Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Категория времени в архитектурном творчестве Журавлев Михаил Юрьевич

Категория времени в архитектурном творчестве
<
Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве Категория времени в архитектурном творчестве
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Журавлев Михаил Юрьевич. Категория времени в архитектурном творчестве: диссертация ... кандидата ы: 05.23.20 / Журавлев Михаил Юрьевич;[Место защиты: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет].- Нижний, 2016.- 229 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Статус времени относительно архитектуры 11

1.1. Время и пространство как категории бытия 11

1.2. Основные темпорологические представления 17

1.3. Онтологический статус архитектуры 37

Выводы по Главе 1 45

Глава 2. Историзм как интрасубъектный аппарат архитектуры 48

2.1. Сохранение наследия в качестве формы актуализации прошлого 58

2.2. Восприятие среды (и его темпоральные особенности) как способ понимания настоящего 68

2.3. Прогнозирование в качестве метода описания будущего 72

Выводы по Главе 2 87

Глава 3. Фактор времени в архитектурном творчестве 89

3.1. Фактор времени в архитектуре как ментально-когнитивной системе..88

3.2. Фактор времени в архитектуре как процессуально-методологической системе 103

3.3. Фактор времени в архитектуре как материальной среде 124

Выводы по Главе 3 134

Заключение 138

Список использованных источников

Основные темпорологические представления

Центральной из философских категорий является бытие. При его рассмотрении приходится иметь дело с предельным уровнем обобщ нности, абстрагирования. Например, у Платона «подлинное» бытие отождествлялось с особым миром идей, оно является неизменным, вечным; у Аристотеля бытие служило связующим звеном между сущностями и вещами чувственного мира; Кантом связывалось с существованием вещей самих по себе; Хайдеггером соотносилось в первую очередь с «бытием-сознанием» и т.д. [63, с. 339–340]. Согласно современной онтологии, бытие – это идентичность всего многообразия сущего, всеобщая связь между тем, что существовало, существует и будет существовать.

Материя же (от лат. materia «вещество») – «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»1. Универсальными свойствами материи являются несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве; материи всегда присущи дифференцирован-ность, изменение, причинность (зависимость явлений и предметов от структурных связей в системах, от внешних воздействий, от порождающих их причин и условий). Атрибутами материи, всеобщими формами е бытия являются, пространство и время.2

Организованность материи, е структурность, существование в ней опре-дел нного вида материальных систем предполагают взаимодействие, которое приводит к изменению его состояния и свойств. Изменение в философии обозначается понятием движения, под которым следует понимать не только изменение положения во времени и в пространстве (с позиций механики [57]), но и любые взаимодействия и изменения состояния объекта, вызванные ими. Движение внутренне присуще материи, она не может существовать вне его, движение также абсолютно, как и сама материя.

Движение материи существует в разнообразных формах и представляет собой основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуща не одна, а ряд форм материального движения. Разнообразие форм движения как атрибута материи определяет многообразие форм организации материи. Ф. Энгельс на разных уровнях системной организации материи выделял несколько главных форм движения механическая, физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная), химическая, биологическая, социальная. В современной науке выделяются три основные группы [63] (которые в целом соответствуют приведенным выше): движение в неорганической природе; движение в живой природе; движение в обществе.

Рассмотрение подобной классификации в настоящем исследовании позволяет провести аналогию с теми видами движения, которые связаны с архитектурой (Таблица 1)3.

Можно предполагать, что движение является одним из основных предметов и факторов архитектурного творчества – будь это движение фотонов при инсолировании помещения, распространение звуковых волн в акустических расчетах, движение человека при проектировании функциональных схем, потоки транспорта в градостроительстве. Данные виды движения представлены на всех уровнях системной организации материи, каждому из них соответствует область архитектурного творчества. Уже начальные наблюдения дают основание считать архитектуру генетически связанной с феноменом движения.

