Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ФИЛОСОФИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛИКАРПОВ В.С.

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Содержание к диссертации

Введение

1. Природные и культурные основы философии безопасности

2. Социальные основы философии безопасности

3. Методологические основы интегральной безопасности

4. Технологии горячей войны

5. Не смертельные виды оружия

6. Экономическая война

7. Торговые и продовольственные войны

8. Информационная война и национальная безопасность

9. Дилеммы безопасности человека и общества

Вместо заключения. Информационная безопасность личности, государства и общества в России 

Введение к работе

На рубеже II и III тысячелетия человечество вступило в полосу кардинальных трансформаций, которые сопровождаются целым рядом значительных угроз и опасностей для него. Прежде всего следует обратить внимание на весьма опасную тенденцию для существования земной цивилизации – резкое возрастание количества природных ка-тастроф в мире, в первую очередь тропических штормов, наводне-ний, землетрясений и засух, вместе с тем следует принимать во внимание и возможность катастроф космического характера. В мире практически нет ни одного региона, который не испытал бы круп-нейших природных бедствий, принесших максимальные экономические ущербы, не говоря уже о человеческих жертвах . Одни из этих при-родных катастроф не зависят от человечества, они относятся к природной сфере, другие обусловлены глобальными процессами, про-исходящими в социальной и техногенной сферах.

Наряду с природными катастрофами современный период развития человечества характеризуется целым набором катаклизмов, угроз и опасностей, носящих социальный характер и имеющих качественно иную природу. Эти угрозы и опасности присущи как глобальному, так и региональному и локальному уровням, а именно: проблема но-вой бедности, угроза демографического взрыва, экологические опасности, агрессивный этнонационализм и сепаратизм, ведущие в ряде случаев к развязыванию вооруженных конфликтов, распростра-нение ядерного оружия и пр. Одной из фундаментальных угроз суще-ствованию человечества является формирование постэкономической цивилизации, происходящей в условиях столкновения индивидов в качестве носителей экономических, материальных и неэкономиче-ских, постматериальных ценностей и мотиваций. Возникло в масшта-бах общества как целого противостояние прошлого и будущего, что влечет за собой социальный конфликт, порождающий отчужденность индивидов друг от друга. «Происходящее на уровне всей цивилиза-ции, оно (столкновение между прошлым и будущим – В.П.) становит-ся сегодня главной угрозой самому ее существованию» . Иными сло-вами, источником целого ряда угроз и опасностей для социума и индивида является сам человеческая природа, представляющая собою единство и взаимодействие порядка и хаоса.

Возрастание этих двух классов угроз и опасностей для сущест-вования человечества и человека как ипостасей человека вообще требует своего философского осмысления. В современной научной и философской литературе просматривается тенденция, которая харак-теризуется стремлением осмыслить различного рода угрозы и опас-ности, ожидающие нас в XXI столетии. Отечественные исследователи Г.В. Бро и Н.М. Пожитной в своих статьях обращают внимание на необходимость построения теории земной безопасности, вычленяя при этом философско-социологический аспект. Согласно им, катего-рии «безопасность» и «опасность» относятся «к разделу философ-ской аксиологии как учения о ценностях и оценках явлений мира с позиций их действительного или мнимого (когда он заблуждается) значения в его жизни (речь идет о человеке – В.П.) ». Именно эти категории «безопасности» и «опасности» необходимы в качестве ис-ходных понятий общей теории безопасности человека в окружающем его мире.

Философский аспект проблемы безопасности земной цивилизации усматривается в следующих моментах: 1) мировоззренческое осозна-ние опасности социально-экологической катастрофы земной цивили-зации, когда рассматривается стратегия ноосферного мышления, 2) чрезвычайная ситуация, сложившаяся в развитии земной цивилизации на рубеже двух тысячелетий и придающая ей уникальный характер, 3) общенаучный анализ катастроф посредством привлечения катего-риального аппарата философии и науки и использования синергети-ческого подхода к решению проблем безопасности, 4) необходимость восстановления социального иммунитета человечества, 5) поиск адекватных положению вещей решений целого спектра надвигающихся катастроф . Однако проблема философских основ безопасности чело-вечества и человека гораздо шире, так как она наряду с аксиоло-гическим аспектом имеет онтологическую сторону. Последняя коре-нится в фундаментальной проблеме выживания как самого человече-ства, так и живой природы нашей планеты.

