Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Смолина Олеся Олеговна

Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири
<
Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смолина Олеся Олеговна. Аспекты формирования объектов арбоскульптуры в архитектурной среде городов западной Сибири: диссертация ... кандидата ы: 05.23.20 / Смолина Олеся Олеговна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет], 2017.- 200 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Обзор и анализ практического опыта развития объектов арборскульптуры в аспекте современных тенденций 16

1.1 Теоретические аспекты искусства арборскульптуры в структуре ландшафтного дизайна 16

1.2 Различные трактовки понятия арборскульптуры 24

1.3 Определение предпосылок развития и хронологические периоды формирования объектов арборскульптуры 26

Выводы по Главе 1 40

ГЛАВА 2 Аспекты формирования объектов арборскульптуры и арборархитектуры 44

2.1 Подбор ассортимента растений открытых, закрытых пространств для формирования объектов арборскульптуры 44

2.2 Объемно-пространственная композиция и средовая организация объектов арборскульптуры и арборархитектуры 54

2.3 Архитектурно-типологическое развитие арборскульптурных объектов 68

2.4 Методы формирования объектов арборскульптуры 72

2.5 Эффективность бионической архитектуры. Вопрос гуманности 75

2.6 Технические приемы формирования объектов арборскульптуры 80

Выводы по Главе 2 87

ГЛАВА 3 Методика виртуального моделирования объектов арборскульптуры 90

3.1 Понятие, цели и задачи методики формирования объектов арборскульптуры открытых и закрытых пространств 90

3.2 Особенности разработки методики формирования объектов арборскульптуры открытых и закрытых пространств 91

3.2.1 Варианты места формирования объектов арборскульптуры 92

3.2.2 Проектные категории приемов практического использования объектов арборскульптуры 96

3.2.3 Технико-экономический расчет формирования объектов арборскульптуры 104

3.2.4 Факторы, влияющие на формирование объектов арборскульптуры 111

3.2.5 Требования к уходу объектов арборскульптуры при формировании различных архитектурно-художественных форм 116

Выводы по Главе 3 118

Заключение 120

Список сокращений 125

Список литературы 126

ГЛАВА 1 Обзор и анализ практического опыта развития объектов арборскульптуры в аспекте современных тенденций 5

Схема 1.1. Хронологические этапы формирования объектов арборскульптуры 6

Схема 1.2. Практическое применение объектов арборскульптуры 7

Схема 1.3. Разновидности арборскульптурных объектов, представленных в категории: «стулья»

Схема 1.4. Разновидности арборскульптурных объектов, представленных в категории: «беседки» 9

Схема 1.5. Авторские бионические работы, представленные в категории: «скульптура» 10

Схема 1.6. Посадка арборскульптурного объекта: открытые и закрытые пространства 11

Схема 1.7. Элементы озеленения используемые при формировании объектов

арборскульптуры в мире 12

ГЛАВА 2: Аспекты формирования объектов арборскульптуры и арборархитектуры 13

Таблица 2.1. Экологический паспорт растений открытых пространств для формирования объектов арборскульптуры на территории Западной Сибири 14 Таблица

2.2. Экологический паспорт растений закрытых пространств для формирования объектов арборскульптуры 16

Схема 2.3. Арборскульптурный объект в роли средового объекта и в составе средовой системы на примере г. Новосибирска (перспективный план развития) 17

Схема 2.4. Характеристики объемно-пространственных форм арборскульптурных объектов 18

Схема 2.5. Функционально-смысловая нагрузка арборскульптурных объектов 19

Схема 2.6. Арборскульптурные объекты представленные в разных принципах эксплуатации среды 20

Схема 2.7. Арборскульптурные объекты в средовой композиции парков 21

Схема 2.8. Арборскульптурные объекты в средовой композиции жилых микрорайонов 22

Схема 2.9. Арборскульптурные объекты в средовой композиции улиц и дорог 23

Схема 2.10. Арборскульптурные объекты в средовой композиции промышленных предприятий 24

