Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков Сысоева Елена Александровна

Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков
<
Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сысоева Елена Александровна. Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01 / Сысоева Елена Александровна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2009.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-18/14

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ САМАРЫ 10

1.1. Общероссийские социально-экономические, архитектурно-градостроительные и культурологические тенденции, повлиявшие на формирование деревянной застройки провинциальных городов 10

1.2. Особенности деревянного зодчества российских городов конца XIX- начала XX вв 19

1.3. Архитектура и городская среда Самары конца XIX - начала XX вв 27

Выводы 37

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕРЕВЯННОЙ ЗАСТРОЙКИ САМАРЫ 40

2.1. Градостроительные особенности формирования деревянной застройки Самары конца XIX - начала XX вв 40

2.2. Архитектурно-планировочная организация кварталов деревянной застройки конца ХГХ - начала XX вв 46

2.3. Современное состояние деревянной застройки Самары 53

Выводы 58

ГЛАВА 3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ЗАСТРОЙКИ САМАРЫ 60

3.1. Типология деревянной застройки Самары и особенности ее размещения в городской среде 60

3.2. Объемно-планировочные особенности деревянных зданий 74

3.3. Конструктивныеособенности деревянных зданий Самары 93

Выводы 104

ГЛАВА 4. ДЕКОРАТИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ САМАРЫ 107

4.1. Стилевые направления в деревянной архитектуре Самары 107

4.2. Архитектурные детали в деревянном зодчестве Самары 112

4.3. Домовая резьба в структуре фасадов деревянных зданий 120

Выводы 136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138

ЛИТЕРАТУРА 143

Введение к работе

Актуальность исследования. Деревянная застройка Самары конца XIX - начала XX вв., когда-то составлявшая около 80 % городской территории, представляет собой уникальное явление проникновения народной крестьянской архитектуры в город, захватывает этап слияния народного и стилевого зодчества и отражает исторические, социально-экономические, этнографические, географические особенности развития Самарской губернии рубежа веков.

В последние годы деревянная застройка Самары исчезает с каждым новым строительством в исторической части города, хотя пока сохраняются кварталы деревянной застройки конца XIX - начала XX вв. Необходимость комплексного исследования деревянной архитектуры конца XIX - начала XX вв. объясняется следующими причинами:

1) важной архитектурно-градостроительной ролью деревянной
застройки, которая во многом определяет неповторимый самобытный облик
старой Самары;

  1. большим количеством построек народного и стилевого зодчества, многие из которых являются интереснейшими, а подчас и уникальными памятниками архитектуры;

  2. исчезновением большого числа памятников деревянной архитектуры исторического центра города и угрозой уничтожения оставшейся деревянной застройки Самары в результате нового строительства последних лет;

4) возможностью использования наследия прошлого при создании
современных форм организации жилого пространства. Выявление
морфотипов деревянных зданий позволит выработать основу понимания
сочетания старого и нового в процессе реконструкции как анонимной
деревянной застройки, так и уникальных памятников деревянного зодчества.

Постановка проблемы комплексного исследования особенностей
деревянной архитектуры Самары и сохранения архитектурного наследия
связана с изучением различных аспектов: историографического,
архитектурно-градостроительного, функционально-типологического,

объемно-планировочного, конструктивного, стилистического.

Методологической основой работы стали труды в следующих областях архитектуры и градостроительства:

- по теории и всеобщей истории архитектуры и градостроительства:

A. В. Бунина, В. Л. Глазычева, А. В. Иконникова, Е. И. Кириченко, И. Г.
Лежавы, 3. Н. Яргиной и других;

- исследование архитектурных теорий и стилей конца XIX - начала XX
вв., а также массовой застройки городов этого периода: Е. А. Борисовой,
Т. П. Каждая, Е. И. Кириченко, С. С. Ожегова и других;

- вопросы взаимодействия архитектурного наследия и современной
застройки: А. Э. Гутнова, Н. Ф. Гуляницкого, К. Линча, М. И. Мильчика,

B. И. Пилявского, О. И. Пруцына, Т. Ф. Саваренской и других;

- исследование памятников деревянного зодчества: Е. А. Ащепкова,
Л. Е. Красноречьева, Г. К. Лукомского, И. В. Маковецкого, С. Б.
Рождественской, С. М. Шумилкина и других;

региональные особенности развития архитектуры и

градостроительства Самары: Е. А. Ахмедовой, А. Г. Головина, Е. Ф.

