Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении "Литературной газеты" Соловьева Мария Михайловна

Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении
<
Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соловьева Мария Михайловна. Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении "Литературной газеты": диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Соловьева Мария Михайловна;[Место защиты: Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского].- Саратов, 2014.- 184 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 . «Литературная газета» 1930-х годов: редакционная политика и общественно-литературный контекст 15

1.1. История издания литературных газет в России 15

1.2. Первые годы издания «Литературной газеты» : основные направления редакционной политики .23

1.3. «Литературная газета» в период влияния РАПП .40

1.4. Работа редакции «Литературной газеты» с авторами и читателями 43

1.5. Оценка работы литературных журналов на страницах «Литературной газеты» 51

1.6. Дневник «Литературной газеты»: концепция и задачи рубрики 59

Глава 2. Первый съезд советских писателей в интерпретации «Литератур ной газеты» 73

2.1. Значение Первого съезда советских писателей для литературно-общественной жизни страны 73

2.2. Роль «Литературной газеты» в организации и подготовке к Первому съезду советских писателей 82

2.3. Редакционная политика «Литературной газеты» в дни Первого съезда советских писателей 92

2.4. Послесъздовые материалы «Литературной газеты»: итоги и перспекти-вы 104

Глава 3. «Писатель-общественник» – литературный критик – читатель в контексте «Литературной газеты» 111

3.1. «Литературная газета»: газета писателей 111

3.2. Основные направления литературно-критических материалов «Литературной газеты» .121

3.3. Творчество зарубежных писателей в контексте «Литературной газе-ты» 133

3.4. Публицистичность литературно-художественных произведений на страницах «Литературной газеты» как их основная характеристи-ка .141

3.5. Роли читателя и писателя в «Литературной газете» 161

Заключение .169

Список литературы 174

Введение к работе

Актуальность изучения «Литературной газеты» в контексте общественно-политической жизни и развития советской литературы обусловлена важным фактором. Среди прочих литературных изданий конца 1920-х – начала 1930-х годов «Литературная газета» занимала особое место. Ее газетный формат позволял редакции фокусировать внимание не только на публикации литературных манифестов, литературно-критических статей, художественных

произведений крупных и малых форм, но и на текущих событиях. Большое внимание уделялось хронике литературной жизни. Актуальность диссертационной работы определяется необходимостью комплексного исследования «Литературной газеты» как уникального хроникера литературно-общественной жизни. В настоящее время в литературной эпохе 1930-х годов остается много нерешенных, спорных вопросов. До сих пор среди литературоведов нет однозначно сформированной позиции по отношению к литературе и литературно-общественной ситуации этого периода, между тем очевидна необходимость ее объективной оценки. Анализ контекста «Литературной газеты», вобравший в себя все многообразие литературно-художественных тенденций конца 1920-х — начала 1930-х годов, является ценным материалом для непредвзятого подхода к анализу литературной жизни эпохи.

Литературно-художественный и литературно-критический контекст «Литературной газеты» по праву должен быть объектом литературоведения. В трудах по истории советской литературы и журналистики «Литературная газета» была не раз упомянута и отмечается литературоведами как одно из наиболее авторитетных изданий эпохи. Такой позиции придерживаются, в частности, авторы учебника «Очерки истории русской советской журналистики»1 посвятившие характеристике газеты отдельный раздел. Несомненный интерес к газете со стороны исследователей подчеркивается тем фактом, что в 2011-м году вышло в свет целое отдельное издание, полностью посвященное истории «Литературной газеты»2.

Важным понятием в рамках исследования является понятие «Динамика литературно-общественной жизни». Для автора диссертации важно подчеркнуть, что литературно-общественная ситуация первой половины 1930-х годов – величина непостоянная, ежедневно меняющаяся,

1 Очерки истории русской советской журналистики / Отв. ред.А.Г. Дементьев.
М., 1968. Т. 2

2 Три века «Литературной газеты». М., 2011.

пульсирующая различными оттенками смыслов. Это и непостоянство писательских репутаций, и переменчивость литературно-критических оценок, и изменение вех в воспитании писателя и читателя.