Схема 2.11. Масштабность арборскульптурных объектов 25

Схема 2.12. Контраст материалов в композиции арборскульптурных объектов 26

Схема 2.13. Бионика арборскульптурных объектов 27

Схема 2.14. Типология арборскульптурных объектов (общая) 28

Схема 2.15. Типология арборскульптурных объектов (детальная) 29

Схема 2.16. Смысловая нагрузка и негласная оценка пространства 30

Схема 2.17. Негласные команды пространства(концептуальный проект) 31

Схема 2.18. Технические приемы и методы формирования объектов

арборскульптуры 32

Схема 2.19. Комбинаторика технических приемов формирования бионических объектов 33

ГЛАВА 3: Методика виртуального моделирования объектов арборскульптуры 34

Схема 3.1. Методика моделирования объектов арборскульптуры: открытые пространства 35

Схема 3.2. Методика моделирования объектов арборскульптуры: закрытые пространства 36

Схема 3.3. Проектные категории практического использования объектов арборскульптуры в закрытых пространствах 37

Схема 3.4. Варианты места формирования объектов арборскульптуры 38

Схема 3.5. Построение «карты роста» с учетом метода формирования арборскульптурных объектов 39

Схема 3.6. Технико-экономический расчет формирования объектов арборскульптуры 40

Схема 3.7. Архитектурно-градостроительная иерархия арборскульптурных объектов 41

Схема 3.8. Региональный уровень проектирования арборскульптурных объектов 42

Схема 3.9. Районный уровень проектирования арборскульптурных объектов области 43

Схема 3.10.Районный уровень проектирования арборскульптурных объектов муниципальных районов и городских округов 44

Схема 3.11. Локальный уровень проектирования арборскульптурных объектов: «центральный парк» г. Новосибирск 45

Таблица 3.12. Классификатор видов разрешенного использования объектов арборскульптуры 46

Таблица 3.13.Факторы, влияющие на формирование объектов арборскульптуры .47

Приложения

Определение предпосылок развития и хронологические периоды формирования объектов арборскульптуры

«Ландшафтный дизайн – это искусство озеленения территорий, составными элементами которого являются планировка и разбивка участка, подбор растений для определенных климатических условий и почв, размещение культур на участке в зависимости от их сочетаемости друг с другом, а также с имеющимися на территории архитектурными и скульптурными элементами, водоемами и дорогами…» [4, с.3].

Арборскульптура – это искусство формирования («выращивания») различных архитектурно-художественных форм из растущих элементов озеленения (деревья, кустарников, растений).

Арборскульптурные объекты в аспекте современного развития – это оригинальные элементы, включенные в общую составляющую объектов ландшафтного дизайна и, одновременно, естественные элементы «зеленого» ландшафта, расположение и формирование которых на участке ОП требует определенных знаний и навыков, и как следствие, использование их, расширяет эстетическую и культурно-рекреационную составляющую любой территории.

На основании вышеизложенного, искусство арборскульптуры – одно из направлений ландшафтного дизайна, но кроме того относиться и к направлению «эко-дизайна».

«Эко-дизайн» - это современное направление в дизайне, которое поможет значительно сократить экологический ущерб и сохранить окружающую среду для будущего поколения [5, с. 36]. Цели и задачи «эко-дизайна», направленные на максимальное сохранение «живой» природы, способны реализовать арборскульп-турные объекты, что особенно актуально в связи с кризисной экологической ситуацией в мире.

«Внедрение арборскульптурных объектов как точечных элементов озеленения, повышает экологию на микроуровне (в перспективе на мезо - и макроуровне1) за счет использования в благоустройстве естественную популяцию древесных насаждении…» [6, с.35]. Цели и задачи ландшафтного дизайна направлены на облагораживание ОП, тогда как «эко-дизайн» подразумевает наполнение арборскульптурными объектами и ОП, и ЗП. Арборскульптурные объекты - бионические объекты

Бионика (биомиметика) как наука определяет формы «живой природы» и рационально использует их в технике, формируя промышленные аналоги. Арбор-скульптура – это природный объект (в частности, элемент озеленения), внешнюю форму ствола или кроны которого гуманно корректируют для дополнительного функционального наполнения объектов городской среды, интерьеров, не трансформируя при этом основную структуру древесного растения. Следовательно, ар-борскульптурные объекты, выступают не подобием «живому» организму, а самим «живым» организмом. С точки зрения этой парадигмы следует рассматривать ар-борскульптурные объекты как бионические.

