Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана : Михраб. Айван. Купол Рашид Калвир Ходжатулла

Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана : Михраб. Айван. Купол
<
Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана : Михраб. Айван. Купол Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана : Михраб. Айван. Купол Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана : Михраб. Айван. Купол Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана : Михраб. Айван. Купол Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана : Михраб. Айван. Купол
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рашид Калвир Ходжатулла. Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана : Михраб. Айван. Купол : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01 / Рашид Калвир Ходжатулла; [Место защиты: Моск. архитектур. ин-т].- Москва, 2008.- 216 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-18/7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА

Становление и развитие некоторых важнейших составляющих пространственной структуры

1.1. Архаическая традиция молитвенной ниши и становление михраба 43

1.2. Значение михраба и его назначение и религиозный смысл

- значение михраба в арабо-персидской культуре - назначение и религиозный смысл михраба 55

- алтарь в христианской церкви, его сходство и различие с михрабом в мечети 57

1.3. Михраб в пространственной структуре мечети Ирана 60

1.4. Развитие структуры михраба

- развитие структуры михраба .:.":.. 66

- развитие формы центральной арки михраба 69

1.5. Строительные материальш и декорирование михрабов орнамент в украшении михраба декорирование михрабов ганчевыми материалами в настоящее время

михрабы из каменя ;

кирпичный михраб

деревянные михраб

михраб, облицованный изразцами 81

1.6. Михраб вне религиозных сооружений 87

Выводы 91

2. Айван

2.1. Айван как традиционная форма в архитектуре Ирана. 92

2.2. Айван как пространственная структура 103«

2.3. Вертикальное развертывание фасада айвана 103

2.4. Горизонтальное развертывание фасада айвана 107

2.5. Пространственное развертывание внутренней структуры айвана 112

2.6. Декор типа мугарнас как один из специфических вариантов становления сталактитового свода 120

2.7. Становление и развитие сталактитового свода айвана 125

Выводы 131

3. Купол

3.1. Вводные замечания 133

3.2. Архаическая традиция купольных зданий и иранская традиция купольного здания — чахар - архаическая традиция купольных зданий 135

- Иранская традиция купольного здания - чахар-таг 148

- сакральный смысл купола

3.3. Развитие купола Иранской мечети 164

3.4. Становление и развитие двойного купола Иранской мечети 172

- разновидности внутренней оболочки двойного купола. 184

Выводы по главе П 186

Заключение 192

Список использованной литературы

Введение к работе

Возведение мечетей - мусульманских культовых зданий - на территории современного Ирана имеет длительную историю. С начала проникновения в Персию и стабилизации на её обширных пространствах ислама как доминирующей религии в течение многих веков складывалась своеобразная региональная иранская (персидская) архитектурная традиция строительства этих культовых зданий, которая занимает отдельное место среди выделяемых в истории архитектуры аналогичных локальных традиций, или архитектурных школ, - сирийско-египетской, индийской, магрибской, османской и других (с их подразделениями).

Следует обратить внимание на особенность архитектурной традиции сооружения исламских культовых построек. С одной стороны, это наличие единых, универсальных для ислама подходов к планировке и возведению различных зданий: мечетей, мавзолеев, медресе, ханака. Эти формы проникают в гражданские и в жилые постройки - дворцы, караван-сараи, водохранилища и другие типы зданий. С другой стороны, на эти общепринятые для ислама приёмы накладывается местная, локальная строительная традиция, формирующая местный, своеобразный архитектурный тип, благодаря которому мы можем выделять и различать региональные традиции возведения мусульманских религиозных построек. Среди них, естественно, одно из ведущих место занимают мечети. Иранскую архитектурную традицию характеризует становление и развитие айванной мечети, прежде всего купольной.

В работах по архитектуре иранской мечети основное внимание, как правило, уделяется анализу композиционно-планировочных параметров отдельных памятников и/или описанию их декоративного оформления, раскрытию приёмов художественного построения орнаментов и других изобразительных средств, воздействующих на сознание молящегося мусульманина.

Актуальность настоящей диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые рассмотрен и проанализирован процесс становления и развертывания пространственной структуры основных смыслообразующих архитектурных форм мусульманской культовой постройки - иранской мечети: михраба, айвана и купола, начиная с первых мечетей, восходящих к доисламским культовым зданиям на территории Персии.