Гурьянова, Т. В. Караковой, В. Г. Каркарьяна, С. А. Малахова, Н. В.

Мельниковой, А. Г. Моргуна, Г. Н. Рассохиной, Т. Я. Ребайн, А. К.
Синельника, О. С. Струкова;

- этнографические особенности материальной культуры: Л. А.
Анохиной, Е. П. Бусыгина, Н. В. Зорина и других.

Особенностью исследования стало системное рассмотрение деревянной застройки конца XIX - начала XX вв., выполненной как народными зодчими, так и профессиональными архитекторами.

Цель исследования - раскрыть специфику деревянной застройки исторической части города и определить ее место в архитектуре как российской пореформенной провинции, в целом, так и в архитектуре Самары, в частности.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

определить социально-экономические и историко-градостроительные предпосылки возникновения деревянного городского зодчества конца XIX - начала XX вв. в России и в Самаре, в частности;

выявить общие черты и различия деревянного зодчества некоторых российских городов;

определить градостроительные, объемно-планировочные, конструктивные и декоративно-стилистические особенности деревянного «народного» зодчества Самары;

исследовать особенности архитектуры деревянных зданий, выполненных по проектам профессиональных архитекторов.

Объектом исследования является деревянная застройка исторической части города Самары и ближайшего пригорода конца XIX - начала XX вв.

Предметом исследования являются архитектурно-градостроительные, функционально-типологические, объемно-планировочные, конструктивные, стилистические особенности деревянных зданий Самары конца ХГХ - начала XX вв.

На защиту выносятся следующие положения:

определение историко-архитектурных, градостроительных предпосылок развития деревянного зодчества Самары;

градостроительные особенности формирования деревянной застройки, размещения деревянных зданий в структуре города, планировки кварталов и отдельных владельческих мест;

функционально-типологические, объемно-планировочные,

конструктивные и стилистические особенности деревянной застройки Самары.

Границы исследования определены следующими рамками:

а) временными - нижняя временная граница определена последней
третью XIX века, за верхнюю границу принято начало XX века;

б) территориальными - историческая часть города Самары и
территории на начало XX века подведомственные городу.

Методика исследования: в работе проведен историко-территориальный анализ с применением системно-типологического и графоаналитического методов исследования. Было сделано сравнительно-историческое исследование, применены историко-библиографический и иконографический методы, проведены натурные исследования (фотофиксация, обмеры отдельных зданий), архивные исследования.

В основу исследования были положены материалы из личных фондов краеведов Н. П. Аннаева ( ГАСО: Ф. р 4978), О. С. Струкова (ГАСО: Ф. р 4940), К. П. Головкина ( ГАСО: Ф. 815), П. А. Преображенского ( ГАСО: Ф. 673), Е. Я. Суровикова ( Ф. р5060), архитекторов Мошкова Г. Н. и Мошковой М. Г. (ГАСО: Ф. р 3990), архитектора А. А. Щербачева (Ф. р 4347); Самарской городской управы (Ф. 153), Самарского губернского правления (Ф. 1). Использованы материалы БТИ, ОУПИиК г. Самары, Областного архива г. Самары. Были проведены графические реконструкции наиболее характерных примеров деревянных зданий, материалами для которых послужили исторические планы, проектные чертежи.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые проанализирован и систематизирован материал по самарской деревянной архитектуре конца ХЕХ - начала XX вв. Особенности деревянного зодчества города рассмотрены в контексте развития российской архитектуры этого периода, в частности эклектики и русского стиля. Воспроизведена эволюция деревянного зодчества, выявлены основные этапы становления и развития деревянной архитектуры, восстановлены планы более 100 деревянных зданий и дворовладений. Определены функциональные и планировочные типы

дворовладений, разработана типология деревянных построек, определены главные характеристики отдельных групп зданий.