Особенность изучения «Литературной газеты» заключается в определении ее специфики, выработке специальных методов ее изучения. В основе этих методов лежат историко-литературные и журналистские аспекты. Взаимодействие двух начал в «Литературной газете» – литературно-художественного и публицистического – актуализирует проблему целостного освещения материалов газеты.

Новизна данной работы определяется комплексным исследованием материалов «Литературной газеты» в контексте основных идей и тенденций литературно-общественной жизни эпохи и связана с отсутствием в современном литературоведении широкомасштабного исследования газеты, затрагивающего разнообразие направлений редакционной политики, круг авторов, отношение редакции газеты к политическому курсу, повседневную жизнь советских писателей, их взаимодействие с непрофессиональными читателями. Выбранный ракурс исследования позволяет изучить специфику публикаций «Литературной газеты» во всем их многообразии и определить роль издания в общем процессе мифотворчества 1930-х годов, оценить степень влияния газеты на формирование основ советской литературы. Вносятся уточнения в литературную биографию М. Горького.

Методология исследования предполагает использование таких подходов, как комплексный анализ художественных и публицистических текстов «Литературной газеты» в контексте ли тературно-общ ествен н ой си туац и и 1920-х годов соп остави тельн ое исследование текстов, относящихся к различным видам творческой деятельности, описательный, историко-литературный и культурно-исторический, функциональный и типологический методы. В работе использованы элементы источниковедения. Важной методологической основой работы стала концепция истории

отечественной литературной критики, разработанная в трудах ученых Саратовской школы под руководством В.В. Прозорова.

Теоретическую базу исследования составляют работы Г.А. Белой, М.М. Голубкова, Х. Гюнтера, Е.А. Добренко, Е.Г. Елиной, В.В. Мусатова, В.В. Перхина, В.В. Прозорова, М.О. Чудаковой, В.В. Эйдиновой, М.Н. Эпштейна.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в ан али зе ли тературно-кри ти ческого и ли тературн о-публиц и сти ческого текста в структуре литературного издания, в изучении типов интерпретации как литературного текста, так и писательского творчества в целом, в обобщении механизмов влияния газеты на трансформацию литературно-общественной обстановки.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения «Литературной газеты», а также в вузовских курсах по истории русской литературы XX века, литературной критики, журналистики 1930-х годов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В первые годы издания редакционная политика газеты связана с
формированием имиджа «Литературной газеты» как главного печатного
органа для писателей и о писателях: вырабатывался повелительный по
отношению к писателям стиль, расширялась агитационная кампания по
вовлечению писателей в социалистическое строительство, определялся
статус советского писателя как пропагандиста.

  1. Новая литература осмысливается «Литературной газетой» через концепцию ударничества и воспитание молодых писателей как горьковской плеяды. Газета демонстрировала устойчивую тенденцию к сложению мифа о единении писателей и читателей из числа рабочих и крестьян, потенциальных героев литературных произведений. Первый съезд советских писателей стал для «Литературной газеты» главным проектом, продемонстрировавшим убедительность сложенного мифа о единстве литературы и народа.

  2. Воплощением редакционной политики издания становится

«Дневник «Литературной газеты»», в котором главным субъектом повествования было местоимение «мы». «Дневник» стал выразителем идей и категорий своего времени, голосом масс, приобщая не только писателя, но и читателя к магистральному движению советской жизни, к линии партии и ее вождю.

  1. Развивающийся на страницах «Литературной газеты» конфликт между авторитарной литературной критикой и литературной критикой, отстаивающей эстетическую ценность произведения, к середине 1930-х годов завершается утверждением «партийной» литературной критики.

  2. Литературно-художественные произведения, напечатанные на страницах газеты, откровенно публицистичны. Законам публицистики подчинены отрывки из романов, рассказы и поэтические тексты: произведения тяготеют к документальному эпосу, герои получают внятную авторскую оценку, художественная образность заменена четкими констатациями и выводами. Литературные критики высоко ценят публицистичность, «фактурность» текста, наличие прототипов, биографичность, скептически относясь к вымыслу и художественной условности.

  3. Важнейшей фигурой для «Литературной газеты» становится писатель, который позиционировался и как литературный критик, и общественник, и идеолог. Наделяя писателя главной ролью, «Литературная газета» ставит его выше читательской общественности, постепенно осознающей свою некомпетентность в вопросах литературы.

