Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика целостности архитектурных аналогий Курбатова Надежда Владимировна

Методика целостности архитектурных аналогий
<
Методика целостности архитектурных аналогий Методика целостности архитектурных аналогий Методика целостности архитектурных аналогий Методика целостности архитектурных аналогий Методика целостности архитектурных аналогий Методика целостности архитектурных аналогий Методика целостности архитектурных аналогий Методика целостности архитектурных аналогий Методика целостности архитектурных аналогий
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Курбатова Надежда Владимировна. Методика целостности архитектурных аналогий : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 : Новосибирск, 2004 162 c. РГБ ОД, 61:04-18/42

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ 12

1.1. Целостность и аналогии 12

1.1.1. Понятие 12

1.1.2. Концепция 15

1.1.3. Метод 18

1.2. Проблемы теории и практики архитектурных аналогий .21

1.2.1. Интерпретация 21

L2.2. Конструирование 25

1.2.3. Принцип .30

1.3. Архитектура и аналогии 33

1.3.1. Архитектурные аналогии в языке архитектуры 33

1.3.2. Архитектурные аналогии в вербальной системе творчества .35

1.3.3. Архитектурные аналогии в реставрации 40

Выводы по первой главе .43

ГЛАВА2. КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИКИ 46

2.1. Архитектурное творчество и аналогии 46

2.1.1. Вопросы устойчивости аналогий архитектурного стиля 46

2.1.2. Метод аналогий прототворчества 46

2.1.3. Архитектурные аналогии формотворчества 47

2.2. Архитектурная природа формы и аналогии 50

2.2.1. Архитектура природной формы как предмет аналогии 50

2.2.2. Архитектурная природа творчества 58

2.2.3. Аналогия формы в онтологии творчества 62

2.3. Аналогии мышления в архитектуре 64

2.3.1. Человек и архитектурная среда 64

2.3.2. АСЖ 71

2.3.3. АСЖ как знаковый символ искусства 77

Выводы по второй главе 89

ГЛАВА 3. АНАЛОГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ В АСПЕКТЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ АСЖ 92

3.1. Архитектурные традиции 92

3.1.1. Архитектурные традиции как предпосылки формирования целостности АСЖ 92

3.1.2. Устойчивые формы эволюции антропогенной среды как предмет аналогии 104

3.1.3. Прочтение архитектурных традиций как метод 106

3.2. Аналогии в архитектуре 112

3.2.1. Форма 112

3.2.2. Тектоника формы и архитектоника 112

3.2.3. Корреляция формы 113

3.3. Конструирование целостности 116

3.3.1. Архитектурное наследие как предмет аналогии 116

3.3.2. Причинность как принцип формообразования 122

3.3.3. Архитектурные аналогии в границах творческой парадигмы 126

Выводы по третьей главе 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБОБЩАЮЩИЕ ВЫВОДЫ 141

БИБЛИОГРАФИЯ 145

ПРИЛОЖЕНИЯ 158

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена формированием концепции целостности интегрированной модели архитектурной теории, которая в свою очередь является умозаключением по аналогии языка архитектуры, и практического творческого процесса на уровне профессионального моделирования, а также реставрационного проектирования. Поводом к исследованию и разработке методики послужил ряд проблем, существующих в архитектурной теории и практике. Проблема целостности культурного наследия, распадающаяся на составляющие понимания значения целостности и аналогии в архитектуре, толкования ценностных ориентиров культуры, прочтения их понятий, сохранения информационного потенциала в виде традиций и резерва профессионального опыта, а также рассмотрение культурного наследия как одного из важнейших ресурсов архитектурного творчества. Проблема сохранения или воссоздания целостности: предметной среды артефактов. Проблема градостроительной реконструкции с позиций функциональной целостности ее формообразующих элементов и их взаимодействия с пользователем. Проблема ревалоризации - создание целостной архитектурной системы* в ходе проектирования и строительства в сформировавшейся материальной среде.

На языке архитектуры понятие «аналогия» употребительно в основном в следующих смысловых значениях. Во-первых, архитектурная аналогия традиционно трактовалась как культурно-исторический образец или прототип творческого мышления (Е.А. Ащепков [8, 9, 10], А.В. Иконников [60, 61, 62, 63], А.В. Ополовников [106, 107] и др. [116, 36 (46-47)]) Примерами образа и формы служат наименования фрагментов -. застройки и отдельных объектов народного зодчества, интерпретируемые С.Н. Баландиным [13, 14], M.F. Бархиным [17], А.В. Буниным [130 (262)], Л.Н. Вольской [31], В.Л; Глазычевым [35]. ВТ. Горбачевым [38]^И.Э. Грабаре [130 (269)], Н.Ф. Гуляницким [130 (269)], О.П. Орфинским [130 (284)], С.С. Подъяпольским [128], Т.Ф. Саваренской [130 (291-