Состояние вопроса и научный контекст исследования. Опубликованные исследования, в которых уделено внимание архитектуре мечетей Ирана, охватывают в основном исторические, культурологические, религиоведческие, искусствоведческие и ремесленно-технологические аспекты. В ряде работ предложены различные варианты композиционного анализа. Вопросы пространственной организации и системного формообразования в искусствоведческой литературе затрагиваются, как правило, лишь частично, попутно и по отдельным темам, чаще всего описательно или в качестве подтверждения тех или иных исторических или культурологических позиций автора.

В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка собственно архитектурного анализа. Из всех возможным вариантов рассмотрение темы выбрана линия пространственной организации, аспект становления и развития важнейших для мечети, смыслообразующих архитектурных форм: михраба, айвана, купола.

Теоретическую основу настоящего исследования составили труды по общей теории и истории архитектуры: М.В. Алпатов, Р. Арнхейм, Н.И. Брунов, Б.Р. Виппер, В.Л. Глазычев, Э.А. Грантовский, Т.Д. Кильпе, А. Дави, Д. Майдар и Д. Пюрвеев, М.Э. Матье, В.А. Нильсен, Н.Л. Павлов, Н.В. Пигулевская; А Вахдати, Р. Джордан, Э. Кунель, Н.И. Смолина, Р.С. Спаерс, Т.Х. Стародуб, X. Стирлин, Сэр Б. Флечер, А. Христенсен, А. Чойсы, Ш.М. Шукуров; по истории цивилизации: С.С. Аверинцев, А. Грабар, А.Е. Бертельс, В.Г. Луконин, А. Мец, С.Н. Наср, Э.Б. Тейлор; М. Бистани-Паризи, Дж. Бойер-насс, X. Брадлей, Д. Вильбер, Л.А. Майер, М. Мухаммади, Р.

Мустауфи, М. Парвизи, Табо-Табои, Г. Фарнкрофт, Г.Френкфорт, Р. Хиршман, Э. Диц, в частности, работы по типологии жилища и культовых сооружений: О. Аль-Асамех, В.Л. Воронина, МИ. Джандиери и Г.И. Лежава, В. Карцев, Б.Логашева; В. Бассам, П. Бозормехр, О. Грабар, Дехудо, Ф. Йуф, М. Кияни, М. Масохиб, А. Мохамед, Г. Гаем, К. Мемориан, М. Майоми, Муйин, Я.И. Мышковский, Ц. Каталин; А.Х. Гурани и СМ. Стерн, А. Папандопуло, В. Смит, Э. Эсин; исследования по гражданской истории интересующего нас региона: В.В. Бартольд, Л.С. Васильев, И.М. Дьяконов, И.П. Петрушевский, М.А. Дандамаев; П. Амье, Р. Фрай; работы по изучению и описанию конкретных архитектурных памятников Персии-Ирана и смежных территорий: Л.С. Бретаницкий, М.С Булатов, Б.В. Веймарн, В.Л. Воронина, С.Н. Григорьян, Б.П. Денике, Б.Н. Засыпкин, В.Н. Карцев, Л.А. Лелеков, Б.А. Литвинский, И. Лосева и И.М. Дьяконов, Л.Ю. Маньковская, Г.А. Пугаченкова, И.Р. Пичикян, Л.И. Ремпель, Н.И. Смолина, Т.Х. Стародуб, С.Д. Сулименко, С.Г. Хмельницкий; 3. Бозоргня, В. Дональд, Н. Ардалан, Л. Бахтияр, А. Джавади, А. Замани, Э. Квелл, М. Кияни, К.А.С. Кресвелл, С. Ллойд, К. Мумтаз, М. Мусави, Д. Олекграбер, К. Пирния, А. Поп, М. Роджерс, X. Стирлин, Дж. Сурдель, Э. Херстефельд, Г-А. Хатам, А. Хутт и Л. Харо; а также археологические сведения по реконструкции ранних культовых зданий на территории современного Ирана и в других странах. Использовалась литература на русском, персидском, английском и арабском языках.

Цель работы. Выявить тенденции и закономерности становления и развёртывания пространственной структуры традиционной мечети Ирана, её важнейших смыслообразующих архитектурных форм: чахар-тага, айвана, михраба, купола.