7. В тенденциозных, политически маркированных статьях,
активной демонстрации поддержки партийному руководству
на страницах «Литературной газеты» видится не только результат
давления власти, но и выверенная редакционная стратегия.

Объектом исследования выступают художественные произведения, литературная критика, публицистика, внутренние отзывы, полемика и редакционные взаимоотношения «Литературной газеты», предметом - отражение литературно-общественной ситуации

эпохи на страницах издания.

Хронологические рамки исследования так или иначе связаны с именем М. Горького и его влиянием на газету, ее руководство и редакционный коллектив. В центре внимания – события, ограниченные 1929-м годом – годом начала издания «Литературной газеты» и 1936-м годом – годом смерти М. Горького и связанными с этим изменениями в цензурной политике, в редакционной стратегии, во всем ходе общественно-литературной жизни.

Цель работы: комплексное изучение материалов «Литературной газеты», определение ценности и уникальности издания как историко-биографического источника для изучения русской литературы 1930-х годов.

Задачи работы:

проанализировать литературно-художественные и литературно-критические материалы газеты за 1929–1936 годы в контексте основных событий литературной жизни эпохи;

определить степень включенности «Литературной газеты» в общественно-литературную жизнь страны;

изучить особенность основных литературно-художественных исканий времени посредством отражения их в «Литературной газете» с учетом специфики и узкой направленности выбранного издания;

определить роль М. Горького в организации «Литературной газеты», ее становлении и развитии.

Структура диссертационной работы представляет собой Введение, три главы, Заключение и список литературы.

Первые годы издания «Литературной газеты» : основные направления редакционной политики

Исследователи пишут, что первые несколько лет стали для «ЛГ» временем поиска: «в сложной литературной обстановке тех лет газета, естественно, не могла сразу найти свое лицо, выработать четкую линию»57. О неустойчивой редакционной политике говорит и постоянная смена руководства. Только за первые четыре года своего существования газета сменила четырех редакторов, каждый из которых не пробыл на своем посту и года: С.И. Канатчиков (1929-1930), Б.С. Ольховый (1930), С.С. Динамов (1930-1931, 1932-1933), А.П. Селивановский (1931-1932). В 1933 году должность ответственного редактора занял А.А. Болотников, который руководил газетой до 1935 года. Алексей Александрович Болотников был литературоведом и историком арабской литературы, состоял в личной переписке в М. Горьким58. Исследователи отмечают, что он приступил к своей работе с «боевым настроем»: «Настроение бодрое, боевое. Надеюсь, преодолеем все трудности и оправдаем … Ваше (Горького – авт.) доверие к нам»59. Время с 1932 до 1935 год стало важным для становления «ЛГ» как одного из наиболее авторитетных литературно-художественных изданий. Именно в это время «издание буквально на глазах превращается в Литературную газету»60. Редакторы С.С. Динамов и А.А. Болотников оказали большое влияние на развитие газеты, а время их руководства стало этапом формирования ее фундамента61.

О своеобразном расцвете «Литературной газеты» в эти годы говорит ряд объективных факторов. В это время резко учащалась периодичность: с «одного раза в пять дней» в 1929 году до «через день» в 1934 году. Объем газеты увеличивается – от 4 полос в первые годы выхода до 6 страниц – в 1935 году. Редакция газеты издавала специальные номера к юбилейным датам и годовщинам (День рождения В.И. Ленина, убийство С.М. Кирова, годовщина со дня самоубийства В.В. Маяковского), спецвыпуски и тематические полосы, посвященные важным и актуальным проблемам или событиям (развитие советского кинематографа, VII Всесоюзный съезд советов, Первомай, литература народов СССР). Верстка и дизайн газеты тоже совершенствовались – в эти годы увеличилось количество иллюстрацией, начинают использоваться не монохромные цвета (красный).