Практическая значение исследования заключается в профессиональной оценке деревянной застройки города, систематизации материалов по деревянной архитектуре Самары, направленной на сохранение этого типа зданий. Полученные результаты исследования важны для всестороннего понимания роли деревянного зодчества города конца XIX- начала XX вв. Материалы исследования региональной архитектуры уточняют разделы истории русской архитектуры и могут быть использованы в лекционных курсах по изучению русской архитектуры и архитектуры городов Среднего Поволжья, а также при разработке программы реконструкции исторической части города и определения градостроительных регламентов реконструктивных преобразований. Этим определяется основная роль диссертационной работы.

Внедрение и апробация результатов работы.

Материалы диссертационного исследования переданы в Самарский областной архив ГУСО «ЦГАСО» и могут быть использованы пользователями архивных документов читального зала как материал при исследовании архитектуры города Самары /акт о внедрении от 22.12.2008 г./, а также внедрены в госбюджетную НИР кафедры «Архитектура» СГАСУ по тематике: «Реконструкция сложившейся исторической городской среды в новых социально-экономических условиях».

Основные положения диссертации опубликованы в 6 статьях периодической печати, а так же доложены на 4 научно-технических конференциях СГАСУ в 2005,2006,2007,2008 гг.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из двух томов. Первый том включает введение, четыре главы и заключение общим объемом 142 страниц, список литературы. Второй том содержит иллюстративный материал, представленный в виде 72 графоаналитической таблицы. Цель и задачи исследования определили структуру диссертации.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи работы, устанавливаются временные и территориальные границы, объект и предмет исследования, определяется методика.

В первой главе «Историко-архитектурные и градостроительные предпосылки исследования деревянной архитектуры Самары» исследуются общероссийские и региональные архитектурно-градостроительные, культурологические тенденции, влиявшие на формирование деревянной архитектуры города. Выявляются общие черты и особенности деревянного зодчества ряда российских городов.

Во второй главе «Градостроительные особенности формирования деревянной застройки Самары конца XIX - начала XX вв.» исследуется размещение деревянной застройки на территории города, составляется типология городских кварталов и владельческих дворовых мест с деревянными постройками, выявляются особенности застройки поселков, подведомственных городу.

В третьей главе «Архитектурно-планировочные особенности деревянной застройки Самары конца XIX - начала XX вв.» исследуются объемно-планировочные, конструктивные особенности деревянной застройки города, составляется типология деревянной анонимной и профессиональной архитектуры.

В четвертой главе «Декоративно-стилистические особенности деревянной застройки Самары» исследуются основные стилевые направления в деревянном зодчестве города, архитектурно-композиционная структура застройки, деталировка и домовая резьба деревянных зданий.

В заключении излагаются основные результаты проведенного исследования и формулируются главные выводы работы.

Общероссийские социально-экономические, архитектурно-градостроительные и культурологические тенденции, повлиявшие на формирование деревянной застройки провинциальных городов

В данном разделе рассматриваются основные этапы развития городского деревянного зодчества на территории России. Определяются основные тенденции, повлиявшие на формирование деревянной застройки российских городов конца XIX - начала XX вв.

В истории России переломным этапом явилась середина XIX века -время, когда в экономике страны утверждалась капиталистическая система и происходили соответствующие изменения в классовой структуре общества.

Начало капиталистической формации положила реформа Александра II по отмене крепостного права (указ вышел 19 февраля 1861 г.). Самая грандиозная со времён Петра Великого эпоха преобразований охватила все стороны общественной жизни. Процесс капиталистического развития, протекавший до сих пор замедленно и затруднённо, приобрёл стремительность и определённость. Вторая половина XIX века стала новым этапом в развитии городов. Одни города разрастались за счет притока населения, развития производства, оказавшись на пересечении новых транспортных магистралей, другие, наоборот, теряли своё главенствующее положение. Так как именно город стимулирует перестройку традиций, обычаев, материальной культуры народа, то рубеж XDC-XX веков можно считать уникальным этапом формирования новых национальных традиций в различных областях культуры и архитектуры в том числе.