292)], B.A. Симагиным [117, 137], ЮЛ. Спегальским [7], А.А Тицем [66], Ю.С. Ушаковым [156] и другими архитекторами-исследователями как историко-культурные, номенклатурно-типологические и стилевые аналогии. Во-вторых, архитектурная аналогия формотворчества несла во многом образную информацию формы конкретных объектов, создаваемых с учетом основ композиционного построения и в соответствии с характерными особенностям строительной культуры, в русле архитектурной философии. [147, 41] По существу, не акцентируя внимание на самом понятии «аналогия», архитектурная теория использовала другие характеристики, обозначающие данную категорию архитектурного творчества: «пропорция» по Витрувию* «каркас», «ткань» города и «градостроительная? система» по А.Э. Гутнову, «русла» расселения, заложенные в проекты И. Лежавы, С.Садовского и др. [49, 50]* «точка омеги» как асимптотический предел сообщества, означающий

конечное совершенство человечества Тейяра де Шардена [50 (7-8)]. Кишо

и Курокава ввел в архитектуру понятие «философию метаболизма» по аналогии с

живыми организмами ш«философию симбиоза» как аналогию взаимодействий

человека с природой, техникой, историей и культурами [18 (124)]. С конца

1980-х годов архитекторы используют архитектурную грамматику

фрактальности г по аналогии с концепцией Бенуа Мандельброта «Фрактальная

геометрия природы» [54]. За «ствол» или «стилевой стержень» советского»

современного движения; был принят, по словам СО. Хан-Магомедова,

конструктивизм [130 (298-299)]. Как аналогия архитектурной идеи в виде

«продолжения; человеческого «Я» М. Хеймсона или «соответственности,

сопряженности, взаимосвязанности предметно-пространственного окружения к

межчеловеческим взаимодействиям» В Л. Глазычева, - представлена городская

среда. «Лингвистическая аналогия» по Г.З. Каганову рассматривает городскую

среду как особый вид текста [95 (15)]. Сама архитектура в контексте искусства

трактуется как аналогия музыки [90 (327)].

Платон ввел в эстетическую науку термин «analogia» который Цицерон очень точно перевел на латынь словом «proportia», понимая под этим равенство двух отношений [29 (65); 37(7); 140(99)]

В контексте обучающей методик МАРХИ, УралГАХА, НГАХА,
НГАСУ (Сибстрин), ГУЗ и других архитектурных вузов «архитектурные
аналогии» преимущественно рассматриваются как методы аналогий формы,
образа и пропорции или интерпретируются в виде концептов [16; 133; 171; 43;
134]. Реставрация использует метод архитектурных аналогий, отображающий
конкретную профессионально-архитектурную специфику [99; 128]. В сети
Интернет предоставлена информация об употреблении понятия «архитектурная
аналогия» в материалах по истории ? архитектуры и в критических статьях
зарубежных и отечественных периодических изданий по архитектуре и дизайну
[54]. Актуальным оказалось заимствование термина «архитектурные аналогии»
в политике и маркетинге социологии и психологии [148], моде [150] и
медицине. Для дизайнеров по примеру психологов особый интерес
представляет эмпатия, то есть личная аналогия; Об эмпатии в архитектурном
творчестве косвенно сообщается в некоторых трудах отдельных

исследователей архитектурной теории [36, 123]. В списке простейших методов стимулирования и поиска новых идей в моделировании одежды аналогия стоит на первом месте. Далее следуют фантазия, инверсия, эмпатия, выявление визуальных несоответствий, преобразование и пр. [147].

Целью архитектурного исследования является приращение знания о методах проектирования и корреляции артефактов АСЖ в виде формулирования концепции целостности в процессе разработки методики системного переноса креативных аналогий в архитектуре.

Приоритетной задачей диссертационного исследования является синтез архитектурной теории и творческого моделирования в аспекте эвристики в контексте архитектурной профессии; В целом задачи исследования предполагают решение нескольких проблем. Базовыми являются две: определение и структурирование комплекса факторов, влияющих на формулирование концепции целостности и ее взаимодействия с аналогией» в аспекте наследия, архитектурных традиций, взаимодействия идей и артефактов в границах творческой парадигмы; а также разработка проекта матричного модуля коннотативной аналогии принципов архитектурного формообразования в виде исследования методов толкований архитектурных прочтений:

Объект научного изыскания — область структурных взаимодействий \ информации, образа и формы архитектурного объекта, пространства и элементов АСЖ.

Предмет диссертационного исследования. Перспектива решения отдельных задач соответственно, формирует несколько наименований принципов взаимодействия: аналогии в виде координат профессионального пространства (архитектуры природной формы, устойчивых форм эволюции антропогенной среды, корреляции формы, архитектурного наследия); языка архитектуры в виде аналогии мифологического образа, стилевой аналогии образа, гтротоконцепта, аналогии графического и коннотативного образа; архитектурных традиций в виде толкований целостных прочтений; и информации как причинности формообразования в виде тектонического и этимологического анализа артефактов в процессе их взаимодействия; Значительное внимание уделено предмету операционализации - тектонической и этимологической корреляции элементов, формирующих целостную среду обитания или; АСЖ на примере двух направляющих - архитектоники и тектоники формы элементов среды обитания.

