Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экспрессионизм в современной зарубежной архитектуре ХХ – начала XXI вв. Сазанова Римма Сергеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сазанова Римма Сергеевна. Экспрессионизм в современной зарубежной архитектуре ХХ – начала XXI вв.: диссертация ... кандидата ы: 05.23.20 / Сазанова Римма Сергеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»], 2018.- 224 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Возникновение и развитие экспрессионизма в зарубежной архитектуре начала ХХ века 11

1.1 Определение экспрессионизма в искусстве и архитектуре 11

1.2 Истоки и причины возникновения экспрессионизма в искусстве и архитектуре 16

1.2.1 Философские истоки экспрессионистического движения в искусстве 16

1.2.2 Социально-политический контекст эпохи экспрессионизма 17

1.2.3 Истоки экспрессионизма в истории архитектуры 18

1.3 Экспрессионизм в различных видах искусств 25

1.3.1 Экспрессионизм в изобразительном искусстве 25

1.3.2 Экспрессионизм в литературе 28

1.3.3 Экспрессионизм в музыкальных произведениях 29

1.3.4 Экспрессионизм в театральных постановках (спектаклях) 30

1.3.5 Экспрессионизм в кинематографе 30

1.4 Экспрессионизм в архитектуре Европы 1920-х --1930-х гг. и его лидеры. Анализ архитектурных произведений и их особенности 31

1.4.1 Экспрессионизм в архитектуре Германии 32

1.4.2 «Кирпичный экспрессионизм» и «Амстердамская школа» 39

Выводы по 1 главе: 43

Глава 2. Экспрессионизм в зарубежной архитектуре середины, конца ХХ и начала ХХI века 46

2.1. Экспрессионизм в архитектуре 1950-х-1960-х годов (неоэкспрессионизм). Анализ архитектурных произведений и их особенности 46

2.1.1 Знаково-символический подход к формообразованию 47

2.1.2 Формообразование на основе геометрического подхода 58

2.2. Экспрессионизм в архитектуре 1970-х-1980-х годов. Анализ архитектурных произведений и их особенности 65

2.2.1 Метафорический подход к архитектурному формообразованию (взаимодействие неоэкспрессионизма с постмодернизмом) 67

2.2.2 Техницистский подход в архитектурном формообразовании (взаимодействие экспрессионизма с техницизмом и хай-теком) 73

2.3 Экспрессионизм в архитектуре 1990-2010-х годов. Анализ архитектурных произведений и их особенности 78

2.3.1 Эмоционально-образный подход к архитектурному формообразованию 78

2.3.2 Дигитальный подход к архитектурному формообразованию 99

Выводы по 2 главе 107

Глава 3. Экспрессионизм как синтетическое стилистическое течение в зарубежной архитектуре ХХ-ХХI вв. и его теоретические аспекты 110

3.1 Экспрессионизм в системе стилистических течений ХХ – начала ХХI вв. 110

3.1.1 Взаимодействие (синтез) экспрессионизма с другими стилистическими течениями в зарубежной архитектуре. 110

Диалектический подход 110

3.1.2 Классификация вариантов (разновидностей) экспрессионизма в зарубежной архитектуре ХХ - начала ХХI вв. 114

3.2 Особенности, композиционные приемы и принципы экспрессионизма в зарубежной архитектуре ХХ - начала ХХI вв 117

3.2.1. Особенности экспрессионизма в зарубежной архитектуре ХХ -начала ХХI вв. 117

3.2.2. Композиционные приемы экспрессионизма в архитектуре ХХ -начала ХХI вв. 121

3.2.3. Принципы экспрессионизма в архитектуре ХХ - начала ХХ1 вв. 122

3.3 Своеобразие экспрессионизма в современной зарубежной архитектуре 124

3.3.1 Художественные методы экспрессионизма в зарубежной архитектуре ХХ - начала ХХI вв . 124

3.1.1 Образная выразительность в архитектуре экспрессионизма 132

3.4 Эволюция экспрессионизма в архитектуре ХХ - начала ХХI вв 135

3.4.1 Закономерности развития экспрессионизма как стилистического течения 138

3.4.2 Перспективы дальнейшего развития экспрессионизма 140

Выводы по 3 главе 141

Заключение. Основные выводы 144

Приложение

Истоки экспрессионизма в истории архитектуры

Для того чтобы понять место, которое занимает экспрессионизм в ряду архитектурных стилей, стоит проследить многовековую преемственность идей эмоционально-выразительной архитектуры, обратившись к далеким истокам в истории архитектуры.