Деревянная «крестьянская» архитектура в русском пореформенном городе явление противоречивое и уникальное. Развитие деревянного городского зодчества на территории России прошло следующие этапы:

1. До XVIH века - крестьянская застройка. Архитектура города и деревни находились в рамках одной стилевой системы, развиваясь на основе национальной традиции. Дома знати отличались от остальной застройки большей площадью и капитальностью и представляли собой ряд срубов на подклетах, соединённых между собой сенями и переходами разнообразных форм. Число срубов могло доходить до нескольких десятков. Единый модуль застройке придавала строительная техника и сам строительный материал. Из венцов (прямоугольника, связанного из брёвен) составлялись срубы, В срубовой постройке через каждые 4-5 саженей (8,52-10,65 м) делались поперечные стены, для придания устойчивости конструкции. Организация застройки усадьбы определяла положение дома в глубине двора, на улицу выходили заборы и стены хозяйственных построек. Для городской застройки характерна стихийная планировка.

2. Начало XVIII - первая половина XIX века в городах сохраняется преимущественно деревянная «крестьянская» застройка, при этом новое строительство ведётся в рамках регулярной планировки и застройки по «образцовым» проектам. Появляются каменные здания, главным образом административные. Фортификационное назначение многих городов сменяется торговыми функциями. В начале XIX века на улицах городов появляются здания, выполненные в стиле классицизм по индивидуальным проектам, а так же большое количество зданий по образцовым проектам. Деревянные здания штукатурят, имитируя каменную постройку или обшивают тёсом. Усадебная застройка дворовых мест характеризуется размещением главного дома по красной линии. В столичных городах строят деревянные здания с колонными портиками, нередко оштукатуривают. В большинстве городов провинции строятся простейшие деревянные дома по образцовым проектам с нечётным количеством окон по фасаду центрально-осевой композиции. Запрет Строительного устава, касающийся деревянных двухэтажных зданий, приводит к надстройке над центральной частью первого этажа - мезонина. Первый Строительный устав появляется в 1832 году. В связи с частыми пожарами в российских городах особое внимание уделено противопожарным мероприятиям. Таким образом, во второй половине XVIII - начале ХГХ вв. во многих российских городах одновременно существует застройка в стиле классицизм по образцовым и индивидуальным проектам, деревянная и каменная, а так же вытесняется «крестьянская» архитектура.

3. Вторая половина ХГХ - начало XX вв. - период роста городов, уплотнения застройки. В архитектуре появляется новый архитектурный стиль - эклектика, а также присутствуют разновидности русского стиля и массовой «крестьянской» застройки российских городов, представленной крестьянскими домами. Строятся деревянные доходные дома, сформированные под влиянием городской среды и получившие распространение в конце XIX века. В Строительном уставе издания 1876 года снимаются ограничения, касающиеся фасадов домов. Теперь в городах могли возводиться здания с чётным количеством окон по фасаду, здания можно было делать «неединообразными». В правилах о частных зданиях оговариваются места размещения деревянной и каменной застройки в городах России. Таким образом, городские кварталы разделялись по типу застройки на следующие:

а) кварталы каменной застройки;

б) кварталы каменной застройки с возведением деревянных служб, вместо каменных, при этом службы должны были быть без печей и длиной не более 12 саженей (25,56 м) с разрывом от соседних строений в 4 сажени (8,52 м);

в) кварталы каменной застройки, где деревянные дома могли строиться только в глубине владельческого места, для Москвы отступление внутрь двора должно было быть не менее 8 саженей (17,04 м), для маломерных участков 6 саженей (12,78 м).

Причины постепенного отказа от классицизма и распространения эклектики и русского стиля имели как экономическую, так и социально-политическую природу.

Так, сначала война 1812 года, затем восстание декабристов привели, к возрождению национального самосознания русского народа. На этом фоне произошёл поворот в сторону «народности» сначала в русском искусстве, затем в архитектуре. Нужно отметить, что и классицизм, и эклектика, пришедшая ему на смену, относились к архитектуре нового времени, для которой были свойственны общие закономерности.

