Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектура синагог Области Войска Донского и Кавказского края второй половины XIX - начала XX вв. Шапиро Григорий Ефимович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шапиро Григорий Ефимович. Архитектура синагог Области Войска Донского и Кавказского края второй половины XIX - начала XX вв.: диссертация ... кандидата ы: 05.23.20 / Шапиро Григорий Ефимович;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»], 2019.- 411 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Предпосылки формирования синагогального зодчества на территории Области Войска Донского и Кавказского края .13

1.1 Тенденции синагогальной архитектуры Европы и Российской Империи .14

1.2. История формирования иудейских поселений и районов компактного проживания еврейского населения в городах Области Войска Донского и Кавказского края .33

1.3. Факторы формирования архитектуры синагог в регионе .43

Выводы по первой главе 54

Глава 2. Архитектурно-градостроительные и объемно - планировочные решения в архитектуре синагог региона второй половины XIX- начала XX вв 56

2.1. Синагога в структуре городов и населенных пунктов Области Войска Донского и Кавказского края второй половины XIX - начала XX вв 56

2.2. Пространственно-планировочное решение синагог Области Войска Донского и Кавказского края второй половины XIX начала XXвв. 72

2.3. Строительные конструкции и материалы в архитектуре синагог Области Войска Донского и Кавказского края второй половины XIX начала XX вв .95

Выводы по второй главе 105

Глава 3. Архитектурно-художественный образ и объемно-композиционное решение синагог региона в контексте общероссийских и общеевропейских тенденций второй половины XIX - начала XX вв 109

3.1. Символические структуры и литургический комплекс в архитектуре синагог Области Войска Донского и Кавказского края второй половины XIX- начала XX вв .109

3.2. Устойчивые типы архитектурно-художественного образа и объемно композиционное решение синагог региона 120

3.3. Стилистические направления в синагогальной архитектуре региона второй половины XIX - начала XX вв 141

3.4. Характерные комбинации типологических признаков в синагогальной архитектуре региона .157

Выводы по третьей главе .168

Заключение 171

Библиографический список 177

Тенденции синагогальной архитектуры Европы и Российской Империи

На территории Европы сложилось несколько территорий с многочисленным еврейским населением, где под влиянием местных архитектурно-строительных традиций, в зависимости от социально политических условий формировались основные направления синагогальной архитектуры.

Наибольшее количество европейских синагог выявлено на прирейнских территориях (Пруссия, Австро-Венгрия), на территории Речи Посполитой, в районе Прибалтики. На данных территориях сложились густонаселенные зоны компактного проживания ашкеназских общин.

В южной и юго-западной части Европы большое количество синагог выявлено на территории Испании, Португалии и Италии, где проживали преимущественно сефардские иудеи.

В Российской Империи строительство синагог до середины XIX века было отмечено только на территории Черты Еврейской Оседлости, а позднее распространилось по всей территории Империи. Наибольшая концентрация синагогальных построек вне Черты Оседлости выделяется в Сибири, на Дальнем Востоке, регионе Кавказского края [35].

На создание художественного образа синагоги в диаспоре влияли внутренний и внешний факторы, имевшие автономное историческое развитие. К первому относилось самовосприятие своих молитвенных домов еврейскими общинами, которое зависело от духовных процессов в своей среде и от рефлексии на местное окружение. На внешние формы синагог не влияли религиозные мотивации [100], и Талмуд предписывал во время молитвы полное отчуждение от окружающего мира. Также в отличие от христианского и мусульманского мира евреи избегали миссионерства и склонения других к иудаизму. Величественные формы христианской литургии и убранство храмов были чужды еврейству [131]. Не существовало и какого-либо унифицированного пространства, подходившего для синагоги [131]. Ее могли устроить и в здании гостиницы (Германия), и в частных домах. Парижская конгрегация имела в 1910 г. синагогу в отеле де Сенс, выстроенном в XV веке как резиденция архиепископа города [216].