Одним из первых ярких периодов выражения особого эмоционального содержания в архитектурных произведениях, с нашей точки зрения, стала готическая архитектура (рис.4). Возникновение данного феномена было обусловлено общей атмосферой культуры Средних веков. Культура Средневековья основывалась на христианских ценностях. И это определяло новые эстетические идеалы, художественные образы и приемы. Искусство того времени тесно переплеталось с религией, что усиливало воздействие на внутренний мир человека. Идеалы духовности вдохновляли деятелей искусства на создание грандиозных храмов, в которых находили практическое применение все новые и новые достижения человечества [93].

Готический храм был главной градостроительной доминантой в городах и поселениях, что объясняло его гигантский, по сравнению с жилыми объемами, масштаб и насыщенность деталями. Динамическому «искажению» подвергался как весь объем сооружения – пропорции оказывались нарочито «вытянутыми», - так и его составляющие, от стрельчатых арок до фигур на барельефах. Стоит отметить непременную характеристику готического сооружения – ярко выраженную остросюжетную силуэтность. Объемы храмов имели в своем завершении ажурную аранжировку. Башенки и своды содержали скульптурное наполнение, где каждая деталь была подчинена общим динамическим осям, устремленным ввысь. Интерьеры готических храмов наряду с внешним объемом также характеризуются эмоциональной выразительностью, которая, прежде всего, выражается в масштабной характеристике и форме образуемого стрельчатыми сводами пространства. Каждый неф образован множеством составляющих его пространств, ограниченных массивными высокими колоннами. Внутреннее пространство будто бы вытянуто по вертикальной динамической оси. Его высоту трудно соотнести со своим масштабом человека, оказавшимся внутри – высота «нечеловеческого масштаба».

Произведения готики являют собой синтез искусств (скульптура, живопись, музыка). Каждая составляющая дополняет единый образ сооружения. Грандиозное архитектурное внутреннее пространство готического храма, наполненное мерцанием льющегося сквозь цветные витражи таинственного света, создает эмоциональное ощущение отъединения от внешнего мира, концентрированной духовности, иррациональности бытия.

Каменные громады объемов взмывают ввысь. Фасады содержат скульптуру, повествующую, назидающую и устрашающую. Эмоциональное впечатление от готических храмов огромно даже для современного зрителя. Трудно представить силу эмоций жителей средневековых городов. Экспрессия готики очень индивидуальна и в истории архитектуры занимает особое место. Известно, что готический стиль в архитектуре изначально в ХIII-ХУ вв. складывался на севере Франции, Бельгии и Швейцарии, несколько позднее в Германии Италии (рис.4а), а готическое возрождение в ХУIII веке отмечается в Англии.

Если существовавшая ранее романская архитектура отличалась массивностью и «приземленностью» объемов сооружений, то конструкция готического собора, пришедшего ей на смену, позволила создать внутреннее пространство с новыми характеристиками – целостное, динамичное. Смелое использование каркасной системы привело к тому, что стены теперь не выполняли несущую функцию. А стрельчатые своды пришли на смену полуциркульным.

Мировоззрение Средневековья нашло свое отражение в сюжетах скульптуры и живописи, усложняющих и обогащающих образ сооружения. Человеческие чувства, красота природных форм, тема страдания и жертвенности – все это создавало сложную игру, где сплетались трагедия и лиризм, острая сатира с возвышенностью духовных устремлений.

Считается, что готическая каркасная система впервые была применена в аббатской церкви Сен-Дени (1137—1144 гг.). К ранней готике можно так же отнести соборы в Париже, Лане и Шартре. Богатство ритма, совершенство архитектурной композиции и безукоризненность декоративной скульптуры – вот что отличает величественные соборы и храмы зрелой готики в Амьене и Реймсе. К готическим соборам середины ХIII века относится и парижская часовня Сент-Шапель (1243—1248 гг.) с множеством витражей (рис.4б). Крестоносцы донесли принципы готической архитектуры и до Родоса, Сирии и Кипра.