Заслуживает внимания намечаемые контуры нового научного на-правления – философии экологической безопасности, интегрирующего достижения различных областей современного научного знания . Здесь на основе системно-синергетических представления проведено исследование принципиально новой в истории цивилизации проблема глобальной экологической безопасности. Следует отметить, что эта философия экологической безопасности используется в новейших ис-следованиях, посвященных общим принципам и российскому аспекту экологической безопасности . Следует иметь в виду то немаловажное обстоятельство, согласно которому философия экологической безо-пасности соприкасается весьма тесно с философией устойчивого развития общества. В предложенной недавно новой парадигме разви-тия России значительное место отводится различным видам безопас-ности (экономической, экологической и др.), что предполагает фи-лософию биосферного взаимодействия общества и природы и экологи-зации наук . Иными словами, философия экологической безопасности неразрывно связана с комплексной безопасностью и входит в каче-стве существенного компонента философии устойчивого развития об-щества.

Именно философия экологической безопасности подходит в каче-стве одного из краеугольных камней методологической основы для построения общенаучной теории безопасности и осуществления сдви-га в сторону экологически безопасной, устойчивой экономики в но-вом веке. Ведь данный сдвиг по своим глубинным последствиям сравним с промышленной революцией, которая дала начало индустри-альной цивилизации и привела к нынешней экологической дилемме . Однако принципиальное решение глобальной экологической проблемы с необходимостью требует принципов философии безопасности, так как оно немыслимо без привлечения методов генной инженерии для решения целого спектра проблем надвигающейся глобальной экологи-ческой катастрофы, а также без решения фундаментальной проблемы преобразования современного общества потребления в качественно иной социум.

Философия безопасности, включающая в себя аксиологический и онтологический аспекты, нужна также и потому, что сейчас в со-циокультурном измерении наблюдается глобальный кризис истории, обусловленный коллапсом западной цивилизации, в основе которой лежит капитализм, частично перешагнувший рамки капиталистической западной общественной формации . В настоящее время наряду с кри-зисом социализма наблюдается кризис не столько самого капитализ-ма, сколько западной цивилизации, вызванной к жизни специфиче-ским преобразованием порожденного ею капиталистического способа производства. Отечественный исследователь К.М. Кантор подчерки-вает, что «особенность современного кризиса капитализма (а об этом надобно знать России) состоит в том, что капитализм вызвал небывалый до того кризис западной цивилизации, ее духовно-личностного ценностного устоя, а, стало быть, и кризис самой ис-тории, ибо история – это движение не к сверхизобильному матери-альному благополучию, а к духовно-творчески-альтруистически-деятельной свободе каждого и к материальному достатку лишь в тех пределах, которые необходимы для свободы» . Ведь приоритет по-требительских ценностей, гедонизм и другие соблазны Запада апел-лируют к низменной стороне природы человека, разрушают нравст-венные основы функционирования общества. Сложившаяся ситуация в современном мире такова, что именно нравственность выступает стратегическим ресурсом выживания человечества, и поэтому на по-вестке дня стоит весьма непростая проблема безопасности челове-ческой нравственности.

В связи с этим представляют интерес безопасность социума как философско-методологическая проблема, когда исследуются природа безопасности социума и условия формирования комплексной теории безопасности социальной макросистемы . Поскольку сейчас происхо-дит становление информационного, электронно-цифрового, или «се-тевого» общества («E-society»), постольку весьма актуальным ста-новится проблема информационной безопасности. В связи с этим глобальным процессом возникает ряд дилемм: абсолютная свобода либо тотальный контроль, хаос или строгий порядок в сетевой по-литике и др., а также на первый план выходит значимость информа-ционных войн в современном мире . Особую опасность для социума представляет использование новейших информационных технологий, поэтому исследователи обращают внимание на место искусственного разума в системе информационной безопасности, на перспективность космических систем связи как элемента генетического оружия, на проблемы психотронного оружия и психотронной войны . Не менее существенным является исследование новых источников угроз и опасностей, которые связаны со стремительным научно-техническим прогрессом. Начало XXI столетия характеризуется на-растанием процессов информатизации и глобализации, формирования основанной на знаниях экономики и развития биологических, гене-тических, телекоммуникационных и иных технологий, что связано с инновационной деятельностью человека . Возрастание потенциала знания, генерируемого наукой и осваиваемого человеком, ведет к хрупкости общества, к его неустойчивости. В результате адекват-ной действительности становится новая технология массового по-знания и творчества, которая представляет собою особый механизм организации массового гносеологического процесса в самых сложных междисциплинарных предметных областях, получивших название «ин-новационной войны» . С инновационной деятельностью связана безо-пасность экономических и правовых аспектов использования интел-лектуальной собственности как предприятий, так и физических лиц .