Политико-социальные и культурные условия существования евреев Европы, составляющие вторую, внутреннюю группу факторов, выражались в характере отношения к ним властей и общества. Бедность большинства еврейских общин Европы на протяжении исторического развития, регламентация и превратности их жизни, во многих случаях несовершенство мастерства архитекторов были важными причинами, из-за которых отсутствовала возможность выработки национальной архитектуры, и часто под синагоги было необходимо адаптировать всевозможные постройки.

Анализ существующих сооружений и архивных материалов выявляет, что не только "вторично" приспособленные синагоги не имели своего "лица", но и специально выстроенные синагогальные здания часто походили на окружающую рядовую застройку, не выделяясь из архитектурного контекста. Даже в процветающих общинах большая синагога могла оказаться объектом вандализма. Там, где не существовало правовых ограничений в размерах и формах, общины пытались строить синагоги такие же величественные, как и христианские храмы. Где свобода выражения ограничивалась, евреи адаптировали местные заурядные формы, скромный экстерьер компенсировался богато декорированным интерьером.

Исследования материальной культуры евреев Европы и Черты оседлости отмечают, что развитие синагогальной архитектуры до середины XIX века характеризуется региональной разрозненностью, что обусловлено закрытостью общин.

Cередина XIX века в истории иудейской культуры в целом характеризуется процессами «эмансипации» и интеграции в культурную жизнь Европы, что породило иные подходы к формированию синагогальной архитектуры, размывая региональные различия и национальную идентичность. В синагогальной архитектуре Европы данного периода выделяется отдельное направление – «Реформизм», уравнивающий синагогальное сооружение с Храмом. Синагоги сравниваются с католическими храмами, что обуславливает появление иных архитектурных прототипов и соответствующих заимствований. Отмечается разделение внутриобщинных взглядов на архитектурное решение синагог, что приводит к выводу реформистских синагогальных сооружений за пределы еврейских кварталов.

Типы синагогальных сооружений Европы, Черты Еврейской Оседлости и Российской Империи.

Основные архитектурные типы синагог Европы и Черты Оседлости. Исследования синагогальной архитектуры Европы и Российской империи выделяют, как правило, следующие классификационные признаки:

- художественный образ (самобытный, либо основанный на прототипе);

- объемно-композиционное решение;

- тип планировочной структуры;

- конструктивное решение и материал стен.

В связи с этим выделяются следующие укрупненные типы зданий синагог Европы и Российской Империи: 1. Деревянные синагоги, которые в свою очередь подразделяются на:

- синагоги "хоромного" типа

- синагоги разнохарактерного вида

2. Каменные синагоги:

- синагоги "крепост ного" типа

- синагоги "общегражданского" типа

- синагоги "дворцово-храмового" типа.

Деревянные синагоги в силу дешевизны и скорости строительства распространены по всей территории Европы и Российской Империи, начиная со средневековья, однако в отдельное направление «деревянное синагогальное зодчество» выделилось только на отдельных территориях Речи Посполитой и Прибалтике.

Деревянные синагоги вбирают в себя принципы композиционного решения образцов сельской, усадебной архитектуры. Термин "хоромный" тип определяет, с одной стороны, объемно-пространственное решение деревянной синагоги, заключающей в себя, наряду с молельным залом, многочисленные пристройки, соединенные общими переходами. С другой стороны, он объединяет сложившийся в штетлах образ духовного центра и главной "хаты" местечка, "божницы", в которой происходит единение общности, сохранение и передача традиций предков [31].

Деревянные синагоги “хоромного» типа – уникальные постройки еврейских местечек Восточной Европы, в которых наиболее ярко была выражена идентичность еврейской архитектуры и в типологическом ряду синагогальных построек они в наименьшей степени основаны на прототипе.