Поздняя готика в интерьерах уже распространяет скульптурные алтари, которые объединяют деревянные раскрашенные и позолоченные скульптуры с темпераментной живописью на деревянных досках. Здесь уже складывается новый строй обликов, отличающийся напряжённой (зачастую экзальтированной) экспрессией, что в особенности проявляется в сценах страдания Христа и других святых, переданных с непримиримой правдивостью [12].

Экспрессионистическую линию в истории архитектуры продолжает архитектура барокко. Если в готике наблюдается экспрессивная динамика единой устремленной вверх динамической оси, то в барокко динамические массы словно застывают в причудливом движении.

Снова мы сталкиваемся с искажением классических форм (сотворенного ранее) путем изменения их комбинаций, появлением свободных пластичных барочных форм и линий, силуэтов. Поверхности и объемы перенасыщены деталями.

По мере развития общества и архитектуры стали расширяться границы и средства поисков художественной выразительности архитектурных сооружений. Помимо открытости и закрытости пространства, легкости и тяжести массы, архитектурная практика стала использовать еще одну контрастную пару: зрительную устойчивость или неустойчивость конструкции. Она также служит для расширения выразительности архитектурного языка [120]. Динамика неустойчивости по своей природе драматична. Она вводит нас в мир относительности, смещенности привычных представлений, в мир пространственно-объемных диссонансов. Она несет с собой ощущение тревожной сложности мира. При известных условиях это может привести к деформации, к архитектурным искажениям, к взрыванию позитивной, утверждающей природы архитектуры.

Впервые и широко эта метафора была освоена барокко. В истории искусства архитектурное барокко считается первым стилем, наиболее ярко воплотившим сложнейшие противоречия своей эпохи. Во второй половине XVI и в XVII в. наступает новая, переломная полоса европейской истории. Сложность и противоречивость мира, социальных отношений как бы обрушивается на человека, заставляя его переосмысливать себя и окружающую действительность. Идеи динамики, движения, безграничности и неустойчивости становятся ведущими в восприятии реальности. Торжество иррационального начала над ясной разумностью, свойственной Возрождению, преувеличенная патетика, бурная динамика форм и силуэтов становятся в архитектуре барокко главенствующими началами. И если подчиниться внушениям этого стиля, то невольно приходишь к ощущению сложной противоречивости, безмерности и зыбкости окружающего. Барокко заражает своеобразной эмоциональной экзальтацией, пафосом динамических смещений. У него свое противоречиво-полифоническое понимание мирового порядка, насыщенное беспокойным движением [120].

Художественным контрастом, смысловой антитезой барокко являются такие стили, как Ренессанс или классицизм. В них с особой силой звучит гармоническое равновесие масс, их разумная, естественно располагающаяся тектоническая логика.

Метафорический подход к архитектурному формообразованию (взаимодействие неоэкспрессионизма с постмодернизмом)

Полистилизм постмодернизма был впервые теоретически осмыслен английским теоретиком Ч. Дженксом в его работе «Язык архитектуры постмодернизма», где он выявил шесть стилистических течений, среди которых одно было названо «Метафора». В общем смысле это понятие трактуется следующим образом: «Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака».

В архитектуре метафора выражается в том, что зданию придается какой-либо предметный облик. Метафора имеет место в качестве средства выразительности, заимствуя идеи с помощью образов из круга природы, техники, иной архитектуры. Она усиливает впечатление от архитектуры. В этом просматривается близость с идеями экспрессионизма [30].

