Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество архитектора В. Д. Соколова Смирнов Леонид Николаевич

Творчество архитектора В. Д. Соколова
<
Творчество архитектора В. Д. Соколова Творчество архитектора В. Д. Соколова Творчество архитектора В. Д. Соколова Творчество архитектора В. Д. Соколова Творчество архитектора В. Д. Соколова Творчество архитектора В. Д. Соколова Творчество архитектора В. Д. Соколова Творчество архитектора В. Д. Соколова Творчество архитектора В. Д. Соколова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнов Леонид Николаевич. Творчество архитектора В. Д. Соколова : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 : Екатеринбург, 2004 194 c. РГБ ОД, 61:05-18/7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I СТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО МАСТЕРСТВА В.Д СОКОЛОВА В ПЕРИОД 1908 - 1926 ГОДОВ

1.1 Учеба в Санкт - Петербургской императорской Академии художеств 18

1.2 Работа В.Д. Соколова в частных архитектурно-строительных мастерских извеетаък Санкт-Петербургских архитекторов 26

1.2.1 Работа в мастерской профессора Ф.И. Лидваля 26

1.2.2 Работа в мастерской архитектора Э.Ф. Вирриха 29

1.2.3 Работа В.Д. Соколова на строительстве Ольгинской гимназии у архитектора П.Ф. Алешина 32

1.2.4 Работа В.Д. Соколова на строительстве казарм в Царском Селе у архитектора Е.О. Константиновича 34

1.2.5 Работа В.Д. Соколова по проектированию объектов Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) 36

1.3 Архитектурная деятельность В.Д. Соколова в государственных учреждениях страны в начале 20-х годов ХХвека 38

Выводы 44

Глава II ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.Д. СОКОЛОВА В ПЕРИОД СОЗДАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (1926-1934-го ГОДОВ), СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1934-1941-го ГОДОВ) И ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЦЕНТРА, ГОЮДА СВЕРДЛОВСКА (ЕКАТЕРИНБУРГА)

2.1 Общегосударственные, социально - экономические и исторические условия создания Большого Урала и Большого Свердловска и проектной базы для обеспечения их развития 45

2.2 Участие В.Д. Соколова в формировании нового архитектурного облика Большого Свердловска 50

2.3 Архитектурная деятельность В.Д. Соколова в «Уралгипромезе» по созданию объектов металлургических предприятий и заводов Уральской области 58

2.4 Разработка В.Д. Соколовым для Большого Урала и Большого Свердловска новых типов общественных зданий, объектов отдыха и спорта 69

2.4.1 Проектирование Дворца культуры металлургов в городе Надеждинске 69

2.4.2 Участие во Всесоюзном конкурсе на проект Уральской) политехнической) института 74

2.4.3 Участие во Всесоюзном конкурсе на проект Клуба строителей в Свердловске 78

2.4.4 Проектирование и строительство Учебного комбината Верх-Исетского завода 81

2.4.5 Проектирование Геодезического управления в Свердловске 84

2.4.6 Участие в проектировании Дома связи и Дома, профсоюзов Большого Свердловска 88

2.4.7 Проектирование для Большого Свердловска зон отдыха трудящихся: ЦПКиО и зоопарка 90

2.4.8 Проектирование первых спортивных объектов Большого Свердловска 95

2.5 Проектирование В.Д. Соколовым новых типов жилых зданий в столице Большого Урала 102

2.5.1 «Второй дом Советов» или «Дом чекиста» 102

2.5.2 Проектирование и строительство жилого комбината НКВД в Свердловске 107

2.5.3 Проект жилого комбината НКВД в Челябинске 115

2.5.4 Проект жилого комбината «Уралстрахкасс» в Свердловске 117

2.6 В.Д. Соколов - руководитель архитектурно-проектной Мастерской № 1 Свердловского горисполкома. Проектирование жилых и общественных зданий Свердловскав 1934- 1941 годах 120

2.7 Основные объекты, построенные на главном проспекте Свердловска - Екатеринбурга по проектам В.Д.Соколова в Мастерской №1 129

2.7.1 Комплекс штаба УралВО 1935-1940 годы 129

2.7.2 Жилой дом Аффинажного завода в Свердловске 133

2.7.3 Жилой дом «Главуралэнергостроя» 135

2.8 Выводы 137

Глава III АРХИТЕКТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.Д. СОКОЛОВА В ВОЕННЫЙ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОДЫ (1941-1952 ГОДЫ)

3.1 Работа В.Д. Соколова в годы Великой Отечественной войны 142

3.2 Участие В.Д. Соколова в разработке первых в стране и в Европе крупнопанельных жилых домов заводского изготовления 144

3.2.1 Первые архитектурные и технологические разработки для создания на Урале завода по производству крупнопанельных ж/б конструкций для сборных жилых домов 144

3.2.2 Создание Березовского завода строительных конструкций. Разработка В.Д. Соколовым архитектурных проектов первых в стране жилых малоэтажных крупнопанельных домов 149

3.2.3 Разработка В.Д. Соколовым новых типов домов для первого в стране альбома типовых проектов жилых малоэтажных крупнопанельных зданий 155

3.2.4 Разработка В.Д. Соколовым в «Глауралэнергострое» проектов крупнопанельных общественных и производственных зданий 162

3.2.5 Строительство на Урале первых малоэтажных крупнопанельных жилых домов по проектам архитектора В.Д. Соколова 168

3.3 Общественная деятельность В.Д. Соколова в Свердловской организации Союза советских архитекторов в послевоенный период 172

Выводы 175

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 179

БИБЛИОГРАФИЯ 184

Введение к работе

С началом нового XXI века российские архитекторы все больший интерес проявляют к зодчеству предыдущего столетия и пытаются восстановить отдельные утраченные нити преемственности с прошлым отечественной архитектуры.

