Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трактат Пьера Николя о красоте в культурном контексте классицизма Аль-Фарадж, Елизавета Абдуллаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аль-Фарадж, Елизавета Абдуллаевна. Трактат Пьера Николя о красоте в культурном контексте классицизма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Аль-Фарадж Елизавета Абдуллаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 124 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/226

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Размышления о красоте и прекрасном существуют со времен греческой античности, термин «красота» используется и авторами XVII века, которые, тем не менее, больше интересовались правилами создания произведения, чем теорией прекрасного. Первый современный «Трактат о красоте» 1 появится в 1715 году, и хотя некоторые историки и рассматривают 1715 год как точку отсчета, как момент рождения философии красоты во Франции, вторая половина XVII века, тем не менее, представляется крайне важной с точки зрения данной проблематики. Ведь если вопрошание о сущности прекрасного имеет долгую историю, это понятие рассматривалось прежде всего с точки зрения метафизики, как идея прекрасного самого по себе. В свете сказанного сочинения некоторых авторов второй половины XVII века, в особенности тех, которые являлись последователями блаженного Августина, представляются чрезвычайно важными. Среди них в первую очередь стоит назвать Пьера Николя, теолога и моралиста, связанного с группой «отшельников из Пор-Рояля». Сочинения данного автора являются показательными, поскольку он переместил рефлексию о красоте и сфокусировал ее на вопросе о первых принципах прекрасного в их отношении к человеческой субъективности. Французская исследовательница Анни Бек называет подобные тексты «философскими поэтиками» и видит в этих сочинениях высвобождение философии красоты из сферы поэтики. С этой точки зрения «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте» (1659) Пьера Николя является показательным: в этом

1 Crousaz, J.-P. de. Traite du beau, ой Гоп montre en quoi consiste ce que Гоп nomme ainsi, par des exemples tires de la plupart des arts et des sciences. Amsterdam: Francois L'Honore, 1715. Reimpression: P.: Fayard, 1985.

тексте говорится не только об основаниях прекрасного, но также и о причинах удовольствия или отвращения, которые вызывают сочинения литераторов или ораторов, закладывая основания будущей философской дисциплины. В данном диссертационном исследовании автор предполагает охарактеризовать основания учения Николя о красоте в их связи с традицией, в рамках которой они сформировались, а также выявить своеобразие воззрений Пьера Николя о красоте.

Предметом данной работы является «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте» Пьера Николя, которое было опубликовано в 1659 году во главе сборника латинских эпиграмм. Существуют и другие тексты Николя, в которых затрагивается вопрос о прекрасном, среди которых следует назвать «Трактат о Комедии» (1667), жесткой, но аргументированной критики театральных представлений, а также предисловие к «Сборнику христианской поэзии» (1671). Размышления культурфилософского плана присутствуют и в трактате «О воспитании государя» (1670), а также в «Трактате об общей благодати», сборнике текстов, написанных между в 1655-1692 гг. и опубликованных лишь после смерти Николя, в 1715 году. Наш анализ философии красоты Николя мы будем основывать преимущественно на «Рассуждении о подлинной и мнимой красоте» и будем привлекать другие тексты только в случае, когда это необходимо, чтобы прояснить тот или иной вопрос, а также чтобы подкрепить нашу аргументацию примерами.

Объектом нашего диссертационного исследования является совокупность воззрений Николя о красоте и их место в истории теоретической рефлексии о литературе и культуре.

Целями нашего исследования является выявление идей и представлений, определяющих культурное своеобразие «Рассуждения о подлинной и мнимой красоте» Пьера Николя. Воззрения Николя глубоко укоренены в системе ценностей классической эпохи. Отсылки к античным авторам не исключают использование других источников, в частности, трудов блаженного Августина, не исключают и апелляцию к суждению «благовоспитанных людей», играющему немаловажную роль в универсуме «Рассуждения о подлинной и мнимой красоте» Николя. В то же время «Рассуждение» несет на себе отпечаток картезианских воззрений, что неоднократно было замечено критикой . Как пишет Жан Лафон, «важная проблема «Рассуждения о подлинной и мнимой красоте» -это артикуляция и согласование различных дискурсов»3. В то же время, желание отыскать принципы красоты, а также определение красоты как соответствия между произведением и человеческой природой, которое дает Николь, предвосхищает поиски в области эстетики XVIII века.

