Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Лазарева Мария Владимировна

Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов
<
Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лазарева Мария Владимировна. Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01.- Москва, 2007.- 285 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-18/38

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕДИАТИВНО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ 14

1.1 Функции и роль медиативно-коммуникационных пространств в системе зданий и комплексов общественного назначения 14

1.2 Исторические и современные формы медиативно-коммуникационных пространств 21

1.3 Современные концепции формирования многофункциональных общественных пространств 36

1.4 Многофункциональные коммуникационные общественные пространства как часть городской среды 45

Выводы 49

Глава 2. АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИАТИВНО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ИНТЕРЬЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ 53

2.1 Формирование интерьерных средовых систем как «пространства событий» 53

2.2 Средовые системы, выступающие как «пространства-посредники» 67

2.3 Сводные таблицы основных характеристик и приемов архитектурно-дизайнерской организации МКИП 79

Выводы 98

Глава 3. СТРАТЕГИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРОВ 91

3.1 Среда МКИП как объект особых технологий средового проектирования 91

3.2 Определяющие компоненты стратегии формирования МКИП 97

3.3 Приемы и средства визуализации проектных идей 104

Выводы 115

Заключение 116

Основные результаты и выводы 117

Литература 120

Введение к работе

Вопросы формирования и жизни общественного пространства занимают одно из центральных мест в архитектурных научных дискуссиях последнего времени. Как отмечает А.В. Иконников: «Трансформации в макромасштабе категорий культуры предопределяют новую постановку проблем пространственной организации общества и формирования его среды, изменяют иерархию ценностей» /1.25/. Стремительное развитие информационных технологий ведет к тому, что образ жизни, виды деятельности, культурные потребности горожанина меняются настолько быстро, что архитектура не успевает адаптироваться к таким изменениям.

Это отражается на постоянной диверсификации общественных пространств в городе, их непрерывном изменении и усложнении внутренней организации. Одним из самых сложных и динамичных элементов этой системы являются многофункциональные пространства крупных общественных комплексов — «интерьеры-посредники» — граничные пространства, выходящие за рамки традиционной типологии, в которых доминируют процессы коммуникации. Это пассажи, атриумы, «форумы», открытые вестибюли, торговые моллы, комплексные переходы, элементы транспортных комплексов и т.п. пространства, для которых характерны:

многофункциональность;

транзит как один из основных функциональных процессов;

синтез коммуникационных и коммуникативных функций;

открытость для различных социально-демографических слоев и культурных сообществ;

сочетание качеств интерьерной (закрытой) и открытой среды;

уникальный визуальный образ, помогающий человеку найти, мысленно выделить и зафиксировать объект в структуре городского пространства;

информационная насыщенность;

«посредническая» роль, помогающая человеку адаптироваться в урбанизированной среде.

Интерьеры подобного рода получают все более широкое распространение в мировой практике благодаря комфорту, комплексности обслуживания, сочетанию в себе различных функций, высокой социально-экономической эффективности и общей благоприятной среде для различных видов деятельности. Все более широкое распространение получают интегрированные комплексы с включением многофункциональных пассажей, атриумов, «форумов», переходов и подобного рода свободно доступных горожанам общественных пространств как связующих элементов с центральной коммуникативной нагрузкой, повышенными требованиями к эмоционально-эстетическим качествам интерьерной среды, исследованиям транспортно-пешеходных условий коммуникации, ее информационного и технологического обеспечения. Одновременно, интерьерные общественные пространства, наряду с открытыми, формируют особую среду города, воспринимаемую горожанами как «свое» пространство, идентифицируемую с городом, «образом города» (по определению К. Линча /1.37, с.15/), формирующую восприятие и отношение горожанина к городу/3.48, с. 188/.

Устройство пассажей, проходных атриумов и вестибюлей в крупных многофункциональных комплексах, торгово-пешеходных мостов, комплексов переходов и станций метрополитена, подземных улиц, пешеходных пространств под зданиями и т.п. ведёт к тому, что «интерьер» перестаёт быть принадлежностью здания — локальным объектом; он интегрируется в городскую среду, становясь частью общей коммуникационной системы и формируя дополнительные «узлы» и «связи» в городской застройке. Происходит расширение понятия общественного интерьера и, вместе с тем, «интерьеризация» городского общественного пространства.