В наши дни идет процесс осознания значимости произведений архитектуры как 20-х годов, - времени поиска новых «авангардистских» форм с их подчеркнутой выразительностью, соответствующей революционному периоду истории нашей родины, так и произведений 30-х и 40-х годов. В эти годы перед зодчими нашей страны небывалую остроту приобрела проблема освоения классического наследия и создания образности в архитектуре, что и в наше время не теряет своей актуальности.

Особенностью строительства тех лет является то, что наряду с возведением зданий в конструктивистском, неоклассическом, постмодернистском и других стилях начинают прорабатываться первые экспериментальные проекты крупноблочных и крупнопанельных зданий с их аскетической архитектурой, основанной на индустриальных способах изготовления сборных элементов строений.

Актуальность исследования состоит в том, что специалисты, изучающие отечественное зодчество 20-40х годов прошлого века, ощущают все большую необходимость объективно оценить вклад, внесенный в становление российской архитектуры, как крупнейшими московскими и ленинградскими зодчими, широко известными своими творческими достижениями: А.В. Щусевым, братьями Весниными В. и A., МЛ. Гинзбургом, А.К. Буровым, И.А. Фоминым, Н.А. Троцким, В.А. Щуко и другими, так и многими видными архитекторами, работавшими в других крупных регионах и провинциальных городах нашей страны, и чье творчество достойно пристального внимания и подробного изучения.

Один из важнейших разделов истории отечественной архитектуры на сегодняшний день посвящен исследованиям творчества отдельных архитекторов, сыгравших заметную роль в развитии архитектуры регионов, их центральных и крупных городов. Эти исследования часто выявляют широчайший диапазон творческих концепций конкретного архитектора, раскрывают направление поисков современной ему архитектуры, позволяют воссоздать действительное творческое лицо зодчего, установить основные вехи его деятельности, выявить характерные приемы и методы его мастерства и на основании этого определить его вклад в развитие отечественного зодчества в известный исторический период.

К интереснейшим периодам отечественной архитектуры, привлекающих особое внимание исследователей творчества российских зодчих XX века, относятся его 20 - 30-е годы, когда многие передовые архитекторы нашей страны избрали неизведанный путь поисков решений тех проблем, которые выдвигались новым общественным строем.

Страна, заявившая в середине 20-х годов XX века о грандиозных планах индустриализации, остро нуждалась не только в квалифицированных инженерно-технических кадрах, но и кадрах архитектурно-строительных, которых так не хватало для свершения поставленных государством планов. Примечательно, что основную группу зодчих, по проектам которых в этот период и в дальнейшем в нашей стране было построено множество новаторских объектов, составляли выпускники московских и петербургских архитектурных школ, получившие образование в годы, предшествующие Октябрьской революции. Именно эти архитекторы, чье творчество пришлось на 20 - 30-е годы, вынесли основную нагрузку по проектированию новых заводов, фабрик, жилых и общественных зданий, и заложили основы формирования нового архитектурного облика больших и малых городов России.

К таким архитекторам можно причислить и Вениамина Дмитриевича Соколова, чей творческий путь начался в 10-е годы XX века в городе Санкт-Петербурге, а с 1926 по 1952 годы продолжился в Свердловске (Екатеринбурге).

Исследуя творчество В.Д. Соколова, основные работы которого с 1926 года связаны с городами Уральской области и её центром, городом Свердловском, мы, по сути, обращаемся к истории развития уральской архитектуры первой половины прошлого столетия.

Плеяда талантливых зодчих Урала, среди которых К.Т. Бабыкин, Г.А. Голубев, СВ. Домбровский, В.И. Смирнов, И.П. Антонов, П.В. Оранский, А.И. Югов, Е.Н. Короткое, начала формироваться в Свердловске в 20 - 30-е годы. В.Д. Соколова можно смело ставить в один ряд с этими выдающимися архитекторами уральского региона. Все они, участники множества конкурсов проектов самых разнообразных по типологии и назначению объектов для развивающихся городов обширной Уральской области и ее административного центра Большого Свердловска, прошли большую школу напряженной конкурсной борьбы, соперничества и сотрудничества.

Знание законов классического искусства, высокая культура и талант зодчего В.Д. Соколова внесли в его творчество на уральской земле то своеобразие, которое выдвинуло его как архитектора-художника на одно из ведущих мест в архитектуре Урала первой половины XX века. Его важная роль в формировании архитектурного облика столицы Урала - Свердловска - Екатеринбурга особенно заметна, благодаря созданию им многих значимых сооружений: жилых и общественных зданий и комплексов, часть из которых получила статус памятников истории и культуры федерального и регионального значения. Многие его объекты и в настоящее время определяют архитектурный облик Екатеринбурга и других уральских городов.