Задачи исследования

1) Проанализировать и обобщить накопленные материалы по истории иранских культовых зданий, начиная с древности. Обозначить предысторию возникновения и становления основных смыслообразующих архитектурных

составляющих мечети: айвана, михраба и купола, и направления их пространственного развертывания.

2) Рассмотреть в аспекте становления и развертывания пространственной
структуры образцы характерных мечетей Ирана, возведённых в эпоху
становления ислама, определить роль в этом процессе традиционного
иранского культового здания - чахар-тага.

3) Выявить основные тенденции, стадии и отдельные общие
закономерности становления и пространственного развёртывания: михраб,
айван, купол.

Объект исследования. Купольные постройки, возведенные на территории Персии периода Сасанидов, и мечети, сооруженные в Иране, начиная с VII в., их пространственная структура и три основные смыслообразующие архитектурные формы: михраб, айван, купол.

Предмет исследования Становление и развёртывание пространственной структуры мечети как культового здания исламской архитектуры Ирана. Становление и развертывание важнейших смыслообразующих архитектонических форм купольной мечети Ирана: чахар-таг, михраб, айван, купол.

Границы исследования. Географические границы определяются исторической территорией Древнего Ирана (Персии) и пределами современной Исламской Республики Иран, а также частично смежных государств. Хронология исследования включает период становления ислама, начиная с VII в., и новейшее время. Работа опирается как на археологические данные и реконструкции, так и на современные фиксации культовых архитектурных сооружений (фотографии, зарисовки, планы, описания и пр.).

Границы исследования включают вопросы становления и развертывания пространственной структуры традиционной мечети Ирана.

Методика исследования опирается на достижениях современной архитектурной мысли, представленной в трудах по теории и истории мировой архитектуры, на достижения современной археологии по реконструкции и

интерпретации исторических памятников и артефактов, анализ описаний сохранившихся мечетей по результатам их натурного обследования; используются также исследования по теории и истории религии, прежде всего, ислама.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: 1) обобщен и систематизирован обширный материал по истории возникновения и развития архитектуры мечети на территории Ирана, начиная с древности, а также прослежены пути формирования пространственной структуры мечети; 2) конкретно показана историческая преемственность между постройками доисламской Персии и религиозными постройками ислама, в частности, выявлена роль традиционного иранского здания -чахартага в процессе становления и развертывания пространственной структуры иранской мечети; 3) впервые специально рассмотрен стадиальный процесс становления и пространственного развёртывания главных смыслообразующих архитектурных форм мечети Ирана: михраб, айван, купол.

Положения, выносимые на защиту:

  1. На территории Персии-Ирана сложилась последовательная линия (традиция) пространственного развития форм мечети (соответственно, михраба, айвана, купола) как важнейшего культового здания ислама; в результате чего в ходе становления ислама сформировался особый архитектурный тип мечети, который известен как иранский (купольная мечеть с айваном) и который наблюдается в современной архитектурной практике.

  2. Иранская традиция архитектурной формы (михраб, айван, купол), зародившаяся в постройках доисламской Персии и соседних стран, получила свое монументальное архитектоническое развитие в процессе становления и пространственного развертывания иранской мечети. Особо важную роль играет иранское традиционное четырехстолпное купольное здание - чахартаг.

3. Становление и пространственное развертывание главных смыслообразующих архитектурных форм мечети Ирана: михраба, айвана, купола происходило под влиянием утверждения ислама (содержания заказа халифата), развития строительных технологий, местных климатических условий, что, в целом, сделало их актуальными и в современной архитектуре Ирана.

Научное и практическое значение результатов исследования заключается в системном представлении истории возникновения и развития иранского типа мечети в качестве одного из направлений, как в рамках исламской архитектуры, так и в истории мировой архитектуры.

Полученные результаты могут быть составной частью вузовского курса истории архитектуры, а также могут служить делу уточнения и дополнения истории возникновения и формирования одного из типов культовых зданий.

Результаты диссертации будут учтены в работах по архитектуре, издаваемых в Иране.

Апробация и внедрение. Ход работы и её промежуточные результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура» Московского архитектурного института.