Необходимо рассмотреть основные части дерева, для выявления основных локальных элементов структурно составляющих объект арборскульптуры: Ассимиляты – образующиеся в листе благодаря солнечному свету продукты роста;

Вегетационный период обозначает время роста растения с весны до осени, в течение которого оно вегетативно развивает корни, побеги и листья;

Корневая шейка обозначает место на молодом растении, которое находиться в верхнем земном субстрате, там, где заканчивается ствол и начинается корень;

Комель – основа взрослого, старого дерева, которая обозначает область, в которой корень покидает почву и переходит в ствол;

Кроной называется общая верхняя часть дерева, которая находиться над стволом и образует габитус (внешнюю форму) дерева;

Сток обозначает область, которая находиться вертикально под внешними ветвями. Дождевая вода в основном стекает именно в это место. В этой области деревья преимущественно образуют тонкие волосяные корни (адвентивные корни). При помощи этих тонких корней растение впитывает воду и питательные вещества; Ствол (молодого растения) – это вертикальный главный побег молодого дерева; Сук – старый и большой боковой отросток от ствола дерева; Побег – годовалое, недавно распустившиеся, хорошо растущее, изначально травянистое деревце; Ветвь – молодой и небольшой побег, вырастающий из ствола или сука; Шлейфами называются толстые сучья, которые растут в нижней и средней области ствола в горизонтальном направлении. Эти сучья развиваются не в вверх, а горизонтально в боковом направлении или даже наискось вниз. Они защищают ствол от прямого солнечного воздействия [7, с.23-24];

Камбий – слой боковой меристемы, который находится между древесиной и корой – толщиной в одну клетку. Камбий – вторичный слой, он не обеспечивается верхушечной меристемой;

Кора – это защитный слой дерева от внешних воздействий, который постепенно с годами увеличивается за счет клеток флоэмы, которые отмирают, приобретая удлиненный вид, и врастают в толщину древесины. Последний же слой ко ры утолщается за счет третьего типа меристемы - пробкового камбия, или фелло-гена; Меристема – это масса делящихся клеток на конце побега, обеспечивающих его рост в длину. Из верхушечной меристемы образуется стебель; Мочковатая корневая система представлена множеством горизонтальных корней, главного среди которого нет;

Сердцевина представляет собой мягкую ткань из крупных, тонкостенных клеток. Такие клетки служат для временного накопления питательных веществ;

Стержневая корневая система представлена главным корнем обычно дополненным придаточными, горизонтально расходящимися от основания ствола корнями [8, с.21-30].

Обратимся к анализу используемых в диссертационной работе следующих основных базовых понятий: «общественные пространства», «арборархитектура», «экоустойчивость», взаимосвязанных с термином арборскульптуры как искусства.

Объемно-пространственная композиция и средовая организация объектов арборскульптуры и арборархитектуры

«Изменения климата Западной Сибири в XX в. представляют чередование тепло-сухих и прохладно-влажных периодов. Наблюдающиеся же сейчас изменения можно характеризовать как «потепление, сопровождающееся уменьшением количества осадков». При этом повышение среднегодовой температуры воздуха наблюдается за счет снижения суровости зимнего периода…» [22, с.84].

Следует отметить, что все подобранные элементы озеленения с возможностью гуманной коррекции роста в границах территории Западной Сибири – лиственные, хвойные породы не приспособлены к формированию архитектурно-художественных форм.