В общем плане решение целого ряда проблем безопасности пред-полагает применение методологии систем, в том числе безопасности систем различного рода . Одной из таких систем является психиче-ский мир личности, который сейчас находится под колоссальным прессом электронных масс-медиа. Не случайно, в научной литерату-ре особое внимание обращается на «промывание мозгов», когда на психику индивида воздействуют путем нейролингвистического про-граммирования, средствами трансактного анализа и гештальт-терапии . Поэтому заслуживают внимания новые эффективные инте-гральные технологии обеспечения безопасности личности, объекта и информации, а также управление социумом и поведением человека . О спектре угроз и опасностей, доминирующих в жизни современного человека, очень хорошо сказано в предисловии к книге А. Азимова «Выбор катастроф»: «Современный человек боится собственного бес-сознательного, невозможности исчерпывающего контроля внутренних своих начал. Он боится, что создаст существо, которое уничтожит его самого (мутант, робот, суперкомпьютер). Он боится, что суще-ствует скрытая ложа космополитов, которая правит экономической и политической жизнью, придумав ради оболванивания народных масс Интернет и СМИ. Он очень опасается зловредности пришельцев, ис-поведующих абсолютно другие ценности, чем человечество. Он не доверяет рациональным статистическим расчетам ученых и предпола-гает, что землю в ближайшем будущем ожидает столкновение с коме-той. Иногда он начинает подозревать, что мироздание – мираж, причем мираж, созданный не магическими способностями некоего злого начала, а компьютерной техникой. Наконец, он решает, что, вероятно, уже не существует, что на самом деле он – один из слу-чайных, исчезающих образов, возникающих в бесконечной дреме бога Вишну, отдыхающего на спине доисторического змея» . 

Актуализация философского осмысления проблем опасности и безо-пасности обусловлено в целом происходящим сейчас на перевале второго и третьего тысячелетий цивилизационным сдвигом от одного типа цивилизации (буржуазной, чувственной цивилизации) к новому типу цивилизации (ориентированной на духовность, на идеи), кото-рый сопровождается усложнением социальных структур, ростом неоп-ределенности и непредсказуемости будущего человечества. Совре-менное общество вошло в зону так называемых «мегарисков», иссле-дователи (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман и др.) квалифицируют его как «общество риска» . Поэтому не случайно в современную гумани-тарную и социальную мысль вошла неразрывно связанная с категори-ей «риска» такая новая категория, как «безопасность». С оконча-нием «холодной войны» исчез биполярный мир, выстроенный на рав-новесии супердержав СССР и США, что привело к возникновению со-вершенно иных видов угроз безопасности. Теперь ученые и политики обсуждают вопросы политической, социальной, экономической, воен-ной, информационной, концептуальной, психологической, культурной и пр. безопасности , которые следует решать, исходя из нелиней-ной природы мироцелостности. Весь этот круг вопросов имеет непо-средственное отношение к проблеме национальной безопасности Рос-сии, ее общества, государства и личности. Сама концепция нацио-нальной безопасности нашего отечества должна принимать во внима-ние спектр новых угроз, вызовов современности, выступающих в форме новых видов оружия и технологии войн.