По теме диссертации опубликованы 4 статьи, из них: 3 - в изданиях, рекомендованных ВАК, 2 - в академическом журнале «Academia. Архитектура и строительство» (РААСН), 1 - в электронном журнале «Архитектон: известия вузов», 1 - в Трудах Московского архитектурного института (МАРХИ).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из текстовой части (169 с), включающей введение, две главы, общие выводы. К диссертации приложен список использованной литературы (178 наименований) и приложения (228 рисунков, таблиц). Общий объем работы - 208 страниц.

Михраб в пространственной структуре мечети Ирана

Иранская культура - это великая культура, создававшаяся тысячелетиями и сохранившая созданное. Это многозначное, многостороннее, явление - одна из наиболее ярких и развернутых традиций мировой культуры.

Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура. Строительство мечетей, и других культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях. Со временем сложился особый стиль, который, сохраняя местную специфшсу религиозных построек, был подчинен потребностям культа.

Развитие региональных и дршастических стилей, как и региональных типов архитектуры, было неизбежным. Каждая эпоха вносила свой вклад в историю исламского зодчества, его типов и стилей. Исходными композиционными элементами мечети так называемого иранского, или айванного, типа стали сводчатый открытый спереди зал айвап и купольное здание на четырех арках - чахар-таг, наследие парфянского и Сасанидского дворцов — храмового зодчества. Организованные в одну композицию просторным четырехугольным двором, они стали главными составляющими айванной мечети, которая приобрела универсальный характер. С различными вариациями она применялась в планировке больших и малых мечетей, медресе, маристанов, караван-сараев, суфийских обителей, дворцов.

Архитектура мечети претерпела наиболее серьезные изменения внешнего вида и внутреннего убранства в XI и ХП вв. XI в. — время начала правления династии Сельджукидов. Самым большим изменением в исламской архитектуре Ирана, произошедшим в этот период, был переход от простой мечети с шабестаном к четырехайванной конструкции. С этого времени четырехайванная конструкция стала характерной особенностью архитектуры иранских мечетей. Именно в этот период и сформировался тип иранской мечети.

Отмечено, что в Иране, в Хорасане, дома были крестообразными в плане с четырьмя арочными входами — айванами, ведущими во двор. Совершенно случайным образом оказалось, что эта архитектурная деталь соответствует числу мазхабов у суннитов, так четырехайванная конструкция получила новое смысловое наполнение. Впоследствии, такая форма получила массовое распространение в развитии дворов мечетей (см. рис. 2) и поныне не теряет свою актуальность.

К началу эпохи исламизации (VII-XI вв.) в Персии — Иране уже сложились архитектурные типы зданий, сооруженных в эпоху Ахеменидов и Сасанидов. Быстрое распространение ислама на территории Ирана привело к тому, что строительство мечетей здесь стало активно развиваться. Сначала эти сооружения были довольно простыми, строились с применением местных строительных материалов и с использованием традиционньїх строительных приемов. Самые первые построенные в Иране мечети не отличались пышностью и размерами по сравнению с сасанидскими зданиями. У ранних мечетей не было какой-либо определенной компоновки и устоявшихся архитектурных решений. В целом можно говорить о том, что в первые века распространения ислама в Иране стали формироваться основные архитектурные типы иранских мечетей. а). Мечеть с шабестаном. Одной из самых древних мечетей, сохранившихся с периода первых веков ислама в Иране, является соборная мечеть Фахрадж (VII в.) в окрестностях Йезда (Рис. 1). или Тарик-хана, (747-786 тт.) Квадратная в плане мечеть находится в прямоугольном дворе, в который ведут два входа: один прямо во двор, второй через шабестан. Левая часть двора обстроена крытым залом, используемым в зимнее время. Мечеть шабестанного типа имеет семь невысоких сводчатых перекрытий. Мечеть Тари-хана, или Тарик-хана, (747-786 гг.) в Дамгане построена из красного кирпича в стиле сасанидской архитектуры (Рис. 2). Она имеет большой квадратный двор, окруженный галереей с арочными сводами стреловидной формы, которые покоятся на круглых колоннах высотой 3,5 м и диаметром около 2 м. Центральный вход из двора в мечеть оформлен в виде высокого портала с аркой. Мечеть отличается скромностью отделки. Близкую древнюю архитектурную композицию мы видим на реконструкции соборной мечети в Йезде (Рис. 3). Квадратное в плане здание с центральным

Реконструкции соборной мечети в Йезде двором, окружено многоколонным арочным молитвенным залом -шабестаном. По аркам устроена плоская кровля. На плане видно сооружение, напоминающее айван. Подобная пространственная структура представлена в мечети в г. Шуше (XI в.) (Рис. 4).