Такие пространства можно рассматривать как важные связующие элементы крупных торговых комплексов или сети торгово-бытового обслуживания. Не менее важным представляется и другой аспект коммуникации в медиативных интерьерах. К. Линч, например, изучая взаимосвязи между поведением горожанина и характеристиками городского пространства, обосновывает необходимость создания в городе «пространств неиспользованных возможностей», которые могли бы послужить определенным резервом адаптации человека к жестко

запрограммированному архитектором типу городского окружения /1.37/. Анализ функционально-пространственной структуры и информационного потенциала многофункциональных «транзитных» интерьеров позволяет отнести их именно к такого рода пространствам.

Коммуникационная функция пространства должна рассматриваться не только как пешеходно-транзитная, но, в не меньшей степени, и как информационная, как пространство общения и обмена новостями, информацией, настроением, опытом, культурой.

Одной из основных черт городского центра является его оживленность, людность, высокая посещаемость, что обусловлено главным функциональным содержанием центра — быть средоточием активности и обмена /1.18, с.24/. В современных крупных городах это получило обратную сторону — драматичное ощущение хаоса, информационной и физической перегруженности и, одновременно, парадоксальной нехватки информации, необходимой для ориентации в динамичной среде. Трансформируемость, гибкость по отношению к непредвиденным изменениям, необходимая для «выживаемости» и эффективного длительного функционирования общественных коммуникационных пространств, делает их менее структурированными и однозначными, что приводит к проблеме информационной энтропии и уменьшения степени удобства пользования этими объектами. Изменения физического, мировоззренческого и социального окружения делают необходимой адаптацию к ним человека, а такая адаптация возможна только при наличии относительно устойчивых во времени элементов окружения, которые играют роль своеобразных точек отсчета /1.18, с.28/. И такими точками отсчета являются «кодовые» элементы среды и поведенческие, ориентационные стереотипы человека. Точкой соприкосновения информационно-коммуникативной составляющей общественного пространства и архитектуры являются декоративные и визуально-графические приемы и символы, являющиеся коллективным языком и популярным наследием /3.46/. В этой связи общественный интерьер не может рассматриваться изолированно от культурно-мировоззренческого контекста и традиции.

Таким образом, многофункциональные пространства крупных

общественных комплексов — это пространственные системы с доминирующей информационно-коммуникационной, социальной ролью, приобретающей определяющее значение в постиндустриальном городе. Именно эта роль требует от проектировщиков создания уникальных, неповторимых, узнаваемых образов среды, индивидуальности подходов наряду с учетом общих требований, предъявляемых к коммуникационным интерьерам. Далеко не всегда индивидуальности образа можно достичь архитектурными средствами. Зачастую подземные переходы, элементы транспортных комплексов и другие «проходные» пространства имеют типовую индустриализированную отделку. В массе это вызывает у горожанина ощущение монотонности, однообразия, хаоса, а зачастую и подсознательное ощущение опасности, особенно под землей. В этом случае благоприятный образ среды формируется полностью за счет специального оборудования интерьера: информационных систем, свето-колористического решения, элементов благоустройства, природных форм, произведений искусства и других элементов «наполнения» среды.

Коммуникационное общественное пространство — очень динамичная открытая средовая система, которая во многих своих аспектах почти не поддается планированию, испытывает на себе давление индустриализации, потребительства, подтачивается чуждыми культурными веяниями. Она включает в себя не только архитектурное пространство и монументально-декоративное искусство, но и рекламу, временные павильоны, систему вещей и инструментов, окружающих человека повседневно. Именно из этого «вещного ядра», по мнению А. Бранци, одного из лидеров «Нового Дизайна» и теоретика средового дизайна, возникает новая взаимосвязь между человеком и созданным им окружением /1.8, с. 19/.

Актуальность исследования. Проблемы архитектурной организации общественного пространства и, в частности, среды многофункциональных коммуникационных интерьеров — так называемых «публичных пространств» крупных общественных комплексов — постоянно привлекают к себе внимание исследователей и проектировщиков.

Непрерывные изменения технологий образа жизни горожан и форм проявления городской культуры, которые служат социально-экономическими

предпосылками трансформации общественного пространства, требуют реализации новых архитектурно-дизайнерских идей и концепций. Например, востребованы горожанами функции сопутствующей торговли и обслуживания в «транзитных» пространствах. Наряду с этим, все большую актуальность приобретает эмоциональное и «событийное» насыщение «будничной» среды, проявляющееся как в стихийных выступлениях уличных музыкантов в переходах метро, так и в специально организуемых фестивалях, временных выставках и других культурных акциях в пассажах, форумах и т.п.