Согласно оценкам специалистов, XXI столетие будет насыщено различного рода войнами, ибо во второй половине нашего века ока-залась пропущена третья мировая война из-за происходившей около полувека холодной войны между США и СССР. По неофициальным про-гнозам вероятность возникновения третьей мировой войны составля-ет 30 процентов. «В эволюции глобальной системы армий, - подчер-кивает отечественный военный специалист В. Серебрянников, - пре-обладают опасные явления. Боевая мощь армий развитых государств, прежде всего великих держав (даже без учета ядерного оружия), многократно превышая оборонительные потребности (кроме России), продолжает стремительно расти… Происходит быстрое подтягивание по технической оснащенности до уровня передовых армий вооружен-ных сил более ста развивающихся государств» . Неудивительно, что целый ряд стран, в первую очередь США, готовится к возможным войнам в наступающем столетии. Известно, что одной из самых сек-ретных организаций в мире является Управление перспективного планирования научно-исследовательских работ министерства обороны США, в чьих лабораториях и конструкторских бюро создается оружие будущего. Вполне понятно, подобные структуры есть и в военных ведомствах других стран. Их разработка, само собой разумеется, представляет государственную тайну, однако ни одна тайна не мо-жет долго залеживаться за тяжелыми дверьми и стальными сейфами - кое-какие сведения, хотя и отрывочные, хотя и затушеванные, все равно просачиваются в открытую печать и другие средства массовой информации. Если их привести в систему и использовать имеющиеся знания в области естественных, социальных и гуманитарных научных дисциплин, то можно воссоздать цельную картину, относящуюся к созданию новых видов изощренных видов оружия и технологии войн. Не следует упускать из виду и такой ценный источник информации, как научная фантастика, в которой зачастую описываются новые ви-ды оружия и технологии войн (нелишне заметить, что здесь во мно-гих случаях авторами являются кадровые разведчики, ученые и ин-женеры развитых в научном и технологическом плане стран).

Следует иметь в виду то немаловажное обстоятельство, что, хо-тя человечество вступило уже в такую стадию цивилизации, когда в грядущем столетии оно сможет все свои проблемы решать за столом переговоров на компромиссной основе, существует большая вероят-ность жесточайших войн на нашей планете. Вся минувшая история человечества дает основания для такого пессимистического предпо-ложения. Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на Земле произошло около 15 тысяч войн, в которых погибли более трех с половиной миллиардов человек, что за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов. И нет оснований надеяться, что произойдет поворот к лучшему, так как пока существуют армии и военно-промышленные комплексы, угроза войны будет висеть над всеми народами. Иными словами, на протяжении нескольких тысячелетий человечество бро-сается под колесницу Джаггернаута , чьи колеса в виде мировых, локальных и гражданских войн, революций, восстаний, мятежей и репрессий катились и катятся по всему земному шару. И если рань-ше по многим странам катилось, в основном, колесо войн и воору-женных конфликтов, когда применяется холодное и горячее оружие, то теперь, в на переломе XX и XXI веков колесница Джаггернаута использует колеса экономической, концептуальной, информационной, психологической и другого рода войн, которые применяют соответ-ствующие виды оружия и технологии. Российский военный философ В.И. Гамов в своем диссертационном исследовании аргументировано показал, что на переломе тысячеле-тий оружие стало одной из глобальных проблем человечества, тре-бующая своего адекватного разрешения, что оружие в его холодной и горячей формах сопровождало всю известную нам историю челове-ческого общества, что оно вплетено в деятельность человека. Ведь оружие является неотъемлемым компонентом человеческого бытия, оно органически вписано в контекст культуры самых различных на-родов нашей планеты, причем «именно с оружием связаны самые на-сыщенные по своему содержанию страницы истории человеческого ро-да» . Особенно ярко связь оружия с природой человека проявилась в наш самый жестокий и кровопролитный XX век, когда погибли де-сятки миллионов человек и были разрушены колоссальные материаль-ные ценности общества, не говоря уже о нравственной деградации человека. Вполне естественно, что следует дать определение само-го понятия оружие, для чего обратимся к авторитетным энциклопе-дическим словарям. В отечественном военном энциклопедическом словаре под оружием понимаются «устройства и средства, предна-значенные для поражения противника в вооруженной борьбе» . В знаменитом дореволюционном энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона дана следующая дефиниция: «оружием называются орудия, из-готовленные человеком для борьбы со своими врагами, людьми или зверьми» . Можно дать следующее определение оружия - это орудия и средства, созданные человеком и предназначенные для борьбы с его противником. И история, и современность убедительно свиде-тельствуют о том, что оружие еще не скоро покинет арену челове-ческого существования.