Категория пространства Главным объектом архитектурного искусства традиционно принято считать пространство. Большинство архитекторов отводят ему главенствующую роль в своем творчестве [189]: «Пространство, а не камень – материал архитектуры», – говорил Николай Ладовский; «Каждый мой проект – это своего рода ландшафт. Очень важно то, как вы расположите в этом ландшафте необходимые вам элементы, какой будет его топография, каков будет угол падения света», – Заха Хадид; «Архитектура всякий раз предста т перед нами как пространство, организованное человеком и для человека», – Алексей Гутнов; «Мое произведение – общая структура пространства», – Даниель Либес-кинд; «Я верю в то, что архитектура есть разумный способ организации пространства», – размышлял Луис Кан.

В этом аспекте данное понятие достаточно изучено, более подробное описание архитектурного представления о пространстве в пределах данного исследования представляется излишним, но рассмотреть в общих чертах эту категорию необходимо.

Для повседневного восприятия пространство есть некая арена действий, общий контейнер для рассматриваемых объектов; по Ожегову, промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается; с точки зрения науки, одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяж нностью и объ мом. Действительно, свойства объектов быть протяж нными, занимать место среди других, граничить с другими объектами выступают как наиболее общие характеристики пространства. Абстрагируя их от действительности и отделив от самих материальных объектов, можно получить представление о пространстве как таковом. 4 Данное понятие имеет смысл лишь потому, что сама материя имеет свойства дифференцируемости и структурированности. Если бы материя не была организована в системы, которые в свою очередь не состояли бы из элементов, связанных между собой структурами, понятие пространства не имело бы смысла.

Онтологический статус архитектуры

Современный темп научно-технического прогресса выдвинул на первый план потребность рассматривать в специальных научных областях отдельные явления, объекты и процессы как обладающие только относительной самостоятельностью и являющиеся компонентами более общих систем. При таком подходе, созвучном широкому синтетическому взгляду на мир, структура, внутренние связи и само содержание отдельных дисциплин рассматриваются и корректируются с учетом характера внешних связей данного компонента с другими компонентами макросистемы и е общей структуры.

Раскрытие темы времени в архитектуре невозможно без обращения к эмпирике. Объектами изучения становятся различные произведения зодчества63, отрасли архитектурного творчества и собственно время как фактор, оказывающий на них свое влияние, а предметом научных поисков – проявление временной компоненты в «теле» архитектуры, виды и способы участия в ней времени. Рассмотрение сущностных вопросов уступает место вопросам процессуальным.

Статья 2 закона Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ гласит, что архитектурная деятельность (понятие, наиболее близкое архитектурному творчеству) – это «профессиональная деятельность, имеющая своей целью создание архитектурного объекта» [160]. За этим стоит весь деятель-ностный аспект архитектуры это архитектурное проектирование как процесс решения задач и выбора проектных решений для создания АС; градостроительство – как деятельность той же направленности в применении к большим масштабам; модифицирование АС посредством реконструкции и реставрации – как процесс создания новой среды на основе старой; архитектурная теория, история и прогнозирование – как деятельность, связанная с определением принципов, исторических основ и ориентиров создания АС; восприятие, оценка и критика АС - как процессы, результаты которых также напрямую влияют на результат архитектурного творчества64.

Само понятие «архитектурная деятельность» изменяется со временем, трансформируется е юридический статус, правовое определение, характер отношений между субъектами этой деятельности [130], обновляются нормативные акты и т.д. Архитектура в целом выступает в виде постоянно меняющейся системы, что указывает на самую очевидную форму проявления времени - историзм.

«Paula rhei»65, - эту фразу древнегреческого философа Гераклита Ефес-ского сохранил для истории Платон. Гераклит продолжает «Все сущее теч т, и ничто не оста тся на месте. Невозможно войти в одну и ту же реку дважды» [59]. Он был первым из исследователей, кто присвоил свойство постоянной изменчивости буквально всем явлениям действительности. Повсеместно человечество окружено процессами. Ещ более это касается самого человека и цивилизации вообще, это системы постоянно меняющиеся, эволюционирующие. Процесс (от лат. processus - «течение, ход, продвижение») - последовательная смена состояний чего-либо, стадий развития рассматриваемого явления66. Каждый процесс, по определению, предполагает изменение и движение. Данное понятие напрямую сопряжено с понятием времени. Процесс развития архитектуры не исключение.