С 70-х годов ХХ века эмоционально-выразительная архитектура процветала наиболее ярко в Соединенных Штатах Америки, в стране, которая решительно идеализировала понятие личности, личностной идентичности. Американский архитектор Брюс Гофф (Bruce Goff) (1904-1982) – был самоучкой в области архитектуры и начинал свое творчество как последователь идей органической архитектуры Райта. В ранних его работах чувствуется сильное влияние идей признанного мастера. Поскольку Гофф не работал с Райтом, он имел возможность интерпретировать его очень свободно. В более поздних работах Б. Гофф уже демонстрировал свою неординарность. Архитектором было создано 400 проектов индивидуальных жилых домов (реализовано 130), каждый из которых отличался нестандартным подходом к форме, планировочной структуре и использованию строительных материалов. Бэвиджер хауз в Оклахоме (Goff s Bavinger House) (1957) (рис.41) – одно из самых известных его произведений. Подобная скале оболочка, которая закручивается в спираль, создана из материалов, которые буквально «лежали под ногами». Это валуны, бывшие в использовании трубы и даже части самолета. Из корабельных технологий были позаимствованы системы креплений с использованием тросов и мачт. По словам Чарльза Дженкса, здание создано «из отходов армии и флота». Дом стал настолько популярным местом, что за его посещение брали плату [126, 131, 151]. Б. Гофф создавал странные и причудливые по форме и образу метафоричные дома. Гофф провозгласил новый подход к архитектурному «порядку», в частности, с точки зрения отсутствия строгости в геометрии планов и объемов зданий. Его идеи продолжили своё развитие в творчестве последователей.

Сторонником архитектурной позиции Гоффа стал латвийский архитектор Г. Биркертс (Gunnar Birkerts) (1925-2017). Он был подмастерьем Э.Сааринена. Биркертс называл свою архитектуру «выразительной ветвью модернизма» и рассматривал ее как альтернативный путь развития архитектуры, но не противопоставлял модернизму. Хотя бунтовал против рационально обусловленных ограничений, например, ортогональности [150].

Известной постройкой Биркертса, созданной на основе геометрии острых углов является здание Латвийской Национальной библиотеки Latvian National Library in Riga (начат в 1989 г.) (рис.42). Здание имеет выразительный силуэт, доминирующий в городской панораме. Два фасада библиотеки имеют достаточно большие поверхности остекления, что работает на создание характерного образа сооружения. Крыша здания огибает весь объем и опускается до уровня земли. На большом склоне с южной стороны крыши внутренний объем освещают стеклянные фонари. Здание напоминает кристаллическую гору, которая расположена на берегу реки, всплески волн, а также возможно провести параллель с острыми шпилями церквей в панораме старого города. Национальная латвийская культура предоставляет возможность еще одной ассоциации, содержащейся в басне о спящей принцессе на вершине стеклянной горы. Гладкие поверхности горы не позволяют потенциальным женихам добраться до нее, поэтому спящая принцесса - это метафора свободы.

Еще одно произведение - Университет штата Огайо, юридический колледж в городе Колумбус (Ohio State University College of Law in Columbus) арх. Г. Биркертса также представляет собой продолжение европейского экспрессионизма.

Шведский архитектор Ральф Эрскин (Ralph Erskine) (1914-2005) не стремился напрямую к продолжению традиций экспрессионизма 1920-х годов, но в созданных им произведениях отражается экспрессионистское стремление к свободе формообразования, не ограниченной догмами [40]. Его произведения масштабные, тяжеловесные. В одном из них он воплотил метафору корабля. Офис Химмерсмис (Ark at Hammersmith), Лондон, 1991 г. (рис.43), имеющий также название «Ковчег». Он визуально доминирует над окружающей средой периферийной части Лондона из-за своей масштабности. План сооружения приспосабливается к градостроительной ситуации – объект расположен на пересечении крупных магистралей. Здание имеет наклонные стены и массивную нависающую кровлю из бетона, напоминающую скорлупу. Оно как бы «замыкается в себе». Внутреннее пространство довольно сложное и живое, его пронизывает атриум, имеющий изменяющиеся очертания на каждом этаже. Атриум пересечен различными мостиками, а над пустым пространством подвешена купольная беседка, «Ковчег» является наиболее значимым символом экспрессионизма в Великобритании.

Творчество венгерского архитектора Имре Маковец (Imre Makovecz s) (1935-2011) представляет свою вариацию на тему экспрессионизма, отличающуюся вниманием к народной традиции. В его произведениях нашли свое отражение и идеи органической архитектуры, и антропософия Рудольфа Штайнера. Примером служит Римско-католическая церковь в Пакш, Венгрия, 1989 г. (Roman Catholic Church in Paks) (рис.44), которая как и ряд других произведений архитектора отличается своей необычностью, оригинальностью экспериментирования с формой.