Границы диссертации! определяются объектом архитектурного исследования и включают область знаний, неограниченную временными и территориальными рамками.

Научная новизна архитектурного; исследования. Проведено исследование структурного взаимодействия методов архитектурных аналогий и разработана методика их комплексного использования. Предложена методика толкований целостных прочтений архитектурных традиций, которая является умозаключением по аналогии анализа информационного принципа и порядка формообразования архитектоники и тектоники элементов рукотворного пространства в генезисе и эволюционном развитии АСЖ посредством использования архитектурных созидательно-информативных аналогий артефактов.

Предмет защиты диссертационного исследования. Конструктивный анализ архитектурных аналогий рассматривается в трех концептуальных направлениях:

- структурные модели аналогий - триединство констант целостности, система профессионального языка архитектуры, процесс архитектурного формотворчества и реставрационного проектирования;

система факторных методов архитектурных аналогий, являющаяся основой методики системного переноса креативных аналогий в архитектуре;

методика целостных прочтений архитектурных традиций среды жизнедеятельности и отдельных ее элементов как артефактов: метод толкований архитектурных прочтений, метод причинности формотворчества как совокупность формообразных принципов использования информативных и созидательных аналогий прототворчества, так как причинность созидания архитектоники и тектоники артефактов является умозаключением по аналогии этимологической! концепции анализа закономерных тенденций корреляции устойчивых координат АСЖ.

Методы і и средства научных изысканий. Для решения задач, поставленных в диссертации, использовались положения системного подхода диалектической логики, которая в данном исследовании выступает на нескольких уровнях. Во-первых, диалектический принцип рассматривает вопросы архитектурного формотворчества в их развитии, изменении и взаимодействии. Во-вторых, данная методология интегрирует совокупность различных областей знаний. И, в третьих, затрагивает специальные методы архитектурно-реставрационного исследования, которое является выражением поисковой функции теории реставрации - ревалоризации.

Для анализа основных направляющих объекта исследования использованы методы поиска новых идей. Общие методы стимулирования новых идей - аналогия, эмпатия, инверсия понятий визуализации формы и информации формообразования, выявление образных, этимологических, информативных и других несоответствий и взаимодействий. При определении принципов ревалоризации использован нормативно-параметрический метод.

Учет формообразующих факторов и выявление группы» устойчивых методов в виде: комплексных исследований памятника архитектуры и объекта реконструкции^ проектирования, сравнительных аналогий, воссоздания типичной образности реставрируемого объекта, сравнительных, аналогий ишр. Эти методы используются в качестве пролегоменов в виде синтеза методов архитектурных аналогий, а также специальных требований, предъявляемых к архитектурному пространству со стороны потребителя и проектировщика, например, аналогия Модулора «ДА».

Использован метод инверсии информационного, семантического и визуально-графического языка архитектуры* созидательных принципов взаимозависимости формы и информации артефактов АСЖ. Проведено конструирование интерпретации методов архитектурных аналогий в творчестве

средствами структурной и факторной операционализации и путем разработки структурной модели архитектурных аналогий в теории и практике. При выполнении исследований проводились натурные обследования объектов, теоретическое обобщение отечественного и зарубежного опыта по нормативно-справочным и литературным источникам и через сеть Интернет, логическое и графическое моделирование исследуемых систем.

Гипотеза диссертационного исследования! заключается в анализе понятия целостности как сущностной парадигмы. Константа целостности интерпретируется в виде триединства: целостности во взаимодействии с аналогией: При условии, что научная гипотеза является умозаключением по аналогии как новое знание или идея, целостность интерпретируется как временная константа в теории познания. При условии; что АСЖ (целостность архитектуры) создается по аналогии с целостностью природы, целостность интерпретируется как конструктивно-созидательная константа архитектуры. При условии, что архитектурная аналогия есть метод мышления, как одна из констант архитектурного наследия, целостность интерпретируется как концептуальная константа наследия.

Практическая; ценность диссертации. Полученные результаты архитектурных исследований позволят систематизировать по внешним и внутренним признакам методы неологии, гомологии и генкодирования, интегрируя их в область реставрационного проектирования в ходе приближения к обоснованию реальной оценки целостности прочтений архитектурных традиций; реализовать на практике и в учебных целях использование разработанных методов архитектурного творчества в соответствии с методикой системного переноса креативных аналогий.

