Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Цветовое моделирование архитектурного пространства. Виноградов Якуб Петрович

Цветовое моделирование архитектурного пространства.
<
Цветовое моделирование архитектурного пространства. Цветовое моделирование архитектурного пространства. Цветовое моделирование архитектурного пространства. Цветовое моделирование архитектурного пространства. Цветовое моделирование архитектурного пространства. Цветовое моделирование архитектурного пространства. Цветовое моделирование архитектурного пространства. Цветовое моделирование архитектурного пространства. Цветовое моделирование архитектурного пространства. Цветовое моделирование архитектурного пространства. Цветовое моделирование архитектурного пространства. Цветовое моделирование архитектурного пространства.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Виноградов Якуб Петрович. Цветовое моделирование архитектурного пространства. : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 Москва, 1983 191 с. +Прил. (35 с. ) РГБ ОД, 61:84-18/30-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЦВЕТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА /теория, практика, школа/ 12

1.1. Современные тенденции колористики и развитие методов моделирования архитектурного пространства 13

1.1.1. Истоки современных концепций пространства и цвета в архитектуре 13

1.1.2. Анализ теории и практики художественно-проектного моделирования архитектурной колористики 60-начала- 80-х годов 18

1.1.3. Методы и методики проектного моделирования архитектурной колористики

1.2. Развитие концепций и методов архитектурной колористики в архитектурных школах

1.2.1. Изучение цвета в ведущих архитектурных школах 20-30-х годов и вопросы колористики

в современном отечественном образовании 38

1.2.2 Цвет в современных зарубежных художественных и архитектурных школах /70-е годы/ 45

1.2.3. Современные требования к колористической подготовке архитектора .49

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦВЕТОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА 56

2.1. Вопросы теории цветового моделирования-архитектурного пространства 58

2.1.1. Основные понятая цветового моделирования архитектурного пространства 59

2.1.2. Система понятий "архитектурное цветопространство". 62

2.2. Методическая система цветового моделирования 70

2.2.1. Роль и задачи цветового моделирования в организации зрительного восприятия 70

2.2.2. Принципы цветового моделирования 79

2.2.3. Этапы цветового моделирования 81

ВЫВОДЫ ПО П ГЛАВЕ

ГЛАВА III. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕШ УЧЕБНОГО ЦВЕТОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 90

3.1. Структура цветового моделирования в системе высшего архитектурного образования 91

3.1.1. Основные цели, задачи и этапы цветового моделирования 92

3.1.2. Моделирование как средство освоения основных категорий и понятий архитектурно колористики 97

3.1.3. Макетирование - ведущая форма цветового моделирования архитектурного пространства 103

3.1.4. Вопросы классификации методов, средств и приемов учебного цветового моделирования 106

3.2. Основные принципы и формы учебного цветового моделирования 110

3.2.1. Учебно-методические принципы 110

3.2.2. Виды учебного цветового моделирования 116

ВЫВОДЫ ПО Ш ГЛАВЕ 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128

БИБЛИОГРАФИЯ 133

ПРИЛОЖЕНИЕ 149

Введение к работе

Поиски путей и средств гуманизации окружающей жизненной среды, повышения эмоциональной и образной выразительности архитектура, одной из основных составляющих материальной и духовной культуры, в большой степени связаны в настоящее время с активным использованием цвета. Полихромия - одна из характернейших черт современной архитектуры. Достижения современного искусства и архитектуры, запросы общества зрелого социализма выдвинули новые требования к качеству городской среды.

В отчетном докладе ЦК КПСС на ХШ съезде указывается на то, "как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса". Отмечается, что наряду с последними достижениями в области архитектуры "градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии JjS , 62-631. Использование композиционных средств полихромии, создание с ее помощью оптимальных условий восприятия крупномасштабных градостроительных структур несомненно способствует эффективному совершенствованию качества архитектуры. Поэтому среди художественно-композиционных проблем, составляющих ядро профессиональной деятельности архитектора, вопросы колористики как одного из средств архитектурной композиции приобретают сегодня исключительно важное значение.

Полихромия с древних времен являлась одним из традиционных и эффективных средств архитектурной выразительности. Цвет использовался для передачи символического и смыслового содержания, создания эстетических качеств архитектуры.