При выборе элемента озеленения для формирования объектов арборскульп туры необходимо ознакомиться с экологическим паспортом ний1.Экологический паспорт растений включает в себя данные о темпах роста элементов озеленения и требовании к почве, к влажности и инсоляции2 террито рии, а также газоустойчивости растений. Рекомендуется придерживаться следующей терминологией:

Предпочтение к влажности растений: гигрофит – растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы; мезофит –наземные растения, которые приспособлены к обитанию в среде с более или менее достаточным, но не избыточным увлажнением почвы; ксерофит – растения сухих мест обитания, способные переносить продолжительную засуху и воздействие высоких температур («засухоустойчивые») [23, с.112-113].

Предпочтения к плодородию почвы: олиготроф – растения, а также микроорганизмы, обитающие на почвах (или в водоемах) с низким содержанием питательных веществ, например, в полупустынях, сухих степях, на верховых болотах; мезотроф – организмы, обитающие на почвах с умеренным содержанием 1 Экологический паспорт растений – это комплексная схема, отображающая информацию об элементах озелене ния, включающая как габаритные данные, так и требования к произрастанию. 2 Инсоляция – это облучение поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами. 3. Предпочтения к свету: гелиофиты (светолюбивые растения) – растения, приспособленные к жизни на открытых, хорошо освещаемых солнцем местах, плохо переносящие длительное затенение (у них проявляются признаки угнетенности и задержка развития). Гелиофитам для нормальной жизнедеятельности важно интенсивное освещение – солнечное в естественных местообитаниях или искусственное в условиях оранжерей или теплиц; сциофиты, гелиофобы (тенелюбивые растения) – растения, обитающие исключительно в затемннных условиях, предпочитающие рассеянный свет. При прямом солнечном освещении у тенелюбивых растений проявляются признаки угнетенности развития и возможны солнечные ожоги; сциогелиофиты (теневыносливые растения) – растения, толерантные к затенению, произрастающие преимущественно в тенистых местообитаниях, но также хорошо развивающиеся и на открытых участках с большим или меньшим количеством прямого солнечного света.

Экологический паспорт ОП [23, с.22-23; 23, с.74-75; 25, с.67, 72-73, 107; 26, с.134] составлен для древесных растений Западно-Сибирского региона, с учетом показателя по газоустойчивости растений в условиях города [23, с.69-79] (табл. 2.1); экологический паспорт ЗП не учитывает ареал растительных видов и газоустойчивость, но формирует необходимые экологические характеристики растений для благоприятного произрастания (табл. 2.2).

«При подборе видов древесных растений в процессе ландшафтного проектирования важно использовать не только сведенья об их декоративности, отношению к основным природным факторам, но и учитывать их газоустойчивость и степень жизнестойкости в условиях города…» [23, с.52].

Все городские объекты озеленения с возможностью гуманной коррекции роста для формирования объектов арборскульптуры по степени сложности экологической ситуации можно ранжировать (в порядке ухудшения условий произрастания деревьев и кустарников) следующим образом: 1. парки и сады (общегородские, районные, жилых районов, специализированные и др.); 2. объекты озеленения жилой застройки; 3. городские скверы; 4. бульвары, насаждения улиц и магистралей; 5. объекты озеленения промышленных территорий; 6. защитные насаждения [Там же. С.52].

В зависимости от степени сложности экологической ситуации в разных частях городской среды необходимо подбирать древесные растения с большим или меньшим показателем газоустойчивости.

Следующие виды элементов озеленения рекомендуется использовать в качестве объектов арборскульптуры только в парках и садах: березу ребристую (желтую) (лат.Betula costata Trautv); иву ледебуру «плакучую» (лат. Salix ledebouriana Pendula (Salix ledebouriana f. Kuraika nom. nov.)), клен ясенелистный золотистый (лат. Acer negundo «Auratum»), липу мелколистную (сибирскую) (лат. Tilia cordata Mill. (T. Sibirica Bayer)), так как показатель газоустойчивости данных видов древесных растений меньше 1(не устойчивы).