Большую роль в становлении издания сыграл Первый съезд советских писателей. «Литературная газета» стала его главным хроникером и аналитиком, укрепив тем самым свои позиции среди печатных СМИ 1930-х годов. С самого начала издания советская «Литературная газета» активно принимала участие в централизации литературы, отводя себе главенствующую роль унифицирующего органа, объединяющего разные направления и течения. Такая политика объединения вокруг себя не представителей одного конкретного литературного направления, а разных групп утверждалась редколлегией с самого первого номера, в котором главная цель «ЛГ» формулировалась так: «…проводить в области художественной литературы принцип свободного соревнования различных группировок и течений…»62. Выходит, что главной тенденцией в политике редакции была независимость от курса той или иной лите-60 ратурной группировки. Подобная политика – это одно из решений насущной проблемы групповой борьбы. Ошибочно полагать, что вслед за своим полным названием (в 1929 оно звучит как «Литературная газета. Свободная трибуна писателей»), «ЛГ» в этом вопросе занимала либеральную позицию, объединяя, но не выступая против свободы мнений различных групп. Ведь уже в программной статье «Газета писателей» редакция дает недвусмысленную оценку многообразию групп и плюрализму мнений и обещает, что «будет … бороться с групповыми и кружковыми методами критики, против командного ее тона»63. К слову, полное название к 1930-му году заменило краткое и лаконичное наименование «Литературная газета». В первые годы издания редакционная политика газеты – это постепенная кампания по привлечению писательской аудитории, по формированию имиджа «Литературной газеты» как главного печатного органа для писателей и о писателях. Самой редакции с самых первых номеров было свойственно ощущать себя выше писательской общественности, наделять себя определенной властью. Отсюда – повелительный и иногда командный тон передовых статей: «советский писатель должен особенно помнить о своих обязанностях перед трудящимися!»64, «мы считаем своей обязанностью напомнить ему (писателю – авт.) об ускорении темпов его творчества»65, «издательство, как материальная база писателя … может и должно играть огромную роль в деле воспитания писательских кадров»66. «Литературная газета» с большим энтузиазмом откликалась на партийные решения и постановления, всячески побуждая литературное сообщество стать активным участником общественной жизни. Один из наиболее ярких примеров – мощная агитационная кампания по привлечению писателей в социалистическое строительство. Напомним, что в 1928 году в Советском Союзе вступил в силу первый пятилетний план развития народного хозяйства (первая пятилетка), советский народ объявил курс на индустриализацию и коллективизацию. В этой связи призывы принять участие в социалистическом строительстве логичны и обоснованы: писатели, как и представители всех других профессий, не могли оставаться в стороне от исторического события. Роль писателя на соцстройке сводилась к активной агитационной работе.

«Литературная газета» живо реагировала на события, происходящие в общественной жизни, и с нескрываемым энтузиазмом приглашала писателей принять участие в социалистическом строительстве, подчеркивая, что «великая стройка СССР – лучшая школа писателей»67.

«Литературная газета» осознавала важность агитационной писательской работы и вслед за партийным руководством писала: «План великих работ лежит перед всеми нами, как проектный чертеж нашей деятельности на ближайшие годы, и мы со все большой скоростью отмечаем на нем уже достигнутые успехи»68.

Работа редакции «Литературной газеты» с авторами и читателями

Внимание «ЛГ» к авторам подтверждалось порядочным количеством писем в редакцию. Чаще всего они публиковались в рубрике «Письма в редакцию», на которые редакция чаще всего отвечала. В письмах, присылаемых в «ЛГ», писатели-читатели, как правило, реагировали на публикации статей о своих произведениях либо предлагали редакции пути развития газеты.

Писатели, чье творчество становилось объектом литературно критического разбора редакции, присылали письма и выражали недовольство. Так, И. Беспалов пишет: «Мне кажется, что редакция «Лит.Газеты», сделав свою оговорку к моей статье («В поисках стиля», № 37 от 30 декабря прошлого года) пала жертвой недоразумения. Я никак не могу понять, на основании чего редакция приписала мне ту мысль, что я будто бы настаиваю на изучении поэтического произведения вне всякой связи с изучением писателя»142. Редакция предлагала в ответ т. Беспалову подробный разбор его замечания, в котором нет оправданий, а скорее достаточно грубое и резкое порицание: «Тов. Беспа-141 лов, по-видимому, весьма плохо усвоил различие между объективным и субъективным идеализмом»143. Представитель редакции не ленился провести ретроспективный анализ философских понятий, с упоминанием основных идей Платона, Гегеля и в итоге предъявить Беспалову еще большие претензии: «тов. Беспалов может воспользоваться этим удобным для него выходом из положения», «однако посмотрим, так ли неуязвим тов. Беспалов», «тов. Беспалов ищет случая уклонится от спора по существу», «словом, куда ни кинь – воо клин!».