Свое теоретическое обоснование и признание в качестве одной из ведущих категорий формы пластических искусств и архитектуры, как одно из основных композиционных средств цвет получает в начале XX века. Однако в дальнейшем это положение практически не подкрепляется деятельностью конструктивистов и рационалистов в области архитектуры.

В отечественной практике массового строительства 50-60-х годов архитекторы преимущественно использовали белый и серый цвета материалов индустриального изготовления. Попытки использования цвета связывались с представлением о тектоническом элементе здания -лоджии, балконе, панели. Однако ориентация на эти мелкие цветовые модули ограничивала возможности выявления тектоники и цветовой организации обширных пространств, формируемых массивами городской застройки.

Современная ситуация в области архитектурной полихромии характеризуется тем, что созданная индустриальными методами монохромная архитектура 60-70-х годов количественно преобладает над цветовым наследием зодчества прошлого. Игнорирование возможностей архи- тектурной полихромии порождает монотонность среды даже при достаточно выразительном объемно-пространственном архитектурном решении. Укрупнение размеров городских пространств, их структурность и вза-имосвязанность вызывают необходимость пересмотра бытовавших ранее приемов цветовых решений отдельных зданий, требуется научно-обоснованный подход к формированию колористики ансамбля и целого города.

Теоретическим проблемам и вопросам использования цвета в архитектурном проектировании посвящены работы советских ученых Л.К.Абрамова, И.А.Азизян, Г.Г.Бориса, А.В.Ефимова, К.Г.Зайцева, В.И.Крав-ца, Г.П.Лащрс, Н.В.Оболенского, П.П.Ревякина, А.А.Полторацкого, Г.Е.1 усанова, А.Б.Самсонова, Н.К.Соловьева, А.Й.Суханова, А.Г.Устинова и др. [8] , [15] , [іб] , [17] , [4l], [8l] , [83] , [85],[Si] , [l2l] , [129], [ібз], [ш] , \і8д\ , [l89], [20 J2I6] . Однако, архитектурное проектирование и в настоящее время строится без активного и обязательного участия колористических средств, цвет применяется в основ П.Клее, Д.Альберса и др. [І2 43] , б5] , [224] , [225] , [235

ном как средство архитектурной графики для "подачи" проектного решения. Одной из причин непоследовательного, одностороннего использования цвета как неотъемлемого свойства архитектурной композиции является отсутствие обоснованных методик и несовершенство обучения, в которых практически не используется цветовое моделирование. Пространственное моделирование, наряду с другими видами, все больше обретая статус ведущего средства проектных методов, требует параллельного и взаииосвязанного развития цветового моделщюва-ния. Становится актуальной разработка теоретических основ и методики комплексного цвето-пространственного моделирования, а также обучение архитектора этим методам. Данное исследование, затрагивающее теоретические проблемы интеграции архитектурного пространства и цвета, проектного моделирования полихромии и обучения архитектурной колористике, базировалось на изучении работ основополоЖг ников современного понимания архитектурного пространства - братьев А. и В.Весниных, М.Я.Гинзбурга, Н.А.Ладовского, Н.В.Докучаева, В.Ф.Кринского, Ф.І.Райта, В.Гропиуса, Ле Корбюзье и др. [бз] , [7І], [80 , [юз] , [ііб], [І23], [І2б , l77] , [22б], теоретических обоснований, утверждающих цвет одной из категорий визуальной формы, - работы В.Кандинского, К.Малевича, Э.Дисицкого, Л.Поповой, А.Родчен-ко, В.Татлина, Г.Клуциса, П.Мондриана, Т.ван Дусбурга, й.йттева, 64], [79] , [88] , [ІОЗ] , [І07}, l42] , 249],[252 , широком круге исследо ваний, посвященных проблемам композиции и средств архитектурной выразительности - работы К.Н.Афанасьева, М.Г.Бархина, А.К.Бурова, А.В.Иконникова, Л.И.Кирилловой, А.Э.Коротковского, И.З.Ламцова, В.Ф.Маркузона, А.В.Рябушина, А.В.Степанова, Г.П.Степанова, В.И. Тасалова, А.А.Тица, М.А.1 гркуса, П.А.Флоренского, С.О.Хан-Магоме-дова, И.Араухо, Р.Бэнэма, Р.Вентури, З.Гидиона, Б.Дзеви, К.Танге и др. [20] , [28] , [32 t [43] , [45], [47], [62] , [79 , [iOo), [ІОІ , [l02] ,