Апробация і результатов диссертационного исследования. Основные положения исследований были представлены к обсуждению в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете (Сибстрине) на научно-технических конференциях «Архитектура и градостроительство»' -1999-2004 и на региональных научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава - 2002/2004; в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии? - 2002/2003; в: Московском институте коммунального хозяйства и строительства: (МИКХиС) на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы градостроительства и жилищно-коммунального комплекса» - 2003; в рамках

международной промышленной специализированной выставки СТРОЙСИБ-2003, ВО «Сибирская Ярмарка» на региональной научно-практической конференции «Качество урбанизированной среды: архитектурно-градостроительный аспект»; в рамках программы Tacis LIEN «Доступное образование высокого уровня» и проекта «Интеграция людей с ограниченными физическими возможностями в систему образования высокого уровня» Новосибирского государственного университета, НРООИ ЦНЖ «Финист» и Технологического университета города Бордо (Франция) на Российско-Французской конференции в 2003 году.

Реализация и публикация результатов научных изысканий. Результаты исследований были опубликованы в 37 печатных трудах и использованы в диапазоне проектного моделирования. Теоретические и практические положения диссертации используются в учебном процессе НГАСУ для подготовки архитекторов и инженеров-строителей. Кроме того, учебно-методическая издательская деятельность содержит 7 наименований публикаций.

Структура и объем диссертации. Очередность решения задач определила структура диссертации. В первой главе определяется: стратегия исследования и разработки методики. Выявляется значение и место аналогий в системе архитектурного мышления, профессионального языка, творческого процесса и формы. Во второй главе разрабатывается концепция формирования методики, аналогия рассматривается как категория целостности в аспекте гносеологического восприятия! архитектурной среды жизнедеятельности. В третьей главе архитектурные аналогии рассматриваются в аспекте целостности і на примере метода толкований целостных прочтений архитектурных традиций и методики системного переноса креативных аналогий в архитектуре. В г заключении приводятся основные результаты диссертационного исследования.

Диссертационная с работа состоит из введения, трех разделов, заключения, приложений и библиографии, включающей 180' наименований, в том числе 9 на иностранных языках. Основное содержание диссертации изложено на 150 страницах, содержит 9 таблиц и 65 графических таблиц, а также 3 приложения.

Архитектурные аналогии в вербальной системе творчества

Если, «книги - это переплетенные люди» (А.С. Пушкин), то архитектура - летопись жизни, она говорит тогда, когда, по мнению Н.В. Гоголя; молчит музыка, поэзия и другие искусства [20]. Изучение: любого вида искусства невозможно без понимания его языка. В качестве иллюстрации приведем рассуждение Е.А. Баратынского по поводу значения языка в архитектуре: «предрассудок - он обломок древней правды..- храм упал, а руин - его потомок языка не разгадал» [15 (201)]. Архитектура одного и того же типа здания имеет бесконечное количество толкований. Ни одно из них не будет бесспорным, но вероятно, ни одно не будет неверным: Архитектура говорит на своем языке, или правильнее - на нескольких языках. Ее богатые тончайшими оттенками формы воспринимаются всеми органами чувств, всеми ощущениями человека [110] в соответствии с его личными аналогиями. В первую очередь архитектура воспринимается визуально. Визуализация образа (реальное или графическое изображение) складывается из формообразующих представлений через сопоставительный анализ принципов строительства формы в контексте предметной среды обитания (синтез природной и антропогенной среды) и семантической образности артефактов и явлений среды жизнедеятельности. Дополнительно подключается информация в виде слова об архитектуре (художественное, критическое, этимологическое и пр.), то есть вербализация. Таким образом, слово и графика дополняют друг друга и синтезируют более четкое, в идеале, - правильное толкование образа архитектурного объекта. Данное утверждение относится как к реставрируемым объектам в виде памятников архитектуры, так и к объектам реконструкции и нового строительства. Концепция методики, следовательно, базируясь на исследовании архитектурных аналогий, творчески интерпретирует их как аналогии артефактов и концептов АСЖ и рассматривает в следующих моделях: в языке архитектуры, в профессиональном творчестве и в реставрации (Г.Т. 5). Архитектура на протяжении многих веков и тысячелетий вырабатывала свои языки, которые формировались в зависимости от множества факторов -социальных, природных, философско-мировоззренческих, конструктивно-технических и пр. Эволюционные фазы цикличного развития архитектуры характеризовались постепенным освоением и обогащением архитектурного языка [96 (17)]. В постсовременной архитектуре происходит как совершенствование уже существующих, так и параллельное формирование новых языковых систем. Исходя из этой концепции, язык архитектуры рассматривается как развивающаяся разветвленная система. Существует модель строения архитектурного языка, показывающая, что архитектурный язык обладает собственной морфологической, семантической и синтаксической структурами. Несмотря на то, что язык архитектуры различает несколько систем, в качестве базового предмета исследования данной области знаний рассматривается синтезирующая логика композиционного мышления, которая в виде структурной операционализации использует аналогию. Выделим вербальную, художественную и техническую системы условно образной визуализации архитектурного языка (Г.Т. 5 [1]).