Для выявления своеобразия изучаемого текста нами решаются следующие задачи:

охарактеризовать язык, композицию и стилистические особенности текста;

охарактеризовать эпоху и культурный контекст, в рамках которых было написано «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте»;

Winther Т. Classicisme et Cartesianisme: le «Traite de la Vraie Beaute» de Pierre Nicole II Orbis Litterarum. 1978. №3. С 123-137.

Lafond J. Un debat esthetique a l'epoque classique : la theorie du beau dans Г «Epigrammatum delectus» de Port-Royal et sa critique par le Pere Vavasseur //Acta Conventus neo-latini Turonensis. Troisieme Congres international d'etudes neo-latines, Tours, Universite Francois-Rabelais, 6-10 septembre 1976. P.: Vrin, 1980. P. 1270.

рассмотреть, каким образом «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте» артикулирует и согласует гетерогенные традиции;

разобрать основные категории, при помощи которых Николь описывает идею красоты;

выявить теологические и антропологические основания философии красоты Николя.

Теоретические и методологические основания исследования. При написании диссертации были использованы процедуры как общего научного, так и философского характера. К первым можно отнести выдвижение, обоснование и верификацию гипотез, а также их проверку на фальсифицируемость, анализ и синтез источников. В ряду философских методологических приемов можно назвать логический анализ философских понятий и концепций, герменевтическую реконструкцию смысла текста, культурной среды, в которой он был создан, и интенций его автора.

Степень научной разработанности темы. Литература, посвященная «Рассуждению о подлинной и мнимой красоте», не является обширной и представлена несколькими статьями и замечаниями, брошенными a propos.

Один из аспектов рассмотрения текста Николя связан с трактовкой его как текста, предвосхищающего рождение эстетики. Арсэн Сорей рассматривает «Рассуждение» Николя среди текстов XVII века, имеющих первостепенное значение для предыстории эстетики как раздела философии, в которых, по его мнению, «заметно желание сформулировать эстетику как систематическую дисциплину» 4 . Жан Лафон в своей статье, посвященной

4 Soreil A. Introduction a l'histoire de l'esthetique francaise... P. 23.

«Рассуждению» Николя и тезисам его оппонента, иезуита Франсуа Вавассора, отмечает, что Николь рассуждает «об эстетике до того, как этот термин получил хождение»5. Эта позиция еще четче проявляет себя в статьях Жана Менара, посвященным мысли Пьера Николя и других авторов, близких к Пор-Роялю: он называет «Рассуждение» «...единственным подлинным сочинением по эстетике в XVII веке»6. Наконец, Беатрис Гион уточняет, что «текст Николя является усилием по направлению к собственно эстетической рефлексии, которая касается самой природы прекрасного»7. Тони Жерар упоминает «Рассуждение» Николя среди других текстов, которые способствовали высвобождению эстетики из области поэтики, наравне с «Новыми размышлениями о

поэтическом искусстве» (1678) Бернара Лами .

С другой стороны, «Рассуждение о подлинной и мнимой красоте» Николя уже долгое время рассматривается критикой как один из основополагающих для классицизма текстов. Рене Брэ в своей работе, посвященной тому, что он называет «доктриной классицизма», неоднократно упоминает Николя для иллюстрации своих тезисов: «Рассуждение», как представляется Рене Брэ, также воплощает культ разума, свойственный классицистам 9 , аргументация Николя позволяет оригинальным образом очертить концепцию мимесиса 10 . Антуан Адан в своей оценке п

5 Lafond J. Un debat esthetique a l'epoque classique... P. 1270.

6 Mesnard J. L'esthetique de La Rochefoucald// Mesnard J. La culture du XVIIe
siecle. Enquetes et syntheses. P.: PUF, 1992. P. 236.