"! [146] ,[147] , [Ш] , I57], [191}, [205] ,

145 2231

123 221

ПО 206

III 208

j

118 209

Развитие концешщй пространства в пластических искусствах и архитектуре позволяет представить пространство как одну из основ-ных форм выражения духовных ценностей человеческой культура. Этим во многом объясняется широкое развитие "пространственного подхода" к архитектурному проектированию, а также появление исследований, направленных на разработку форм представления и языков описания архитектурного пространства. Так как основным содержанием деятельности архитектора является композиционная организация архитектурного пространства, то его цветовая организация служит главным содержанием деятельности архитектора в области колористики Это обстоятельство заставллет поднять вопрос о необходимости создания новой архитектурной специализации - архитектор-колорист.

Поиски средств проектного языка архитектора, ставшие сегодня особенно актуальными, вызвали развитие теории и практики различных видов проектного, в том числе и пространственного моделирования - работы 1.Н.Авдотьина, Б.Г.Бархина, В.Л.Глазычева, А.Б. Ефимова, А.Н.Заневского, Э.М.Климова, Ю.И.Короева, А.Э.Коротков-ского, Й.Г.Лежавы, Н.Ф.Метленкова, Н.Н.Нечаева, А.Г.Раппапорта и др. [9] , [з6 , б5] , [81] , [83] , [92І , [ll§ , [ш] , [іІ9], [ІЗІ] , [іб?) , JI59J , [І66І , [і78 ,[Г7§ , [192] ,j94] , что нашло отражение в совершенствовании архитектурного образования - работы А.П.Буржса, А.В.Ефимова, К.В.Кудряшова, С.А.Малахова, В.Й.Малъгина, Д.Л.Мело-динского, Ю.Н.Соколова, А.Б.Степанова, Е.О.Пронина, В.Р.Усова и др. Щ , Щ , [124] , [140] , [I4l] , [ш] , [15] ,200] ,[205І ,[2і. В то же время цветовое моделирование пространства, способное обогатить творческий метод архитектора, остается до сих нор в стороне от развития теории архитектурного проектирования и курса объемно-пространственной композиции. Освоение закономерностей архитектурной колористики играет важную роль в цикле художественных дисциплин. Поэтому представляется необходимым совершенствование колористической подготовки в системе высшего архитектурного образования с использованием цветового моделирования.

Архитектурные цветовые модели являются средством поиска, разработки и наглядной демонстрации решения цвето-пространственной композиции. Поэтому, основным содержанием данной работы является разработка цветового моделирования в его композиционных аспектах.

Под цветовым моделированием архитектурного пространства в диссертации понимается система средств и методов, направленных на решение композиционно-колористических задач, возникающих в проектном творчестве архитектора. Создание понятийных и материально-предметных моделей проектируемого цветопространства способствует предвидению и обоснованию цветового решения. Моделирование выступает не только как важнейшее проектное срщство цветовой организации пространства, но - одновременно - и как одно из ведущих средств овладения композиционными принципами архитектурной колористики. Цветовое моделирование требует теоретического исследования, а также практической разработки конкретных методов в их взаимной связи с методами пространственного моделирования. Этому и посвяще» но настоящее диссертационное исследование.

Актуальность исследования обусловлена повышением требований к художественным качествам архитектуры, необходимостью теоретической разработки путей и методов использования возможностей цвете ё вого моделирования в творческом процессе предвидения, поиска и разработки архитектурных решений, обеспечивающих реализацию идеи синтеза цвета и архитектурного пространства.

Цель исследования - на основе обобщения и систематизации современных теоретических и практических разработок в области архитектурной колористики и пространства, методов проектирования и обучения архитектора сформулировать принципы и предложить систему цветового моделирования архитектурного пространства для использования в проектной практике в высшем архитектурном образовании.

Дня достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- выявить художественные средства цветовой организации архитектурного пространства и тенденции развития архитектурной колористики;

- рассмотреть и систематизировать конкретные методики и приемы моделирования архитектурной полихромии;

- разработать теоретические основы проектного использования цветового моделирования архитектурного пространства;

- на основе анализа практики изучения цвета и проведения экспериментальных исследований обосновать принципы и предложить систему учебно-проектных методов цветового моделирования.