Непрерывное изменение и усложнение внутренней организации коммуникационных интерьерных пространств, появление все новых вариантов их предметно-пространственных решений говорит о необходимости изучения и переосмысления принципов проектирования этих «универсальных» объектов с позиций современного гипердинамичного информационного этапа развития общества. Обобщение опыта строительства последних лет выявляет потребность разработки гибкой стратегии и приемов формирования и функционирования коммуникационных интерьеров как элемента организации образа жизни в общественном пространстве.

Состояние вопроса: В литературе, особенно западной, вопросам организации «публичных пространств» уделяется большое внимание и спектр литературных источников необозримо широк. Однако все эти источники отражают два основных направления. Первое — это теоретические исследования: общественные пространства в структуре города /К. Линч, А.В. Иконников, А.В. Бунин, А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев, И.Г. Лежава, М.В. Шубенков, Г.Е. Голубев/; средовой подход к их проектированию /Г.Б. Минервин, А.Э. Гутнов, В.А Нефедов, М. Коськов/; социальные аспекты /Ю.А. Шаронов, Р. Кальтенбрюннер, К. Линч, К. Александер/ и проблемы архитектуры общественных зданий /А.И. Урбах, А.Л. Гельфонд, И.Е. Рожин, В.В. Адамович/; определенные типы общественных зданий, комплексов и их интерьеров /Е.Б. Новикова, Б. Мейтленд, Р. Саксон, Д. Беннет, В.Б. Хорошилов/; многофункциональные комплексы /А.Л. Гельфонд, А. А. Гаврилина, Н.В. Максименко, Л. Р. Бачман/; «динамичные», сценарные и коммуникационные принципы архитектуры как таковой /Н.А. Сапрыкина, ВТ.

Шимко, М.В. Шубенков, Е.В. Микулина, А. Бранци, Дж. Хилднер, Я. Ритчи, К. Гриффин/; эмоционально-психологические и региональные особенности восприятия среды /Г.Б. Забельшанский, А.Г. Раппапорт, Ш.Д. Аскаров/.

Второе — подборки конкретных проектов в узких рамках образовательного, транспортного, торгового, развлекательного, офисного и других типов /К. Ричарде, Ф.А. Сервер, Дж. Меиерсон, Д. Беннет/ и в обзорах деятельности архитектурных персоналий или фирм /Р. Кулхас, У. Олсоп, Б. Тчуми/. При этом основное внимание уделяется архитектуре и объемно-планировочной структуре зданий и комплексов, а также отдельных интерьеров, общей стилистике и деталям, типологии конструктивных элементов.

За рамками внимания исследователей оказалась динамика связей предметно-пространственной организации средовых процессов и специфика композиционно-художественных и функционально-пространственных требований, предъявляемых к коммуникационным интерьерным пространствам как средоточию городской активности. Недостаточно и систематизированных разработок в сфере специального оборудования и комплексного оснащения таких пространств.

Вместе с тем, мировая и отечественная практика свидетельствует о становлении нового подхода к проектированию «публичных» интерьеров общественных зданий и комплексов городского значения с позиций доминирования социокультурной функции в процессе формирования структуры и образа интерьера. А поскольку такого рода функции чрезвычайно динамичны и связаны с информационной и коммуникационной насыщенностью среды, то это предопределяет специфику и строения, и эксплуатации «пространств-посредников». Именно уникальность, специфичность современной стадии развития многофункциональных интерьеров крупных общественных комплексов требует особого внимания и делает их особым объектом архитектурного изучения.

Данный подход принят за основу в настоящем исследовании.

Цель исследования: выявить специфику, факторы и закономерности формирования среды многофункциональных пространств общественных комплексов современного города с преобладающими медиативными и

коммуникационными функциями; предложить подход к их проектированию.

Задачи исследования:

анализ и обобщение опыта проектирования и строительства многофункциональных интерьерных пространств крупных общественных зданий и комплексов;

выявление и описание медиативно-коммуникационного интерьерного пространства как специфической формы архитектурной среды;

выявление тенденций и закономерностей их формирования и перспективного развития на базе оценки изменения технологии и образа жизни горожанина;

выявление роли специального оборудования в формировании средовых интерьерных комплексов;

разработка концепции и принципов проектирования медиативно-коммуникационного интерьерного пространства.