На территории жилой застройки рекомендуется использовать в качестве объектов арборскульптуры, следующие виды древесных растений: березу пушистую (лат. Betula pendula Roth) и повислую (лат. Betula pubescens Ehrh ), ольху серую (лат. Alnus incana (L.) Moench) и серую «рассеченнолистную» (лат.Alnus incana «Pinnatida»); Иву козью (лат.Salix caprea L.) и плутовидную (русская) (лат. Salix viminalis L.(S. rossica Nas. p. p.)), а также иву шверину (лат. Salix schwerinii E. Wolf); клен остролистный (лат. Acer platanoides L.) и татарский (лат. Acer tataricum L.) (показатель газоустойчивости – 3 (относительно устойчивы)).

Так, в качестве защитных насаждений и озеленения промышленных территорий, а также вблизи улиц и магистралей рекомендуется использовать: Иву извилистую (лат. Salix sp.) и грушанколистную (лат. Salix pyrolifolia Ledeb.), а также мелкосережчатую (тонколистную) (лат.Salix microstachya Turcz. Ex Trautv.r Salix tenuifolia Turcz. Ex E. Wolf), пепельно-серую (лат. Salix cinerea L.), клен ост 51 ролистный (лат. Acer platanoides L.), ясенелистный (лат. Acer negundo L.), вишню войлочную (сливу) (лат.Prunus tomentosa Thunb.(cerasus tomentosa (Thunb.)Wall)), так как показатель газоустойчивости данных растений – 1 (очень устойчивы).

Все остальные виды древесных растений, подобранные для возможной гуманной коррекции роста, в качестве объектов арборскульптуры общественных пространств, можно «выращивать» на территории жилой застройки, территории городских скверов, бульваров, а также вблизи улиц и магистралей, так как их показатель газоустойчивости достигает – 2 (устойчивы).

При выборе деревьев необходимо учитывать их высоту, динамику роста, а также способность оставлять побеги (чем их меньше, тем эффективнее ухаживать за деревом) [27].

Некоторые конфигурации объектов арборскульптуры предполагают использование разных видов элементов озеленения в одной композиции (например, рекламные и информационные табло и другие), для этого необходимо учитывать аллелопатию1 определенных древесно-кустарниковые сообщества –фитоценозов, в которых растущие рядом виды нормально развиваются.

«Аллелопатическое взаимодействие растений друг на друга можно подразделить на химическое и физическое. Под физическим взаимодействием подразумевается создание определенного микроклимата, когда более высокие растения создают частичное затенение и повышенную влажность для растений нижнего яруса. Химическое взаимодействие сводится к тому, что надземные части растений могут выделять пахучие вещества, отпугивающие вредителей, а корневые системы выделяют различные органические вещества, среди которых есть витамины, сахара, органические кислоты, ферменты, гормоны, фенольные соединения…» [28, c.121].

Технико-экономический расчет формирования объектов арборскульптуры

Следует уточнить, что рассмотренная взаимосвязь искусства арборскульп-туры с другими формами искусства во второй главе раскрывается наиболее точно, позволяет воспринять искусство арборскульптуры целостно, благодаря углублению в методы и технические приемы формирования, в которых, и заложено основное отличие искусства арборскульптуры от других форм искусства ландшафтного дизайна. Формово-декоративное садоводство Следует провести аналогию и взаимосвязь искусства арборскульптуры и «формово-декоративного садоводства», прежде всего, в виду идентичным техни ческим приемам, используемым для «выращивания» архитектурно художественных форм, однако, существует принципиальная разница в поставлен ной цели при формировании: для «формово-декоративного садоводства» – это по лучение высокой урожайности плодовых культур; для арборскульптуры – это функциональное насыщение бионическими объектами общественных про странств. Необходимо отметить тот факт, что в «формово-декоративном» садо водстве используются только плодовые виды древесных растений, тогда как ис кусство арборскульптуры – и плодовые и лиственные (хвойные элементы озеле нения не используют в качестве объектов арборскульптуры). Топиари

Часто технику арборскульптуры приписывают к одной из форм топиари. Такие технические приемы, как обрезка, подрезка в формировании элементов озеленения как в топиарном искусстве, так и в искусстве арборскульптуры – аналогичны, но существует принципиальная разница: топиари использует только перечисленные выше технические приемы для формирования объектов, тогда как арборскульптура использует больший спектр технических приемов – дополнительно: опалубка, прививка, и направлена чаще всего на формирование стволов древесных растений, тогда как топиарное искусство – на формирование кроны деревьев и кустарников.