Художественная система незримо дополняет вербальную и условно является ее частью. Тем не менее, в основе эволюции самого художественного языка архитектуры и смежных с ней искусств лежит концепция множественности архитектурных языков. Прежде всего, это язык архитектурного стиля (язык модерна, «международного стиля» или модернизма, например), а также архитектурной критики. Язык архитектурного стиля создает для разных авторов, школ и направлений общие черты индивидуальной поэтики, которые вырабатывают единство выразительных форм, наблюдаемых в некотором множестве произведений искусства на протяжении того или иного исторического периода [35]. Язык модерна, например, предопределяют символизм, метафоричность, эмоциональная напряженность, космополитичность и антинормативность. Язык чистых геометрических форм «международного стиля» делает его абстрактным, нейтральным и обезличенным [126]. Итальянизирующий стиль в архитектуре говорит с помощью «итальянизмов». Этот архитектурный язык в большой степени основан, как не раз отмечалось в литературе [6 (238-245)]), на деталях, почерпнутых из итальянских построек начала XVI в. «Итальянизмами» называют отдельные формальные аналоговые элементы, заимствованные из искусства итальянского классицизма [30]).

Поиски причин и механизмов создания архитектурного языка нового стиля идут путем снятия с объекта его стилевых одежд в ходе архитектурно-художественного творчества. Критическое отношение современной архитектуры к традиционной истории позволяет выявить такие способы композиционного мышления как историко-типологический, стилистический, объектно-морфологический, историко-ассоциативный и деструктивный. Таким образом, утверждается, что сформировавшиеся однажды логические системы композирования не отмирают, а продолжают жить в творческой практике, где архитектурной аналогии отводится значительное место. Знание разных композиционных логик, приемов, средств и представлений позволяет архитектору с помощью личной аналогии выстраивать собственную траекторию профессионального движения в творчестве [126].

Тектоника всю мировую архитектуру делит условно на несколько видов. Из всей: множественности языка архитектоники выделяют две базовые технические системы: стоечно-балочную, или систему столба - ордера; и сводово-стеновую. В чистом виде формирование этих архитектурных языков можно увидеть при изучении и сопоставлении древнегреческой ордерной системы и русско-византийской храмовой архитектуры V-XVI веков [79]1 Возникновение и развитие основного, дорического ордера древнегреческой архитектуры в течение IX-V веков до н. э. - пример удивительного гармонического воплощения архитектуры как синтеза философских, технических и эстетических установок общества. Ордер, по типу изоморфизмов; имеет свой внутренний языковой строй способный к передаче различных эмоциональных состояний. Поскольку язык ордерной архитектуры определил многие эпохи и стили, архитектурные аналогии или изоморфизмы его формотворчества использовались более или менее успешно зодчими разных стран на протяжении более двадцати пяти веков, о чем подробнее будет сказано ниже. Необходимо понять логику формирования технического языка.

С целью погружения в сущностною систему языка архитектуры (технического в том числе), детально рассмотрим авторский метод вербализации архитектурного формо- и прототворчества. Обозначенный порядок исследования определит место архитектурной аналогии в структуре вербальной системы архитектурного языка (технического в том числе).

Архитектурное знание, как и любое другое, накапливается человеком в виде целостной и систематизированной совокупности научных понятий о закономерностях природы, общества и мышления [76(185)]. Оно передается посредствам информации, как одного из основных универсальных свойств, предметов, явлений, процессов объективной действительности: [76 (211)]: Мотивируя общими понятиями информация и знание [76 (211, 185)], представим знания как систему связей отдельных блоков информации: Под вербализацией знаний станем понимать представление их в словесной форме, в виде определений и терминов. При этом, если рассматривать мысль как результат, продукт мышления в форме суждения или понятия [76 (366)], то вербализация представляется как сложный, процесс. Она невозможна без слов, поскольку именно язык служит нормой выражения мысли и средством общения профессионалов [ 152 (3)];

Архитектурная природа творчества

Установить взаимосвязь между строением истории и строением архитектурной формы достаточно сложно, но сходство существует. Смелой концепцией архитектурной теории является утверждение одного их «стихийных материалистов» западной науки 80-х годов XX века, который утверждает, что сама мысль имеет архитектурную природу, «мысль имеет форму здания». «Проект здания является не более чем. пространственной организацией мысли по поводу его целостного функционирования. И, напротив, любая организация мысли приобретает форму архитектурного сооружения» [3 (185-188)]. Последующим поколениям исследователей рекомендуется подвергнуть этот тезис теоретической проверке. Архитектурная природа мысли является более надежным инструментарием определения формы, чем тектоническая или семиотическая ее интерпретация [3 (7)].

Тектоническая интерпретация формы несет информацию о соответствии художественного образа формы его конструктивному образованию. Семиотическая интерпретация - традиционна и соответствует науке, исследующей свойства знаковых систем и некоторые явления культуры в социуме. До сегодняшнего дня и тектоника, и семиотика являются достаточно изученными и часто используемыми направлениями в теории архитектуры.