Nicole P. La vraie beaute et son fantome, et autres textes d'esthetique. Edition critique et traduction de Beatrice Guion. P.: Champion, 1996. P. 30.

Lamy B. Nouvelles reflexions sur l'art poetique. P. 44.

9 Bray R. La formation de la doctrine classique en France. P.: Librairie Nizet, 1977. P.
119.

10 Ibid. P. 147.

«Рассуждения» Николя следует вслед за Шарлем Огюстеном де Сент-Бевом и обращает внимание на «жесткость, бесплодность и опасный характер столь ограниченно понимаемого рационализма»12, подчеркивая в то же время, что «Рассуждение» «предвосхищает идеи «Поэтического искусства» Буало» 13 . Для Пьера Лорана «Рассуждение» является текстом, который «можно рассматривать как основополагающий для классицизма» 14 . Бернар Шедозо в монографии, посвященной эстетике барокко пишет, что Пор-Рояль противостоял «барочному вкусу» и что авторы, близкие к монастырю, проповедовали классические ценности, примером чему и является, по его мнению, «Рассуждение» Николя15. Если эстетику барокко можно охарактеризовать вкусом к метафоре, к употреблению внезапных сюжетных ходов, подчеркнутой экспрессивностью, то «Рассуждение» с этой точки зрения является «формальным отказом от барочной эстетики», который проявляется в желании основать на разуме как инстанции, облеченной выносить суждение в области эстетики, и на обращении к природе принципы различения прекрасного и безобразного 16 . Жан Лафон в уже упомянутой нами статье также обращает на особое место, которое «Рассуждение» Николя занимает среди манифестов французского

11 Sainte-Beuve, Ch.-A. Port-Royal. P.: Hachette, 1867. Т. 4. P. 416.

12 Adam A. Histoire de la litterature francaise au XVIIе siecle. P.: Albin Michel, 1997.
P. 184.

13 Ibidem.

14 Laurens P. Du modele ideal au modele operatoire: la theorie epigrammatique aux
ХУГ*16 et XVIIeme siecles II Balavoine CI., Lafond J., Laurens P. Le modele a la
Renaissance. P.: Vrin, 1986. P. 187. Цитируется no: Nicole P. La vraie beaute et son
fantome. P. 22.

15 Chedozeau B. Le baroque. P.: Nathan, 1989. P. 81.

16 Ibidem.

классицизма XVII века . И, наконец, Беатрис Гион в своей статье, посвященной литературной теории 1660-1680 гг., неоднократно цитирует сочинения Николя, в которых затрагиваются вопросы философии красоты. Эти тексты, по ее мнению, являются репрезентативными для своей эпохи, для литературно-теоретической рефлексии того времени . Данная статья Беатрис Гион является важным вкладом в переоценку культуры французского классицизма, которая не сводится, как подчеркивает автор, к призыву к рациональности и нормативности; французская исследовательница подчеркивает сложный и проблематичный характер основополагающих понятий литературной теории классицизма19.

«Рассуждение» Николя также является репрезентативным
для феномена, который в критической литературе получил название
«литературного августинизма». То, что французская литература
XVII века отмечена влиянием блаженного Августина, неоднократно
отмечалось критикой: сочинения Паскаля, Ларошфуко, мадам де
Лафайет отражают мрачное видение мира и человека, свойственное
позднему августинизму. По выражению Тони Герарда, «лишь
немногие писатели остались в стороне от августинианского потока,
идущего через весь век» . Однако рефлексия авторов

августинианского толка о литературе изучена меньше. Здесь следует

Lafond J. Un debat esthetique a l'epoque classique : la theorie du beau dans Г «Epigrammatum delectus» de Port-Royal... P. 1269.

1 о

Guion B. «Un juste temperament»: les tensions du classicisme francais II Prignet P. Histoire de la France litteraire. P.: PUF, 2006. Vol. 2. P. 132.