История (др. греч. hxopia - «расспрашивание, исследование») устанавливает последовательность событий (исторический процесс) и делает выводы о причинах событий и их следствиях. Исторический подход к изучению архитектуры предусматривает е рассмотрение как целокупной изменяющейся системы, которая занимает сво место в общей иерархии и соседствует с системами того же уровня. Элементы этой иерархии находятся в тесном взаимоотношении [119]. Например, техника (в узком смысле) – область знания, соседствующая с архитектурой. С самого начала зарождения зодчества началась эволюция конструктивных систем с опорами-стенами или стойками, с коническим, двускатным или плоским балочным покрытием, применялись природные материалы, изготовлялись искусственные [97], – на протяжении всей истории человечества развитие технологий строительства во многом определяло развитие архитектуры. Один из величайших архитекторов XX века, Ле Корбюзье отмечал силу влияния техники «Железо и цемент за какие-нибудь 50 лет привели нас к достижениям, свидетельствующим об огромной строительной мощи и о полном пересмотре прежнего архитектурного кодекса. Сопоставив это с прошлым, мы начинаем осознавать, что отныне "стили" для нас уже не существуют, что выработан единый стиль эпохи, что произошла революция» [41].

Связь с уровнем технологий сохраняется и по сей день. Возведение многих современных сооружений стало возможным только благодаря тому, что технологии их строительства и эксплуатации достигли необходимого уровня. К примеру, конфигурация высотных сооружений напрямую зависит от технической оснащ нности, в этих случаях необходимы специальные машины, конструкции и материалы. Высота небоскр бов ограничена главным образом уровнем технического совершенства систем элевации как на этапе строительства – здесь повышенные требования предъявляются кранам; так и на этапе эксплуатации – тогда определяющее значение имеют лифты. От лифтов зависит безопасность эксплуатантов высотного здания, которая определяется надежностью систем элевации в экстремальных условиях, грузоподъемностью, высотой подъема, скоростью. Одно из самых знаковых сооружений последних лет, самое высокое здание из когда-либо возвед нных, Бурдж Халифа (Burj Khalifa) (илл. 6) в Дубаи (ОАЭ) [188], не только своим видом, но самим существованием обязано технологиям. Высота постройки составляет 828 м, при количестве этажей, равном 163, высота размещения самого высокого эксплуатируемого этажа – 584 м. От него до уровня первого этажа предусмотрен служебный лифт грузоподъемностью 5500 кг с самой большой в мире высотой эксплуатации, который также может использоваться при тушении пожаров. На этот случай часть из 57 пассажирских лифтов запрограммирована на возможность контролируемой эвакуации, по этому показателю башня Бурдж Халифа первая в мире. Ка бины лифтов здесь двухпалубные, они вмещают 12–14 чел. и двигаются со скоростью до 18 м/с, что также является мировым рекордом. Кроме того подобное здание должно обладать уникальными по своей технологичности системами кондиционирования возуха, водо- и электроснабжения.

Восприятие среды (и его темпоральные особенности) как способ понимания настоящего

Вс вышесказанное относится к вопросам функциональной организации АС как предмета проектирования (постулат «польза»). Конструктивная же составляющая архитектуры (постулат «прочность») традиционно следует целям утилитарным и эстетическим. Например, темпоральные характеристики функциональной организации среды часто задают е конструктивную конфигурацию111. Внутренние процессы, которые должен обеспечивать объект, их длительность, величина, взаимная компоновка во времени и пространстве определяют размер и расположение помещений, выбор конструктивной схемы и строительных материалов. В масштабах города хорошо заметно формирующие действие такого фактора, как время доступности. Этот показатель, активно используемый девелоперами для ценообразования в области недвижимости (илл. 51), непосредственно влияет на конструктивный аспект пространственную структуру города, равномерность расселения, размеры агломерации, этажность и капитальность застройки, конфигурацию дорог и т.д. Существует масса примеров, когда конструктивное решение АО определяют эстетически мотивированные темпоральные особенности среды. Еврейский музей в Берлине (1998– 2000 гг.) архитектора Даниэля Либескинда (Daniel Libeskind) призван служить демонстрацией истории еврейского народа. Автор выстраивает для посетителей последовательность исторических этапов и событий в жизни народа. Вс в архитектурном решении здания, в том числе и конструктивная система, подчинено этому замыслу.