Архитектурная природа мысли способна выдать интерпретацию формы при использовании личных аналогий в виде генкодирования и неологий, базирующихся на комплексных исследованиях, в состав которых входит целый ряд научных дисциплин. Кроме тектоники и семиотики необходимо задействовать другие методики, изучающие причинно-следственные связи формообразования, как самой архитектуры, так и элементов историко-культурного фонового пространства среды обитания. Дополняя положение из Витрувия о том, что архитектор должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучать геометрию, всесторонне знать историю и внимательно слушать философов, скажем; что он должен демонстрировать чудеса эрудиции, призывая на помощь сведения из смежных областей знаний в виде неологий.

Так, еще в архитектуре Древней Греции Гипподам был преимущественно социологом и градостроителем, а сфера интересов Пифея, автора одного из семи чудес света - Мавзолея в Геликарнасе, лежала в области теории, включая вопросы методологии обучения архитектуре: он считал, что архитектурная профессия требует всесторонних знаний на уровне большем нежели у специалистов этой науки [103 (6,43-47,65-69)]. Причем, архитектор-исследователь должен оставлять «белые поля» в границах своего исследования для того, чтобы заполнять их новыми творческими гипотезами и «зданиями» (см. Г.Т. 61 в третьей главе), а также соблюдать корректность в процессе познания, например, в области богочеловеческого творчества.

В X веке Русь от Византии приняла христианство, распространение которого сопровождалось строительством храмов. Поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было тесно связано с понятием «дом Божий». Греческое слово «кириаки», претерпев изменения, фонетически трансформировалось в слово «церковь» и стало означать и храм как здание, и собрание верующих, и всю Вселенскую Церковь Христову, так что храм как дом (здание) есть прекрасное символическое знамение Дома Божия как всей Христовой Церкви. Столь всесторонняя и органическая связь символики храма с глубиной догматического вероучения Православной Церкви свидетельствует, что не только человеческое мышление принимало участие в создании и устройстве православных храмов и не богословы придумывали символические значения для храмовой архитектуры, как это иногда представляется поверхностному сознанию.

Премудрость церковного устройства есть свидетельство того, что это — богочеловеческое творчество, как и все духоносное творчество в Церкви. Область бытия Божия: непостижима, как непостижим и отличен от Своего творения Бог - Всемогущий Дух, не имеющий ни тварного вида, ни формы, ни вещественности. Православный человек верует как в этот догмат, так и в то, что небесный мир, невидимый, духовный, и мир видимый, вещественный, земной; едины в Боге как их общем Создателе. Творение Божие, состоит из двух областей: небесного и земного, невидимого и видимого, которые гармоничны в своем единстве. Область земного - это окружающий человека мир, подчиненный законам пространства и времени: Бог предоставляет каждому созданию самостоятельность в рамках положенных Им законов бытия:

Особое место во всем небесном и земном принадлежит человеку - венцу творения. Сотворенный по образу и подобию Божию, человек призван осуществлять в себе и собою гармоническое единство всех трех областей сущего: Божественного, небесного и земного, ибо в его природе заключено присутствие всех этих областей бытия. Поэтому и в сознании человека возможно целостное восприятие всего сущего и отображение его в архитектуре.

Наука о бытии имеет большую историю. Высший Закон, которому подчинено ритуальное масонское служение, например, трактует онтологию как науку о бытии материи не в самом широком философском смысле, а материи как материале ремесла и творчества. Ранним цивилизациям было свойственно все обожествлять - солнце, стихии, фауну и флору. Масонство идет от обожествления собственного труда. По этой причине первой человеческой наукой; стала геометрия; ее и избрал человек предметом? культа. Когда он научился; строить дома; то назвал своего Бога Великим архитектором Вселенной [161]. «Геометрия и боги І восседают на одном троне», - творческое кредо Ле Корбюзье, основанное на абсолютизации; прямых углов и линий. Предельный лаконизм из образной обобщенности («ничего лишнего») - такого его творческое начало поисков образно-пластической целесообразности и рационализма предметных форм, которое послужило аналогом творчества многих архитекторов (Г.Т. 7) и далее интерпретировалось в уход от тирании простейшего геометризма.

Человек как природное создание самостоятельно строит свои мысли, реализуя задуманное в элементах материальной формы бытия, и разрабатывает новые методы этого строительства. Компьютер дает возможность непосредственно использовать естественные алгоритмы логического мышления. Идея использования компьютера как полноправного субъекта творческого процесса владеет многими умами еще до его изобретения; В ходе разработки метода компьютерного анализа человеческого творчества на основе эволюционного подхода отечественными исследователями было установлено, что компьютер может выполнять не только роль наблюдателя-аналитика, но и принимать участие в самом творческом процессе [75].