С 1934 по 1941 годы В.Д. Соколов возглавлял архитектурно-проектную Мастерскую № 1 Свердловского Горисполкома, в которой под его руководством было запроектировано значительное количество жилых и общественных зданий, определивших современный облик Свердловска и Екатеринбурга наших дней.

Особый период в его творчестве составляет работа по созданию проектов первых в стране крупнопанельных малоэтажных, жилых домов заводского изготовления, предтече будущего крупнопанельного массового строительства.

Состояние вопроса. Общим проблемам развития архитектуры Урала первой половины XX века посвящено немало исследований, однако, среди них почти полностью отсутствуют работы, изучающие творческую деятельность отдельных зодчих, внесших весомый вклад в развитие региональной архитектуры 20 - 40-х годов прошлого века.

Еще в начале 70-х годов ушедшего столетия некоторые уральские исследователи рекомендовали обратить внимание и направить усилия на изучение деятельности известных свердловских зодчих, считая что «настоящей задачей искусствоведов является детальное исследование творчества таких мастеров, как Г.А. Голубев, В.Д. Соколов, СВ. Домбровский, К.Т. Бабыкин» (1).

Имя В.Д. Соколова тесно связано с зарождающейся советской архитектурой в уральском регионе с ее новыми градостроительными и планировочными решениями в крупнейших городах Уральской области: в Свердловске, Магнитогорске, Челябинске, Перми и других городах и населенных пунктах.

Богатое архитектурное наследие мастера до сих пор не получило научной оценки. В данном исследовании эта задача ставится впервые, т.к. в настоящее время нет ни одного исследования полностью освещающего творческую деятельность В.Д. Соколова. Многие источники дают, в

основном, одни и те же скудные сведения, касающиеся только небольшого числа его произведений. Основная же часть творческих работ, выполненных Соколовым на Урале и в его областном центре Свердловске, не знакома большинству архитекторов и искусствоведов, и поэтому не определена значимость деятельности В.Д. Соколова как архитектора для региональной и российской архитектуры.

Проведенный обзор литературных источников свидетельствует о том, что творчество В.Д. Соколова еще никогда не исследовалось полностью. Многие произведения мастера, созданные им в Свердловске и других городах Урала, и, в большинстве своем, до сих пор сохранившиеся, никем не изучались и почти не упоминались в научных трудах.

Истоки архитектурного творчества В.Д. Соколова относятся к Санкт-Петербургскому - Ленинградскому периоду, это 10-ые, начало 20-х годов прошлого века. Неизвестные ранее, фактические и иконографические данные об объектах в проектировании и строительстве которых в тот период Соколов принимал непосредственное участие, открылись в ходе архивного поиска в Санкт-Петербурге.

С 1926 по 1930 год В.Д. Соколов запроектировал во многих городах
Уральской области более 30 объектов различных промышленных
сооружений, большая часть которых была выполнена в конструктивистском
стиле. Некоторые из них, например, первые цеха будущего гиганта
металлургии - Магнитогорского металлургического завода,
запроектированы автором в Уральском «Гипромезе». Эти его проекты,
связанные с промышленной тематикой, также были известны только узкому
кругу архитекторов. Только однажды в 1929 году проекты

Магнитогорского металлургического завода были фрагментарно опубликованы в книге без указания фамилии автора.

Соколов в конце 20-х, начале 30-х годов создал уже достаточно много объектов нового типа для бурно развивающейся столицы Уральской области

- Большого Свердловска. Такие объекты как Парк культуры и отдыха, Водная станция «Динамо», квартал жилого комбината НКВД - «Городок чекистов»; дом-коммуна — «Второй Дом Советов», корпуса Уральского политехнического института, Профтехкомбинат Верх — Исетского металлургического завода были запроектированы Соколовым одним из первых в стране, и аналогов им в те годы почти не было.

В ходе предварительных архивных изысканий по творчеству В.Д. Соколова были найдены материалы, касающиеся его участия в качестве архитектора в проектировании первых в стране экспериментальных малоэтажных крупнопанельных, жилых домов заводского изготовления, сооруженных в 1945 - 1948 годах в городах Среднего Урала, и в первую очередь, в Свердловске и Березовском.

Таким образом, к настоящему времени по теме диссертации накоплен значительный фактический материал, освещающий разнообразные стороны архитектурной деятельности В.Д. Соколова. Эгот материал необходимо было дополнить, уточнить и расширить соответствующими исследованиями путем привлечения малоизвестных и неизвестных авторских произведений, позволяющих полнее выявить творчество Соколова на всех этапах его деятельности.

Объектом исследования являются известные и вновь выявленные произведения мастера, исполненные им лично или при его участии, выступления зодчего, документы из личного его архива, реализованные и не реализованные проекты, воспоминания о нем современников.

Предметом исследования в данной работе является творчество архитектора В.Д. Соколова, его архитектурная и строительная практика на всех этапах его творческой деятельности.