19 Zuber R. La doctrine et l'esthetique classique II Pichois CI., Zuber R. Litterature francaise. Le classicisme 1660-1680. P.: Arthaud, 1984. P. 95-112; Dandrey P. Les deux esthetiques du classicisme francais II Litteratures classiques. Qu'est-ce qu'un classique ?. P.: Klincksieck, 1993. № 19. P. 145-170.

Bray R. La formation de la doctrine classique en France. P. 9.

упомянуть статьи Жана Менара, посвященные литературной славе Пор-Рояля, а также эстетической мысли авторов, близких к

монастырю, Николя , Паскаля и Ларошфуко в первую очередь.

9"3

Также упомянем исследования Жана Лафона , в особенности его статью, которую мы уже цитировали. Она касается критики «Рассуждения» Николя отцом-иезуитом Франсуа Вавассором, в этой статье исследователь стремился a contrario проявить позицию

Николя . Другая статья Жана Лафона, на которой мы бы хотели остановиться, посвящена сложным взаимоотношениям, существовавшим между литературой и моральной рефлексией в XVII веке. В ней он прослеживает различные позиции по отношению к литературе внутри лагеря августинианцев: от экстремистской позиции Гу або-Дюбуа, который осуждал цветистое красноречие, к более умеренной, которую разделяли авторы из Пор-Рояля, Арно и Николь в первую очередь, отдававшие отчет в сложности человеческой природы и в необходимости обращения к средствам риторики. Человек не является чистым духом и вследствие этого оказывается неспособным воспринимать истину в ее наготе и незамутненности, поэтому стилистические поиски и воздействие на чувственную сторону человеческого существа представляются оправданными 25 . Тема «литературного

21 Mesnard J. Vraie et fausse beaute dans l'esthetique du XVIIе siecle II Mesnard J. La culture du XVIIe siecle. Enquetes et syntheses. P.: PUF, 1992. P. 210-236.

Mesnard J. L'esthetique de La Rochefoucauld II Mesnard J. Op. cit. P. 236.

Lafond J. L'homme et son image. Morales et litterature de Montaigne a Mandeville. P.: Honore Champion, 1996.

Lafond I. Un debat esthetique a l'epoque classique : la theorie du beau dans Г «Epigrammatum delectus» de Port-Royal et sa critique par le Pere Vavasseur //Acta Conventus neo-latini Turonensis. Troisieme Congres international d'etudes neo-latines, Tours, Universite Francois-Rabelais, 6-10 septembre 1976. P.: Vrin, 1980. P. 1269-1277.

Lafond J. L'homme et son image.. P. 300.

августинизма» также затрагивается в работах Филиппа Селлье, в частности, в его монографическом исследовании, посвященном Паскалю, и в многочисленных статьях, где с различных сторон рассматривается участие «господ из Пор-Рояля» в интеллектуальной жизни эпохи26.

Последнее десятилетие XX века было ознаменовано серией академических изданий источников, имеющих отношение к нашей теме. В 1992 году Тома Кар переиздал тексты, связанные с полемикой августинианцев о религиозном красноречии, которая

развернулась в конце XVII века . В 1996 году выходит современный перевод и критическое издание «Рассуждения о подлинной и

мнимой красоте» Пьера Николя, подготовленное Беатрис Гион .

Два года спустя выходят еще два издания, «Трактат о Комедии» Пьера Николя вместе с другими текстами, связанными с полемикой, разразившейся в 60-е гг. XVII века вокруг театра, а также издание «Новых размышлений о поэтическом искусстве» Бернара Лами. Эти публикации свидетельствуют о существовании настоящего интереса к наследию блаженного Августина среди авторов, размышлявших о красоте в XVII в., «Рассуждение» Николя является тому доказательным примером.

Cf. Sellier Ph. Pascal. Port-Royal et la litterature I. P.: Honore Champion, 1999 ; Sellier Ph. Le siecle de Saint-Augustin. La Rochefoucauld, Mme de Lafayette, Sacy, Racine. Port-Royal et la litterature II. P.: Honore Champion, 2000.