Эволюция априори не является синонимом «всеобщего развития» по мнению А. А. Любищева (выдающегося- русского биолога и философа), а выполняет функцию одного из самых загадочных инструментов познания, так как результатом эволюционного развития, несомненно, является человеческий мозг, точнее, его архитектоника виде парусника или подводной лодки (Г.Т . 3 [1]). К примеру, это можно проиллюстрировать неожиданным на первый взгляд подобием схемы строения мозга, нейронной сети ЭВМ и плана Москвы, отражающего ее градостроительное развитие от основания до наших дней. Для подтверждения исходного положения о том, что «эволюция есть метод», исследователи и далее используют архитектурные аналогии. Итак, архитектор, работающий над проектом, есть творец, но, в отличие от всеведущего Творца Небесного, заранее не знающий окончательного творения, а потому ищущий и сомневающийся. При этом бесценными документальными; свидетельствами творческого поиска являются не столько реализованные проекты, сколько архитектурные эскизы - замыслы; или идеи, творческие аналогии [75]. В» сознании проектировщика, пользователя или? зрителя? каждой5 архитектурной аранжировке соответствует специфическая, конструкция пространства; которая возводится в виде простейшего каркаса, соответствующего физической" и психологической ситуации: Каркас несет на себе смысл сооружения, тот смысл, который зритель должен охватить сразу, постичь решение в целом.

Таким образом, есть основания полагать, что закономерное развертывание целостного амыслового суждения организуется по тем оюе принципам, что издание [3 (7)], создаваемое венцом творения. Отсюда следует, что понятие «архитектура» как искусство строить применительно к любому формообразованию: к строительству формы вообще (фундаментальный принцип); к созданию образа (аналогии архитектурной формы) и аналогии формы (природная форма как предмет аналогии), к искусственному интеллекту и к творчеству вообще ( архитектурная природа мысли или личные аналогии).

Прочтение архитектурных традиций как метод

Традиция - это не образ, не форма, а метод. Она и наследие и наследство. Наследие воспитывает историческое сознание, наследство же тяготит, так как традиция в современных условиях часто превращается в «упаковку». Традицию интерпретируют как совокупность правил для решения повторяющихся проблем, одной из которых является сохранение, а, следовательно, и прочтение традиций.

Рассмотрим- пример практического задания; для студентов специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» (РРАН). Задача заключается в том, чтобы ответить на вопрос толкования в виде графического изображения (чертеж, рисунок). Варианты тематических заданий: «шиш да крыша шишом, где сохи можно применить?»; «что выше: журавец или журавль?»; «дыньки, бусы, гребенчики украшают козырь»; «одиноко стоял голубец у дороги» или «только голубец украшал маковку на высокой шее»; «опрокинутый деревянный желоб, прикрывающий стык тесин по гребню, надежно был соединен сорокой с верхней слегой»; «получистые доски пола заменяли мосты»; «стулья служили хорошим условием для проветривания нижних венцов в шестиугольник»; «с фасада торцы слег по самсам были декорированы причелиной с кистями и полотенцем, а по продольной стороне тесовая юбка упиралась в застреху»; «очелье и фартук колодчатого окна украшены резьбой, а раньше лишь стесанная поверхность бревна обрамляла волоковые, да косящатые с шитухами»; «все было конструктивно и функционально продумано: лабаз с низким залобником стоял на курьей ножке, массивный охлупень в центре прижимал пологие тесины; по торцам - высокие потоки; а по периметру - гнет» и пр. (Г.Т. 40 и 42).

Если студенты даже и не были знакомы со многими архитектурными терминами, то архитектурный стиль по способу изложения они определяли безошибочно - народное деревянное зодчество. Следующий пример из обучающей методики; На лекции по деревянному зодчеству перед студентами инженерных специальностей формулируется понятие: «избушка на курьих ножках». Соединяя различные способы мышления, в частности мифологический, ассоциативный (зрительной памяти после предварительного просмотра слайдов и иллюстраций) и накопленных инженерных знаний они выстраивают правильный ответ - сруб на свайном фундаменте. По аналогии студенты-инженеры домысливают правильность толкований целого ряда архитектурных нарративов, например: «в поветь можно попасть по взвозу, а в избу - по всходу», «если бабайка в охлупне износилась, пора делать ремонт» или «в классической архитектуре часто встречаются обломы».

В ходе профессиональной деятельности у автора формировался поиск ответов на некоторые вопросы: «почему в сибирских деревнях дома по одну сторону улицы имеют едентичное архитектурно-планировочное решение, а по другую — отличаются от первых, но между собой планировочно одинаковы?»; «почему женщине нельзя подниматься на чердак сибирской избы?»; «почему, если во время обеда в избу входит женщина, которая не живет в этом доме (даже, если она является самой близкой родственницей), ее не приглашают за стол, а хозяин дома угощает ее около печи?» и т.д. На все эти вопросы ответы можно найти в описании семантической образности и, изучив языческие верования и представления народов манси, например [167, 154]. Характерный эпизод: в 1988 году в составе приполярного отряда работала киногруппа; снимавшая материал для документального фильма. Когда в перерыве между съемками киногруппа и местные: жители пошли отдохнуть в дом хозяина, мужчины-ханты с не свойственной им в таких случаях поспешностью сели на мули-пал (нары у мул" а), не оставив там свободного места. Дело объяснялось просто: тактичные люди постарались предупредить ситуацию, в которой режиссер, единственная женщина - не хантайка, могла невольно совершить промах, занять неподобающее ей место у мул ала (стена напротив входной двери жилища манси) [44].