Цель данного исследования состоит в изучении творчества архитектора В.Д. Соколова и определении его места в архитектуре уральского региона и Екатеринбурга (Свердловска). Для этого

потребовалось максимально раскрыть еще не изученные стороны творческой деятельности архитектора Соколова, а затем обобщить накопленные сведения для формирования целостной творческой биографии мастера. В связи с этим в исследовании были поставлены следующие конкретные задачи:

исследовать биографические материалы, касающиеся периода получения архитектурного образования В.Д. Соколовым и Санкт-Петербургского— Ленинградского периода его творчества;

установить периодизацию его творческой деятельности;

уточнить перечень принадлежащих Соколову произведений, их документальное подтверждение, композиционные и стилевые особенности запроектированных им объектов;

определить архитектурно-градостроительную роль творческого наследия мастера в уральском регионе и Екатеринбурге (Свердловске);

подробно рассмотреть историю зарождения и создания первых в нашей стране и в Европе малоэтажных крупнопанельных, жилых домов заводского изготовления, связанных с деятельностью В.Д. Соколова;

проанализировать работы первого в стране альбома типовых проектов малоэтажных крупнопанельных, жилых домов заводского изготовления автором архитектурной части которого являлся В.Д. Соколов. Границы исследования определены следующими факторами:

а) временными: периодом творческой и общественной деятельности
В.Д. Соколова с 1910 по 1952 годы;

б) территориальными: Санкт-Петербургом, Украиной, Уральским
регионом и его центром, городом Екатеринбургом (Свердловском).

Методика исследования основана на комплексном анализе типологических, архитектурно-композиционных особенностей жилых, общественных и производственных зданий, запроектированных В.Д. Соколовым. При этом учитываются исторические и социально-

экономические особенности их создания. Кроме этого осуществлялась систематизация и обобщение уже известных материалов, архивные изыскания, выявление новых документов в разных проектных организациях, архивах и музейных фондах, изучение общей и специальной литературы.

В ходе исследования использовались документы РГИА, ЦГВИА, ЦГА Петербурга, ГАСО, ГАТО, научно-исследовательского музея Академии Художеств в Санкт-Петербурге, Государственного научно-исследовательского музея им. А.В. Щусева, Музея истории архитектуры и промышленной техники Урала Уральской государственной архитектурно-художественной академии.

При разработке программы исследований были использованы труды в следующих областях архитектуры:

по теории и всеобщей истории архитектуры и градостроительства: Н.Н.Афанасьева, А.В. Бунина, В.Л. Глазычева, А.В. Иконникова, Ю.В. Раннинского, Т.Ф. Саваренской и других;

особенности архитектуры 20 - 30-х годов XX века: Е.А. Борисовой, М.Я. Гинзбурга, Т.П. Каждая, ЯЛ. Корнфельда, Л.И. Кирилловой, А.В. Рябушина, В.Э. Хазановой, СО. Хан-Магомедова;

региональные особенности развития уральской архитектуры и градостроительства в начале XX века: А.А. Берсеневой, К.Т. Бабыкина, В.П. Букина, Б.М. Давидсона, В.Г. Десятова, В.В. Жуковского, В.А. Колясникова, В.А. Пискунова, А.А. Старикова, Л.П. Холодовой;

особенности развития первого этапа отечественного крупнопанельного строительства: Г.Б. Борисовского, А.Н. Дорохова, Г.Ф. Кузнецова, Т.Г. Маклаковой, З.Н Нестеровой, Г.И. Потапова, Г.Г. Ростковской.

Научная новизна. Работа является первым исследованием подобного масштаба, посвященного творчеству одного из самых видных уральских зодчих, В.Д. Соколову, основная архитектурная деятельность которого с

1926 по 1952 годы была неразрывно связана с Уралом: Уральской и Свердловской областями и их крупнейшим административным центром, городом Свердловском (Екатеринбургом). Впервые систематизирован материал, существенно дополняющий сведения о деятельности В.Д. Соколова, что, в итоге, позволяет воссоздать его творческий портрет.

В научный обиход вводится большое количество ранее не известных произведений этого архитектора, а также нигде не публиковавшиеся архивные сведения и документы, связанные с его творчеством, в том числе и с его приоритетными разработками. В работе впервые исследован и обобщен опыт проектирования, производства и возведения первых в стране малоэтажных крупнопанельных жилых зданий из железобетонных конструкций заводского изготовления и определен ареал их строительства на Урале в 1945 - 1948 годах.

Практическое значение исследования состоит в том, что оно существенно дополняет представление о творческой деятельности ведущих мастеров советской архитектуры 20 - 40-х годов XX века в Уральском регионе, в частности В.Д. Соколова, выявляя его роль в становлении и развитии архитектуры Екатеринбурга, ряда других уральских городов и их металлургических предприятий.

Результаты исследования могут быть использованы на стадии предпроектных разработок отдельных, подлежащих реконструкции, объектов в городе Екатеринбурге. Часть результатов исследования имеют практическое значение для учебного процесса в строительных и архитектурных учебных заведениях. Материалы работы могут быть использованы в разделах учебников, учебных пособиях и курсах лекций по истории советской архитектуры, а также по истории архитектуры Урала для архитектурных специальностей вузов региона, в том числе и Урал ГАХА. Материалы исследования могут использоваться при уточнении сводов памятников истории и культуры городов: Екатеринбурга, Серова,

Березовского, Магнитогорска, Средне - Уральска, Челябинска и других, где в проектировании и строительстве объектов принимал участие В.Д. Соколов.