Художественная система стилевых форм с утилитарными элементами не связана. Форма объёма здания, сооружения изначально задана, в заданную форму вписывается внутренний объём. Композиция здания строится в расчёте на главную точку восприятия. Данные закономерности во второй половине XIX - начале XX вв. присущи каменным, смешанным и деревянным зданиям. Так деревянная архитектура русских городов становится частью русского стиля, а он в свою очередь является разновидностью эклектики.

Эти закономерности материализуются в системе архитектурного стиля. Так для архитектуры середины и конца XIX века характерно механистическое соединение полезного и прекрасного. Функциональная и конструктивная формы здания обусловлены уровнем развития техники и практическими нуждами, существуют в скрытом виде, скрытом благодаря архитектурным и художественным средствам, которые существуют независимо от конструкции, размера и назначения здания.

Данные закономерности применимы к деревянному зодчеству пореформенного российского города, лишь отчасти. Конструктивная основа деревянного здания может не скрываться и находит отражение на фасадах в виде выпусков брёвен, обшитых или необшитых тёсом. Большинство декоративных элементов деревянных зданий выполняют не только декоративную, но и утилитарную функции (обшивка тёсом, наличники, некоторые виды кронштейнов). С другой стороны однофасадность деревянных зданий конца ХГХ века, равномерный ритм заполнения фасада, определённая монотонность размещения декоративных элементов, возможная скрытость конструктивной основы здания (при определённых видах рубки и обшивки) свидетельствуют о принадлежности деревянного зодчества рубежа XIX-XX вв. к эклектике.

Градостроительные особенности формирования деревянной застройки Самары конца XIX - начала XX вв

На градостроительное развитие Самары оказал влияние ряд факторов как местного, так и общегосударственного масштаба. Возникнув в 1586 году как фортификационное сооружение для защиты юго-восточных границ государства, Самара к концу XIX века, благодаря своему выгодному географическому положению, развивается в крупный торгово-экономический центр Поволжья.

В 1780 году Самара становится уездным городом Симбирской губернии, в городе насчитывается 634 двора. Свой первый регулярный план город получает в 1782 году. По плану кварталы города укрупнялись, территория разбивалась на прямоугольные участки 120x60 саженей (260x130 м) с продольными улицами параллельными Волге и поперечными улицами перпендикулярными к реке, в большинстве случаев с двухрядной застройкой. Было запроектировано 50 одинаковых кварталов с размещением в каждом около 16 дворовых мест, на территории города было 800 дворовых участков. Практически вся застройка Самары была подвергнута перепланировке, за исключением территории самой крепости. В центре города была запроектирована квадратная площадь (70x70 саженей (149x149 м), две другие располагались на северо-востоке города.

По мере развития и роста города планировка уточнялась и дорабатывалась, так появились планы 1804, 1840, 1855 г. и т.д. Все планы предусматривали перспективу развития города, были запроектированы резервные территории под застройку. Для всех планов характерно также классовое зонирование территории города. Центральная часть города отводилась для дворян, купцов, крупных чиновников, далее находились кварталы торговцев, зажиточных ремесленников, на окраинах селились мелкие ремесленники и прочий работный люд (2 т. дисс, илл. табл. 2.1.).

По плану 1804 года Самара занимала территорию от реки Волги до Самарской улицы и от реки Самары до линии, проведённой с запада на восток так, чтобы она прошла немного севернее театра и несколько южнее пересечения улиц Троицкой (ул. Галактионовская) и Александровской (ул. Вилоновская). Планы 1782 и 1804 годов предусматривали постепенную ликвидацию старой застройки. К регулярным планам прилагались образцовые проекты зданий, что способствовало усилению градостроительной дисциплины, предъявляя определённые требования к городской застройке: пожарной безопасности, санитарным характеристикам, стилистическим особенностям застройки и размещению домов по красным линиям.

Следующий план Самара получает в 1840 году. Территория города расширилась. На севере его границей стала ул. Симбирская (Ульяновская), на востоке ул. Уральская (Братьев Коростелёвых). На 1839 год в городе было 1411 жилых домов, около 20 из них были каменными. В 1847 году в Самаре было 62 жилых каменных дома и 1583 деревянных, 10 каменных и 223 деревянных хлебных амбаров, 6 каменных и 431 деревянных лавок. Таким образом, подавляющая часть построек была из дерева. К 1850 году была застроена территория города от реки Самары до ул. Предтеченской (Некрасовской) и от Волги до ул. Троицкой (Галактионовской). В остальных же кварталах, предусмотренных планом 1840 года, было много пустопорожних и занятых огородами мест. К тому времени вне городской черты не было практически никаких строений. По планам 1850 и 1851 годов видно, что освоение территории шло в северном и восточном направлениях.