Временная организация эстетической составляющей среды (постулат «красота») также является предметом архитектурного творчества. Центром внимания архитектора здесь выступает процесс восприятия индивидом элементов среды. Картина восприятия постоянно меняется (см. п. 2.2. Восприятие среды (и его темпоральные особенности) как способ понимания настоящего): изменчива поступающая к наблюдателю информация о форме, цвете, звуке, запахе, температуре. Смена одного образа другим достигается а) перемещением наблюдателя (изменением во времени его положения и ориентации); б) изменением во времени перечисленных характеристик самой АС. В обоих случаях речь ид т о последовательности образов, а предметом творчества архитектора, по сути, является сценарий восприятия. По части первого варианта Линч отмечает «Не меньшее впечатление динамики достижимо за сч т использования движения самого наблюдателя по мере прохождения сквозь окружение оно кажется переменчивым. … Классическими примерами служат долгие и строго организованные подходы к тронам и алтарям, воздвигавшимися царями и жрецами, чтобы потрясти воображение подданных. … Города и парки могут иметь похожие процессионные пути. … В целом эстетический эффект, воспринимаемый движущимся зрителем, идентичен эффекту, производимому меняющимся миром…» [44, с. 213–214]. К таким объектам, где основой построения образа служит траектория наблюдателя, относится и ранее упомянутый Еврейский музей Либескинда (илл. 52, а). Среди градостроительных примеров широко известна Историческая ось в Париже (другие названия – Триумфальный путь, Королевская перспектива). Она не единственна в сво м роде, сценарно спроектированные городские улицы есть во многих городах мира, но именно парижский пример отличается ч ткостью воплощения идеи. Исторически сложившийся город, Париж развивался в радиальном направлении от центра к периферии. Триумфальный путь (илл. 52, б) начал формироваться 1640 г. как аллея, исходящая от Лувра, который стал начальным пунктом будущей градостроительной перспективы. По мере строительства Парижа Историческая ось соединяла вс новые памятники и городские территории сады Тюильри, площадь Людовика XV (ныне пл. Согласия), Елисейские Поля, арку на площади Каррузель, Триумфальную арку, коммуну Н йи-сюр-Сен, мост Н йи, квартал Дефанс и его Большую арку. В итоге получилась не столько пространственная перспектива, сколько ось времени, которая демонстрирует движущемуся по ней наблюдателю последовательность этапов и событий истории Парижа, Франции и всей Европы, представляя собой почти кинематографический сценарий.

Компоновка времени, распределение событий и этапов на временной оси, работа с их длительностью и последовательностью – словом, сценарный подход – основа творчества в таких видах искусства, как литература, музыка, театр, кино. В этих областях накоплен большой опыт распределения времени, который актуален и в архитектуре. «Архитектура – застывшая музыка», – неспроста замечает философ Ф. Шеллинг (1842), а Бернар Чуми (Bernard Tschumi), знаменитый архитектор ХХ–ХХI вв. добавляет «Вместо того чтобы начать проект с анализа конкретных требований – скажем, необходимой площади помещений, – я ищу идею в литературе или кино» [189].

Нельзя полагать, что необходимость выстраивать последовательность восприятия образа принята всеми архитекторами, таких примеров не много. Единственный зодчий, прославившийся именно своим «режиссерским» талантом, – Иниго Джонс (Inigo Jones) (1573–1652), один из основателей британской архитектурной традиции, который осуществил сценографию более чем 500 театральных представлений. Нередко для создания действительно качественного произведения архитектору необходимо обладать навыками режисс ра. Как режиссеры, люди намного более опытные в организации времени, решают архитектурные задачи? Всемирно известный кинорежисс р Андрей Тарковский проделывает такую работу, трудясь над картиной «Солярис» (сцен. – А.А. Тарковский, Ф. Горенштейн; худ. – М. Ромадин) [207]. Авторы проводят своего героя по различным типам АС загородный дом, город, общественное здание, оживл нная магистраль, интерьер космической станции и др.; герой то находится в приватном пространстве, то переходит в общее, то действует на их границе (илл. 53). Кроме того, архитектурными средствами достигается последовательное изменение самой среды, одни и те же пространства предстают перед зрителем в различных состояниях меняется цветовая гамма, освещ нность, внутренний порядок, звук. Тем самым искусно формируется композиция кадра, получаемый зрителем образ. Выстраивая продуманную линию образов (посредством изменения характеристик искусственной среды и формирования «траектории» воспринимающего), а также используя известные архитекторам композиционные при мы, Тарковский достигает возможности сообщить зрителю соответствующую последовательность мыслей, необходимых для выражения творческого замысла.