Объект исследования:

Общественные многофункциональные интерьерные пространства городского значения с преобладанием информативной (медиативной) и транзитной функций, в связи с чем вводится понятие медиативно-коммуникационного интерьерного пространства (далее МКИП), рассматриваемого вне рамок типологического подхода к архитектурной среде. Эти средовые системы, будучи особой формой организации общественного пространства города, требуют комплексной профессиональной оценки, а их нерегламентированная жесткой типологией и фиксированным набором функций среда — новых принципов эффективной организации.

Предмет исследования: вопросы эволюции, структуры и организации наиболее динамичного сегмента комплексных общественных интерьеров: многофункциональных интерьерных пространств с преобладающей коммуникационной функцией, имеющих общегородское значение. При этом рассматриваются: принципы планировки, оборудования (предметного наполнения) и пространственной организации, динамика и особенности функционирования, основные элементы среды и их комбинаторика.

Границы исследования: для рассмотрения отобраны:

характерные примеры современных МКИП разного ранга, типа, функционального состава, региона (для сопоставления взяты примеры из практики стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона), отобранные по критериям: а) значимость (близкая к общегородской); б) многофункциональность и динамичность эксплуатации; в) коммуникационно-информационная ориентированность; г) «интерьерность»;

крупные общественные центры в крупных городах.

Содержание исследования: основные элементы, особенности структуры, планировки, оборудования (предметного наполнения) и пространственной организации медиативных интерьерных систем, принципы и особенности функционирования.

Методы исследования:

обзор литературы: анализ данных Интернета и литературных источников по соответствующей проблематике;

натурные обследования и фотофиксация исторических и современных медиативно-коммуникационных пространств (в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине, Лейпциге, Милане, Флоренции, Венеции, Сеуле, Токио, Иокогаме, Киото, Ниигате);

сравнительный анализ факторов влияния, особенностей и принципов формирования;

сценарное моделирование ситуации.

Научная новизна работы:

в работе впервые проводится комплексное рассмотрение граничных интерьерных пространств особого типа, играющих важную социокультурную роль в жизни крупного современного города;

предлагается вариант систематизации, сравнения и осмысления параллельно отечественного, европейского и дальневосточного (корейского и японского) опыта пространственного формирования «универсальных» общественных пространств, а также истоков и традиций «пространственного кодирования» такой среды;

исследование строится с точки зрения процессуальности эксплуатации — динамики деятельности, осуществляемой в интерьере;

на примере МКИП предлагается и раскрывается новый принцип архитектурно-дизайнерского проектирования — стратегия сценарного моделирования средовых систем.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования разработанной стратегии сценарного моделирования в проектной практике и в учебном процессе архитектурно-дизайнерских специальностей направления «Архитектура».

Апробация работы прошла в форме докладов и выступлений автора на нескольких, в т.ч. международных, научных конференциях и семинарах. Разработки и результаты исследования использованы в материалах учебного спецкурса «Специальное оборудование интерьеров», читаемого студентам пятого курса на кафедре «Дизайн архитектурной среды» в Московском архитектурном институте (Государственной академии).

По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ общим объемом 3,5 п.л.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

  1. Лазарева М.В. Новые образы общественных интерьеров. Статья в журнале «Архитектура и строительство России». - 2007, №3.- С. 2-12 (0,84 п.л.)

  2. Лазарева М.В. Стратегия «матрицы возможностей» для формирования многофункционального общественного интерьера. Статья в журнале «Архитектон: известия вузов». - Екатеринбург: Изд-во УралГАХА, 2006-№16.- (0,27 п.л.)

  3. Лазарева М.В. Интеграция функциональных пространств в общественных торговых центрах Европы.: материалы научной конференции МАрхИ, тезисы докладов «Архитектурная наука и образование». - М.: Изд-во Архитектура-С, 2006. (0,07 п.л.)

  4. Лазарева М.В. Коммуникационный интерьер в общественном пространстве: материалы шестой международной научной конференции

ИАС ТОГУ «Новые идеи нового века 2006». - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2006. С. 225-234 (0,61 п.л.)

  1. Лазарева М.В. Социальная роль интерьерных общественных пространств в современном городе: материалы пятой международной научной конференции ИАС ХГТУ «Новые идеи нового века». - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2005. - С. 154-162 (0,63 п.л.)