Тип "хоромной синагоги" представляет собой большие по размерам срубные постройки, перекрытые высокими ломаными крышами с несколькими заломами. В отличие от каменных синагог они располагались в маленьких местечках - штетлах [138], удаленных от политических и экономических центров, что позволяло строителям не стеснять себя в размерах и формах синагог [25]. Эти постройки имели ареал распространения, преимущественно сконцентрированный в землях Речи Посполитой: Великая и Малая Польша, Белоруссия, Червоная Русь (Галиция), Волынь, Подолия, Малая Русь (Киевский регион) и Литва [176]. Зародившись в XVI – XVII веках в Галиции и Подолии, строительство деревянных синагог последовательно распространилось не только на эти территории, но и достигло юго-восточных провинций Германии [147]. Собственно, синагоги вначале повсеместно возводили из дерева, местного материала – более дешевого и доступного. Но в дальнейшем, с распространением каменной архитектуры, этот вид не исчезает, а продолжает свое типологическое и географическое развитие, достигая максимальной пышности экстерьера ко второй половине XVIII века и практически полностью выхолащиваясь в XIX веке с потерей своей стилистической самобытности.

При рубке стен главного зала обычно использовались венцовые конструкции из брусьев, закрепляемые по углам "в лапу" и обшитые досками [164]. Рубленные стены яблоновской и печенежинской синагог, как и многих местных построек, также закрывал защитный ряд вертикальных досок [26].

Именно техника сруба отличала украинские синагоги, от польских, определенная часть которых имела столбовую конструкцию [25]. Пристройки могли выполняться в характере каркасной конструкции, а потом также обшиваться досками. Среди прообразов деревянных синагог были как местные церковные, усадебные и хозяйственные постройки, так и каменные синагоги.

Ядро архитектурно-планировочного решения деревянных синагог составлял близкий в плане к квадрату главный молитвенный зал. Он представлял из себя "клеть" с высоко расположенными окнами. Такая форма сруба, распространенная в восточноевропейской и украинской сельской архитектуре, оригинально сочеталась в конструкции деревянной синагоги со сложными нависающими кровлями западноевропейского типа, благодаря которым было возможным соорудить большую крышу причудливой формы, о которой писал Э. Кон-Винер: "Крыша, возвышенная наподобие башни, господствует в здании, но в скольких вариантах!

Синагога в структуре городов и населенных пунктов Области Войска Донского и Кавказского края второй половины XIX - начала XX вв

Синагоги, начиная со времен античности и до начала XX века являлись важной градостроительной доминантой, вокруг которой формировалась еврейская часть городов и населенных пунктов.

Появление «еврейских улиц» в городской топографии свидетельствует о том, что еврейские кварталы начали образовываться на ранней стадии формирования городской застройки. В период средневековья еврейские кварталы существовали в ряде городов Черты оседлости, Картлийского царства, Восточного Кавказа. Для Черты оседлости в этот период характерно расположение еврейских кварталов вблизи с крепостными стенами, а синагоги, вокруг которых формировалась застройка, становились частью фортификационных комплексов [115].

Для городов и населенных пунктов Кавказа в период средневековья не было характерно расположение еврейских кварталов вблизи крепостных стен. Планировочно выделенные иудейские части города располагались вблизи с торговыми центрами и рыночной площадью. Синагога являлась самым высоким сооружением в еврейских кварталах (согласно сакральному предписанию) и выделялась на фоне рядовой застройки.

Анализ архивных картографических материалов [224,225,212,234] выявил сохранившиеся к середине XIX века средневековые еврейские кварталы в следующих городах и населенных пунктах Кавказского края: Тбилиси, Лайлаши, Кутаиси, Ахальтсикхе, Дербент, Темир-Хан-Шуры. В связи с ростом городов и перераспределением функциональных градостроительных зон старые еврейские кварталы перестали быть предместьями, а зачастую вошли в центральную часть города, что стало причиной уплотнения квартальной застройки. Застройка приобретает хаотичный характер с многочисленными разновременными наслоениями. Здания синагог «растворяются» в рядовой плотной застройке. Для ряда крупных городов Кавказского края была характерна тенденция строительства «нового» еврейского квартала с «новой» синагогой. В каких-то случаях это было обусловлено ростом еврейской общины, в каких-то - появлением в городе иной этнической группы (например, старый квартал «грузинских» евреев и «новый» квартал – ашкеназских).