Более того, в средствах массовой информации приводятся факты, свидетельствующие о том, что в секретных лабораториях продолжа-ются эксперименты по разработке новых видов смертоносных видов оружия, что идет интенсивная проработка новых технологий войны. В своей статье «Как нас будут убивать в XXI веке» научный обо-зреватель «Российской газеты» А. Валентинов перечисляет такие новые виды оружия, как солнечное, генетическое (этническое), ла-зерное, геофизическое и др. . Так, отмечается возможность ис-пользования солнца в качестве смертельного оружия массового уничтожения. Необходимо отметить, что данная идея отнюдь не яв-ляется новой. Согласно легенде еще в третьем веке до нашей эры, когда римский флот осадил Сиракузы, знаменитый ученый Архимед собрал на пристани всех женщин города с карманными зеркальцами. По его команде все направили солнечные зайчики на ближайший ко-рабль и тот вспыхнул, в результате чего от всего флота остались одни головешки. В XYIII столетии эту красивую легенду попытался проверить французский ученый Бюффон, который провел публичный опыт: на расстоянии 100 метров он успешно поджигал зеркалами де-ревянные предметы. Однако подтверждение легенды произошло в ре-шающем эксперименте группы греческих ученых под руководством И. Саккаса, проведенном в 1973 году. На берегу были расставлены 70 человек с полированными медными щитами размерами метр на полто-ра. Недалеко от берега стоял на якоре макет римской галеры, ко-торый при направленных на нее солнечных зайчиков от этих щитов вспыхнул мгновенно.

Данный эксперимент послужил основой для описания использова-ния солнечного оружия в фантастическом романе Э.Э. Смита «Галак-тический патруль». Оно было применено против вторгшихся в Сол-нечную систему семи грозных ударных планет вражеской цивилиза-ции: «И вдруг сияние Солнца померкло, а потом светило и вовсе пропало. Обжигающий сетчатку пламенный цветок распустился в чер-ном пространстве, и все военные корабли поблизости заполыхали крошечными искрами. Рукотворное солнце взрывалось светом и туск-нело, снова наливалось жаром и опять гасло. И в его лучах плане-ты стали таять как воск, съеживаться на глазах» . Космический характер солнечного оружия устраняет его крупный недостаток: в пасмурную погоду оно не действует. В прошлом году газеты писали о впечатляющем эксперименте - российский спутник развернул на орбите зеркальную пленку, зайчик от которой пробежал по ночной стороне планеты (понятно, это был мирный эксперимент). Техниче-ский прогресс уже позволяет собрать в космосе, на высоте 40 ты-сяч километров, зеркальный комплекс. Если зеркала расположить неподвижно над одним местом и посылать лучи в специальные прием-ные установки, то они смогут напоить тепловой энергией целые го-рода. Но ведь и как оружие это можно использовать. Расчеты пока-зали, что температура в центре сфокусированного теплового потока может достигнуть несколько тысяч градусов. Никакие тучи такой луч не удержат и он способен сжечь все на Земле - и людей, и строения. Достаточно десятка таких спутников, чтобы превратить в выжженную пустыню целый континент. Все это можно осуществить уже сейчас, так как уровень развития техники позволяет это сделать, однако цивилизованным победителям ни к чему бесплодная выгорев-шая земля. Им лучше иметь цветущую территорию и работающую на ней рабочую силу, поэтому сейчас уже имеются так называемые «не-смертельные» виды оружия - консциентальное (оружие, воздействую-щее на психику человека), информационное, экономическое и другое «гуманное» оружие, различного рода психотехнологии и пр. 

