Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-эстетические позиции Андрея Белого и его художественная практика : "Петербург" и "Котик Летаев" Какинума Нобуаки

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Какинума Нобуаки. Философско-эстетические позиции Андрея Белого и его художественная практика : "Петербург" и "Котик Летаев" : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1998.- 30 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-5/3360-9

Введение к работе

Актуальность исследования. Эстафета серьезного внимания, сопутствовавшего творчеству Андрея Белого в первое десятилетие его присутствия в литературе (работы Эллиса, Р.Иванова-Разумника, В.Шкловского, В.Жирмунского и др.) была подхвачена деятелями русского Зарубежья (В.Ходасевич, Б.Зайцев, НБердяев, Н.Берберо-ва, К.Мочульский и др.), а со второй половины 1970-х годов перешла к западной русистике, испытывавшей сильный интерес к писателю в контексте авангардных исканий мировой литературы XX века (J.Holthusen, G.Janecek, B.Christa, J.D.Elsworth, V.E.Alexandrov и др.). С 1980-х годов серьезное и углубленное исследование творчества Андрея Белого, заторможенное тоталитарной государственной системой, обрело возможность для реализации в России. Следует признать, что современные русские исследователи много сделали для изучения художественного наследия писателя (труды А.Лаврова, Л.Долгополова, Н.Кожевниковой, Л.Новикова и др.). Однако в силу разрыва в исследовательской традиции внимание русских специалистов до сих пор привлечено преимущественно к отдельным аспектам творчества Белого: к Белому как автору романа «Петербург» и стиховеду, предложившему первую кощепцию соотношения метра и ритма на материале русского четырехстопного ямба, а также к Белому-создателю нового поэтического языка. Но эти аспекты далеко не исчерпывают многих проблем, связанных с новаторством Белого. Автор диссертации предлагает рассматривать теоретические и литературоведческие работы Белого и его литературные произведения как явление целостной духовной жизни писателя, подойти к творчеству Белого не как к совокупности разрознегагых, отъединенных фактов, а как к отражению динамичной внутренней эволюции писателя в его поисках нового идейного содержания и новой художественной формы.

Цель и задачи исследования. Автор диссертации стремится доказать органическую связь теоретических, литературоведческих и собственно эстетических поисков Белого; выяснить внутренний механизм взаимосвязи и взаимодополняемости разных творческих устремлений писателя; указать на наличие характерной для Белого манеры мышления, которая обнаруживается на разных уровнях его творческой деятельности, и продемонстрировать ее проявление в творчестве писателя; рассмотреть в ходе анализа «Петербурга» взаимодействие идейного содержания и формальных особенностей рома-

на; обсудить связь повести «Котик Летаев» с потебнианской философией языка.

Научная новизна обусловлена стремлением выявить инвариантные, метатекстовые аспекты художественного мышления Андрея Белого. '

Методологические основы исследования. Определяя наиболее распространенные и влиятельные подходы к изучению творчества Андрея Белого, автор диссертации считает необходимым ориентировать свою работу на совокупность идейно-философских, морфолого-стилистических и теоретико-эстетических ракурсов исследования.

Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью использования ее материалов в учебном процессе при построении общих курсов истории русской литературы XX века, в спецсеминарах и спецкурсах, посвященных творчеству Андрея Белого.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Содержание работы изложено на 151 странице. Список литературы вмещает в себя более 200 наименований работ русских и западных исследователей.

Похожие диссертации на Философско-эстетические позиции Андрея Белого и его художественная практика : "Петербург" и "Котик Летаев"