Анализ картографического материала [218,226] выявил, что на территории Области Войска Донского еврейские кварталы стали формироваться лишь в XIX веке, присутствовала только одна этническая группа - ашкеназская. Синагоги здесь строились в одной зоне компактного проживания, планировочная структура которого была аналогичной центральной части города: упорядоченная система улиц, формирующих прямоугольные в плане кварталы. Периметр квартальной застройки зоны компактного проживания иудеев на Дону представлял собой плотное кольцо примыкающих друг к другу брандмауэрными стенами зданий малой и средней этажности с «арками-проколами», ведущими во внутреннюю часть кварталов, которая отличалась вернакулярным характером застройки и низкой этажностью.

Выделим в градостроительном аспекте синагогального зодчества две позиции:

1) синагога в ее макроконтексте - местоположение в городе/населенном пункте, ее роль в формировании городского силуэта, визуальные взаимодействия с городским пейзажем.

2) синагога в ее микроконтексте - местоположение в пределах ее ближайшего окружения: квартала, улицы; взаимодействие с рядовой квартальной застройкой.

Расположение синагоги в макроконтексте зависит от расположения еврейского квартала или зоны компактного проживания в городской застройке. Градостроительные условия определялись типом поселений, историей формирования ткани городской застройки: торговые города с рыночной площадью как градообразующей доминантой без городских стен; города-крепости, развивающиеся путем уплотнения застройки внутри периметра; города-крепости с формирующейся системой расселения вне крепостной стены и т.д.

На основе историко-архитектурного и градостроительного анализа выделены следующие варианты расположения синагоги в ее макроконтексте в малых и крупных городах региона:

(1) Вне ткани городской застройки. Иудейские общины часто рассчитывали на перспективное расширение городов во второй половине XIX века и покупали более дешевые участки вдали от центральной части города. При этом, по ряду причин, связанных, как правило, с изменениями социально-политических и экономических факторов перспективы не оправдывались и синагоги так и оставались за пределами городского поселения.

Второй причиной размещения синагоги вне городской застройки -строительство на еврейском кладбище, распложенном на окраине населенного пункта.

Синагога, как правило, строилась на возвышенности; вписывалась в окружающий средовой контекст. Согласно сакральным предписаниям ось здания ориентировалась в сторону Иерусалима, что в данном случае не представляло трудностей при размещении здания на участке.

Синагоги вне городской застройки встречаются в небольших городах Грузии и Азербайджана, зачастую - в труднодоступной горной местности, где рост населенного пункта был ограничен естественными условиями.

Рассмотрим с точки зрения градостроительной позиции синагогу небольшого населенного пункта в Грузии – Они, расположенного в области Рача, у подножия Хребта вдоль реки Риони. Синагога располагается на участке, удаленном от рядовой застройки населенного пункта в северной части, вблизи основной дороги, объединяющей все зоны города. В радиусе 100 м от здания синагоги размещено еврейское кладбище. Отмечается, что синагогальная постройка - самое высокое сооружение населенного пункта, однако в связи с расположением, она не влияет на городской силуэт. Сложный рельеф местности, удаленность от других населенных пунктов ограничивает перспективное развитие населенного пункта. За пределами центральной части населенного пункта построена малая деревянная синагога в селении Лайлаши в Грузии. Синагога расположена вблизи еврейского кладбища на холме, однако в связи с овражно-балочной структурой рельефа синагога не просматривается со стороны населенного пункта.

(2) В промежуточном пространстве между центральной частью городской застройки, окруженной стеной, и границей населенного пункта.

Анализ картографических материалов Российского государственного исторического архива [223,225] показал, что ситуация характерна для городов с ярко выраженной исторической частью, огражденной стенами, сформированной в период до XVIII века. К середине XIX века характерно развитие города за периметром стены, где и формируются еврейские кварталы, взаимодействующие с центральной частью города. Религиозные сооружения господствующей в населенном пункте конфессии располагаются в периметре исторически сложившейся застройки, расположенной на возвышенности относительно новой части города. Выявлены примеры, когда синагога являлась единственным религиозным сооружением вновь образованного предместья, что позволяло согласно галахическим предписаниям возводить ее как самое высокое сооружение в застройке, при этом, визуально не взаимодействуя с религиозными сооружениями в периметре старой части города [174].