Авторы еще одного письма в редакцию «Кому это нужно?»144 сокрушались по поводу того, что в передовой статье журнала «Литературный критик» было опубликовано следующее: «достаточно вспомнить такую книгу, как «Цемент» Ф. Гладкова, которая была художественно слаба, но все же имела так сказать, «эпохальное» значение». «В приведенной цитате мы усматриваем политически вредную установку журнала», – сообщали авторы письма, – «если «книга примитивна», то есть «художественно слаба», то есть сделана беспомощно, то значит, что она ни в какой мере не могла быть «эпохальной». «Сбрасывать со счетов так решительно, как это делает «Л.К.» лучшие произведения советской литературы, а вместе с тем, и авторов их, еще продолжающих свою работу и не безрезультатно, дело мало почетное и совсем оно не к лицу руководящему на критическом фронте СССР органу», – подводили итоги авторы письма. В этом случае вместо ответа редакции «ЛГ» представила короткое и лаконичное высказывание М. Шагинян: «Цемент Гладкова, одну из любимых мною книг, считаю произведением художественно-сильным и своеобразным, а мнение о нем «Литературного критика» – несправедливым». Иногда письма публиковались и вне рубрик. Авторами выступали непрофессиональные писатели. Так, военкор Ник. Шубин писал: «Я – военкор, выписываю и читаю «Литературную газету» второй год» 145, «по цене она соответствует красноармейскому карману». Он восхищался содержанием «ЛГ» и вносил свои пожелания по ее развитию: «В среде военкорорганизаций есть начинающие писатели. Читая «Литгазету», они будут учиться, поскольку в ней дается критический анализ многих произведений … в заключение, обязуюсь собрать 20 подписчиков на «Литературную газету». Переписка с читателем – одно из самых актуальных явлений для советской прессы, известно, что каждая редакция имела в своем составе отдел писем и внимательно знакомилась с их содержанием. Между тем «Литературная газета» практиковала и другие средства для связи с читателем. Одно из наиболее интересных – анкетирование читателей, тоже достаточно популярный способ контакта с аудиторией в 1920-е – 1930-е годы146. «ЛГ» проводила анкетирование по темам: «Чего мы ждем от пролетарского литературного движения?»147, обращалась к писателям с анкетой об изучении ими ленинских работ, «без чего немыслимо овладение марксистско-ленинистским методом»148, проводила «среди писателей союзников и попутчиков анкету об искусстве и социализме»149, составляла списки «пяти книг» и определяла «что читают советские писатели»: («назовите пять книг, прочтенных вами в 1931 году и в начале 1932 (до получения анкеты), которые произвели на вас наибольшее впечатление»150), а в конце 1932 года писатели рассказывали о своих творческих планах на 1933 год151. Во все годы издания «ЛГ» большое внимание уделяла вопросам взаимодействия российских писателей с представителями литератур советских республик. Редакция традиционно и с большим энтузиазмом публиковала порядочное количество поэтических и прозаических опытов национальных авторов. Периодически «Литературная газета» готовила спецвыпуски, спецполосы или спецразвороты о национальных культурах и литературах. Это были обзорные материалы, посвященные основным наиболее значимым представителям культур: поэтам, писателям, художникам, мыслителям. Подобные материалы были посвящены, к примеру, «Неделе советской Белоруссии» в СССР152, литературе советской Карелии153, грузинской, азербайджанской литературам.

Такие тематические полосы были типичны для 1930-х годов. Ведь идея единения народов СССР была чрезвычайно актуальна, о дружбе народов неоднократно в своих речах упоминает И. Сталин, который подчеркивал важность мирного сосуществования для укрепления государственных позиций: «Дружба между народами СССР – большое и серьезное завоевание. Ибо пока эта дружба существует, народы нашей страны будут свободны и непобедимы. Никто не страшен нам, ни внутренние, ни внешние враги, пока эта дружба живет и здрав-ствует»154. Идея дружбы между народами союзных республик лежала в основе СССР – Союза Советских Социалистических Республик – и еще в 1923 году, на XII съезде РКП (б) Сталин в докладе «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве» говорил о том, что «объединение национальных республик в Союз Советских Социалистических Республик является заключительным этапом развития форм сотрудничества, принявшим на этот раз характер военно-хозяйственного и политического объединения народов в единое многонациональное Советское государство»155. Отметим также, что наибольшей популярности вопросы национальных культур достигали во время руководства газетой А. Болотниковым, известным своим интересом к арабской литературе.