  2. Лазарева М.В. Коммуникационные пространства современных городских общественных интерьеров: материалы научной конференции МАрхИ, тезисы докладов «Архитектурная наука и образование». - М.: Изд-во Архитектура-С, 2005. (0,09 п.л.)

  3. Лазарева М.В. Интерьер: пространство, мир вещей, текст.: материалы научной конференции МАрхИ, тезисы докладов «Архитектурная наука и образование». - М.: Изд-во Архитектура-С, 2004. - С.104 (0,06 п.л.)

  4. Лазарева М.В., Ерошенко Н.М., Горсткова ЕМ. Приспособление исторических зданий под малое театральное пространство : Интерьерная среда : материалы Третьей международной научной конференции ИАС ХГТУ «Новые идеи нового века». — Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. -С.115-117(0,15п.л.)

  5. Lazareva Maria V., Shimko Vladimir Т. Communication Interior Spaces in the Modem Megalopolis Environment in Countries of Europe and APR: The Tenth Inter-University Seminar on Asian Megacities Proceedings «The Citizens and City». - Khabarovsk: Published by PNU, 2005. - PP. 163-171 (0,65 п.л.)

  1. Lazareva M., Shimko V. Interior Space, World of Things, Text: The Forth International Scientific Conference Proceedings of the IACE KSUT «The New Ideas of the New Century». - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2004. - С. 82-86 (0,13 пл.)

Функции и роль медиативно-коммуникационных пространств в системе зданий и комплексов общественного назначения

В английском языке сложилось несколько определений общественных интерьеров, несущих различные оттенки «общественности». Это public space — «публичное» пространство, civic space — гражданское, social space — социальное, а так же более узкие: commercial spaces — коммерческие пространства, retail — торговые, hospitality design — проекты, связанные со сферой услуг и т.д. В отечественной практике все это относится к сфере общественных объектов, имеющей свою сложившуюся типологию.

Однако в последнее время все чаще возникают интерьерные системы, не вписывающиеся в рамки традиционных представлений, сложившихся несколько десятилетий назад в иной культурно-экономической ситуации. Больница была и остается больницей, а музей музеем. «В мире должны быть и объективно существуют области стабильных смыслов - без этого невозможно существование социума. Вместе с тем, не менее объективно существование областей с отношениями относительности» /1.69, с.65/.

Переход в конце XX века от индустриального общества к постиндустриальному (информационному) /1.25/ привел к коренному изменению технологий образа жизни горожан и, как следствие, к распространению новых или переосмыслению исторических форм общественного пространства. Особенно отчетливо это проявляется в сложных синергетических пространственных системах очень крупных городов и мегаполисов (приложение, табл. 1).

Новый международный морской вокзал в Иокогаме становится, по совместительству, культурным центром, местом проведения форумов, торговых ярмарок, шоу и фестивалей, местом повседневного досуга горожан. На станции мадридского метрополитена устраиваются концерты, развертывается программа «Библиометро», сочетающая возможности транспортного узла и библиотеки; на недавно открытой станции московского метро «Деловой центр» устроена выставочная галерея «Метро».

Исторический московский пассаж «Верхние торговые ряды» — ГУМ— становится «фестивальным пространством» площадкой проведения Фотобиеннале, выставок, показов модных коллекций, джазовых концертов, не говоря о включении в пассажное пространство «уличных» кафе.

Венецианский муниципалитет объявляет конкурс на проект нового моста, которому предстоит заменить существующий «Академический мост» в Венеции. Предполагается, что он станет не только транзитом, но и городским музеем, демонстрирующим посетителям историю, традиции и архитектурные красоты Венеции.

Международный конкурс ванкуверского «The Space Agency» посвящен исследованию урбанистического потенциала «граничных пространств» ["frontier space"] — павильонов-интерьеров, которые, вторгаясь в среду исторического центра города, станут стимулом для многообразной круглосуточной активности. Граничное пространство видится организаторам как генератор активности, привлекающий публику и предлагающий ей новое прочтение городской среды. Кроме того, оно рассматривается как «место действия», где будут проходить представления, информационные мероприятия и вечеринки, как организованные, так и спонтанные. Подчеркивается не градостроительный, а средовой, дизайнерский — «интерьерный» характер постановки задач конкурса.

Тенденции достаточно очевидны. Все это связано с процессами изменения технологий образа жизни горожан, городской культуры, которые служат социально-экономическими предпосылками трансформации общественного пространства, и требуют реализации новых архитектурно-дизайнерских идей и концепций.