Рассмотрим синагогу города Тимархан-шуры 1895 года: историческое ядро города-крепости, утратившее свою фортификационную функцию, обособлено городской стеной, за пределами которой на склоне сформировалась вторичная зона расселения. Ашкеназские евреи-кантонисты организуют на данной территории здание синагоги. Постройка становится визуальной доминантой малоэтажного еврейского квартала, вокруг которой размещались общинные постройки и жилые здания. На уровне нового поселения синагога визуально взаимодействует с новой мечетью.

(3) На окраине центральной части городской застройки, окруженной стеной, внутри периметра. Еврейские объединения в XIX веке в силу политических и экономических причин при условии свободных под застройку территорий стремились строить здания синагог вблизи рыночных площадей и на торговых улицах. Однако, городские власти давали разрешение на строительство при условии достаточного расстояния от сакрального сооружения господствующей конфессии [134]. Соответственно, такие участки под застройку, как правило, располагались ближе к границе исторического центра. В данном случае здание синагоги визуально взаимодействовало с исторически сложившейся застройкой и влияло на силуэтность города. Синагогу старались располагать вблизи транспортной артерии, связывающей еврейский квартал с рыночной площадью.

Подобные тенденции были достаточно характерными для Восточной Европы, Черты Оседлости, где здания синагог располагали вблизи стен, придавая им дополнительные фортификационные функции, что описано в п.1.1. Примерам служат многочисленные «крепостные» синагоги Речи Посполитой и Украины.

Строительные конструкции и материалы в архитектуре синагог Области Войска Донского и Кавказского края второй половины XIX начала XX вв

Конструктивное решение и выбор строительных материалов в синагогальной архитектуре региона в рассматриваемых временных границах зависели от профессиональных и внепрофессиональных факторов.

К профессиональным фактором относятся:

преемственность строительным технологиям и материалам синагог Черты Еврейской Оседлости;

распространение столичных типовых проектов;

современные для рассматриваемого периода общероссийские и региональные тенденции строительного производства;

распространение местных строительных материалов;

региональные традиции строительства неиудейской культовой архитектуры;

преемственность архитектурным традициям определенной архитектурной школы.

К внепрофессиональным факторам относятся:

финансовые возможности общины;

численность и социальный состав;

уровень интеграции в экономическую жизнь нееврейского сообщества.

Основным конструктивным элементом синагоги, имеющим идейно-смысловую и символичскую значимость является перекрытие молитвенного зала. Основным средством перекрытия, которое выполняет также организующую пространство роль, является система сводов. На выбор типа сводчатой конструкции влияет тип пространственно-планировочного решения, форма плана, вместимость молитвенного зала. На основании проведенного анализа графического материала выявлено:

Бесстолпные залы перекрывались:

кирпичными, либо каменными полуциркульными содомами с распалубками. Подобное перекрытие характерно для синагог средней и малой вместимости. Примерами являются: синагога Ростова-на-Дону, Таганрога, Нальчика;

кирпичными сводами на подпружных арках. Характерен для вытянутых зальных пространств, встречающихся в ашкеназских синагогах малой и средней вместимости (Владикавказ, Тбилиси);

бочковыми сводами с распалубками - синагога в Ахальтсикхе;

сомкнутым сводом, передающим нагрузки на стены периметра;

сомкнутый свод с распалубками, передающим усилия на углы;

зеркальными сводами с люнетами. Подобное решение характерно для вытянутых пространств синагог в стесненных условиях застройки, когда приоритетным является верхнее освещение люнетами;

фальшивым деревянным сводом. Решение характерно для общин со скромными финансовыми возможностями, которые малыми средствами стремились придать интерьерному пространству ощущение монументальности;

плоским деревянным перекрытием по деревянным балкам. Характерно для синагог малой вместимости;

плоским железобетонным перекрытием. Железобетонные перекрытия в синагогах малой вместимости с бесстоплными молитвенными залами встречаются редко, и являются исключительными случаями. Например, синагога Кусары в Красной Слободе.

Перекрытия синагог с четырьмя опорами.