Интересно, что в этот ранний период отмечены мечети, в которых возведен айван. Например, в мечети в г. Семнане (VIII в.) главный вход во двор мечети оформлен айваном с арочным проемом. Внутри портал представлен двумя ярусами. Мечеть накрыта сферическим куполом с тремя ярусами. Сама мечеть является развитием более древней постройки, в которой был сооружен шабестан. Особенностей мечетей этого вида можно назвать следующие: 1) простота и отсутствие украшений; 2) невысокий свод; 3) использование местных материалов.

Йзедхаст в Фарсе Нейриз План этой мечети напоминает храмы зороастрийцев сасанидского периода. Это простое квадратное помещение, крытое большим полукруглым куполом. Такой тип мечети является наследием периода правления Аршакидов и Сасанидов. Такие мечети представляют собой зороастрийские храмы, перестроенные в исламский период. Из архитектурных особенностей можно назвать: квадратное в плане помещение с потолком из кирпича-сырца, который высоким сводом в виде полумесяца опирается на несущие стены и тем самым освобождает центральный зал от колонн и деревянных балок. В качестве примера можно указать мечеть Хает (Йзедхаст) в Фарсе, каменную мечеть в Дарабе (Рис. 5) и чахартаги Нейриз (Рис. 6).

Строительные материальш и декорирование михрабов орнамент в украшении михраба декорирование михрабов ганчевыми материалами в настоящее время

С учетом священности михраба, стимулирующей к созданию вьщающихся образцов искусства, в строительстве и украшении михраба применяются различные строительные материалы и техники декорирования. «Абстрактные и геометрические формы и бело-голубой цвет деталей михраба (а также других деталей мечети) внушают покой и неподвижность, а не движение и возбуждение» (170). Основными материалами при создании михраба служат гапч1, дерево, кирпич, камень, глазированная плитка (изразец), а также краски. От качества каждого материала зависит его применение.

Ганчевый материал для украшения михраба имеет многовековое применение. Свойства ганча позволяет декоратору полностью воплощать свои идеи при оформлении михраба. Вязкость и мягкость ганча способствуют созданию разнообразных орнаментов, арабесок и декоративных фигур.

Исламское изразцовое искусство Ирана полностью базируется на изразцовом искусстве Сасанидов и отличается большим совершенством форм и техники исполнения декораций. Так, в Сасанидском Иране наиболее распространенными орнаментами были растительные декорации в виде листьев и гроздей винограда. Этот растительный мотив был перенят исламскими зодчими, переработан и усовершенствован и, далеко уйдя от своего прототипа, стал более сложным и выразительным. Наряду с растительным орнаментом в декорировании михраба также используются геометрические фигуры, которые в основном применяются при оформлении рамок, стыков стен и арок древнейшей в Иране геометрической фигурой, использованной при декорации михраба, считается крестообразная звезда, примененная в оформлении стен соборной мечети Наина (рис. 42).

Михраб соборной мечети Урумии, пристроенный к южной стене купольного шабестана мечети на месте старого михраба, считается одним из древнейших, сложных, объемных и декорированных ганчевыми блоками михрабов эпохи Хулагидов (рис. 43). Общая площадь декораций уникального михраба, возведенного мастером Абдульмумином бен Шарафшахом Табризи и украшенного изразцами и геометрическими фигурами.