Объектом анализа является теория и практика цветового моделирования архитектурного пространства, а также отечественный и зарубежный опыт в области архитектурной колористики.

Предметом исследования являются закономерности композиционного взаимодействия полихромии и архитектурного пространства, пути и методы активного использования средств цветового моделирования в профессиональной и учебной практике проектного творчества.

Границы исследования определяются областью использования цветового моделирования как средства решения композиционно-колористических задач в проектном творчестве архитектора.

Метод исследования опирается на системный подход и включает:

-критический анализ и обобщение опыта проектной деятельности,

использующей элементы цветового моделирования пространства, существующего преподавания колористики в высшей архитектурной школе;

- сравнительный анализ методов проектного моделирования полихромии с учетом особенностей творческого процесса архитектора и требований проектирования;

- теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование принципов и методов цветового моделирования в проектной работе архитектора и в учебном процессе высшей архитектурной школы.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые исследована проблема системного использования цветового моделирования как средства проектного языка и обучения архитектора основам колористики. Это позволяет обогатить творческий метод архитектора и построить процесс поэтапного освоения цветового моделирования в высшей архитектурной школе. Совокупность методов и средств многоуровневого цветового моделирования впервые рассматривается как целостная система, имевшая собственную структуру и направленность развития.

Практическая ценность исследования состоит в возможности использования принципов и методов цветового моделирования в проектировании и в учебном моделировании при подготовке архитектора.

На защиту выносятся: теоретические основы комплексного ис-пользования цветового моделирования в творческом процессе архитектурного проектирования и обучения на основе сформулированных проектных и учебно-методических принципов, рекомендаций и установок.

Апробация и внедрение результатов работы. Исследование выполнялось в рамках координационного плана научно-исследовательских работ по архитектуре, утвержденного МБ и ССО на 1976-1980 гг.

и в соответствии с комплексной программой "Совершенствование научно-методических основ архитектурного образования0, ( Ш 79052763) а также по плану важнейших НИР вузов Минвуза РСФСР на I98I-I975 гг. (J6 0I82.90S453I).

Основные положения диссертации докладывались на ШЕ-ХШХ научных конференциях Мрхй, совещаниях ВНИЙТЭ, в ряде статей, опубликованных в нашей стране и за рубежом» Отдельные положения работы использованы в процессе проектирования комплексов железнодорожных вокзалов в гг.Ессентуки, Ворошиловград, Казань, в конкурсном проекте на реконструкцию вокзала в г.Минске и др.

Внедрение методических положений диссертации в учебную программу проведено автором в процессе апробирования экспериментальных упражнений в течение 1974-1983 гг. на кафедрах живописи, интерьера и основ архитектурного проектирования МАрхй, результаты диссертации нашли отражение в программах изучения цвета в ряде вузов страны. Иллюстративно-графический материал диссертации: схемы, таблицы, цветовые модели-макеты, выполняют роль методических пособий для учебных занятий и лекций курса "Цветовое моделирования архитектурной формы" кафедры живописи,

Следует отметить, что данная диссертация представляет собой проблемное исследование и в теоретическом плане направлено, главным образом, на саму постановку проблемы синтеза цвета и архитектурного пространства в проектной практике и в обучении на основе цветового моделирования, и поэтому, безусловно, нуждается в дальнейшем углублении и детальной разработке по основным намеченным направлениям.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и заключения, библиографии, текстовых и графических приложений, 20 планшетов иллюстративных таблиц.

В первой главе рассматриваются отечественные и зарубежные исследования и практический опыт цветовой организации архитектурного пространства. Дан обзор действующих учебных програші, определены задача, способствующие становлению цвето-пространственного мышления архитектора.

Во второй главе на основе схемы колористического творчества, сформулированной автором, и систематизации понятий архитектурного цветопространства раскрываются структура, задачи ж этапы цветового моделирования архитектурного пространства»

В третьей главе излагаются результаты разработки теоретического курса и внедрения в учебный процесс методической системы освоения средств и приемов учебного цветового моделирования.

В заключении содержатся основные результаты работы, выводы, рекомендации, практические предложения.

Приложение содержит описание анализируемых примеров из практики использования полихромии в современной архитектуре, изучения цвета в некоторых архитектурных школах, экспериментальных упражнений и заданий, разработанных автором.