«Арборскульптура, как искусство создания декоративных и архитектурных форм их «живых» деревьев, ассиметрична искусству фигурной стрижки деревьев и кустарников – топиари. При использовании фигурной стрижки необходим постоянный контроль за поддержанием формы, тогда как во время декоративного придания формы деревьям необходимо лишь раз задать геометрию формы, и вернуться к ней лишь через несколько лет» [101].

Бонсай – искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре, рост растений регулируется за счет плоской корневой системы. Бонсай – родственное искусство в ландшафтном дизайне для арбор-скульптуры, но принципиальная разница двух рассматриваемых искусств заключается в следующем: искусство бонсай непосредственно ставит цели о создании миниатюрной копии дерева, а искусство арборскульптуры – ставит цели о создании сложных архитектурно-художественных форм из элементов озеленения в натуральную величину [Приводится по: 50, с.200-201].

В техническом аспекте проектирования арборархитектура не отличается от арборскульптуры, принципиальная разница заключается в конечной цели формирования объекта, если арборархитектура – формирует здания и сооружения, то арборскульптура – городские сооружения, малые архитектурные формы и объекты интерьера.

1. В зависимости от степени сложности экологической ситуации в разных ча стях городской среды необходимо подбирать древесные растения для формирования объектов арборскульптуры и арборархитектуры с оптимальными показателем газоустойчивости. Так, на территории парков и садов использовать древесные растения для формирования бионических объектов с показателем газоустойчивости ниже

1 (не устойчивы); на территории озеленения жилой застройки, на территории городских скверов, бульваров, а также вблизи улиц и магистралей использовать древесные растения в качестве бионических объектов общественных пространств с показателем газоустойчивости – 2 (устойчивы), на территориях промышленных предприятий и в качестве защитных насаждений – 1 (очень устойчивы).

2. Арборскульптурный объект как структурная часть архитектурной среды обладает возможностью перехода из одной категории масштабности в другую высшего ранга (из категории масштабности «меньше человека» в категорию «равно человеку» и «больше человека»). Переход связан с естественным процессом роста.

3. Арборскульптурным объектам в планировочной структуре открытых пространств присуще статичность в пространстве и динамичность во времени. Динамичность связана с естественным процессом роста бионического объекта и синхронизирована по сезонам года (циклична). Арборскульптурные объекты закрытых пространств обладают мобильностью в пространстве и динамичностью во времени.

4. Для композиционного описания бионических объектов архитектурного пространства используют основные структурные элементы: доминанта, акцент, фон. Композиция бионических объектов может быть организована в разных функциональных зонах города: 1.парках, садах, городских скверах; 2. на территории озеленения жилой застройки; 3. бульварах, насаждениях улиц и магистралей; 4. на территории озеленения промышленных зон, где основные структурные элементы композиционного целого могут быть представлены в разных уровнях.

5. Авторская трактовка понятия «Карта роста» – это комплексная схема, отображающая поэтапное временное формирование арборскульптурных объектов, с нанесением размерных линий, а также с указаниями по использованию базовых и альтернативных видов технических примов, и рекомендуемого метода формирования бионических объектов.

Арборскульптурный объект в роли средового объекта и в составе средовой системы на примере г. Новосибирска (перспективный план развития)

Были выявлены следующие основные факторы, влияющие на формирование объектов арборскульптуры: 1. Объемно-пространственные; 2. Эстетические; 3.Технико-экономические; 4.Природно-климатические. Второстепенные факторы: 1.Коммуникативные; 2. Технологические; 3. Гуманистические (схема 3.13).