Причем, постановка задач формирования «публичных» интерьерных пространств может носить узконаправленный характер, связанный, в частности, с масштабными характеристиками интерьера: «В атриумных зданиях в связи с созданием «больших пространств» возникает совершенно специфическая архитектурная задача создания интерьера; например, введения элементов живой природы, организации направленного движения и эмоционального восприятия этого пространства», пишет Е. Б. Новикова /1.47, С.246/. А может формироваться в контексте жизни города, роли, которую «транзитные» интерьеры играют в современной городской среде. Как отмечает А.Э.Гутнов: ««средовой» подход нарушает традиционную изоляцию архитектуры от градостроительства... При этом в равной степени важным является то, что сооружение рассматривается как компонент городского пространства, не имеющий смысла вне этого пространства, и то, что сам город рассматривается не как совокупность ансамблей и градостроительных «осей», а как целостное пространство, в каждой его точке и в каждый момент времени соразмерное реальной деятельности человека. ...Характерным признаком все более широкого внедрения «средового» подхода в архитектурно-строительную практику является также быстро растущий интерес к проектированию благоустройства, объектов городского дизайна, систем пешеходных коммуникаций, транспортно-коммуникационных узлов... и других традиционно «неархитектурных» элементов города» /1.18, с.27/. В полной мере это высказывание справедливо и по отношению к «транзитным интерьерам», воспринимаемым горожанами скорее в контексте городской среды, чем локальных зданий.

Здесь полностью трансформируется понятие «интерьера»: сохраняя физические признаки «крытого», «внутреннего» пространства, среда таких интерьеров стремится к открытости, перетеканию образов открытых пространств в интерьерные композиции /1.71, с.285; 1.46, с. 115-120/, обретая вместе с этим черты «стихийности» и динамичности, присущие городской среде. Это особенно актуально в отношении многофункциональных «транзитных» интерьерных пространств расположенных в городском центре и приобретающих «общегородское» значение, поскольку символическое значение «центра» проявляется не только в пространственно-планировочном, но и в социально-функциональном аспекте, а именно в его способности непрестанно аккумулировать, воспроизводить и даже генерировать новые черты городского образа жизни /1.18, с.32/.

Свое влияние на формирование коммуникационных интерьерных пространств оказывает урбанизация, процессы роста и уплотнения городов, возрастание ценности территории социально значимого центра и усиление роли общественного транспорта /1.16, 1.18/. Это ведет к изменению характера, наполнения и динамики общественных пространств, где происходит активная интеграция различных функций, таких как общественные, деловые, коммерческие, социальные, транспортные и другие. (Стоит подчеркнуть, что речь идет не столько о многофункциональных архитектурных комплексах, где функции пространственно разведены по этажам и блокам, а о единых или перетекающих пространствах, интегрирующих несколько общественных функций).

Вместе с развитием информационных технологий жизнь горожанина становится все более многообразной и все быстрее диверсифицируется. Его образ жизни, виды деятельности, культурные потребности меняются настолько быстро, что архитектура не успевает к ним адаптироваться.

Таким образом, актуальным требованием современности является гибкость, ситуативность, трансформируемость интерьерных решений и располагаемого в них оборудования. Другая актуальная черта — размывание жестких границ между архитектурой как некой пространственной «скорлупой» и «интерьером», между «внутренним» и «внешним», интерьером и средой города, творчеством и менеджментом и многим другим. Интерьер — предметно-пространственный комплекс, перестал быть вторичным продуктом архитектурной деятельности, а стал основополагающим, ключевым элементом архитектуры.

Формирование интерьерных средовых систем как «пространства событий»

Возникает потребность и исследования приемов и средств синтеза коммуникационного пространства, медиативных информационно-материальных функций обмена и специальных форм оборудования — средств реализации этого обмена — на основе подробного системного исследования характерных примеров МКИП из мировой и отечественной практики: форумов, атриумов и пассажей крупных общественных и торговых центров, транспортных терминалов, примеров оформления комплексных интерьеров в метрополитене.