ГЛАВІ I. СОВРШШНЬШ ТВДШВДИ ЦВЕТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ АШЇТЖТУЯЮГО ПРОСТРАНСТВА (теория, практика, школа)

В последние годы во всем мире архитекторы проявляют повышенный интерес к цвету. В ряде стран созданы национальные центры, ко-ординирущие изучение цвета специалистами различных областей. Это объясняется тем, что цвет, являясь одним из условий зритешьного восприятия, активно участвует в создании эстетических ценностей, объединенных в колористическом окружении. Уникальны возможности цвета создавать эмоциональный образ, оптически трансформировать пространство и форму, обеспечивать изменение предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями действительности. Это делает его важным градостроительным и средообразущим фактором.

Однако, в настоящее время в мировой архитектурной практике, в том числе советской, планомерное, научно-обоснованное использование цвета в градостроительном масштабе еще только намечается. 

Современные тенденции колористики и развитие методов моделирования архитектурного пространства

Концепции современной архитектурной полихромии берут свое начало в развитии колористической структуры 10-20-х годов XX века. До этого времени теория классицистической архитектуры допускала существование цвета лишь как характеристики материала, наряду с таким второстепенным свойством как фактура. Главная роль отводилась объему, пропорциям, пластике и декору фасада, масштабности и тектоничности, достигаемым без колористических средств. Следует отметить, что и до сегодняшнего дня такой подход господствует в проектировании и в обучении.

Пространство в архитектуре всегда было основным предметом работы зодчего. Но с начала XX века оно стало краеугольным камнем всех новейших направлений, течений, группировок и школ. Возникли теории, утверждавшие категорию пространства наиглавнейшей в архитектурном творчестве, разработкой которых занимался целый ряд деятелей культури. К их числу относятся советские архитекторы братья Веснины, Н.Ладовский, Н.Докучаев, В.Кринский, Л.Лиеипкий, художники К.Малевич, В.Татлин, А.Родченко и многие другие. Известный теоретик искусства П.Флоренский считал, например, что вообще "вся культура может быть истолкована как деятельность организации пространства" [221, 2б].

В отличие от конструктивистов, видевших объективные основы формы в конструкции и утилитарной функции, Н.Ладовский вводит и третью фундаментальную основу формы - потребность ориентации в пространстве Он считал необходимым исследовать объективные психофизиологические закономерности восприятия человеком форм, пространства и цвета» Создателю психоаналитического метода Н.Ладовскому принадлежит и заслуга создания дисциплины "Пространство", ставшей впоследствии стержнем всей художественной пропедевтики ВХПЖ&Са-ЕХУТЕИНа. Автор оригинальной концепции формообразования, положенной в основу творческого кредо рационализма, Н.Ладовский вместе с Н.Докучаевым и В.Кринский вел во ВХУТЕМАСе в Объединенных мастерских творческую работу по выработке приемов и средств выразительности художественно-композиционной системы в целом \1ц t Ы ,.

"Вместо анархических действий художника и потребителя, опять, как в лучшие времена расцвета архитектуры, стали необходимыми гармоничное сочетание и использование совместно средств науки, искусства и техники" - напишет впоследствии об этом периоде Н.Докучаев в 1927 г. в сборнике работ ВХУГШАСа. [вО , п] .

Цвет получает свое теоретическое обоснование как важнейшая для пространственных искусств категория формы еще раньше - в докладе В,Кандинского "О духовном в искусстве" на Всероссийском съезде художников в I9II годут[10Т . "В.Кандинский, а затем К Малевич обобщили не только свой собственный опыт видения живописцев, но и коллективный опыт видения художников рубежной эпохи и начала XI века, не скованных академическими предрассудками...". [18, I9J . Дальнейшее свое утверждение цвет как неотъемлемая категория формы получил в советской культуре 20-х годов благодаря исследованиям деятелями науки и искусства отвлеченных средств художественной выразительности. Об этом свидетельствуют материалы дискуссий ж докладов, происходивших в 20-х годах в ИНХУКе и ГАХНе [224] , [225] . Одновременно в теории и экспериментальном творческом процессе возникают идеи синтеза цвета и формы на новых равноправных началах, что находит свое отражение в создании Л.Поповой и А.Весниным пропей: девтической дисциплины "Цвет" на Основном отделении ВХУГШАСа. Это окончательно утвердило цвет как основную категорию и композиционное средство всех пространственных искусстве. "... И ритм, и пропорции, - говорил А.А.Веснин, - подобно цвету, являются элементом, которые быстрейшим "телеграфным" путем воздействуют на человека. Это веши, ощущаемые и ребенком и дикарем. Это восходит к биологии человека, к нашей природе, наименее подчинено разуму и поэтому является наиболее мощным средством в руках архитектора".