Роль «Литературной газеты» в организации и подготовке к Первому съезду советских писателей

Переходный период в развитии литературы, новые идеологические требования, предъявляемые к художественным произведениям в 1930-е годы, благотворно повлияли на развитие «Литературной газеты». В это время изданию удалось не только закрепить свои позиции в мире советской периодики, но и утвердиться в собственном самоощущении: стать смелее в оценках и критических замечаниях, осознать собственный авторитет. К лету 1934 года «Литературная газета» уже успела зарекомендовать себя как яркое, дискуссионное издание, публиковавшее большое количество спорных, противоречащих друг другу материалов и предпочитавшее резкой дидактике полемику и свободное выражение разных точек зрения. В первой главе уже затрагивался вопрос о том, насколько влияла на политику «ЛГ» личность главного редактора (в самой газете его предпочитали называть «ответственный»). В год проведения съезда газетой руководил А.А. Болотников – один из наиболее значимых редакторов, пробывший на своем посту дольше других - более двух лет. Болотников состоял в личной переписке с М. Горьким и, очевидно, со всей душой отдавался работе: в письмах обсуждались векторы развития газеты, материалы, отношения с оргкомитетом будущего Союза писателей291. Первого съезда Болотников ждал с энтузиазмом и воодушевлением. В начале августа 1934 года в одном из писем Горькому он пишет: «За все 10 месяцев напряженнейшей и вообще кляузной работы в «Литературной газете» и литературном движении у меня еще ни разу не было такого подъема как сейчас»292. Факт, что «Литературная газета» с самого начала поддерживала государственную политику в области искусства и литературы, не вызывает сомнений: после выхода в свет постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» в 1932 году и до официального создания Союза писателей СССР, «ЛГ» носила подзаголовок «Орган оргкомитета союза советских писателей СССР и РСФСР», а с 1934 года «Орган правления союза советских писателей СССР». Это говорит о характере редакционной политики и настрое руководства газеты: «Литературная газета» признавала себя официальным изданием Союза писателей, который, в свою очередь являлся единственной легитимной писательской организацией Советского Союза, а значит, большинство публикуемых в газете материалов отражали политику партии. Упомянутая переписка Болотникова с Горьким, также говорит о близости «ЛГ» и власти. Такое редакционное поведение (даже если оно не было сознательным), способность к маневрированию, конъюнктурности, острое чувство политической ситуации говорит о грамотной политике выживания издания в условиях ужесточения цензуры в целях укрепления собственных позиций и сохранения жизнеспособности.