Архитектура носит адресный характер. За любым ее произведением стоит заказчик и потребитель. Таким образом, обозначается значимость и их стиля мышления; их личных аналогий.

Методика комплексных прочтений і архитектурных традиций, использующая принцип созидательно-информативных аналогий, способна интерпретировать архитектурную аналогию как категорию целостности в аспекте гносеологического созидания АСЖ (Г.Т. 40). Рассмотрим данное утверждение в действии. Остановимся на конкретных примерах, которые проиллюстрируют устойчивость форм эволюции антропогенной среды и корреляцию тектоники формы и архитектоники отдельных артефактов. Анализ ряда взаимодействий представленных характеристик подтвердит доказательность разработанной методики. Ведущим принципом архитектурных аналогий, таким образом, можно будет считать причинность, как сущностную функцию, порождающую целостность по И. Канту.

Установлено, что памятники архитектуры сохраняются только в том случае, если находится способ их использования (возможно перепрофилирования), востребованности. В настоящем наблюдается некоторое пробуждение интереса к традиционному деревянному жилищу (Г.Т. 42). Таким образом, имеет смысл подробнее остановиться на отдельном конкретном примере - крыши, например.

Необходимо помнить о том, что понятие «крыша» лежит в основе понятия «кров», что означает покров, заступничество, спасение [51 Т. IV (174, 205)]. «Покров», прежде всего, это - оберег в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Таким образом, «крыть», значит еще и прятать, хоронить, таить, скрывать, то есть оберегать и оборонять. Кровельный - это кровелька, козырь (Г.Т. 41 и 15). Кровом называют различные виды сооружений, предназначенных для защиты от непогоды. Это - крыша, кровля, строение, жилище, дом, изба, приют, «скрывище». Забытым термином «скрывище» (от глагола «скрывать») именуют скрытое место, казармы внутри крепости - покрытие сводами и насыпью, каменные помещения военных оборонительных сооружений. В современную номенклатуру типов зданий и сооружений понятие «скров» не входит, но нам известно его назначение - это хранилище, склад, магазин; В современном домостроении мы применяем «скрывни», то есть ставни или оконные створы, как, например, защитные ставни роллеры, предохраняющие окна и ворота гражданских и промышленных сооружений.

Крыть - класть плашмя одну вещь на другую. Крыть крышу означает покрыть ее тесом в два слоя. Идентичность понятия; точнее назначения проявляется во всех формах среды обитания. Например, «накрыть стол», значит покрыть его скатертью (покров); «голову» - шапкой, платком; «плечи» -шалью,-двойным платом; «рубаху» - узором (оберег), а «избу» - декором (наличник, подзор, полотенце, ставни и прочие элементы или «покровы», основное предназначение которых - предохранить архитектурное произведение от неблагоприятных климатических условий, а жильцов - от злых сил). «Тишь да крыш, мир да благость Божья».

Крыть дом, крышу, означает «вершить»; делать «обвершку»; обрешечивать стропила, настилать и укреплять кровлю. Деревянные избы на

Руси крыли тесом в желоб или под гвоздь, пришивая тес к латвинам, слегам или тонкому пиленому лесу, идущему на обрешетку стропил. Крыли в разбежку - в два теса, накладывая верхний ряд срединою на стык, на щели нижнего, а также конем - на два ската; крыли шатром, колпаком - на четыре ската. Крыли ворохом или ометом, то есть покрывали склоченной соломой (от «всклочивать» - сбить, свалять клочьями, спутать) и прижимали ее гнетом, ветвями или ветреницами — «переметинами» (длинная жердь, которой прижимают стога, ометы - скирды или вороха сена и соломенные кровли;изб от бури). В одежде омет - это подол, полы, края, опах. В данном случае конструктивный термин «омет» от «обметывать» (обшивать через край внакидку и окидывать) - и в строительстве не утратил своего значения. Обметывать означает обносить, обставлять, окружать - окрыть двор, например, покрыть его кругом, то есть ухитить-защитить. Нашить тканевую покрышку на мездру или мех — крыть шубу, тоже значить ухитить, то есть прикрыть мех, чтобы он не ветошился. Крыли под щетку или «по-немецки» - расчесанными пучками соломы, прикрученными к латвинам и с обрубом стрехи, то есть с потоком или просто свесом кровли (стреха и застреха). Крыли под смазку - соломой с глиной; краской, лаком - окрашивали, лакировали. «Хоть худ дом, да крыша крыта. Дом купи крытый, а кафтан шитый» [51 Т. II (205-206)].