Наиболее выразительным и сложным по качеству исполнения считается изразцовое искусство эпохи Сельджукидов. Характерным для В собоРнои мечетв Урумие виде шестиугольников - «пчелиных сот». Наиболее выдающимися памятниками эпохи Сельджукидов считаются михрабы мечети Харджарда (1068 г.), соборной мечети «Малак» в Кермане (1084 г.), имамзаде (святилище) Каррар (1133 г.). Другими памятниками, представляющими Интерес, ЯВЛЯЮТСЯ Два ДеКОрирОВаННЫХ РиС. 44: Михраб в соборной изразцами михраба в Бастаме (рис. 44). Один из мечети Бастамн михрабов принадлежит мавзолею прославленного иранского мистика Байазида Вистами. Интерьер михраба мавзолея украшен геометрическими фигурами, верхняя часть - двумя надписями письмом «насх», рамка -надписями куфической графикой. - Орнамент в украшении михраба О важности и красоте арабской графики и каллиграфии немало говорится в поэтических произведениях и хадисах. Можно сказать, что арабская и персидская каллиграфия процветала во все века и времена. «Наилучшим примером этого искусства являются полностью декорированные михрабы. Такие михрабы декорируются следующим образом: вокруг михраба создается каллиграфический орнамент со сложными, детальными рисунками. Верхнюю часть и заостренное окончание ниши окружает рамка, выполненная в виде ганчевых изразцов с более крупным и красивым рисунком. Вокруг центральной арки проходит прямоугольная рамка с растительным орнаментом из виноградных листьев и гроздей, оформленным в форме шестиугольников - «пчелиных сот» (171). В числе старинных михрабов данного периода можно назвать михраб соборной мечети Берсиан, михраб соборной мечети в Ардестане (рис. 45) и михраб Гомбаде Олвийан в Хамадане (рис. 46), превосходящие друг друга по красоте орнамента. Эти михрабы созданы из кирпича.

Декорирование михрабов ганчевыми материалами в настоящее время В настоящее время ганч также используется для украшения михрабов, однако число современных михрабов, декорированных таким образом, очень ограничено. Согласно статистическому исследованию, проведенному на материале современных мечетей, из 116 михрабов, выбранных в качестве образцов, только три михраба были декорированы ганчем. В настоящее время, учитывая развитие промышленного производства, распространены сборные ганчевые материалы. Необходимо отметить, что этот способ не находит места в искусстве. Найден только один пример декорирования ганчевыми материалами, изготовленными с помощью форм. Это каллиграфический орнамент на столбе в соборной мечети г. Саве, состоящий из слова «Аллах» (рис. 47).

Вертикальное развертывание фасада айвана

Декор айванов напоминает декор некоторых куполов. Он отражает мистическую геометрию исламского искусства. Исламское искусство применяет эту геометрию и пропорциональное членение пространства во всех элементах и деталях как мечети, так и айвана, а также и в их декоре, в частности, в сталактитах.

Соединение свода айвана с поверхностью стен достигается с помощью использования мугарнаса(кари), как декоративной интерпретации сталактитового свода Можно предположить, что декор типа мугарнас в иранской традиции явился начальной фазой одной из ветвей процесса становления сталактитового свода. В общем виде, здесь прослеживается их развитие от декоративного рисунка к рисунку пластическому. В итоге появились грозди сталактитов, которые физически и геометрически сформировали свод айвана.

Декор в сферическом заарочном пространстве айвана начинается с декоративного рисунка, выполняемого с помощью фигурной кирпичной кладки или фигурных композиций из ганча. В этом случае светлый ганч, наложенный на поверхность сферы айвана, создает рисунок в виде несложных стреловидных фигур, наложенных на кирпичное основание (Рис. 50). Переплетение плоских линий в несколько ярусов заполняет верхнюю часть внутренней поверхности айвана. Они начинаются сразу после декоративного бордюра отделяющего свод и верхнюю часть накладок зрительно увеличивает глубину и высоту заарочного пространства айвана. На его боковых стенах видны арочные ниши, окруженные декором.

Богато декорированный мозаикой и фигурной кирпичной кладкой четырехъярусный фасад айвана дополняется широкой и высокой

Декор свода айвана выполнен в виде стреловидных фигур и криволинейных ячеек, острые части которых доходят до бордюрного пояса. Благодаря этому верхний ярус айвана имеет трехчастную композицию. В центре фигур и ячеек имеются разнообразные мозаичный рисунки в виде геометрических или куфических фигур, а также напоминающие растительный орнамент. Верх свода занимает фигурная розетка, в рисунке которой повторяются мотивы декора всего айвана.