Объемно-пространственный фактор (градостроительный) связан с характеристиками места размещения объектов арборскульптуры в планировочной структуре города: функциональное зонирование (табл.3.3), поясное зонирование (центральная, серединная, периферийная зона, отдаленная периферия), система градостроительного регулирования и другое, размер участка (малые – от 0,4 га до 2,8 га, средние – от 2,8 га до 5,5 га, большие – от 5,5 га до 15 га).

«На выбор дислокации влияют типологические особенности самого объекта, территориальные границы размещения, а так же вся совокупность аргументов, по отношении к которым роль функции играет выбор места обустройства объекта, иначе говоря – факторы размещения» [60, с.104].

Эстетический фактор (визуальный) связан с механизмом зрительного восприятия видимой среды, различными трактовками восприятия эстетичности.

«Во-первых, воспринимаемый объект должен обладать необходимой интенсивностью признаков (цвета, формы), чтобы вызвать эстетическую реакцию. Во-вторых, согласно «закону эстетической градации» эстетическое впечатление рождается лишь при наличии определенной меры единства и многообразия в структуре объекта. Все это в суммарном восприятии образует прямой эстетический фактор, однако … этого недостаточно для адекватного восприятия красоты, что и должен восполнить фактор ассоциативности. Ясность восприятия и оценки объекта, без которых не может возникнуть эстетическое чувство, реализуется лишь при наличии всех трех факторов » [61,с.89].

Технико-экономический фактор связан с техническим заданием заказчика, отображенным в разработанной «карте роста», со стоимостью формирования объектов арборскульптуры. Данный фактор связан с техническим совершенствованием процесса формирования объектов арборскульптуры.

Коммуникативный фактор связан с развитостью транспортного каркаса города и его инфраструктуры. Природно-климатический фактор связан с влиянием температурно-влажностного режима территории на процесс формирования объектов арборскульптуры.

«Природно-климатические факторы – это комплексное использование набора показателей (индексов, параметров) таких как: температура почвы, воздуха (дневная, месячная, годовая и т.п.), количество солнечных дней в году, частота выпадения и количество осадков, ландшафт местности (равнины, горы), скорость и сила ветров, продолжительность безморозного и морозного периодов, влагосо-держание, солнечная радиация, и т.п., характерных для определенной территории, региона…» [62, с.50].

Технологические факторы подразумевают владение определенными навыками и знаниями (специализацией) по формированию бионических объектов, вы-сокомаржанальной рекогносцировкой объектов арборскульптуры на основе методов фотометрии, уникальными междисциплинарными компетенциями.

Гуманистические факторы связаны с генетической памятью, формирующее культовое отношение к древесным растениям (табл. 3.4).

На основании предложенной иерархии факторов Т.Н. Колесниковой, выявлены следующие факторы, влияющие на формирование объектов арборскульпту-ры: факторы стремления (потребности) – заключаются в необходимости замещения (в связи со сложившимся глобальным экологическим кризисом), как малых архитектурных форм, так и объектов городских сооружений на бионические объекты, не уступающие по функциональным параметрам, которыми могут оппонировать объекты арборскульптуры; факторы ограничения – представлены: 1.Экономической составляющей формирования арборскульптурных объектов – арборскульптурные объекты в среднем выше по стоимости по сравнению с традиционными элементами наполняемости общественных пространств; 2. Методологической составляющей – недостаточное количество учебных заведений способных выпускать узко – специализированных кадров; 3. Временной составляющей – долговременные проекты по формированию бионических объектов.

Факторы совершенствования заключаются в необходимости накопления знания в сфере развития искусства арборскульптуры. Факторы преодоления основаны на различных климатических условиях в разных регионах страны. Факторы своеобразия или формообразования (национально-региональный компонент, идеология и религия) связаны с вопросами гуманности по отношению к объектам арборскульптуры [63, с.1].