Голландский архитектор Эрик ван Эгераат (Erick van Egeraat) (р.1956) характеризовал свои произведения как уход от нового современного стиля к «современному барокко». Проект ING Bank Эрик ван Эгераата (рис.45) является реконструкцией неоклассического здания девятнадцатого века, расположенного на Андраши, главной церемониальной улицы Будапешта. Ван Эгераат добавил два этажа к зданию, создавая большую биоморфную структуру, которую он называет «кит». Хвост кита поднимается выше крыши старого здания, в то время как его живот висит над вновь созданным объемом, сделанным над существующим двором. «Кости" кита клееные деревянные рамы, которые подвешены на стальной конструкции, которая также поддерживает два бетонных перекрытия. Его кожа образована непрозрачной и прозрачной частью, чередованием цинковых панелей и изогнутых стекол; все это «плывет» в море прозрачного стекла, которое освещает новые пространства ниже. Как изнутри, так и снаружи, кит является доминирующим объемом, добавляя интригующий элемент на панораме Будапешта. Архитектор разрабатывает знаковые образы своих сооружений, воплощая в них яркую индивидуальность. Он стремится соединять в своих произведениях современные тенденции и традиционные ценности.

Данные примеры нового экспрессионизма в США, Японии, Великобритании, Скандинавии, Венгрии, Испании и Франции указывают на расширяющиеся границы его влияния.

В то же время происходит возрождение экспрессионизма на новом витке спирали исторического развития в Австрии и Германии, где имела место яркая вспышка экспрессионизма в начале ХХ века.

В данном случае, экспрессионистический элемент австрийского авангарда сосредоточен не в Вене, а в Граце. Из-за своей удаленности от Вены и близости к словенской границе, г. Грац имеет свой собственный культурный код и архитектурную «школу». Безусловный лидер этой группы Гюнтер Домениг (Gunter Domenig) (1934-2012), чей необыкновенный Z-Банк, (1974-1979 гг.) (рис.46), построенный в венском пригороде Фаворитен, принес ему международное внимание. Здание банка располагается на небольшом участке в разрыве между домами, расположенными в ряд. Верхняя часть объема обладает выразительной пластичностью и словно давит на нижние этажи, которые меньше по высоте. Образ здания не несет очевидной метафорической нагрузки, а является абстрактным порывом к свободе формы, протестуя против монотонности расположенных рядом жилых домов 1930-х годов постройки и отдавая дань свободе выражения венского барокко. Его вход обрамлен стальными трубами, которые извиваются подобно змеям.

Дигитальный подход к архитектурному формообразованию

Современные стилистические течения находятся в тесной взаимосвязи и переплетаются друг с другом, поэтому непросто однозначно определить стилистическую принадлежность идей конкретного архитектора. Несмотря на это, необходимо подчеркнуть, что ряд архитекторов, используя самые современные разработки в области цифровых технологий, и опираясь на рациональный по своей сути подход (использование параметрических систем проектирования), получают результатом своей деятельности объекты, обладающие значительным эмоциональным окрасом. Формы этих произведений, хоть и созданы на основе нового метода, по своим морфологическим характеристикам встают в один ряд с экспрессионистическими произведениями иррационалистов предшествующих десятилетий.

Как отмечалось ранее, в панораме проектных поисков архитекторов предшествующих лет присутствовала калейдоскопичность. Плюрализм стилей и философия хаоса, кажется, претворяют новый важный этап в развитии архитектуры, который, возможно, сформирует дигитальный подход [59]. По мнению исследователей, «культурный климат, претерпевая изменения, переходит от ощущений хаоса и нестабильности к созидательному поиску нового порядка» [31] .