Залы с бимой-опорой, в которых центральное расположение бимы имело подчеркнутое идейно-смысловое значение, перекрывались комбинированной системой сводов. Так, пространство между четырьмя близко расположенными опорами могло перекрываться крестовым, либо (позднее) парусным или сферическим сводом. Переход в ряде случаев на сферический свод над бимой имел символическое значение. Основное пространство перекрывалось системой либо крестовых, либо сомкнутых сводов. Своды опирались на четыре опоры и периметральные стены.

Система перекрытия девятиполевого молитвенного зала представляла собой 9 равных полей крестовых, либо сомкнутых сводов с опорой на внутренние колонны и периметральные стены. Колонны имели больший пролет по сравнению с предыдущим типом, что обусловлено увеличением площади молитвенного зала и смещением бимы в сторону Арон-кодеша. Система перекрытия молитвенных залов девятью полями сводов прослеживается в архитектуре синагог региона повсеместно и обуславливается преемственностью традициям синагогальной архитектуры Восточной Европы и Черты Оседлости, а также проектированием на основе прототипов.

С увеличением численности общин, влиянием христианской культовой архитектуры план молитвенного зала синагог удлиняется, приобретая характер базилики. Изменяется конструктивная система: два ряда колонн (кирпичных или каменных) и наружные стены становятся опорой для системы сводов. В большинстве случаев на колонны и стены опираются подпружные арки, которые воспринимают нагрузку от сводов и покрытий. Своды выполнялись из кирпича (Ростов-на-Дону, Таганрог, Баку), либо из камня (синагоги области Рача (Они)). С появлением железобетона арки и своды стали выполняться в монолите с опалубкой из кирпича или из дерева.

Со второй половины XIXв. в регионе распространяются традиции «эмансипированного реформистского иудаизма», который обуславливал влияние традиционной византийской культовой архитектуры на формообразование зданий синагог. Воплощение принципов формообразования крестово-купольных храмов выразился в применении купола в зданиях синагог. Конструктивная система таких синагог представлена трех-, пятипролетными арочно-стоечными конструкциями.

На основе натурных обследований, рассмотрим конструктивную систему Тбилисской Купольной синагоги. Подпружные арки опираются на наружные стены и внутренние колонны и служат опорой для цилиндрических сводов и угловых ячеек. Барабан купола стоит на центральных подпружных арках, которые делят сводчатую систему покрытия на модули и создают встречные распоры. Таким образом, элементами жесткости становятся внутренние опоры, стены, арочные перемычки, перекрытия галерей для женского отделения. Основными внутренними элементами жесткости являются центральные столбы, части стен, арочные перемычки, перекрытия хор, объединенные в диафрагмы, а также пространственные угловые ячейки. Внешние элементы жесткости — это апсида, приделы, галерея, притворы.

Конструкция и форма купола в зданиях синагог региона имела региональные отличия. Так, на основании фотоматериалов выявлено, что в Ростове-на-Дону Солдатская синагога в своем первоначальном варианте имела купол зонтичной формы на деревянном каркасе с малым барабаном из кирпича. В рассмотренной выше Тбилисской купольной синагоге купол имеет блюдцеобразную форму, создающую приземистую статичную композицию. Блюдцеобразный купол имела Хоральная синагога Тбилиси. Сравнительный анализ фотоматериалов выявил сходство в построении формы купола в Бакинской Хоральной синагоге и синагоге Екатеринославля. В описанных выше синагогах конструкция купола была деревянной и облицовывалась медью. Исследования архивных источников [233,235] выявили, что конструкция купола синагоги в городе Они является копией купола Варшавской синагоги на Толмацкой площади в уменьшенном варианте: высокий шлемовидный купол с круглыми слуховыми окнами по деревянному каркасу, облицованный кровельной сталью. Подобную луковичную форму купола с круглыми слуховыми окнами имела синагога в Грозном (на основании фотоматериалов). Синагоги Елизаветпольской губернии (Темирхан-шуры, Владикавказ, Махачкала) отличаются удлиненными массивными шлемовидными куполами на деревянном каркасе с опорой на четыре колонны, покрытые кровельной сталью.