На 1851 год в Самаре было 2324 дома, из них 253 каменных, в том числе по ул. Набережной (М. Горького) от Хлебной площади до Струковского сада находилось 23 каменных дома, по ул. Преображенской (ул. Водников) - 22 дома, по ул. Казанской (ул. А. Толстого) - 34 дома, по ул. Вознесенской (ул. Ст. Разина) - 19, по ул. Дворянской (ул. Куйбышевская) - 14, по ул. Саратовской (ул. Фрунзе) - 14, по ул. Николаевской (ул. Чапаевская) - 10.

В центральной части города застройка начинала уплотняться, на окраинах были или городские пустопорожние места, или большие участки, принадлежащие одному владельцу, застроенные частично или вовсе пустые. Так квартал № 88 (современная нумерация), находящийся на восточной окраине города весь принадлежал купцу Плотникову (3 десятины 918 кв. саженей) и не был застроен, за исключением угла ул. Алексеевской и Уральской (ул. Красноармейская и Братьев Коростелёвых), где размещались два деревянных дома и службы. Квартал № 90 почти весь принадлежал чиновнику Фёдорову (2 десятины 1906 кв. саженей) и не был застроен, за исключением деревянного дома почтовой заставы, расположенной на углу ул. Алексеевской и Самарской. 13 июня 1850 года в городе случился пожар, во время которого сгорело 35 каменных и 486 деревянных зданий, церковь, несколько государственных учреждений, аптека и больница, 126 хлебных амбаров и т. д. В 1851 году Самара становится губернским городом с численностью населения 23812 человек. По плану 1851 года сплошная квартальная застройка доходила до ул. Алексеевской (ул. Красноармейская), частично застройка доходила до ул. Симбирской (ул. Ульяновская). Застроена преимущественно деревянными домами была и нынешняя площадь Куйбышева. План 1853 года был утверждён Высочайшим повелением Николая I. Городская территория расширялась до 140 кварталов. Под строительство по плану отводилось 1000 десятин земли с точным определением мест для домов губернатора, архиерея, дворянского собрания. Границей города стали ул. Полевая поперечная (ул. Полевая) и ул. Полевая продольная (ул. Агибалова). На пересечении улиц Симбирской (ул. Ульяновская), Ярмарочной и Ильинской (ул. Арцыбушевская) произошёл перелом уличной сетки, следуя за изгибом волжского берега. На городской территории находилось 50 новых кварталов, 30 - за ул. Симбирской (ул. Ульяновская), 20 - за ул. Уральской (ул. Братьев Коростелёвых). Практически все кварталы предназначались под строительство деревянных домов. С 1854 по 1860 г. участки новых территорий были не застроены. От улицы Симбирской (ул. Ульяновская) до Полевой поперечной (ул. Полевая) были преимущественно городские пустопорожние места. В 1866 году губернским архитектором Муратовым был подан рапорт в Губернское правление. В рапорте сообщалось о многочисленных нарушениях строительного устава в городе. Так возводились на соседних участках дома, образовывавшие сплошные деревянные постройки в несколько десятков саженей, что способствовало распространению огня при пожарах.

Типология деревянной застройки Самары и особенности ее размещения в городской среде

Деревянная застройка Самары классифицирована по следующим признакам: функциональному, объёмно-планировочному, конструктивному, композиционно-стилистическому признакам.

1. По функциональному принципу деревянная застройка Самары представлена следующими типологическими группами: жилые дома, общественные здания, культовые постройки, торговые и складские помещения, временные сооружения.

2. По объёмно-планировочному решению составлена типология деревянных зданий.

3. По конструктивным решениям деревянные здания разделены на следующие типологические группы: срубовые, каркасно-засыпные, дома в кирпичных столбах, смешанные и комбинированные постройки.

