Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова Баяртуева Доржема Лубсановна

Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова
<
Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баяртуева Доржема Лубсановна. Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 Улан-Удэ, 2007 150 с., Библиогр.: с. 125-140 РГБ ОД, 61:07-9/685

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Большая часть истории монголоязычных народов связана с буддизмом, который был для них не просто религиозным учением, а, по существу, являлся одним из важных компонентов общественно-политической жизни. Само бытие монголоязычных народов, бурятского в том числе, строилось на религиозных постулатах буддизма.

С буддизмом связано распространение у бурят письменности, научных знаний, литературы и искусств. Именно в буддийских монастырях-дацанах появились первые учителя и ученые в области буддийской философии, монгольской и тибетской письменности и литературы, астрономии и астрологии, восточной медицины, буддийского искусства, мастера книгоиздательского дела и т.д. И именно при дацанах началось формирование бурятской интеллигенции.

Бурятское духовенство выдвинуло из своей среды немало выдающихся лам-ученых, известных не только в Бурятии, но и во всем монголоязычном и буддийском мире. До сих пор в памяти бурятского народа живы легенды и предания об именитых ламах, обладавших глубокими познаниями. К их числу относится и Лубсан-Самдан Цыденов (1851-1922?) – буддийский ученый, писатель и поэт, религиозный деятель, попытавшийся реализовать свои воззрения в области реальной политики через учреждение в 1919 году теократического государства, основанного на принципах буддийской концепции власти.

Возрождение национальной культуры предполагает, кроме прочего, изучение и восстановление биографий и творческого наследия лиц, сыгравших большую роль в развитии философии буддизма. В настоящее время достаточно известны биографии многих выдающихся буддийских деятелей Тибета, Индии, Монголии, Китая, России, в частности Бурятии, следует отметить, что наследие таких крупных бурятских деятелей, как А. Доржиев, Э-Д. Ринчино, Ц. Жамцарано, Э-Х. Галшиев уже давно стали объектами исследования. Если вышеперечисленные бурятские деятели находили своих исследователей и раньше, то духовная и творческая деятельность Лубсан-Самдана Цыденова, малоизвестного, но видного бурятского ученого и духовного учителя XIX-XX вв., осталась неисследованной в академических философских, религиоведческих, историко-культурологических кругах. Между тем сегодня его имя вызывает большой интерес в среде востоковедов. Харизма религиозного деятеля, тантриста, политика сделала его личность легендарной с неизбежными фактологическими неточностями и искажениями. Поэтому актуальность исследования творческого и духовного наследия Л-С. Цыденова обосновывается малоизученностью, а также некоторой односторонностью освещения его взглядов. Непредвзятое исследование философских взглядов Л-С. Цыденова, являющихся существенной частью его идейного наследия, представляется задачей, решение которой, на наш взгляд, необходимо с научной точки зрения.

Само философское учение этого мыслителя представляется в высшей степени актуальным. В нем содержатся философские ответы на глобальные вопросы современной эпохи. Более ста лет назад Л-С. Цыденов пришел к пониманию необходимости реформировать буддизм таким образом, чтобы он мог развиваться в новой для себя социокультурной среде, в контексте Российской действительности и культуры. Им было собрано наследие не только популярной в Центральной Азии «желтошапочной» традиции гелугпы, но и других основных школ тибетской линии буддизма: ньингмапы, кагьюпы, сакьяпы и шижедпы. Лубсан-Самдан Цыденов считал, что в новых условиях жизни наступающего ХХ века монастырская форма учения будет нежизнеспособной и перешел к нетрадиционным, с точки зрения доминирующей в Бурятии школы гелугпа, видам практики и установил внешкольные правила (тиб. ris-med) устройства общины – сангхи, которые могли бы помочь устоять учению в будущем. Дело Цыденова продолжил его ученик и преемник Б.Д. Дандарон – известный бурятский буддолог и буддийский учитель. Его работы заключают в себе попытки создать философскую систему «необуддизма» в качестве «буддизма для европейцев».

Степень научной разработанности проблемы. О жизни, деятельности и взглядах Л-С. Цыденова наука располагает крайне скудными, ненадежными и разрозненными сведениями. На сегодняшний день известен лишь небольшой круг источников, значительная часть которых содержит информацию, не являющуюся до конца объективной.

В начале 90-х годов имя Лубсан-Самдана Цыденова вернулось из исторического забытья. Одна из первых публикаций, посвященных ему, принадлежат П. Балдандоржийну. В местном периодическом издании «Долина Кижинги» появилась серия его статей, где автор описывает жизнь и деятельность ламы, пытается осмыслить его историческую значимость.