Эти интерьерные образования концептуально динамичны по образу и назначению; находятся на стыке различных типологических групп, объединяют меняющиеся во времени транспортные, торговые, рекреационные, деловые, зрелищные и другие функции, интегрированные в едином пространстве или системе перетекающих транзитных интерьеров. Поэтому для них потребовалось разработать особую методику профессионального анализа, выявляющего технологии синтеза столь разноречивых слагаемых в единый средовой организм. В частности:

формообразующие и программообразующие предпосылки формирования МКИП, их взаимодействие с образным решением;

определение средств визуализации образа и технологического обеспечения функциональных программ;

ведущие и характерные приемы организации интерьерной среды каждого из перечисленных объектов.

Основу работы составило изучение литературы, содержащей проектную документацию, и натурные обследования (фотофиксация, схемы организации пешеходного движения и зарисовки размещения специального оборудования), проведенные в Берлине, Лейпциге, Иокогаме, Киото, Сеуле, Санкт-Петербурге и Москве. Также использовались Интернет-ресурсы, показывающие реальное состояние интерьеров в разное время суток и в разных сценографических интерпретациях. При этом особое внимание уделялось:

пространственно-планировочной структуре и композиции МКИП;

«архетипам» интерьеров;

их назначению, роли («пространство событий», «пространство-посредник») и набору функций (постоянных и временных);

программам работы, регламентированности доступа и характеру процессов, происходящих в интерьерах.

Отдельно выделяются сценарии (повседневные, «событийные», «сезонные») и набор удобств, предоставляемых посетителю в интерьере.

На базе этого анализа формируется система средств визуализации и оснащения сценариев — специальное оборудование (информационные системы, системы освещения, механическое оборудование, сменное, временное и трансформируемое оборудование), составляющее развернутую систему инструментария средств синтеза слагаемых среды МКИП.

В качестве объектов для подробного анализа взяты примеры разнохарактерных МКИП из отечественной и зарубежной практики: Форум «Сони-центра» в Берлине, центральный зал международного морского вокзала в Иокогаме, железнодорожный вокзал в Киото, вокзал-пассаж «Променаден» в Лейпциге, центральный атриум торгового комплекса «ПИК» в Санкт-Петербурге, ГУМ (Верхние торговые ряды) в Москве, система общедоступных МКИП в комплексе застройки улицы Чонгно в Сеуле (включающем здания Чонгро Тауэр, Первого корейского банка, книжного торгового центра «Янгпунг» и систему переходов сеульского метрополитена), МКИП в метрополитенах Сеула, Неаполя и Москвы (приложение, табл. 5).

Среди этих интерьеров можно выделить «пространства событий» и «пространства-посредники» согласно роли, которую они играют в среде города. Однако такое деление условно; в большинстве МКИП сочетаются обе эти роли, и зачастую сложно выделить даже доминирующую. Форум Сони-центра [Sony Center am Potsdamer Platz], занимающего целый квартал в Берлине (архитекторы X. Ян и Дж. Морфи [Murphi/Jahn Architects], 2000 г.) (приложение, табл. 5.1) — перекрытая вантово-тентовым куполом площадь — пространство, имеющее граничное положение между площадью и своего рода атриумом — т. е. интерьером. Так, «площадными» качествами этого пространства можно считать узловой характер в городской среде, свободный, круглосуточный и не ограниченный входными барьерами доступ посетителей в открытое пространство. «Интерьерные» качества — относительная камерность, закрытость, в том числе и визуальная, от внешней среды, наличие всех ограничивающих поверхностей: «стен», «пола» и «потолка», микроклиматический комфорт.

Как и обычная городская площадь, Форум Сони-центра является местом активного транзитного движения пешеходов. В то же время МКИП размером 4 тыс. м2 предназначено для организации различных культурных мероприятий, фестивалей, ярмарок, арт-акций и выставок современного искусства, уличных шоу, концертов, спортивных событий и просто повседневного общения. Центры притяжения, такие как кинотеатры, кафе, рестораны, магазины, обеспечивают привлекательность и высокую посещаемость даже при отсутствии специальных мероприятий на форуме.

class3 СТРАТЕГИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРОВ class3

Среда МКИП как объект особых технологий средового проектирования

Современная трактовка художественного образа МКИП как мобильной быстро меняющейся среды требует новых подходов к их проектированию, фиксирующих не только набор функций и образов, возникших на стадии проектирования, но и позволяющих реализацию сценариев, не предполагаемых изначально.

«Возникает проблема новой типологической структуры, «структуры одного дня», не привязанной к хронологической последовательности, то есть такого типа..., архитектура которого могла бы сочетать в себе статику законченного здания и динамику развивающейся организационной структуры, размещаемой в здании» /1.14, с.5/.