Фасад айвана (Рис. 52) разделен на три яруса, на которых имеются ложные ниши. Фасад украшен симметричными композициями, выполненными цветными изразцами. Заарочное пространство разделено на два яруса. Между ними походит бордюр со сложно выполненной арабской надписью -цитатой из Корана. В глубине стреловидной арочной ниши имеется вход, по бокам выложены плоские ниши. Верхний ярус имеет в центральной части стреловидную плоскую нишу, по бокам которой по две меньшие циркульные ниши. Все ниши украшены

мозаичным рисунком с растительными элементами. Всё пространство свода благодаря мозаичным разделительным линиям зрительно воспринимается как трехчастная композиция. Каждая ее часть представляет собой сложную пространственную композицию (Рис. 52-1). Центры боковых стреловидных сводов ориентированы на высшие точки боковых ниш. Над центром серединной ниши второго яруса имеются три яруса криволинейных ячеек.

В целом рисунок свода айвана напоминает солнце с отходящими лучами. Декор вершины свода выполнен как розетка из мозаичных спиралей. В обшем построение темы мугарнас наблюдается увеличение рисунка свода _. „ . „ айвана . Преобладание в декоре айвана в г. Ширазе сложного и богатого растительного орнамента из разноцветной мозаики создает красочную картину. Столь же красочно оформены своды айвана (Рис. 53), заарочное пространство которого поделено на пять частей. Центральная стреловидная часть расположена над главным входом в мечеть. В ней выделено еще четыре ряда композиций в виде небольших стреловидных декоративных ниш, вокруг которых выполнены различные мозаичные д ;- -Мм " — растительные орнаменты. Как видно, пластический рисунок декора свода айвана всё усложняется и совершенствуется благодаря членению сферического пространства с помощью декоративной мозаики и использованию различных геометрических мозаичных рисунков. Над стреловидными частями сферы возвышаются четыре ряда сталактитоподобных фигур, внутри

Ливан мечети Емад-КОТОрЫХ ИМеЮТСЯ разнообразные Орнаментальные дол-доле в г. Керманшахе рисунки. Розетка в центре сферы выполнена как мозаичный цветок с лепестками с разными рисунками внутри. Свод арки портала украшен кирпичной фигурной кладкой. Рисунок декора постепенно становится пластичным.

Еще более сложный и богатый пластический рисунок представлен в декоре айвана, заарочное пространство которого разделено на два яруса, разграниченных бордюром с коранической надписью (Рис. 54). Декор свода айвана начинается от стреловидных ниш второго яруса. Он

Айван мечети Баба-вали в г. Кашане представляет собой сложную мозаичную композицию, построение элементов которой многократно повторяется, но в разных пропорциях и сочетаниях. Рельеф типа мугарнас становится все более пластическим. Свод венчает круглая розетка со сложным переплетением спиралей и растительных элементов (Рис. 54-1). Обращает на себя внимание сложность композиции многообразных геометрических рельефных фигур разной высоты, причем внутри них сочетаются мозаичные украшения и фигурная кирпичная кладка. Декор этого этапа говорит об усложнении техники художественного оформления такого важного архитектурного элементе мечети, каким является айван.

Иранская традиция купольного здания - чахар-таг

По словам профессора Хелен Бранд, наличие у мечети купола совершенной формы не только является указанием на религиозную или политическую принадлежность здания, но и служит для возвеличивания Единого Бога. Ценность купола в качестве наружного символа совершенно ясна. Кроме эстетической красоты, он несет и религиозный смысл: подчеркивает важную роль михраба. Многие религиозные эксперты также считают, что помимо конструктивных функций — увеличения высоты помещения шабестана — купол или двускатная крыша служат также для возвеличивания михраба (164).

Мистическое же значение купола состоит в том, что он, имея форму полусферы, является олицетворением блеска небесного свода, свидетельствует о величии абсолюта, который охватывает весь мир, символизирует источник, из которого берут начало все земные существа.

Примером взаимодействия круга и квадрата является мандала (рис. 32) — сакральный символ сложной геометрической структуры. Типичная форма — внешний круг, в который вписан квадрат, в него вписан внутренний круг, который часто сегментирован на восемь частей и имеет форму лотоса. Соотношение круга и квадрата в традиционном искусстве часто трактуется как соотношение мира небесного и земного, такое понимание встречается во множестве культурных традиций (50).