Апробация работы. Материалы исследований внедрены в программу учебного процесса УралГАХА в форме заданий на курсовое архитектурное проектирование.

Основные результаты внедрены в проводимые на кафедре «Теория искусств, архитектуры и дизайна» исследования по направлениям: «Региональное многообразие архитектурного наследия России на примере Урала» и «История, становление и современное развитие архитектуры промышленных и жилых образований городов Уральского региона».

Выявленные, в процессе исследовательского поиска, ранее неизвестные здания и сооружения, построенные по проектам В.Д. Соколова, включены в составленный, более полный, перечень его творческих работ и эти данные могут использоваться при корректировке списков памятников истории и культуры городов: Екатеринбурга, Березовского, Серова, Среднеуральска, Нижнего Тагила, Магнитогорска.

По важнейшим материалам работы опубликованы пять статей в периодической печати и тезисы к представленному докладу на всероссийской научно-практической конференции «Композиционная подготовка в современном архитектурно-художественном образовании», проходившей в Екатеринбурге (УралГАХА) в 2003 году.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из двух томов: том 1 включает введение, три главы, заключение, библиографию (151 наименование), изложенные на 194 страницах; том II включает иллюстративное приложение на 131 страницах (рисунков -121, таблиц - 4).

На защиту выносятся следующие положения:

- определение роли и значения творчества архитектора В.Д. Соколова в общем процессе становления и развития советского уральского

зодчества, в совершенствовании архитектурного облика одного из крупнейших городов Урала - Свердловска (Екатеринбурга) в 20 - 40-х годах прошлого века;

список, выполненных В.Д. Соколовым лично и в соавторстве, архитектурных проектов и, построенных им или с его участием, объектов;

особенности архрггектурно-градостроительных, планировочных, композиционно - стилистических, функционально - типологических произведений В.Д. Соколова;

приоритет архитектора В.Д. Соколова в разработке первых в стране проектов крупнопанельных малоэтажных жилых, общественных и производственных зданий индустриального изготовления и альбома типовых проектов жилых домов заводского производства в Свердловской области в 1945 - 1948 годах.

Работа В.Д. Соколова по проектированию объектов Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД)

В годы первой Мировой войны деловая и общественная жизнь в столице России в значительной степени стала затихать, а в связи с Февральской революцией 1917 года ситуация в Петербурге стала еще более нестабильной. Немногие предприятия в эти годы могли добиться подъема своей деятельности. На этом фоне выделялось Общество Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), грузооборот которой постоянно рос [137].

Управление строительством, технический и проектный отделы дороги располагались в Петербурге, куда и поступил в 1917 году В.Соколов «на проектирование КВЖД» [43, с.306].

Основная железнодорожная колея КВЖД была построена в июле 1903 года, но ее необходимо было инфраструктурировать. Магистраль проходила по территории Маньчжурии от Забайкалья до Владивостока и значительно сокращала путь прохождения поездов по Сибирской железнодорожной магистрали.

Железнодорожный транспорт является отраслью градообразующего значения и одним из факторов, определяющим расселение населения. Проведение магистрали через новые районы Маньчжурии вызвало появление в структуре городов и поселков пристанционных комплексов (рисЛ .27). Состав железнодорожных комплексов определялся техническим проектом магистрали, предусматривающим рациональное расположение объектов по всей ее длине.

На КВЖД строились станции четырех классов. В зависимости от класса станционное хозяйство включало в себя следующие объекты: пассажирские, административные, медицинские, жилые здания, паровозные депо, ремонтные мастерские, депо, склады, водонапорные башни и т.п. [134].

При освоении магистрали «специалисты, по преимуществу, петербургской архитектурной школы практически реализовали прогрессивные не только для России, но и Европы принципы градостроительного проектирования, зародившиеся в контексте культуры модерна, утверждающего возможности преображения жизни средствами искусства» [78, с.24]. Проектирование пристанционных зданий на КВЖД подчинялось единому архитектурному замыслу, в основу которого были заложены следующие принципы: во-первых, применение типовых проектов зданий различного назначения; во-вторых, стилистическое единство архитектуры различных зданий и сооружений на магистрали за счет применения «русского» стиля; в-третьих, использование одних и тех же строительных материалов в зданиях и сооружениях; в-четвертых, решение пристанционных зданий в едином колористическом ключе.

В десятые годы прошлого века типовые проекты объектов для этой магистрали разрабатывались в Санкт-Петербурге в техническом отделе Правления общества КВЖД в Петербурге [78, с.71].

В 1916-1920 годах на КВЖД осуществлялось интенсивное строительство пристанционных объектов на станциях Старый Харбин, Яблоня, Лукашово, Ильинский, Сочинцзы и некоторых других [7]. Работая в 1917 году в техническом отделе Правления общества КВЖД, В. Д. Соколов, как архитектор и строитель участвовал в проектировании пристанционных объектов одной или нескольких станций. Более подробных материалов о его деятельности, связанной с КВЖД в архивах не обнаружено.