Фактор времени в архитектуре как процессуально-методологической системе

Каждый элемент АС встроен в е иерархию, это касается и утилитарного аспекта. Если рассматривать подвижность как основную характеристику среды, то в отношении функциональной структуры необходимо сказать следующее.

Понятие функции сопряжено с понятием процесса, а, следовательно, с изменчивостью. То, что здание является контейнером для изменчивых процессов и само встроено в макропроцессы, заставляет здание меняться, или, по крайней мере, быть готовым к изменениям внутренних или внешних условий. Уже на этом уровне подвижность, гибкость функциональной схемы представляется обязательной.

Несмотря на то, что большинство зданий кажется статичным, каждому из них свойственна функциональная подвижность. Чаще всего это относится к самому низкому уровню функциональной иерархии взглянув на традиционную функциональную ячейку, помещение, легко согласиться с тем, что на этом уровне перемещение функциональных зон ничем не ограничено. Внутри общей комнаты квартиры находятся и зона отдыха, и зона хранения, и коммуникационные пространства. Их взаимное расположение регулируется простой перестановкой мебели. На следующем уровне дело обстоит сложнее, поскольку в классическом варианте разделение на ячейки предполагает разграничение пространства перегородками. Но и эта проблема решается свободной планировкой, когда для изменения расположения ячеек внутри функционального блока достаточно лишь перенести перегородки, или, если позволяют условия, добавить новые ячейки, удалить лишние, поменять местами (как, например, в башне Накагин). Существуют такие трансформируемые объекты, в которых предусмотрена подвижность на уровне функциональных блоков (например, квартир).

В Нидерландах в настоящее время освоено строительство плавучих одноквартирных домов (илл. 58, №13), которые по желанию хозяев могут формировать на воде жилые комплексы различных конфигураций. На следующем уровне функциональной подвижности объекты могут быть перенесены целиком. Еще древние кочевые народы использовали перемещаемые жилища, чтобы иметь кров в каждом новом месте пребывания и даже в пути (илл. 58, №1). В наше время идея мобильных сооружений не менее популярна (илл. 58, №№ 1, 2, 6, 7, 8, 10 и др.). Последовательность восхождения по уровням функциональной иерархии на этом не кончается, существуют проекты, в рамках которых авторы проектируют подвижные поселения (например, проект «Шагающий город» группы Аркигрэм, илл. № 12), но в большинстве сво м они остаются нереализованными. Необходимо также отменить, что мобильность (подвижность) в одном аспекте (в данном случае, функциональном) непременно влеч т за собой подвижность в других аспектах.

Помимо мобильности и капитальности, среди временных особенностей, свойственных АО, также нужно учитывать такие, как быстровозводимость и повторяемость использования.

У каждого здания или сооружения есть период функционирования – временной отрезок от возведения до разрушения, в который оно может осуществлять свои функции. На разв ртывание функциональности объекту требуется время. Те объекты, которые ориентированы на то, чтобы достигать функционального состояния в сравнительно короткие сроки (илл. 58, №№ 1, 3, 9, 19), считаются быстровозводимыми. Также существуют объекты, особенность которых заключается в способности неоднократно осуществлять циклы своего функционирования (развертывания и св ртывания функции). К таковым относятся временные мобильные сооружения для работы в полевых условиях и другие передвижные объекты (илл. 58, №№ 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10).

Эстетический аспект В эстетической составляющей АС время также проявляется посредством движения. Характеристики движения считываются главным образом визуально. Рассмотрение этого вопроса начн м с элементарного.

Первичный композиционный элемент, точку, Василий Кандинский определил как единичный неподвижный объект. Когда точке сообщается сила, она начинает движение и образует линию [36]. Линия относится к точке, как движение относится к покою. Там, где есть движение, наличествует и время. С появлением линии безвременность сменяется временем. То же происходит при переходе от линии к плоскости, и далее, от плоскости к объ му – время начинает проявляться вс шире.