Публикации научного характера стали появляться в буддологическом журнале «Гаруда» (Санкт-Петербург). Наиболее значительным биографом Л-С. Цыденова является В.М. Монтлевич, возглавляющий санкт-петербургскую общину последователей Б.Д. Дандарона, ученика и продолжателя идей Л-С. Цыденова. В статье «Дхармараджа Бидия Данадарон» В.М. Монтлевич упоминает некоторые реформы, проведенные Л-С. Цыденовым. В статье «Материалы к Жизнеописанию Лубсан-Самдана Цыденова» автор представляет биографический обзор, ссылаясь на архивные документы, а также на предания Кудунского круга. В статье «Две ступы» он описывает строительство ступ под руководством Л-С. Цыденова.

В 2006 году выходит в свет книга В.М. Монтлевича «Б.Д. Дандарон. Избранные статьи; Черная Тетрадь. Материалы к биографии», в которой рассматривается биография и роль Л-С. Цыденова, как учителя Б.Д. Дандарона.

Жизнеописанию Л-С. Цыденова посвящена статья Стрелкова А.М. «Легенды и были о великом ламе», а также статья «Жизненный путь и духовный подвиг» в специальном выпуске журнала «Тайны Бурятии». В 2004 г. в журнале «Восточная коллекция» Н.Л. Жуковской были опубликованы записки М.А. Кроля «Годы ссылки. В гостях у Святого Ламы» , в которых приводятся интересные подробности встреч этнографа Моисея Кроля с ламой Л-С. Цыденовым.

В советский период о теократическом движении, созданном Л-С. Цыденовым, писал историк П.Т. Хаптаев в своей монографии «Бурятия в годы гражданской войны», где он исследует причины создания теократического государства, структуру и принципы правления, а также описывает дальнейшие действия представителей теократии после недолгого существования данного государства.

В статьях «К вопросу о теократическом движении в 1918-1926 гг. в Хоринском ведомстве» и «Балагатско-теократическое движение в Хоринском аймаке в 1921-1922 гг.» Э.Ч. Дарибазарон на основе архивных материалов исследует факты балагатского теократического движения и анализирует роль Л-С. Цыденова. В 2004 году им же была опубликована краткая биография Л-С. Цыденова .

Цивилизационные аспекты создания теократического государства в период 1919-1926 гг. в Бурятии исследуются С.Ю. Лепеховым в монографии «Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации». Также С.Ю. Лепеховым опубликована статья, в которой дан сравнительный анализ произведений Л-С. Цыденова и А. Доржиева. В статье «Об историзме в исторических исследованиях: теократическое и балагатское движение в хоринском аймаке (1917-1926)» К.М. Герасимова представляет различные подходы к трактовке исторического содержания балагатского движения.

Н.В. Цыремпилов и Ц.-Х.В. Очирова рассматривают государственный проект Цыденова как синтез буддийской теократической модели власти с европейским стандартом государственного устройства. В вышеназванных работах большинство авторов рассматривает, в основном, биографические данные Л-С. Цыденова, его политическую деятельность в качестве главы государства. Однако его религиозно-философская деятельность, а также философский аспект творческого наследия мыслителя в этих работах не анализировались.

Объектом исследования выступает творческое и духовное наследие бурят-монгольского ламы-ученого и мыслителя Лубсан-Самдана Цыденова.

Предмет исследования служат философско-религиозные аспекты наследия Л-С. Цыденова.

Целью диссертационного исследования является анализ общефилософского мировоззрения и политической деятельности Л-С. Цыденова, раскрытие концептуального содержания и основных идей его религиозной философии, а также её воздействия на общественно-политическую практику в Бурятии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Определить культурно-исторические факторы формирования личности Лубсан-Самдана Цыденова как религиозного и общественно-политического деятеля.

  2. Проанализировать религиозную, политическую и философскую деятельность Л-С. Цыденова.

  3. Установить особенности теократического и балагатского движений в Хоринском аймаке (1917-1926).

  4. Исследовать духовную линию преемственности Л-С. Цыденова.

  5. Охарактеризовать роль и определить значение деятельности Л-С. Цыденова в распространении и развитии буддизма.

Методологическая и теоретическая основа исследования. При работе над диссертацией использовались источниковедческие методы исследования, философско-культурный и компаративистский подходы. Используемые подходы к анализируемому материалу в значительной мере определялись методом историко-философской реконструкции взглядов Л-С. Цыденова на проблему смысла человеческого бытия. Предпринята попытка дискурсивного анализа построений мыслителя, основанных на сочетании знания рационального и полученного благодаря мистической интуиции, что потребовало обращения к буддийской феноменологии сознания. Исследование конкретного текстологического и исторического материала опиралось на общенаучный принцип системности и метод сравнительного анализа и др.