Архитектурная деятельность В.Д. Соколова в «Уралгипромезе» по созданию объектов металлургических предприятий и заводов Уральской области

В конце 1926 года по приглашению руководства «Уралпроектбюро» в столицу Большого Урала - Свердловск прибыла небольшая группа ленинградских архитекторов. Среди них были В.Д. Соколов и его однокурсник по Академии художеств И.П. Антонов, будущие известные свердловские архитекторы.

С 1927 года они возглавили архитектурную группу строительного отдела «Уралпроектбюро», занимая должности архитекторов по гражданским сооружениям. В июле 1927 года «Уралпроектбюро» было переименовано в «Уралгипромез», а должности В.Д.Соколова и И.П.Антонова - в архитекторов по заводским зданиям [28]. О своем появлении в этой организации В.Д. Соколов вспоминает: «Когда я пришел в Гипромез, меня спросили: - Вы кто - архитектор или инженер? Нам нужен инженер, потому что архитектор только рисует картинки и ничего толком дать не может. Через год — два этот подход ко мне совершенно изменился» [32, с. 55].

Знание процесса проектирования, практический опыт работы на постройках промышленных предприятий в Ленинграде, постоянные поиски нового архитектурного образа проектируемых объектов, уже за первые годы работы в отделе, выделили этих зодчих среди других прибывших архитекторов, например, в сравнении с молодыми архитекторами, выпускниками Томского технологического института.

Интересное мнение руководителя свердловского отделения Общества современных архитекторов (ОСА) И. Робачевского о работе архитекторов «Уралгипромеза», опубликованное в журнале «Современная архитектура» за 1928 год. «Свердловск впитал в себя большое количество инженерных сил. Там имеются, прежде всего, старожилы-архитекторы, затем «иммигранты» из Москвы и Ленинграда. Их меньше. И, наконец, молодая сила, главным образом из Томска. В «Гипромезе» очень трудно было добиться серьезной работы, потому, что старые архитекторы ее разбирали, тем более что весь административный и руководящий персонал «Гипромеза» находился на их стороне» [129].

В условиях комплектации отделов «Гипромеза» специалистами с опытом работы и молодыми архитекторами, не имевших такового, «в качестве методической основы проектирования, обычно, служил строительный и производственный опыт» [1, с. 16], поэтому администрация «Уралгипромеза», естественно, была на стороне ленинградских архитекторов, у которых к этому времени имелся солидный стаж проектно-строительной работы. У В.Д. Соколова он составлял 17 лет, у И.П Антонова — 10 лет. Эти грамотные архитекторы ценились руководством, что находило отражение и в официальных документах, например, в письме управляющего проектной организацией в Окрисполком отмечается что «архитекторы являются трудно заменимыми работниками в «Уралгипромезе» [27].

Питомцы Академии художеств привнесли в крупнейший проектный институт Большого Урала идеи современного авангарда и стиль ленинградского конструктивизма, занимавших большое место в объектах промышленной архитектуры города на Неве в двадцатых годах минувшего века.

Соколову В.Д. были знакомы многие ленинградские промышленные объекты, построенные к середине двадцатых годов в современном стиле. Среди них: здание районной электростанции (архитектор А. А. Оль, 1926 г.), понижающая подстанция Волховской ГЭС (архитектор О. Мунц, 1918-1926 г.), Хлебозавод на Петроградской стороне (архитектор А. Никольский, 1925 г.), вторичные понижающие подстанции на Выборгской стороне и Васильевском острове (архитекторы В. Щуко и Н. Троцкий), текстильная фабрика «Красное знамя» (архитектор Э. Мендельсон, 1925-1927 г.), в проектировании которой Соколов принимал непосредственное участие.

Имея хорошую практическую и теоретическую базы В.Д. Соколов начал реализовывать свой опыт проектировщика на различных объектах металлургических заводов, входящих в план строительства и реконструкции в городах Большого Урала: Магнитогорске, Лысьве, Алапаевске, Кушве, Верхнем Уфалее, Свердловске.

Первое поколение проектировщиков «Уралгипромеза» стояло у колыбели всемирно известной Магнитки. Именно они проектировали первые цеха будущего металлургического гиганта, а архитектура первых цехов магнитогорского завода 1927 -1929 годов в научной литературе почти не рассматривалась. В.Д. Соколов был одним из первых архитекторов, по проектам которого построено множество объектов этого завода.

В этот период комплексное проектирование, не только металлургического завода, но и крупного металлургического цеха, было для отечественных проектировщиков новым делом. Архитекторам «Уралгипромеза» при разработке своих проектов необходимо было учитывать ряд специфических особенностей металлургического производства. Особенностью процесса архитектурного проектирования являлось то, что оно было «одной из обобщающих синтезирующих проектных специальностей» [87].

К архитекторам и строителям стекались все требования и задания от проектировщиков всех других специальностей, зачастую противоречивых и не увязанных между собой. Поэтому, архитекторы «Уралгипромеза» «были обречены» на поиски компромисса для создания наиболее рациональных и эффективных архитектурно-строительных решений зданий и сооружений металлургического комплекса. «В 1926-1931 годах проектная продукция была представлена, в основном, эскизными проектами, которые являлись заданиями на разработку следующей стадии» [1, с.5].