Что касается экспрессионистической архитектуры, то она снова получила импульс для дальнейшего развития. Как справедливо отмечает академик Г.В.Есаулов: «Архитектура на протяжении ХХ столетия черпает стимулы и приемы формообразования, обращаясь то поочередно, то параллельно к двум источникам: мировому архитектурному наследию, с одной стороны, и с другой, к разработкам новой формы, следуя открытиям авангарда 1920-1930-х годов. При этом она опирается на новейшие представления в области науки, искусства, опыты интуитивного поиска архитекторов, дизайнеров, художников, своего рода высокую моду формо пространственный артпрактик... Особо выделяются компьютерные морфогенерации, выхватывающие из недр компьютера оригинальные формопостроения (постройки Г. Линна, поиски групп Асимптота, МVRDV NOX, опыты М. Новака, группы MAD и целый ряд других), активно внедряющиеся в процесс развития языка современной архитектуры, используя достижения художественной виртуалистики, «стирающей грани между текстом и реальностью (компьютерная квазиреальность). Интеллектуализация творчества все более явно выделяется в качестве ведущей тенденции архитектурного проектирования» [33, С.13].

Рассмотрим созданную британским архитектором, лидером хай-тека -Норманом Фостером (Norman Foster) (р.1935) Штаб-квартиру Swiss Re. Лондон (1996-2002гг.) (рис.78). Несмотря на приверженность Фостера идеям рациональности, образ сооружения получился довольно экспрессивным за счет контрастной окружению аэродинамической формы. Плавные очертания вытянутого по вертикальной оси объема напоминают различные органические объекты (в ассоциативном ряду кроме огурца еще и шишка, корнишон, ананас), также присутствуют технологичные ассоциации с пулей или ракетой. Чарльз Дженкс определил такую полисемию как «загадочное означающее» [29]. Участок, на котором расположено здание, находится в финансовом центре Лондона, на улице Сент-Мэри Икс. По-соседству размещаются многочисленные деловые и офисные центры. Проектная высота здания составляла 180 метров, и предполагалось его доминантное положение в городской структуре. Изначально была поставлена задача максимальной эффективности сооружения по многим параметрам, в том числе энергетическим, использованию солнечного света, естественной вентиляции. Конструктивное воплощение с использованием сетчатых структур (прообразом которых являются конструкции Шухова) позволило воплотить эти идеи в реальность. Форма плана здания – это круг, диаметр которого изменяется – 49 метров у основания, далее – расширение до максимальных 57, а потом сужение вверху. Форма всего объема неслучайна и рациональна. Она стала результатом аналитических разработок, за счет чего здание обладает максимальной устойчивостью к ветровым нагрузкам, отбрасывает минимальную для своей высоты тень. В интерьере завершающая часть объема – это смотровая площадка под куполом. Стоит отметить роль цветного стекла в формировании художественного образа сооружения. По словам Чарльза Дженкса, «энтазис небоскреба, подобно энтазису дорической колонны, возвестил о рождении новой «разумной красоты» - красоты, возникшей благодаря развитию цифровых технологий. Некоторые изменения в творчестве Фостера, перешедшего от декартовой системы к грамматике капель, знаменуют поворот господствующих в архитектурной практике тенденций к новой парадигме. Этим изменениям предшествовали многочисленные «скульптурные» эксперименты - к примеру, работа Вила Олсопа (Will Alsop) в Марселе и целая серия построек Фрэнка Гери в Европе, Японии и Америке [29]».

Также, основываясь на компьютерных технологиях, бюро Нормана Фостера «Foster + Partners» разработало в уже упомянутом ранее центре мирового туризма Проект национального музея в Абу-Даби (рис.79) музея истории Эмиратов выполнен из пяти легких ажурных динамичных металлических башен. Проект национального музея посвящен шейху Зайду бин Султан аль Найян, основавшему ОАЭ. Футуристические башни этого здания своей конструкцией также призваны обеспечивать естественную вентиляцию воздуха в музее. Здание начато строительством в 2010 году, и станет составной частью культурного центра на искусственном острове Саадият в Персидском заливе. Любимое увлечение шейха - птицы. Поэтому конструкция башен символизирует стальные перья экзотических птиц [67].

Архитектор осуществляет свои самые смелые фантазии в области формообразования, используя новейшие технологические достижения.

Еще одним архитектурное бюро, которое воплощает в своих проектах взаимодействие дигитальной архитектуры с экспрессионистическими идеями, является Асимптота ( Asimptote). Образ Башни «Страта» (буря в пустыне) в Абу-Даби (автор - американский арх. Лиз-Ан-Кутюр) (рис.80) навеян ассоциациями со смерчем, закручивающим песок пустыни в гигантскую воронку. Спиралевидная конструкция определяет мощную скульптурную форму. Сложная конструкция образует архитектурный объект в виде дигитальной скульптуры, обладающей художественными свойствами.