4. По авторству застройки здания разделены на анонимную архитектуру и постройки, выполненные по проектам профессиональных архитекторов.

К общественным зданиям относятся: образовательные учреждения, административные здания, культурно-просветительские и учреждения здравоохранения, а также общественные здания различного назначения.

Основу застройки исторического центра любого города пореформенной России составлял штучный дифференцированный объект -городской жилой дом. Разновидности самарского жилого дома определялись местоположением данного объекта в структуре города, социальным статусом заказчика и его эстетическими предпочтениями.

Складские и торговые здания и сооружения разнообразны по своему назначению. Они получили широкое распространение в купеческой" Самаре: различные торговые магазины и лавки, торговые ряды, складские помещения, хлебные амбары. Складские помещения тяготели к местам торговли и к транспортным магистралям (рекам Волге и Самаре, железной дороге). Деревянные хлебные амбары, крытые тёсом, располагались вдоль берега р. Самары, от ул. Самарской до набережной Волги. Строились они в одну линию вдоль берега на расстоянии 4,3 - 6,4 м друг от друга, примыкая к обрыву торцовой стеной, загрузка зерном шла сверху. И только ближе к устью р. Самары амбары располагались в несколько рядов. Это были срубы шириной 6,4-8,5 м, длиной 10,6-14,9 м и высотой 8,5-12,8 м. Хранение зерна требовало определённых мер безопасности, кирпичные сооружения, как правило, не выдерживая нагрузки, разрушались. Поэтому деревянным амбарам дополнительную прочность придавали балки, проходящие насквозь через срубовые стены, на концах балок ставились деревянные клинья (2 т. дисс, илл. табл. 3.2.). Рядом с амбарами находилась Хлебная пристань. Река Самара освобождалась от льда раньше Волги. Суда загружались зерном раньше, и, таким образом, быстрее и выгоднее шла торговля с Казанью и другими городами. На 1876 год в Самаре был 161 хлебный амбар в прибрежной зоне. Развитие хлебной торговли способствовало появлению небольших деревянных или кирпичных амбаров непосредственно на дворовых местах купцов и крестьян. Уже к 1902 году необходимость в хлебных амбарах по берегам рек частично отпала, многие строения приходили в запустение и разрушались. Причинами этому были неурожайные годы, понижение тарифа на хлебные перевозки по железной дороге, а также открытие железнодорожного элеватора со складами.

Возросшая роль Самары как торгово-промышленного центра способствовала строительству зданий торгового и хозяйственного назначения. В 1876 году в городе насчитывался 71 магазин, 697 лавок.

Лавки - небольшие одноэтажные дома, как правило, кирпичные, реже деревянные, главным фасадом в три проёма (симметричное решение): одним центральным дверным и двумя боковыми оконными, выходили на улицу или одним дверным и одним оконным (асимметричное решение). Для самарской деревянной застройки характерно сочетание жилой и торговой функции в одном здании. Зачастую в домах смешанных конструкций кирпичный первый этаж занимали торговые магазины. Также строились на владельческих местах отдельные лавки. Все лавки располагались по красной линии улицы. Вход также делался с улицы. В Самаре получило распространение несколько типов деревянных лавок. По объёмно-планировочному решению большинство из них представляло собой вытянутый в глубину дворового места прямоугольник, торцом выходящий на улицу и перекрытый двухскатной или односкатной кровлей (если было примыкание к брандмауэрной стене). Большинство лавок имело два входа: главный, с улицы для покупателей и чёрный вход, располагавшийся с дворового торца здания или с боковой стороны. В плане лавка могла оставаться одним помещением и не делится перегородками, для более позднего времени характерны лавки, разделённые перегородками на два-три помещения. Если до конца XIX века преобладали холодные лавки, т.е. без печного отопления, с одним помещением, то на рубеже веков лавки делятся на несколько помещений: торговое, складское и жилое, появляется печное отопление. Жильё при лавке делается в связи с ростом города, населения и сдачей помещений внаём. Большинство деревянных лавок с печным отоплением строилось в срубовой технике и обшивалось тёсом. Холодные лавки делались дощатыми (2 т. дисс, илл. табл. 3.10).