Если отталкиваться от композиции, то точка, линия, плоскость и объ м (математические пространства с разными размерностями N0, N1, N2, N3) суть различные формы движения, которые представляют собой различные стадии проявления времени относительно безвременья. Из этих элементов состоит любая композиция, в том числе и архитектурная. Последовательность точек на линии, линий на плоскости, плоскостей в объеме также выражают движение, промежутки между ними определяют его темп и ритм. В целом композиционные отношения – это отношения различных форм и видов движения. Эстетический аспект АО «генетически» связан с движением, а, значит, правомерно утверждение, что он также априорно связан со временем.

В архитектуре движение имеет формообразующее значение. Характер движения точки определяет линию, линии – поверхность, поверхности – тело. Образ объекта становится результатом последовательности преобразований, «объект – не вещь, топологическая структура, серия событий, серия трансформаций» [142, с. 41], что особенно характерно для современной архитектуры. В итоге форма может выражать покой, сбалансированность, как в случае классической композиции (например, древнегреческие храмы), или напротив динамику, скорость, поточность (например, илл. 58, №23, 25), тогда композиционными средствами созда тся впечатление физического движения – мнимая подвижность. Е демонстрирует спроектированный к началу выставки Экспо-67 (г. Монреаль, Канада) жилой комплекс Хабитат 67 (илл. 58, №29), который состоит из 354-х бетонных кубов, «нарощенных» друг на друга. Физические связи между ними композиционно не подч ркиваются, напротив, каждый из них кажется отдельным, свободно перемещаемым относительно остальных. Созда тся общее впечатление подвижности, изменяемости.

Подвижность образа достигается и физическими изменениями: а) визуально-звуковыми средствами, без движения конструкции. Это реализуемо, например, посредством регулирования освещения. В последнее время распространена практика применения светозвуковой аппаратуры при построении процесса восприятия здания. Почтовый офис на центральной площади города Гент (Бельгия) примерил на себя ряд образов, на его фасады поочер дно проецировались различные изображения и анимации, которые вступали в композиционное взаимодействие с относительно неподвижной эстетической структурой здания, тем самым рождая новые визуальные сочетания. Те же при мы были использованы 4 сентября 2012 г. в Москве во время светозвукового представления Альфа-Шоу 4D, когда сотни тысяч зрителей наблюдали преобразования главного здания МГУ им. М. Ломоносова; б) механическим движением, когда происходит изменение образа во времени вследствие конструктивных преобразований объекта. Так детали фасада бизнес-центра Pixel (2010 г.) в Мельбурне (Австралия) представляют собой поворотные разноцветные лопасти (илл. 58, № 27), меняя сво положение, они задают общую картину восприятия здания, делая его то открытым внешнему пространству, то более изолированным. Более масштабные трансформации образа демонстрирует здание музея в Милуоки (США) архитектора С. Калатравы (Santiago Calatrava). Автором сформирован мощнейший образ масштабная символизирующая птицу конструкция обладает подвижностью, чтобы распускать «крылья» утром, знаменуя начало работы музея, и складывать их вечером во время закрытия.

Такие методы становятся вс более популярными среди архитекторов, и постепенно происходит исторический переход от статики АО к динамике. Эстетическую гармонию объекта составляют не только пространственные пропорции внутренние отношения величин, пространственных размеров и углов; но и темпоральные пропорции отношения временных длительностей, частот, темпов, ритмов сменяющих друг друга этапов и событий. Осознание этих закономерностей – насущная задача современности.

Завершая рассмотрение вопроса времени и связанных с ним характеристик на материале архитектурной среды, стоит подчеркнуть, что АС – это иерархия различных систем, и время проявлено на всех е уровнях от градостроительных масштабов до масштабов отдельно взятой ячейки; а также во всех аспектах систем конструктивном, функциональном, эстетическом. Как и везде в природе, время проявляется в движении. Движение и сопряж нные с ним виды актуализации времени (длительность, скорость, изменяемость) глубоко свойственны АС и выступают здесь в роли дифференцирующего и формообразующего фактора (илл. 58), в целом потенцируя е разнообразие.