Другой особенностью процесса проектирования было то, что достижение архитектурной выразительности объектов черной металлургии обусловлено рядом специфических факторов. Например, производственные здания имели крупные объемы: одни - высотой 20-30 метров, что равно высоте 7-10 этажных домов, другие, в соответствии с технологическим процессом, имели значительную протяженность от 100 до 300 метров, с изрезанной формой плана и открытым инженерным оборудованием вдоль фасадов, а также различные по высоте вытяжные устройства и дымовые трубы. Все эти объемы архитектору нужно было упорядочить в объемно-пространственной композиции цехов и завода в целом. Об этой своей работе В.Д. Соколов сказал: «Кто-то говорил, что для меня легко проектировать промышленные здания. Это не так. Очень тяжело иметь дело с технологами. Это настоящая трепка нервов. Необходимо знать производство. Это самое тяжелое, потому что наряду с проектированием, творческой работой, необходимо заниматься технологией производства» [40, с56]. На Магнитогорском металлургическом заводе в 1927 году Соколовым запроектировано шесть крупных цехов: мартеновский, прокатный, бессемеровский, литейный, здание кузницы и контора мартеновского цеха, а в 1928 году еще два цеха: коксовый и ремонтно-котельный.

В апреле 1928 года «Уралгипромез» организовал в Свердловске выставку и обсуждение разработанного им проекта Магнитогорского металлургического завода. После обсуждения, проект был передан в центральный институт «Гипромез» в Ленинграде, а 15 января 1929 г. Совнарком, Совет Труда и Обороны на совместном заседании, заслушав доклад главного инженера «Уралгипромеза» В.А. Гассельблата, утвердили проект строительства Магнитки[140]. Все разработанные в «Уралгипромезе» проекты зданий, были реализованы в начале тридцатых годов на территории нового завода.

В последующие годы В.Д. Соколов разрабатывал проекты для других металлургических заводов Большого Урала. В 1929 году им были запроектированы пять цехов Лысьвенского металлургического завода и сделана его перспектива. В этом же году он проектирует девять цехов, мастерских и здание заводоуправления Верхне-Уфалейского никелевого завода (ВУНЗ). В 1930 году, перед уходом из строительного отдела «Уралгипромеза» в «Уралжилстрой», В.Д. Соколов запроектировал четыре крупных цеха Кушвинского металлургического завода.

В «Уралгипромезе» Соколовым, кроме проектов цехов металлургических заводов, были созданы заводы для других отраслей народного хозяйства. Например, фармацевтический завод в г. Свердловске (1927 г.) и хлебозавод в г. Надеждинске (ныне г. Серов), 1929 г., а также ряд других небольших объектов.

Архитекторы «Уралгипромеза» изучали и внедряли новые принципы формирования промышленных объектов, возникавшие под активным воздействием социальной и технологической функций, новейших технических достижений двадцатых годов прошлого столетия. Объемы сооружений и качество их крупной пластики, в рамках современного архитектурного языка, становились основными объектами композиционного формирования индустриальных зданий в стране в этот период.

В. Соколов вел поиск новых путей создания выразительного образа сооружений, применяя приемы и методы архитектурной композиции, ранее не опробованные в промышленном зодчестве, чтобы раскрыть новые возможности современной промышленной архитектуры.

Как показал анализ проектов цехов металлургических заводов, выполненных В.Д. Соколовым в 1927-1931 годах, в решении объемов производственных цехов металлургических заводов, он опирался на общие для всех видов архитектуры художественные категории и средства, такие, как масштаб, метр, ритм, контраст и фактура материалов, силуэт, асимметрия и симметрия, цветовая градация фасадов зданий. Эти средства архитектурной композиции способствовали: выявлению конструктивной системы здания, решению тектоники фасада; определяли соразмерные человеку элементы в крупных объемах производственных зданий.

В своих проектах В. Соколов часто создавал здания цехов с открытым каркасом, выделяя его с помощью цвета, контрастного сопоставления с остекленными участками стен фасада или различной степенью заглубления участков наружных стен, примыкающих к элементам каркаса. Производственные здания с такими композиционными приемами в его проектах выглядят наиболее тектоничными.

Участие В.Д. Соколова в разработке первых в стране и в Европе крупнопанельных жилых домов заводского изготовления

Основной отличительной чертой жилищного строительства в СССР, начиная с первой пятилетки, становится его массовый характер. Это потребовало от строителей и архитекторов середины 30-х годов прошлого века пересмотреть старые традиционные методы строительства и заменить их новыми - ускоренными, а также, в связи с этим, разработать и новые типы зданий.

На Всесоюзном совещании в Правительстве СССР по вопросам строительства в декабре 1935 года было отмечено: «Правительство обращает внимание на необходимость решительного внедрения в практику скоростных методов строительства, для чего требуется развитие строительной индустрии, превращение ее из отстающей - в передовую отрасль народного хозяйства, с широким развитием комплексной механизации и применения стандартных строительных деталей конструкций, построив необходимые для этого предприятия» [91].