С точки зрения ислама, мандала связывается с эпитетами и качествами Аллаха. Как уже упоминалось, Пророк в описании своих деяний говорит о великом куполе из белой раковины, расположенном на квадрате из четырех угловых колонн, на которых написаны четыре изречения из Корана и из которых текут четыре благословенных источника.Купол располагался на квадрате, в который вписан в восьмиугольник, символическое пристанище восьми ангелов поддерживающих по углам небесный свод, и соотносимых с восемью сторонами света. В плане восьмиугольная конструкция мечети напоминает мандалу, вписанную в квадрат, который можно разделить на девять равных квадратов.

Таким образом, купол является священным сооружением и воплощением абсолютного духа или небесного престола.

Кубическая часть здания считается основанием, одновременно духовным и физическим началом, олицетворением элементов земного мира.

Всё здание является воплощением равновесия и единства, которые отражают единство Аллаха в устройстве мира. Купол — это напоминание о единстве всего сущего. В здании мечети все детали должны стать единым целым, подобно тому, как все свойства и качества присутствуют в Едином Боге (50) . Следует сказать и то, что если все пространство накрывается куполом, то это создает мистическую атмосферу в мечети.

Шар, форму которого повторяет купол, — это самый очевидный символ единства (тоухид), и разделение шара на несколько вписанных в него частей составляет основу всех традиционных законов пропорции.

По поводу мусульманских канонов строительства купола известный исследователь Таги Ноубахар в книге об архитектуре мечети пишет следующее: «Мы не знаем, положительно или отрицательно оценивали возведение куполов в мечети первые имамы. По-видимому, до прихода Мухаммеда купола не были распространены (рис. 33-34). Нам неизвестно, сталкивались ли они прежде с этим архитектурным приемом или считали его полным нововведением, высказывали ли они какие-либо взгляды по этому поводу или нет. В любом случае, согласно религиозным нормам, нельзя считать нечто противоречащим шариату только на том основании, что оно не было распространено в период жизни Мухаммеда и двенадцати имамов, другими словами, пока что-то не запрещено, оно дозволено (161).

Технология возведения купола каждый раз разная в зависимости от его защитных характеристик и его роли в укреплении всего здания, поскольку прочность мечети - это задача, для решения которой следует приложить все возможные усилия. В этом отношении некоторые мусульманские законоведы считают допустимой и желательной вид мечети без крыши. Некоторые идут еще дальше и строительство крыши в мечети считают недопустимым с точки зрения шариата Так, в хадисе об имаме Багере сказано: «Первое, что сделает последний имам, — разрушит крыши мечетей и прикажет вместо них сделать навес, как в шатре пророка Моисея».

Таким образом, согласно хадисам, предпочтительнее совершать намаз и поклонение в сооружениях, не имеющих крыши. В то же время современные знатоки шариата меньше обсуждают эту тему. Видимо, сомнение по этому вопросу возникло потому, что невозможно однозначно заявить, допустимо ли строительство крыши в мечети. Мусульманский богослов Шахид Сани, известный шиитский законовед, писал: «Достаточно, если будет открыта лишь часть потолка мечети, поскольку в большинстве регионов крыша необходима для защиты от жары и холода». Однако другой знаток шариата высказался следующим образом: «В случае необходимости сооружение навеса над мечетью не является грехом, но строительство крыши даже в случае необходимости недопустимо».

В наше время появилась возможность, используя передовые технологии, построить раздвижной потолок, как это сделано в мечети Аль-Наби в Медине (рис. 35). Если это достаточно большая мечеть, такая крыша даже в одной ее части очень удобна (161).

Таким образом, в течение известного времени купола, гонбадхане и минареты стали указывать на принадлежность построек к определенной культуре. Можно сказать, что минареты и купола превратились в интернациональный символ мечетей и культовых мест исламского мира. Архитекторы и

Купол в истории религиозных представлений человека, как в дохристианской, так и в христианской архитектуре, а также и в исламе, являет собой символ законченного, но постоянно обновляющегося Космоса. Именно с этим сакральным смыслом связано использование купола в религиозных постройках.

Специфическая форма постройки религиозных сооружений в виде куба с куполом перешла в исламскую архитектуру из более древней, доисламской традаций. Эта выразительная форма приняла в архитектуре ислама символическое значение: куб воспринимался как символ устойчивости, символ "правильности", утверждаемой в земной жизни, а купол над ним стал символом Неба и Космоса.