Следующая функциональная группа деревянных строений - культовые сооружения.

На территории Самары одними из первых в камне стали строиться храмы, заменяя деревянные строения. На рубеже XIX - XX вв. деревянные храмы возводились в основном в прилегающих к городу посёлках и слободах, а также в дачной местности.

В 1879 году на территории самарского Иверского женского монастыря была выстроена двухэтажная деревянная, на каменном фундаменте, больница для обители. В 1855 году был построен деревянный храм Иверской иконы Божией Матери. Храм был поставлен на высокий каменный фундамент, имел продолговатую форму - 11,5x6 саженей (24,5x12,78 м). Он был обшит тёсом и крыт железом. В храме было 13 окон. В 1874 году к храму был пристроен придел во имя св. равноапостольной царицы Елены и св. вмц. Варвары, таким образом, храм увеличился в ширину. Вдоль южной стены пристроя была сделана терраса с двумя выступами, одним к дороге, идущей мимо храма, другим - к кладбищу. В 1902 году деревянный храм был разобран, а на его месте началось строительство трапезного храма. Елено-Варваринский придел был разобран в 1926 году. В комплексе построек самарского мужского Николаевского монастыря был деревянный храм во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Он был устроен из жилого дома, пожертвованного помещиком Астраханцевым и привезённым в монастырь из имения Сосновки. В начале 1930-х годов храм был разрушен. Также на территории монастыря располагались другие постройки: деревянный на каменном фундаменте странноприимный дом, который был построен в 1872 году и находился при воротах; полукаменный дом на 8 саженях (17 м) для братии; деревянный, обложенный кирпичом одноэтажный трапезный корпус; деревянный флигель с подвалами.

В середине XIX века в 8 верстах от города был построен архиерейский скит. На пересечении современных улиц Ново-Вокзальной и Ново-Садовой построили летний архиерейский дом со службами. В скиту находилась деревянная церковь во имя св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, освящённая в 1867 году.

В 1892 году в районе современного Дома печати, между садами Никонова и Абачиной, в 5 верстах от города было начато строительство летнего деревянного храма св. прп. Сергия Радонежского по проекту архитектора А. А. Щербачёва. Это был бесстолгшый тип храма в византийском стиле с высокой колокольней, с трёх сторон здание было обнесено открытой галереей, крыша которой поддерживалась вырезными столбиками. Внутри под западным входом были устроены хоры. Размеры храма составляли 24 на 15.5 метра, он мог вмещать до 400 прихожан (2 т. дисс, илл. табл. 3.1).

В 1897 году началось строительство Крестовоздвиженской церкви в старейшем пригороде Самары - Засамарской слободе. Под строительство отводилось 800 квадратных саженей. Так как этот участок затоплялся во время половодья, церковь решили делать деревянную, на сваях. Храм возводился по проекту архитектора Т. С. Хилинского. Церковь имела пять куполов, над главным входом была сделана трёхъярусная колокольня (2 т. дисс, илл. табл. З.1.).

Ещё одна деревянная церковь была построена в Мещанском посёлке в 1911 году. Рождественская церковь была одноглавой с такой же колокольней, размером 7 саженей х14 саженей.

В 1889 году в Томашевом Колке, при земской больнице душевнобольных, была построена Домовая церковь св. блгв. кн. Александра Невского. Храм проектировал и строил арх. А. А. Щербачёв. Церковь была. выполнена в традициях деревянного русского зодчества: ажурная колокольня над притвором, бревенчатые необшитые стены, как снаружи, так и внутри храма, резные полотенца (2 т. дисс, илл. табл. З.1.).

В 1908 году при военном лазарете самарского гарнизона была построена деревянная часовня во имя св. Николая Чудотворца (современная ул. Невская, д. 2), надзор за строительством осуществлял арх. Ф. А. Черноморченко. Часовня стояла на каменной подклети и увенчивалась шатром. Стены сруба были обшиты тёсом, наличники, карнизы декорировались пропильной резьбой (2 т. дисс, илл. табл. З.1.).

Похожие диссертации на Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков