просчитал все факторы и мотивы, способные побудить людей к организации деяний такого масштаба. Это и экономические выгоды, и политические интересы, и идеологический смысл, и моральные аспекты, и культурный прогресс в целом. Правда, П. де Кубертену потребовалось на реализацию своего проекта немногим меньше времени, чем в свое время Ифиту: такие дела раскручиваются не быстро - по ходу развивается и сам проект.

Непосредственной и изначальной, социально значимой и всем понятной причиной возрождения Олимпиад для П. де Кубертена была педагогическая; это, как пишет Е. Косевич, поражение Франции в войне с Германией в 1871 г. и последовавший за этим упадок французского национального духа, восстановление которого возможно только в новых поколениях, обладающих превосходящими волевыми качествами, которые, по его мнению, могли быть выработаны только посредством массового спортивного воспитания . Чтобы достичь этой цели, необходимо сделать спорт общекультурной ценностью. И только позднее, когда П. де Кубертен стал известным реформатором школьного спорта во Франции и познакомился с аналогичным опытом в разных странах (в частности - в США), у него возникла мысль о международном значении спортивного движения .

Дополнительным фактором усиления интереса к возрождению древних игр стало обнародование результатов раскопок Олимпии, которые были предприняты берлинским профессором Э. Курциусом. Эти раскопки, на которые германским рейхстагом были ассигнованы весьма значительные средства, имели своим результатом не только открытие большого числа скульптурных произведений, частей зданий и весьма важных в историческом и лингвистическом отношении надписей, но и появление колоссального интереса к Олимпийским состязаниям. Все чаще стали раздаваться голоса за возрождение великих соревнований. П. де Кубертен, учитывая высокий интерес современников к древним олимпийским играм, удачно использовал идею эллинов — проведение периодических состязаний.

Понимая невозможность возрождения смысла древних игр в новых исторических условиях, П. де Кубертен мыслил соединить ритуал греческого олимпизма с либеральной идеей, с английской атлетикой, основанной на личном достижении и соревновательном духе. В основных принципах и идеалах кубертеновского олимпизма (взаимопонимание и дружба, добрая воля и мир, недопущение дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам, соревновательность между отдельными лицами и командами, а не между странами, соблюдение правил честной игры, авторитет арбитра) легко угадываются соответствующие фундаментальные ценности либерального мировоззрения .

Б. Лоу в своей книге «Красота спорта» приводит рассуждения П. де Кубертена из его «Олимпийских воспоминаний»: «Существо вопроса состоит в том, чтобы восстановить прочный союз мышц и интеллекта, который был расторгнут. Без сомнения, их союз некогда был плодотворным, однако стоило им однажды отделиться друг от друга под воздействием неблагоприятных условий, как они постепенно пришли к полному обоюдному безразличию, разлука обернулась взаимным забвением. Однако сейчас Олимпия, в прошлом их главная резиденция, восстановлена, точнее, возрождена и обновлена. Справедливо, что формы олимпизма теперь другие, новые, но они преисполнены той же жизни, того же содержания. Они, таким образом, могут вернуться в свою резиденцию, но прежде мы, и никто другой, должны подготовить это возвращение» .

Формы спортивного движения и их антропокультурное измерение

Но автор второй статьи выдвигает контраргументы, заслуживающие внимания. Он пишет, что не нужно делать общих выводов из частных случаев и строить образ спорта на одних негативных моментах; что риск есть везде и спорт - не исключение: в спорте риска не больше, чем в жизни вообще; что постспортивные проблемы спортсменов - это обычные проблемы, которые есть у всех и везде, и которые обусловлены разве что личными качествами спортсменов; что вредные последствия спорта нельзя ставить в вину спорту - спортсмен сам знал, на что идет; что именно женщине в спорте открыта прямая дорога к семейному успеху; что эмоции, связанные с победами в спорте - высшее, что может быть у человека в жизни (этот аргумент рассчитан, прежде всего, на подростков: это - если он станет чемпионом, а как быть с эмоциями побежденных, которых абсолютное большинство?); хуже ситуации, когда бывшего чемпиона или неудачника все бросают, но «в наших с вами силах не допустить их, верно?»; конечно, надо знать меру в тренировках: кто ее превышает - вредит спортсмену, но и узнать, на что высшее способен спортсмен, можно только попробовав нагружать его все больше и больше, - это спорт; и очень обидно будет для ребенка, особенно если у него есть задатки, сознавать, будучи уже взрослым, что он упустил блестящие возможности; вообще, именно спорт обеспечивает человеку подлинный смысл жизни; именно спорт обеспечивает суперздоровье: «Спортсмены легче обычных людей побеждают болезни — это у них в крови. Неспортивный человек беззащитен перед болезнями и старением. Его «инструменты» - лекарства и очереди в поликлинику.

Спортсмен, даже бывший — вооружен и подготовлен. Он сумеет вовремя мобилизовать дополнительные ресурсы организма, если понадобится» (этот аргумент - снова только для подростков, к тому же это ложь); только спорт делает человека настоящим человеком: «Большой спорт отличается мерой ответственности. Здесь вырабатывается привычка трудиться на совесть. А еще - открывать в себе новые возможности, познавать ранее неведомые глубины психологии. Здесь формируется умение проходить путь до конца и ставить в конце пути эффектную точку. В принципе этому можно научиться и без спорта — к зрелому возрасту. Но спортсмены, как правило, владеют этим искусством смолоду — и потому имеют преимущество перед обычными людьми» . И снова аргумент, рассчитанный на подростков, типа: прекрасно умереть в бою на ринге, на финише беговой дорожки, на татами, под штангой и т.п. Вот такой демагогией спортивные СМИ оболванивают подростков и неосведомленных взрослых, озабоченных будущим своих детей.

Система выращивания спортсменов основана на технике выявления потенциала: ребенка нужно отобрать, затем - проверить, затем - соблазнить, затем - поставить условия (тренировки), затем - научить терпеть боль, затем - постоянно стремиться к новым спортивным показателям. Если он не подойдет, его отбракуют, объясняя тем, - а как же иначе проверить наличие потенциала, если не попробовать его развить, на глаз этого не сделаешь. Что останется у ребенка после этого, тренеров не интересует. Тех же, кто подошел, обнадежат гарантированными будущими рекордами и победами на соревнованиях высокого уровня, включая, и олимпийские. Тогда молодой спортсмен начинает рвать себе жилы по-настоящему: он верит своим наставникам. На каждой такой ступени отбраковывается 9/10 спортивного материала, которому «не повезло». И так - до самого верха - вся жизнь в перенапряжении и перетренировках: ведь чтобы победить, нужно быть гуманизму, - никто не отменял . Стоит ли весь этот риск получаемого результата? - об этом спрашивают все настойчивее. Но спорт - все равно бизнес, даже если он детский, и в нем присутствуют те же негативные моменты, что и во взрослом

Совсем недавно возникшим культурным феноменом стало появление параспорта или «спорта для инвалидов».

Феномен паралимпизма, как особый этап развития олимпийских идеалов, составляет органическое звено современной культуры. Для того, чтобы этот тезис принял доказательную силу, необходимо обратиться к анализу некоторых тенденций развития современной культуры конца XX -начала XXI в., касающихся, во-первых логики развития самого современного олимпийского движения, приведшей к возникновению в том числе и паралимпийских игр, во-вторых тех изменений, которые произошли в общественном сознании в вопросах восприятия тела человека вообще и тела инвалида в частности, и в-третьих, будет полезным обратить внимание на те глубокие мировоззренческие сдвиги, которые произошли в определении «здоровье-болезнь», не столько в официальной медицине, сколько в антропокультурном дискурсе.

Слово «паралимпизм» образовано путем присоединения к слову «олимпизм» греческой приставки «пара» (в значении «рядом» или «параллельно») что означает, что паралимпиада проводится в соответствии с теми же организационными, этическим принципами, что и Олимпиада. С 1988 года термин «паралимпиада» употребляется для обозначения Игр для инвалидов официально.

История Паралимпийских Игр берет свое начало в реабилитационной медицине. После Второй мировой войны традиционные методы реабилитации уже не соответствовали медицинским и психологическим потребностям огромной армии инвалидов среди военнослужащих и гражданского населения. По просьбе британского правительства профессор Людвиг Гуттманн, невропатолог и нейрохирург, незадолго до этого эмигрировавший из Германии, основал медицинский центр для лечения больных с повреждениями спинного мозга в госпитале Сток-Мандевиль в Великобритании в 1944 году. Работая в Сток-Мандевиле, Гуттманн начал использовать спортивные занятия в качестве формы проведения досуга и вспомогательного средства при лечении и реабилитации пациентов. Было замечено, что благодаря включению инвалида в сферу физической культуры и спорта, у него улучшаются морфологические характеристики тела, раскрываются дополнительные резервы организма, позитивным становится эмоциональный фон, все это вместе оказывает благотворное влияние, как на процесс выздоровления, так и в плане социальной адаптации инвалида к жизни в новых для него обстоятельствах.

Позже было принято решение о проведении спортивных состязаний, то были первые Международные Сток-Мандевильские Игры 1952 года. В это же время была основана Международная Сток-Мандевильская Федерация (International Stoke Mandeville Games Federation - ISMGF); сейчас это Международная спортивная федерация инвалидов-колясочников и лиц с ампутированными конечностями (International Wheelchair and Amputee Sports Federation - IWAS). С развитием Сток-Мандевильских Игр начали проводиться и другие специализированные спортивные мероприятия для инвалидов, учитывающие их физические особенности.