Материал «Литературной газеты» за 1929-1934 годы дает возможность проследить процесс формирования советской литературной критики. «ЛГ» в этот период является основной площадкой для обсуждений, прений, осуждений. По сути, изучая газету, мы оказываемся в центре процесса формирования новой эстетики. Именно здесь нагляднее всего показана история создания соцреализма, со всей свойственной ему спецификой. Анализируя материалы «Литературной газеты», непосредственно связанные с организацией и подготовкой Первого съезда советских писателей, следует рассматривать их в трех категориях. Руководствуясь хронологическим принципом, мы разделим материалы, посвященные организации и проведению съезда, на три группы: статьи о подготовке мероприятия, материалы, связанные непосредственно с проведением и опубликованные в дни съезда, и статьи, вышедшие по прошествии определенного времени и подводящие итоги всего произошедшего. Подготовка к Первому съезду советских писателей получила самое широкое отражение в «Литературной газете». Незадолго до его начала в издании было открыты несколько специальных рубрик: «Накануне съезда» и «Мысли к съезду», «Предсъездовая трибуна», «Перед открытием», «Готовимся к съезду». Несмотря на очевидную синонимичность названий, каждая из них выполняла свою определенную функцию, хотя ни одна из них не была регулярной и носила непостоянный характер. В рубрике «Накануне съезда» редакция публиковала короткие заметки о подготовке к мероприятию в разных регионах СССР. Это были сообщения информационного характера. Совершенно очевидным становится внимание «Литературной газеты» к предсъездовой активности как в провинции, так и в столице. Рубрика сообщала читателям, что, к примеру, «в Магнитогорске развернулась подготовка к первому всесоюзному съезду писателей. Созданы литературные кружки в цехах и учебных заведениях»293, а в Казани «в связи со съездом советских писателей правительство Татарии постановило объявить всета-тарский конкурс на лучшее художественное произведение»294. Материал рубрики показывает, что подготовка была обширной, к съезду готовились в Грузии295, Молдавии296 и других республиках. Редакции «Литературной газеты» было важно подчеркнуть невероятную активность, неподдельный интерес и явное нетерпение перед началом съезда не только со стороны писательской общественности, но и со стороны масс. «ЛГ» писала: «Актив комсомола и литкруж-ковцы Москвы готовятся к первому всесоюзному съезду советских писателей. На заводах и предприятиях проводятся собрания и читательские конференции, посвященные съезду»297. Еще одна предсъездовая минирубрика – «Извещения», напротив, анонсировала события в самом сжатом виде. Например: «2 августа в 18ч., в помещении Оргкомитета ССП … состоится собрание коммунистов-писателей, чле нов и кандидатов от г. Москвы»298 или «4 августа … Оргкомитет Союза СП созывает первое общее собрание членов СПП г. Москвы»299. Помимо статей, распределенных по рубрикам, в «ЛГ» было много небольших заметок, также посвященных съезду, но не выделенных особо. Их содержание немногим отличалось от перечисленных: они рассказывали о многочисленных официальных встречах писателей (чаще непрофессиональных), читателей: «в порядке подготовки к всесоюзному съезду писателей созывается конференция красноармейских писателей»300, «читательские конференции, посвященные съезду писателей, будут проведены также и в ряде колхозов»301. Были материалы и другого рода. «ЛГ» публиковала не только сухие, официальные материалы о значимости будущего съезда, но и резкие, вполне конкретные обвинения в сторону тех, кто должным образом не готовился к нему.

Основные направления литературно-критических материалов «Литературной газеты»

«Литературная газета» пестрила самыми разными по форме и содержанию литературно-художественными и литературно-критическими материалами. Здесь публиковались фельетоны, очерки, стихотворения, рецензии, рассказы, открытые письма, отчеты о заседаниях. Большинство авторов «Литературной газеты» 1930-х годов отстаивало идею о том, что искусство должно выражать идеологию правящего пролетарского класса: «Само собой разумеется, что литературный критик, в особенности, если это крупный литературный критик, оказывается не только своеобразным вождем своего класса, умеющим на основании примеров, созданных художниками, давать яркие уроки социальной действительности своему классу. … Он обладает еще свойством, прибавляя к такому уроку свою ораторскую мощь, свой собственный критический темперамент, увлекать на путь соответственной данному моменту действительности не только членов его класса, но и людей из родственных групп» 464.

При этом в литературной среде очень резко ощущалось, что литературная критика в том виде, в котором она существовала, становилась неприемлемой. Исследователи отмечают, что в конце 1920-х годов, «несмотря на активную литературно-критическую деятельность Луначарского и Горького, … методологические и сугубо теоретические проблемы советского литературоведения еще были не разработаны, оставалось много открытых вопросов»465. Некоторые из авторов с горестью констатировали непрофессионализм своих коллег: «…Часто бываю угнетаем мыслью о низком уровне нашей критики, - писал советский философ Валентин Асмус, - удивляюсь нежеланию (и неумению) наших критиков работать над повышением своего культурного, философского и эстетического уровня…»466, а М. Виннер полагал, что «большая часть писателей считает критику бесполезным делом»467.