Основные понятая цветового моделирования архитектурного пространства

Трем типам пространственных представлений в теории архитектуры соответствуют три типа представлений о цвете в теории архитектурной колористики. Отраженный человеческим восприятием цвет реального пространства связан с понятием перцептивного цветового пространства. Пространство концептуальное, умозрительное, представляемое как модель реальной или мыслимой ситуации, связано в нашем представлении с цветом сивмолически, ассоциативно. А.Г.Устинов говорит о целых "блоках значений", возникающих даже в связи с одним цветом \Zl7j. Неконкретность воображаемого пространства служит основой для представления о колорите, о его концептуальной схеме.

Моделирование как основа проектных методов архитектурной колористики служит не только средством разработки проектного решения, и тем самым реализации представлений о концептуальном пространстве, но и основным путем выработки новых концептуальных схем. Работая с цветовыми пространственными моделями как заменителями реального пространства, проектировщик создает новые реальные пространства, с их помощью проверяет свои концепции, и, в свою очередь, свое представление о перцептивном цветопространстве. Он первым видит то пространство, которое после реализации его проектной модели становится частью цвето-пространственной среды, окружающей человека. Важно заявить, что цвет как категория может и должен быть представлен во всех этих уровнях рассмотрения пространства, выступая как его свойство (в реальном), как основа форшрования замысла (в концептуальном), как средство реализации замысла (в перцептивном). Можно предположить, что немаловажной является способность проектировщика к представлению в цвете концептов пространства. Тогда уже сам принцип организации пространства будет ассоциироваться с определенным колоритом, который может появляться на ранних этапах мыслительного творческого процесса, а затем трансформироваться соответственно динамичного единства концепт-перцепт.

Категории архитектурной колористики и цветовое моделирование отображают движение сознания от единичных цветовых ощущений к колористическим понятиям и цветопространственному мышлению, единый подход к построению теории цветопространственной архитектурной композиции заключается в установлении профессионального содержания, объема и взаимосвязи понятий. Эту взаимосвязь архитектурной композиции и колористики мы представим в виде развернутой системы понята! архитектурное цветопространство".

Понятие "цветопространство" требует особого рассмотрения. Сложность состоит в том, что имеются определенные противоречия между цветом и архитектурной формой, разрешающиеся в их композиционном единстве. И.А.Азизян дает следующее определение процесса и результата синтеза цвета и формы: "В едином архитектурно-художественном ансамбле собственно архитектурная цветовая композиция - инобытие живописи, результат творческого процесса, синтезирующего цвет с архитектурным пространством, объемом, пластикой, создающего цветопространство и цветопластическую форму" [l7 , 294). Таким образом подчеркивается самостоятельность категории цвета и одновременно его неразрывность с формой. Это определение создвучно идеям В.Кандинского и Тео Ван Дуобурга, утверждавших необходимость пространственного подхода к цвету в пластических искусствах и архитектуре.

А.В.Ефимов говоря о цветопространстве, имеет в виду "размещение" цвета в архитектурной форме и его "цветовое наполнение". Он вводит понятие "структуры цветового поля" произведения архитектуры. В его понимании, структурирование цветопространства является средством его тектонизации [_85 , IIJ. При этом А.В.Щимов придерживается своеобразной трактовки тектоники как деятельности, направленной на формирование объемно-пространственных структур, внешнего и внутреннего пространства.

Становится ясно, что анализируя архитектурное цветопространст-во и моделируя его,основное внимание необходимо уделять взаимосвязи его частей и зон. Образные описания архитектурного цветопространст-ва являются символическими или ассоциативно-метафорическими интерпретациями взаимосвязи цвета и пространства. Описания могут быть сгруппированы по морфологическом характеристикам, сивмолическим значениям цвета и пространства и др. Цветовая композиция возникает на основе закономерностей построения и восприятия архитектурной формы, взаимосвязи общего и частного, содержания колорита и пространства, визуального восприятия и т.д. В результате цветовой организации архитектурное пространство приобретает индивидуальность, предстает в форме художественного произведения, как целостное, гармоничное, целесообразное в своей художественной организованности произведение - архитектурное цветопространство.