Анализ графического материала выявил, что для синагог Красной Слободы центричное доминантное расположение купола не характерно. В архитектуре синагоги Кусары архитектор Гилель бен –Хаим использует малые купола, акцентирующие угловые точки зданий. Малый купол со световым барабаном архитектор размещает в синагоги Гиляки. Конструкции малых куполов с опорой на кирпичные тумбы, башни- пенакли представляли собой деревянный каркас с покрытием из стали.

Конструкции куполов и кровельных покрытий в регионе Кавказского края плоть до начала XX века являются традиционными: деревянный каркас и стропильная система, покрытие из меди и кровельной стали. Однако в начале XX века - в период распространения архитектурных конкурсов на проекты синагог в Российской Империи- появляются инновационные для того периода конструктивные системы. Так, архитектор Яков Гевирц в проекте синагоги Харькова закладывает купол из монолитного железобетона.

Для большинства традиционных синагог характерно конструктивное решение, предусматривающее периметральные наружные несущие стены, зона полиша отделяется от молитвенного зала либо несущей стеной, либо стенами в полкирпича, выложенными между несущими колоннами. Женское отделение опирается с одной стороны на несущие колонны высотой в два этажа, с другой стороны - на опорные стойки (кирпичные или металлические). Лестничная клетка располагается в зоне полиша.

Для реформистских хоральных синагог, имеющих Т-образную конфигурацию плана характерно более сложное комбинированное конструктивное решение, которое предполагает наличие обособленной устойчивой конструктивной системы молитвенного зала и западного вытянутого прямоугольного блока, состоящего из двух фланкирующих ядер жесткости, куда встраиваются лестничные клетки и прямоугольной структуры полиша между ними.

Характерные комбинации типологических признаков в синагогальной архитектуре региона

Комбинаторный подход к исследованию синагогального сооружения определяет морфологию архитектурного типа как комбинацию выявленных устойчивых типологических признаков, которые в своей взаимосвязи образуют целостную систему, обладающую совокупностью формальных характеристик.

Уникальность объектов определяется неповторимостью комбинаций обозначенных признаков.

Выявлено, что «синагога региона», как целостная пространственная система, характеризуется двойственностью:

внутреннее пространство как носитель сакральной традиции отличается инертностью и консерватизмом, в меньшей степени подвержено влиянию внешних факторов;

внешняя форма динамична, определяет вариабельность типов архитектурно-художественного образа синагог, что обусловлено реактивностью на внешние факторы - средовые, контекстные, социально-политические.

Подобная «дуалистичность» обусловлена сакрализацией внутреннего пространства в условиях отсутствия канонов формообразования, принципами прототипирования на уровне архитектурно-художественного образа и тенденцией стилистических наслоений.

В зависимости от социально-политических условий, морфологии окружающей застройки, градостроительного контекста на макроуровне выделяется ряд устойчивых (повторяющихся) комбинаций групп отдельных признаков, что определяет региональную специфику синагогальной архитектуры.

Выделяются следующие наиболее устойчивые комбинации (см. совместно с таблицей-расшифровкой на стр.160):

1. Комбинация «Расположение в структуре города на макроуровне -микроуровне- архитектурно-художественный образ - стилистичечкое решение экстерьера» - «A,B C,G»;

2. Комбинация «Архитектурно-художественный образ –планировочное структура – конструкции и материал стен – вместимость» -«C,D,E,F»;

3. Комбинация «Планировочная структура – вместимость – стилистическое решение интерьера» -«D,F,H».

Комбинация «A,B,C,G».

Для сельских местностей Области Войска Донского и Кавказского края характерно преобладание синагог типа «Сельский жилой дом» - приблизительно 60% от числа синагог в данной местности. В 15% случаев - при условии развитости общины и преобладании тенденций к выявлению идентичности -встречаются синагоги типа «Городской дом».

25 % - это синагоги «типа византийская церковь» и «гибридного типа»-выявлены в горном поселении Они Кутаисской губернии и Еврейской Слободе Губинский губернии.

В структуре населенных пунктов синагоги типа «сельского жилого дома» располагаются в большинстве случаев аналогично рядовой застройке, сливаясь с ней – продольным (западным), либо поперечным фасадом примыкая к красной линии. Восточный фасад, как правило, утоплен вглубь двора и имеет отдельный выход.