При сборе личных свидетельств последователей Л-С. Цыденова для диссертационного исследования также использовался метод интервьюирования.

Источниковую базу исследования составили, прежде всего, личный фонд Л-С. Цыденова и другие архивные документы, находящиеся в хранилище Отдела памятников письменности Востока Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (ОППВ ИМБТ СО РАН). Также были использованы опубликованные и неопубликованные документы и материалы из архивных хранилищ страны: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Санкт-Петербургского архива Института Востоковедения Российской Академии Наук (СПб. Архив ИВ РАН), Национального архива Республики Бурятии (НАРБ), музея истории Бурятии им. Хангалова. Особую роль в исследовании сыграло переведенное нами со старописьменного монгольского языка поэтическое произведение Л-С. Цыденова «Лечу по небесам». Этот материал позволил нам погрузиться в мир его философских размышлений и поэтических впечатлений.

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первое диссертационное исследование философско-религиоведческого характера, рассматривающее творческое и духовное наследие Л-С. Цыденова в целом.

В работе вводятся в научный оборот источники, ранее считавшиеся недоступными для исследователей и обнаруженные в персональном фонде Л-С. Цыденова в Отделе памятников письменности Востока Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (Улан-Удэ).

На основании найденных архивных источников уточнен ряд моментов жизненного пути и творческой эволюции Цыденова, имеющих большое значение для характеристики его религиозно-философских взглядов.

Данная работа представляет собой первую попытку анализа деятельности одного из духовных лидеров бурятского народа и его вклада в распространение и развитие буддизма в Бурятии, в частности в Кижингинской долине. Впервые введены в научный оборот и проанализированы поэтическое произведение Лубсан-Самдана Цыденова «Лечу по небесам», переведенное нами со старописьменного монгольского языка, и некоторые архивные документы и другие источники.

Детально охарактеризованы мировоззренческие основы философии Цыденова, особенности оригинального осмысления им комплекса религиозных и этических идей буддизма.

Исследовано влияние западноевропейской культуры на формирование воззрений Л-С. Цыденова на буддийское учение. Описаны культурно-исторические факторы формирования личности Л-С. Цыденова (обычаи, традиции, воспитание, образование, первые шаги на поприще духовной деятельности в дацане). Предложена периодизация жизни и творческой деятельности Л-С. Цыденова. Определены особенности теократического и балагатского движений в Хоринском аймаке, обусловленные духовно-философскими взглядами Л-С. Цыденова и его последователей, а также событиями гражданской войны. На основе исторических фактов описана линия преемственности Л-С. Цыденова. Раскрыта и охарактеризована определяющая роль и значение Л-С. Цыденова в становлении особого направления в реформировании буддизма в России.

Научно-практическое значение данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейших исследований в области религиоведения, источниковедения, этнологии, культурологи, философии буддизма России, в частности Бурятии. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в исследованиях данной проблематики, а также служить дополнительным источником знаний в процессе дальнейшего изучения взглядов и личности Цыденова. Личность и судьба Цыденова заслуживают пристального рассмотрения, поскольку исследование творческого и духовного наследия Л-С. Цыденова способствует более полному раскрытию образа бурятской культуры во всей сложности и противоречивости ее становления.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. На формирование и становление личности Лубсан-Самдана Цыденова и его мировоззрение оказала влияние уже сформировавшаяся к моменту его рождения бурятско-буддийская традиция.

  2. Основной причиной создания Л-С. Цыденовым самостоятельного теократического правительства послужила стремление реализовать буддийский принцип не причинение вреда другим существам (ахимса) и уберечь, возможно, большее число бурят от участия братоубийственной гражданской войне.

  3. Поэма Л-С. Цыденова «Лечу по небесам» относится к традиционному индо-буддийскому жанру «хождений» и раскрывает глубину буддийской символики.

  4. Лубсан-Самдан Цыденов предвидел, что в меняющихся условиях жизни монастырская форма учения будет нежизнеспособной. Буддийская реформа Л-С. Цыденова заключалась в очищении буддизма от излишней обрядности и переносе акцента на практику собственно учения (посредством затворничества).

  5. Идеи Лубсан-Самдана Цыденова реформировать буддизм в значительной степени были воплощены в жизнь его учеником Бидия Дандаровичем Дандароном в его необуддийском учении.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Агван Доржиев – выдающийся политический, общественный, религиозный деятель и видный российский дипломат» (2004 г.), на ежегодной преподавательской конференции на базе БГУ, секция «Философская, общественно-политическая мысль стран Центральной и Восточной Азии» (2006 г.), на международной научной конференции, посвященной 2550-летию буддизма – «Буддизм в контексте диалога культур» (2006 г.), а также на международной духовно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня основания Иволгинского дацана «Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ»: путь становления и современность» (2006 г.). Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.