Основные цели, задачи и этапы цветового моделирования

Содержанием колористической деятельности архитектора на практике является создание цветопространственнои композиции, которая удовлетворяла бы одновременно всему комплексу функционально-эстетических требований, предъявляемых условиями конкретной проектной ситуации. Имеется в виду не только окружающий цветопейзаж, но и традиции, требования времени и современной цветовой культуры. Поэтому целью обучения архитектурной колористике следует считать Формирование у учащихся ПРИНЦИПОВ работы над архитектурной колористической композицией, а также освоение системы категорий, понятий и представлений о предмете изучения - основных закономерностях построения архитектурного цветопроетранства. Эта цель соответствует цели учебного проектирования, которая определяется, как пишет Б.Г.Бархин, стремлением "обучить студента методу проектного моделирования" 30 , 41 . Главной целью в процессе обучения является не только сама цветовая композиция, сколько познание и усвоение соответствующих колористических закономерностей ее создания. Отсюда ведущей целевой установкой обучающегося является познание метода деятельности, который значительно рационализирует работу архитектора в любой области, в том числе и колористике.

Поучительно вспомнить эффективность в обучений пеихо-аналитиче-ского метода Н.Ладовекого, который раскрепощал фантазию студентов для шшска новых средств хужожественной выразительности и выработки пространственного воображения. При этом, каким бы то ни было задание, в его основе всегда лежали две основные задачи - учет восприятия и организация пространства. Н.Докучаев писал р дисциплине цвета, изучаемо! применительно к архитектурной практике: "... студенты не занимаются копированием по увражам исторических примеров раскраски и полихромии зданий, а на собственных проектах и макетах, считаясь с конкретными условиями будущей ситуации, в которых их знания должны находиться - решают задачи раскраски здания, для повышения его композиционной и конструктивной цельности и выразительности" [80 , XIJ. Необходимо отразить этот опыт постановки задач в современном учебном процессе.

Учебное цветовое моделирование решает три основные группы задач:

1) иллюстрация (демонстрация) проектного цветового решения,

2) поиск цветового решения в соответствии е поэтапной разработкой,

3) изучение принципов и закономерностей архитектурной колористики

в различных ее аспектах, Так как суть деятельности архитектора-колориста заключается в умении композиционно работать с пространством и цветом, то изучение цвета в объёмно-пространственной композиции наиболее полно отвечает специфике архитектурного творчества и является поэтому необходимым и главным звеном изучения цвета в архитектурной школе. Постановка и решение задач должны способствовать формированию творческого воображения, развитию пространственного представления, структурного мышления, приобретению профессиональных и технических навыков, практическому закреплению теоретических знаний о цвете, развитию творческой индивидуальности и художественного вкуса. Поэтому цветовое учебное моделирование решает задачи композиционные, познавательно-еозидательные, творческие, организационные, аналитико-синтетические, задачи овладения техническими приемами и навыками исполнительства.

Одной из важных задач, связанных с теорией и историей архитектуры, является познание традиций использования цвета в исторической и национальной архитектуре, понимание роли цвета в языке современной архитектуры, тенденций развития средств и методов архитектурной колористики.

По итогам экспериментально-исследовательской работы, проводимой, начиная с 1974 года, и особенно развернувшийся в І977-І98І годах, нами предлагается типология теоретически обоснованных, экспериментально разработанных и апробированных задач, включивших не только принципиальное содержание курса основ архитектурного проектирования и объемно-пространственной композиции МАріКЙ, но и основные проблемы архитектурной колористики, с которыми может столкнуться современный архитектор на практике. Система методов цветового моделирования архитектурного пространства должна обеспечить полную ориентировочную основу и деятельностный подход к проектированию колористики. Однако, начинать обучение, например, с индивидуализации представлений, минуя общие объективные закономерности колористики и творческого метода, нецелесообразно. К этому необходимо подойти через еистему пропедевтических упражнений, направленных на освоение элементарных представлений и понятий, обретаемых в результате практических действий с конкретными явлениями действительности (или их заменителями-моделями) и средствами отображения (материалами и техническими приемами). Этот первый этап обучения призван обеспечить основы цветовой грамоты архитектора в области цветовой композиции.