Понятно, что прямое отношение к безопасности человека и обще-ства имеют опасности глобального и регионального характера, к которым относятся, например, опасность ядерной войны, появление таких новых видов оружия и технологии войн, как историческое, психосоциальные, информационные, психотронное, экономическое, культурно-смысловое, демографическое, концептуальное, геофизиче-ское, этническое, и пр. Необходимо отметить, что немалую угрозу безопасности человека и обществу несут новые виды оружия массо-вого поражения. Кроме химического, биологического, ядерного, нейтронного и высокоточного оружия, современный научно-технический прогресс делает возможным создание и производство новых видов оружия массового поражения, основанных на качествен-но новых принципах действия. Такими видами оружия массового по-ражения могут стать: оружие, поражающее ионизирующими излучения-ми, инфразвуковое, радиочастотное, генетическое, оружие на топ-ливно-воздушных смесях и другие . Эти и другие принципиально но-вые виды оружия и технологии войны, порожденных нашим беспокой-ным и страшным столетием может весьма эффективно использовать современный терроризм, чьи организации вполне способны образо-вать мировой террористический Интернационал. На это указывают события 11 сентября 2001 года, когда в результате беспрецедент-ных террористических актов были разрушены башни Всемирного тор-гового центра в Нью-Йорке и часть Пентагона в Вашингтоне. По-следствиями этих террористических актов является, во-первых, изменение хода истории и мирового порядка, во-вторых, начало конца либеральной модели демократии и либеральной рыночной эко-номики, в-третьих, уход на задний план прав и свобод человека и выдвижение на первое место прав и безопасности общества. Терро-ризм представляет собою специфическую форму войны и выступает в качестве новой угрозы XXI столетия.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что неизмеримо возраста-ет значимость философии безопасности как методологической основы научной теории безопасности, необходимой для решения целого диа-пазона практических проблем безопасности личности, общества и государства. Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что в философских словарях отсутствует понятие безопасности и опасно-сти, что в них в лучшем случае речь идет о войне, причем данному феномену посвящен ряд исследований . Понятия опасности (угрозы) и безопасности отсутствует и в современном отечественном словаре по психологии, они приведены в зарубежном толковом психологиче-ском словаре . Иными словами, весь спектр опасностей и угроз и средства защиты от них не нашел своего должного философского ос-мысления, тогда как реалии современной жизни требуют этого. В данной монографии исходными положениями философии безопасности выступают, во-первых, такие институты человеческого общества, как нравственность, собственность и власть, которые функциониру-ют благодаря человеческой деятельности, пронизанной информацион-ными потоками и представляющей собой совокупность различного ро-да технологий, во-вторых, альтернативная природа человека в ка-честве системообразующего фактора социума и культуры, в-третьих, принципы культурно ориентированной философии диалога между инди-видами и человека с природой. Само соотношение опасности и безо-пасности в развиваемом философском подходе можно метафорически выразить в виде листа Мебиуса, который является иной формой ма-тематического знака вечности – кусающая сама себя за хвост змея. Этот символ наиболее адекватно выражает концепцию соотношения опасности и безопасности, он более богат и глубок, чем знамени-тая символика китайской культуры Инь и Ян: в отличие от цикличе-ского характера колебаний соотношения Инь и Ян лист Мебиуса по-казывает плавное бесконечное перетекание одного (опасности) в другое (безопасность), что свидетельствует об их тождестве и различии одновременно. Кроме того, здесь при исследовании акту-альных проблем философии безопасности используется волновой принцип Эллиотта, основанный на числах Фибоначчи и показавший свою эффективность при анализе функционирования фондового рын-ка . Автор благодарит за обсуждение целого ряда проблем, имеющих отношение к философии, теории и практики безопасности член-корреспондента РАН Ю.А. Жданова, доктора технических наук, про-фессора О.Б. Макаревича, доктора технических наук, профессора Л.К. Бабенко, доктора философских наук, профессора В.А. Поликар-пову, доктора педагогических наук, профессора А.В. Непомнящего, доктора технических наук, профессора В.И. Тимошенко, кандидата философских наук, генерал-майора М.С. Алешенкова, доктора фило-софских наук, полковника В.И. Гамова и др. Эссе 8. «Информацион-ная война и национальная безопасность» и «Вместо заключения. Ин-формационная безопасность личности, государства и общества в России» написаны совместно с А.В. Поликарповым. Данные эссе не претендуют на исчерпывающее решение весьма сложных проблем фило-софии безопасности (об этом говорит сам характер эссе), их цель состоит в привлечении внимания к одному из самых перспективных направления развития современной философии, имеющих прикладное значение.