Для синагог типа «Городской жилой дом», расположенных в сельских местностях, как правило, преобладает тенденция к расположению западного фасада по красной линии, восточный фасад уходит вглубь двора.

Синагоги обозначенных типов в сельской местности не вступают в визуальный контакт с православными церквями, не просматриваются с рыночных площадей. Архитектурно-художественный образ не выделяет постройку из однородной малоэтажной жилой застройки.

Стилистическое решение экстерьера синагог типов «сельский жилой дом» и «городской жилой дом» в малых населенных пунктах зависит, как правило, от территории проектирования и источников влияния.

Так, в ОВД выявлены ныне утраченные синагоги с элементами необарокко. В населенных пунктах Кавказского края экстерьер решается либо в мало декорированном эклектичном стиле, либо в рационалистическом кирпичном стиле.

Синагоги Они и Еврейской Слободы ярким, диссонирующим своей несомасштабностью с окружающей застройкой архитектурным образом, выражают статус общины и определяют свою доминантную позицию в градостроительной структуре.

В Еврейской Слободе синагоги располагаются на центральной улице, влияют на линейный, протяженный приречный силуэт населенного пункта, доминируют в рядовой застройке, что обусловлено преобладанием еврейского населения в городе. Стилистическое решение экстерьера – эклектичное, ориентальное, с региональными стилистическими наслоениями, характерна открытая кирпичная кладка.

В Они синагога является исключением из типологического ряда, характерного для малых населенных пунктов региона. Архитектурно-художественный образ типа «Византийская церковь» с центральным куполом с круглыми проемами, характерным барабаном свидетельствуют о проектировании по прототипу (предположительно - Польскому, т.к. имеются свидетельства торгового взаимодействия иудеев Они с поляками). Ориентальная стилистика с региональными «Рачинскими» традициями декорирования фасадов и облицовкой песчаником определяют эклектичное ориентальное направление с региональными стилистическими наслоениями.

Таким образом, для сельских местностей и малых населенных пунктов ОВД выделяются следующие комбинаторные вариации по принципу «A,B,C,G», определяющие низкую степень выраженности еврейской идентичности, относительно благоприятные социально-политические условия, влияние синагогальной архитектуры Черты Оседлости (см. совместно с таблицей на стр. 161):

«A1,B1,C1,G1»;

«A1,B2,C2,G1»

Для региона Кавказского края характерны следующие комбинации, характеризующие более благоприятные социально-политические условия, для отдельных населенных пунктов- Они, Еврейская Слобода- высокую степень выраженности национальной идентичности, распространение ориентальной стилистики в решении экстерьера, зачастую с региональными стилистическими наслоениями (см. совместно с таблицей на стр. 161):

«A1,B2,C1,G8»;

«A3,B1,C2,G5»;

«A7,B1,C8,G6»;

В городах ОВД (Таганрог, Ростов-на-Дону, Нахичевань, Азов в еврейских кварталах преобладает регулярная застройка, синагоги располагаются по красной линии продольным фасадом, либо занимают доминантное угловое расположение. В силу ряда регламентирующих норм на макроуровне синагоги не взаимодействуют с церквями и храмами, имеют узкий бассейн видимости, строятся на участках с понижением рельефа.

В архитектуре синагог ОВД архитектурно-художественный образ при размещении по типам В2, В5 характерен тип архитектурно-художественного образа - «Дворцовый» С6, «Городской жилой дом» С2

При размещении по типам ВЗ, В4- тип архитектурного образа преимущественно - «Католическая церковь» - С7, «Здание с башнями -минаретами» - С5, «Храм Соломона»- С4

Типы архитектурно-художественного образа комбинируются со следующими вариантами стилистического решения:

С2 - неомавританский (G5), рунтбогенстиль (G3), рациональный модерн (G8);

С5 - рунтбогенстиль (G3), неоготика (G4), кирпичный стиль (модерн) (G8);

С4 - неомавританский (G5), ориентальный модерн (G7)

С 6 - неомавританский (G5), неоготика (G4), рунтбогенстиль (G3).

С -7- неомавританский (G5)