Arnauld A. Reflexions sur l'eloquence des predicateurs. Goibaud Du Bois Ph. Avetissement en tete de sa traduction des «Sermons» de Saint-Augustin. Geneve: Droz, 1992.

Nicole P. La vraie beaute et son fantome, et autres textes d'esthetique. Edition critique et traduction de Beatrice Guion. P.: Champion, 1996.

Nicole P. Traite de la Comedie. Edition critique par Laurent Thirouin. P.: Honore Champion, 1998.

LamyB. Nouvelles reflexions sur 1'art poetique. Edition critique par Tony Gheeraert. P.: Honore Champion, 1998.

Научная новизна исследования заключается в следующих полученных результатах:

В оборот отечественной истории и философии введен новый источник, а также связанный с ним круг тем и проблем.

Впервые проведен систематический анализ понятий, при помощи которых Пьер Николь описывает идею красоты.

Впервые проанализирован культурный контекст формирования эстетики Николя.

Впервые эстетика Николя рассмотрена с точки зрения ее теологических и антропологических оснований.

На защиту выносятся следующие положения:

«Рассуждение о подлинной и мнимой красоте» является примером сочетания гетерогенных традиций внутри одного текста.

Культурфилософские воззрения Николя претерпели радикальную эволюцию во второй половине XVII в.

Философия красоты Николя лежит в русле платонической традиции.

Философия красоты Николя является преимущественно рационалистической.

Николь оперирует категориями классицизма, существенным образом их переосмысляя.

Культурфилософские воззрения Николя имеют теологическое обоснование.

- Новаторство Николя заключается в обосновании идеи о том, что красота является функцией воспринимающего субъекта. Теоретическая и практическая значимость исследования.

В теоретическом плане материалы и результаты настоящей диссертационной работы могут быть использованы в религиоведческих, историко-философских, исторических и филологических исследованиях, посвященнных истории и культуре Франции XVII в., а также в исследованиях, посвященных истории эстетических воззрений.

В практическом плане результаты исследования могут быть полезны при написании учебных пособий по истории литературной теории французского классицизма.

Апробация исследования осуществлялась в форме докладов на научных конференциях, в том числе международных:

  1. «Религиозность в изменяющемся мире», I Международная зимняя религиоведческая школа, 28 января - 3 феураля 2008 года, Волгоград, доклад «К вопросу об изучении полемики иезуитов и янсенистов в XVII веке во Франции»;

  2. «Наука и религия: Перспективы диалога в современном мире», III Летняя религиоведческая школа, 4-6 августа 2008 года, Архангельская обл., пос. Соловецкий, доклад «Янсенизм в контексте современных ему научных идей»;

  3. «Классическая традиция и авторитет в социальном измерении», студенческая конференция, 13-14 мая 2009 года, Варшава, доклад «"Трактат о

Комедии" Пьера Николя и его место в антитеатральной полемике во Франции XVII века»;

  1. Семинар Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве, 17 марта 2010 года, Москва, доклад «Антитеатральная полемика во Франции XVII века на примере «Трактата о Комедии» П. Николя»;

  2. «Французский язык и культура Франции в России XXI века», XV Международная научно-практическая конференция, 27-28 сентября 2011 года, Нижний Новгород, доклад «"Рассуждение о подлинной и мнимой красоте" Пьера Николя: основные идеи и их место в системе классицизма»;

  3. «Метафизика искусства - VIII: Ценности классического в искусстве и философии», международная конференция, 17-19 ноября 2011 года, Санкт-Петербург, доклад «Истина, разум и природа как категории поэтики классицизма и их трактова Пьером Николем в "Рассуждении о подлинной и мнимой красоте"».

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 19 сентября 2012 года. Основные положения диссертации отражены в публикациях по теме диссертации, список которых приведен в конце автореферата.

Структура и объем работы определены представленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, трех частей, заключения и библиографии. Объем диссертации - 124 страницы.