В целом ряде проектов наблюдается стремление освободиться от жесткой геометрии и перейти к лепке абстрактно-метафорических объемов, обладающих повышенной выразительностью формы. Одним из архитектурных объектов, которые уже в своем названии содержат художественную метафору, является центр винной культуры La Cit du Vin (Душа вина) в Бордо (рис.81), созданный по проекту бюро XTU. Гавань Бордо является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Изгибы русла реки Гаронны стали вдохновляющим источником образной составляющей объекта, который обладает текучими формами. Образ сооружения состоит из движущихся по спирали и сливающихся воедино потоков. Столь экспрессивная форма контрастна традиционной архитектуре, поэтому представляет собой осознанный архитектурный жест. Авторы проекта, архитекторы Анук Лежандр и Николя Демазьер используют при описании этого здания метафору маяка. Критики же находят в текучих и чувственных формах ассоциации со спиралями лозы, графином-декантером. Близость к речной глади, как это часто бывает с экспрессионистическими произведениями, усиливает впечатление от постройки за счет игры её отражения в воде. Конструкция здания, высота которого составляет 55 метров, представлена каркасной системой из бетона и металла. Также для создания этой сложной формы используются многочисленные клееные деревянные арки индивидуального изготовления. Внешнее покрытие оболочки - это гнутые алюминиевые панели, которые покрыты различного цвета лаком. В отделке интерьера используется дерево, в чем проявляется метафорическая связь с винными бочками. Здание является высокоэффективным с точки зрения сокращения влияния на окружающую среду. Также уборка территории и полив озеленения производится за счет использования дождевой воды.

Художественные методы экспрессионизма в зарубежной архитектуре ХХ - начала ХХI вв

Согласно Большой советской энциклопедии, термин художественный метод определяется как «система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства». Художественный метод включает в себя принципы художественного отбора, способы художественного обобщения, принципы эстетической оценки действительности, принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства.

Стоит отметить, что художественные методы архитектуры экспрессионизма близки художественным методам других видов искусств того же направления. В особенности, изобразительное искусство использует живописные многообъемные композиции, динамизм: использование диагональных и спиральных форм и направлений, вызывающих иллюзию движения масс, присутствие богатых ассоциативных характеристик образа, имеющего органические начала. Экспрессионизм в изобразительном искусстве и в архитектуре в большинстве случаев идут "рука об руку", т.к. отвечают на вызовы (эстетические вкусы и предпочтения, мировоззрения) той или иной эпохи.

С нашей точки зрения, необходимо рассмотреть художественные методы новейшей экспрессионистической архитектуры, анализируя авторские художественные методы и концепции.

Новаторские художественные методы германского архитектора Эриха Мендельсона позволили создать неповторимые произведения, символы времени и устремленности развития общества, выраженные в характерных динамичных образах. Творческая позиция автора находится в рамках модернистского стиля и эволюционировала от экспрессионизма (в начале творческого пути) к интернациональному стилю в конце. Наиболее характерной особенностью его творчества было стремление к симбиозу функциональности здания с динамикой формы. Э. Мендельсон искал вдохновение в машинных формах и образах (т.к. начавшийся ХХ век представлялся веком машин и индустриализации), его произведения отличает характерный подход к форме - «динамизм». Архитектор говорил: «Вместо функции поставьте реальность, сознание, рассудок… вместо динамизма поставьте нереальное, чувство, воображение. Совершенно ясно, что подлинная творческая сила есть результат взаимоотношения динамизма и функции» [149].