Одними из первых в стране на эту инициативу правительства откликнулись свердловские архитекторы Г.И. Потапов и Г.Г. Ростковская, сотрудники «Промстройпроекта». Они еще до 1935 года работали над идеей создания крупнопанельных конструкций и методами их производства, разрабатывали эскизные варианты будущих жилых зданий нового типа. Свою идею строительства зданий из сборных элементов они развивали на совещаниях и в печати, например, в одной из статей они писали: «Рационализируя и механизируя отдельные процессы, мы оставляем в неприкосновенности главное — саму конструкцию здания. Мы складываем дом из кирпичей (мелких или крупных), кладем балки и монтируем перекрытия, как делали это наши предки тысячу лет назад... Но разве основной деталью дома является кирпич? Почему нельзя разбить здание на элементы — в плане — по размерам шага конструктивной сетки, в разрезе по высоте этажа. Пусть конструктивно законченным элементом дома будет часть стены, соответствующая ширине и высоте комнаты. Вторым основным элементом будет перекрытие, верхняя часть которого является полом одной комнаты, а нижняя — потолком другой комнаты. За этим следуют элементы маршей лестничных клеток и антаблемента. Все эти конструкции можно изготовить на заводе. На строительной площадке будет происходить лишь их сборка» [127].

В середине 30-х годов для нашей страны эта была интересная, но необычная идея, т.к. соответствующая этому строительная база еще отсутствовала. Крупнопанельное домостроение стало развиваться в нашей стране на основе отечественного опыта возведения зданий из крупных блоков. «Первые сборные крупноблочные здания высотой 5-8 этажей начали строиться в Советском Союзе в 1927 — 1928 годах, т.е. тогда, когда за рубежом появились лишь 2 — 3 этажные дома этого типа» [53].

В 1936 году в творческую группу Потапова и Ростковской был принят на правах соавтора инженер, кандидат технических наук М.Н. Овчинников, который помог архитекторам разработать комплексную систему сборных крупнопанельных железобетонных конструкций зданий. Авторская группа подала в 1936 году заявку в Комитет по делам изобретений г. Ленинграда. В следующем году изобретателям было выдано авторское свидетельство от 31 июля 1937 года за № 51378 на сборное железобетонное здание, а «Госпланом СССР предложение авторов было принято на особый учет, как имеющее большое народно - хозяйственное значение» [116, с.11].

В 1937 - 1938 годах авторы изобретения разрабатывают технологию машинно-заводского производства железобетонных элементов и проводят её опробование на полигоне Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ). Опытные работы прошли успешно. Были изготовлены первые в стране стеновая и межэтажная панели. Стеновая панель имела размеры 3,5 м х 4,0 м х 0,35 м, площадь ее составляла 15 квадратных метров, а вес 2,5 тонны. Габариты межэтажной панели составляли 5,0 м х 4,0 м х 0,28 м с площадью 20 кв. метров, весом 3 тонны [128, с. 9 -10] (рис. 3.1).

Архитектурная отделка первых стеновых панелей выполнялась за счет рельефных рисунков на ее лицевых сторонах, получавшихся за счет листов линкруста, мозаики или щебня, укладываемых в основание железобетонной матрицы (рис. 3.2).

Одновременно с изготовлением на УЗТМ первых вариантов панелей, этот же авторский коллектив разработал проект опытного завода для изготовления крупнопанельных конструкций домов площадью 5000 квадратных метров. По мнению авторов: «Завод этот будет выпускать весь комплекс сборных железобетонных конструкций для всех частей здания и монтировать жилые дома или иные типы зданий» [128, с. 13].

Полученные в ходе опытно-экспериментальных работ результаты и проект завода были представлены авторами в г. Москве экспертной комиссии жилищно-строительного управления Народного Комиссариата коммунального хозяйства (НККХ) РСФСР. Комиссия одобрила проект домостроительного завода, разработанного Г.И. Потаповым и ГТ. Ростковской, и рекомендовала его к строительству [116, с.56 - 57]. В 1941 году Архитектурно-планировочное управление г. Свердловска отвело участок под строительство завода, но начавшаяся война помещала осуществлению этого проекта.

Необходимо отметить то, что до 1941 года в Советском Союзе, кроме свердловских зодчих экспериментальными разработками возведения домов из крупных деталей занимались и другие специалисты. Попытка выполнить серию фасадов из стандартных крупных элементов была предпринята в конце 30-х годов архитектором Г.Б. Борисовским. Он разработал унифицированные детали фасадов: карниз, наличники, балкон; обрамляющий окно портик, т.е. те элементы фасада, которые в значительной мере определяют художественные достоинства здания. Но только в 1946 году с этими стандартными элементами было построено несколько зданий в г. Евпатории. По этому поводу Г.Б. Борисовский пишет: «В результате удалось предусмотреть довольно разнообразную застройку набережной протяженностью около трех километров»[17, с. 169 -170]. Но стены домов по-прежнему сооружались из кирпича.

Известны примеры возведения еще до войны первых зданий из крупных бетонных блоков (но не панелей) в г. Москве. В 1938 году такой жилой дом был построен на Велозаводской улице (архитекторы А. Буров и Б. Блохин). Они же спроектировали и построили жилой дом из декоративных крупных блоков на Ленинградском шоссе г. Москвы [17, с.90].