О такой «архитектуре-действии», активно развивающейся за пределами проектной концепции и реализации, говорят участники международного симпозиума «Performative Architecture: Instrumentality Plus?» в Пенсильванском университете /4.13/. Близкий подход развивает в своих теоретических работах и проектах А. Бранци, отмечая, что «новая архитектура может родиться не из новой «архитектурной композиции», а из новых подходов в области культуры, жизни общества и искусства», следуя поискам «...новой стратегии развития» /1.8, с. 17/ \

Р. Кулхаас проектирует магазины для «Прада» как своеобразные «подмостки», где пространство интерьера перетекает с одного уровня на другой лестницей-амфитеатром, одновременно служащим экспозиционной инсталляцией для вещей; стена напротив, трансформируясь, становится сценой-подиумом. Главную идею, стоящую за этим, Кулхаас формулирует как «некоммерческое пространство» (в противоположность «коммерческой» типологии объектов) - «возможность принимать культурные мероприятия и

В том же русле работает Б. Чуми с его концепцией «разомкнутой архитектуры», «в которой форма (синтаксические структуры архитектурного языка) освобождена от связи с утилитарными потребностями (функциональными и семантическими структурами)» /1.62, с. 417/, где он определяет три основных составляющих архитектурной среды: пространство (space), движение - транзит (movement) и события (events).

Множественность трактовок феномена «мобильного образа» среды МКИП и отсутствие связанных с ними универсальных, «общепринятых» методологических формулировок отражает незавершенность процесса определения этого состояния архитектурной среды и необходимость поиска нового - специального - подхода к стратегии и технологиям ее проектирования.

В связи с этим в диссертации вводится понятие «стратегия «матрицы возможностей»».

Стратегия (от гр. strategia stratos войско + ago веду) в традиционной трактовке - это искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах - заключениях о предстоящем развитии, базирующихся на специальном исследовании /1.60/. В нашем случае речь идет о технике принятия решений, обеспечивающих разнообразие вариантов развития среды МКИП.

Категория «матрицы» в архитектурной теории предложено профессором Дж. Хилднером - руководителем экспериментальной студии «Икс-Муви» (X-Move Studio) при Техасском университете в Арлингтоне, исследующей новые образные возможности, появляющиеся на стыке архитектуры и кино. Матрица, по Хилднеру, (от лат. matrix mater основа, источник) - это «ситуация или окружающая субстанция, внутри которой что-либо зарождается, развивается или содержится /4.18/.

То есть под матрицей понимается потенциал, набор возможностей и сценариев работы или развития, которые могут быть осуществлены в процессе проектирования, либо позже. Причем, особо акцентируется значение свободы: свободы выражения не только создателя интерьера, но и любого дизайнера-режиссера, который будет в дальнейшем реализовывать в этом интерьере новые сценарии, а также свободы каждого посетителя в выборе функций, форм активности, услуг и других возможностей.

Аналогично выстраивает альтернативную модель проектного творчества П. Эизенман, подводя к тому, что «предлагается его свободное развитие вне ограничений классической модели ради реализации архитектуры как свободного дискурса... Это значит - свобода значений (meaning-free), свободный игровой выбор (arbitrary) и существование вне времени (timeless)», в связи с чем новая модель архитектуры представляется в виде «серии ее характеристик..., поскольку все модели новой теории теперь совершенно бесполезны...» /1.62, с. 427/.

Эти концепции позволяют взглянуть на проблематику функционального и образного формирования интерьернои среды МКИП с позиций организации процесса проектирования.

В контексте архитектурно-дизайнерского творчества стратегия «матрицы возможностей» (далее СМВ) может быть определена как искусство формирования динамичной незавершенной открытой средовой системы - «пространства событий». - основанное на комплексном многофакторном анализе ситуации, потребностей и особенностей восприятия потенциальных посетителей, позволяющем прогнозировать, какие именно сценарии существования среды могут быть актуальны в том или ином интерьере и какое оборудование и средства адаптации необходимы для реализации этих сценариев (приложение, табл.7).

Такого рода прогноз определяет, насколько долго средовой объект сохранит свою актуальность, экономическую эффективность и привлекательность для горожан. Правильность и долгосрочность прогнозов зависит от количества и качества информации, связанной с объектом проектирования, методики анализа ситуации в функциональном, экономическом, социальном, культурном, психологическом, образно-эмоциональном и других аспектах.