Уникальные художественные методы и вклад французского архитектора Ле Корбюзье в развитие современной архитектуры ХХ века сложно переоценить. Несмотря на то, что он считается основоположником функционализма, созданные им в конце творческого пути произведения обладают выраженной эмоциональной выразительностью и подходят под определение неоэкспрессионизма. Это позволяет говорить о том, что наряду с общеизвестными принципами функционализма, он руководствовался идеей создания эмоциональных архитектурных образов: «Архитектура есть явление творчества, оно затрагивает эмоциональную сферу и, следовательно, выходит за рамки строительства. Роль строительства – возводить сооружения, роль архитектуры – вызывать эстетическое волнение» [60, 10, 11]. Резкая смена авторской концепции всемирно известного мастера дала толчок к ному всплеску экспрессионистических произведений в зарубежной архитектуре в середине ХХ века, для которых определяющим становится сильная пластика и символическая скульптурность, несущая многозначные ассоциации.

Ле Корбюзье является признанным гением архитектурной мысли, а его работы – образцом для подражания практиков уже на протяжении десятилетий. Но проявление экспрессии и яркой образной выразительности в архитектуре не всегда оценивается критиками однозначно и положительно.

Творчество американского архитектора Фрэнка Гери носит противоречивый характер. Деконструктивистские подходы к созданию формы сочетаются в его проектах с желанием шокировать публику. Он создает необычные с эстетической точки зрения произведения, которые состоят из многочисленных элементов, демонстрируя слоистость и распад целостной формы на составляющие ее внешние оболочки. Сам он характеризует свой подход следующим образом: «Единственная причина экспрессивности моих зданий — я хочу придать им человеческий характер. Скучные стеклянные коробки навевают холод, они недружелюбны по отношению к людям. Я пытаюсь это изменить» [106]. Экспрессия Гери – это нечто из ряда вон выходящее, его ироничные находки зачастую граничат с китчем и демонстрируют концентрированное проявление иррационального подхода к архитектурному творчеству. Авторская концепция Ф. Гери в русле постмодернизма носит во многом игровой характер при создании чрезвычайно сложных абстрактных динамичных форм и пространств.

Сравнимое с Гери по силе эмоционального накала воздействие оказывает архитектура ирако-британского архитектора Захи Хадид, которая открыла новые горизонты проектирования. Она настолько радикальна и эксцентрична, что кажется противоречащей законам физики. Просто невозможно остаться равнодушным, попадая под воздействие её архитектуры. Каждый проект – словно революция. Футуристические формы ее сооружений зачастую агрессивно вторгаются в городское пространство. Ее произведения сродни космическим пришельцам, форма которых рождена буйной фантазией автора. Они сразу становятся не только местной, но и мировой достопримечательностью. Характерными методами создания необычной формы, является стремительная динамика пространства и экспрессивных потоков в образном плане: «Вначале я пыталась проектировать здания, которые сверкали бы как драгоценные каменья; теперь я хочу, чтобы они соединились, сформировали новый тип ландшафта, слились с современными городами и жизнью их народов»[28].

Масштабные проекты трансформируют среду, создают новые пространства – устремленные, текучие, расширяющие понятия возможного и воплотимого в реальность. Возможно, новые принципы проектирования, продемонстрированные Захой Хадид, станут новой нормой, а её последователи продолжат создавать столь же динамичные образы. Но есть примеры из истории архитектуры, когда мастерская работа с формой конкретного архитектора осталась непревзойденной, настолько силен и неповторим был авторский язык. Авторская концепция З.Хадид заключается в ее стремлении разрушить общепринятые представления об архитектуре, создать новаторские фантастические произведения, сформировать необычные пространства и формы, идущие от смелой геометрической абстракции супрематического толка до неповторимой эстетики, пронизанной индивидуальными метафорами из органической природы.

Бразильский архитектор Оскар Нимейер изначально был вдохновлен современным стилем Ле Корбюзье, но при этом он достигал выразительности за счет контраста необычных форм, таких как стреловидные опоры, спиралевидные, пирамидальные, чашеобразные объемы. Он создал свою собственную архитектуру, самобытную и неповторимую в своей пластической свободе. Его концепция строится на симбиозе модернизма и традиций. Авторский стиль Нимейера – это экспромт скульптурной пластики при использовании монолитного железобетона. Сам Оскар Нимейер называл свою архитектуру «необарокко». «Формы здания должны воздействовать на чувства посетителей, вызывать в людях удивление и восторг, заставить их забыть хотя бы на миг о трудных проблемах, часто неразрешимых, которыми жизнь огорчает многих» [64].