В 1929 году «ЛГ» провела большую дискуссию о литературной критике. Дискуссия открылась статьей Л. Гроссмана «Куда идет критика», в которой писатель говорил о «глубоком кризисе литературной науки, вызывающем в наши дни беспрерывное брожение направлений и борьбу школ»468. Этот кризис отрицательно сказывался и на работе литературных критиков. Среди ее недостатков Гроссман выделял «недостаточное внимание к проблеме литературно-критической поэтики», «слабое чутье критических жанров, недостаточное понимание законов подчиненности стиля определенному жанру»469. Дискуссия продолжилась статьями К. Зелинского, Евг. Чернявского, Г. Якубовского, В. Ермилова, Д. Хайта, М. Беккера. Однако материалы о состоянии и задачах литературной критики продолжали появляться в «ЛГ» с завидным постоянством на протяжении всего изучаемого периода. Так, несколькими годами позже автор статьи «Об итогах дискуссии о критике» выражал недовольство работой литературных критиков и ссылался на слова М. Горького о том, что их рецензии «поражают бесплотностью, отвлеченностью, мертвенной сухостью их языка, номинализмом и многословием схоластов. .. Их статьи, перегруженные философской терминологией, трудно читать»470. В 1935 году был проведен пленум ССП, посвященный проблемам литературной критики. В пленуме приняли участие М. Шагинян, В. Иванов, К. Федин, И. Беспалов и многие другие литераторы. «ЛГ» с интересом следила за работой пленума, публикуя стенограммы выступлений. Литературный критик И. Беспалов заявлял: «Вопрос о состоянии нашей критики, о повышении ее качеств, значения, а, следовательно, и авторитета принадлежит к наиболее актуальным и важным темам литературного сегодня не только потому, что со всех сторон слышатся голоса неудовлетворенности, но и прежде всего потому, что наша социалистическая действительность предъявляет нам всем новые, большие требования, которые мы должны выполнить»471. Отметим, что сами дискуссии были крайне популярны в 1930-е годы, среди них выделяются несколько наиболее крупных и важных: дискуссия о «западниках» и «почвенниках», дискуссия о принципах обобщения в литературе, об историческом романе, о языке, о детской литературе, о драматургии. «Литературная газета» приняла самое активное участие в дискуссиях, став местом публикации множества статей. Литературная критика не ограничивалась анализом художественного произведения, авторы «Литературной газеты» выступали за образование и воспитание начинающих писателей, за создание писателя нового типа, отвечающего современным требованиям, активно осуждали не только ошибочные писательские взгляды, но и образ жизни, круг интересов. Литературно-критические статьи, опубликованные в «ЛГ», отличались непостоянством настроений, различными стилевыми традициями. Объясняется это большим количеством авторов – представителей разных эстетических школ и приверженцев разных стилистических убеждений. Они использовали разные стилистические приемы, тональность разбора, художественный инструментарий, но приходили к одним и тем же выводам. Рассмотрим две редакционные колонки. В 1929 году редакция обращалась к читателям газеты: «Каждый певец может петь таким голосом, каким его наделила природа. Но весьма важное значение имеет то, о чем поет певец. Если он свой дар природы обращает на то, чтобы воспевать все гнилое, одряхшее, отставшее – против этого следует бороться самым решительным образом, так же, как против всех, кто, будучи воспитан в старых традициях, во всем новом воспринимает только один темный цвет»472. Заметим достаточно сдержанный тон автора, который использует эпитеты и для которого очевидна связь литературной критики с творческим процессом, несмотря на обязательную идейность произведения. Литературную критику совершенно другого рода представляет собой статья «Будем беспощадны к литературным агентам капитализма», в которой тон размышлений и рассуждений сменяется резким, приказным, милитаризированным стилем: «Писатель должен чувствовать себя неотъемлемой частью революционной борьбы. Писатель должен знать, ЧТО он пишет, ДЛЯ КОГО он пишет, какую КЛАССОВУЮ ФУНКЦИЮ исполняет его произведение»473 (выделение «ЛГ» - авт.). В изменении тона, выразившемся во второй статье «ЛГ», также следует отметить явную смену интонаций в сторону ужесточения, что характерно для динамики развития редакционной политики и характера публикаций к концу 1930-х годов. В «ЛГ» развивалась мысль о том, что ценность мнений литературного критика, литературоведа и редакционного коллектива заметно снижается на фоне фигуры вождя, чьи слова и идеи – отныне главный ориентир для литературно-критической работы.

Похожие диссертации на Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении "Литературной газеты"